в какой стране есть город мусорщиков
Город мусорщиков в Каире, или как египетские христиане преуспели в переработке отходов
Каирский район Маншият Насир находится на востоке города, в трех-четырех километрах от самого центра. Большая его часть известна по говорящему названию «Город мусорщиков». Египетскую столицу сложно назвать комфортной для жизни, но Маншият Насир переплюнет по этому параметру многие районы города. Здесь совсем нет зелени, а вся территория застроена уродливыми однообразными кирпичными многоэтажками. Дома находятся друг от друга настолько близко, что на многие улицы никогда не попадает свет. Но главная особенность этих кварталов – это мусор – коммунальные отходы, свезенные сюда со всех концов Каира.
Мусор лежит здесь вдоль улиц в сложенных штабелями огромных мешках, мусор втаптывают в дорожную грязь пешеходы, в мусоре роются рабочие, мусор везут через плотную застройку люди на тележках и перегруженные пикапы. Мусор циркулирует по системе сосудов районов, наполняя здания и по факту – кормя его жителей.
Впечатлительные туристы, многие из которых едут сюда в поисках трешовых видов, после жалуются в своих блогах на режущий глаза запах и провонявшую одежду. Вообще, смрад, конечно, присутствует, но не настолько, чтобы это доставляло невыносимой дискомфорт случайному гостю. По крайней мере привыкаешь очень быстро – хотя, говорят, что летом здесь все намного хуже.
Местные жители к гостям относятся достаточно специфически. Можно часами бродить по улицам, и никто тебе не скажет ни слова, но стоит только достать фотоаппарат, как сразу услышишь недружелюбные выкрики. Тем не менее, Город мусорщиков попал даже в путеводитель по Египту Lonely Planet. Место достаточно примечательное. Где еще встретишь район, в котором десятилетиями компактно живет и работает целая гильдия сборщиков мусора – заббалов, как их называют египтяне.
Мусорный бизнес
Эта коммунальная история началась на рубеже XIX-XX веков, когда в Каир понаехали вахия – жители сахарского оазиса Дахла. Они быстро нашли себе нишу для заработка – начали платить домовладельцам, чтобы вывозить мусор, беря плату уже непосредственно с жильцов. Собранные отходы высушивались и использовались как топливо в печах и банях. В 20-30-х годах в Каире появились христиане-копты из южного Египта, которые тоже нашли себя в мусорной отрасли. В отличие от мусульман вахия, копты не имели предрассудков по поводу чистоты свиней и запретов на употребление их мяса. Копты стали покупать у вахия право на сбор мусора, а собранные органические отходы вместо того, чтобы сушить, начали скармливать свиньям. И пока вахия получали свою прибыль, оставаясь посредниками между мусорщиками и домовладельцами, коптские телеги с запряженными в них ослами колесили по каирским улицам, собирая отбросы.
С мусором заббалы работают целыми семьями. Мужчины собирают отходы и везут в свой район, складируя в помещениях на первых этажах домов. Женщины занимаются сортировкой. Дети, лишь только становятся достаточно взрослыми, сразу же начинают помогать родителям. Качественное образование получить здесь сложно, а бедность и стигматизация заббалов подталкивает детей к тому, чтобы продолжать дело отцов. «Семейный бизнес не выбирают. Кого в какой капусте нашли, тот той капустой и башляет», – все как в тексте группы «Кровосток».
Именно сортировка и переработка мусора, а не услуги по его вывозу приносит заббалам большую часть дохода. Всю бумагу, картон, пластик, металл и стекло они обрабатывают и продают сборщикам сырья, которые, в свою очередь, перепродают их фабрикам. Все органические отходы идут на корм домашнему скоту и птице: козам, коровам, овцам, курицам и даже голубям – последних тут тоже едят. Но самое многочисленное домашнее животное здесь – свиньи. Их не только употребляют в пищу, но и продают. В основном отелям, где в ресторанах подают свинину. Места в этом районе не очень много, поэтому животных держат в домах: иногда на крышах или вообще соседних квартирах.
Сегодня в Маншият Насире живет по разным оценкам до 80 тысяч заббалов. Еще около 20 тысяч осели в нескольких других районах на окраинах Каира. Вместе они вывозят треть всех отходов, которых производит город, и перерабатывают около 80 % собранного мусора. Для сравнения, Германия перерабатывает порядка 60 % всех своих отходов – и это лучший показатель среди всех стран мира.
