в какой союз входит япония
Участие Японии в интеграционных экономических объединениях
В условиях глобализации странам для большего развития необходимо участие в международных организациях и интеграционных группировках. Япония, как одна из лидеров мировых держав, является членом нескольких экономических организаций. Одной из них является Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (SAARC) В состав Ассоциации, помимо Японии, входят Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Непал, Пакистан, Шри-Ланка. Штаб-квартира находится в Катманду.
28 апреля 1964 года Япония стала членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Сейчас в ОЭСР входят 30 стран, большинство из них – члены ЕС. Помимо Японии, в нее входят такие страны, как Австралия, Великобритания, Германия, Италия, Нидерланды, США, Турция, Южная Корея и другие. ОЭСР прежде всего является форумом, в рамках которого правительства стран-членов имеют возможность обсуждать, разрабатывать и совершенствовать экономическую и социальную политику.
Япония является членом «Большой Восьмерки». «Группа восьми» – неофициальный форум лидеров ведущих промышленно развитых демократических стран, участниками которого являются Россия, США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия, а также представлен и полноформатно участвует ЕС. На долю стран-участниц «восьмерки» приходится 49% мирового экспорта, 51% промышленного производства, 49% активов МВФ.
Япония входит в состав ООН с 1956 года, а также является непостоянным членом Совета Безопасности ООН.
С 1 января 1995 года Япония является членом Всемирной Торговой Организации (ВТО), цель которой – либерализация международной торговли и регулирование торгово-политических отношений государств-членов. Страны-члены ВТО взаимодействуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены сравнительно большая гибкость и свобода действий.
Еще статьи
Положение Японии в международных организациях
япония геополитический международный
Япония входит в состав следующих международных организаций.
Если говорить о сотрудничестве Японии со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, то следует отметить, что концепции взаимодействия с государствами данного региона существуют в Японии на протяжении длительного времени. Например, доктрина Ёсида, согласно которой основой геополитической стратегии страны стало сочетание совместного доминирования в военно-политической сфере с США и лидирующего положения Японии в экономической сфере в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Япония с 60-х годов в свои геополитические цели включала создание АТР как подсистемы мировой экономики. В этой подсистеме лидирующая роль, по различным японским доктринам, принадлежала именно Японии. В последние десятилетия, когда быстрый экономический рост превратил Китай в лидера не только в АТР, но и во всем мире, Япония пересмотрела свою концепцию. Она не отказалась от места лидера АТР, объясняя его необходимостью создания противовеса Китаю в АТР. Япония активно участвует во взаимодействии государств этого региона.
Например, Япония оказала существенную поддержку развивающимся странам региона в борьбе с финансовым кризисом, решала проблемы безопасности судоходства, патрулировала вместе с Малайзией, Индонезией, Сингапуром, Южной Кореей и Китаем Малаккский пролив для пресечения деятельности пиратов. Таким образом, для Японии Азиатско-Тихоокеанский регион всегда входил в сферу стратегических интересов.
Таким образом, во всех экономических организациях Япония играет одну из первых ролей, как страна наиболее развитой экономики, как крупнейший международный инвестор, как крупный экономический игрок, способный влиять на различные экономические процессы во всем мире.
Активно действует Япония и в рамках такой организации как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Так, в ноябре 2010 она выразила готовность содействовать Минской Группе ОБСЕ в переговорном процессе по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Состоялось несколько армяно-японских политических консультаций, проведен ряд двусторонних встреч о развитии договорно-правового поля, сотрудничества в международных организациях, об экономическом взаимодействии и стимулировании торгово-экономических связей и активизации культурных связей. Следовательно, Япония расширяет сотрудничество в различных сферах, и в первую очередь в экономической. В тоже время Япония весьма обеспокоена интенсивным наращиванием вооруженных сил Китая, о чем она заявила на последнем саммите ОБСЕ в Астане. Определенное беспокойство вызывает у Японии и военная угроза со стороны Северной Кореи. Поэтому Япония для обеспечения своей безопасности и безопасности международного сообщества, как заявил заместитель главы МИДа данной страны, будет расширять сотрудничество с США в области безопасности. Япония не может самостоятельно противостоять хорошо оснащенным в военном плане соседям, поэтому она не может стать полноценным лидером, и вынуждена прибегать к помощи более сильных игроков. В тоже время в разрешении небольших локальных конфликтах, как, например, нагорно-карабахском, Япония вполне успешно участвует и при этом старается развивать сотрудничество со странами-партнерами в других сферах.
