в какой срок ростехнадзор должен завершить расследование причин аварии ответ
В какой срок ростехнадзор должен завершить расследование причин аварии ответ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
от 8 декабря 2020 года N 503
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
в Министерстве юстиции
24 декабря 2020 года,
регистрационный N 61765
УТВЕРЖДЕН
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 8 декабря 2020 года N 503
Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения
I. Общие положения
2. Порядок устанавливает требования для работников, включаемых в состав назначаемых комиссий по техническому расследованию либо привлекаемых к участию в проведении технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения.
5. Организация (руководитель или иное уполномоченное лицо), эксплуатирующая объект, на котором произошла авария, инцидент или случай утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, передает оперативное сообщение об аварии, инциденте, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения в течение 24 часов с момента возникновения аварии, инцидента, выявления факта утраты взрывчатых материалов промышленного назначения (рекомендуемые образцы оперативных сообщений приведены в приложениях N 1 и N 2 к Порядку):
1) при аварии, инциденте, произошедшем на опасном производственном объекте, при аварии гидротехнического сооружения в:
территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности (федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений), осуществляющий надзор за объектом, либо территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, на территории деятельности которого произошла авария (при эксплуатации передвижных технических устройств (кранов, подъемников (вышек), передвижных котельных, цистерн, вагонов, локомотивов, автомобилей);
вышестоящий орган или организацию (при наличии);
орган местного самоуправления, на территории которого располагается опасный производственный объект;
страховую организацию, с которой заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (при отсутствии указанного договора оперативное сообщение передается в профессиональное объединение страховщиков) ;
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области охраны окружающей среды (при авариях, связанных с выбросом опасных веществ);
комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации (при авариях);
территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на территории деятельности которого произошла авария;
2) при обнаружении случая утраты взрывчатых материалов промышленного назначения в:
территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющий надзор за объектом;
орган местного самоуправления, на территории которого произошел случай утраты взрывчатых материалов промышленного назначения;
территориальный орган Федеральной службы безопасности Российской Федерации, на территории деятельности которого произошел случай утраты взрывчатых материалов промышленного назначения;
территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, на территории деятельности которого произошел случай утраты взрывчатых материалов промышленного назначения.
Передача оперативного сообщения о произошедшей аварии, инциденте и случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения осуществляется по факсу (при наличии), электронной почтой (при наличии) или иным способом, обеспечивающим информирование о произошедшем.
6. Организация (руководитель или иное уполномоченное лицо), эксплуатирующая объект, на котором произошла авария, инцидент или случай утраты взрывчатых материалов промышленного назначения:
1) принимает меры по защите жизни и здоровья работников, окружающей среды, а также собственности организации и третьих лиц, которым может быть причинен ущерб, от воздействия негативных последствий аварии, инцидента, утраты взрывчатых материалов промышленного назначения;
2) принимает меры по сохранению обстановки на месте аварии, инцидента, утраты взрывчатых материалов промышленного назначения до начала расследования их причин, за исключением случаев, когда необходимо проведение мероприятий по ликвидации последствий аварии, инцидента, утраты взрывчатых материалов промышленного назначения и сохранению жизни и здоровья людей.
В случае невозможности сохранения обстановки на месте аварии, инцидента, утраты взрывчатых материалов промышленного назначения обеспечивается ее документирование (в том числе фотографирование, видео- и аудиозапись);
3) осуществляет мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварии, инцидента, утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объекте;
4) принимает участие в техническом расследовании причин аварии, случая утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, принимает меры по устранению и профилактике причин, способствовавших возникновению аварии, утрате взрывчатых материалов промышленного назначения, организовывает и проводит расследование инцидента.
II. Организация работ по проведению технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте, аварии гидротехнического сооружения
9. В состав комиссии по техническому расследованию включаются представители:
субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект или гидротехническое сооружение;
организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, гидротехническое сооружение и (или) собственника гидротехнического сооружения (но не более 30% членов комиссии);
страховщика, с которым организация, эксплуатирующая опасный производственный объект или гидротехническое сооружение, заключила договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (при отсутствии указанного договора в состав комиссии включаются представители профессионального объединения страховщиков);
федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
вышестоящего органа или организации (при наличии);
При авариях, связанных с выбросом опасных веществ, в состав комиссии по техническому расследованию включается представитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области охраны окружающей среды.
