в какой стране этот вид искусства называют икебаны
Уроки японского. Искусство икебаны
Если самурай из вас никакой, равно как и буддийский монах, вы не обучались в школе гейш, а о самой Японии лишь иногда смотрели заметки по ТВ и читали в интернете, это не помешает вам создать свою красивую икебану. Как? Было бы желание!
Вся Япония в одной композиции. Проста (но только на первый взгляд), изысканна, многогранна, до конца не понять
Краткая история икебаны. Три основные школы, сотни стилей, миллионы поклонников
Икебана в широком смысле это:
Само слово «икебана» состоит из двух иероглифов: «жизнь» и «срезанные живые цветы», что в сочетании можно трактовать как «вторая жизнь срезанных цветов». Японисты, впрочем, подчеркивают: на самом деле термин не имеет буквального перевода, его значение слишком глубоко. Это и показ места человека в мире, и отражение индивидуальности того, кто составил композицию, и демонстрация принятия естественного течения жизни, частью которой является неизбежное умирание, нахождение в этом эстетики, и многое, многое другое.
Изначально лепестки и срезанные цветы использовались в буддийских ритуалах, поэтому можно сказать, что «колыбелью» икебаны является Индия, где возникло учение. Когда буддизм стал распространяться в Японии (это VI век), практика с цветами-подношениями перекочевала на острова. Только священнослужители ведали, как лучше распорядиться флорой в качестве даров Будде и украшения храмов.
В поисках просветления
От идей киотского священника Икэнобо Сэнкэея берет свое начало старейшая школа икебаны Икэнобо. Мастер был настолько искусен в составлении красивых композиций, что поучиться его умению приезжало духовенство со всей страны.
Стиль, изначально присущий этой школе, называется рикка. Мы заостряем на этом внимание, т. к. в XXI веке школ и стилей существует уже несколько сотен. Но все они, можно сказать, вышли из Икэнобо.
Для классического стиля рикка характерны высокие (выше полутора метров) композиции с основными растениями в составе: сосной, бамбуком, лотосом. Напомним, речь идет о прославлении Будды. Одинокая сосна – дерево, символизирующее природу просветленного. Бамбук обозначает совершенного человека. Ну а лотос для всего Востока – знак духовного раскрытия. Хотя, строго говоря, это тоже упрощенные значения, есть и другие, как чисто буддийские, так и местные, японские, связанные с синтоизмом, традиционной религией жителей островов.
Неизбежно такой красивый процесс, как составление цветочных композиций (пусть и с особым смыслом), должен был выйти из храмов в народ. Это и произошло с течением времени. Сначала икебаны появились в императорском доме, затем – по нисходящей – стали набирать популярность среди всего населения.
К XVI веку религиозное значение икебан уменьшилось. Родился стиль сека. С одной стороны, это упрощенная рикка (для масс). С другой – с годами искусство составления цветочных композиций «напиталось» специфическим японским отношением к красоте и бытию.
Здесь уже не было столь строгих догм о вертикальности, зато нужно было непременно эстетично и со смыслом выдержать баланс всех частей композиции.
Умение составлять икебаны стало обязательным для гейш, но широко занимались этим искусством мужчины. Самураи перед битвой, с которой могли не вернуться, создавали икебану. Представляете, какое глубокое значение, касающееся человеческой жизни, вкладывали они в свою композицию?!
О том, как должны были составляться букеты, писались инструкции. Их изучение, знание и четкое исполнение стало обязательным. Не то чтобы «шаг влево или вправо» не допускался совсем, но принципы создания икебан эволюционировали очень медленно.
Так бы и продолжалось, если бы не вмешались европейцы…
Икебана школы Икэнобо
Начиная с середины XIX века, изоляции Японии от остального мира пришел конец. Огромные перемены охватили все сферы жизни страны, разумеется, процесс коснулся и икебаны.
К концу XIX столетия бывший представитель школы Икэнобо по имени Унсин Охара начал применять для своих произведений непривычные сосуды и «дал жизнь» новым стилям (это был настоящий прорыв!):
Мастер открыл свою школу Охара. Это вторая классическая школа икебаны.
Икебана в стиле морибана
Икебана в высокой узкой вазе
Наконец, в 1927 году открылась школа Согэцу – третья основная школа икебаны.
Ее представители, с одной стороны, не отказываются от традиционной японской философии (она была, есть и будет обязательной незримой составляющей любой композиции, иначе это уже и не икебана вовсе получится, а обычный букет), но с другой – открыты всему новому. Именно икебанисты этой школы стали активно использовать современные материалы, и если таковые появляются в наши дни, не преминут ими воспользоваться. По мнению приверженцев школы Согэцу, икебана не должна стоять на месте, ее задача – развиваться вместе с меняющимся миром. Правила прошлого хороши, но только как основа, трамплин, от которого нужно отталкиваться.