Таким образом, экономическая мощь данного государства не соответствует ее военному и политическому потенциалу. Поэтому одной из ключевых задач Японии в последние десятилетия стало восстановление симметрии в развитии государства.
Положение Японии в ООН. Япония входит в данную организацию с 1956 года и является непостоянным членом Совета Безопасности ООН. До 2010 года Япония присутствовала в СБ ООН 19 лет. С 2004 года Япония, совместно с Германией, Индией и Бразилией, добивается постоянного членства в СБ ООН. Следует отметить, что у Японии, как у одной из самых развитых стран мира, которая ежегодно вносит масштабные финансовые средства в проекты решения глобальных проблем, в реализацию различных программ ООН и других международных организаций, есть все шансы рассчитывать на одобрение мировым сообществом ее стремления стать постоянным членом СБ ООН.
Присутствие в Совете Безопасности ООН в качестве постоянного члена дает большие преимущества государству, так как СБ ООН обладает функциями и полномочиями:
Негативно на предложение Японии отреагировала КНР. Между Китаем и Японией существуют достаточно сложные отношения. Помня агрессивную политику Японии в начале ХХ века, КНР и КНДР выступают против вступления Японии в СБ ООН, опасаясь увеличения влияния этой страны в военной сфере международных отношений. Но, несмотря на протесты, Япония ведет переговоры и представляет проекты расширения Совета Безопасности ООН.
На протяжении двадцатого века у японцев было множество концепций развития своего государства, практически каждую из них можно назвать успешной. Япония за сравнительно короткий срок превратилась в страну с развитой экономикой и заняла одно из первых мест в мировой экономической системе. Но ее империалистические планы рухнули вместе с падением фашизма в 40-х годах XX столетия. В память о ее намерениях до сих пор еще не отменена 9-я статья конституции Японии, запрещающая ей иметь «средства войны», включая сухопутные, воздушные и морские вооруженные силы. В настоящий момент Япония имеет вооруженные силы всех направлений, но с возможностью их применения только внутри страны. До сих пор мировое сообщество опасается того, что территориально небольшая, но экономически развитая и целеустремленная Япония, получив возможность применять военные силы вне своей страны, сможет представлять собой угрозу безопасности многих странам. Поэтому многие начинания Японии в ее военно-политической деятельности в рамках всевозможных международных организаций гасятся предусмотрительными международными лидерами. Но возможно в будущем Японии удастся убедить мировое сообщество в своих мирных намерениях и стать мощной военной державой. Такой поворот событий усилил бы позиции Японии не только в мировой экономической, но и политической сферах.
Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
Главная / Восточная Азия / Япония / Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией — Далее
Япония / Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
Япония участвует в ряде международных организаций: ООН, ВБ, МВФ и др.
Во внешней политике Японии можно выделить несколько основных направлений — японо-американское стратегическое сотрудничество, как основа японской внешней политики, отношения с соседями по Азиатско-Тихоокеанскому региону (укрепление двусторонних и многосторонних связей) и деятельность в рамках международных организаций.
Основным экономическим и политическим партнёром Японии в регионе и мире являются США. Отношения двух стран базируются на двустороннем договоре о безопасности 1951 года. В соответствии с эти договором США являются гарантом безопасности Японии. Задачи совместной работы в области безопасности, общие рамки и направления сотрудничества между странами, как в мирное время, так и в чрезвычайных ситуациях, изложены в документе «Японо-американский альянс нового века» (2006 год). Остродискуссионным остаётся вопрос об американских военных базах на Окинаве, где дислоцирован 25-тысячный американский контингент. Япония и США, производя более 40 % мирового ВВП, обладают тесными экономическими связями.
Другим контрагентом Японии в регионе является КНР, с которой её связывает долгая непростая история и улучшение отношений с которой является одной из основных задач японского правительства в начале XXI века. Япония на протяжении последних десятилетий делает большие капиталовложения в китайскую экономику. Японские корпорации размещают производства на территории Китая. Китай является сильным противовесом влиянию Японии в регионе и зачастую оспаривает претензии Японии на лидерство в АТР.
