в какой стране делают мазерати
MASERATI — история марки (часть VI)
Новая смена стратегии — эпоха Де Томазо
В середине 70-х годов мир поглотил энергетический кризис. В 1975 году Citroёn терпит убытки и принимает решение закрыть завод Maserati. Тогда легендарную марку спасло то, что ее купил Государственный институт развития и помощи промышленным предприятиям Италии под руководством известного конструктора и автогонщика Алехандро де Томазо.
Де Томазо решил поменять стратегию компании и побороться за нишу, которую занимали такие европейские гиганты как BMW и Mercedes-Benz.
Первым результатом стала модель Kyalami, которая фактически являлась автомобилем De Tomaso Longchamp с двигателем Maserati и слегка изменённой внешностью.
Longchamp с расположенным впереди мотором представлял собой короткобазное купе на основе 5-местного седана с полностью независимой подвеской и очень просторным салоном. Его «родственник» Kyalami из-за установки двигателя Maserati отличался другой формой передней части кузова. В то время как на De Tomaso использовался американский двигатель Ford V8 со штанговым приводом клапанов, Kyalami получил мотор Maserati V8 с четырьмя верхними распредвалами рабочим объемом 4136 см.куб. Позже его размерность увеличили, доведя рабочий объем до 4930 см.куб.
Проблема этой модели заключалась в спешке и искусственности ее создания. Лишь этим можно объяснить невысокий уровень продаж. К концу 70-х гг. было реализовано всего 126 Kyalami. К 1983 г. спрос на модель практически иссяк. Однако жизнь автомобиля продолжилась: его шасси послужило основой Quattroporte.
В 1979 году выпустили новую модификацию Quattroporte, которая стала представительским автомобилем для президента Итальянской Республики.
Сначала на автомобиль устанавливали двигатель V8 объемом 4,2 литра, позже в 1981 году стали применять двигатель V8 объемом 4,9 литра.
Так же в 1986 году была выпущена более мощная модификация — Royal, что означает королевский. Этот ремейк оказался настоящим хитом, поэтому его производили вплоть до 1990 года.
Всего было выпущено 2141 автомобиль Quattroporte III.
Видео о Quattroporte III:
После этого последовал триумф Biturbo, который визуально напоминал уменьшенную копию Quattroporte. В качестве базовой модели серии Biturbo стал довольно недорогой, но сохранивший все преимущества Maserati. Это был двухдверный седан, с двумя турбинами и новым шестицилиндровым двигателем объем которого — 2 литра.
Родстер, купе и кабриолет, двух- и четырехдверные седаны – это те несколько модификаций Biturbo, которые пользовались немалым успехом и в Европе, и за океаном. Их успех оказался настолько ошеломляющим, что американский автогигант Chrysler в 1984 году приобрел 15,6% акций Maserati.
Из-за огромного разнообразия модификаций Битурбо невозможно вместить в данную статью всю информацию, поэтому читайте более подробную статью о серии Битурбо.
С точки зрения производства Biturbo оказался очень удачным автомобилем. В варианте с 24-клапанным мотором он обладал показателями суперавтомобиля.
Всего было выпущено более 35 000 экземпляров разнообразных модификаций битурбо.
Видео как едет Biturbo:
В 1985 году был создан прототип двигателя с шестью клапанами на цилиндр с рекордными мощностными характеристиками на низком наддуве, но он не пошел в серию из-за решения фирмы. Про двигатель читайте отдельную статью.
Появление модели Shamal ознаменовало возвращение Maserati к использованию V-образных 8-цилиндровых моторов. Рабочий объем составлял 3217 см.куб., а наличие двух турбонагнетателей обеспечивало мощность 326 л.с. при максимальном крутящем моменте 436 Н*м.
Возвратившись к двигателям V8, фирма восстановила еще одну традицию — называть машины именами знаменитых ветров.
В 1992 году мир увидел новый концепт-кар — Barchetta, что в переводе на русский означает лодочка. О данном автомобиле написана отдельная статья.
