в какой стране детей начинают учить очень рано с 2 лет чтению
Раннее обучение чтению и его влияние на развитие ребенка
Существует множество программ раннего развития, которые включают в себя игры на развитие моторики, логики, мышления, координации движений. Программы раннего развития предполагают так же обучение чтению и счету. Именно польза раннего обучения чтению ставится под сомнение. В статье мы рассмотрим особенности развития ребенка, познакомимся с методиками раннего обучения чтению и дадим однозначный ответ на вопрос: стоит ли обучать чтению в раннем возрасте?
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» каждый ребенок 6,5-8 лет, который не имеет противопоказаний по здоровью, имеет право зачисления в первый класс. Выбор школы преимущественно связан с местом жительства или имеет территориальную направленность и не предполагает вступительных испытаний. В ином случае возможно проведение специальных тестов для определения предполагаемой успеваемости и принятие детей в школу на конкурсной основе.
Официальных требований к поступлению в школу нет. Рассмотрим формальные требования к уровню подготовки ребенка в школу. Ребенок должен уверенно называть свое имя и фамилию, возраст, адрес; без затруднений назвать по именам близких родственников, рассказать о родителях и их профессиональной деятельности. Приветствуется знание наизусть нескольких стихотворений, хороший результат при проверке на запоминание. Ребенок должен демонстрировать знание окружающего мира: времена года, время суток, дни недели, дикие и домашние животные, базовые знания растений; способен группировать предметы по общему признаку. Так же следует быть готовым к проверке математических навыков, навыков чтения и письма. Оцениваться будут не столько знания, сколько психологическая готовность ребенка для поступления в школу: владение навыками самообслуживания, универсальными предпосылками учебной деятельности, средствами общения и способами взаимодействия с людьми, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения. В случае неудовлетворительного результата проверки будет дана рекомендация отложить поступление в школу на один год.
Раннее развитие так же предполагает развитие навыков чтения. При раннем обучении чтению используют карточки Домана, кубики Зайцева, рамки Монтессори, доски Сегена. Доски Сегена — разборные картинки, специальные доски с выемками разной степени сложности. В различных интерпретациях, доски Сегена стали тематическими и приобрели особенности специфических деревянных пазлов, где для каждой детали необходимо отыскать свое место. Методика Марии Монтессори с использованием рамок-вкладышей позволяет развивать помимо навыка чтения навык письма. Сначала по данной методике дети учатся писать буквы с помощью специальных вкладышей, а после приступают к изучению букв. Из букв дети учатся складывать слова.
Обучение по карточкам Домана происходит следующим образом: детям показывают карточки с написанными на них словами, четко их проговаривая. Название букв и звуков в этом методе не учат. Соответственно у ребенка возникают проблемы при чтении измененного слова, сложности обучения в школе, при разборе слова и обучения грамоте.
Методика Ольги Соболевой так же подходит для обучения с раннего возраста и заключается в творческом подходе: каждая буква обыгрывается в стихотворениях, сказках, рисуется или лепится из пластилина, создавая образ-ассоциацию. Постепенно буквы превращаются в слоги, и ребенок учится читать.
При раннем обучении чтению следует помнить, что умение складывать из слогов слова еще не является умением читать. Основными умениями при чтении являются понимание прочитанного текста, анализ описанной ситуации, ответы на вопросы после чтения. Для овладения навыком чтение требуется иметь сформированную речь, восприятие, внимание, мышление, моторику, память. Учитывая индивидуальные различия в скорости биологического созревания детей, логопеды и психологи советуют начинать обучение чтению не раньше возраста 4-6 лет. Логопеды считают, что только в этом возрасте дети могут достаточно хорошо, правильно и грамотно говорить, составлять рассказы, имеют развитый фонематический слух и пространственную ориентировку, отсутствие логопедических проблем, умеют концентрироваться на выполнении заданий. В этом возрасте в детских садах по программе вводится понятие букв и звуков. И, несмотря на то, что согласно законодательству, ребенок не обязан уметь читать на момент поступления в школу, этого периода времени вполне достаточно для освоения навыка чтения на приличном уровне к первому классу. В школе используют звуковой метод:
изучают буквы и учатся их произносить, переходят к слогам, а затем к целым словам. На основе традиционного подхода создана Методика Надежды Жуковой, которая подходит к обучению чтению старших дошкольников.