В Маншият Насире даже сформировалось свое параллельное государство. В этот район не заходит полиция, а местные жители не обращаются в египетские суды. Все спорные вопросы в общине решают старейшины. Именно их вердикт обязаны исполнять остальные жители.
Проблемы заббалов
В 1930-х мусорщики жили намного ближе к центру, но правительство несколько раз переселяло их, пока те наконец-то не обосновались в тех районах, где живут сегодня. Власти периодически озвучивают идею выселить Город мусорщиков еще дальше на окраину Каира. Это очень сильно затруднит работу заббалов: им придется дальше и дольше ездить к районам сбора мусора.
За последние десятилетия жизненный уклад мусорщиков не раз менялся. В 1990 году власти запретили заббалам использовать гужевой транспорт, поэтому и без того небогатым мусорщикам пришлось искать деньги на покупку грузовых автомобилей. В нулевых к сбору мусора в городе допустили иностранные компании, что тоже сильно ударило по доходу заббалов. На улицах Каира поставили большие баки, которые позже должны были опустошать мусоровозы. Одни заббалы начали самостоятельно собирать мусор на улицах и из баков, другие нанимались на работу в мусороуборочные компании за меньшую плату, просто для того, чтобы иметь доступ к отходам.
Однако далеко не все каирцы желали таскать свой мусор к уличному баку, ведь раньше сборщики забирали его прямо у дверей. К тому же сборщики новых компаний не могли обслуживать узкие каирские улицы, которые со временем начали утопать в мусоре, выброшенном жильцами. Поэтому, к счастью для коптов, импортная схема не очень хорошо прижилась в Каире, и заббалы до сих пор остаются при делах.
В 2009 году во время эпидемии свиного гриппа правительство приказало уничтожить свиней в Маншият Насире, хотя для этого не существовало никаких оснований – было известно, что эти животные не распространяют вирус. Для мусорщиков свиньи были не только важным источником дохода, но еще и инструментом переработки органического мусора – а это больше половины всех отходов. После того, как заббалы остались без свиней, они перестали собирать с улиц Каира органический мусор, и город покрылся гниющими кучами.
Заббалы работают без перчаток. Даже если приходится иметь дело с медицинскими отходами. Поэтому инфекционные заболевания здесь давно стали обыденностью. Детская смертность была очень высокой, и еще в 80-х от инфекций, в основном столбняка, умирал каждый четвертый ребенок. Но за последние десятилетия благодаря деятельности неправительственных организаций ситуация со здравоохранением и гигиеной стала намного лучше. Кроме того, НПО также создают школы для детей заббалов, давая им возможность получить образование.
Копты из Маншият Насир
В Маншият Насир можно отправиться не только, чтобы поглазеть на свалку, но еще и за необычным религиозным наследием. Среди местных жителей и заббалов есть и мусульмане, но подавляющее большинство составляют копты. Это самая многочисленная христианская община на Ближнем Востоке – по разным источникам их число составляет от 5 до 20 миллионов. Копты считают себя одними из первых христиан, принявшими учение еще в I веке от апостола Марка. Значительную часть своей истории они подвергались преследованиям: и со стороны мусульманских завоевателей, и со стороны других христианских церквей. Копты не ассоциируют себя с арабским большинством и стараются подчеркнуть свою идентичность – многие даже наносят себе и своим детям татуировку в виде коптского креста на правое запястье.
Поэтому в Маншият Насире можно увидеть куда больше христианской атрибутики и храмов, чем в любом другом районе Каира. Кресты здесь рисуют красками, выкладывают из кирпичей, вешают между домами, приваривают к железным воротам, а Христос, Богоматерь и коптские святые смотрят на прохожих с вывесок, муралов и баннеров.
Церкви здесь находятся на первых этажах зданий и внутри выглядят довольно скромно. Особняком стоит монастырь Симеона Кожевника на окраине района, построенный в конце прошлого века и представляющий собой огромный амфитеатр размером с пару футбольных полей, выдолбленный в известняковой скале. В любую из местных церквей можно спокойно войти туристу. Более того – такой интерес копты встречают гораздо теплее, чем фотографирование помоек.
Открытие Каира, ч.2 — Город мусорщиков и монастырь Святого Симеона Сапожника
«Копаться в мусоре не стыдно, мальчик. Стыдно быть от этого счастливым» Михаил Жванецкий
Я ещё не всё рассказал вам про первый день, поскольку решил объединить часть исламских мест в одну заметку. Об этом напишу в третьей части. Сегодня рассказ про одну из самых необычных достопримечательностей Каира, которую мы не смогли посетить в самом начале, да и в финальный день (после возвращения из Южного Судана) поездка чуть не сорвалась из-за погоды.