Комиссия по техническому расследованию должна состоять из нечетного количества членов. Количество членов комиссии по техническому расследованию не должно быть менее чем пять человек.
10. Техническое расследование причин аварии, связанной с передвижными техническими устройствами (кранами, подъемниками (вышками), передвижными котельными, цистернами, вагонами, локомотивами, автомобилями), проводится территориальным органом уполномоченного органа, на территории деятельности которого произошла авария, а учет аварий производится территориальным органом уполномоченного органа, в котором зарегистрирован соответствующий опасный производственный объект.
11. Техническое расследование причин аварии, произошедшей при эксплуатации котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, а также подъемных сооружений, подлежащих регистрации (учету) в соответствующих территориальных органах уполномоченного органа, но не зарегистрированных (неучтенных) в них, проводится, а также учитывается территориальным органом уполномоченного органа, на территории деятельности которого произошла авария.
13. Акт технического расследования причин аварии подписывается всеми членами комиссии по техническому расследованию. При наличии у члена комиссии замечаний соответствующий член комиссии по техническому расследованию рядом с подписью делает отметку об особом мнении, которое с аргументированным обоснованием прилагается к акту технического расследования причин аварии.
Постановление Правительства РФ от 28 октября 2009 г. N 846 «Об утверждении Правил расследования причин аварий в электроэнергетике» (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 28 октября 2009 г. N 846
«Об утверждении Правил расследования причин аварий в электроэнергетике»
С изменениями и дополнениями от:
5 декабря 2011 г., 17 октября 2015 г., 10 июня 2016 г., 24 мая 2017 г.
В соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила расследования причин аварий в электроэнергетике.
2. Министерству энергетики Российской Федерации в 3-месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления разработать и утвердить:
форму акта о расследовании причин аварий в электроэнергетике и порядок ее заполнения;
форму отчета об авариях в электроэнергетике и порядок ее заполнения;
порядок передачи оперативной информации об авариях в электроэнергетике.
3. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации в 3-месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления разработать и утвердить порядок формирования комиссий по расследованию причин аварий в электроэнергетике.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Правила
расследования причин аварий в электроэнергетике
(утв. постановлением Правительства РФ от 28 октября 2009 г. N 846)
С изменениями и дополнениями от:
5 декабря 2011 г., 17 октября 2015 г., 10 июня 2016 г., 24 мая 2017 г.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2016 г. N 525 пункт 1 изложен в новой редакции
1. Настоящие Правила определяют порядок расследования причин аварий в электроэнергетике, за исключением аварий на атомных станциях.
Технологические нарушения в работе электротехнического оборудования атомных станций, соответствующие критериям, указанным в подпунктах «в.2» и «ж»-«н» пункта 4 настоящих Правил, расследуются в соответствии с настоящими Правилами. Иные нарушения в работе атомных станций расследуются в соответствии с порядком, установленным федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии.
Техническое расследование причин аварии гидротехнического сооружения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений.