С 1993 по 1995 годы более 90% акций компании Maserati скупает гигант Fiat Auto. С этого момента в истории прославленной марки началась новая эра.
В 1994 году были представлены первые плоды нового руководства FIAT – это новая «Quattroporte» от руки дизайнера Гандини и оснащенным двигателем «Biturbo».
В 1995 году инженеры концерна Maserati создают уникальный в своем роде спорткар Ghibli Cup, который и до сегодняшнего дня обладает самой высокой в мире отдачей мощности двигателя с учетом на один литр рабочего объема. Всего два литра способны выдавать 330 л.с. Этот показатель пока-что не достиг ни один серийный автомобиль мира. Было выпущено 60 экземпляров.
Содружество с Ferrari
В 1997 году решением руководства компании Fiat Auto производство автомобилей Maserati передали компании Ferrari. Содружество между Maserati и Ferrari продлилось до 2005 года и принесло первой компании немалые успехи. Лука Ди Монтеземоло, президент Ferrari изначально определил назначение этого союза: «Maserati должны стать автомобилями класса «гран-туризмо» — самыми шикарными и агрессивными, с классическими формами, четырех- или двухместными». И автомобили компании Мазерати не просто стали такими, но и покорили новые рубежи.
Несмотря на такие модели, как Ghibli Cup и Quattroporte, компания Maserati почти 15 лет не представляла суперавтомобилей, увязнув в вариантах на базе Biturbo и финансовых кризисах. Лишь при поддержке Ferrari ей удалось создать новое купе. Назвав машину сначала Mistral (Мистраль), компания обнаружила, что это название уже принадлежит другому изготовителю, и сменило его на 3200GT по аналогии с моделью 3500GT 1957г.
В завод в Модене специально для изготовления 3200GT было инвестировано 35 млн. ф.ст., хотя окраска кузовов производилась в Маранелло. Разработка кузова новинки была поручена компании ItalDesign, которая создала шедевр с плавными округлыми контурами, блок-фарами под прозрачными колпаками заподлицо с поверхностью крыльев и скругленной формы облицовкой радиатора, напоминавшей классические спортивные автомобили. Необычные задние световые приборы повторяли изгиб задней части кузова. Несущий стальной кузов дополнялся трубчатыми подрамниками для крепления двигателя и подвески.
Со вкусом оформленный полноценный 4-местный салон выглядит скромнее, чем на предыдущих машинах, где в изобилии присутствовали натуральная кожа и дерево.
Модель 3200GT стала серьезным конкурентом всем ведущим представителям рынка суперавтомобилей конца 90-х годов. Она соперничала по характеристикам и внутреннему пространству с Porsche 911, а также с Jaguar XKR и более дорогим Aston Martin DB7.
Это последний автомобиль Мазерати на базе модифицированного двигателя серии Битурбо.
Мазерати (Maserati), итальянская компания, специализирующаяся на выпуске комфортабельных спортивных автомобилей с эффективной внешностью и высокими динамическими показателями. Входит в состав крупнейшей итальянской автомобильной корпорации «ФИАТ».
В 1925 году Альфьери, Эрнесто и Биндо, по заказу крупного итальянского фабриканта и автопроизводителя Диатто создали двухлитровый двигатель, которым оснастили довольно успешный гоночный автомобиль Гран При.
В 1939 и 1940 годах, американец Вильбур Шоу на Maserati 8CTF( под именем Boyle Specials), одержав победу на Indianapolis 500, помог Masеrati войти в историю легендарных американских гонок. Maserati 8CTF, оснащенные великолепными 8-цилиндровым моторами 8CTF, стали единственными итальянскими автомобилями одержавшими победу в этих гонках за всю их историю.
После войны, оставшиеся братья Мазерати покинули фирму, которой оставили свое имя и организовали собственное предприятие OSCA (Officina Specializzata Costruzione Automobili Fratelli Maserati) в родной Болонье. Новая фирма занялась выпуском гоночных автомобиле, однако прежнего успеха и популярности ее автомобили не имели.