Для большей гарантии мы хотели нанять русского гида живущего в Каире, но он сказал, что из-за сильных дождей, которые были накануне, машина не сможет туда проехать. В итоге, катаясь по городу на обычном такси, мы решили отправиться в нужную точку самостоятельно и не прогадали.
Это не туристическое место называется Маншият-Насир или Город мусорщиков. Огромный христианский коптский квартал население которого занимается сбором мусора по всему Каиру. Каждый день сюда стекаются сотни больших и маленьких машин гружённых пищевыми и промышленными отходами.
Местные жители вовлечены в переработку и утилизацию всего этого ужасно пахнущего добра. Большая часть твёрдого мусора превращается в мелкую крошку и складируется в мешки. Я часто вижу мусорные пейзажи в своих путешествиях, но редко когда их выкладываю. Этот материал исключение, поскольку здесь мусор стал для нас достопримечательностью.
Сразу предупрежу, что фотосъёмка в этом районе не приветствуется. Снимали в основном на ходу из машины. Я щёлкал на телефон, парни записывали видео для своего фильма.
Фотографировать лучше незаметно, ведь реакция мусорщиков не предсказуема. Это чужая территория и им наверняка не очень хочется чтобы их видели за такой грязной работой.
Мешки мусора лежат прямо на улице. Иногда мы ехали по узким улочкам близко к домам и я мог заглядывать в подъезды. Так вот, в некоторых из них вереница мусора в мешках уходит на второй этаж. В этих домах живут обычные семьи с детьми.
Естественно все подвалы, подсобки и гаражи забиты мусором. Точнее это для нас мусор, для них это деньги, которые пахнут.
Для меня это всё выглядит одним из филиалов человеческого ада. Я бы сюда на неделю, а может даже и месяц, отправлял людей, которые недовольны своей работой, считая её грязной, неинтересной либо скучной. Уверен, домой они будут возвращаться счастливыми.
«Город мусорщиков» — урбанистический ад, где живут прямые потомки древних египтян
Если вы думаете, что ваш район ужасен и источает тлетворные флюиды, то для сравнения взгляните на Маншият Насир, известный как «Город мусорщиков». Это большой округ в городской черте Каира и, судя по всему, самые отвратительные трущобы в мире. Местные жители — потомственные мусорщики, которые уже несколько поколений подряд свозят сюда отбросы со всей многомиллионной столицы. Тем удивительнее, что представители этой касты переносят все тяготы стоически и даже с некоторой долей оптимизма. Нам определенно есть чему у них поучиться.
Улицы, дома и даже крыши этого района завалены мусором. Фактически это гигантская обитаемая свалка, где кипит жизнь
Маншият Насир — обособленный район Каира, зажатый между центральной, западной и южной частями города. Исторически он был местом компактного проживания коптов-христиан. Копты — архаичный народ, прямые потомки древних египтян и одна из первых наций, принявших христианство. Однако в захваченном арабами Египте их практически вытеснили за пределы социума. Многие из них — изгои и маргиналы, обреченные на самую грязную работу. В Каире их называют заббалины, то есть «мусорные люди».
Заббалины — сплоченное и обособленное сообщество, за последние 70 лет превратившееся в своеобразную касту неприкасаемых. Вся их жизнь связана с мусором. Мужчины разъезжают на старых пикапах и повозках, в которые запряжены ослы, собирая отходы по всему Каиру. Затем эти отцы семейств привозят мусор домой, сваливая его на улицах своего района и в домах, после чего жены и дети принимаются за сортировку.
Заббалины пока что гораздо эффективнее частных компаний и любых государственных программ
До недавнего времени в Каире вообще не было никакой государственной системы утилизации мусора — забббалины слишком хорошо справляются с уборкой и практически ничего не требуют взамен. В 2003 году мэрия подписала контракты с частными компаниями, которые захватили часть города, вытеснив оттуда «мусорных людей».
Однако после этого каирцы начали жаловаться: они привыкли к тому, что мусор забирают у них прямо от дверей, совершенно бесплатно и регулярно. Новые же подрядчики заставляют горожан нести отходы в урны, да еще и берут за уборку деньги в виде коммунальных платежей. Кроме того, компании иногда не справляются, и районы Каира, «избавленные» от заббалинов, иногда оказываются завалены мусором.
Еще одна причина, по которой правительство Каира не спешит расставаться с заббалинами — коэффициэнт полезного действия их работы. Эти люди буквально живут за счет собственной «мусорной смекалки». Собственно говоря, в Маншият Насира, где проживают 250 тысяч человек, заббалинами-сборщиками являются лишь 70 тысяч. Однако весь район существует за счет дальнейшей переработки мусора.
Бутылки и пластик отправляются на вторичное использование, из металлов тут же куются и выплавляются новые вещи, бумага и картон тоже идут на вторсырье, а пищевые отходы съедают свиньи. Таким образом, «мусорные люди» умудряются пустить на пользу от 80 до 90% добытого мусора. Частные же компании едва достигают отметки в 25%.
Уникальная культура заббалинов
Тяготы жизни в «Городе мусорщиков» закалили заббалинов, а нежелание египетского общества контактировать с ними породило уникальную обособленную культуру. Жители Маншият Насира — люди стоического и даже оптимистического склада характера. Они не унывают, хотя вынуждены работать с 7 лет и до самой смерти, превозмогая болезни, смрад и остракизм общества.
Заббалины — истово верующие адепты коптской православной церкви. Они вырубили в скальной породе холма Моккатам 7 подземных храмов, в том числе самый большой христианский храм на Ближнем Востоке — церковь святого Симона Кожевника, способную вместить до 20 тысяч прихожан.
Жизнь в Маншият Насира еще ужаснее, чем можно предположить по фотографиям. Еще в 1980-х уровень детской смертности здесь был едва ли не самым высоким в мире — из-за ужасающей экологической обстановки погибал каждый четвертый новорожденный. Эпидемии столбняка, тифа и черт знает каких еще заболеваний периодически охватывают весь район. И практически весь он лишен элементарных бытовых удобств: многие до сих пор живут без электричества, водопроводной воды и канализации.
Словно этого было мало, тот самый священный для местных коптов холм Моккатам периодически осыпается, что приводит к катастрофам. К примеру, в 2003 году селевой оползень унес жизни сотни человек. Впрочем, это ничто по сравнению с постоянно сжигающими целые кварталы пожарами.
Это настоящий урбанистический ад, но «мусорные люди» не хотят покидать его
Удивительно, но многие жители «Города мусорщиков» не желают покидать свой район. Особенно это касается старшего поколения и людей среднего возраста. Они понимают, что не умеют ничего, кроме работы с мусором и находят весьма противоречивый источник радости в своей вере.
До массовой миграции в Маншият Насир они подвергались нападками и притеснению со стороны египетского общества. Однако теперь мусульмане не вмешиваются в их религиозную жизнь, предпочитая делать вид, что заббалинов просто не существует. Для старшего поколения жизнь в «Городе мусорщиков» — это долгожданные десятилетия стабильности после сотен лет мытарств и конфликтов с арабами.
Если верить документальному фильму «Марина из заббалинов» 2008 года, многих представители этой касты удерживает здесь возможность спокойно исповедовать свою веру. Однако еще одна документалка, снятая буквально через год — «Мусорные мечты» — раскрывает другую сторону жизни в районе: в отличие от их отцов и матерей, молодые заббалины желают вырваться из «Города мусорщиков». Им не так интересна вера предков, они просто мечтают оказаться где-то, где нет вони, крыс, столбняка, грязной работы и горящего мусора. И, глядя на фотографии Маншият Насира, их легко понять.
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Заббалин – город мусорщиков
На самом деле города с таким названием не найти на Карте. Заббалин – это пригород Каира, столицы Египта. Уже добрых два века из поколения в поколение жители этого самопровозглашенного сообщества зарабатывают на хлеб исключительно вывозом, сортировкой и последующей переработкой мусора. Одна тонна мусора, вывезенного из Каира, обеспечивает 12 рабочих мест для людей обоих полов и любого возраста. Все имеет свои стадии: вывоз, сортировка, очистка и кропотливая переработка на специальных машинах.
Во что превращается мусор?
Одним из самых прибыльных ремесел Заббалина является переработка пластика. Конкурировать с ним могут лишь стекло и металл. После очистки пластиковые бутылки и другие виды упаковок очищают, а затем на специальных машинах (на которые заббалинцы копят деньги не один год) пластик перемалывается в пластиковую муку. Эта мука отправляется обратно в Каир, где из нее делают пластиковые ложки, вилки и другие предметы одноразового использования. Женщины Заббалина, как правило, ответственны за сортировку пищевых отходов. А самым прибыльным делом, разумеется, считается отбор стеклянной тары.
