в какой срок нужно раскрывать сведения о конфликте интересов если его обнаружил сам работник
Статья 11. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 октября 2015 г. N 285-ФЗ статья 11 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции
Статья 11. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 11 настоящего Федерального закона
1. Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
2. Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
3. Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
4. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
5. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
6. Непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. Методические рекомендации по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, подготовленные Минтрудом России
7. В случае, если лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, владеет ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), оно обязано в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством.
ГАРАНТ:
См. обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе РФ и порядка их урегулирования (информация Минтруда России от 19 октября 2012 г.)
В какой срок нужно раскрывать сведения о конфликте интересов если его обнаружил сам работник
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Методика Генеральной прокуратуры РФ «Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе. Памятка для служащих»
При этом может возникнуть противоречие между личными интересами государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.
СЛУЖАЩИЙ ОБЯЗАН принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. О возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (как только ему станет об этом известно) служащий обязан в письменной форме уведомить представителя нанимателя/работодателя.
В случае, если служащий владеет ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать их в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НАНИМАТЕЛЯ/РАБОТОДАТЕЛЬ, если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ и УРЕГУЛИРОВАНИЕ конфликта интересов осуществляются путем отвода или самоотвода служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также может состоять в изменении должностного или служебного положения вплоть до отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
НЕПРИНЯТИЕ государственным или муниципальным служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим его увольнение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Жесткость такой санкции обусловлена недопущением причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации и представляется оправданной с учетом последствий неурегулированного конфликта интересов.
За непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов служащие могут быть привлечены к следующим видам ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ:
— увольнение в связи с утратой доверия;
— предупреждение о неполном должностном соответствии;
При решении вопроса о привлечении служащего к дисциплинарной ответственности должны учитываться характер совершенного коррупционного правонарушения, его тяжесть и обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнения им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.
ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ осуществляют надзор за исполнением федерального законодательства, в том числе законодательства о противодействии коррупции.
В частности, в рамках надзорной деятельности прокурорами выявляются факты конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.
Так, в 2016 году прокурорами выявлено 2,5 тыс. нарушений антикоррупционного законодательства, связанных с неурегулированием конфликта интересов.
В целях их устранения прокурорами внесено более 1 тыс. представлений, по результатам рассмотрения которых 728 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, в том числе 56 государственных, муниципальных служащих и иных должностных лиц уволено в связи с утратой доверия.
В 2016 году за нарушения, связанные с неурегулированием конфликта интересов, по представлениям прокуроров привлечены к дисциплинарной ответственности следующие должностные лица:
МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ РЯД КЛЮЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ, В КОТОРЫХ ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ ЯВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫМ.
— выполнение отдельных функций государственного или муниципального управления, а также осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;
— нахождение родственников и иных близких лиц в служебной зависимости от должностного лица, неправомерное назначение их на должности, выплата им вознаграждений, принятие иных необоснованных решений кадрового характера;
— участие должностных лиц в коммерческих организациях, в отношении которых осуществляется контрольная или надзорная деятельность;
— заключение государственных или муниципальных контрактов на выполнение работ или оказание услуг с исполнителями, являющимися родственниками или иными близкими лицами служащего;
— предоставление со стороны служащего аффилированным лицам государственных или муниципальных услуг, грантов, субсидий из средств соответствующих бюджетов, выделение земельных участков для строительства объектов недвижимости и распределении иных ограниченных ресурсов;
— владение служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций).
Анализ показал, что во всех случаях конфликт интересов обусловлен определенными действиями (бездействием) чиновников в отношении аффилированных к ним лиц как физических, так и юридических. В основном выявленные факты связаны с возможностью оказания преференций себе либо близким родственникам.
Примеры ситуаций конфликта интересов
Выполнение отдельных функций государственного или муниципального управления, а также осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.
Руководителем Управления Роскомнадзора по Республике Бурятия было рассмотрено несколько дел об административных правонарушениях в области связи и информации, совершенных ее супругом, который являлся руководителем направления республиканского филиала одного из крупнейших сотовых операторов России. В нарушение закона мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов чиновница не приняла и, имея личную заинтересованность в разрешении данных дел, самоотвод не заявила. В итоге по каждому из дел назначила нарушителю минимальные наказания в виде предупреждений. По требованию Генеральной прокуратуры приказом Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации чиновница была уволена в связи с утратой доверия.
Нахождение родственников и иных близких лиц в служебной зависимости от должностного лица, неправомерное назначение их на должности, выплата им вознаграждений, принятие иных необоснованных решений кадрового характера.
