в какой стране этнология имеет самые глубокие корни
Этнология
Содержание
Предмет и объект этнологии
По одному из пониманий этнология — это социологическое направление антропологического исследования, включающее социальную грань в сравнение бытия, фольклора, верований, культурного и исторического развития различных этносов и обществ.
Среди целей этнологии — реконструкция человеческой истории, и формулировка культурных инвариантов, таких как предполагаемое табу кровосмешения и изменение культур, а также формулировка обобщений о «человеческой природе», концепции, которая критиковалась с XIX столетия различными философами (Гегель, Маркс, структурализм, и т. д.).
Связь этнологии с этнографией, культурной и социальной антропологией
Этнология («наука о народах») тесно связана с понятиями этнография («описание народов»), народоведение, культурная антропология.
По сравнению с этнографией, которая исследует отдельные этносы через прямой контакт с их культурой, этнология более академична, начинает с исследований, собранных этнографами, затем сравнивает и противопоставляет различные культуры, чтобы развить это в исследовательских работах и изложить в учебниках. В США данная наука обозначается как «культурная антропология», а в Великобритании — как «социальная антропология», однако этнология — это не только раздел антропологии. Этнология возникла как научная дисциплина с конца XVIII века и может применяться к любому сравнительному исследованию человеческих групп.
Разделы этнологии и связь её с другими науками
Этнология и антропология
К этнологии довольно близка антропология: для той и другой общим предметом исследований являются вопросы происхождения рас, их распределения по планете, изменения физического облика людей в результате культурно-исторического прогресса, антропологического состава этносов. Но нельзя ставить знак равенства между понятиями «этнология» и «антропология», так как предметом антропологии никогда не были проблемы этногенеза, этничности, демографических процессов; антропология была и остается наукой о биологической и физической природе человека. Этнология значительно шире по своему предметному полю, чем антропология, что не позволяет говорить об их тождестве.Связь этнологии с другими науками
Этнология и социология
Этнология и культурология
Этнология и психология
Термин «этническая психология» (нем. Völkerpsychologie ) был предложен во 2-й половине XIX в. немецкими философами и лингвистами Г. Штейнталем и М. Лацарусом, пытавшимися обосновать понятие этнической психологии и сформулировать её задачи. Опираясь на психологию И. Гербарта и трактуя с гербартианских позиций концепцию «народного духа» (по аналогии с индивидуальным сознанием), они пытались доказать на страницах основанного ими в 1859 г. журнала «Психология народов и языкознание» (нем. Zeitschrift fur Völkerpsychologie und Sprachwissenschaft ), что язык, религия, право, искусство, наука, быт, нравы и т. п. получают конечное объяснение в психологии народа как носителя коллективного разума, воли, чувств, характера, темперамента и т. п. Согласно такому пониманию, все явления социальной жизни представляют собой своеобразную форму «эманации народного духа». Задача психологии народов как отдельной науки — познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народов.
В. Вундт подверг критике интеллектуализм воззрений Г. Штейнталя и М. Лацаруса и выдвинул столь же идеалистическое волюнтаристское понимание сущности и задач этнической психологии. Он отказался от неопределённого понятия «дух целого» и придал психологии народов более реалистичный вид, предложив программу эмпирических исследований языка, мифов и обычаев — своего рода социологию обыденного сознания. В его варианте психология народов — это описательная наука, не претендующая на открытие и создание законов, но фиксирующая особенности «глубинных слоев» духовной жизни людей. Для Вундта народное сознание представляло собой «творческий синтез» индивидуальных сознаний, порождавший качественно новую реальность, обнаруживаемую в продуктах надындивидуальной деятельности.
Школа психологии народов послужила отправной точкой для развития понимающей психологии В. Дильтея и Э. Шпрангера, а также французской социологической школы.
В изучении проблем этнической психологии, наряду с психологами, приняли участие лингвисты, историки, археологи, социологи, этнологи, антропологи и др. Был собран огромный фактический материал по психологии различных племён и народов. Особенно много внимания уделялось исследованиям психологии первобытных народов (французский учёный Л. Леви-Брюль, немецкий учёный Р. Турнвальд и др.).
этнология
оглавление
Специализированная наука и самооценка
Что такое этнология?