Сторонники раннего развития и обучения чтению ссылаются на Масару Ибука, автора новаторской теории по обучению детей на первых этапах жизни и книги под названием «После трех уже поздно». Суть книги в том, что первые три года жизни — неповторимый период в формировании интеллектуальных способностей ребенка, когда каждый день может стать важным этапом бурного и всестороннего роста. А особенности детского мозга позволяют обрабатывать и усваивать огромное количество информации.
Но специалисты в области психологии предупреждают о негативных, с нейропсихологической точки зрения, последствиях раннего обучения ребенка чтению, письму, счету. Нагрузка и развитие одних структур центральной нервной системы ребенка будет происходить во вред другим. Так ребенок научится читать или считать, но при этом может иметь проблемы со сном, нарушения регуляции различных эмоциональных состояний и мотивационных процессов, проблемы со здоровьем. Развивающие занятия необходимы для ребенка и, несомненно, приносят пользу, но только в том случае, если адекватны его возрасту. Развитие мелкой моторики в данном возрасте намного важнее обучению навыкам чтения.
Развитие способностей ребенка происходит поэтапно. Дети в возрасте до пяти лет мыслят образами. Даже в том случае, если ребенок выучил алфавит и прочитал слово или предложение, он не сможет понять его смысл. Раннее начало занятий по развитию навыка чтения связано с сильным умственным напряжением и длительным зрительным напряжением, что вредно сказывается на здоровье. Если начать обучение чтению слишком рано, то левое полушарие, отвечающее за логику, речь и анализ, будет развиваться быстро, но развитие правого полушария замедлится. Правое полушарие отвечает за воображение, мечты, эмоции. Другими словами, слишком раннее смещение поля зрения детей с игры на умственную работу приводит к торможению эмоционального развития, что грозит проявиться отсутствием эмпатии, сложностью самопознания, комплексами в общении с людьми, потерей мотивации и желания учиться.
Конференция клубов молодых семей «Авторитет отца и его влияние на развитие личности ребенка» (фотоотчет) Недавно прошла конференция клубов молодых семей. Среди приглашённых была я и несколько семей из моей группы. Обсуждалась очень актуальная.
Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» «Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» В. А. Сухомлинский.
Консультация для родителей «Влияние стиля воспитания в семье на личностное развитие и поведение ребенка» Множество современных исследований подводит к установлению зависимости между родительским стилем воспитания и поведением ребенка. У авторитетных.
Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.
Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие ребенка» Родители не раз слышали, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но наверное думали, серьезно ли это и зачем это делать. Что же.
Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка» Значение семьи в жизни ребенка очень большое: семья выступает, как институт социализации ребенка. В связи с этим родителям необходимо правильно.
Влияние арт-терапии на развитие ребенка Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду.
Влияние семьи на развитие ребенка Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что.
Как научить ребенка читать: методики обучения чтению
Рассказываем, как и с какого возраста начинать обучение ребёнка чтению и какими методиками пользоваться.
Когда учить ребёнка читать
Существуют студии раннего развития, в которых детей учат читать уже с первых лет жизни. Однако педиатры не рекомендуют спешить и советуют начинать обучение чтению не раньше 4 лет, лучше всего — в 5–6. К этому возрасту большинство детей уже хорошо различают звуки, могут грамотно составлять предложения и выговаривать слова. Поэтому чаще всего родители задумываются о том, как научить ребёнка читать, уже накануне школы.
Как понять, готов ли ребёнок учиться читать
Прежде чем начать обучение ребёнка чтению, необходимо убедиться, что ребёнок готов и хочет учиться. Для этого попробуйте ответить на следующие вопросы:
Если на эти вопросы вы ответили «да» — ваш ребёнок готов и вскоре научится правильно читать.
Методики обучения чтению
Большинство методик подразумевают обучение в процессе игры, чтобы ребёнку было не скучно, и он лучше усваивал знания.
Кубики Зайцева
Более двадцати лет эти кубики знакомят детей с буквами и учат составлять слова и слоги. Они позволяют понять, как различаются гласные и согласные, глухие и звонкие звуки. Всего в наборе 52 кубика, на каждом из которых изображены склады (сочетания согласной и гласной буквы). Кубики различаются по цветам и размерам, на больших изображены твёрдые склады, а на маленьких — мягкие. Во время занятий родителям рекомендуется проговаривать или пропевать склады, чтобы ребёнок лучше их запомнил.