Участие должностных лиц в коммерческих организациях, в отношении которых осуществляется контрольная или надзорная деятельность.
По представлению прокуратуры Ивановской области уволена в связи с утратой доверия начальник управления по делам наружной рекламы администрации города в связи с наличием у нее конфликта интересов, связанных с участием в коммерческих организациях, осуществляющих деятельность в сфере рекламы.
Заключение государственных или муниципальных контрактов на выполнение работ или оказание услуг с исполнителями, являющимися родственниками или иными близкими лицами служащего.
Предоставление со стороны служащего аффилированным лицам государственных или муниципальных услуг, грантов, субсидий из средств соответствующих бюджетов, выделение земельных участков для строительства объектов недвижимости и распределении иных ограниченных ресурсов.
Житель Пензенской области путем предоставления в областное Управление по развитию предпринимательства подложных документов получил как индивидуальный предприниматель государственную поддержку (грант) в сумме 300 тыс. рублей на развитие предпринимательской деятельности. Как установлено в ходе расследования уголовного дела (возбужденного по ч. 3 ст. 159 УК РФ по факту мошенничества), предпринимательскую деятельность он не осуществлял, в уполномоченный орган представил фиктивные договоры по ремонту автомобилей муниципального бюджетного учреждения. Выяснилось, что данные фиктивные договоры были подписаны по указанию начальника Управления социальной защиты населения администрации района, которая являлась матерью указанного индивидуального предпринимателя. После вмешательства прокурора чиновница уволена с муниципальной службы в связи с утратой доверия.
Прокуратурой Костромской области установлен конфликт интересов в деятельности главы муниципального района, повлекший злоупотребление служебным положением в целях получения выгоды в виде имущественных прав для своего сына. В нарушение требований земельного законодательства, предусматривающего порядок организации и проведения торгов по продаже земельных участков, глава района, действуя из корыстных целей, заключил договор купли-продажи земельного участка по выкупной цене чуть более 100 тыс. руб. со своим сыном, в результате чего земельный участок стоимостью не менее 700 тыс. руб. выбыл из распоряжения муниципального образования. По материалам прокурорской проверки в отношении чиновника возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 285 УК РФ, судом он отстранен от занимаемой должности.
Владение служащим ценными бумагами, банковскими вкладами.
Председатель Комитета градостроительства и архитектуры Вологодской области и его заместитель на протяжении нескольких лет принимали решения об использовании бюджетных средств в интересах связанных с ними коммерческих структур. При этом они не указали сведения о вхождении себя и членов своих семей в состав учредителей и владельцев долей в уставных капиталах этих организаций, а также не приняли мер к урегулированию конфликта интересов. По результатам рассмотрения представления прокурора должностные лица уволены губернатором области в связи с утратой доверия.
Заключение
Как показывает практика, в основе любого коррупционного правонарушения находится конфликт интересов лиц, занимающих публичные должности в системе государственного управления и обладающих в связи с предоставленными им государством полномочиями соответствующим влиянием, которое может быть использовано ими в личных интересах, в том числе вопреки интересам государства.
Основой правового регулирования конфликта интересов в любой сфере правоотношений является установление обязанности принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
В связи с этим стоящие перед органами прокуратуры задачи по осуществлению надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в части урегулирования конфликта интересов на государственной службе представляют особую актуальность.
Обзор документа
Генпрокуратура РФ разработала памятку для служащих о конфликте интересов на государственной и муниципальной службе.
Так, служащий обязан не допускать любую возможность возникновения конфликта интересов. О возникшем конфликте или о возможности его возникновения (как только ему станет об этом известно) служащий должен письменно сообщить представителю нанимателя/работодателю.
Если служащие не принимают меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, то они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.
Приведены примеры ситуаций конфликта интересов.
Приложение 1 «Порядок уведомления о конфликте интересов»
Приложение № 1
к приказу от 24.03.2016 № 44
ПОРЯДОК
уведомления работодателя (его представителя) работниками,
замещающими отдельные должности на основании трудового договора в Приволжском институте повышения квалификации ФНС России, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения
1. Уведомление о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (рекомендуемый образец).
2. Дорожная карта: порядок уведомления работодателя (его представителя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.
3. Памятка по перечню типовых ситуаций конфликта интересов и порядка их урегулирования.