Дорожная версия этого автомобиля выпускалась небольшими сериями и оснащалась почти гоночным шасси и облегченным 6-цилиндровым двигателем объемом 2 литра, имевшим, вначале 1 распредвал и по 1 свече на цилиндр, а затем 2 распредвала и 2 свечи на цилиндр.
Все эти автомобили были, так сказать, авторскими работами «hand made», выпускались очень маленькими сериями и практически среди них не было двух похожих моделей.
В 1954 году одноместный Maserati 250F стал победителем гонок Formula 1 в Аргентине. В 1957 году, оснащенный мощным и надежным 6-цилиндровым мотором, 250F помог знаменитому Фанджио завоевать его пятый титул чемпиона мира и последний титул для Maserati. В этом же году фирма Maserati официально объявила о своем уходе из гонок и перенесла гоночные технологии на серийные дорожные автомобили.
На рубеже 50 – 60-х годов началось производство Maserati 5000 GT – автомобиля, возродившего роскошную довоенную традицию: строить авто «на заказ». Maserati поставляла двигатель и ходовую часть, а кузова машины «шили» в ателье Allemano, Michelotti, Bertone.
В 1963 году, на чертежных досках фирмы Vignale родился очередной проект, призванный заменить устаревший к тому времени кузов дизайна Touring. Новый автомобиль названный Sebring, в честь побед Maserati в североамериканских гонках, имел отлаженный и надежный двигатель в современном и агрессивном кузове. Выпуск его 2 основных версий с 6-цилиндровым двигателем объемом 3.7 л. и 4.0 л. продолжался вплоть до 1969 года.
В 1963 году в истории Maserati произошел еще один поворот, выделивший марку среди остальных автопроизводителей. Миру были представлены дорогие скоростные седаны Mistral и Quattroporte. В Великобритании новый Quattroporte (в переводе с итальянского означает «четырехдверный»), обладавший не только роскошным салоном, но и отличной динамикой и управляемостью, стоил дороже, чем Rolls Royce. Quattroporte стал первой представительской моделью фирмы. Он был оснащен 4.2 литровой версией двигателя V8, которым впервые был установлена на 5000 GT. Для тех, кто хотел роскоши Quattroporte, но в более спортивном кузове, Maserati выпустил модель Mexico.
1966 год ознаменовался для фирмы выпуском купе Ghibli, кузов для которого создавался в ателье молодого Джорджетто Джуджаро, в то время еще работавшего в Ghia. Этот автомобиль стал настоящей сенсацией своего времени и служил визитной карточкой Maserati в неспокойные 60-е годы.
В 1968 году контрольный пакет акций Maserati скупил французский Citroen. Самым заметным результатом партнерства французов и итальянцев стала модель Indy (было выпущено 1104 экземпляра), более альянс двух автомобильных компаний, продлившийся до 1975 года, ничем себя не проявил.
В 1971 на свет появилась модель Bora – первый автомобиль фирмы класса GT со среднерасположенным двигателем. С этого автомобиля начала зарождаться новая концепция моделей Maserati. Отныне фирма начинает делать не просто сверхбыстрые автомобили. Она наделяет свои дорожные модели еще комфортом и роскошью.
На следующий год состоялась премьера Maserati Merak, который итальянцы наделили двигателем V6, разработанным для Citroen SM. Merak стал достойным конкурентом своим одноклассникам Ferrari 308 GT4 и Lamborghini Uracco. В 1976 году появился Merak SS, оборудованный новой модифицированной 3-литровой версией V6 и более элегантной приборной доской от Bora.
В 1976 году Maserati обновляет маркетинговую стратегию и решается освоить новую нишу. Для этого компания вступает в конкурентную борьбу с Mercedes и BMW и выпускает первый в своей истории автомобиль представительского класса – Quattroporte III с кузовом от Джуджаро.
В 1989 году увидел свет Shamal, последний представитель эры Де Томазо в судьбе Maserati, оснащенный новым 8-цилиндровым двигателем Biturbo объемом 3200 см3, который дал этому монстру мощность в 325 л.с.