Отношения с Республикой Корея, демократическим государством с рыночной экономикой, развиваются у Японии равномерно и последовательно. Две страны имеют общие интересы в области обеспечения безопасности, в частности решение ядерной проблемы КНДР, с которой у Японии нет дипломатических отношений. Япония прикладывает всевозможные усилия для развития диалога с КНДР, так, важным шагом в направлении нормализации стал первый за послевоенные годы визит японского премьера Дз. Коидзуми в КНДР в мае 2004 года.
Отношения Японии со странами АСЕАН занимают приоритетное место во внешнеполитическом курсе Японии. Долгое время отношения с этими странами находились под влиянием негативного военного опыта, но с середины 1970-х годов в рамках «доктрины Фукуда» начинается активное экономическое вовлечение Японии в Азию, прежде всего в форме предоставления Официальной помощи развитию (ОПР), что способствовало значительной интенсификации обменов и налаживанию плодотворного сотрудничества.
Между Россией и Японией, несмотря на отсутствие мирного договора, существуют отношения дружбы и добрососедства. В послевоенные годы политический вопрос о принадлежности островов Курильской гряды (Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи) последовательно ставился во главу угла, что препятствовало развитию полноценного экономического и гуманитарного сотрудничества. В начале 1990-х годов происходит постепенный пересмотр позиций и постепенно вырабатывается новая формула сотрудничества — «экономика без политики», происходит значительная интенсификация двустороннего экономического и политического взаимодействия. Японо-российский план действий, принятый премьер-министром Японии Дз. Коидзуми и президентом России В. В. Путиным в 2003 году, заложил основы всестороннего развития отношений несмотря на отсутствие мирного договора и неурегулированность территориальной проблемы.
Таким образом, в начале XXI века экономические интересы возобладали над политическими амбициями. За десять лет товарооборот между двумя странами увеличился более чем в 3 раза и составил около 20 миллиардов долларов в 2007 году.
← Назад | Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией | Вперёд →
Скачать большую энциклопедию Японии от А до Я с мультимедиа:
Нажав кнопку, начнется загрузка самой полной и последней версии энциклопедии Японии с мультимедийными материалами. В Энциклопедии уделено большое внимание российско-японским отношениям. Дополнительно раскрыты следующие темы: города Японии, производство в Японии, острова Японии, развитие Японии, война с Японией и многое другое.
Международные экономические организации и Япония
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ и Япония. Идея создания международной организации, которая служила бы инструментом свободного развития и регулирования мировой торговли, а также обеспечивала бы взаимодействие ее участников и своевременное предупреждение конфликтов между ними, возникла вскоре после окончания второй мировой войны.
В 1947 г. состоялись многосторонние переговоры о снижении ставок таможенных сборов. В результате появилось новое международное соглашение — Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ).
Япония стала членом ГАТТ в августе 1955 г. после почти двухлетнего «испытательного срока», в течение которого она была обязана воздерживаться от повышения таможенных пошлин. Но даже после официального включения Японии в состав этой организации 14 западноевропейских государств не дали согласия на предоставление Японии статуса наибольшего благоприятствования. Постепенно ценой больших усилий Токио удалось убедить их отказаться от дискриминационной политики.
В феврале 1963 г. Япония объявила о принятии условий, запрещающих в принципе прибегать к мерам по количественному ограничению импорта. До этого Япония пользовалась привилегиями, которые, как правило, имели лишь развивающиеся страны и которые позволяли вводить количественные ограничения на импорт под предлогом заботы о состоянии платежного баланса. Именно с этого момента страна стала полноправным членом ГАТТ и вступила на путь либерализации торговли. С этого времени Япония является неизменной участницей проводимых в рамках ГАТТ переговоров.
ГАТТ в начале 1996 г. прекратило свое действие, став достоянием истории, его преемницей стала Всемирная торговая организация (ВТО).
В июле 1944 г. в американском городе Бреттон-Вудс состоялась международная конференция, участники которой, представляющие 44 страны, определяли будущее послевоенное устройство мира в валютно-финансовой сфере. Одним из ее практических результатов стал проект создания новой финансовой организации — Международного валютного фонда (МВФ). Официально он был образован в марте 1946 г. и ровно через год, 1 марта 1947 г., приступил к своей деятельности.
