в какой ситуации обращение к мышлению не требуется
В какой ситуации обращение к мышлению не требуется
В какой тенденции проявляется феномен установки на подтверждение.
Выберите один ответ:
a. Предпринимать активные попытки случайно обнаружить решение проблемы
b. Подбирать информацию, соответствующую убеждениям человека
c. Игнорировать логические аргументы, полученные на основе индуктивных умозаключений
d. Игнорировать логические аргументы, полученные на основе дедуктивных умозаключений
Какое из приведенных определений понятия «мышление» правильно.
Выберите один ответ:
a. Процесс переработки хранящихся в памяти представлений об объектах (явлениях) действительности
b. Проявление активности человеческого сознания
c. Цепь ассоциаций, протекающих в сознании
d. Отражение объективной действительности в ее существенных закономерных связях и отношениях
a. все ответы неверны
Представителем ассоциативной психологии мышления является:
Выберите один ответ:
Конвергентное и дивергентное мышление выделил:
Выберите один ответ:
Какая из перечисленных мыслительных операций почти не участвует в умственной работе студента, если он готовится к экзамену лишь в течение двух-трех дней (во время экзаменационной сессии).
Выберите один ответ:
В какой из ситуаций обращение к мышлению не требуется.
Выберите один ответ:
a. Передвинуть этот тяжеленный шкаф смогли бы, возможно, четыре здоровенных мужика, а Сидоров был совершенно один
b. Надо было разжечь костер, но ни спичек, ни зажигалки у туристов, оказавшихся в тот солнечный день на острове, не было
c. Все 30 лампочек елочной гирлянды неожиданно погасли, хотя телевизор работал
d. Во время урока учитель задал вопрос: «Как по-английски «граница»?»
За время существования человечества понятия, которыми пользуются люди, претерпели определенные изменения. Какое из суждений о динамике понятий является неверным.
Выберите один ответ:
a. Некоторые понятия исчезли из употребления
b. Общее количество понятий, которыми пользуются люди, заметно возросло
c. Расширилось содержание всех понятий
d. Содержание некоторых употребляемых понятий стало уже
e. Содержание некоторых употребляемых понятий стало шире
В какой из приведенных ситуаций сравнение выполнено неправильно.
Выберите один ответ:
a. Командир отряда посмотрел на карту, представил себе оба участка дороги и понял, что тот, который у леса, охранять дет гораздо труднее
b. «Этот джип — красный, а мне нужна более скоростная машина», — раздраженно заметил покупатель
c. «Цвет этого «Запорожца» более насыщенный, чем у того «Москвича»», — авторитетно заявил механик
d. Подойдя к автомобилю ближе, частный детектив понял, что это та самая машина, которую он разыскивает уже вторую неделю
Какое из суждений о перспективах развития человеческого мышления (по сравнению с «мышлением» компьютера) представляется неверным.
Выберите один ответ:
a. Полная аналогия мышления человека и компьютера невозможна, а поэтому всегда останутся сферы деятельности, где Мышление человека окажется незаменимым
b. При наличии более совершенного устройства, обеспечивающего эффективное решение проблем, большинство людей разучатся мыслить
Собеседник, пытаясь убедить Вас в своей правоте, говорит: «Ведь Вы грамотный человек. ». Какой вид умозаключения скрывается за этим суждением.
Выберите один или несколько ответов:
a. Умозаключение по аналогии
Статистические данные свидетельствуют, что вероятность гибели в авиакатастрофе почти в 26 раз ниже, чем при аварии автомобиля. Но о жертвах авиакатастроф телевидение сообщает почти всегда (в отличие от автокатастроф); при этом зрительно воспринимаемые ситуации кажутся убедительнее статистики. Как называется такое явление.
Выберите один ответ:
a. Эвристика наличия/присутствия
b. Репрезентативная эвристика
d. Иррациональное мышление
c. все ответы неверны
Мышление рассматривается как прижизненно формирующаяся способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию действительности в:
Выберите один ответ:
a. деятельностной теории мышления
c. гуманистической психологии
Г. Линдсей, К.С. Халл, Р.Ф. Томпсон считают, что на пути творческого и критического мышления неизбежны препятствия. Какие из них являются существенной помехой творческому мышлению.