«Теремки» и «складушки» Вячеслава Воскобовича
В этой методике обучения чтению, кроме кубиков с буквами, используются «теремки» — коробочки с буквами на гранях и окошками. В них можно вкладывать кубики, чтобы получались слоги. А из нескольких теремков можно составить слово.
«Складушки» — это книжка с картинками, обучающими стишками и песенками. Родители пропевают их и параллельно показывают склады на картинках. Автор методики утверждает, что по «складушкам» можно научить читать ребёнка шести лет в течение месяца.
Карточки Домана
Эта методика обучения ребёнка чтению основана на запоминании слов целиком, от простых к более сложным. Сначала ребёнок осваивает первые 15 карточек, которые родитель показывает ему на 1–2 секунды и проговаривает слова на них. Затем ребёнок старается запоминать словосочетания. Эта методика помогает не только выучить больше слов, но и в целом хорошо развивает память.
Методика обучения чтению Марии Монтессори
Суть методики Монтессори заключается в том, что ребёнку сначала предлагается прочувствовать написание буквы, а потом произнести её. Для этого используют дидактические материалы — картонные таблички с наклеенными буквами, контур которых ребёнок обводит пальчиком, называя звук. После изучения согласных и гласных можно переходить к словам и фразам. Методика Монтессори не только помогает научиться читать, но и развивает мелкую моторику, логику, умение анализировать.
Методика Ольги Соболевой
Автор этой методики считает, что нужно начинать учиться не с абстрактного алфавита, а сразу на практике — разбирая несложные тексты. Программа Соболевой позволяет научить читать ребёнка с пяти лет — в этом возрасте дети уже способны удерживать внимание на строчке текста. Предлагаются разные подходы в зависимости от того, как ребёнку проще воспринимать мир — на глаз, на слух или на ощупь. Кроме читательского навыка, методика развивает интерес к творчеству, фантазию, внимание и память.
Как научить ребёнка читать по слогам
Учить ребёнка чтению по слогам следует поэтапно. Вначале объясните ему, что звуки бывают гласные и согласные, глухие и звонкие. Произносите их с ребёнком — он должен понять, чем они отличаются. Буквы и звуки можно учить во время прогулки: обращайте внимание ребёнка на буквы на вывесках и объявлениях, и вскоре он научится узнавать их.
Когда ребёнок освоит буквы и звуки, начинайте учить его чтению простых слов — «мама», «папа». Затем переходите к более сложным — «бабушка», «собака», «квартира». Покажите ребёнку, что слоги можно пропевать.
Далее переходите к составлению слов. Можно нарезать карточки со слогами и предложить ребёнку составить из них слова. Когда он освоится, переходите к чтению небольших текстов. Начинать лучше с двух-трёх фраз, а чуть позже перейти на тексты из пяти-десяти предложений.
Для поступления в начальную онлайн-школу «Фоксфорда» ребёнок должен владеть хотя бы минимальными навыками чтения, устного счёта и письма. Чтобы проверить готовность ребёнка к школе, мы предлагаем пройти небольшой тест, не требующий специальной подготовки.
Упражнения для обучения чтению
В интернете можно найти много упражнений, которые помогают детям научиться читать, их можно распечатать и сразу начать заниматься. Начните с упражнений, обучающих узнавать буквы и отличать правильное написание от неправильного.
Когда ребёнок освоится с буквами, переходите к упражнениям на слоги. Например, таким:
Подобные упражнения не только учат читать, но и хорошо развивают логическое мышление:
Постепенно переходите к упражнениям, где требуется не только правильно прочитать, но и написать слова:
Одни из самых сложных и занимательных упражнений — филворды: нужно найти и вычеркнуть слова на поле из букв.
Игры для обучения чтению
При помощи кубиков или карточек с буквами и слогами можно играть с ребёнком в разные обучающие игры. Приведём несколько для примера.
Гаражи
Возьмите слово из 3–4 слогов и выложите на полу карточки с ними в случайном порядке. Объясните ребёнку, как читаются эти слоги. Это будут «гаражи». Дайте ребёнку разные игрушки и предложите отправить их в гараж по вашему желанию: например, машинка едет в гараж «ТА», мишка идёт в гараж «РА», мячик катится в гараж «КЕ» и так далее. Следите, чтобы ребёнок правильно располагал игрушки. В конце игры предложите ребёнку составить слово из слогов-гаражей. Возможно, не с первого раза, но у него получится «РАКЕТА». Постепенно вводите в игру новые слоги.