Определения антропологии или антропологии (англ. Anthropology ):
Перспективы
Предмет культивирует определенные перспективы, которыми он отличается от других дисциплин социальных и культурных наук, и в то же время дает им фундаментальные импульсы.
Классически важную роль играла перспектива изнутри (также эмическая перспектива), т. Е. ЧАС. попытка понять и объяснить внутреннюю реальность культурного контекста и его участников.
В течение долгого времени этнология также фокусировалась на преимущественно бесправных и обездоленных группах (например, на группах меньшинств, колонизированных или маргинализированных ). Однако сегодня исследуется все больше и больше социально более обеспеченных групп (например, социальных элит ).
В конечном счете, центральное место в предмете занимает его саморефлексивный взгляд, который последовательно проверяет как собственные методологические процедуры, так и позицию исследователей по отношению к производству этнологических знаний.
История науки
В XIX веке этнология развивалась как нишевый предмет. Прежде всего, он касался тех народов и культур, которые не были исследованы давно устоявшимися науками (история, филология, индология и т. Д.), Но с которыми европейским колонизаторам, миссионерам и путешественникам, в частности, приходилось иметь дело очень часто.
Поскольку в конце XIX века этот предмет стал применяться в университетах, определение его предмета оказалось трудным. В отличие от других наук, это было сделано в основном для защиты. Исследуемые общества часто определялись только тем, чего им не хватало, в отличие от тех, которые были созданы государством. Поэтому были выбраны следующие отрицательные или дефектные определения предмета:
Этнология в каноне наук
Влияния на этнологию
Этнология и европейская этнология
Направления исследований в этнологии
Наиболее важные области этнологии, изучаемые сегодня в университетах:
Методы
Любые полевые исследования неизбежно приводят к влиянию на наблюдаемых людей. Чтобы снизить этот показатель, социолог Роланд Гиртлер сформулировал в 2001 году «десять заповедей полевых исследований»:
история
История темы
От древних до начала современности
Две богословские школы сформировали универсальные идеи:
Раннее современное время до сегодняшнего дня
15-17 века
Томас Гоббс (1588–1679) Левиафан (1649/1651), Антонио де Оливейра де Кадорнега (1610–1690), Жозеф-Франсуа Лафито (1681–1746), Жан-Жак Руссо о контрасте социальных (1762).
18-ый век
В то время как этнография возникла в период германо-русского раннего просвещения, этнология возникла в период германо-австрийского позднего Просвещения. Для Мюллера в России, Шлёцера в Германии и Коллара в Австрии вопросы о единстве народов были очень важны. Почти все исследователи в России следовали предположению Готфрида Вильгельма Лейбница (1646–1716), что только сравнение языков, а не обычаев, может дать информацию о происхождении и родстве народов.
19 по 21 век
Сегодня термина «этнология» в основном избегают, потому что в центре внимания исследований меньше людей (которые долгое время считались естественными сообществами), чем этнические группы как «воображаемые сообщества».
История теории
Становление этнологии как науки
Этнологию с достаточным основанием можно отнести к одной из
древнейших отраслей научного знания. Известная нам история человечества с периода возникновения родов и до наших дней свидетельствует, что у людей возникала потребность в знаниях не только о жизни, традициях и обычаях своего рода-племени, но и о быте и культуре окружающих народов. На протяжении тысячелетий накапливались сведения и данные об этнической стороне жизни многих народов мира. С течением времени они углублялись и расширялись, составляя все более полную картину этнического образа народов.
Уже в древности предпринимались попытки не ограничивать эти знания только простым описанием, и появлялись труды, в которых обширный эмпирический материал систематизировался, проводилась классификация различных народов на основе их культурно-хозяйственных, территориальных, языковых и других различий. Многие авторы античности оставили довольно подробные точные систематизированные данные о некоторых народах того времени. Так, древнегреческий историк Геродот, живший в V в. до н. э. и прозванный «отцом истории», дал первое систематическое описание жизни и быта скифов. Другой древнегреческий географ и историк Страбон (64/63 гг. до н. э. — 23/24 гг. н. э.), много путешествовавший, является автором «Географии» в 17 книгах, где даны описания многих народов античности. Римский писатель, ученый Плиний Старший (23 — 70 гг. н. э.) в своей «Естественной истории», состоящей из 37 книг, дает подробные сведения по истории и быту Рима и римлян. В очерке «Германия» римский историк Тацит (ок. 58 — ок. 117 гг.) описывает религию, общественное устройство и быт древних германцев.
Дальнейшее расширение и развитие научных знаний в области этнологии было обусловлено практическими потребностями жизни. Большой интерес к этнической истории и жизни народов проявился в эпоху так называемого Великого переселения народов (IV — VI вв.), когда образовался ряд королевств — вестготов, вандалов, остготов, бургундов, франков, лангобардов.
Еще одним крупным импульсом к развитию этнических знаний стали Великие географические открытия XV — XVIII вв. В связи с этим возникла потребность изучить и объяснить различия в
культурном развитии народов, определить причины расцвета и упадка культуры и исторической роли того или иного народа, раскрыть механизмы формирования и особенности этнической психологии, выяснить причины расовых различий народов, установить взаимосвязь этнических особенностей и социально-экономического развития и т. п. В этот период появилось большое количество миссионерских донесений и рассказов о тех народах Северной и Южной Америки, Африки и Азии, с которыми им приходилось встречаться.
В эпоху европейского просвещения, главным образом в XVIII в., место простого описания уже занимает критическое рассмотрение этих данных и попытка привести их в некоторую систему. Стали возникать теории и концепции, создаваться научные направления и школы, занимающиеся этими вопросами и закладывающие основы единой науки о народах — этнологии. И только XIX в. дал возможность этнологии сложиться как науке.
Сам термин «этнология» стал употребляться сравнительно недавно. Имеются сведения о том, что термин «этнология» был введен в научный оборот в 1784 г. французским ученым А. Шаванном. До середины XIX в. этот термин употреблялся при описании различных этнических процессов наряду с термином «этнография», не обозначая еще особую науку. Формально в 1830 г. французский ученый Жан Жак Ампер предложил использовать этот термин в качестве наименования новой науки о народах и культурах. Постепенно это название распространилось в крупнейших европейских странах, а во второй половине XIX в. стало употребляться и в России.
Термин «этнология» происходит от греческих слов «этнос» (народ) и «логос» (понятие, учение). Древние греки применяли понятие «этнос» к другим народам (не грекам), которые отличались от них языком, обычаями, верованиями, образом жизни, ценностями, привычками и т. п.
Следует отметить, что относительно предмета, целей и места этнологии в системе наук с середины XIX в. и до настоящего времени ведутся дискуссии среди ученых различных школ и направлений. Наиболее дискуссионным является вопрос о содержании и смысле самого названия данной науки, до сих пор не имеющей однозначного толкования. Достаточно сказать, что в научной литературе существует множество различных значений и интерпретаций понятия «этнология».
Середина XIX в. стала временем интенсивного развития этнологии в ряде западных стран. Как отмечалось, это обусловливали потребности колониальных держав, поработивших сотни народов, имеющих различные культуры и образ жизни. Для эффективного управления покоренными народами необходимы были знания об их культурах, традициях, обычаях, ритуалах верованиях, психологии и т. п. Эти и другие сведения могла дать наука этнология, и поэтому она пользовалась поддержкой официальных властей. В связи с этим нужно отметить, что первоначально этнология развивалась как наука об отсталых народах Азии, Африки, Австралии, Америки.
Как уже отмечалось, наука этнология конституировалась во Франции. В 1839 г. здесь было основано Парижское общество этнологии. С этого времени Франция стала одним из центров этнологических исследований. В 1842 г. возникло Американское этнологическое общество. В Германии в конце XVIII в. сформировалось научное направление, ставившее своей целью изучение неевропейских народов и культур. В 30-х гг. XIX в. для общего названия описаний всех народов, представленных немецкими путешественниками и учеными, стал использоваться термин «этнология».
В англоязычных странах наука о народах развивалась как составная часть антропологии, а именно ее научное направление — социальная антропология. В научный оборот это название в 1906 г. ввел один из основателей английской этнологии Джеймс Фрэзер. Понятие «социальная антропология» получило распространение и стало английским эквивалентом понятия «этнология».