Выберите один или несколько ответов:
a. Боязнь вызвать критику своих идей
b. Опасение быть слишком агрессивным
c. Внутренняя цензура (боязнь создавать собственные идеи)
d. Переоценка собственных идей
e. Желание найти ответ немедленно
f. Ригидность, часто приобретаемая в процессе школьного обучения
g. Желание быть похожим на других (конформизм)
Кант считал, что гений возможен только в искусстве. Гегель видел высшую ступень деятельности разума в занятии философией. Психологи начала XX в. наиболее высоким проявлением умствен¬ной деятельности считали работу ученого. Какая из форм интеллектуальной деятельности может в этой связи представляться как б лее элементарная.
Выберите один ответ:
a. Теоретический ум
Рассмотрим задачу: «К деревянному потолку надо подвесить маятник — нитку с грузом (0,4 кг), есть гвозди, но нет ни молотка, ни топорика». Многим не удается ее решить по той причине, что они находятся под влиянием:
Выберите один ответ:
c. Функциональной закрепленности
d. Установки на подтверждение
Какое из предложений не является суждением.
Выберите один ответ:
b. Откройте, пожалуйста, вон то окно
c. Некоторые металлы легче воды
d. Селедка не зверь
Опытные специалисты отличаются от новичков особенностями мыслительного процесса. Какие из особенностей в большей степени присущи опытным специалистам.
Выберите один или несколько ответов:
a. Они начинают анализ с выделения существенных и несущественных элементов проблемы (задачи)
b. Элементы проблемной ситуации воспринимаются ими как отдельные, но в то же время обладающие некоторыми потенциальными связями
c. Они начинают с поиска возможных формул, правил, уравнений, не прибегая к созданию общего плана решения
d. Они не разделяют условия задачи на существенные и несущественные
e. Они создают план решения проблемы (задачи)
f. Элементы проблемной ситуации воспринимаются ими как связанные с другими функциональные единства
Какое из суждений не имеет отношения к памяти.
Выберите один ответ:
a. Общий термин для отражения того факта, что после некоего периода неупражнения в известных навыках функция не исчезает, а сохраняется как часть организации индивида, хотя из-за неупражнения она может быть больше или меньше нарушена
b. Механизм выбора форм поведения, заставляющий нас действовать в соответствии с нашим физическим состоянием, эмоциями и мыслями, а также целями и планами, в которых реализуется наше чувство компетентности
c. Запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта
d. Совокупность информации, приобретенной мозгом и управляющей поведением
В результате усовершенствования метода свободных ассоциаций был введен новый вид ассоциативного эксперимента – метод навязанных ассоциаций:
Выберите один ответ:
c. все ответы верны
Графическое отражение отношений непосредственного и опосредованного запоминания в процессе их развития имеет вид:
Выберите один ответ:
b. все ответы неверны
c. «параллелограмма развития»
Понятие «предвнимание» предложено:
Выберите один ответ:
Память, основанная на повторении материала без его осмысливания, называется:
Выберите один ответ:
c. все ответы верны
Примерно 65-70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке. Такая деятельность требует исключительно высокого уровня развития такого свойства внимания, как:
Выберите один ответ:
Проблема внимания была впервые разработана в рамках:
Выберите один ответ:
c. теории деятельности
d. психологии сознания
Автором методики селективного (дихотического) слушания является:
Выберите один ответ:
При каком виде внимания возможное его отвлечение наступает раньше.
Выберите один ответ:
Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности называется:
Выберите один ответ:
b. реактивным торможением
c. проактивным торможением
d. все ответы верны
Во внимании линию натурального и линию культурного развития выделял:
Выберите один ответ:
. память функционирует в течение четверти секунды.
Выберите один ответ:
c. все ответы неверны
a. степени уравновешенности
b. силы возбуждения и торможения
c. степени подвижности
d. все ответы верны
c. все ответы неверны
a. все ответы верны
В зависимости от. различаются ретроактивная и проактивная интерференция.
Выберите один ответ:
a. последовательности заучиваемого материала
b. способа заучивания материала
c. последовательности заучиваемого и интерферирующего материала
d. характера интерферирующего материала
a. все ответы верны
b. темпа предъявления
Понятие «ассоциация» в научную терминологию ввел:
Выберите один ответ:
Степень переключения внимания определяется:
Выберите один ответ:
a. все ответы верны
b. отношением субъекта к содержанию предшествующей деятельности
c. отношением субъекта к содержанию последующей деятельности
d. соотношением между содержанием предшествующей и последующей деятельности
Реконструкция при воспроизведении проявляется в.
Выберите один ответ:
a. обобщении и привнесении нового содержания
b. отборе главного, и отсеве второстепенного материала
c. изменении последовательности изложения
d. все ответы верны
Переключение внимания внешне весьма сходно с отвлечением. Однако эти явления различны. Какие из характеристик относятся к переключению.
Выберите один или несколько ответов:
a. Перенос внимания осуществляется осознанно
b. Объект внимания меняется непроизвольно
c. Объект внимания меняется произвольно
d. Перенос внимания осуществляется неосознанно
Взгляды Н.Ф.Добрынина по поводу сути внимания были близки подходу:
Выберите один ответ:
Условием возникновения непроизвольного внимания являем.
Выберите один ответ:
a. новизна раздражителя
b. неожиданность раздражителя
c. все ответы верны
d. интерес человека
Ассоциация ….. объединяет два явления, связанные во времени связывает два противоположных явления.
Выберите один ответ:
b. все ответы верны
Тесты ММУ (Московский Международный Университет), ответы на тесты ММУ (Московский Международный Университет) предмет Общая психология (3/4)
Ознакомьтесь с приведенными определениями понятия «личность»: субъект и объект общественных отношений (А-Г. Ковалев); субъект деятельности (А.Н. Леонтьев); дееспособный член общества, осознающий свою роль в нем (К.К. Платонов); совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия (С.Л. Рубинштейн); качество человека, определяющее его бытие и проявляющееся в его сознательной деятельности (О.П. Елисеев); конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих (А.Г. Маклаков); то, что позволяет нам прогнозировать поведение человека в любой заданной ситуации (Р. Кеттелл); динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление (Г. Олпорт); совокупность индивидуальных поведенческих реакций (Б. Скиннер). Какая основополагающая сторона личности в них подчеркивается или подразумевается?
Выберите один ответ:
b. Внешнее поведение
Существует несколько точек зрения на проблему соотношения творчества и интеллекта. Какую из них, вероятнее всего, разделяют такие исследователи, как Дж. Гилфорд, Я.А. Пономарев?
Выберите один ответ:
a. Творческие способности как особое, самостоятельное явление не существуют
b. Высокий уровень творческих способностей, как правило, имеет место при относительно невысоком (ниже среднего) уровне развития интеллекта
c. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей, и наоборот
d. Творческие способности являются самостоятельным феноменом, независимым от интеллекта
d. Чем труднее задача, тем больше вероятность того, что способный добьется успеха
Обращение к мышлению не требуется в следующих ситуациях: а) Все 30 лампочек елочной гирлянды неожиданно погасли, но телевизор работал. г) Передвинуть тяжелый шкаф можно было только вчетвером, но Сидоров был совершенно один.
1) провод перегорел или розетка. 2) не знаю
Звезда в школе это значит очень известная,выдающеяся,знаменитая.В школе это может быть идеальная ученица.
Издревле благодаря общественным потребностям человеку приходилось различать и учитывать индивидуальные психические особенности людей. Уже тогда люди стали задумываться над существованием некоего духовного начала, которое направляло их поведение. Первые теории, пытающиеся объяснить поведения человека, для этого привлекали внешние факторы, например некую «Тень», обитающую в теле и покидающую его после смерти, или Богов, которых считали ответственными за все действия людей. В более позднее время греческие философы, особенно Аристотель, выдвигали идею о существовании души. Они считали, что душа едина с телом и контролирует мысли и чувства, а те, в свою очередь, опираются на опыт всей жизни. Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знаний. Так первоначально психология выступала как наука о душе [5, с 7].
Психология (от греч. psyche – душа и logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психология в течение нескольких столетий свои изучаемые явления обозначала общим термином «душа» и занималась этим в рамках философии. Сведения об указанных явлениях накапливались и во многих других направлениях исследований, а также в различных сферах практики (в особенности медицинской и педагогической). С середины 16 в. благодаря широко развернувшейся экспериментальной работе психология начала обособляться и от философии, и от физиологии [1, с. 434].
Тема: ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ
План:
1. Понятие о мышлении: психологический анализ.
2. Мыслительные операции.
5. Мышление как деятельность (процесс решения задач).
6. Индивидуальные особенности мышления
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ[1]
1. Дайте определение понятию «мышление». Приведите 2-3 примера иллюстрирующих мышление как познавательный психический процесс.
2. В чем заключается особенность опосредованного способа познания действительности?
3. Достаточно ли, характеризуя мышление, указать на такие его признаки: это способ опосредованного и обобщенного отражения внутренних свойств объектов и явлений действительности?
4. Назовите основные характеристики мышления. Приведите примеры.
5. Опишите основные мыслительные операции. Приведите 2-3 примера, демонстрирующие каждую мыслительную операцию.
6. Проанализируйте основные формы мышления. Приведите 2-3 примера, иллюстрирующих каждую форму мышления.
7. Что является конечным продуктом мыслительного познания действительности?
8. Проанализируйте виды мышления, согласно основным критериям. Приведите 2-3 примера, иллюстрирующего каждый вид мышления.
9. Является ли социальная природа мышления необходимым условием его развития?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ[2]
Задание 1.Выберите из предложенных ниже признаков те, которые характеризуют мышление человека.
1.Отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира.
2.Отражение прошлого опыта в виде чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений.
3.Отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей.
4.Отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений.
5.Отражение при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств.
6. Отражение действительности опосредованным путём при обязательном участии речи.
Задание 2.Какие отличительные особенности мышления как одного из познавательных процессов проявляются в следующих примерах?
А.Подойдя к автобусной остановке не в часы «пик» и заметив на ней необычно много людей, вы догадываетесь: давно не было автобуса.
Б.Придя однажды домой и, заметив, что сынишка-дошкольник непривычно тих и молчалив, мать невольно думает: заболел или напроказил.
Задание 3.Назовите основные мыслительные операции (они выделены шрифтом и пронумерованы), которые проявляются в деятельности ученика.
Школьникам 7 класса было предложено расклассифицировать геометрические фигуры, начерченные на карточках. Среди этих фигур имелись знакомые (треугольники, квадраты, прямоугольники, трапеции) и незнакомые (неправильные четырёхугольники). Были и комбинированные фигуры. Ученик П. выполняет задание следующим образом. Берёт в руки неправильный четырёхугольник, похожий на трапецию,
(1) рассматривает его, измеряет стороны и углы и,
(2) положив его в группу незнакомых фигур, отмечает, что он очень похож на трапецию.
Рассматривая комбинации из квадрата и треугольника, П. рассуждает так:
«Здесь две геометрические фигуры: квадрат и треугольник. Эту карточку можно положить в группу квадратов и в группу треугольников.
(3) Но эта карточка будет отличаться от других, там по одной геометрической фигуре, а здесь две,
(5) Рассматривая одну из фигур, ученик проверяет углы и стороны фигур транспортиром и отмечает, что здесь треугольник и квадрат включены в трапецию. «К группе трапеций я не положу, потому что эта трапеция особенная, в ней две фигуры». Он помещает эту карточку, как и ряд других, в группу сложных фигур.
Задание 4.Определите, какие операции мышления будут выполнять учащиеся в следующих ситуациях. Поясните свой ответ.
1. Пятеро учеников выполняют стойку на лопатках. Учитель даёт задание классу: выбрать лучшее выполнение упражнения.
2. Учитель объясняет и показывает технику выполнения опорного прыжка через гимнастического козла способом «согнув ноги». Класс выполняет задания: а) определить, из каких элементов складывается прыжок, б) описать технику выполнения прыжка.
3. Идёт изучение элементов баскетбола. Учитель даёт задание классу: определить, на что нужно обращать внимание при выполнении броска по кольцу одной рукой от плеча.
4. Идёт изучение акробатики в 3 классе. Учитель даёт задание: Определить общие элементы в кувырке вперёд, кувырке назад и стойке на лопатках.