Магазин
Разложите на столе изображения разных товаров — это магазин, а вы — продавец. Дайте ребёнку стопку карточек со слогами — они будут выполнять функцию денег. Ребёнку нужно купить все товары в магазине, но каждый продаётся только за слог, с которого он начинается. Например, рыбу можно купить только за слог «РЫ», молоко — за слог «МО» и так далее. Дайте ребёнку несколько лишних карточек, чтобы усложнить задачу. Когда он освоится, меняйте условия игры: например, продавайте товары не за первые, а за последние слоги. Игра одновременно простая и сложная: она позволит ребёнку понять, что слова не всегда пишутся так, как произносятся. Ведь корову нельзя купить за слог «КА», например.
Игра для нескольких человек. Раздайте детям по несколько карточек со слогами. Доставайте по одному из коробочки кубики со слогами и объявляйте их. У кого есть карточка с таким слогом — тот его и забирает. Выигрывает тот, кто первым заполнит все карточки. В процессе игры дети точно запомнят слоги, которые были у них на руках.
Резюме
Напоследок — ещё несколько советов, как обучить ребёнка чтению:
Надеемся, наши рекомендации помогут вам научить читать дошкольника. Даже если ваш ребёнок только осваивает науку чтения, в начальной школе «Фоксфорда» он сможет усовершенствовать свои навыки.
О раннем чтении: принуждение или окружение
В России много как сторонников раннего обучения чтению, так и его противников. Первые с года показывают детям карточки со слогами и водят на специальные курсы. Вторые советуют до семи лет противостоять даже естественной тяге ребёнка к буквам. Наш блогер Анастасия Миронова утверждает, что её дочь сама научилась читать в три, и считает, что в семье с развитой культурой чтения ребёнок может рано начать хорошо читать.
Моя дочь научилась читать в три. В четыре с небольшим она стала усаживаться в кресле с книжкой и прочитывать её целиком. Ах, да, до этого она вдруг начала писать наши имена, клички домашних животных, слова «мама», «папа», «баба». И вот уже почти год я оправдываюсь, пытаясь доказать скептикам, что всему этому дочь научилась сама!
Никакого насилия!
Ещё во время беременности мы с мужем договорились, что никто не будет учить ребёнка насильно чтению, письму или счёту, если она не попросит сама. Мой муж — педагог начальных классов, он работал в вальдорфской школе и позиция у него жёсткая: никакого принуждения до семи лет. Не захочет читать в пять или шесть — пускай не читает. Мы условились, что не станем толкать ребёнка к знаниям.
Но всё пошло не так. Изначально наша дочь любила, чтобы мы ей помногу читали. В день она поглощала по 5-10 книг, ей было интересно. Мы читали ей короткие стишки, потешки, сказки и водили пальцами по строчкам. Вскоре дочь стала присматриваться к буквам. Заговорила она очень рано, поэтому года в полтора уже могла спросить, что это за строчки и что написано. Она спрашивала — мы отвечали. Показывали на «о», «е», «у» и называли. Ну а что было делать, если ребёнок интересуется?
Ровно в два года дочка знала большинство букв. Сама! При, повторю, принципиальном нежелании отца насильно учить и сколько-нибудь стимулировать интерес к чтению.
Мы просто ехали в машине, а она вдруг показывала пальцем из окна на вывески и радостно сообщала «„О“ нашла!», «„Е“ нашла!»
В два с половиной дочка точно знала все буквы. Кто-то подарил ей на вырост настенный алфавит с записанным голосом диктора. Мы не хотели включать, но ребёнок просил. Там были задания: находить буквы, подбирать слова, начинающиеся с определённых букв, искать цифры. Никто из нас не может точно сказать, как так получилось, что ещё до трёх лет наша дочь все эти задания успешно выполнила, а алфавит выбросила.
Когда ей исполнилось три с небольшим, она отчётливо попросила научить её читать. До этого она уже каким-то образом сама поняла, из чего складываются слова, она сама соотнесла звуки с графическими символами.
«Толстой с Достоевским подождут». Эксперт по детской литературе — о том, как помочь ребёнку полюбить чтение
Нельзя сказать, чтобы мы её специально учили. Сначала она читала односложные слова, потом — слова из одинаковых слогов: «мама», «папа», «баба». Потом — из хорошо освоенных слогов. Понятию слога её никто не учил, но она начала интуитивно делать разрыв на слогах, потому как само деление на слоги тоже придумано на основе естественного потока речи. Также муж объяснил ей базовую разницу между буквой и звуком — дочка поняла.