Расследование причин повреждений (отказов) и (или) разрушений технических устройств, расположенных на объектах электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках, соответствующих одновременно определениям аварии и (или) инцидента, установленным законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности, и критериям аварий, установленным подпунктом «б» пункта 4 и (или) пунктом 5 настоящих Правил, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности и настоящими Правилами.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2016 г. N 525 пункт 2 изложен в новой редакции
2. В настоящих Правилах под аварией понимаются технологические нарушения на объекте электроэнергетики и (или) энергопринимающей установке, приведшие к разрушению или повреждению зданий, сооружений и (или) технических устройств (оборудования) объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки, неконтролируемому взрыву, пожару и (или) выбросу опасных веществ, отклонению от установленного технологического режима работы объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок, нарушению в работе релейной защиты и автоматики, автоматизированных систем оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике или оперативно-технологического управления либо обеспечивающих их функционирование систем связи, полному или частичному ограничению режима потребления электрической энергии (мощности), возникновению или угрозе возникновения аварийного электроэнергетического режима работы энергосистемы.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2017 г. N 619 в пункт 3 внесены изменения
3. В соответствии с настоящими Правилами расследованию и учету подлежат аварии на всех объектах электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках, расположенных на территории Российской Федерации, соответствующие указанным в пунктах 4 и 5 настоящих Правил критериям, в том числе технологические нарушения на атомных станциях, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. N 996 в пункт 4 внесены изменения
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2016 г. N 525 подпункт «б» изложен в новой редакции
б) повреждение энергетического котла паропроизводительностью 100 тонн в час и более или водогрейного котла производительностью 50 гигакалорий в час и более с разрушением, изменением формы или геометрических размеров котла или смещением блоков (элементов) котла или металлического каркаса;
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2016 г. N 525 подпункт «в» изложен в новой редакции
в) повреждение турбины номинальной мощностью 10 МВт и более с разрушением проточной части турбины, изменением формы и геометрических размеров или смещением корпуса турбины на фундаменте;
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2016 г. N 525 пункт 4 дополнен подпунктом «в.1»
в.1) повреждение генератора установленной мощностью 10 МВт и более с разрушением его статора, ротора, изоляции обмоток статора, изоляции обмоток ротора;
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2016 г. N 525 пункт 4 дополнен подпунктом «в.2»
в.2) повреждение силового трансформатора (автотрансформатора) мощностью 10 МВА и более с разрушением, изменением формы и геометрических размеров или смещением его корпуса;
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2016 г. N 525 подпункт «г» изложен в новой редакции
г) обрушение несущих элементов технологических зданий, сооружений объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки, в том числе произошедшее вследствие взрыва или пожара, если такое обрушение привело к введению аварийного ограничения режима потребления электрической и (или) тепловой энергии (мощности);
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
ж) отклонение частоты электрического тока в энергосистеме или ее части за пределы:
50,00+/-0,2 Гц продолжительностью 3 часа и более;
50,00+/-0,4 Гц продолжительностью 30 минут и более;
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2016 г. N 525 подпункт «и» изложен в новой редакции
и) отключение генерирующего оборудования или объекта электросетевого хозяйства, приводящее к снижению надежности Единой энергетической системы России или технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, при возникновении любого из следующих событий:
разделение Единой энергетической системы России или технологически изолированной территориальной энергосистемы на части;
выделение энергорайона, включающего в себя электростанцию (электростанции) установленной мощностью 25 МВт и более (при отключении всех электрических связей с Единой энергетической системой России или технологически изолированной территориальной энергосистемой), с переходом на изолированную от Единой энергетической системы России или технологически изолированной территориальной энергосистемы работу, за исключением случаев успешного повторного включения в работу линий электропередачи или электротехнического оборудования действием устройств автоматического повторного включения;
превышение максимально допустимых перетоков мощности в контролируемом сечении длительностью 1 час и более;
применение графиков временных отключений суммарным объемом 100 МВт и более или прекращение электроснабжения на величину 25 и более процентов общего объема потребления в операционной зоне диспетчерского центра;
внеплановое ограничение выдачи мощности электростанцией на величину 100 МВт и более на срок более одних суток, обусловленное невозможностью использования располагаемой мощности электростанции из-за аварийного отключения линий электропередачи или оборудования электрических сетей;