5. Учитель в 1 классе показывает картинки, на которых изображены баскетбольный мяч, гимнастические кольца, теннисная ракетка, брусья, ядро, перекладина, скакалка, кегли. Далее учитель просит детей разделить все предметы на две группы.
Задание 5.В какой из ситуаций обращение к мышлению не требуется:
а) Все 30 лампочек елочной гирлянды неожиданно погасли, но телевизор работал.
б) Во время урока учитель задал вопрос «как по-английски «граница»?»
в) Надо было разжечь костер, но ни спичек, ни зажигалки у туристов не нашлось.
г) Передвинуть тяжелый шкаф можно было только вчетвером, но Сидоров был совершенно один.
Задание 6. Определите, какие виды мышления проявляются в приведенных ниже ситуациях:
а) Написание журналистом аналитической статьи.
б) Изготовление портным выкройки по имеющимся размерам.
в) Составление свидетелем словесного описания преступника.
г) Собирание ребенком конструктора.
д) Проектирование дизайнером интерьера помещения.
е) Составление учителем вопросов к контрольной работе.
ж) Принятие диспетчером по управлению движением транспорта решения о немедленных действиях.
з) Нахождение автослесарем поломки в автомобиле.
и) Составление архитектором будущего плана постройки.
к) Перекладывание вещей на полке с места на место с целью найти способ наилучшего их размещения.
л) Решение учебной задачи новым способом.
Задание 7.Какие мыслительные операции проявляются в приведенных ниже ситуациях:
а) Преподаватель предлагает студентам сделать конспект статьи, составить план и выделить главную мысль.
б) Задание мастера производственного обучения: из набора предложенных инструментов выберите те, которые относятся к слесарным инструментам.
в) Задание ученикам: составить текст, используя новые слова.
г) Начальник отдела дает задание бухгалтеру подготовить отчет, используя имеющиеся финансовые документы за текущий период.
д) Задание ученикам – найти сходство между предложенными чертежами.
е) В предложенной задаче выделите условия и скажите, что вам известно.
ж) Установить закономерности в предложенных числовых рядах и продолжить их.
з) После опроса всех свидетелей детектив наконец смог составить фотопортрет преступника.
и) Ученики художественной школы изучают понятие формы предметов.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ[3]
1. Разработайте образ-ассоциацию понятию «мышление»: нарисуйте ассоциации, связанные с каждым словом определения понятия. Глядя на образы-символы, воспроизведите определение.
2.Ознакомьтесь с методиками диагностики мышления:
Методика «Исключение понятий»
Методика «Простые аналогии»
Методика «Выявление общих понятий (существенных признаков)».
Практические задания. · Гордеева, Т.О. Позитивное мышление как фактор учебных достижений старшеклассников [Текст] / Т
1. Сделайте конспект:
· Гордеева, Т.О. Позитивное мышление как фактор учебных достижений старшеклассников [Текст] / Т. О. Гордеева, Е. Н. Осин // Вопр. психологии. – (Возрастная и педагогическая психология). – 2010. – № 1. – С. 24-33.
· Ильин, Г.Л. Современное мышление: от логики к аналогии [Текст] / Г. Л. Ильин // Образовательные технологии. – 2013. – № 2. – С. 21-33.
2. Опишите ситуации, в которых проявляются основные виды мышления (по различным классификациям).
Задача 1
В какой из ситуаций обращение к мышлению не требуется:
а) все 30 лампочек елочной гирлянды неожиданно погасли, но телевизор работал;
б) во время урока учитель задал вопрос «как по-английски «граница»?»;
в) надо было разжечь костер, но ни спичек, ни зажигалки у туристов не нашлось;
г) передвинуть тяжелый шкаф можно было только вчетвером, но Сидоров был совершенно один.
Задача 2
В какой из следующих ситуаций не представлена опосредованность мышления:
а) определив способ подключения, электромонтер стал по очереди проверять все лампочки;
б) хотя длина бикфордова шнура не превышала 1,5 метра, сапер спокойно двинулся в сторону стоящего невдалеке грузовика;
в) показания приборов свидетельствовали о том, что до ближайшего аэродрома самолету не дотянуть;
г) придя в себя после сильного удара, Петр с сожалением отметил, что обнаруженный им несколько секунд код утерян навсегда.