Япония стала официальным членом МВФ
14 августа 1952 г., а в мае следующего года курс японской валюты был установлен в соотношении 360 иен за 1 долл.
В этот период Япония еще продолжала заниматься восстановлением разрушенной войной экономики и в силу этого на нее не было распространено требование отказа от всех ограничений в сфере валютного обращения. Ей была предоставлена возможность пользоваться льготами, которые были установлены для слаборазвитых стран, разрешающими прибегать к мерам валютного контроля. Так продолжалось до апреля 1964 г.
За прошедшие с того времени три с лишним десятилетия МВФ, а вместе с ним и Японии пришлось пережить немало бурных событий. Первый такой период пришелся на первую половину 70-х гг. и начался с провозглашенной в августе 1971 г. президентом США Никсоном программы спасения доллара. В конце того же года в результате так называемого смитсоновского соглашения десяти промышленно развитых стран Запада доллар был девальвирован по отношению к другим основным валютам. Так, по отношению к японской валюте он понизился с 360 до 308 иен.
Следующим шагом в реформировании мировой валютной системы, которая долгое время держалась на казавшемся незыблемым авторитете доллара, стало введение в феврале 1973 г. плавающего курса валют. Всего через несколько месяцев разразился нефтяной кризис, посеявший смятение на мировых валютных рынках, которое улеглось очень не скоро. Курс иены упал, а затем последовал период резких перепадов. В октябре 1978 г. был зафиксирован обменный курс 176 иен за 1 долл.
К сентябрю 1985 г. курс колебался в пределах 250 иен. Но к тому времени под влиянием сообщений о безудержном росте бюджетного и внешнеторгового дефицита США на мировом валютном рынке сформировалось мнение о том, что стоимость доллара по отношению к валютам других передовых государств явно завышена и нуждается в корректировке, которая и была проведена на совещании министров финансов США, Японии, Германии, Великобритании и Франции в Нью-Йорке и зафиксирована в «Соглашении «Плаза», после чего курс иены по отношению к доллару установился в соотношении 185:1.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР), или Всемирный банк, который, как и МВФ, является частью бреттон-вудской системы, был образован в декабре 1945 г. и представляет собой центральную международную финансовую организацию, через которую Япония и другие индустриальные государства оказывают содействие развивающимся странам.
Япония стала членом МБРР одновременно со вступлением в МВФ — в 1952 г. По вложенному капиталу она занимала тогда среди членов МБРР 9-е место — 2,77%. А в 1984 г. страна вышла по этому показателю уже на 2-е место — 5,19% и сохраняет его и по сей день — 6,69%.
Помимо МБРР существуют другие международные финансовые организации, и Япония вносит существенный вклад в деятельность каждой из них, а именно: Международной ассоциации развития (учреждена в 1960 г.), Международной финансовой корпорации (1956 г.), Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (1988 г.), а также различных международных региональных банков — Азиатского банка развития (1966 г.), Межамериканского банка развития (1959 г.), Африканского банка развития (1964 г.) и Европейского банка реконструкции и развития (1991 г.).
В апреле 1948 г. была создана Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), главная задача которой заключалась в осуществлении плана Маршалла.
Запад все больше осознавал настоятельную потребность в координировании экономической политики не только индустриальных держав, но и развивающихся стран, которые остро нуждались в поддержке со стороны более сильных партнеров. Поэтому в конце 1960 г. ОЕЭС была преобразована в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Япония стала членом ОЭСР в апреле 1964 г., который можно считать переломным в послевоенном развитии страны. К этому времени был завершен ее переход в категорию государств с высокоразвитой экономикой, что проявилось, в частности, в оформлении «полноправного» членства в ГАТТ, МВФ и ОЭСР.
В течение первого десятилетия (1964–1973 гг.) Япония стремилась максимально эффективно использовать открывшиеся в результате вступления в ОЭСР возможности для налаживания более тесного взаимодействия с другими передовыми государствами, совместного поиска решений различных экономических проблем. Ее активность не осталась незамеченной — в 1970 г. в знак признания заслуг Японии было поручено провести в Токио заседания действующего при ОЭСР Промышленного комитета и Комитета содействия развитию.