Скорее всего, именно благодаря этой школе икебана стала завоевывать популярность среди неяпонцев.
Новый взгляд на икебану
Сегодня в Стране восходящего солнца множество стилей икебан, но классическими, основными, считаются те, которые практикуются в первых трех школах: Икэнобо, Охара и Согэцу. Они существуют по сей день, у каждой есть свои приверженцы, между ними идет здоровая конкуренция, что в конечном итоге всем только на пользу.
Русский, но пояпонистей. Создаем свою икебану
В нашей стране зафиксирована, можно сказать, официальная дата знакомства с икебаной. В 1968 году при посольстве Японии в Москве и обществе дружбы «СССР – Япония» был учрежден клуб «Икебана». Японки (в основном, конечно, развитием культурных связей занимались женщины из дипломатических семей) обучали наших соотечественниц древнему, но живому искусству составления цветочных композиций. А чтобы об этом узнало население всей нашей огромной страны, подключился журнал «Цветоводство», в котором выходили заочные уроки для всех желающих.
Раритетные номера журнала «Цветоводство». У вас не сохранились?
Кстати, клуб существует по сей день, в нем можно пройти обучение. Вообще приобщиться к японскому искусству икебаны легко, если есть желание: на различных флористических курсах, даже онлайн, с помощью любителей икебаны, которые есть, наверное, в большинстве городов.
Зачем нужна икебана современному неяпонцу?
Для тех, кто уже увлекся этим искусством, полюбил его, вопрос странный. Это и хобби, и дело, которое может принести пользу. Заниматься составлением икебан можно, например, для:
Украшения интерьера. Японская цветочная композиция придаст уникальность даже помещению со стандартной мебелью.
Икебана хорошо смотрится в интерьерах не только в японском стиле
Познания себя, успокоения, приведения мыслей и чувств в порядок. Получается эдакая активная медитация.
Когда все раздражает… составь икебану!
Создания подарка. Почему бы не преподнести близкому человеку вместо стандартного букета философскую цветочную композицию. Японцы так и делают.
От такого презента сложно отказаться
Изучения японской культуры, ведь без знания истории и принципов икебан все ваши представления о Японии будут неполными.
Простой способ узнать о Японии больше – заняться составлением икебан
Прицела на возможный заработок. Освоив икебану, можно организовать свои курсы. Для этого, конечно, придется ответственно учиться, получать дипломы, желательно японских педагогов.
Глаза боятся, а руки делают
Сами японцы признают: икебана очень демократична, в наше время заниматься ею, проявлять свои творческие способности может каждый.
Но, конечно, это не значит, что у новоиспеченного икебаниста должны быть полностью «развязаны руки».
Для начала нужно понимать, чем икебана отличается от букета.
В западном варианте все внимание сосредоточено на цветах, их свежести, красоте, пышности, колористическом сочетании между собой и упаковкой, наконец, удобстве транспортировки. Букеты долго не живут, их выбрасывают по увяданию.
Не такова японская икебана. Она фиксирует взгляд на отношении к жизни. Глядя на композицию, вы можете задуматься о месте человека в мире, заглянуть в свою душу, увидеть красоту и хрупкость природы. Собственно, для последнего (подчеркивания недолговечности всего в этом мире) и используются засушенные элементы. Икебана стоит, как правило, долго.
Итак, можно брать как живые, так и засушенные цветы и другие элементы (например, камешки, листья, в том числе искусственные), но использование каждого должно быть объяснимо и оправданно. Соответственно, ничего лишнего в вашей композиции быть не должно.
Поскольку стилей и направлений в искусстве икебаны великое множество, вы можете выбрать емкость и мелкую, плоскую, и высокую, узкую. Но очень желательно, чтобы она была однотонной или прозрачной, дабы не отвлекать от главного.
Икебана в прозрачной вазе
Сразу продумайте, с помощью чего будет держаться композиция (скорее всего, потребуются фиксирующие элементы) и как поведет она себя со временем.
Икебана не может находиться в одной плоскости, это сложная многогранная структура, всегда асимметричная (как и все в природе), но если рассматривать ее двухмерно, то ее основные элементы должны составить треугольник.
Треугольник и асимметрия в искусстве икебаны
Вершины треугольника символизируют:
Классические пропорции икебаны: «человек» (то, что его обозначает в композиции) на одну треть меньше «неба», «земля» располагается в своей плоскости, противоположной «небу» и «человеку».
