в какой срок нужно уведомить страховую о дтп по европротоколу
Как оформить ДТП по европротоколу
1. В каких случаях можно оформить ДТП по европротоколу?
Если вы не уверены в обстоятельствах аварии, оценке нанесенного ущерба, конструктивном настрое второго участника ДТП, то оформляйте аварию в обычном порядке.
2. Что возместит страховая компания, если оформить ДТП по европротоколу?
В случае оформления ДТП по европротоколу, страховая компания возмещает ущерб в размере:
Установленные законом лимиты и условия страхового возмещения действуют как по договорам ОСАГО, так и по договорам каско.
Убытки возмещаются независимо от количества ДТП в течение срока действия страхового полиса.
Такими средствами могут быть устройство вызова экстренных служб — «ЭРА-ГЛОНАСС » или мобильное приложение, интегрированное с порталом государственных услуг РФ.
3. Как оформить ДТП по европротоколу?
1. Обязательно выполните требования ПДД сразу после столкновения — включите аварийку и выставьте знак аварийной остановки, чтобы предупредить других участников движения об опасности. Знак устанавливается на расстоянии не менее 15 метров от ДТП в населенных пунктах и не менее 30 метров за их пределами. Неисполнение этих требований влечет административное наказание: предупреждение или штраф в размере 1000 рублей (часть 1 статьи 12.27 КоАП РФ ). Если ДТП произошло за городом, в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости, находиться на проезжей части или обочине нужно в куртке, жилете или жилет-накидке с полосами световозвращающего материала.
2. Пообщайтесь со вторым участником ДТП и покажите ему свой полис обязательного страхования, проверьте действительность его полиса ОСАГО. Сфотографируйте место ДТП и повреждения автомобилей, полученные в результате столкновения.
3. Вместе со вторым участником ДТП оповестите свои страховые компании о ДТП одним из способов:
Обратите внимание! Эти способы подходят, если потерпевший рассчитывает на возмещение ущерба на сумму до 100 тысяч рублей, но у вас и второго участника ДТП есть разногласия по поводу обстоятельств ДТП, либо если нет разногласий и потерпевший рассчитывает на страховое возмещение до 400 тысяч рублей.
Если нет разногласий, но сообщить о ДТП указанными выше способами невозможно, потерпевшая сторона вправе рассчитывать на возмещение ущерба на сумму до 100 тысяч рублей. В таком случае уведомить страховую компанию о ДТП можно по телефону. Проследите, чтобы второй участник ДТП сделал то же самое.
4. Если транспортные средства, участвующие в ДТП, создают препятствия движению других транспортных средств, освободите проезжую часть. В противном случае вам и второму участнику ДТП грозит административное наказание за нарушение ПДД (пункт 2.6 ПДД РФ) — штраф 1000 рублей (статья 12.27 КоАП РФ).
5. Вместе со вторым участником ДТП заполните извещение о ДТП (европротокол) в мобильном приложении или бумажном виде. В первом случае детали ДТП внесите в электронную форму, во втором — в бумажную.
4. Как заполнить бумажный европротокол?
Правила заполнения европротокола (извещения о ДТП):
5. Нужно ли после оформления ДТП по европротоколу ехать на ближайший пост ГИБДД?
Для получения страхового возмещения как по договору ОСАГО, так и по договору каско при оформлении ДТП по европротоколу ни вам, ни второму участнику ДТП к сотрудникам ГИБДД обращаться не нужно.
6. Что делать после того, как ДТП оформлено?
Неважно, потерпевший вы или виновник ДТП, после оформления происшествия, вы должны в течение пяти дней уведомить (лично или по электронной почте — по договоренности со страховщиком) свою страховую компанию о ДТП.
Если вы планируете получить от страховой компании возмещение ущерба, вам также нужно будет представить заявление о страховом возмещении.