Начало второго десятилетия (1974–1983 гг.) пребывания Японии в ОЭСР было нелегким. Нефтяной кризис 1973 г. оставил тяжелые последствия в экономике индустриально развитых стран. Для Японии первые годы этого периода были отмечены тремя проблемами: отрицательным ростом экономики, высокой инфляцией и большим дефицитом платежного баланса.
Для скорейшего преодоления кризиса требовалось в первую очередь урегулировать проблемы, связанные с ценами на энергоносители и обеспечением энергоресурсами. В этих целях в 1974 г. в общих рамках ОЭСР было создано Международное энергетическое агентство.
ОЭСР также рекомендовала своим членам осуществить структурную перестройку экономики, отвечающую изменившимся условиям. В Японии отчасти благодаря следованию этим рекомендациям были ликвидированы избыточные мощности в производстве стали, судов, алюминия; ресурсы из нединамичных и энергоемких отраслей стали перебрасываться в наукоемкое производство продукции с высокой добавленной стоимостью. Жесткими антиинфляционными мерами к 1983 г. Япония сумела добиться того, что среди всех входящих в ОЭСР стран у нее был самый низкий уровень инфляции и самые высокие темпы экономического роста.
В 1975 г. Япония выступила инициатором проекта под неординарным названием «Совместное будущее». Она предложила ОЭСР смоделировать перспективы развития промышленно развитых и развивающихся государств, чтобы наметить наиболее гармоничные варианты взаимодействия между ними.
Состоявшееся весной 1981 г. совещание министров стран-членов ОЭСР провозгласило программу общей борьбы с инфляцией.
Организация азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) была основана в 1989 г. 12 государствами — Японией, Южной Кореей, США, Канадой, Австралией, Новой Зеландией и шестью странами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Однако многостороннее сотрудничество стран Азиатско-Тихоокеанского региона началось гораздо раньше — в 1967 г., когда была образована АСЕАН.
В 1980 г. была создана еще одна региональная организация — Совет тихоокеанского экономического сотрудничества (СТЭС). Несмотря на неправительственный статус совета, вклад в его деятельность наряду с предпринимателями и учеными вносят государственные чиновники. Функции СТЭС заключаются в основном в выработке на основе консенсуса рекомендаций, касающихся укрепления взаимопонимания и взаимодействия стран региона.
В ноябре 1995 г. была принята Осакская декларация, излагавшая основные принципы, которыми намерена руководствоваться АТЭС в своих усилиях по либерализации и поддержке торговой и инвестиционной деятельности стран региона: всеобъемлющий подход; последовательность; сопоставимость; отказ от дискриминации; непрерывность начатых процессов; гибкость; сотрудничество и др. Были также одобрены 15 конкретных направлений либерализации.
В целом совещание в Осаке показало, что интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе развиваются достаточно успешно. При этом следует иметь в виду, что подход азиатско-тихоокеанских стран к вопросам интеграции характеризуется гибкостью и постепенностью предпринимаемых шагов. Эта позиция во многом отличается от присущего Европе более жесткого юридического оформления отношений между государствами.
В Азии образовался крупнейший в мире торговый союз
КНР сплотила вокруг себя 14 стран Азиатско-тихоокеанского региона, сделав то, от чего отказался Трамп
Восточный экспресс
После восьмилетних переговоров, в воскресенье наконец было подписано соглашение ВРЭП — Всестороннее региональное экономическое партнерство (RCEP, Regional Comprehensive Economic Partnership). Даже потеряв по дороге очень крупного участника — Индию, объединение полутора десятков стран восточного полушария заключили сделку, которую Bloomberg называет «самой крупная торговая сделка в мире: 15 стран, 2,2 миллиарда человек, совокупный ВВП — 26,2 триллиона долларов».
То, что началось в 2012 году как обычная гармонизация соглашений между членами АСЕАН, рассуждает агентство, превратилось в сделку, создающую потенциально крупнейший в мире блок свободной торговли.