к) отключение объектов электросетевого хозяйства (высший класс напряжения 110 кВ и выше), генерирующего оборудования мощностью 100 МВт и более на 2 и более объектах электроэнергетики, вызвавшее прекращение электроснабжения потребителей электрической энергии, суммарная мощность потребления которых составляет 100 МВт и более, продолжительностью 30 минут и более;
л) нарушения в работе противоаварийной или режимной автоматики, в том числе обусловленные ошибочными действиями персонала, вызвавшие отключение объекта электросетевого хозяйства (высший класс напряжения 110 кВ и выше), отключение (включение) генерирующего оборудования, суммарная мощность которого составляет 100 МВт и более, или прекращение электроснабжения потребителей электрической энергии, суммарная мощность потребления которых составляет 100 МВт и более;
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2016 г. N 525 подпункт «н» изложен в новой редакции
н) нарушение работы средств диспетчерского и технологического управления, приводящее к одному из следующих случаев потери связи между диспетчерским центром субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и объектом электроэнергетики или энергопринимающей установкой продолжительностью 1 час и более:
полная потеря диспетчерской связи и дистанционного управления объектом электроэнергетики;
полная потеря диспетчерской связи и невозможность передачи телеметрической информации;
полная потеря диспетчерской связи и невозможность передачи или приема управляющих воздействий режимной и (или) противоаварийной автоматики.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2016 г. N 525 в пункт 5 внесены изменения
5. Собственник, иной законный владелец объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо эксплуатирующая их организация осуществляют расследование причин аварий, в результате которых произошли:
а) повреждение основного оборудования электростанции, а также отключение такого оборудования действием автоматических защитных устройств или оперативным персоналом вследствие недопустимых отклонений технологических параметров или ошибочных действий оперативного персонала;
б) отключение вспомогательного оборудования электростанции действием автоматических защитных устройств или оперативным персоналом вследствие недопустимых отклонений технологических параметров или ошибочных действий оперативного персонала, повлекшее ограничение располагаемой мощности электростанции на величину 50 МВт и более;
в) повреждение объекта электросетевого хозяйства (высший класс напряжения 6 кВ и выше) в электрических сетях или на электростанции, а также отключение такого объекта действием автоматических защитных устройств или оперативным персоналом вследствие недопустимых отклонений технологических параметров или ошибочных действий оперативного персонала, в том числе вызвавшее обесточивание резервных трансформаторов собственных нужд атомной электростанции;
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
е) нарушение, приводящее к потере управляемости объекта электроэнергетики (потеря питания собственных нужд, оперативного тока, давления в магистралях сжатого воздуха, систем управления оборудованием) продолжительностью 1 час и более;
ж) неправильные действия защитных устройств и (или) систем автоматики;
з) вывод из работы электрооборудования системы электропитания атомной электростанции действием устройств релейной защиты и автоматики от повышения напряжения или оперативным персоналом вследствие недопустимых отклонений параметров режима (напряжения и частоты) электрических сетей;
и) нарушение режима работы электростанции, вызвавшее превышение лимитов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 5-кратном объеме и более или лимитов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты в 3-кратном объеме и более, продолжительностью более 1 суток;
к) отключения (повреждения) или разрушения оборудования или устройств, явившиеся причиной или следствием пожара на объекте электроэнергетики;
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2017 г. N 619 пункт 5 дополнен подпунктом «л»
л) повреждение объектов электросетевого хозяйства классом напряжения ниже 6 кВ и (или) их отключение действием защитных устройств или оперативным персоналом вследствие недопустимых отклонений технологических параметров или ошибочных действий оперативного персонала.
Информация об изменениях:
II. Порядок расследования причин аварий
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2017 г. N 619 пункт 7 изложен в новой редакции
7. Собственник, иной законный владелец объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо эксплуатирующая их организация незамедлительно уведомляют о возникновении аварии диспетчерский центр субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, в операционной зоне которого находятся объект электроэнергетики и (или) энергопринимающая установка, орган федерального государственного энергетического надзора, уполномоченный орган в сфере электроэнергетики, а также подведомственное уполномоченному органу в сфере электроэнергетики государственное бюджетное учреждение в соответствии с порядком передачи оперативной информации об авариях в электроэнергетике, утвержденным уполномоченным органом в сфере электроэнергетики.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2016 г. N 525 в пункт 8 внесены изменения
8. Решение о расследовании причин аварии принимается не позднее 24 часов с момента получения органом федерального государственного энергетического надзора информации об аварии.