Ремонтировать и утилизировать ТС без письменного согласия страховой компании нельзя до истечения 15 календарных дней со дня ДТП (за исключением нерабочих праздничных дней).
ДТП: когда и как водителю нужно уведомить страховую компанию
Здравствуйте, уважаемые друзья! Сегодняшняя тема касается взаимоотношений водителя и страховой компании при ДТП. Посмотрим же, кто именно — пострадавший или виновник — должен уведомить страховщика об аварии, дабы не лишиться страховой выплаты или не оказаться жертвой регрессного требования. И выясним, когда и как сделать это. Итак…
Кто уведомляет: виновник или потерпевший?
И тот и другой. Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона № 40-ФЗ (об ОСАГО) от 25 апреля 2002 года предусматривается обязанность лица, которое является или может быть признано виновником ДТП, уведомить об аварии свою страховую компанию.
С другой стороны, в соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона об ОСАГО, потерпевший также должен поставить своего страховщика в известность, если рассчитывает на финансовую компенсацию от него (редко, но бывает, что виновник прямо на месте покрывает ущерб из своего кармана — в этом случае уведомлять страховую компанию уже не нужно).
Вышеизложенное рассматривалось применительно к ситуации, когда ДТП оформлял сотрудник Госавтоинспекции. Однако и при составлении европротокола виновник и пострадавший в обязательном порядке уведомляют свои страховые компании на основании пункта 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО и пункта 3.8 Правил ОСАГО, отраженных в Положении ЦБ № 431-П от 19 сентября 2014 года.
Некоторые водители полагают, что если вызвать на место ДТП аварийного комиссара, то он и уведомляет страховую о дорожно-транспортном происшествии. Это не так.
Аварийный комиссар не является сотрудником полиции и с точки зрения закона не имеет никаких полномочий и никаких обязанностей. Он всего лишь консультант, который чаще всего помогает грамотно составить европротокол, поэтому ответственность за оповещение страховой компании в любом случае лежит на водителе.
Когда и как нужно уведомить страховую компанию о ДТП
Если оформлением дорожно-транспортного происшествия занимались сотрудники ГИБДД, то виновнику Закон об ОСАГО не выставляет четкого срока уведомления; однако пунктом 2 статьи 11 оговаривается, что он должен соответствовать периоду, который установлен договором.
Что касается потерпевшего, тут ситуация аналогичная: пунктом 3 статьи 11 Федерального закона № 40-ФЗ лишь предусматривается сделать это в кратчайший срок со ссылкой на пункт 3.9 Правил ОСАГО, утвержденных Центробанком.
А вот при составлении европротокола обе стороны аварии (виновник и потерпевший) должны известить о ДТП свои страховые компании в течение пяти рабочих дней согласно пункту 2 статьи 11.1 Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года.
Как оповестить страховщика о наступлении страхового случая? Телефонный звонок, SMS-сообщение, письмо на электронную почту, уведомление по WhatsApp — подойдет любой из этих способов.
Отметим, что звонить нужно по официальному номеру страховой компании или филиала (он всегда указан на сайте организации), чтобы в дальнейшем подтвердить звонок с помощью детализации.
Безусловно, вы также можете лично явиться в страховую компанию с письменным уведомление о ДТП. Сдать его можно в одном экземпляре (тогда зафиксируйте это на видео) либо оставив у себя копию, на которой вам поставят штамп с отметкой о получении.
Если отправляете письмо обычной почтой, то закажите опись вложения и уведомление о вручении.
Что касается оформления ДТП по европротоколу, то пунктом 4.14 Правил ОСАГО, утвержденных Центробанком, четко указано, что страховая компания должна получить оригинал европротокола (его вы прилагаете к заявлению на страховую выплату). Безусловно, здесь тоже потребуется видеозапись либо копия протокола с отметкой страховщика о получении.
В случае составления европротокола в электронном виде уведомление о дорожно-транспортном происшествии отправляется автоматически по завершении оформления ДТП.
