в какой срок должны сообщать предприятия эксплуатирующие инженерные коммуникации
Приложение 2. Положение о взаимоотношениях предприятий, коммуникации которых проходят в одном техническом коридоре или пересекаются
Положение о взаимоотношениях предприятий, коммуникации
которых проходят в одном техническом коридоре или пересекаются
Конкретные вопросы взаимодействия указанных предприятий как в процессе эксплуатации коммуникаций, так и при ликвидации аварий на них определяются совместными договорами между этими предприятиями.
2. Под термином «технический коридор» понимается участок местности, по которому проложены коммуникации (трубопроводы, кабели, линии электропередачи и др.) с частично совпадающими или соприкасающимися полосами отвода или охранными зонами.
3. Коммуникации, проложенные в техническом коридоре, а также участки коммуникаций, пересекающих его, в границах коридора должны иметь общие системы защиты от коррозии, стихийных бедствий (оползней, наводнения и др.), а также населенных пунктов от аварийных разливов нефти и других перекачиваемых продуктов.
4. Местоположение каждой инженерной коммуникации в техническом коридоре должно быть четко обозначено на местности опознавательными и предупредительными знаками в соответствии с требованиями п. 3 Правил охраны магистральных трубопроводов.
5. Предприятия, эксплуатирующие инженерные коммуникации, проходящие в техническом коридоре, должны совместно раз работать общую схему объектов с точным указанием их взаиморасположения; работники всех предприятий, обслуживающие коммуникации в техническом коридоре, должны иметь указанную схему на рабочих местах. Вносимые в схему изменения должны сообщаться всем заинтересованным предприятиям в месячный срок.
6. В целях обеспечения сохранности и безопасных условий работы коммуникаций технического коридора их владельцы обязаны разработать инструкцию о совместном надзоре и содержании коммуникаций технического коридора.
В инструкции должны быть отражены:
а) состав коммуникаций с указанием их основных технических характеристик;
б) границы технического коридора с учетом охранных зон всех входящих в него коммуникаций;
в) перечень предприятий, ответственных за эксплуатацию коммуникаций, их адреса и порядок связи;
г) специфические признаки аварий и повреждений на каждой из коммуникаций технического коридора;
д) организация и выполнение патрулирования, охраны и оповещения о нарушениях в техническом коридоре, об авариях и повреждениях коммуникаций;
е) порядок согласования и производства профилактических ремонтных и аварийно-восстановительных работ;
ж) сроки, объем и порядок ежегодного обследования коммуникаций в техническом коридоре и устранение выявленных дефектов;
з) организация и объемы оказания взаимопомощи при устранении аварий и их последствий;
и) порядок технического обслуживания и ремонта общих вспомогательных объектов (проездов вдоль коридора, мостов и переездов, вертолетных площадок и т.п.).
7. Предприятия, эксплуатирующие коммуникации в техническом коридоре, должны иметь планы ликвидации возможных аварий и их последствий, предусматривающие необходимые меры по предотвращению повреждений на соседних объектах коридора. Планы должны быть согласованы со всеми предприятиями, эксплуатирующими объекты в техническом коридоре, и предусматривать их совместное участие в аварийно-восстановительных работах.
8. В случае повреждения инженерных коммуникаций при производстве работ в техническом коридоре или аварии на соседних коммуникациях расследование производится совместно, с участием представителей всех заинтересованных предприятий.
9. Порядок производства погрузочно-разгрузочных, транспортных, ремонтных и профилактических работ на коммуникациях технического коридора должен согласовываться со всеми владельцами коммуникаций, проходящих в данном техническом коридоре. В аварийных ситуациях допускается приступать к восстановительным работам без предварительного согласования, приняв меры к обеспечению сохранности других коммуникаций и сообщив владельцам о производстве аварийных работ в техническом коридоре.
10. Ликвидация последствий аварий в техническом коридоре должна производиться по плану, взаимосогласованному всеми за интересованными предприятиями.
11. Устранение в техническом коридоре последствий стихийных бедствий (оползней, наводнений и т.п.) выполняется предприятиями совместно.
12. Проекты строительства новых и реконструкции действующих трубопроводов в техническом коридоре должны быть согласованы со всеми предприятиями, эксплуатирующими коммуникации, проложенные в этом коридоре, а при производстве работ по этим проектам должна быть обеспечена безопасная эксплуатация всех коммуникаций технического коридора.
13. Любые строительно-монтажные и земляные работы в техническом коридоре могут выполняться только при наличии проекта производства работ и письменного разрешения от всех предприятий, эксплуатирующих коммуникации в данном техническом коридоре.
15. Споры, возникающие между предприятиями, эксплуатирующими коммуникации, проложенные в техническом коридоре, разрешаются в порядке, установленном соответствующим законодательством.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Прокурор разъясняет
Зачастую потребители коммунальных услуг сталкиваются с проблемой отключения электроэнергии, вызванной, к примеру, необходимостью проведением поставщиком коммунальных услуг плановых ремонтных работ. При этом, не в каждом случае потребитель коммунальных услуг своевременно уведомляется о предстоящем отключении. В виду неготовности потребителя, данное обстоятельство может привести к негативным последствиям, к примеру в виде выхода из строя электрооборудования.
При этом, законодательством Российской Федерации, четко определены порядок и сроки уведомления потребителей о предстоящем отключении коммунальных услуг.
Так, в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг, во исполнение положений статьи 157 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Положения Правил № 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями (поставщиком) и потребителями коммунальных услуг.
Также, в силу статьи 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
При этом, из содержания пункта 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей следует, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, поставщик коммунальных услуг, в случае возникновения необходимости отключения, в том числе при необходимости планово-профилактического ремонта, обязан уведомить потребителя о предстоящем отключении в срок не позднее 10 суток.
За нарушение указанных требований жилищного законодательства и законодательства о защите прав потребителей, частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы), предусмотрена ответственность.
К примеру, в ходе проверки Оленёкского РЭС АО «Сахаэнерго» установлено, что в период с января по апрель 2020 года проводились планово-профилактические ремонтные и обслуживающие работы на территории муниципального района «Оленёкский эвенкийский национальный район», в связи с чем 11 раз производилось отключение электрической энергии в с.Оленек и с.Харыялах Оленекского района.
При этом, соответствующие уведомление потребителей коммунальных услуг по электроснабжению при проведении планово-профилактических ремонтных работ, надлежащим образом не организовано, установленный законодательством 10-ти суточный срок уведомления потребителей о предстоящем отключении не соблюдался.
В связи с этим, в отношении руководителя Оленёкского РЭС АО «Сахаэнерго» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого должностное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 2000 рублей.
Прокурор Оленёкского района
Прокуратура
Республики Саха (Якутия)
Прокуратура Республики Саха (Якутия)
3 августа 2020, 18:20
Прокуратура Оленёкского района разъясняет: обязанность поставщика коммунальных услуг уведомить потребителя о предстоящем отключении
Зачастую потребители коммунальных услуг сталкиваются с проблемой отключения электроэнергии, вызванной, к примеру, необходимостью проведением поставщиком коммунальных услуг плановых ремонтных работ. При этом, не в каждом случае потребитель коммунальных услуг своевременно уведомляется о предстоящем отключении. В виду неготовности потребителя, данное обстоятельство может привести к негативным последствиям, к примеру в виде выхода из строя электрооборудования.
При этом, законодательством Российской Федерации, четко определены порядок и сроки уведомления потребителей о предстоящем отключении коммунальных услуг.
Так, в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг, во исполнение положений статьи 157 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Положения Правил № 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями (поставщиком) и потребителями коммунальных услуг.
Также, в силу статьи 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
При этом, из содержания пункта 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей следует, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, поставщик коммунальных услуг, в случае возникновения необходимости отключения, в том числе при необходимости планово-профилактического ремонта, обязан уведомить потребителя о предстоящем отключении в срок не позднее 10 суток.
За нарушение указанных требований жилищного законодательства и законодательства о защите прав потребителей, частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы), предусмотрена ответственность.
К примеру, в ходе проверки Оленёкского РЭС АО «Сахаэнерго» установлено, что в период с января по апрель 2020 года проводились планово-профилактические ремонтные и обслуживающие работы на территории муниципального района «Оленёкский эвенкийский национальный район», в связи с чем 11 раз производилось отключение электрической энергии в с.Оленек и с.Харыялах Оленекского района.
При этом, соответствующие уведомление потребителей коммунальных услуг по электроснабжению при проведении планово-профилактических ремонтных работ, надлежащим образом не организовано, установленный законодательством 10-ти суточный срок уведомления потребителей о предстоящем отключении не соблюдался.
В связи с этим, в отношении руководителя Оленёкского РЭС АО «Сахаэнерго» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого должностное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 2000 рублей.
Обслуживание коммунальных сетей: проблемы и пути их решения
Сегодня любой благоустроенный МКД обеспечен коммунальными услугами: холодной и горячей водой, электричеством и теплом. Содержание и обслуживание инженерных сетей – залог бесперебойного и качественного получения потребителями КУ. Рассказываем, кто и в каком объёме обязан содержать и обслуживать такие коммунальные сети.
Разграничение балансовой принадлежности сетей
Бесперебойное и качественное обеспечение жителей домов коммунальными услугами возможно при условии надлежащего состояния внутридомовых инженерных коммуникаций и сетей, подводящих ресурс к многоквартирному дому.
Правила № 124, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, в качестве существенного условия договоров, заключаемых УО с РСО, определяют условие о разграничении обязательств сторон по обеспечению обслуживания инженерных сетей.
Граница раздела при распределении указанных обязанностей определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и актом эксплуатационной ответственности сторон. Акт разграничения имеет большое значение.
Во-первых, в случае аварии, когда дом остался без воды, тепла или света, или подвал заливает канализация, поставщик будет апеллировать к имеющемуся акту раздела границ, а при отсутствии такового – указывать, что аварийные коммуникации ему не принадлежат и он их не обслуживает.
Итог, как правило, один: ТСЖ или управляющая организация вынуждены под массированным нажимом жильцов срочно своими силами устранять аварию. Даже будь они правы, практика показывает, что при наличии не оспоренных ни через прокуратуру, ни через администрацию или ГЖИ актов оперативно решить этот вопрос не получается, а страдают в итоге жильцы дома.
Во-вторых, любые сети необходимо регулярно обслуживать, осуществлять их текущий, а со временем и капитальный ремонт зачастую с полной заменой. Всё это не дешево. При изменении границы балансовой принадлежности указанные расходы в полном объёме будут лежать на ресурсоснабжающей организации, а устранение засоров, текущий и капитальный ремонт сетей станут обязанностью поставщика.
В-третьих, управляющая организация избавляется от обязанности оплачивать нормативные потери на участках сетей, исключаемых из акта разграничения балансовой принадлежности. Особенно это актуально для сетей тепло- и электроснабжения.
При отсутствии актов разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон возникает проблема «бесхозяйных» сетей, что также требует внесения определенности во взаимоотношения с ресурсоснабжающей организацией.
Проблемы определения границы эксплуатационной ответственности
Согласно п. 8 Правил № 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством России, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Границей же эксплуатационной ответственности при наличии общедомового прибора учёта соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или РСО, является место соединения ОДПУ с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Но это теория, а на практике всё происходит иначе. В подавляющем большинстве случаев ресурсоснабжающая организация заинтересована прежде всего в сокращении своих издержек и соответственно увеличении прибыли. Поэтому, пользуясь своим доминирующим положением, она старается подписать акт разграничения на максимально выгодных для себя условиях.
Для этого РСО стремится установить границу балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности как можно дальше от внешней стены многоквартирного дома. Зачастую акты разграничения, как старые, так и новые, возлагают на управляющие организации или ТСЖ ответственность за участки сетей за пределами МКД.
Ресурсоснабжающие организации, как правило, апеллируют именно к возможности установления иного порядка соглашением сторон, ссылаются на то, что спорные участки у них на балансе не числятся или строились застройщиком исключительно для этого дома и им не передавались. Следовательно, раз акты уже подписаны с отнесением части сетей на управляющую организацию или ТСЖ, то они являются действующими и оснований для изменения границ нет.
Однако здесь РСО лукавят, поскольку соглашение об изменении границ и выносе их за пределы МКД ресурсоснабжающая организация может заключить только с собственниками, а не с управляющей организацией или ТСЖ. В отсутствие решения общего собрания собственников акты разграничения, устанавливающие границу за пределами внешней стены МКД, противоречат закону.
Способы решения проблемы
Нашей юридической фирмой «Южный региональный центр поддержки ЖКХ» выработан эффективный механизм приведения актов разграничения в соответствие с требованиями законодательства.
Каким же образом возможно установить границу балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности коммунальных сетей, которая бы максимально отвечала интересам собственников помещений МКД? Мы видим два пути: внесудебный и судебный.
Внесудебный путь гораздо быстрее, проще и дешевле, чем судебный, но есть один нюанс. Необходима «добрая воля» РСО на подписание акта, по которому балансовая принадлежность и эксплуатационная ответственность на все участки сетей, расположенных за внешней стеной многоквартирного жилого дома, закрепляется за ней.
При отсутствии «доброй воли» РСО единственно возможным остаётся судебный путь установления границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности коммунальных сетей.
При этом многие управляющие организации, не добившись справедливости во внесудебном порядке, останавливаются и подписывают акт разграничения на условиях, диктуемых ресурсоснабжающей организацией.
Мы убеждены, что указанные причины надуманны, т.к. «поссориться» с ресурсниками, защищая свои законные права и интересы в судебном порядке невозможно по определению. Наша обширная практика свидетельствует о том, что какие-либо негативные последствия отсутствуют, а преимущества от пересмотра границ очевидны.
Хорошие отношения с РСО зачастую не предоставляют УО каких-либо привилегий: если вы должны – на вас подадут в суд, если вы нарушаете условия договора – никто не станет закрывать на это глаза. При этом никакие хорошие отношения не заставят РСО в случае аварии за пределами МКД оперативно выполнить ремонтные работы, если участок в акте разграничения был включён в зоны вашей ответственности.
Относительно расходов на оплату юридических услуг нужно учитывать, что, согласно положениям Арбитражного процессуального кодекса РФ, данные издержки будут возмещены за счёт РСО. Это значит, что юридические услуги для УО будут фактически бесплатными, а экономический эффект и польза от изменения границ сетей электро-, тепло- и водоснабжения в будущем компенсируют небольшие дополнительные затраты времени на предоставление копий необходимых документов.
Южный региональный центр поддержки ЖКХ уже на протяжении нескольких лет эффективно решает вопрос по пересмотру актов границ инженерных сетей. Все судебные дела завершаются положительным результатом. С 2018 года предложение ЮРЦП ЖКХ стало доступно для всех регионов РФ.
В заключение
Рекомендуем вам после прочтения статьи проверить договоры с РСО. Если у вас отсутствует акт разграничения или он есть, но граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в нём указана не по внешней стене многоквартирного дома, или есть «бесхозяйные» участки, – не откладывая, обращайтесь в суд за защитой ваших нарушенных прав.
Автор статьи – Дмитрий Андреевич Топоров, зам. руководителя ЮРЦП ЖКХ, к.ю.н., доцент кафедры Гражданского права РГЭУ «РИНХ».
В какой срок должны сообщать предприятия эксплуатирующие инженерные коммуникации
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28 мая 2019 г. № 20295-ОГ/06 Об обеспечении собственником помещения доступа к транзитным (общедомовым) инженерным коммуникациям, проходящих через помещение
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрело обращение, направленное в форме электронного документа, и сообщает.
Обязанность по обеспечению собственником помещения доступа к транзитным (общедомовым) инженерным коммуникациям, проходящих через помещение, установлена Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, а также Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утверждёнными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 70.
Таким образом, в случае если внутридомовые инженерные сети располагаются в стенах или под полами в помещении собственника (или нанимателя), он должен обеспечить свободный доступ к общедомовому имуществу, находящемуся в его квартире, для проведения ремонтных работ специальными бригадами подрядной организации, осуществляющей капитальный ремонт.
Но в случае, если собственник помещения убежден, что внутридомовые инженерные системы в его квартире в полном порядке и не требуют замены или ремонта, представители заказчика, подрядчика и управляющей организации вправе составить акт, который в том числе подписывает собственник помещения, о том, что произвести замену или ремонт внутридомовой инженерной системы не представилось возможным в связи с тем, что доступ к ней не предоставлен.
Поскольку собственник отказывается предоставить доступ в помещение для проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем, то другие собственники, в случае нанесения ущерба вправе обратиться в суд для взыскания материального ущерба и морального вреда с собственника помещения, который отказался проводить ремонт в его помещении.
Отказ одних собственников помещений от допуска в квартиры не является препятствием для проведения работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем в помещениях других собственников и в доме в целом, капитальный ремонт должен быть проведен в сроки, установленные региональной программой капитального ремонта.
Вместе с тем, если с учетом технических характеристик отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома проведение их капитального ремонта невозможно без причинения вреда имуществу собственников помещений в этом многоквартирном доме, соответствующие расходы подлежат включению в проектную документацию на проведение капитального ремонта. В таком случае расходы на демонтаж и монтаж конструкций, за исключением материалов настенных и напольных покрытий должны учитываться в проектной документации.
Стоит отметить, что при подготовке проектной документации в части определения состава работ по капитальному ремонту следует руководствоваться составом работ по капитальному ремонту общего имущества и технической политикой, утвержденными в субъекте Российской Федерации.
Пример определения состава работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме содержится в Методических рекомендациях по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Согласно рекомендациям, например, в случае если в многоквартирном доме запроектирована система отопления со скрытой прокладкой трубопровода, не являющаяся ремонтопригодной, при производстве работ по капитальному ремонту допускается устройство вновь системы отопления с открытой прокладкой трубопроводов и отопительных приборов, обогревающих элементов, в том числе в жилых помещениях.
В случае, когда общим собранием собственников помещений принято решение о приостановке выполнения работ и переносе сроков проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые уже ранее были начаты, считаем, что в таких случаях действия регионального оператора, подрядной организации, управляющей организации, органа государственного жилищного надзора и собственников помещений в МКД должны быть организованны, скоординированны и согласованны между всеми перечисленными сторонами в целях исключения ситуации по привлечению органом государственного жилищного надзора эксплуатирующей организации к ответственности за ненадлежащее содержание общего имущества.
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
В этой связи, следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Заместитель директора Департамента стратегических проектов | А.Н. Огурцова |
Обзор документа
Если внутридомовые инженерные сети располагаются в стенах или под полами в квартире, то собственник должен обеспечить свободный доступ к имуществу для проведения капремонта.
Если гражданин убежден, что системы в полном порядке и не требуют замены или ремонта, то представители заказчика, подрядчика и УК вправе составить акт о том, что произвести замену или ремонт системы оказалось невозможным в связи с тем, что доступ к ней не предоставлен. Документ подписывает в т. ч. собственник квартиры.
Непредоставление доступа к общедомовому имуществу, если ремонт необходим, является поводом для обращения в суд заказчиком. Кроме того, в суд могут обратиться и другие собственники для взыскания материального ущерба и морального вреда с собственника, который отказался проводить ремонт.
Если ремонт невозможен без причинения вреда имуществу собственника, то в смете на ремонт должны быть учтены расходы на восстановление поврежденных вещей.