В 1997 году произошло объединение Maserati с Ferrari (фактически же управление компанией перешло к Ferrari). С ноября 1997, для повышения качества и надежности модельного ряда Maserati, на заводах в Модене на год был приостановлен выпуск Ghibli и Quattroporte. Модернизация сборочного производства, стоившая почти 11.5 миллионов долларов была успешно завершена осенью 1998 года выпуском нового Maserati 3200 GT.
Новая модель Spyder GT вышла в 2002 году.
В 1997, FIAT передала пакет из 50% акций «Мазерати» в долгосрочное пользование «Феррари» (в то время контролируемое также концерном FIAT). В 1999 «Феррари» получила полный контроль над компанией и преобразовала «Мазерати» в подразделение элитных автомобилей. В это же время строится новый завод взамен устаревшего 1940-х годов.
MASERATI — история марки (часть I, Рождение бренда)
14 декабря 2014 года марке Maserati исполняется 100 лет!
Эта легендарная марка вызывает различные ассоциации у историков, специалистов и поклонников. Кто-то вспомнит первые Милле Милиа, Тарга Флорио, Брешиа, где Альфьери и Эрнесто Мазерати предстают перед нами как создатели и пилоты одних из лучших гоночных автомобилей того времени. С моделями Tipo 250F и их преемниками, созданными Мазерати, связан золотой век Формулы 1.
Для других имена Maserati это выдающиеся автомобили класса GT 60-х — 80-х годов. Да, они были экзотичными, но все же намного практичнее своих коронованных конкурентов Ferrari.
Для третьих же это символ престижа и мощи, воплощенный в роскошных современных моделях Quattroporte, Ghibli, GranTurismo.
Maserati — это не только марка, это в первую очередь большая семья.
Семья железнодорожного машиниста Родольфо и Каролины Мазерати (девичья фамилия Лози) была довольно многочисленной — они дали жизнь 7 братьям Мазерати — Карло (1881), Биндо (1883), Альфьери (1885) (он умер в младенчестве и его имя перешло к следующему ребенку в семье) — Альфьери (1887), Марио(1890), Этторе(1894) и Эрнесто(1898). Каждый из братьев, в той или иной мере, внес свой вклад в развитие компании, которая до сих пор носит их имя.
Очень скороспелый, творческий инженер. Карло, работая на велостроительном предприятии Bianchi, в 17 лет построил свой первый одноцилиндровый двигатель для установки на велосипед. Он также участвовал в гонках на велосипеде Каркано, оснащенном двигателем, и одержал несколько побед, поставив в 1900 году рекорд скорости — 50 км/ч. Этим он сразу же привлек внимание фирмы Fiat и был нанят в качестве тест-пилота. В то же время он построил свой первый собственный автомобиль в свободное от работы время. С деревянным шасси и одноцилиндровым двигателем. Этот автомобиль можно считать первым автомобилем Maserati в истории.
Ппосле Карло устроился механиком и пилотом-испытателем в гоночную команду Isotta Fraschini.
Одним из увлечений Карло были автогонки. В 1907 году, на Каппо Флорио он выступал за команду Bianchi. Во время гонки ему сильно досаждал низковольтный прерыватель системы зажигания, который на ходу приходилось несколько раз менять. И все же, несмотря на это, он смог финишировать седьмым. После этого случая Карло на своих автомобилях начал заменять низковольтную систему зажигания высоковольтной, что эффективно решило проблему.
Далее эстафету взял брат Альфьери, работа которого, собственно, и привела к рождению бренда.
Благодаря помощи и рекомендациям Карло, в 1903 году Isotta Fraschini согласилась взять на работу его брата Альфьери, несмотря на то, что тому было всего 16 лет.