Его совокупный ВВП существенно больше, чем у ЕС или США. Хотя, конечно, надо отдать должное тому же Евросоюзу, он представляет собой куда более тесное содружество, чем станут когда-либо следующие страны-подписанты ВРЭП:
Еще одно отличие в том, что локомотив ЕС — Германия все же не так отличается по своему весу от ряда других крупнейших членов союза, как Китай от партнеров по ВРЭП. Поэтому заключение соглашения об этом партнерстве трактуют именно как его победу. Выход из переговоров Индии объясним той де причиной. В одном торговом союзе с КНР ей было бы тесно.
Именно заявление министерства финансов КНР цитирует агентство «Прайм», приводя слова о том, что достигнутые договоренности будут стимулировать экономическое восстановление всех стран после пандемии и «содействовать экономическому процветанию региона».
Региональное всестороннее экономическое партнерство направлено на укрепление торговых связей между Китаем и азиатскими странами, отмечает Bloomberg. Оно позволит снизить тарифы и другие барьеры для торговли между 15 странами.
Другой аспект, подчеркиваемый наблюдателями: появление такого соглашения может поставить в невыгодное положение американские компании и транснациональные корпорации. В 2017 году Дональд Трамп подписал меморандум о выходе Штатов из Транстихоокеанского партнерства (ТТП), в рамках которого планировалось создать зону свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Теперь такую зону организовал Китай.
Смена лидера?
Одним словом, говорит аналитик, Китай делает серьезнейшую заявку на то, чтобы стать лидером шестого технологического уклада, победить в гонке за трансформацию всей глобальной экономической системы. Есть еще один фактор, о котором нужно сказать: давно известно, что для развития современной экономики (как в разрезе отдельных стран, так и в плане регионального развития экономик) требуется перспектива сбыта.
Условно говоря, для развития крупной экономики, для нового этапа ее развития требуется кратное увеличение потребителей, масштабирование спроса. Именно отсюда и происходят разные инициативы по экономическим объединениям, которые предлагают разные страны — США или Россия (ЕАЭС, например, нужен РФ, в первую очередь, как перспективный рынок сбыта, охватывающий население нескольких стран). В этом плане ВРЭП под эгидой Китая становится настоящим локомотивом для всего мира, а США с их инициативами уходят на второе место.
Для России, имеющей разные договоры со странами АТР, крайне важно суметь вписаться в потребности нового объединения, полагает Артем Деев. Китай, как «всемирная фабрика», для роста производства будет нуждаться во многих видах сырья. Нашей стране нужно закрепить партнерские отношения с КНР: активное развитие Поднебесной в результате соглашения ВРЭП практически обеспечено, а для России КНР становится крупнейшим рынком сбыта. На фоне серьезнейшего падения спроса в европейском направлении (что по нефти и нефтепродуктам, что по газу) нашей стране нужно очень плотное и всестороннее сотрудничество с Китаем, что станет стимулом для восстановления и роста российской экономики.
Символично и не случайно, отмечает главный аналитик ТелеТрейд Марк Гойхман, что соглашение о ВРЭП подписано в период очевидной смены президента в США. Оно может знаменовать общий переход от политики «торговых войн», протекционизма и автаркии между странами, культивировавшейся Д.Трампом, к благоприятствованию торговле, сотрудничеству, экономической интеграции. Зона ВРЭП — очень масштабное объединение, поэтому соглашение будет стимулировать общие тенденции в мире к более свободному перемещению товаров, услуг, капиталов, сокращение мировых издержек, деловую активность. Это, помимо самостоятельной ценности, способствует восстановлению хозяйства после пандемии, преодолению её негативных экономических последствий.
С другой стороны, добавляет эксперт, ВРЭП противопоставляется Транстихоокеанскому партнёрству (ТТП), выступает как «китайский ответ» ему. В условиях создания ВРЭП интересы американского экспорта и импорта со странами региона могут пострадать, поскольку США при Трампе вышли из тарифного соглашения ТТП. Штаты сохраняли свою политику во многом запретительных таможенных ставок, что теперь делает менее выгодной торговлю с ними. Но политика Дж. Байдена провозглашается более «миролюбивой». В таких условиях вполне вероятно возвращение США в ТТП. Это стало бы ещё одним шагом в позитивной глобализации торгово-производственных отношений.
Отметим, что в оба соглашения вошли следующие страны: Австралия, Бруней, Япония, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур и Вьетнам.