Процесс этот может омрачиться потерей связи и сбоями в работе приложения, поэтому лучше подстраховаться и в качестве подтверждения отправки европротокола (а следовательно, уведомления о ДТП) делать скриншоты (снимки экрана) по ходу заполнения полей и после отсылки данных.
Уведомление о ДТП можно подать и на сайте страховой компании. Правда, в ситуации, когда авария оформлена через европротокол, это уже ненадлежащее уведомление, поскольку, повторимся, согласно пункту 4.14 Правил ОСАГО, страховщик должен получить именно оригинал протокола. Поэтому даже если получится отправить скан через официальный сайт, это нарушает требование Правил.
И теперь логичный вопрос: что будет, если вовремя не уведомить страховую о ДТП? Ответим на него.
Страховая компания своевременно не узнала о ДТП: последствия
Многие думают, что в этом случае гарантированно будет отказ в страховой выплате. Но это не так.
Во-первых, как ранее уже отмечали, законодательство не устанавливает четких сроков уведомления страховой компании о ДТП, если авария оформляется сотрудником ГИБДД. Конкретный временной лимит в пять рабочих дней предусмотрен лишь при оформлении европротокола. Но даже его просрочка роли не играет.
Дело в том, что основания для отказа в страховом возмещении прописаны в статье 12 Закона об ОСАГО. И пропуска сроков там нет. Поэтому страховая компания не имеет никакого права отклонить ваше заявление о выплате даже в том случае, если вы уведомили о ДТП только через неделю или даже позже. В данном случае срок подачи обращения на страховое возмещение ограничивается общим сроком исковой давности, который составляет три года на основании статьи 196 Гражданского кодекса.
Возможен ли административный штраф? Тоже нет. Ни одна статья Административного кодекса наказания за это не содержит.
Глава 12 КоАП включает исчерпывающий набор статей, предусматривающих ответственность за нарушения, связанные с дорожным движением. И в этой главе нашлось место лишь для одной статьи, связанной с ОСАГО: статья 12.37 Административного кодекса штрафует водителя на 500-800 рублей при отсутствии его фамилии в действующем полисе либо если полис просрочен или вовсе не оформлен. И больше ничего. Никаких просрочек с уведомлением о ДТП.
А вот что реально грозит водителю, который не сообщил страховой компании об аварии, так это регрессный иск — требование о возмещении страховки, которая была выплачена пострадавшей стороне. Очевидно, что подобные претензии страховщик выставляет лишь тому водителю, который стал виновником дорожно-транспортного происшествия.
Поясним. Положим, вы спровоцировали ДТП и признаны виновником аварии. Страхования компания, клиентом которой является пострадавший в дорожно-транспортном происшествии, выплачивает ему страховое возмещение. А затем эту сумму компания требует уже с вас, подавая в суд регрессный иск.
Правда, в реальности подобных требований к виновникам ДТП сегодня практически нет. Дело в том, что Закон об ОСАГО содержит статью 14 с полным перечнем оснований для регрессного иска (к примеру, состояние алкогольного опьянения в момент ДТП или бегство с места аварии). И в обойме таких оснований еще недавно был пункт «ж» — неуведомление о ДТП при оформлении аварии по европротоколу. Однако норма эта Федеральным законом № 88-ФЗ отменена с 1 мая 2019 года.
В то же время любой договор ОСАГО, заключенный ранее этой даты, сохранял право страховой компании подать регрессное требование, поскольку на момент оформления полиса пункт «ж» еще действовал.
Но срок подобных договоров истек. Согласно статье 10 Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года максимальный период действия полиса ОСАГО составляет 12 месяцев, поэтому страховые случаи по «регрессным» договорам могли наступить не позднее 30 апреля 2020 года.
Таким образом, в настоящее время водитель, ставший участником ДТП и не сообщивший об этом страховщику, не может быть подвергнут ни штрафу, ни регрессному иску. Более того, страховая компания лишена возможности отказать в страховой выплате потерпевшему, который не уведомил ее об аварии.
Закон законом, однако, по словам автоюриста Дмитрия Тиковенко, страховые компании не упускают возможности нажиться на своих клиентах. Как мы ранее писали, общий срок исковой давности по гражданским делам составляет три года. Именно этой нормой руководствуются страховщики, подавая регрессные иски спустя год-два с момента ДТП.
В такой ситуации помните, что регрессное требование страхования компания может предъявить лишь по договорам ОСАГО, заключенным ранее 1 мая 2019 года. А дата самой аварии совершенно не важна. Поэтому не сто́ит сразу раскошеливаться — обязательно примите «бой» и постарайтесь, чтобы суд отказал страховщику в его требованиях.
Как правильно виновнику уведомить страховую, если ДТП оформлено европротоколом?
При оформлении ДТП по европротоколу как у виновника ДТП, так и у потерпевшей стороны есть определённые обязанности. И если для потерпевшего их неисполнение не представляет рисков, то виновник может попасть на регрессное требование. Одна из таких обязанностей – обязательно уведомить страховую компанию по ОСАГО о случившемся страховом случае. Как это сделать правильно, какие тонкости могут поджидать водителей и порядок действий выясняем в статье.
Что регулирует обязательность уведомления?
После аварии, оформленной без участия сотрудников ГИБДД по европротоколу, потерпевший вправе обратиться за возмещением ущерба в свою страховую компанию. А у виновника появляются 2 важные обязанности:
Эти сроки едины, прописаны законодательно и не зависят от конкретной страховой компании – будь то Росгосстрах, Ингосстрах или другие.
Обратите внимание, срок для уведомления страховой считается именно рабочими днями, а срок запрета ремонта – календарными.
Изменение с 1.05.2019 года
До 1 мая 2019 года страховая имела право за нарушение срока представления бланка извещения виновником в свою страховую выставить тому регресс – истребование всей выплаченной потерепевшему суммы.
Но с указанной даты такое право страховщика отменено соответствующим ФЗ-88. Таким образом, если ДТП случилось и европротокол оформлен до 1 мая, то регресс будет вполне законен, и избежать его очень сложно. Если же позже, то требования страховщика на действующем законодательстве не основаны.
Что будет, если я нарушу правила?
Как мы указали выше, до 1 мая 2019 года мог быть регресс от страховой компании. То есть требование возместить всю сумму, выплаченную потерпевшему, но выплатить не самому потерпевшему, а страховой компании. Как видим, если самостоятельно со второй стороной аварии договориться и удалось бы, то тут выгодоприобретателем выступает уже страховщик, и занизить сумму регресса вряд ли удастся.
Регрессное требование ожидало во всех случаях:
На сегодняшний день актуальным остался только последний пункт. Право такого требования регулировал подпункт «ж» части 1 статьи 14 ФЗ Об ОСАГО, который, соответственно, утратил свою законную силу.
Судебная практика полна судебных решений в пользу страховых компаний по таким делам (раз, два, три), а сами страховые, конечно же, не брезгуют требовать выплаченные потерпевшим суммы денег, в том числе через суд.
Как правильно уведомить страховую о европротоколе и ДТП?
Итак, оба участника ДТП по состоянию на 2021 год всё ещё обязаны отправить бланк извещения европротокола в страховую компанию в течение 5 рабочих дней. Если убрали последствия, то сама обязанность есть до сих пор.
Если для потерпевшей стороны всё просто – так как он или она будет обращаться за выплатой или ремонтом в свою страховую, то в этот период и предоставит свой бланк, то для виновника нужны отдельные действия для этого.
Заполненный бланк европротокола подаётся виновником именно в свою страховую компанию. При этом, недостаточно просто позвонить в организацию или отнести извещение в этот срок. Необходимо именно направить заполненный бланк ОСАГО – передать его страховщику и обязательно получить доказательства вручения европротокола.
И здесь возможны 2 варианта такого вручения:
В первом случае необходимо вложить извещение в конверт и отправить письмо с описью вложений, объявленной ценностью и желательно с уведомлением о вручении. Квитанцию, уведомление о вручении (в том числе полученное после такого вручения) и опись вложений ни в коем случае не терять и хранить в течение 3 лет – это общий срок исковой давности.
Если Вы решили самостоятельно добраться до офиса страховщика, то это не лучшее решение. Возможно, проблем с этим не будет, а, возможно, будут, если работники страховой откажутся фиксировать сам факт вручения и давать Вам какие-либо подтверждения принятия бланка европротокола. Вам нужно получить входящий номер уведомления или акт принятия документа. Это также очень важно, потому что если у Вас не будет доказательств передачи извещения, то суд Вы проиграете, а если страховщик понимает, что не вручал Вам ничего взамен принятого европротокола, то вполне может воспользоваться таким Вашим упущением.
Нужно ли отдавать какие-либо документы, кроме европротокола?
Нет. Как для виновника ДТП, так и для потерпевшей стороны обязательным из документов является лишь уведомление путём направления извещения европротокола.
Страховая компания не вправе требовать другие, не предусмотренные законом документы, да и не делает этого на практике 2021 года.
Можно ли не уведомлять, если потерпевший не будет обращаться за выплатой?
Нет. Но и последствий за это тоже не будет – страховая в таком случае ведь ничего ни копейки не заплатит потерпевшему, значит, и оснований для регресса у неё не будет к виновнику аварии.
Другое дело, что если невиновный участник ДТП Вам говорит о том, что обращаться не будет, то Вы не можете быть уверены в том, что он не передумает, поэтому гораздо лучше уведомить и сделать это правильно.
Но ведь в этом случае возрастёт КБМ!
По закону не должна. Скидка за безаварийную езду зависит вовсе не от факта страхового случая – ДТП, как полагают многие автолюбители. Она применяется именно за факт возмещения. Об этом прямо говорит описание самого коэффициента бонус-малус Указания Банка России о предельных базовых ставках страховых тарифов.
Таким образом, если Вы просто уведомите свою страховую компанию об аварии, направив бланк европротокола, чем выполните требования закона 2021 года, то Ваш КБМ не увеличится в следующем страховом периоде. Он возрастёт только в том случае, если потерпевший обратится за выплатой или осуществлением ремонта в качестве возмещения.
Я не успел оповестить страховую в срок 5 дней – что мне делать?
Это ДТП произошло до 1 мая 2019 года, то, будем честны, шансов выиграть суд мало. Но они есть.
Единственный вариант для Вас, если Вы виновник ДТП – это связаться с потерпевшим и, если он ещё не успел обратиться в страховую, договориться с ним о переоформлении европротокола с новой свежей датой, чтобы Вы срочно уведомили страховщика сейчас.
Сроки обращения по ОСАГО
Как нарушение сроков обращения по договору обязательного страхования автогражданской ответственности может привести к отказу в выплате компенсации. В какие сроки необходимо обратиться в страховую компанию при наступлении страхового случая ОСАГО?
ОСАГО относится к обязательному страхованию. Если водитель стал виновником ДТП, убытки пострадавшей стороне компенсирует страховая компания. Без полиса ОСАГО возмещать ущерб придётся из личных средств. Чтобы своевременно получить положенную сумму, потребуется собрать пакет необходимых документов и предъявить их страховому агенту. Особенность программы заключается в том, что срок обращения по ОСАГО ограничен. При несвоевременной подаче заявления на возмещение убытков компания вправе отказать в требуемой выплате, причём на совершенно законных основаниях.
Обращение в страховую после ДТП — порядок действий
В законодательство РФ регулярно вносятся поправки. Это относится и к правилам обязательного страхования ОСАГО. Раньше без обращения в ГИБДД убытки не компенсировались. Сегодня в определённых ситуациях возможно обойтись и без сотрудников госорганов. Если говорить о наступлении страхового случая, то здесь важно соблюдать общепринятые правила.
Авария без вызова ГИБДД
Дорожно-транспортное происшествие с вызовом инспектора ГИБДД
Далеко не каждый автовладелец знает, как правильно себя вести при наступлении страховой ситуации и какие принимать меры. Из-за этого между клиентом и страховой компанией часто возникают различные споры. На самом деле ничего сложного нет. После оформления происшествия следует как можно быстрее проинформировать об этом страховую компанию и приступить к сбору обязательного перечня документов. Когда сбор документации завершён, нужно обратиться в офис компании и написать заявление на возмещение ущерба.
Если у вас нет уверенности в том, что сможете правильно оформить европротокол, лучше регистрировать аварию с участием инспектора ГИБДД. От корректности заполнения документа напрямую зависит выплата компенсации.
Европротокол
При оформлении европротокола пострадавшая сторона может обратиться за выплатой, если покрытие не превышает лимит, равный 100 тыс. руб. После аварии обязательно нужно сообщить о случившемся в страховую компанию, причём неважно — пострадавший вы или виновник. Документ оформляется в строгом соответствии с законодательством РФ и состоит из двух бланков. Каждый из них заполняется с двух сторон.
Оформление документа с обратной стороны
Обязательно перепроверяйте всю внесённую информацию и не допускайте опечаток и ошибок. Любые исправления могут привести к тому, что клиенту откажут в возмещении понесённого убытка. Если не получается самостоятельно разобраться в разделах бланка, лучше позвонить в службу клиентской поддержки компании, чем заполнять поля наугад.
Срок обращения по ОСАГО
Обращение в страховую после проишествия должно осуществляться в строго отведённое время. Закон «Об ОСАГО» гласит, что держатель полиса обязан сообщить компании о случившемся не позднее, чем через 5 суток после зафиксированного ДТП. Срок обращения регулируется пунктом 2 статьи 11 ФЗ. В течение этого времени автовладелец должен собрать пакет всех необходимых документов и предоставить его страховому агенту.
Список документов
Документы можно доставить в офис самостоятельно или отправить по почте, но в этом случае важно учитывать сроки, в течение которых документация будет доставлена. Кроме того, каждый документ должен быть полностью заполнен и заверен «мокрой» печатью госоргана, выдавшего ту или иную справку.
Основания для отказа в выплате
В некоторых ситуациях речь идёт о временной задержке выплаты, а не об окончательном отказе. В таком случае страховой агент должен разъяснить автовладельцу основания отказа и методы устранения недочётов.
Действия при отказе
Если вы считаете, что компания отказала незаконно, не оставляйте этот вопрос без внимания. В первую очередь, составьте претензионное письмо и отправьте его на имя руководителя страховой. При заполнении претензии обязательно сделайте акцент на то, что полис действителен и имеет свою законную силу. Сроки рассмотрения досудебных заявлений — 5—7 дней. Если в течение этого времени компания не отреагировала, можно обращаться в судебные инстанции.
Обращение в суд
Если суд удовлетворит исковое заявление, компания будет обязана выплатить компенсацию в полном объёме в срок, установленный судьёй.
Полезные советы
Для того, чтобы в процессе использования полиса не возникало каких-либо проблем, важно выбирать компанию тщательно. Первый фактор — надёжность. Если страховая существует давно, имеет массу положительных отзывов, это тот самый вариант, когда можно сделать выбор в пользу именно этой фирмы. Даже если страховка стоит немного дороже, чем, например, в соседней конторе. Иногда лучше заплатить больше, но быть уверенным, что при возникновении страхового случая не последует отказ в возмещении убытков.