Ведущий юрисконсульт А.С. Уханова
Приложение № 1
к Порядку уведомления работодателя
(его представителя) работниками,
замещающими отдельные должности
на основании трудового договора,
в Приволжском институте повышения
квалификации ФНС России,
о возникшем конфликте интересов или
о возможности его возникновения,
утвержденному приказом
от 24.03.2016 № 44
_______________________________
(должность, Ф.И.О. работодателя
_______________________________
(его представителя))
от _______________________________
(Ф.И.О., должность работника
организации,
_______________________________
телефон)
Уведомление № ___________________ от __________________
(регистрационный №) (дата регистрации)*
о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения
В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции» сообщаю: ___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
(указываются ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника Института влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей; меры, направленные на предотвращение или урегулирование возникшего конфликта интересов или возможности его возникновения, принятые работником Института (если такие меры принимались))
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
______________ _________________
(дата) (подпись)
* регистрируется в день поступления Отделом профилактики коррупционных и иных правонарушений Управления кадров ФНС России
Приложение № 3
к Порядку уведомления работодателя
(его представителя) работниками,
замещающими отдельные должности
на основании трудового договора,
в Приволжском институте повышения
квалификации ФНС России,
о возникшем конфликте интересов или
о возможности его возникновения,
утвержденному приказом
от 24.03.2016 № 44
Памятка по типовым ситуациям конфликта интересов и порядка их урегулирования
1. Конфликт интересов, связанный с выполнением отдельных функций управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность работников, указанных в пункте 2 настоящего Порядка (далее по всему тексту – работники).
1.1. Описание ситуации:
Работники участвуют в осуществлении отдельных функций управления и/или в принятии кадровых решений в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность указанного в настоящем пункте работника.
Меры предотвращение и урегулирования:
Работникам следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.
Представителю нанимателя рекомендуется отстранить работников от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с родственниками и/или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность работника.
2. Конфликт интересов, связанный с выполнением иной оплачиваемой работы.
2.1. Описание ситуации:
Работники, его родственники и иные лица, с которыми связана личная заинтересованность работников, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой работники осуществляют отдельные функции управления.
Меры предотвращения и урегулирования:
Работники вправе в предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Уведомительный порядок направления работниками представителю нанимателя информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу не требует получения согласия представителя нанимателя. Представитель нанимателя не вправе запретить работникам выполнять иную оплачиваемую работу.
Вместе с тем, в случае возникновения у работников личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, работники обязаны проинформировать об этом представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. Определение степени своей личной заинтересованности, являющейся квалифицирующим признаком возникновения конфликта интересов, остается ответственностью самих работников со всеми вытекающими их этого юридическими последствиями.
При возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения работникам рекомендуется отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы в организации, в отношении которой работники осуществляют отдельные функции управления.
В случае, если на момент начала выполнения отдельных функций управления в отношении организации работники уже выполняли или выполняют в ней иную оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в данной организации.
В случае если на момент начала выполнения отдельных функций управления в отношении организации родственники работников выполняют в ней оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.
В случае если работники самостоятельно не предприняли мер по урегулированию конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить работников от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, в которой работники или его родственники выполняют иную оплачиваемую работу.
2.2. Описание ситуации:
Работники, его родственники и иные лица, с которыми связана личная заинтересованность работников, выполняют оплачиваемую работу в организации, представляющей платные услуги другой организации. При этом работники осуществляют в отношении последней отдельные функции управления.
Меры предотвращение и урегулирования:
При направлении представителю нанимателя предварительного уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы работникам следует полно и подробно изложить, в какой степени выполнение этой работы связано с его должностными обязанностями. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в организации.
В случае, если на момент начала выполнения отдельных функций управления в отношении организации, получающей платные услуги, родственники работников уже выполняли оплачиваемую работу в организации, оказывающей платные услуги, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.
Представителю нанимателя рекомендуется подробно рассмотреть обстоятельства выполнения работниками иной оплачиваемой работы. Особо следует уделять внимание фактам, указывающим на возможное использование работниками своих полномочий для получения дополнительного дохода, например:
— услуги, предоставляемые организацией, оказывающей платные услуги, связаны с должностными обязанностями работников;
— работники непосредственно участвуют в предоставлении услуг организации, получающей платные услуги;
— организация, оказывающая платные услуги, регулярно предоставляет услуги организациям, в отношении которых работники осуществляют отдельные функции управления и т.д.
— При обнаружении подобных фактов представителю нанимателя рекомендуется принять решение о том, что выполнение иной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов и отстранить работника от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, получающей платные услуги.
2.3. Описание ситуации:
Работники, его родственники и иные лица, с которыми связана личная заинтересованность работников, выполняют оплачиваемую работу в организации, которая является материнской дочерней или иным образом аффилированной с иной организацией, в отношении которой работники осуществляют отдельные функции управления.
Меры предотвращение и урегулирования:
При направлении представителю нанимателя предварительного уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы работникам следует полно изложить, каким образом организация, в которой он собирается выполнять иную оплачиваемую работу, связана с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции управления. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в материнских, дочерних и иным образом аффилированных организациях.
В случае если на момент выполнения отдельных функций управления в отношении организации родственники работников уже выполняли оплачиваемую работу в аффилированной организации, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.
Представителю нанимателя рекомендуется отстранить работников от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организаций, являющейся материнской, дочерней или иным образом аффилированной с той организацией, в которой работники выполняют иную оплачиваемую работу.
2.4. Описание ситуации:
Работники на платной основе участвует в выполнении работы, заказчиком которой является организация, в которой он замещает должность.
Меры предотвращения и урегулирования:
Представителю нанимателя рекомендуется указать работникам, что выполнение подобной иной работы влечет конфликт интересов. В случае если работники не предпринимают мер по урегулированию конфликта интересов и не отказываются от личной заинтересованности, рекомендуется поставить вопрос об отстранении работника от замещаемой должности.
Важно отметить, что непринятие работниками, являющимися стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение работников.
2.5. Описание ситуации:
Работники участвуют в принятии решения о закупке в организации, в которой они выполняют свои должностные (служебные) обязанности, товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, исключительными правами на которые обладает он сам, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность работников.
Меры предотвращение и урегулирования:
Работникам следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. При этом рекомендуется, по возможности, отказаться от участия в соответствующем конкурсе (закупке).
Представителю нанимателя рекомендуется вывести работников из состава комиссии по размещению заказа на время проведения конкурса, в результате которого у работников есть личная заинтересованность.
3. Конфликт интересов, связанный с получением подарков, услуг
3.1. Описание ситуации:
Работники, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность работников, получают подарки или иные блага (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) от физических лиц и/или организаций, в отношении которых работники осуществляют или ранее осуществляли отдельные функции управления.
Меры предотвращения и урегулирования:
Работникам и его родственникам рекомендуется не принимать подарки от организаций, в отношении которых работники осуществляют или ранее осуществляли отдельные функции управления, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов дарения.
Представителю нанимателя в случае если ему стало известно о получении работниками подарка от физических лиц или организаций, в отношении которых работники осуществляют или ранее осуществляли отдельные функции управления, необходимо оценить, насколько полученный подарок связан с исполнением должностных обязанностей.
Если подарок не связан с исполнением должностных обязанностей, то работникам рекомендуется указать на то, что получение подарков от заинтересованных физических лиц и организаций может нанести урон репутации организации, в которой они выполняют должностные (служебные) обязанности, и потому является нежелательным вне зависимости от повода дарения.
В случае если представитель нанимателя обладает информацией о получении родственниками работников подарков от физических лиц и/или организаций, в отношении которых работники осуществляют или ранее осуществлял отдельные функции управления, рекомендуется:
— указать работникам, что факт получения подарков влечет конфликт интересов;
— предложить вернуть соответствующий подарок или компенсировать его стоимость;
— до принятия работниками мер по урегулированию конфликта интересов отстранить работников от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц и организаций, от которых был получен подарок.
3.2. Описание ситуации:
Работники осуществляют отдельные функции управления в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные, работникам, его родственникам или иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность работников.
Меры предотвращения и урегулирования:
Работникам следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии заинтересованности.
Представителю нанимателя следует оценить, действительно ли отношения работников с указанными физическими лицами и организациями могут привести к необъективному исполнению им должностных обязанностей. Если вероятность возникновения конфликта интересов высока, рекомендуется отстранить работников от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные, работникам, его родственникам или иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность работников.
3.3. Описание ситуации:
Работники получают подарки от своего непосредственного подчиненного.
Меры предотвращения и урегулирования:
Работникам рекомендуется не принимать подарки от непосредственных подчиненных вне зависимости от их стоимости и повода дарения. Особенно следует подходить к получению регулярных подарков от одного дарителя.
Представителю нанимателя, которому стало известно о получении работниками подарков от непосредственных подчиненных, следует указать работникам на то, что подобный подарок может рассматриваться как полученный в связи с исполнением должностных обязанностей, в связи с чем подобная практика может повлечь конфликт интересов, а также рекомендовать работникам вернуть полученный подарок дарителю в целях предотвращения конфликта интересов.
4. Конфликт интересов, связанный с имущественными обязательствами и судебными разбирательствами
4.1. Описание ситуации:
Работники участвуют в осуществлении отдельных функций управления в отношении организаций, перед которой сами работники и/или его родственники имеют имущественные обязательства.
Меры предотвращения и урегулирования:
В этом случае работникам и его родственникам рекомендуется урегулировать имеющиеся имущественные обязательства (выплатить долг, расторгнуть договор аренды и т.д.). При невозможости сделать это, работникам следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме.
Представителю нанимателя рекомендуется по крайней мере до урегулирования имущественного обязательства отстранить работников от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организаций, перед которыми сами работники, его родственники и иные лица, с которыми связана личная заинтересованность работников, имеют имущественные обязательства.
4.2. Описание ситуации:
Работники участвуют в осуществлении отдельных функций управления в отношении кредиторов организации, владельцами или работниками которых являются родственники работников, указанных в пункте 2 настоящего Порядка).
Меры предотвращения и урегулирования:
Работникам следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.
Представителю нанимателя рекомендуется по крайней мере до урегулирования имущественного обязательства отстранить работников от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед работниками, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность работников.
4.3. Описание ситуации:
Работники, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность работников, участвуют в деле, рассматриваемом в судебном разбирательстве с физическими лицами и организациями, в отношении которых работники осуществляют функции управления.
Меры предотвращения и урегулирования:
Работникам следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.
Представителю нанимателя рекомендуется отстранить работников от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц и организаций, которые находятся в стадии служебного разбирательства с работниками, его родственниками или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность работников.
5. Ситуации, связанные с явным нарушением работников установленных запретов Федеральным законом от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ)
5.1. Описание ситуации:
Работники получают награды, почетные звания и специальные звания (за исключением научных) от иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений.
Меры предотвращения и урегулирования:
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ гражданскому служащему (в настоящем Порядке – работникам) запрещается принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности не входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.
Представителю нанимателя при принятии решения о предоставлении или непредоставлении разрешения рекомендуется уделить особое внимание основанию и цели награждения, а также тому, насколько получение работниками награды, почетного и специального звания может породить сомнение в его беспристрастности и объективности.
5.2. Описание ситуации:
Работники в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий обнаруживает нарушения законодательства. Работник рекомендуют организации для устранения нарушений воспользоваться услугами конкретной компании, владельцами, руководителями или сотрудниками которой являются родственники работников и иные лица, с которыми связана личная заинтересованность работников.
Меры предотвращения и урегулирования:
Работникам при выявлении в ходе контрольно-надзорных мероприятий нарушения законодательства рекомендуется воздержаться от дачи советов относительно того, какие организации могут быть привлечены для устранения этих нарушений.
5.3. Описание ситуации:
Работники выполняют иную оплачиваемую работу в организациях, финансируемых иностранными государствами.
Меры предотвращения и урегулирования:
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ гражданскому служащему (в настоящему Порядке – работникам) запрещается заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или российским законодательством.
Представителю нанимателя при принятии решения о предоставлении или непредоставлении указанного решения рекомендуется уделить особое внимание тому, насколько выполнение работниками иной оплачиваемой работы может породить сомнение в его беспристрастности и объективности, а также выяснить какую именно работу он там выполняет.
5.4. Описание ситуации:
Работники используют информацию, полученную в ходе исполнения должностных обязанностей и временно недоступную широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций.
Меры предотвращения и урегулирования:
Работникам запрещается разглашать или использовать в целях, не связанных с их должностными (служебными) обязанностями, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшую ему известной в связи с исполнением должностных обязанностей. Указанный запрет распространяется в том числе и на использование неконфиденциальной информации, которая лишь временно недоступна широкой общественности.
В связи с этим работникам следует воздерживаться от использования в личных целях сведений, ставших ему известными в ходе исполнения служебных обязанностей, до тех пор, пока эти сведения не станут достоянием широкой общественности.
Представителю нанимателя, которому стало известно оф акте использования работниками информации, полученной в ходе исполнения служебной информации и временно недоступной широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций, рекомендуется рассмотреть вопрос о применении к работникам дисциплинарной ответственности за нарушение запретов, содержащихся в Федеральном законе № 79-ФЗ, учитывая характер совершенного работниками коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение государственным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнением им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения работниками своих должностных обязанностей.
В случае установления признаков дисциплинарного проступка либо факта совершения работниками деяния, содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, данная информация представляется руководителю организации, являющемся работодателем, для решения вопроса о проведении служебной проверки и применении мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо передается в правоохранительные органы по подведомственности.