Надо признаться, что долгое время прогресса в чтении не было. Дочь научилась читать и в какой-то момент будто бы забросила это дело
Читать сама не хотела, в течение более чем полугода темп чтения не рос. И мы подумали, что интерес к книгам у ребёнка потерян. Специально его не стимулировали, дочку не подгоняли. Она могла прочитать от силы одно предложение и откладывала книжку, по-прежнему прося читать нас. Так продолжалось где-то до четырёх лет и полутора месяцев, после чего в развитии случился рывок.
Буквально за считанные дни дочь стала сама брать книжку и садиться читать. Сначала читала медленно и вслух, спустя месяц научилась читать едва уловимым шепотом.
Для меня этот момент стал сигналом готовности ребёнка к вводу иностранного языка. О том, почему я не считаю нужным учить дочку английскому с пелёнок, я уже писала. Я терпеливо ждала, когда она начнёт читать по-русски, и уже потом приступила к иностранному.
Раннее чтение нашего ребёнка вызывает много споров. Близкие, которые хорошо знают нас с мужем и наши правила воспитания, лишь восторгаются созреванием дочки и её серьёзностью, вдумчивостью. А вот незнакомые осуждают. Оказывается, есть множество людей, включая педагогов и детских психологов, которые просто не верят, что ребёнок может рано проявить интерес к чтению, и которые даже считают такой интерес опасным, а потому призывают отказывать от книг в ранние годы.
Представляете? Ребёнок сам понял, что такое буквы, он каждый день упрашивает родителей объяснить ему чтение, а родители отказываются
Я, например, такой ход событий не представляю. Давайте разберём несколько самых расхожих среди обывателей и педагогов заблуждений о раннем чтении, которые наша семья опровергла на личном опыте.
«До шести не способны, и точка!»
Первое и самое сомнительное для меня утверждение заключается в том, что дети крайне редко могут сами проявлять интерес к чтению и освоить буквы без палки до шести лет. Во всех статьях, от дилетантских, написанных для интернет-форумов, до работ психоневролога Виленина Гарбузова, указывается усреднённая цифра: якобы, только один ребёнок из ста готов к чтению раньше шести лет. Но это же неправда! Если вы читали дворянские мемуары дореволюционной России, если изучали биографии европейских аристократов, то знаете, что там в среднем читать учились уже в три года.
Владимир Набоков читал с трёх. Пушкин научился читать поздно, предположительно в пять, это отмечалось как отставание
Зато в шесть он уже взахлёб читал книги из отцовской и дядиной библиотек, в том числе древнегреческие и древнеримские произведения. Не уметь ребёнку читать даже в пять было в аристократической среде странным, такие семьи осуждали. Потому что если ребёнок рос в книжной среде, читать он учился рано. Если не умел, значит, в доме не было книг и гувернера.
Впрочем, тем, кому не нравится опыт дворян, предлагаю обратиться к примерам родных и знакомых. Поспрашивайте, во сколько лет и как научились читать их дети. Вы удивитесь тому, что в очень многих семьях читают с ранних лет. Я, например, пошла в школу в пять, это была экспериментальная программа. Я уже умела читать, считать и писать. Мой муж заговорил в три, а в четыре стал читать. Ни моя мама, ни его не помнят, как мы обучились этому навыку.
У меня на этот счёт есть своя версия: один полный шкаф детских книг — и ребёнок гарантированно будет читать в четыре года, причём быстро. Если у ребёнка нет каких-то ощутимых отклонений в развитии или проблем со здоровьем, он просто не может не проявить интерес к чтению в семье, где ему всё время читают хорошие книги.
Как моя пятилетняя дочь выучила английский с помощью свинки Пеппы
Значительная часть книжек дочки была ещё из СССР — мы специально покупали букинистику, в советской детской литературе были прекрасные иллюстрации и добротное оформление. Дочь привыкла держать в руках хорошие книги.
В три года, если не раньше, мы записали её в библиотеку. На своё имя, конечно. Но в три года она уже ходила и выбирала книжки. Ну и дома, конечно, читали. Сейчас ей четыре и пять, она не знает, как играть на смартфоне или планшете — просто никогда с ними не играла. Первые мультфильмы увидела после двух и сейчас смотрит один мультик в день.