Большие икебаны могут состоять из нескольких треугольников, но сначала нужно научиться работать с одним.
Ну а дальше… вкладываем свой смысл в каждый элемент композиции. Что она будет отражать? Ваше настроение в данный момент времени? Глубинные жизненные убеждения? Может быть, она будет связана с каким-то событием? Или просто посвящена времени года за окном? Все допустимо. Ограничений нет.
Считается, что икебану нужно делать в одиночестве, чтобы никто не помешал самовыражению, не привнес ненароком в вашу композицию что-то свое.
Беспроигрышные цветы для первой икебаны
Один из главных мотивов в икебане – хризантема. Этот цветок символизирует Японию. И если настоящий японский икебанист спокойно обойдется без хризантем, для начинающего их использование – простейший способ настроиться на культуру и философию страны. Не говоря уж о том, что композиции с хризантемами всегда получаются очень красивыми!
С мыслями о Японии
Как видите, процесс создания икебаны непростой. Он требует множества душевных сил, знаний. Но с большой вероятностью, один раз попробовав, вы захотите еще и еще, по-настоящему заинтересуетесь этим искусством.
Стили Икебаны с фото
Необыкновенно высокое развитие цветочного искусства в Японии можно отнести к их безусловной любви к природе. Во всех странах люди ценят природную красоту, но в стране Восходящего солнца она стала почти религией.
Японцы всегда чувствовали сильную связь и близость с их естественной средой обитания, и даже в современной деловой жизни среди бетона и асфальта в больших городах они проявляют удивительно сильное желание иметь рядом хоть немного природы в любом из ее проявлений.
Японский дом без каких-либо растений и цветов является довольно редким.
Создание изящных цветочных композиций практиковалось в Японии на протяжении веков и икебана является одной из таких форм, в которой используется минимальное количество растительных элементов и большое значение придается простым выразительным линиям.
Икебана означает «искусство, дающее жизнь цветам» или ка-до – путь цветов. Японцы создавали ее для выражения основных принципов буддийской философии и помещали в храмах, что было основным символически значимым ритуальным обрядом в течение долгого времени.
Сама композиция фокусируется в виде треугольника, с тремя преобладающими элементами символизирующими небо, землю и человечество.
Хотя такого вида флористика занимает годы обучения и практики в специальных школах, любой желающий может узнать несколько основных шагов, чтобы проектировать красивые растительные композиции азиатских школ, которые независимо от стиля, приносит гармонию и дарят чувство прекрасного.
Из-за своего трехмерного эффекта их можно считать реальными цветочными скульптурами. В этом заключается разница между икебаной и другими видами флористики.
В результате сочетания данных элементов в виде природных форм, изящных линий и смысла, скрытого в общей аранжировке создается японская композиция, главной чертой которой является краткость, глубина и совершенство.
В Японии подобное творчество используется в качестве украшения на уровне с картинами и другими предметами искусства и продолжает оставаться объектом глубокого и серьезного познания, длительного и кропотливого обучения, стремления к совершенству и умению. Многие японцы видят в искусстве икебана модель совершенного мироздания.
Каждый, у кого есть желание и время, может приобрести достаточный навык в этом виде флористики. Тем не менее, необходимо овладеть определенными основными знаниями и принципами, прежде чем приступать к подобному творчеству.
Чем отличается японская икебана от других подобных направлений? Прежде всего, своей асимметрией, простотой, лаконичностью и гармоничным сочетанием растительных элементов и сосудов.
Виды стилей
За семь веков своего развития, японское искусство икебаны разработало множество различных стилей и школ. За сотни лет они изменились совсем немного: от торжественной обстановки в храме до уютной атмосферы нашего дома.
Стиль Rikka
Рикка является одним из основных стилей, в создании которого используется высокая ваза и подчеркиваются вертикальные линии. Главной его особенностью является акцент на природную красоту цветов, располагая их с простым изяществом.
На протяжении многих лет rikka совершенствовалась, становясь все более стилизованной, со строгими правилами подбора, как растительного материала и типа контейнера, так и в размещении нечетного числа элементов (обычно семь или девять).
Стиль Сейка (Shoka) (фото 3 и 4) появился в середине XVIII века. Он представляет собой более простую рикку, но его составление также требует определенных правил. Работают только три основных компонента, подчеркивающих внутреннюю красоту растений и уделяется меньше внимания традиционной формализации.
Стиль Shoka
Нагэирэ берет свои корни в XVI веке и предназначался для украшения чайных домиков и чайных церемоний. Для его создания можно применять свободную аранжировку с использованием высоких ваз без какой-либо фиксации. Разрешается также класть цветы на ободок горла вазы.
Moribana использует мелкий контейнер и кэднзан – специальный держатель с множеством острых шипов, в которые вставляются цветы. Важной особенностью морибана является широкое пространство, естественные формы, которые создают впечатление ландшафта. Данный стиль стал использоваться всего около ста лет назад и правила его создания не так строги и трудоемки, как в других направлениях.
Формы, которые одинаково применимы ко всем стилям, включают в себя вертикальное расположение элементов композиции, косое и каскадное.
Необходимые материалы
Кэндзан используется в мелких сосудах для moribana и является тяжелым держателем с множеством острых иголок из латуни от 2 до 10 см, на которые прочно крепятся толстые прочные стебли.
Hasami (щипчики или ножницы) для обрезки цветов и стеблей до желаемой длины. Обычно обрезают под углом.
Низкая ваза с икебаной в стиле морибана
В Японии большое значение придают символике, поэтому сочетание компонентов создает сложный язык. Например, бамбук олицетворяет молодость и вечность, а орхидеи – радость. Сосна, бамбук и слива – долголетие. Хризантема является символом Японии, и ее довольно часто применяют во всех стилях и формах.
Искусство икебаны
Икебана (или икэбана) в переводе на русский означает «живой цветок». Это традиционное японское искусство, связанное с использованием цветов в качестве подношений божественным духам. Японцы, исповедовавшие религию синто, считали, что такие духи окружают нас повсеместно и скрываются в растениях, а также в неодушевленных предметах, например, камнях. Из-за этого к цветам в Стране восходящего солнца было принято относиться как к божествам.
Интересно, что когда Япония приняла буддизм, обряд никуда не исчез. Он трансформировался в подношения цветов Будде. Проводить такой процесс должны были монахи мужчины. Тогда же искусство икебана начало формироваться в том виде, в котором оно дошло до наших дней.
Становление искусства икебаны
Первая школа икебаны под названием Икэнобо была открыта в 15 веке в городе Киото. Ее основателем стал Икэнобо Сэнкэй.
Первым стилем этой школы стал рикка, который был создан для прославления Будды. Стиль отличался размахом (композиции имели высоту более полутора метров) и идеальной точностью геометрических линий. Неудивительно, что основой для него служили бамбук и сосна, а остальные растения органично их дополняли.
На то, чтобы выполнить одну композицию, требовалось огромное количество сил и времени. Занимались этим всего несколько мастеров, пока об икебане не узнали сначала правящая элита, а потом и простой народ. Так популярность искусства начала стремительно расти.
Дальнейшее развитие
Несмотря на то, что стилю рикка обучалось все больше людей, он продолжал оставаться тяжелым и энергозатратым. В связи с этим в начале 18-го века был разработан стиль под названием сёка. Тремя его центральными элементами стали: Человек, Земля и Вселенная.
Сёка хорош тем, что такие композиции можно ставить не только в высоких, но и в низких вазах. На первых этапах развития стиля в нем и вовсе было принято использовать всего одно растения (травы или деревья). Уже потом, по мере развития, мастера стали сочетать между собой разные дары растительного мира.
Влияние Запада
19 век охарактеризовался началом торговых отношений с Европой и США. В итоге, в Японии появилось множество товаров, о которых здесь никогда не знали. Все это повлекло за собой изменения в разных сферах жизни, в том числе и в искусстве икебана.
Завезённые с Запада цветы и растения изначально не допускалось использовать при создании композиций. Но человек по имени Унсин Охара выступил новатором и разработал еще один новый стиль. Речь идет о морибана – разновидности икебана, характеризующейся использованием низких горшков-плошек, нетипичных для Страны восходящего солнца цветов и даже воды (она играет роль дополнительного художественного элемента).
В дальнейшем Охара решил не ограничиваться низким вазами и создал дополнительный подвид своего стиля – хайку. Это все тот же морибана, только в сосудах другой формы.
Современность
Разительные изменения ожидали искусство икебана в конце 30-х годов прошлого столетия. Именно в это время Софу Тэсигахара основал школу Согэцу.
Ранее Тэсигахара, как и его отец, был последователем идей школы Икэнобо. Но он решил пойти дальше и решился на самостоятельное творчество. Более того, совместно с другим мастерами он принимает декларацию «Новой икебаны». Этот документ, по сути, снял с искусства оковы, мешавшие ему развиваться. Пропала необходимость соблюдать строгие и местами устаревшие формы и правила.
Софу Тэсигахара стал использовать в процессе создания композиций не только живые, но и сухие растения, а также металлы, камни, веревки и другие материалы. Его последователи продолжили эту линию, и сейчас школой Согэцу управляет Аканэ Тэсигахара – его дочь.
Всего в Японии насчитывается несколько сотен школ икэбана, однако наибольшее влияние все еще имеют – Икэнобо, Охара и Согэцу.
ИКЕБАНА КУЛЬТУРНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ЯПОНИИ
Что это такое
Неудивительно, что слово «икебана» восходит к японскому языку, ведь это настоящий вид искусства, которым гордится вся Япония. Оно состоит из двух корней:
«Живые цветы» – отличное название для этих произведений искусства, потому что даже срезанные цветы, искусно скомпанованные в букет, выглядят как живые. Нередко название также переводят как «вторая жизнь цветов», подразумевая, что они рождаются в новой реальности и несут в себе глубинный смысл.
Икебана – это искусство
составленияцветочных композиций и их удачного размещения в пространстве. Оно дарит гармонию в доме и завершает интерьер природными акцентами.
Для составления композиций могут использоваться разные материалы, в большинстве своем природные:
Композиции устанавливаются в специальных вазах, многообразие которых поражает и расширяется вместе с эволюцией искусства. В истории икебаны было много новаторов, которые предлагали все новые и новые идеи составления японских букетов.
Истинные мастера осваивают искусство уже очень много лет. Они учатся видеть красоту в каждом бутоне или ветке и отражать в букете, чтобы ее смог увидеть каждый. Икебана может состоять всего из одного цветка или листочка – но при этом в ней отразится вся глубина жизни, которую он символизирует.
Просто и изящно – вот главная характеристика икебаны, сотворенной гениальным мастером.
Как сделать икебану — мастер-класс
Пошаговые фото помогут понять процесс создания. Чтобы сделать такое мандариновое дерево на Новый год, вам потребуются:
Сначала обмотайте мандарины нитками, отличающимися по цвету от этих фруктов.
Поместите корень или ветвь в горшок, зафиксируйте флористической губкой. Привяжите к ветке мандарины, крепко закрепляя их нитью. Прокалывая листы шпильками, сворачивайте эти заготовки и закрепляйте их на будущем шедевре.
Прикройте флористическую губку ветками елки, и новогодняя композиция готова.
История возникновения
О появлении искусства икебана гласит одна легенда. Однажды по Японии прошелся сильный ураган с грозой, который снес на своем пути все и разрушил деревья и кусты вокруг. Тогда буддийские монахи, возложив к статуе Будды веточку поломанного дерева, обратились к Учителю в надежде на то, что он поможет восстановить разрушенную растительность.
Удивительно, но спустя немного времени благоухание цветов вновь распространилось по опустошенным территориям, кусты распустили бутоны, а сады зацвели, вновь даря красоту окружающим. Так буддийские монахи начали частенько сооружать икебаны, чтобы сады никогда не переставали цвести.
Мнения историков по поводу того, когда появилась первая икебана, сильно расходятся. Принято считать, что на японские земли она пришла из Китая, и, как хризантема – символ императорской власти – распространилась по всей стране, точнее, по буддийской ее стороне. Изначально композиции изготавливали монахи, ими украшали храмы и даровали Будде как подношение.
Позже, в IX-X столетиях, композиции вышли за пределы храмов и распространились в домах обычных японцев. Приобретая более естественные, изящные формы, они стали неотъемлемой частью интерьера и принесли с собой гармонию.
Икебана на чайной церемонии в Древней Японии
К XII-XIV столетиям искусство переняли аскетичные самураи, поэтому сделали его более простым, скромным. Примерно в это же время в Японии развилась школа дзен-буддизма, поэтому букеты, символизируя путь к истине, напрочь лишились какого-либо шика, хотя остались все такими же красивыми и символичными.
Все изменилось в XVII-XIX веках, когда главными жизненными ценностями стали обычные радости и любование самой жизнью. Былой символизм в композиции стал не таким важным, как ощущение гармонии, которое дарили икебаны того времени.
Интересно, что любая гейша в Японии должна овладеть искусством создания икебаны.
Как сделать весеннюю икебану?
В это время года начинает пригревать солнце, появляется первая зелень. Пробуждение природы после зимы отражается в весенних композициях. Их можно создавать из различных материалов. Если вы хотите, чтобы икебана долго вас радовала, цветы не завяли, тогда сделайте их из бумаги.
Чтобы создать такое очарование, вам потребуются:
Далее придерживайтесь такой последовательности:
Чтобы лепестки цветов были одинакового размера, расчертите сначала каждый кружочек на полоски, вырежьте образовавшиеся между ними треугольники, удалите их.
Вот такая замечательная работа получится в результате.
Весенняя японская икебана никак не может обойтись без веток сакуры. Чтобы они также долго простояли, используйте для них бумагу.
Такая композиция у вас получится, если вы возьмете:
Сначала нужно сделать лепестки для цветков. Для каждого понадобится по 5 штук. Нарежьте розовую бумагу на полоски шириной 1 см, скрутите из каждой кружочек. Чтобы все они получились ровными, используйте круглое отверстие в специальной линейке. Сюда вы будете вкладывать скрученную туго спираль, проверяя размер. Когда получится элемент нужной величины, обрезайте лишнюю полосу бумаги, а кончик подклейте к этой спирали.
Теперь нажмите на неё с одной стороны пальцем, чтобы получился слегка вытянутый лепесток. Данная часть будет в центре. Клейте по пять лепестков при помощи клеевого пистолета.
Проденьте тонкую леску в иглу, наденьте на неё бисеринку, пришейте эту тычинку в центр вашей композиции. Можно сделать несколько таких тычинок для каждого цветка сакуры. Можно пришить фрагменты лески к специально созданной из розовой ткани сердцевине, а затем уже её приклеить в центр цветка.
Когда будет создано нужное количество таких элементов, прикрепите их к ветке при помощи проволоки или приклеив.
Поставьте мини растение в горшочек, в котором находится пластилин. При этом ветку сакуры положите чуть наклонно.
Закройте поверхность искусственным мхом или бумагой зелёного цвета в технике торцевания.
Особенности искусства
Жители Страны восходящего солнца приравнивают создание цветочных композиций к высокому искусству. Как, например, музыкант должен обладать идеальным слухом, создатель икебаны должен иметь безупречный вкус и отличное зрение.
В составлении композиции большую роль играют линии, цвет и форма. Например, с помощью горизонтальных линий передается равнодушие, отстраненность, а диагональных — воодушевление, радость.
«Теплые» цвета — например, желтый, оранжевый — передают позитивный настрой, доброжелательные чувства, а вот синие, голубые — сдержанность, холодность. Зеленый же цвет считается нейтральным и используется для «связки» других цветов между собой. Часто мастера играют на контрасте цветов, что позволяет влиять на настроение и эмоции людей.
Как мы уже знаем, икебаны тесно связаны с буддийской философией, а также с религией синто, и поэтому в основе лежит символизм – противостояние злых и добрых сил, земных и небесных. В связи с этим композиции символично выполнялись из двух веточек.
Позднее, приблизительно в VII столетии, к двум элементам добавился третий, который олицетворял человека. Так условной схемой построения икебаны стал треугольник – гармоничная форма в японском понимании.
Сегодня внимание уделяется не только самой композиции, но и тому, какое место она занимает в интерьере, какую имеет форму или цветовую гамму, какой на нее падает свет. Такое повышенное внимание оправдано – ведь некоторые японцы считают процесс созерцания икебаны настоящей медитативной практикой.
Дзиюка
Свобода стиля проявляется в оригинальности выбора материала, это своеобразный сюрреализм икебаны из природных материалов. Он объединяет древнее искусство составления букетов и современный взгляд художника. Здесь возможно любое видоизменения формы листьев, добавление материалов как природных, так и неживых. Часто используются сухие травы и листья, плоды, стекло и камни, пластик. Также выбирается необычная форма сосудов, в которых создается шедевр.
Свободный стиль составления букетов допускает применение смешения других стилей. Могут использоваться растительные материалы окружающей природы, добавляются геометрическая символика, цветовые смешения. Современные фактурные материалы позволяют разгуляться фантазии художников, воплощая самые безрассудные замыслы.
В стиле Дзиюка можно создавать бессчетное количество образов, сочетая растительный и искусственно созданный материал.
Школы
Всего существует не одна сотня школ икебана, но за все время существования наиболее известны и влиятельны три из них:
Из всех других сформированных школ она была первой. Свое название она получила благодаря основателю – Икэнобо Сэнкэй, который жил в домике у озера в Киото в XV столетии. Он был монахом и составлял храмовые композиции, которые были довольно скромными внешне, но достигали отнюдь не скромных размеров – до двух метров. В школе Икэнобо использовались в основном стили рикка и сёка.
Школа появилась в последние годы XIX века и подарила искусству новый стиль – морибана. Его особенность заключается в том, что основа композиций – низкие вазы, наполненные водой, с плоским дном.
Морибана
Название школы переводится как «трава и луна».
Согэцу была основана в третьем десятилетии минувшего века. Школа увидела свет благодаря выдающемуся человеку искусства Софу Тэсигахара.
Он первым начал использовать в японских букетах наряду с природными материалами искусственные: металлические, тканевые, пластиковые изделия. С этого момента икебаны покинули пределы обычных домов и помещений, выставляясь теперь в парковых зонах, на тротуарах и даже в метро.
Икебана в метро Киото
Идея, лежащая в основе цветочной композиции
Недаром Икебана — одна из самых известных и любимых форм классического искусства Японии. Люди не просто делают это как хобби. За этим стоит гораздо более глубокая идея. В основном это создание внутреннего мира и содействие самореализации. Вы учитесь смотреть на природу по-другому, создавая маленький кусочек природы самостоятельно. Простота процесса означает, что для этого требуются годы дисциплины, понимания и практики.
Поделиться ссылкой:
Стили
Конкретные школы всегда предпочитали определенные стили создания, хотя сейчас нет жестких рамок, и мастера могут творить, вдохновляясь сразу несколькими стилями.
Связан с появлением школы Икэнобо – он использовался в храмовой отделке. Из-за впечатляющих размеров использовались стволы деревьев: широкие стебли бамбука, массив сосны. Над изготовлением одной композиции трудилось одновременно несколько мастеров.
Его название переводится как «стоящие цветы». Причем эти цветы символизируют мощь природы: реки, скалы, горы, леса, водопады, поля – создателям удивительным образом удавалось воссоздавать пейзажи. Однако процесс изготовления был очень трудоемким, поэтому этот стиль постепенно вытеснился более компактными композициями.
По сути, это все тот же старый добрый стиль рикка, но в миниатюре. Если первый полюбился монахам, императорам, аристократам и прочим представителям «голубых кровей», то стиль сёка можно было встретить даже в домах обычных людей.
Он сформировался с наступлением XVIII столетия и держался на трех столпах: воплощении всего мира, Земли и человечества.
Особенность этого стиля в том, что композиции составляются в высоких вазочках. Стебли и цветы держит узкое горлышко, а иногда – специальные подпорки. Нагэирэ не просто передает великолепие природы, он подчеркивает изящество самих растений.
Про этот стиль мы уже писали чуть выше. Он стала распространяться на рубеже XIX и XX столетий. В основе композиции – плоская низкая посуда, на дно которой нередко добавляют воду.
Если морибана довольно объемная, ее, кроме этого, закрепляют особыми держателями.
В стиле морибана стала использоваться растительность, привезенная из западных стран.
Самый современный на сегодняшний день стиль, который отдает сюрреализмом. В ход идут самые разные материалы – от природных даров до синтетических материалов. Вазы, да и сама композиция, могут принимать очень смелые формы.
Осенняя икебана своими руками
Чтобы сделать такую композицию, возьмите:
Насыпьте в вазу шариков так, чтобы они заполнили ее наполовину. В качестве символа земли будет использоваться ветка орхидеи, высота которой примерно полметра. У неё должен быть небольшой изгиб влево.
Как делается такая икебана своими руками фото красноречиво показывает. Поместите орхидею в емкость так, чтобы стебель оказался на дне этой посудины, а саму ветку наклоните чуть влево. Второй символ икебаны, обозначающий небо, мы создадим при помощи ветки орхидеи, длина которой около 60 см. Наклоните ее чуть вправо.
Посмотрите, как нужно поставить ветку тинги, она должна быть почти параллельна символу небо, а затем отходить назад налево за символ земли.
Если у вас нет данных растений, осенняя икебана может получиться из даров природы. Вам потребуются:
Инструкция по созданию:
Если вы любите минимализм или у вас мало исходных материалов, тогда можете сделать осеннюю икебану из одного листа, 1 фрукта, флористической проволоки и пластмассовой основы.
В прозрачную основу нужно вставить изогнутые флористические элементы проволок, на конце которых располагаются осенние аксессуары.
Вместо вазы можно использовать пластиковый лоток. Поставьте на него небольшой горшочек с пуансетией, закрыв его ее листьями, воткните в почву веточки рябины, прочно зафиксировав их там.
Если у вас есть миниатюрные тыквы, яблоки, апельсины, вы можете расположить их на поверхности, декорировать их окрашенными в зелёный цвет изогнутыми тонкими веточками или флористической проволокой. Получится свежо и оригинально.
Новогодняя икебана особенно ценна, так как в это время года мало ярких красок. Вы можете не только добавить их, но и сделать так, чтобы в воздухе витал аромат цитрусовых.
Посмотрите, какая красивая композиция может получиться. Для неё нужно использовать обычный деревянный ящик и установить веточки елки на флористической губке, которую вы поместите в него, или применить специальное приспособление для икебаны. Между веточками елки уложите апельсины, лимоны. Их можно привязать лентами или закрепить при помощи шпажек. Если хотите украсить апельсин, возьмите половинки зубочисток, с их помощью прикрепите на этот фрукт, например, изюм или мелкие виноградины.
О том, как украсить апельсины, сделать декоративные элементы из цедры вы узнаете прямо сейчас.
Осторожно снимите цедру с апельсина.
Сверните получившуюся цедру розочкой и наколите на зубочистку, чтобы зафиксировать.
После того, как вы положите эту заготовку возле батареи, и она высохнет, нужно использовать ее в качестве элемента декора. Например, у вас может получиться вот такая новогодняя икебана, фото показывает, что нужно использовать ветки сосны, наколов на иглы розы из цедры.
Можно разложить зерна кофе на светлой тарелке и сверху разместить ломтики цедры, а сбоку — розочку. Такая композиция на Новый год будет не только красиво смотреться, но и приятно благоухать.
Ещё к зимним праздникам можно сделать украшение из цедры, используя формочки. Если у вас нет готовых, их вполне можно вырезать из алюминиевой банки.
Теперь из получившихся полотен, используя самодельные или покупные формочки, нужно выразить различные фигурки.
Можно вырезать парные элементы разного размера. Для этого понадобится по 2 формочки. Когда большая заготовка из цедры будет сделана, в центр вы поместите малую и сделаете вырез. Останется положить малую в большую, перевернув некрупную мякотью вверх.
Теперь проделайте шилом отверстия, привяжите сюда бечевку и просушите заготовки.
Новогодняя икебана, украшенная такими цитрусами, смотрится очень привлекательно.
Еще одна важная часть таких композиций — это свеча. Вокруг неё размещают ветки хвои, светлые гвоздики, шишки и веточки, окрашенные в белый цвет. Композиция выглядит празднично и нарядно.
Она была выполнена в бело-зеленых тонах, если вы хотите использовать золотые, тогда возьмите свечку такого цвета или покрасьте её в соответствующий тон. Также покройте сухоцветы и шишку этим сверкающим составом.
Следующая икебана своими руками создаётся из:
Осторожно снимите кожицу с апельсина, делая ножом зигзагообразные движения. Затем цедру нужно просушить. Поместите внутрь нее по золотому шару. Равномерно распределите эти атрибуты на прозрачной тарелке, которую вы поместите на верх вазы, а справа и слева будут красивые ниспадать волнистые золотистые ленты. В эту же тарелку положите еловые ветки и шишки.
Ваза будет смотреться еще очаровательнее, если элементы декора вы разместите и внутри нее. Возле этой емкости положите цедру, стеклянные шарики и поставьте подсвечник.
Следующая икебана на Новый год делается в корзине. Такую ёмкость не обязательно покупать, иногда косметические подарочные наборы продаются в подобных плетеных корзинах. Используйте их. Положите внутрь веточки хвои, веточки рябины, украсьте композицию другими мелкими ягодами или фруктами.
Посмотрите, каким образом вы еще можете декорировать цитрусовые, которые будут очень шикарно смотреть новогодние те бани. Из них можно сделать шары. Для этого воткните в апельсин сушеную гвоздику, завяжите фрукт красивой ленточкой.
Если будете использовать такие элементы декора для зимней композиции, тогда ленточка не нужна. В этом случае выложите на светлое блюдо хвойные веточки и шишки, украсьте композицию рябиной и поместите цитрусовые. Как видите, в них сделаны ножом разрезы, которые затем декорированные сухой гвоздикой. Они могут быть цилиндрической формы, зигзагообразные или напоминать рисунок «сеточка».
Поможет сделать икебану на Новый год и искусство карвинга.
Вырежьте цедру апельсина специальными приспособлениями для карвинга или тонким ножом, чтобы у вас получилась вот такая красота.
Вы можете сделать интересную композицию, которая одновременно будет и топиарием, и зимней икебаной.
Современность
В прошлом веке нескрываемый интерес к искусству икебана появился также у представителей Запада. Они пытались воссоздавать шедевры, привносить что-то новое, использовать собственные материалы. Однако этот вид искусства в Японии и на Западе отличается главным – подходом.
Если европейцы относятся к нему как к хобби, некоему развлечению и способу прикоснуться к загадочной культуре Востока, то сами японцы подходят к созданию со всей серьезностью. Для них это особый ритуал, который требует сил, времени и обязательно – частички души.
Сегодня в Стране восходящего солнца насчитывается больше трехсот крупных школ – а это порядка 15 миллионов людей, которые искренне влюблены в искусство икебана.