Рынок товаров со свалки
Очень часто заббалинцы находят в мусоре едва початые или вовсе никогда не открываемые тюбики декоративной косметики и средств по уходу за телом. Местные называют такие находки «бренды». Эти товары после мытья отправляются на местный рынок, где женщины стараются продать их соплеменникам, скандируя: «Покупайте! Не крадите, иначе вас накажет Господь!»
Самые древние христиане мира
Преступность в сообществе напрочь отсутствует. Интересно то, что внутрь Заббалина не пускают полицию и любые другие госслужбы Каира. Заббалинцы все решают внутри общины. Власти Египта относятся к этому совершенно спокойно и не внедряются в жизнь Города Мусорщиков.
Совет старейшин
В Заббалине существует, по сути, две власти. Первая – совет старейший. В него входят самые старые жители города. Если у любого из жителей возникает любой спорный вопрос, он отправляется к старейшинам. Те дают наказ, как следует поступить в сложившейся ситуации, после чего все пожимают друг другу руки и отправляются восвояси.
Вторая власть – самопровозглашенный мэр Заббалина по имени Шехато Эль Магадиз. На границе между Каиром и Заббалином находится его большая вилла с удивительной красоты глиняной голубятней и нанятыми слугами. По слухам, он стал богатым, поскольку и его отец в прошлом, и он сам в настоящем заключили договоренности с Каиром относительно транспортировки со свалки обратно в столицу целых стеклянных бутылок. Шехато нередко выступает на местном телевидении. В своих обращениях он просит власти Египта выделить Заббалину более современное оборудование для транспортировки мусора, чтобы обеспечить полную безопасность мусорщикам.
Рабочий день
Начинают работать жители Заббалина порой с 7 лет. Родители каждого ребенка сами принимают решение, с какого возраста чадо станет полноправным мусорщиком. В среднем, дети начинают работать в возрасте 10 лет. Родители «побогаче» считают, что грешно заставлять ребенка работать ранее 14-15 лет.
Рабочий день мусорщика начинается обычно в полчетвертого утра. Каждый заббалинец имеет строго регламентированный доступ к мусоровозу определенной улицы столицы Египта. Никто и никогда не нарушает данные установленные правила.
Первый этап – транспортировка мусора к «рабочему месту». Там, на протяжении раннего утра, происходит сортировка мусора. Когда солнце уже ярко светит, начинается процесс очистки и последующей переработки. Таким образом, освобождаются от работы заббалинцы обычно ранним вечером.
Вечерний отдых в Заббалине
Распитие алкоголя в Заббалине допустимо, но не особенно приветствуется ввиду радикального христианства общины. В более чистых местечках Города Мусорщиков находятся кальянные, чайные, кофейни и закусочные. Местные жители после изнурительного рабочего дня приходят в эти заведения, чтобы поиграть в домино, поужинать, выпить чаю и покурить кальян.
Мусор в крови – польза или вред?
Большинство взрослых мужчин Заббалина жалуются на серьезные проблемы со спиной. Порой им приходится нести на 5 этаж здания 40-50 килограмм за раз. Тем не менее, заббалинцы не считают себя нездоровыми. Они верят, что огромное количество бактерий, которые неизбежно попадают в их организм каждый день (поскольку они вдыхают продукты разложения отходов), укрепляют их иммунитет.
«Мэр» и вовсе считает, что никогда не смог бы выглядеть так хорошо после 55 лет, если бы бактерии не укрепили иммунитет еще его деда и отца. Интересно то, что практически у всех заббалинцев сияющие белоснежные здоровые зубы.
Голуби на ужин
Половина жителей Города Мусорщиков имеют голубятни. Они разводят голубей весьма активно, чтобы использовать их в качестве… пищи. Любимое блюдо заббалинцев – жареное голубиное мясо с вареным рисом. Однако до того момента, как голубь станет ужином, заббалинцы относятся к нему как к питомцу – ласкают, называют по имени, разговаривают с ним. Местным аппетит ничто не может испортить: зловоние свалки они с рождения не замечают.
Вероятно, стоит задуматься всерьез о раздельном сборе мусора. В постсоветских странах этот вопрос на сегодняшний день стоит достаточно остро. В каждой стране есть свои «заббалинцы». Современная тенденция по раздельному сбору мусора облегчит труд многих «невидимых» трудящихся.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: