в какой стране балет был упразднен
10 фактов о бывшем главе Туркменистана, который запретил балет и ставил себе золотые статуи
Сталин был просто скромняга по сравнению с экс-президентом Туркменистана Сапармуратом Ниязовым, который правил страной с 1991 по 2006 год. Он назвал себя Туркменбаши (Отец всех туркмен) и Акбар Сердар (Великий Вождь), запретил СПИД и балет, а также мечтал завезти в туркменские пустыни пингвинов.
Вот еще несколько фактов об этом эксцентричном диктаторе.
Переименовал слова в свою честь
Едва Ниязов стал президентом в 1990-е, он изменил названия месяцев. Так, январь стал называться туркменбаши в честь самого президента, а апрель — гурбансолтан-эдже — в честь его давно умершей матери. Ниязов также назвал ее именем «хлеб».
Мечтал о пингвинах
Однажды он заявил, что собирается построить зоопарк для пингвинов в пустыне Каракумы, где температура составляет около 40 градусов по Цельсию. Помимо этого он планировал построить вблизи Ашхабада ледяной дворец, способный вместить тысячу человек.
Переписал мировую историю
Ниязов утверждал, что туркмены первыми придумали колесо и телегу, а также начали плавить металл. По его версии, именно туркмены основали более 70 государств на территории современной Евразии.
И написал свой Коран
В 2001-м он написал философско-историческую книгу «Рухнама» («Духовность»), ставшую в стране второй по популярности после Корана. Её изучали в качестве отдельного предмета в школах и вузах страны, сдавали по ней экзамены.
Я — дух Туркмении, возродившийся, чтобы привести вас к золотому веку. Я ваш спаситель… У меня зоркий взгляд — я вижу все. Если вы честны в своих поступках, я это вижу; если же вы совершаете грехи, и это не укроется от меня.
Сапармурат Ниязов, «Рухнама»
Отменил болезни
Ниязов объявил вне закона все инфекционные заболевания, включая холеру и СПИД, запретив любые упоминания о них.
И искусство
Он упразднил цирк, оперу и балет, заявив, что не понимает этих видов искусства, добавив, что «нельзя привить туркменам любовь к тому, чего у них нет в крови». К слову, после его смерти цирк и опера вновь появились в стране, а вот балет по-прежнему остается под запретом.
Жил по-королевски
Сапармурат Ниязов жил в президентском дворце, построенном из белого мрамора и увенчанном золотым куполом. Для оформления внутреннего убранства было заказано 14 ковров ручной работы площадью 218 квадратных метров за 55 тысяч долларов. Внутренний двор украшал каскад фонтанов и парк площадью 7,5 гектара. В гараже президента стояли десятки дорогих лимузинов.
Его кони — тоже
Особой страстью президента были ахалтекинские скакуны — священные животные для Туркменистана. Неподалеку от Ашхабада по приказу Ниязова построили конеферму. Там у коней были свои бассейны и ветеринарные центры, оборудованные по последнему слову техники.
Поставил себе золотой памятник
В столице страны Ашхабаде по приказу Сапармурата Ниязова воздвигли его 50-метровую золотую статую. Его портрет украшал банкноты, почтовые марки и плакаты по всей стране.
Остался в народной памяти как супергерой
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ БАЛЕТА
Балет — искусство довольно молодое. Ему немногим более четырехсот лет, хотя танец украшает жизнь человека с древнейших времен. Родился балет в Северной Италии в эпоху Возрождения. Итальянские князья любили пышные дворцовые празднества, в которых танец занимал важное место. Сельские пляски не подходили придворным дамам и кавалерам. Их одеяния, как и залы, где они танцевали, не допускали неорганизованного движения. Специальные учителя — танцмейстеры — старались навести порядок в придворных танцах. Они заранее репетировали с дворянами отдельные фигуры и движения танца и руководили группами танцующих. Постепенно танец становился все более театральным.
Термин «балет» появился в конце XVI века (от итальянского balletto — танцевать). Но означал он тогда не спектакль, а лишь танцевальный эпизод, передающий определенное настроение. Такие «балеты» состояли обычно из мало связанных между собой «выходов» персонажей — чаще всего героев греческих мифов. После таких «выходов» начинался общий танец — «большой балет».
Первым балетным спектаклем-представлением стал «Комедийный балет Королевы», поставленный в 1581 году во Франции итальянским балетмейстером Бальтазарини ди Бельджойозо.
В царствование Людовика XIV спектакли придворного балета достигли особого великолепия. Людовик сам любил участвовать в балетах, и свое знаменитое прозвище «Король-Солнце» получил после исполнения роли Солнца в «Балете ночи».
В 1661 году он создал Королевскую академию музыки и танца, в которую вошли 13 ведущих танцмейстеров. Их обязанностью стало сохранение танцевальных традиций. Директор академии, королевский учитель танцев Пьер Бошан, определил пять основных позиций классического танца.
Вскоре была открыта Парижская опера, балетмейстером которой был назначен тот же Бошан. Под его началом была сформирована балетная труппа. На первых порах в ее составе были одни мужчины. Женщины на сцене Парижской оперы появились лишь в 1681 году.
В театре ставились оперы-балеты композитора Люлли и комедии-балеты драматурга Мольера. В них поначалу участвовали придворные, а спектакли почти не отличались от дворцовых представлений. Танцевали уже упоминавшиеся медленные менуэты, гавоты и паваны. Маски, тяжелые платья и туфли на высоких каблуках мешали женщинам выполнять сложные движения. Поэтому мужские танцы отличались тогда большей грациозностью и изяществом.
К середине XVIII века балет завоевывал большую популярность в Европе. Все аристократические дворы Европы стремились подражать роскоши французского королевского двора. В городах открывались оперные театры. Многочисленные танцовщики и учителя танцев легко находили себе работу.
Вскоре под влиянием моды женский балетный костюм стал значительно легче и свободнее, под ним угадывались линии тела. Танцовщицы отказались от обуви на каблуке, заменив ее на легкие бескаблучные туфельки. Менее громоздким стал и мужской костюм: панталоны в обтяжку до колен и чулки позволяли разглядеть фигуру танцовщика.
Каждое новшество делало танцы осмысленнее, а танцевальную технику — выше. Постепенно балет отделился от оперы и превратился в самостоятельное искусство.
Хотя французская балетная школа славилась изяществом и пластичностью, ей была свойственна некоторая холодность, формальность исполнения. Поэтому балетмейстеры и артисты искали иные выразительные средства.
В конце XVIII века родилось новое направление в искусстве — романтизм, оказавший сильнейшее влияние на балет. В романтическом балете танцовщица встала на пуанты. Первой это сделала Мария Тальони, полностью изменив прежние представления о балете. В балете «Сильфида» она предстала хрупким существом из потустороннего мира. Успех был ошеломляющий.
В это время появилось множество замечательных балетов, но, к сожалению, романтический балет стал последним периодом расцвета танцевального искусства на Западе. Со второй половины XIX века балет, потеряв свое прежнее значение, превратился в придаток к опере. Лишь в 30-е годы XX века под влиянием русского балета началось возрождение этого вида искусства в Европе.
В России первый балетный спектакль — «Балет об Орфее и Евридике» — поставлен 8 февраля 1673 года при дворе царя Алексея Михайловича. Церемонные и медлительные танцы состояли из смены изящных поз, поклонов и ходов, чередовавшихся с пением и речью. Никакой существенной роли в развитии сценического танца он не сыграл. Это была лишь очередная царская «потеха», привлекавшая своей необычностью и новизной.
Только спустя четверть века, благодаря реформам Петра I, музыка и танец вошли в быт русского общества. В дворянские учебные заведения ввели обязательное обучение танцам. При дворе начали выступать выписанные из-за границы музыканты, оперные артисты и балетные труппы.
В 1738 году открылась первая в России балетная школа, и через три года 12 мальчиков и 12 девочек из дворцовой челяди стали первыми в России профессиональными танцовщиками. Поначалу они выступали в балетах иностранных мастеров в качестве фигурантов (так называли артистов кордебалета), а позже в главных партиях. Замечательный танцовщик того времени Тимофей Бубликов блистал не только в Петербурге, но и в Вене.
В начале XIX века русское балетное искусство достигло творческой зрелости. Русские танцовщицы внесли в танец выразительность и одухотворенность. Очень точно это почувствовав, А. С. Пушкин назвал танец своей современницы Авдотьи Истоминой «душой исполненный полет».
Балет в это время занял привилегированное положение среди других видов театрального искусства. Власти уделяли ему большое внимание, предоставляли государственные субсидии. Московская и петербургская балетная труппы выступали в хорошо оборудованных театрах, а выпускники театральных училищ ежегодно пополняли штат танцовщиков, музыкантов и декораторов.
В истории нашего балетного театра часто встречаются фамилии иностранных мастеров, сыгравших немалую роль в развитии русского балета. В первую очередь, это Шарль Дидло, Артур Сен-Леон и Мариус Петипа. Они помогли создать русскую школу балета. Но и талантливые русские артисты давали возможность раскрыться дарованиям своих учителей. Это неизменно привлекало в Москву и Петербург крупнейших хореографов Европы. Нигде в мире они не могли встретить такой большой, талантливой и хорошо обученной труппы, как в России.
В середине XIX века в русскую литературу и искусство пришел реализм. Балетмейстеры лихорадочно, но безрезультатно пытались создать реалистические спектакли. Они не учитывали, что балет — искусство условное и реализм в балете значительно отличается от реализма в живописи и литературе. Начался кризис балетного искусства.
Содержание спектаклей было примитивным, незамысловатые сюжеты служили лишь поводом для эффектных танцев, в которых артисты демонстрировали свое мастерство. Для танцоров главной стала отточенность формы и техники классического танца, и в этом они достигли виртуозности.
Новый этап в истории русского балета начался, когда великий русский композитор П. Чайковский впервые сочинил музыку для балета. Это было «Лебединое озеро». До этого к балетной музыке серьезно не относились. Она считалась низшим видом музыкального творчества, всего лишь аккомпанементом к танцам.
Благодаря Чайковскому балетная музыка стала серьезным искусством наряду с оперной и симфонической музыкой. Раньше музыка полностью зависела от танца, теперь танцу приходилось подчиняться музыке. Потребовались новые средства выразительности и новый подход к созданию спектакля.
Дальнейшее развитие русского балета связано с именем московского балетмейстера А. Горского, который, отказавшись от устаревших приемов пантомимы, использовал в балетном спектакле приемы современной режиссуры. Придавая большое значение живописному оформлению спектакля, он привлекал к работе лучших художников.
Но подлинный реформатор балетного искусства — Михаил Фокин, восставший против традиционного построения балетного спектакля. Он утверждал, что тема спектакля, его музыка, эпоха, в которую происходит действие, требуют каждый раз иных танцевальных движений, иного рисунка танца. При постановке балета «Египетские ночи» Фокина вдохновляли поэзия В. Брюсова и древнеегипетские рисунки, а образы балета «Петрушка» навеяла ему поэзия А. Блока. В балете «Дафнис и Хлоя» он отказался от танцев на пуантах и в свободных, пластичных движениях оживил античные фрески. Его «Шопениана» возродила атмосферу романтического балета. Фокин писал, что «мечтает создать из балета-забавы балет-драму, из танца — язык понятный, говорящий». И ему это удалось.
В 1908 году начались ежегодные выступления артистов русского балета в Париже, организованные театральным деятелем С. П. Дягилевым. Имена танцовщиков из России — Вацлава Нижинского, Тамары Карсавиной, Адольфа Больма — стали известны во всем мире. Но первым в этом ряду стоит имя несравненной Анны Павловой.
Павлова — лиричная, хрупкая, с удлиненными линиями тела, огромными глазами — вызывала в памяти гравюры с изображением романтических балерин. Ее героини передавали чисто русскую мечту о гармоничной, одухотворенной жизни или тоску и грусть о несбывшемся. «Умирающий лебедь», созданный великой балериной Павловой, — поэтический символ русского балета начала XX века.
Именно тогда, под влиянием мастерства русских артистов, встряхнулся и обрел второе дыхание западный балет.
После Октябрьской революции 1917 года многие деятели балетного театра покинули Россию, но, несмотря на это, школа русского балета уцелела. Пафос движения к новой жизни, революционная тематика, а главное простор творческого эксперимента вдохновляли мастеров балета. Перед ними стояла задача: приблизить хореографическое искусство к народу, сделать его более жизненным и доступным.
Так возник жанр драматического балета. Это были спектакли, обычно основанные на сюжетах известных литературных произведений, которые строились по законам драматического спектакля. Содержание в них излагалось с помощью пантомимы и изобразительного танца. В середине XX века драматический балет переживал кризис. Балетмейстеры предпринимали попытки сохранить этот жанр балета, усиливая зрелищность спектаклей с помощью сценических эффектов, но, увы, тщетно.
В конце 1950-х годов наступил перелом. Хореографы и танцовщики нового поколения возродили забытые жанры — одноактный балет, балетную симфонию, хореографическую миниатюру. А с 1970-х годов возникают самостоятельные балетные труппы, независимые от оперно-балетных театров. Их число постоянно увеличивается, среди них появляются студии свободного танца и танца модерн.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Туркменский Сталин Он назвался великим вождем и превратил свою страну в Северную Корею с пингвинами
«Лента.ру» продолжает цикл познавательных статей о жизни диктаторов. На прошлой неделе мы рассказывали о супруге испанского диктатора Франсиско Франко — Кармен, которая спускала крупные суммы денег на драгоценности, влезала во все дела мужа и пыталась превратить Испанию в католический Иран. На этот раз речь пойдет о президенте Туркменистана Сапармурате Ниязове, который прозвал себя Туркменбаши (Отец всех туркмен), а также Акбар Седар (Великий Вождь). Он устанавливал себе золотые статуи по всей стране, объявил вне закона холеру и СПИД, запретил балет, оперу и цирк. При нем государство стало таким же закрытым, как и Северная Корея.
Самый богатый человек Туркменистана
В тот вечер сыну президента Туркменистана Мураду Ниязову с самого начала не везло. Он заскочил вместе с другом, также любившим кутеж и азартные игры, в казино испанской столицы — Мадрида — ненадолго, однако потом вошел в раж. Устоять было сложно: алкоголь лился рекой, молодой человек все время надеялся, что вот-вот отыграется, но не получилось. В итоге всего за ночь он проиграл 12 миллионов долларов. Через некоторое время история повторилась в столице Турции — Анкаре. Однако там молодые люди были должны еще большую сумму — 20 миллионов долларов. Решивших побыстрее смыться и не выплачивать долг друзей заключили под стражу. Решать все проблемы по традиции пришлось отцу Мурада Сапармурату Ниязову, который мгновенно перевел на счет казино всю сумму проигрыша своего сына.
«Этот человек еще при жизни пользовался такой славой, которой многие удостаиваются лишь после смерти. Из всех деспотов современного мира Сапармурат был самым ярким. Культ личности диктатора достиг таких высот, о которых нельзя было и мечтать. Так, в столице страны Ашхабаде по его приказу выросла 50-метровая золотая статуя правителя. Его портрет украшал банкноты, почтовые марки и плакаты по всей стране. Он подарил свое имя одному из сортов дынь, известному своим превосходным ароматом, большими размерами и отличным вкусом, а также одному из городов, многочисленным улицам и площадям в стране. По его заказу во Франции было начато производство туалетной воды «Туркменбаши» с ароматом, который так нравился президенту», — описывала туркменского лидера немецкая газета Sueddeutsche Zeitung.
Этот человек любил роскошь, поэтому она окружала его повсюду: модные костюмы, которые стоили баснословных денег, огромные перстни с дорогими драгоценными камнями. В окружении главы государства рассказывали, что больше всего он любил бриллианты и изумруды (поскольку зеленый цвет символизирует цвет ислама). При этом в его обширной коллекции был бриллиант необычного цвета весом 19 карат — особая гордость главы государства.
Ниязов жил в президентском дворце, построенном из белого мрамора в восточном стиле и увенчанном золотым куполом. Комнаты отделаны дорогими породами дерева и мрамором. Для оформления внутреннего убранства было заказано 14 ковров ручной работы площадью 218 квадратных метров за 55 тысяч долларов. Внутренний двор украшал каскад фонтанов и парк площадью 7,5 гектара. В гараже президента стояли десятки дорогих лимузинов.
Его особой страстью были лошади, особенно ахалтекинские скакуны — священные животные для Туркменистана, считающиеся национальным достоянием страны. Неподалеку от Ашхабада по приказу главы государства построили конеферму, в которой животные жили буквально в царских условиях. У них были свои бассейны, ветеринарные центры, оборудованные по последнему слову техники. Скакунов президент нередко дарил главам других государств.
Диктатор распоряжался сырьевыми богатствами Туркменистана — газом, нефтью, хлопком — как своими собственными. Неудивительно, что он накопил свыше 3 миллиардов долларов США, хранившихся в европейских банках.
Чудачества деспота
Едва став президентом в 1990-е, он изменил названия месяцев. Так, январь стал называться туркменбаши в честь самого президента, а апрель — гурбансолтан-эдже — в честь его давно умершей матери (Ниязов также назвал ее именем «хлеб»). В 2001-м он написал философско-историческую книгу «Рухнама» («Духовность»), ставшую в стране второй по популярности после Корана. Ниязов утверждал, что туркмены первыми придумали колесо и телегу, а также начали плавить металл. По его версии, именно туркмены основали более 70 государств на территории современной Евразии.
«Я — дух Туркмении, возродившийся, чтобы привести вас к золотому веку, — говорится в одном из стихотворений Туркменбаши. — Я ваш спаситель… У меня зоркий взгляд — я вижу все. Если вы честны в своих поступках, я это вижу; если же вы совершаете грехи, и это не укроется от меня».
«Рухнаму» изучали в качестве отдельного предмета в школах и вузах страны, сдавали по ней экзамены (эта дисциплина исчезла из школьной программы лишь в 2013 году, через шесть лет после смерти Туркменбаши). Помимо этого, дети в школах и даже детских садах были вынуждены начинать каждое утро с клятвы на верность своему вождю.
Ниязов все любил делать с размахом и помпой. Он однажды заявил, что собирается построить зоопарк для пингвинов в пустыне Каракумы, где температура составляет около 40 градусов по Цельсию, помимо этого он планировал построить вблизи Ашхабада, в горах Копетдага, ледяной дворец, способный вместить тысячу человек.
Деньги на это шли в бюджет за счет пенсионеров. Туркменбаши объявил, что те, у кого есть совершеннолетние дети, должны находиться у них на содержании. Выплаты также обходили стороной тех, кто не мог документально подтвердить свой стаж.
Свой вклад в бюджет страны должны были вносить и иностранцы, желавшие жениться на туркменках. От них требовался калым в размере 50 тысяч долларов. Впрочем, как много подобных браков было заключено, не уточняется.
Ниязов также объявил вне закона все инфекционные заболевания, включая холеру и СПИД, запретив любые упоминания о них. Он упразднил цирк, оперу и балет, заявив, что не понимает этих видов искусства, добавив, что «нельзя привить туркменам любовь к тому, чего у них нет в крови». К слову, после его смерти цирк и опера вновь появились в стране, а вот балет по-прежнему остается под запретом. Молодым людям категорически нельзя было носить длинные волосы, бороду и усы, а также туркменам настрого запретили вставлять золотые зубы и коронки. Помимо этого, Ниязов закрывал библиотеки и больницы — большинство этих нововведений не были понятны никому, кроме самого Туркменбаши.
Главный диктатор по версии США
С 2003 года и до своей смерти в 2006-м Туркменбаши был признан одним из главных диктаторов по версии американского журнала Parade. На Западе Туркменистан сравнивали с Советским Союзом времен Сталина: в стране процветал культ личности, действовала репрессивная судебная система, законы создавались в соответствии с пожеланиями самого лидера. Оппозиция утверждала, что в стране уничтожалась культура, стремительно росла безработица. Недовольство приравнивалось к государственной измене и жестоко каралось.
Портрет лидера смотрел на граждан с тысяч плакатов и транспарантов, украшал стены государственных учреждений, упаковки промышленных и пищевых товаров. Выступления лидера без устали показывали государственные телеканалы. Большой чести удостоился и любимый конь вождя: его изображение украсило герб страны, а также некоторые купюры.
Почему в Туркменистане запрещен балет?
Знаете, мне тоже часто приходилось задумываться над тем, почему обычные для нас вещи запрещены в странах Ближнего Востока? Казалось бы, что может быть плохого в таком возвышенном представлении? Попытаюсь дать исчерпывающий ответ на столь интересный вопрос.
В исламской культуре балет – харам
Харам (запрет или грех) в некоторой степени касается и театрального выступления при участии полуобнаженных женщин. Согласно религиозным верованиям женщине негоже появляться на публике в облегающем или слишком открытом наряде. Мужчинам, соответственно, неприлично зреть на подобное представление. Некоторые мусульмане строго придерживаются этого суждения и считают балет непристойным развлечением для истинных верующих. Другие считают, что в искусстве не должно быть крайностей и категоричных правил. Многие современные мусульмане рассуждают о балете, как о части культуры многих народов мира, которую необходимо знать. Несмотря на некоторые разногласия во мнениях, в Туркменистане нет государственной и религиозной поддержки развития любого вида танцевального искусства, будь то классический балет, фигурное катание или спортивные танцы.
Балет противоречит менталитету мусульман
Именно так считал бывший президент Туркменистана Сапармурат Ниязов. Он утверждал, что не видит надобности навязывать туркменам балет, если у них в крови нет любви к этому театральному представлению. Согласно заявлениям прежнего главы государства, нет необходимости развивать тот вид искусства, который был зарожден в другом месте. Ниязов придерживался мнения, что в стране уместны только национальные традиции и культура. Его указом был ликвидирован Национальный театр оперы и балета, а на его базе создан музыкально-драматический театр.
Следовательно, одной из главных причин, почему в Туркменистане запрещен балет, являются так называемые реформы «культуры», которые всколыхнули страну в 2005 году. В это же время, кроме балета были официально запрещены:
Почему каждый президент Туркменистана сходит с ума?
Может там что-то в воде или воздухе? Читаем
После распада СССР Туркменистан стал одной из самых закрытых для остального мира стран. Его руководители являются наиболее эксцентричными главами государств. Это касается и нынешнего правителя Гурбангулы Бердымухамедова, сделавшего ошеломительную карьеру от простого стоматолога до президента Туркменистана. Глава государства постоянно устанавливает новые странные законы и правила. Причем на него самого многие запреты не распространяются. Как обычный стоматолог начал управлять страной? И каких нелепых законов приходится придерживаться жителям Туркменистана?
Предшественник Гурбангулы Бердымухамедова
Многие видят сходство между Сапармуратом Атаевичем Ниязовым и Гурбангулы Бердымухамедовы
Учебу в школе сократил до девяти лет, а в ВУЗе — до двух (плюс два года практики). Вдобавок ко всему, он объявил заграничные дипломы недействительными. Так что из-за образований сотрудников, ставших недействительными, пришлось уволить огромное количество людей с госструктур, вследствие чего пришлось закрыты все НИИ.
Когда туркменбаши не стало, жители страны выдохнули и были в предвкушении новых перемен к лучшему. Поначалу так и было. Новый правитель Гурбангулы Бердымухамедов упразднил наиболее глупые законы его предшественника: восстановил пенсии и Академию наук, признал заграничные дипломы и так далее. Но, спустя некоторое время, новый глава стал всё больше напоминать прошлого правителя.
История прихода к власти нового президента Гурбангулы Бердымухамедова
Еще во время правления экс-президента Сапармурата Ниязова, Бердымухамедов занимал пост вице-премьера. Тогда даже появились слухи о том, что туркменбаши является отцом Гурбангулы. Но точно до сих пор их родство не было установлено, так как существуют некоторые аргументы против данной версии.
Карьерный взлет Бердымухамедова начался в 90-х. Тогда он занял пост декана стоматологического факультета Туркменского мединститута, вскоре возглавив целый стоматологический центр Министерства здравоохранения. В 1997 году Гурбангулы стал министром здравоохранения. Заполучив доверие президента, он начал отвечать за состояние здоровья самого туркменбаши.
Спустя четыре года, не оставляя пост министра, он заполучил еще и кресло заместителя Председателя Правительства. После кончины туркменбаши делегаты Народного совета единогласно выдвинули вице-премьера Гурбангулы Бердымухамедова для участия в выборах президента Туркменистана.
Закрытая страна
В Туркменистан достаточно трудно попасть иностранным гражданам
Иностранным гражданам достаточно трудно попасть в Туркменистан. А многим гражданам Туркмении выезд и вовсе запрещен. Уехать за пределы страны нельзя большой группе граждан, которые находятся в «Черном списке Бердымухамедова».
В этом списке числятся более тридцати семи тысяч человек, причем из них около тысячи семьсот граждан РФ. Всем инакомыслящим и несогласным с действующей властью запрещено въезжать и выезжать. Особенно это касается журналистов и докторов, им практически нереально уехать из родной страны.
Обязательная фотосессия перед свадьбой
Фотографии с президентом должны быть у каждого гражданина Туркменистана
Все люди, решившие создать новую ячейку общества Туркменистана, обязаны сделать хотя бы три фотографии с портретом президента Гурбангулы Бердымухамедова. Самое интересное, что такого официального закона в стране нет, но без этих фотографий ЗАГС не зарегистрирует бракосочетание.
Так что лучше заранее подготовиться и пополнить коллекцию фотографий с портретом вождя в свадебном альбоме. Кстати, в Туркменистане на улице фотографировать ничего нельзя. Особенно это касается правительственных зданий, вокзалов, аэропортов. Туркмены даже пугаются при виде камеры на улицах города.
Борьба с кондиционерами из-за эстетики улиц
Для Гурбангулы Бердымухамедова важнее эстетика улиц, нежели комфортная жизнь жителей страны
Вот уже четыре года на улицах Ашхабада ведут борьбу с кондиционерами, а также сплит-системами. И все это делается только лишь ради красоты. Глава страны считает, что кондиционеры портят эстетический вид столицы, поэтому сотрудникам домоуправлений приходится требовать демонтаж данной техники.
А ведь в Туркменистане температура воздуха зачастую держится около +40͒С, а бывает и выше, так что кондиционеры заметно помогают жителям справиться с такой жарой. Но у президента, видимо, красота зданий превыше комфорта жизни его граждан. Кстати, вслед за сплит-системами в Ашхабаде решили избавиться еще и от спутниковых антенн, ведь они тоже не добавляют красоты центральным улицам города.
Запрет на бездомных животных
На улицах городов Туркменистана практически невозможно увидеть бродячих животных
Здесь тут же устраивают облаву на бездомных кошек и собак. Службы убивают всех животных, каких только встречают на улице, а их тела вывозят на городскую свалку. Говорят, что некоторые преступные личности иногда специально отлавливают домашних питомцев, чтобы потом потребовать за них выкуп у огорченных пропажей хозяев.
Интернет-цензура
Большинство жителей лишены доступа к интернет-ресурсам
Да, в наше время есть такие цивилизованные страны, где все очень плохо с интернетом. И дело не в отсутствии сигнала, а в запрете на многие сайты и социальные сети. В этой стране не работает «YouTube», «Twitter»,«ВКонтакте», «Facebook», многие новостные сайты, а также различные мессенджеры типа WhatsApp, Viber и так далее. Запрет на них появился из-за того, что через данные ресурсы могут продвигаться различные оппозиционные материалы, дискредитирующе действующую власть.
Но люди пытаются обмануть систему. И в этом им помогают VPN-сервисы, благодаря которым местные жители все же попадают на запрещенные сайты. Правда таких людей в Туркменистане не так уж и много. Исходя из данных ООН, лишь около 5% жителей имеют возможность доступа к интернету. Но, к счастью, с каждым годом их количество растет. Узнав об этом, власти стали запрещать средства для скрытия информации о компьютере, его IP-адресе или пользователе в сети от удалённого сервера, чтобы у жителей не было доступа к запрещенным сайтам.
Борьба с курением на законодательном уровне
В Туркменистане запрещены кальяны и курение в общественных местах
Не так давно президент Туркменистана запретил курение. По его словам, таким способом он заботится о здоровье своих граждан. И к 2025 году он надеется, что ни один житель его страны не будет курить. Чтобы ускорить данный процесс, Гурбангулы Бердымухамедов для начала повысил налоги на продажу табачной продукции, вследствие чего стоимость сигарет значительно увеличилась.
Пачка дешевых сигарет стала обходиться курильщику примерно в шестьсот рублей. А так как зарплата в стране невысокая, то курение стало для многих непозволительной роскошью. Следом было исчезновение из магазинов сигарет. Но, как вскоре выяснилось, исчезновение табачных изделий было для того, чтобы государство присвоило себе весь рынок табака в стране.
Запреты, связанные с автомобилями
Президент запретил все машины черного и других темных цветов, даже его кортеж состоит исключительно из машин белых и других светлых оттенков
Три года назад в Туркменистане запретили женщинам садиться за руль. Виной тому статистика, согласно которой основная часть ДТП были по вине именно женщин-водителей. По указу президента теперь у женщин могут запросто изымать права, а их машины отправлять прямо на штрафстоянку.
Начиная с 2000-х в страну запрещено ввозить машины, у которых руль с правой стороны, а вскоре это стало касаться и двухдверных спорткаров. Десять лет назад ввели ограничение на тонировку и на машины, у которых объем двигателя более 3,5 л и менее 1,3 л.
В прошлом году в СМИ появилась информация, что техобслуживание автомобилей премиум класса, например, BMW и Mercedes, для обычных людей скоро станет затруднительным, а то и вовсе недоступным. Но президент и приближенные к нему лица спокойно рассекают по улицам именно на таких автомобилях. Видимо, на автопарк президента запреты не распространяются