Альфьери Мазерати стал духовным наследником Карло, обладая сходным с братом темпераментом и навыками работы механиком и гонщиком. В 1908 году Issota вверила Альфьери управление автомобилем команды, за рулем которого он занял четырнадцатое место на Гран-При миниатюрных авто, называемых Voiturettes, во французском городе Дьеппе, несмотря на то, что карбюратор его машины сломался. В то же время к Isotta Fraschini присоединились Биндо и Этторе, а Альфьери начал работать механиком команды, параллельно развивая свои умения в качестве гонщика.
В 1912, побыв представителем компании в Аргентине, Соединенных Штатах и Великобритании, Альфьери был назначен главой службы по работе с клиентами Issota в Болонье.
Обширный опыт, полученный Альфьери за время карьеры, убедил его, что он готов открыть собственный бизнес, чтобы реализовать свои таланты и творческие способности в полной мере. В 1913 году он переезжает в Болонью, а в 1914 году он арендовал офисное помещение в Виа де Пеполи, в старой части Болоньи. Именно это место стало первой «штаб-квартирой» Società Anonima Officine Alfieri Maserati.
Заявка на регистрацию была направлена в Болонскую Торгово-промышленную палату в четверг 1 декабря 1914 года. Пять месяцев спустя Италия была вовлечена в 1-ю мировую войну. Альфьери и Этторе призваны на военную службу. В офисе остался только 17-ти летний Эрнесто, который работал в мастерской в течение дня и ходил в школу технического института Болоньи в вечернее время. Он начинает разрабатывать и производить специальные свечи зажигания для двигателей летательных аппаратов под маркой Trucco и Maserati.
Вернувшись с войны, Альфьери стремится дать толчок деятельности. Переехав на новое место, он продолжает производство свечей зажигания. Наконец появилась вывеска над тремя большими окнами.
В 1918 году Альфьери запатентовал новую конструкцию свечей зажигания. Это был новый тип свечи с изоляцией из слюды, что позволило обеспечить двигателям более постоянную производительность, преодолевая различные проблемы, ранее вызванные несовершенными свечами зажигания. Альфьери совершил революцию в мире двигателей с этим жизненно важным изобретением.
в 1920-х годах Альфьери, Эрнесто и Этторе интенсивно работали над созданием первого Maserati. Один из братьев Биндо остается в Isotta Fraschini. Тем не менее, Альфьери решает привлечь еще одного брата — Марио — художника, который не имеет ничего общего с двигателями. Он поручил разработать логотип. По предложению маркиза Диего де Sterlich, близкий друг и сторонник Альфьери, Марио решил использовать один из наиболее характерных символов Болоньи: трезубец со статуи Нептуна на площади Пьяцца Маджоре, символ силы и энергии. В качестве цветовой раскраски он выбирает красный и синий — цвета знамени города Болонья.
В 1920 году Альфьери Мазерати привлекается к гонкам, начиная от SCAT, а потом в четырех цилиндровых Nesseldorf. Результаты не являются исключительными, но дают опыт для создания первого настоящего Maserati. На шасси от Isotta Fraschini он монтирует блок четырехцилиндрового двигателя от Hispano Suiza. Пилотируя Isotta FRASCHINI Special, Альфьери начинает пользоваться настоящим успехом. Официальный дебют автомобиля 24 июля 1921 года на Муджелло. Он приходит четвертым и вторым в своем классе. Два месяца спустя, вместе со своим братом Эрнесто он выигрывает свою первую гонку в Susa-Moncenisio.
В 1922 году братья Мазерати начаkb работу с Diatto. Был большой опыт, но тем не менее, результаты в первых гонках плохие. На данный момент Альфьери решает вернуть гибрид Isotta Fraschini, который дал ему столько удовлетворения, прежде чем перейти к Diatto. Он полностью переделал двигатель и переименовывает его в Diatto. Альфьери выигрывает Susa-Moncenisio на этой машине со средней скоростью 69 км/ч. Вместе с Эрнесто он повторил подвиг в Валле-Гран Сан Бернардо.
В 1925 году партнерства с Diatto было прервано. Благодаря финансовой поддержке маркиза Diego de Sterlich — большого поклонника Альфьери, братьям Мазерати удалось купить десять Diatto 30. Это знаменует начало производства первых автомобилей с логотипом Maserati.
В 1926 году был наконец создан первый Maserati — Tipo 26. Он является эволюцией Diatto GP 8C и назван в честь года своего гоночного дебюта. На базе этого автомобиля было создано несколько модификаций: 26B, 26M, 26R.
Базовая версия автомобиля оснащалась восьмицилиндровым 1,5 литровым двигателем, мощностью 120 л.с. Максимальная скорость 200 км/час. Стоит отметить, что спорткар не оснащался только переднем тормозом.
MASERATI — история марки (часть II)
Продолжаю пересказ истории фирмы Мазерати. Если кто пропустил начало, то прошу сначала сюда.
Эрнесто самостоятельно проектировал все автомобили и двигатели, а также лично приводил их к первым местам в гонках. Инженерные достижения младшего Мазерати впечатляют. Например, Эрнесто первым в Европе, еще в 1933 году применил гидроусилитель тормозов.
В 1933 году лихой Тацио Нуволари (Tazio Nuvolari) переходит в Maserati от Энцо Феррари, который, по его словам, не хотел его в качестве равноправного партнера. Легендарный пилот, управляя моделью 8CM, выигрывает «Belgian GP», «Ciano Cup», «Nice GP»и «Tourist Trophy». Модель 8CM является развитием предыдущей 8C, с переработанной подвеской. Передняя ходовая часть была сделана более жесткой. Сотрудничество продолжается до 1934 года. Тацио не станет частью официальной команды, но он покупает автомобиль, и Эрнесто предоставляет техническую помощь. Он продолжает гонку в качестве частного водителя.
Под крылом ORSI GROUP
Стоит отметить, что братья Мазерати были гениальными гонщиками и инженерами, но имели свой недостаток – они были очень слабыми коммерсантами. Несмотря на большой спрос клиентов на модель 8CM, Maserati находились под постоянным давлением со стороны новых немецких команд — Mercedes и Auto Union, решительно выступавших в поддержку правительства Третьего рейха. Эрнесто, Этторе и Биндо поняли, что в стране происходят решительные политические изменения. Поэтому они приветствовали сотрудничество со знаменитым итальянским предпринимателем Адольфо Орси. Его империя простиралась от сталелитейной промышленности, до станков и сельхозоборудования. В 1937 году Эрнесто, Этторе и Биндо заключили контракт с Орси и фактически продали свою компанию.
Новое руководство решило сузить специализацию компании и заниматься производством исключительно гоночных автомобилей. Именно тогда, в 1939 году разразилась Вторая мировая война, но этот год также стал триумфальным и для итальянских автомобилей в США: сначала в 1939 году, потом в 1940, американец Вильбур Шоу, сидя за рулем Maserati 8CTF (под именем Boyle Specials), дважды одержал победу на гонке «Indianapolis 500».
С того времени больше ни один автомобиль итальянцев не занял первое место в американских гонках.
К началу Второй мировой войны Maserati оставил Болонью. Орси хотел сконцентрировать весь его бизнес в одном географическом районе. Завод Maserati открыли в Виале Чиро Менотти (Viale Ciro Menotti). Тем не менее, из-за войны пришлось забыть о производстве гоночных автомобилей на некоторое время и сосредоточиться на производстве свечей зажигания и других предметов, критически важных для военных.
MASERATI A6: ПЕРВЫЙ Pininfarina GRAN TURISMO
В начале марта 1946 года появился прообраз того, что можно считать первым GranTurismo — то есть Maserati, предназначенных для ежедневного использования, а не для гонок — это, представленый на Женевском автосалоне «А6» (A — это в честь Альфьери и 6, обозначающее количество цилиндров). Проект был начат Эрнесто Мазерати перед перед тем, как братья решили покинуть компанию навсегда. Дизайн и оригинальность сразу оценила общественность. В 1948 году на Туринском автосалоне Maserati демонстрирует первую модель A6 1500, стиль которой был придуман Pininfarina.