Я не верю, что есть дети, которые при таком воспитании не заинтересуются чтением. Если не в четыре, то в пять лет в читающих семьях ребёнок, как правило, тоже читает. Причём не просто умеет читать, а берёт книгу и прочитывает её. Я вижу семьи, в которых дети не читают до шести лет: там они с полугода уже сидят часами в телефоне, книжек у таких детей — от силы пара десятков, да и те — пищалки, свистелки или для купания. У нашего ребёнка были три-четыре дрянные современные книги с картонными листами и примитивными компьютерными иллюстрациями, а у кого-то других книжек нет и интереса к чтению нет.
Другое распространенное заблуждение твердит нам, что до шести лет ребёнок не способен освоить абстрактные понятия и что единицам удаётся справиться с этой задачей в пять. Но ведь и здесь неправда! Ребёнок уже в три года понимает не просто буквы, он может объяснить, что такое любовь, счастье. В три наша дочь употребляла такие слова, как «завтра», «вчера», «нескоро». Во всех семьях, где дети не росли у планшетов и телевизоров, они эти слова знали.
Если проводить с ребёнком достаточно времени и много с ним разговаривать, он усвоит нужные слова
Отсюда следует и третий миф. Едва ли не все противники раннего чтения считают, что в 3-4 года ребёнок не в состоянии понять определение слов «буква», «звук», «слог» и «слово». А мой ребёнок понял! И у множества других родителей дети тоже справились. Разницу между буквой и звуком, смысл слова «слог» дочь усвоила если не в три ровно, то ближе к четырём. Боюсь пугать уважаемых учёных, но она даже поняла, что такое предложение, и догадалась о функции знаков препинания. Заметьте, никто насильно не усаживал ребёнка за книжки и не объяснял — она спрашивала сама. Когда стала читать сразу по несколько слов, у неё возник вопрос о точке и запятых. Мы объяснили — дочь поняла. Она читает хоть и медленно, но интонационно знаки препинания выделяет. Более того, дочь сама пишет! Этому её никто не учил. Вот, например, я увидела, как дочка подписывала рисунок. В четыре года и два месяца она сама в садике нарисовала открытку и подписала «Маме на день рождения аткрытка».
Политические издержки
Я убеждена, что стандарты обучения детей чтению в советское время были сильно занижены по причине резкого снижения общего уровня культуры и образованности. На историческую сцену хлынули десятки миллионов необразованных масс, многие советские граждане стали первым грамотным поколением в своей семье. Позднее обучение было связано именно с этим. А поздний переход из садика в школу — с производственной необходимостью.
В саду ребёнок находился по 10-12 часов, существовали продлёнки, пятидневные садики. В школе же он был максимум до обеда — если бы детей отправляли в первый класс в пять лет, они бы просто не смогли самостоятельно себя обслуживать. Зато семилетние уже сами ходили на уроки, возвращались домой, разогревали обед.
В восьмидесятых появились попытки перевести первый класс в садик и брать детей в школу на год раньше. Это были нулевые классы при садах либо классы полного рабочего дня в начальной школе, в них брали с шести лет, оттуда сразу шли, как правило, во второй. Я даже в пять лет попала в нулевой класс — до шести мне не хватало двух месяцев.
Почему вопрос «Чему может научить эта книга ребёнка?» — бесполезный
Программу эту пришлось закрыть именно по экономическим соображениям: дорого содержать первоклассников полный день, а забирать их из школы после четырёх уроков некому.
В странах, где не было чудовищной гуманитарной катастрофы, какая случилась в большевистской России, в школу дети идут рано. В Великобритании в первый класс отдают в пять, дети сразу учат там английский, математику, природоведение, музыку, причём многие дети к школе уже умеют читать. В США редко когда отдают в школу в шесть — в основном дети начинают учёбу в пять. К шести читают все.
Семь лет для школы и для чтения, на мой взгляд, очень поздно. Два, а то и три года чтения — колоссальное упущение. Некоторые дети создавшийся отрыв не смогут восполнить уже никогда. Это я точно знаю как ребёнок, который рано научился читать. Я в семь-восемь лет уже читала книги из серии «Библиотека приключений»: «Дочь Монтесумы», «Капитан Фракасс», «Пятнадцатилетний капитан». Мои подружки читали «Колобка». В двадцать я читала Пруста, а подружки — Паоло Коэльо. Такой отрыв в чтении я вижу у всех, кто научился читать рано.
Дети способны и хотят обучиться чтению в четыре-пять лет. Вопрос лишь в том, видят ли они дома хорошие книги.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.