В отличие от Англии, в США этнология развивалась, главным образом, под названием «культурная антропология». Здесь внимание сосредоточивалось на изучении различных этнических групп как носителей разнообразных культурных традиций. Начиная с 50-х гг. XX в., данное направление ориентируется на изучение только проблем культурных особенностей народов, т. е. любых этнокультурных процессов.
В России с середины XVIII в. стали уделять большое внимание этническим проблемам. Связано это было не только с расширением Российского государства и вхождением в его состав многих
народов, но и с возросшим интересом к судьбе русского народа, его историческим корням, особенностям русской культуры и т.д. В XIX в. интерес к этническим проблемам возрос под влиянием движения славянофилов, которые ставили своей задачей развитие национального самосознания русского народа, сохранения его национальной самобытности.
Отечественная этнология зарождалась в середине XIX в. Большую роль в этом сыграло учреждение в 1846 г. Русского географического общества, которое было создано для выполнения не только научных, но и прикладных задач. В 1849 г. в составе Географического общества было открыто Отделение этнографии. В полиэтнической России развитие этнологии во многом определялось практическими потребностями изучения населяющих ее этносов. Государственные интересы требовали всестороннего исследования России, в том числе изучения ее народов. Нужны были сведения о народах Сибири, Средней Азии и Кавказа. Была принята также программа «Об этнографическом изучении народности русской», которая предусматривала исследование русского этноса и его этнографических групп. С этой целью в середине и второй половине XIX в. были организованы академические этнографические экспедиции в Сибирь и другие регионы и созданы подробные этнографические карты Европейской России.
У истоков этнологической (тогда еще именовавшейся этнографической) науки России были русские ученые К.М. Бэр, Н.И. Надеждин, К.Д. Кавелин, которые в 40 — 50-х гг. XIX в. сформировали основные принципы этнологической (этнографической) науки. Большую известность в истории русской науки о народах приобрела научная деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая, который исследовал материальную и духовную культуру, быт и обычаи папуасов Новой Гвинеи и народов Океании.
После Октябрьской революции создавались новые учреждения по изучению народов России. В 1918 г. был организован этнографический факультет Географического института в Петрограде, в 1919 г. — университетские этнографические центры в Петрограде и Москве. В 1925 г. факультет общественных наук МГУ им. М.В. Ломоносова был преобразован в этнологический факультет и просуществовал до 1930 г. Активизировала свою деятельность созданная до революции Комиссия по изучению племенного состава России и сопредельных стран, было создано Центральное этнографическое бюро Наркомнаца СССР. В 1924 г. были образованы Комитет по изучению языков и этнических культур народов Востока СССР, в 1930 г. — Институт народов Севера и т. д. В 1933 г. на основе Музея антропологии и этнографии был создан Институт антропологии, археологии и этнографии, позднее преобразованный в Институт этнографии Академии наук СССР. Стали возникать этнографические центры также на Украине, в Белоруссии, в республиках Кавказа, Средней Азии и других регионах.
Следует отметить что в СССР вплоть до 1990 г. термин «этнология» в
научной литературе почти не употреблялся (за исключением
20-х г.). Поэтому этнология наряду с этнографией развивалась
под одним официальным названием — «этнография». После переименования Института этнографии в институт этнологии и антропологии термин «этнология», обозначающий самостоятельную научную отрасль, стал общепризнанным и популярным.
В 50-е гг. XX в. начался новый этап этнологии, были изданы крупные труды по народам СССР и всего мира, создана серия этнических карт, развернулось изучение этнических процессов в СССР и
зарубежных странах. Начиная с 1970-х гг. этнологи СССР стали
проводить исследования национальных и межнациональных отношений. Под руководством директора Института этнографии АН СССР (с 1990 г. — Институт этнологии и антропологии РАН) академика Ю.В. Бромлея, видных ученых Ю.В. Арутюняна, Л.М. Дробижевой, В. В. Пименова и др. развернулись этносоциологические исследования в различных регионах страны. Позднее при институте был создан Центр по изучению национальных проблем. В 80-е гг. фронт этнонациоиальных исследований
расширился: стали изучаться этнокультурные, этнопсихологические, этнолингвистические и другие аспекты национальных отношений. В результате проведенных исследований и опубликованных на их основе работ этнические аспекты национальных отношений в СССР получили широкое освещение. По существу, раздел науки, называвшийся «теорией наций и национальных отношений», стал осваиваться этнологами.
В 90-е гг. проблемы, относящиеся к этнологии, изучались во мно-гих научных учреждениях и учебных заведениях Российской Федерации. Для этого созданы соответствующие институты, Центры, подразделения. Функционируют Институт этнологии и антропологии РАН, Институт диаспоры и ближнего зарубежья, Институт региональной политики, кафедры и лаборатории при вузах, многие другие учреждения, специализирующиеся по проблемам межэтнических, межнациональных отношений. Вопросы, рассматриваемые в этих научных и учебных подразделениях, относятся к этнологии как научной дисциплине в широком значении.
ЭТНОЛОГИЯ И ЭТНОГЕОГРАФИЯ
— Становление этнологии и рождение этногеографии
Рождение этногеографии как науки во многом обязано появлению и развитию двух областей человеческого знания — этнологии и географии. Обе эти науки зародились в Древней Греции, и их становление было обусловлено практическими потребностями людей.
Название науки «этнология», происходит от греческих слов — этнос (племя, народ) и логос (слово, наука). В античные времена древние греки, владевшие множеством колоний по всему Средиземноморью, применяли понятие «этнос» к другим народам (не- грекам), которые отличались от них языком, обычаями, верованиями, образом жизни, в то время как свой народ они называли «демос». Отцом науки о народах можно считать древнегреческого историка Геродота.
По мере развития человеческой цивилизации у людей существовала (и сейчас существует) потребность в знаниях не только о своей культуре, но и о культуре окружающих народов. Уже античные авторы пытались привести в систему разрозненные, эмпирические сведения такого рода, классифицировать их на основе хозяйственных и культурных признаков.
В средние века этнология была наукой о племенах и народах, ставших известными европейцам в эпоху Великих географических открытий. В ходе экспедиций в Азию, Африку и Южную Америку ученые собрали огромный этнографический материал, оставили бесценные дневниковые записи и зарисовки о материальной и духовной жизни различных народов. Но и тогда все их попытки систематизации этих материалов носили в основном умозрительный характер.
В XVIII в. благодаря колонизации обширных территорий происходило бурное развитие антропологии, уделившей большое внимание демографическим и расовым процессам. Спустя век в развитых европейских странах возникли антропологические общества, имевшие целью изучение найденных останков первобытных людей. Уже в середине XIX в. исследования останков древнего человека поставили задачу реконструкции истории человечества и культуры. Так в составе антропологии появилось новое научное направление — социальная антропология.
Вплоть до XIX в. слово «этнология» употреблялось при описании различных этнографических процессов, но не обозначало самостоятельную науку о народах. Возникновение ее относится к середине XIX в. Использовать это понятие в качестве наименования новой науки о народах и культурах предложил французский ученый Жан Жак Ампер, в 1830 г. он разработал общую классификацию антропологических наук, среди которых выделил и этнологию. Это название вскоре широко распространилось в ведущих европейских странах, а с середины XIX в. стало употребляться в русском языке.
Этнология была призвана объяснить особенности культурного развития народов, выяснить их расовые различия, установить взаимосвязь этнических особенностей и общественного устройства, определить причины расцвета и упадка культуры и исторической роли того или иного народа.
Середина XIX в. оказалась весьма благоприятным временем для быстрого развития этнологии, что было связано с колониальной экспансией европейских стран по отношению к народам Азии и Африки. Первоначально этнология развивалась как наука об отсталых народах. Такой она существовала вплоть до первых десятилетий XX в., когда возникли представления об этносах как о своеобразных общностях людей, не зависящих от уровня их социально-экономического развития. Колониальная политика метрополий потребовала самых разнообразных знаний о колонизуемых ими народах и культурах. Основную массу необходимых сведений могла дать только этнология, поэтому молодая наука пользовалась государственной поддержкой. В зависимости от политических и экономических интересов правительств развитие этнологии во Франции, в Германии, Англии, США и России получило свои особенности.
В Европе наиболее глубокие научные традиции этнология имела в Германии, где еще в 1789 г. это научное направление ставило своей целью изучение неевропейских народов и культур. В 30-х гг. XIX в. для общего названия описаний всех других народов, сделанных немецкими путешественниками и учеными, наряду с термином «народоведение» стал использоваться термин «этнология». В основе этого научного направления лежало философское учение Ф. Гегеля об «абсолютной идее» («абсолютном духе») в развитии народов.
Во Франции в связи с активной политикой колонизации правительство страны постоянно испытывало потребность в подробной информации об особенностях образа жизни, культуры и традиций зависимых народов. Там эту науку первоначально назвали этнографией, и она именовалась так вплоть до конца XIX в., когда была осознана научная неполноценность этнографических матери
алов из-за отсутствия в них исторических данных и теоретических обобщений. Официальным утверждением этнологии как самостоятельной науки стало основание в 1839 г. Парижского общества этнологии. Благодаря тому, что этнографические описания были дополнены историческими и теоретическими материалами, этнография в начале XX в. трансформировалась в этнологию.
Наука о народах в Англии развивалась как составная часть антропологии — биологической науки о природе человека. Взлет ее в XVIII в. тоже связан с возросшим вниманием к демографическим и расовым процессам в британских колониях. В ходе реконструкции биологической истории человечества и его культуры в составе антропологии выделяется такое научное направление, как социальная антропология. Понятие «социальная антропология» довольно быстро получило распространение и стало английским аналогом слова «этнология». В настоящее время представители английской школы социальной антропологии ориентируются на изучение различных этнических групп — носителей разнообразных этнокультурных традиций.
Этнология в США возникла как наука, занимавшаяся исслед дованиями в области физической антропологии, расовых и культурных различий. По причине этнического своеобразия США и острой проблемы расовых отношений американская антропология сформировалась позднее, чем в других развитых странах. В середине 50-х гг. XX в. американские этнологи начали изучать только проблемы культурных особенностей народов, что получило название культурной антропологии.
В России интерес к этническим проблемам появился во второй половине XVIII в., когда, по образному выражению русского историка В. О. Ключевского, область колонизации России расширялась вместе с ее государственной территорией. Государственные интересы требовали сведений о колонизируемых народах Сибири, Средней Азии, Кавказа. Тогда впервые в среде славянофилов был поставлен вопрос о месте и роли России среди других народов. Исходя из идеи мессианской роли русского народа, они считали своей задачей развитие его национального самосознания, сохранение национальной культуры и т.д.
Показательно, что развитие этнологии в России связано с деятельностью Русского географического общества (РГО), созданного для выполнения не только научных, но и практических задач. В рамках РГО действовало этнографическое отделение, имевшее целью исследование способов жизни, нравов, религии и языка русской народности.
В 40—50-х гг. XIX в. русские ученые К. М. Бэр, Н. И. Надеждин, К.Д. Кавелин сформировали основные принципы этнографической науки, которые и стали проводиться в жизнь РГО. На одном из заседаний общества была поставлена задача описы
вать: 1) быт вещественный; 2) быт житейский; 3) быт нравственный; 4) язык русского народа. Нравственный быт включал в себя все явления духовной культуры, и среди них — «народную характеристику».
Особое место в истории русской этнологии занимает имя
Н. Н. Миклухо-Маклая, который обоснованно отрицал теорию неравенства народов. Исследование особенностей материальнЬй и духовной культуры, антропометрические измерения папуасов Новой Гвинеи и народов Океании позволили ученому выдвинуть идею о том, что все различия между народами вызваны природными и социальными условиями их жизни. Работы ученого на долгое время связали в России этнологию с географией.
В программу исследований в рамках РГО входило всестороннее изучение и географического пространства России, ее природных богатств и народов. Следствием развития естественно-научного направления этих исследований явились попытки объяснения психологии и культуры различных народов влиянием природных условий, что привело к формированию в русской научной школе такого направления, как природный детерминизм. В этой связи показательно высказывание русского философа Н. А. Бердяева: «Необъятность русской земли, отсутствие границ и пределов выразилось в строении русской души».
В советский период отечественная этнография была исключительно идеологической наукой, занимавшейся исследованием межнациональных отношений. Изучение этнических проблем в советский период носило политизированный, заказной характер и обосновывало то «мудрую» сталинскую национальную политику по принудительному перемещению народов (депортации), то брежневскую идею формирования особой этнической общности — «советский народ». Выполняющая определенный социальный заказ этнология, естественно, была отнесена к разряду общественных наук. Особую сферу в ней занимали межнациональные отношения в союзных республиках СССР.
Однако необходимо отметить и другое: именно в недрах советской научной школы начался процесс восстановления связей между этнологией и географией. Развитие в первой половине 60-х гг. XX в. методологической базы географии населения, основанной на трудах Н. Н. Баранского, В. В. Покшишевского, О. А. Константинова, Р. М. Кабо и других видных ученых, способствовало развитию и отечественной школы этнографии. Среди фундаментальных работ по этногеографии того периода выделяются работы Ю. В. Бромлея, С.И.Брука, Н.Н. Чебоксарова. По мнению Ю. В. Бромлея, география населения рассматривает человека как носителя, производителя и потребителя материальных благ, в то время как этногеография — как носителя этноса, члена определенной этнической общности, определенного этнического пространства.
На рубеже 70— 80-х гг. XX в. заметным явлением в развитии отечественной этнологии стала теория этногенеза Л. Н. Гумилева, в которой автор объясняет механизм появления и развития этносов. Во многом благодаря этой теории этнология вошла в число географических наук. По определению Гумилева, «этнология — это естественная наука из разряда географических, построенная как попытка обобщить богатейший исторический материал, накопленный за предыдущие тысячелетия».
Сегодня в нашей стране наблюдается новая волна интереса к вопросам этногеографии, что во многом связано с новыми политическими реалиями на постсоветском пространстве. Продолжает свою исследовательскую этнологическую работу, начатую еще в середине XIX в., Русское географическое общество, этнологические отделения которого находятся в ряде городов России. В системе Российской академии наук имеется Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая в Москве, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого в С.-Петербурге. В составе Академии наук, в ее региональных отделениях и филиалах созданы местные этнологические комиссии и исследовательские центры.
В университетах страны на исторических, географических и других факультетах студентов знакомят с началами этнологических знаний в курсах «Этнология» и «Этногеография и география религий». В ряде университетов России имеются кафедры этнологии (МГУ), этнографии и физической антропологии (С.-Петер- бург), археологии и этнографии, созданы научные школы. В учебные заведения страны стал поступать журнал «Этносфера», направленный на решение вопросов этнонационального воспитания.
— Предмет этнологии и этногеографии
Общественное сознание издавна пыталось объяснить многообразие этнического состава населения Земли. Одно из таких свидетельств — библейский рассказ о возведении Вавилонской башни высотой до небес. Бог Яхве предотвратил дерзкую попытку, разделив строителей по языковому (соответственно и этническому) признаку, рассеяв их по всей земле, в результате чего и возникли различные языки и народы.
В разное время появлялись разные философские построения, отвечавшие на этот вопрос. В их числе была концепция «народного духа», имевшая широкое хождение в социальной науке XIX в. и восходящая к философской системе Гегеля. В ней «абсолютная идея» или «абсолютный дух» имеют свое «инобытие», являющееся руководящим элементом в системе развития так называемых «исторических народов».
В начале XX в. стали широко бытовать различные представления о нациях (народностях, национальностях, то есть этносах) как о таких общностях, в основе которых лежит «этническое самосознание», происхождение которого оставалось невыясненным. В 1980—90-х гг. предпринимались попытки трактовать этносы в субъективном духе: этнос не имеет ничего общего с реальностью и представляет собой лишь особый мыслительный продукт. ’Сама этническая реальность (в условиях интенсивного развития средств массовой информации и иных средств управления общественным сознанием) мыслилась столь податливой и эластичной, что допускалось представление о конструировании этнических общностей по произволу государства. В данных условиях трудно было выявить объект и предмет изучения такой науки, как этнология.
Так что же это такое?
Этнология— научная дисциплина, изучающая сходство и различие народов мира, а также этнические процессы, разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, происходящие с ними изменения на протяжении всей истории человечества с древних времен и до наших дней.
В период становления отечественная этнология рассматривалась, с одной стороны, как наука об архаичных, отживающих свой век народах, которые трансформируются в новые этнические общности, с другой — как сверхдисциплина, способная разрешить все социальные проблемы общества. Однако при этом отсутствовало четкое понимание объекта исследования этнологии. В одном случае под ним понимался народ, в другом — все общество, в третьем — только культура, в четвертом — сам человек как биосоциальный вид.
Объектами изучения этнологии в современном понимании являются этносы или этнические общности. Таким образом, этнология как научная дисциплина изучает сходство и различие всех народов мира, а также происходящие с ними изменения на протяжении всей истории человечества. Содержание этнологии совсем не совпадает с теми обыденными представлениями, которые безосновательно приписывались этой науке, то есть не ограничивается интересом лишь к экзотическим странам и народам, к малосущественным элементам народной культуры. В действительности этнология изучает: возникновение этносов (этногенез); историческую эволюцию этносов (этническую историю); современную жизнь этносов и возможные пути их развития в обозримом будущем — этническое прогнозирование.
Если обратиться к опыту современной науки о народах, то перечень проблем и научных направлений можно существенно расширить:
во-первых, это проблемы формирования этнического сознания и самосознания отдельных социальных групп (слои, касты,
Рис. 1.1. Место этно- георафии в системе географических наук
сословия и т. п., в том числе современные и исторические) в составе этносов, а также этнические группы в составе социальных групп, что составляет предмет исследований этнической социологии;
во-вторых, языковое поведение и его влияние на этносы, процессы образования языков, их классификация, исследуемые этнолингвистикой;
в-третьих, это различные аспекты традиционной и современной народной культуры народов: их поселения, жилища, орудия труда и хозяйственная утварь, одежда и украшения, предметы художественных промыслов, обряды, обычаи, нравы и верования народов, лежащие в поле исследования этнической культуры.
Предметом изучения этнологии, таким образом, являются этносы и этнические группы, разнообразные аспекты их жизнедеятельности — этнические процессы, формы их самоорганизации и взаимодействия друг с другом. В целом этнология как наука изучает этнические процессы, то есть разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, включая изменение людьми своего этнического самосознания и своей этнической принадлежности.
Однако важно иметь в виду, что для характеристики этнических общностей, протекания этнических процессов особое значение имеют их пространственные параметры и взаимосвязи с природной средой. Вероятнее всего, именно этот аспект и выделяет этногеографию из числа этнических дисциплин.
Внутри географической науки место этногеографии можно определить как область пересечения географии населения, этнографии, демографии в поле экономической, социальной и политической географии (рис. 1.1).
В число проблем, решаемых этногеографией, входят:
— расселение народов и другие аспекты динамики размещения этносов, связанные с изучением этнических территорий и этнических границ, что во многом сближает ее с географией населения;
— демографические процессы, происходящие в этносах, или динамика численности народов, что составляет предмет исследований этнодемографии;
— происхождение названий различных народов — этнонимия (самоназвания — это эндоэтнонимы; названия, данные другими народами, — экзоэтнонимы), обусловленное ими происхождение географических названий — этнотопонимика;
— влияние природных условий на особенности уклада жизни, способов адаптации (питание, одежда, жилище) и видов природопользования (охота, земледелие, промыслы) различных этнических коллективов, исследование которых формирует особое научное направление — этноэкологию;
— воздействие хозяйственных занятий и экономической деятельности на этносы, а также традиционных типов и видов деятельности на особенности современной специализации стран и регионов мира, что связывает этногеографию с экономической и социальной географией;
— политологические вопросы, связанные с этническими интересами, межэтническими и межконфессиональными (в том числе конфликтными) отношениями, устанавливая связи этногеографии с политической географией.
Таким образом, имея общий объект исследования, этнология и этногеография рассматривают его с несколько различных позиций —каждая из наук имеет свою предметную область. Предметная область этногеографии лежит в основном в исследовании пространственных аспектов развития этноса.
Поскольку особенности жизнедеятельности этносов реализуются в экономическом, социальном и культурном пространстве, то и смежные области этой науки охватывают различные сферы знания. В современной этногеографии все явственнее обозначаются черты новой науки, синтезирующей разные знания о влиянии природной и социальной среды на пространственные аспекты размещения народов, формирование их культуры и этнического самосознания.