Собственник или иной законный владелец объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо эксплуатирующая их организация в срок не позднее 24 часов с момента возникновения аварии, указанной в пункте 5 настоящих Правил, принимает решение о создании комиссии по расследованию причин аварии и ее составе.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. N 996 в пункт 9 внесены изменения
9. Орган федерального государственного энергетического надзора, принявший решение о расследовании причин аварии, уведомляет об этом уполномоченный орган в сфере электроэнергетики в срок не позднее 48 часов с момента принятия такого решения.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. N 996 в пункт 10 внесены изменения
Председателем комиссии назначается должностное лицо органа федерального государственного энергетического надзора.
Порядок формирования комиссий устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей по согласованию с уполномоченным органом в сфере электроэнергетики.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. N 996 в пункт 11 внесены изменения
11. В состав комиссии кроме должностных лиц органа федерального государственного энергетического надзора при необходимости включаются уполномоченные представители:
а) уполномоченного органа в сфере электроэнергетики;
б) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
в) организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций;
г) генерирующих компаний;
д) субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
е) потребителей электрической энергии, присоединенная мощность которых превышает 50 МВт.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2016 г. N 525 в пункт 12 внесены изменения
В расследовании причин аварии, проводимом собственником или иным законным владельцем объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо эксплуатирующей их организацией, могут (по согласованию) участвовать представители органа федерального государственного энергетического надзора, субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, а также представители заводов-изготовителей, организаций, выполняющих подрядные, проектные и конструкторские работы в отношении объектов электроэнергетики, научных и иных организаций.
13. Комиссия вправе также привлекать к расследованию представителей научных и экспертных организаций, заводов-изготовителей, а также организаций, выполнявших подрядные, проектные и конструкторские работы в отношении объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок, на которых произошла авария или на которых произошли отклонения от установленных технологических режимов работы вследствие произошедшей аварии.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2016 г. N 525 пункт 14 изложен в новой редакции
14. Расследование причин аварий, указанных в пунктах 4 и 5 настоящих Правил, начинается незамедлительно после принятия решения о расследовании и заканчивается в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня начала расследования.
В случае необходимости срок проведения расследования причин аварии может быть продлен не более чем на 45 календарных дней со дня окончания срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта:
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2016 г. N 525 в пункт 15 внесены изменения
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2016 г. N 525 в пункт 16 внесены изменения
16. При расследовании причин аварий, указанных в пунктах 4 и 5 настоящих Правил, выявляются и устанавливаются условия их возникновения, в том числе:
а) обстоятельства, предшествовавшие аварии, в том числе действия (бездействие) субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, повлекшие возникновение аварии;
б) исполнение команд и распоряжений субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
в) соблюдение субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии требований нормативных правовых актов в области электроэнергетики, в том числе установленных правил и норм эксплуатации объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок, а также технических регламентов;
г) своевременность принятия субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии мер по устранению последствий аварии и дефектов оборудования, повышению его надежности, повышению качества и соблюдению сроков проведения ремонтных работ, испытаний и профилактических осмотров, контролю за состоянием оборудования, а также по соблюдению технологической дисциплины при производстве ремонтных работ.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2016 г. N 525 в пункт 17 внесены изменения
17. Для выявления причин аварий, указанных в пунктах 4 и 5 настоящих Правил, в ходе расследования проводятся следующие необходимые действия:
а) сохранение послеаварийной обстановки (по возможности);
б) изъятие и передача по акту приема-передачи регистрограмм, записей оперативных и диспетчерских переговоров и иных необходимых документов;
в) описание послеаварийного состояния указателей положения защитных устройств и блокировок;
г) сбор документации по техническому обслуживанию отказавшего (поврежденного) оборудования;
е) опрос очевидцев аварии, руководителей организаций, на объектах электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках которых произошла авария, оперативного персонала, а также получение объяснений (в письменной форме) опрошенных лиц;
ж) выяснение обстоятельств, предшествовавших аварии, а также установление причин их возникновения;
з) выяснение характера нарушения технологических процессов и условий эксплуатации оборудования;
и) оценка действий оперативного персонала и руководителей организаций, на объектах электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках которых произошла авария, по предупреждению возникновения и предотвращению развития аварии;
к) проверка соответствия действий оперативного персонала нормативным и техническим требованиям;
л) выявление нарушений установленных норм и правил эксплуатации объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок;
м) оценка соблюдения установленных требований промышленной безопасности, безопасности объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок, а также гидротехнических сооружений для предупреждения аварий;
н) проверка соответствия объекта электроэнергетики, энергопринимающей установки и (или) технологического процесса проектным решениям;
о) проверка соответствия использования оборудования установленной области его применения;
п) проверка наличия и исправности средств защиты персонала;
р) проверка наличия технической документации по эксплуатации объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки.
18. При проведении расследования причин аварии комиссия:
а) проводит обследование объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок с предварительным уведомлением субъекта электроэнергетики и (или) потребителя электрической энергии, на объекте электроэнергетики и (или) энергопринимающей установке которых возникла авария, о начале расследования причин аварии в срок не позднее чем за 3 часа до начала обследования;
б) запрашивает у субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии, собственников, иных законных владельцев объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок либо эксплуатирующих их организаций, а также у органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию и документы, необходимые для расследования причин аварии, в том числе регистрограммы, записи оперативных и диспетчерских переговоров, копии технической и иной документации в отношении объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки, на которых произошла авария;
в) осуществляет иные действия, необходимые для расследования причин аварии.
19. Действия комиссии в ходе расследования причин аварии оформляются протоколом и подписываются председателем комиссии.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2017 г. N 619 раздел II дополнен пунктом 19.1
19.1. Выявление причин аварий, указанных в подпункте «в» пункта 5 настоящих Правил, в части повреждения и (или) отключения объектов электросетевого хозяйства, высший класс напряжения которых 35 кВ и ниже, и аварий, указанных в подпункте «л» пункта 5 настоящих Правил, осуществляется собственником, иным законным владельцем объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо эксплуатирующей их организацией с выполнением в ходе расследования необходимых действий, указанных в пункте 17 настоящих Правил (за исключением выполнения действий, указанных в подпунктах «д», «е», «з» и «р» пункта 17 настоящих Правил), в установленном ею порядке. Положения пунктов 8, 14, 18 и 19 настоящих Правил на расследования аварий, указанных в подпункте «в» пункта 5 настоящих Правил, в части повреждения и (или) отключения объектов электросетевого хозяйства, высший класс напряжения которых 35 кВ и ниже, и аварий, указанных в подпункте «л» пункта 5 настоящих Правил, не распространяются.
III. Порядок оформления результатов расследования
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2016 г. N 525 в пункт 20 внесены изменения
21. Акт расследования должен содержать следующую информацию:
а) описание состояния и режима работы объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок до возникновения аварии и во время аварии;
б) описание причин возникновения аварии и ее развития;
в) описание действий оперативного персонала и должностных лиц субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, послуживших предпосылками и (или) причинами возникновения аварии;
г) описание выявленных в ходе расследования нарушений требований нормативных правовых актов в области электроэнергетики, в том числе установленных норм и правил эксплуатации объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, а также технических регламентов;
д) перечень и описание повреждений оборудования объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок;
е) описание выявленных в ходе расследования недостатков эксплуатации, проекта, конструкции, изготовления и монтажа оборудования, явившихся предпосылками аварии или затруднявших ее ликвидацию;
ж) перечень противоаварийных мероприятий.
22. К акту расследования прилагаются все материалы расследования, полученные в процессе работы комиссии.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2016 г. N 525 пункт 23 изложен в новой редакции
23. Материалы расследования причин аварий, указанных в пункте 4 настоящих Правил, формируются в отдельное дело с приложением описи всех документов и подлежат хранению органом федерального государственного энергетического надзора в течение не менее чем 3 лет со дня утверждения комиссией акта расследования.
Материалы расследования причин аварий, указанных в пункте 5 настоящих Правил, формируются в отдельное дело с приложением описи всех документов и подлежат хранению у собственника, иного законного владельца объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок либо у эксплуатирующей их организации в течение не менее чем 3 лет со дня утверждения комиссией акта расследования.
24. Акт расследования составляется в 2 экземплярах и подписывается всеми членами комиссии. При несогласии отдельных членов комиссии их особое мнение прилагается к акту расследования.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2017 г. N 619 пункт 25 изложен в новой редакции
25. Копии акта расследования, за исключением актов расследования аварий, указанных в подпункте «в» пункта 5 настоящих Правил, в части повреждения и (или) отключения объектов электросетевого хозяйства, высший класс напряжения которых 35 кВ и ниже, и аварий, указанных в подпункте «л» пункта 5 настоящих Правил, в 3-дневный срок после дня окончания расследования со всеми приложениями направляются председателем комиссии субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии, на объектах электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках которых произошла авария, субъекту оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, а также членам комиссии по их запросу.
Собственник, иной законный владелец объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо эксплуатирующая их организация направляют копии акта расследования уполномоченному органу в сфере электроэнергетики в 10-дневный срок после дня получения запроса уполномоченного органа в сфере электроэнергетики.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2016 г. N 525 в пункт 26 внесены изменения
IV. Порядок систематизации информации об авариях в электроэнергетике
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2017 г. N 619 в пункт 27 внесены изменения
27. Собственник, иной законный владелец объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо эксплуатирующая их организация представляют сводный ежемесячный отчет об авариях в электроэнергетике по форме и в порядке, которые утверждены уполномоченным органом в сфере электроэнергетики, в орган федерального государственного энергетического надзора, уполномоченный орган в сфере электроэнергетики (включая информацию о прекращениях передачи электрической энергии, связанных с проведением ремонтных и внерегламентных работ), а также субъекту оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2017 г. N 619 пункт 28 изложен в новой редакции
28. Систематизация информации об авариях в электроэнергетике, за исключением аварий, указанных в подпункте «в» пункта 5 настоящих Правил, в части повреждения и (или) отключения объектов электросетевого хозяйства, высший класс напряжения которых 35 кВ и ниже, и аварий, указанных в подпункте «л» пункта 5 настоящих Правил, осуществляется субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике путем ведения базы данных об авариях в электроэнергетике на основании актов расследования, оперативной информации об авариях в электроэнергетике и отчетов об авариях в электроэнергетике, представляемых по форме и в порядке, которые утверждены уполномоченным органом в сфере электроэнергетики.
29. Электронные копии актов расследования включаются в базу данных об авариях в электроэнергетике.
30. Материалы расследования аварий после проведения анализа могут быть использованы при планировании режимов работы объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок и разработке мер по обеспечению надежного и безопасного функционирования указанных объектов (установок), в том числе в составе энергосистемы.
Регламентирован порядок расследования причин аварий в электроэнергетике, за исключением аварий на атомных станциях.
Собственник, иной законный владелец объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо эксплуатирующая их организация незамедлительно сообщают о возникновении аварии в соответствующий диспетчерский центр субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. Также уведомляется уполномоченный орган в сфере контроля и надзора в электроэнергетике.
Решение о расследовании причин аварии принимается не позднее 24 часов с момента получения уполномоченным органом информации. Оно оформляется приказом руководителя. Создается специальная комиссия.
Расследование причин наиболее серьезных аварий начинается незамедлительно и длится не более 20 дней. При необходимости этот срок может быть продлен, но не более чем на 45 дней.
В ходе расследования устанавливаются причины и предпосылки возникновения аварии, круг ответственных лиц, а также разрабатывается перечень противоаварийных мероприятий.
Установлен порядок оформления результатов расследования.
Электронные копии актов расследования включаются в базу данных об авариях в электроэнергетике.
Постановление Правительства РФ от 28 октября 2009 г. N 846 «Об утверждении Правил расследования причин аварий в электроэнергетике»
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 ноября 2009 г. N 44 ст. 5243, в «Российской бизнес-газете» от 1 декабря 2009 г. N 46
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 24 мая 2017 г. N 619
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 10 июня 2016 г. N 525
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства России от 17 октября 2015 г. N1114
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. N 996
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления