в какой школе учился пушкин
Царскосельский лицей. Школа, воспетая А. С. Пушкиным
211 лет назад появилась альма-матер для мальчиков из родовитых семей
Отечество нам Царское Село
Автором проекта создания лицея стал Михаил Сперанский, уже тогда известный своими реформаторскими идеями.
Помните, как ратовал об образовании Петр I, как не хватало ему образованных, умных людей, которые могли бы понять и претворить в жизнь его идеи, его начинания? С тех времен прошло больше ста лет, но вопрос кадров так и оставался открытым, а вот количество Митрофанушек неуклонно возрастало. Сперанского очень беспокоило, что не хватает людей, способных понять и претворить в жизнь его нововведения. Как ему хотелось подготовить людей, способных объять, охватить, осмыслить и упорядочить всё системою. Появилась необходимость воспитания дворянских детей, сделать их образованными и эффективными чиновниками, и для этого в лицее применялись самые передовые методы образования и воспитания детей. Предполагалось, что здесь дети будут получать не только среднее, но и высшее образование.
Новое учебное заведение должно было заняться просвещением братьев Александра I. Великим князьям Константину и Николаю тогда было 21 и 14 лет. Как он сам говорил, что перед тем, как их отдать в университет, надо бы отвлечь от маршировки и дворцовых привычек, а сверстники своим примером помогут со временем стать им более добродетельными. Но подобная идея не была принята их матерью, вдовствующей императрицей Марией Федоровной. С коррективами по организации лицея выступили и император, и министр просвещения Разумовский. Ими не была принята идея о наборе юношей из разных сословий – только дети дворян. Да и количество лицеистов не должно было превышать 50 человек. Для лицея был выделен флигель Екатерининского дворца. У каждого лицеиста была своя комната (келья – как называл ее А. Пушкин). В комнате была железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания.
Первый раз в лицейский класс
12 августа 1810 года Александр I подписал указ об учреждении лицея для образования юношества, предназначенного к важным частям службы государственной, а 31 октября 1811 года были открыты двери Императорского Царскосельского лицея. Как и было положено в те времена, все началось с молебна, а уж потом начались протокольные мероприятия. На открытии присутствовал император с супругой и матерью, высшие сановники государства. Сегодня спросите любого гражданина, вряд ли кто-то вспомнит, что открывал лицей Александр I, зато всякий помнит, что там учился Александр Пушкин. В памяти народной Лицей так и остался «пушкинским».
Отгремели торжественные марши открытия и начались ученические будни воспитанников. Не знаю, как бы понравилось современным мальчикам обучение в лицее, но в то время считали, что распорядок дня способствовал развитию юношей. Ко дню выпуска молодые люди становились физически крепкими, закаленными, трудолюбивыми и что очень важно, нравственно здоровыми людьми. Наши мальчики и девочки никаких ограничений в жизни не имеют, но и к самостоятельной жизни вряд ли готовы к окончанию школы.
Так вот, лицеисты вставали в шесть утра и шли на молитву. Евангелие читали по очереди. До завтрака, который начинался в девять утра, проходили уроки. И как нам не вспомнить старую русскую поговорку: «Сытое брюхо к учебе глухо». Да и завтрак, состоящий из белой булки с чаем, не очень отвлекал от занятий. После завтрака обязательной была прогулка в любую погоду. Погуляли – и снова за учебу, пообедали – и снова на занятия. Отдельный час был выделен на чистописание и рисование. Никакого тихого часа – до 17 часов вновь усвоение наук в классах. После полдника и прогулки – повторение уроков. В 20.30 – ужин, а в десять – вновь молитва и отход ко сну. Четкого расписания лицеисты придерживались каждый день. Главные развлечения – по средам и субботам, в эти дни можно было заняться танцами и фехтованием. А еще все должны были посещать занятия по духовному пению. По-моему, все очень симпатично и понятно, но, боюсь, не все со мной согласятся.
Для нормального существования лицей был укомплектован специальным штатом преподавателей и обслуживающего персонала. За образование отвечали семь профессоров, два адъюнкта, священник, шесть учителей изящных искусств и гимнастики, три надзирателя и три гувернера. А к организации жизнеобеспечения был приставлены бухгалтер, два парикмахера, швейцар, пять писцов, сторожа, кухарки и прачки. То, что образование ставилось во главу угла, подтверждает тот факт, что профессорами становились только известные отечественные и зарубежные ученые. Лицеисты должны были читать литературу в подлинниках, а между собой и с преподавателями общаться на французском языке. Известно, что за свое знание французского языка Пушкин получил прозвище Француз, правда, он имел еще одно прозвище – Сверчок, но это другая история, и мы рассказывали вам о ней в нашей ранней публикации. На последнем курсе обучения в программу образования ввели верховую езду и плавание. Плаванию обучали в большой купальне в царском саду, занятия проводили матросы. И каждую субботу лицеисты ходили в баню.
Рассказ был бы неполным, если мы не упомянем замечательную библиотеку, основу которой составили книги из юношеской библиотеки Александра Первого. В лицей поступали все новые отечественные и зарубежные издания, осуществлялась подписка на газеты и журналы. Сегодня мы остановились на том, как создавался Царскосельский лицей, какие организационные меры принимались, чтобы он стал одним из лучших вузов и мог готовить нужных специалистов. К сожалению, в одной статье мы не можем рассказать обо всех людях, о событиях, происходящих в лицее. Это тема наших будущих публикаций.
Остается ответить на один вопрос: смог ли Сперанский решить кадровый вопрос, создав Царскосельский лицей. Скорее да, чем нет. Планировалось, что выпускники лицея займут руководящие должности на государственной службе, а на деле лицей выпустил сотни выдающихся поэтов, писателей и научных деятелей, многие из которых и государству служили достойно. Россия должна быть благодарна ему за это.
Где учился Пушкин Александр Сергеевич?
В жизни величайшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина образование сыграло огромную роль. Начальные знания будущий поэт получал дома под руководством учителей и гувернеров из Германии, Франции, Англии и России. Таким образом постигали азы наук большинство детей из дворянского сословия.
В учебе маленький Саша Пушкин прилежным не был, учителя нередко жаловались на него, однако, все изменилось, когда Александр увлекся чтением. Нередко ночи он проводил в отцовском кабинете, читая все подряд книги.
После успешной сдачи экзаменов в августе 1811 года Сашу зачислили в лицей.
Лицейская пора Александра Пушкина
Лицей имел императорский статус, поэтому на открытии учебного года, состоявшемся 19 октября 1811 года, был и сам император.
У каждого ученика в лицее имелась своя, очень просто обставленная комната, Пушкин получил комнату №14, этот номер присвоили ему при зачислении в лицей. Из-за чрезмерной скромности обстановки Пушкин называл свою комнату «кельей».
Все лицеисты должны были носить специальную форму. В темно-синих мундирах с красной отделкой и ботфортах мальчики-лицеисты выглядели одновременно и трогательно, и торжественно.
Почти каждый лицеист отличался независимым характером, и, сдружившись, мальчишки нередко шалили и озорничали. Препятствовать этому старались надзиратели, постоянно, даже ночью, следившие за учениками.
Что изучали в Царскосельском лицее
В течение шести лет Александра Пушкина и его друзей по лицею учили
Пушкину из всех предметов нравились русский, французский и латинский языки, словесность и фехтование, по этим предметам он имел хорошие оценки.
А вот по «слишком грубому» для него немецкому, математике и логике оценки у поэта были плохие.
В лицее Пушкин на всю жизнь сдружился с Пущиным, Дельвигом и Кюхельбекером, именно они были его первой поддержкой на поприще сочинения стихов.
Во время публичного экзамена 8 января 1815 года состоялось первое публичном выступление поэта с «Воспоминаниями в Царском селе», имевшими огромный успех, в том числе у Державина.
В лицее он начал раскрывать свой талант, постоянно работал над стихами, усиливая свои способности в литературе.
9 июня 1817 года, успешно закончив лицей, Пушкин получил чин 10-го класса и назначение в Коллегию иностранных дел.
Как воспитывали гениев в Царскосельском лицее: Дисциплина, распорядок дня и быт пушкинского выпуска
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Поступление в Царскосельский лицей
Царскосельский лицей в первую очередь и рассматривается как учебное заведение, где учился великий русский поэт Пушкин – ничего не поделаешь, этот статус ему присвоен самой историей. Но все же то, что двенадцатилетний Александр стал лицеистом, было скорее совпадением, а вот тот факт, что выпускник Лицея основал саму русскую литературу, к случайностям уже так просто не отнесешь. Как бы то ни было, именно на 1810 год пришлось решение императора Александра I об учреждении нового, прогрессивного учебного заведения, где воспитывалась бы русская элита – будущие государственные деятели, которые изменят страну, осуществят реформирование власти, привьют идеи Просвещения разным общественным институтам.
В августе 1810 года был выпущен царский указ, а уже через год проводились вступительные экзамены. Принимали далеко не всех: прежде всего, честь стать лицеистом принадлежала только мальчикам, к тому же имевшим дворянское происхождение. Перед тем, как держать экзамен, нужно было получить рекомендацию от влиятельных лиц, пройти собеседование с самим министром просвещения Разумовским. Первоначально планировалось, что в Лицее будут обучаться два младших брата императора – Николай и Михаил – потому, в частности, и зданием для размещения учебного заведения был выбран флигель Екатерининского дворца, перестроенный архитектором В.П. Стасовым. Воспитанники росли и обучались в непосредственной близости к высшим лицам государства – несмотря на то, что планы относительно великих князей все же поменялись.
Одновременно с подготовкой к открытию Лицея в семье Пушкиных строили планы относительно образования Александра. Мальчику исполнялось двенадцать лет, и от домашнего обучения пора было переходить к более основательному образованию. Наиболее подходящим учебным заведением отцу, Сергею Львовичу, казался иезуитский пансион в Петербурге, но тут пришла весть об открытии новой школы, рассчитанной на подготовку политической элиты, и этот вариант показался Пушкину-старшему куда более заманчивым. К слову, обучение в Лицее было бесплатным. Требовалось лишь заручиться протекцией, и такая была найдена – через дядю Пушкина Василия Львовича, а также друга семьи Александра Ивановича Тургенева, влиятельного петербургского чиновника. Кандидат в лицеисты понравился и первому директору – Василию Федоровичу Малиновскому.
Как учились лицеисты
Программу обучения разрабатывал Михаил Сперанский, выдающийся реформатор, спустя короткое время после создания Лицея попавший в опалу. Акцент был сделан на дисциплинах гуманитарных и правовых. Среди предметов значились Закон Божий, этика, логика, правоведение, отдельным направлением были риторика и словесность – русская, французская, латинская и немецкая. Точные науки были представлены математическими началами, физикой и космографией, статистикой. Большое внимание уделялось гимнастике и изящным искусствам – лицеисты ежедневно занимались чистописанием, рисовали, учились танцевать и фехтовать, из спортивных дисциплин преподавали верховую езду и плавание.
Годы, проведенные в Лицее, должны были сформировать из каждого ученика самостоятельную, разностороннюю, творческую личность, нашедшую свое призвание и умеющую стремиться к высотам. Огромное внимание уделялось и организации жизни воспитанников. Ежедневное расписание было составлено так, что практически не оставляло возможности бездеятельности, лицеисты были постоянно заняты. В общей сложности урокам посвящали 7-8 часов в день, чередуя занятия с отдыхом, а обучение в классе – с подвижными играми и прогулками.
Подъем был в шесть утра, воспитанники отправлялись на утреннюю молитву, а с 7 до 9 часов проходили первые уроки. После этого был чай, за ним – прогулка. В десять возвращались в учебный класс – до полудня. С двенадцати до часу дня лицеисты вновь отправлялись гулять, возвращаясь уже к обеду. Послеобеденное время посвящали занятиям чистописанием и рисованием – до трех часов, затем до пяти вечера занимались другими уроками. Затем шли пить чай и снова на прогулку – до шести часов, и вечернее время до ужина посвящали повторению уроков, посещению библиотеки. Ужин начинался в 20.30, за ним следовало свободное время, а в 22 часа ученики отправлялись на вечернюю молитву и спать.
В Лицее учили не зазубривать истины, а искать свои, думать самостоятельно, свободно и независимо. Довольно прогрессивным для того времени был полный отказ от телесных наказаний. Учеников ранжировали в зависимости от их успехов в учебе: от этой оценки зависело место в учебном классе и в столовой – лучшие получали позволение сидеть ближе к учителям.
Почему результатами лицейского эксперимента не пользуются в настоящее время?
Результат такого эксперимента в общих чертах известен каждому – одно то, что Лицей дал миру Пушкина, полностью оправдывает идею его создания. Но помимо поэта, первый выпуск включал в себя и других выдающихся личностей: дипломат Александр Горчаков, Федор Матюшкин, полярный исследователь и адмирал, Михаил Яковлев, певец и композитор, Антон Дельвиг, поэт и издатель. Довольно небольшой по сравнению с первоначальным замыслом процент воспитанников посвятил себя государственной службе. Парадоксальным образом, Лицей породил, скорее, оппозицию – двое из выпускников 1817 года вышли на Сенатскую площадь, многие состояли в разных тайных обществах.
Это, возможно, стало одной из причин того, что опыт Лицея не прижился на общегосударственном уровне ни в прошлом, ни сейчас. Другим определяющим моментом стал обязательный отрыв учеников от семьи. В первый же месяц обучения было объявлено, что поездки домой не допускаются, и все шесть лет воспитанники проведут в стенах Лицея. По воспоминаниям его первых выпускников, после этих слов раздались рыдания. На каникулах, которые выпадали лишь на июль, домой не уезжали. Визиты родных допускались, но были довольно ограниченными. Изоляция от внешнего мира была несколько нарушена событиями 1812 года – когда лицеисты, мальчишки-подростки, с восторгом и благоговением общались с офицерами, приезжавшими в резиденцию императора перед тем как отправиться на войну.
Всю свою жизнь лицеисты вспоминали учебу в Царском Селе как лучшие годы жизни – это ясно и из их переписки, и из многочисленных стихотворений, посвященных Лицею. В поэтическом ремесле во время обучения попробовали себя все ученики – во время выпуска собственных газет, написания эпиграмм на друзей и врагов.
19 октября стало со временем главным праздником первых лицеистов – если поначалу эта дата воспринималась ими довольно формально, то после событий, предшествовавших декабрьскому восстанию и последовавших за ним, все эти молодые люди по-настоящему ощутили принадлежность к единому братству, семье, которую не могли разрушить ни годы, ни расстояние.
Лицейские годы дали каждому из воспитанников ни с чем не сравнимый опыт социализации, просвещенного взросления, сочетания строгой дисциплины и внутренней свободы. Несмотря на это, мало чью судьбу можно было бы назвать счастливой: кто погиб не дожив до зрелых лет, кто оказался в опале, кто так и не нашел семейного счастья. Но выдающимися личностями стали многие – их имена не забыты и сейчас, и вовсе не по причине близости к пушкинскому кругу.
В современном мире признается важным и полезным прививать ребенку навыки чистописания и каллиграфии – тех занятий, которым уделялось пристальное внимание в стенах Царскосельского лицея.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Александр Пушкин: он победил и время, и пространство
Писать статью по теме «Александр Пушкин: биография» – дело совершенно неблагодарное! Вся его жизнь как будто заархивирована – каждый эпизод детства, юности и зрелой жизни можно развернуть в отдельную книгу, так как многие незначительные, казалось бы, моменты позднее ярко и красиво разворачивались в его творчестве.
Его удивительный талант — умело преображать в прекрасное даже грусть, печаль и несправедливость, не говоря уже о красоте, любви и радости. Хочется надеется, что краткое изложение биографии поэта вдохновит вас изучить жизненный путь и творчество гения русской земли.
Пушкин. Детство
Александр Сергеевич всегда гордился своей родословной, хорошо ее знал и часто о ней рассказывал. По отцовской линии это был знатный род Пушкиных. Мать же была внучкой небезызвестного Абрама Ганнибала, который вошел в историю как арап Петра Великого. На своего прадедушку Александр Сергеевич был весьма похож яркой колоритной внешностью.
Родословное древо Пушкиных, Родословное древо Пушкиных, (акварель, неизвестный художник, начало XIX века
Родители поэта
Солнце русской поэзии взошло в Москве – будущий поэт появился на свет 6 июня 1799 года в родительском доме в Немецкой слободе. Кроме него в семье была дочь Ольга, старше его на два года и брат Лев, родившийся в 1805 году. И с братом, и с сестрой поэт был очень дружен. Всего у Пушкиных родилось восемь детей, но пятеро умерли в раннем детстве.
Родители – Надежда Осиповна и Сергей Львович Пушкины – были красивой четой, их союз был заключен по любви. Однако их отношения в паре были лучше, чем отношения с детьми. Ни мать, ни отец не уделяли должного внимания отпрыскам, перепоручив их многочисленным гувернерам, в основном иностранцам. В доме Пушкиных, как и во многих дворянских домах того времени, чаще разговаривали на французском языке, чем на русском.
Майор Сергей Львович Пушкин
Бабушка Александра Сергеевича Пушкина
Первые годы Саша рос угрюмым замкнутым ребенком, эдаким увальнем, который больше сидел где-то в уголке, мало разговаривал и был довольно замкнут. Практически сразу после его рождения к ним в дом переехала его бабушка по материнской линии Мария Алексеевна Ганнибал.
Она продала свою квартиру в Петербурге и перебралась в Москву, чтобы помогать дочери и растить внуков. И, надо сказать, этим поступком она сделала щедрый подарок своим внучатам, так как именно она дала Пушкиным-младшим нежную материнскую любовь, внимание и заботу, которым им так не хватало от родной матери.
Надежда Осиповна по каким-то причинам всегда была достаточно холодна с детьми (особенно с Александром, ее любимцем был Лев), уделяла им мало внимания, чаще бывая на балах и светских вечерах, чем в детской игровой.
Марии Алексеевне совершенно не по нраву были порядки в доме Пушкиных – сменяющие друг друга гувернеры-иностранцы, отсутствие родной речи, занятость родителей. Но она понимала, что не может менять заведенные устои в доме дочери и зятя. Поэтому через несколько лет она купила имение в подмосковном селе Захарово (недалеко от Звенигорода) и перебралась туда, забирая к себе внуков на каждое лето. Здесь Саша Пушкин, наконец, смог почувствовать себя счастливым!
Мария Алексеевна Ганнибал, бабушка Пушкина. Конец 1770-х – 1780-е.
В Захарово Мария Алексеевна завела свои порядки! Были устранены все иностранные гувернеры, а для присмотра за детьми бабушка оставила лишь нянюшку Арину Родионовну и слугу Никиту Козлова, который служил Александру Пушкину до самой его смерти. В доме Марии Алексеевны разговаривали только на русском языке, дети много двигались, играли в игры, купались, загорали и резвились.
Саша из увальня вдруг превратился в озорного бойкого мальчугана, первого выдумщика игр и проказ. Бабушка сама много занималась с внуками, учила их русскому языку, рассказывала семейные и исторические предания и, конечно же, сказки. Свою лепту в развитии и становлении Саши сыграла и Арина Родионовна, которая нежно любила мальчика и тоже поведала ему много народных сказок, которых она знала несметное количество и рассказывать которые была большой мастерицей.
Так прошло детство Александра Сергеевича. А в 1811 году на семейном совете было решено отдать старшего сына для дальнейшего обучения в Царскосельский лицей – самое престижное мужское учебное заведение того времени.
Пушкин. Учеба в лицее
Вполне вероятно, не открой в те годы император Александр I нового лицея, не знала бы русская литература того Пушкина, каким он вошел в нее. Не интересовала бы вас сейчас биография Пушкина. Потому как и сам поэт, и все его окружение признавали, что подобного учебного заведения Россия еще не знала, и влияние образовния на творчество поэта было велико.
Под крылом императора
Лицей был открыт по протекции и желанию самого императора, который хотел, чтобы дети родовитых дворян получили там лучшее образование своего времени. Программа лицея приравнивалась к университетской, обучение длилось 6 лет.
Автором проекта лицея был великий реформатор Михаил Михайлович Сперанский, он сформировал для лицея штат лучших преподавателей, которые не только хорошо владели своими предметами, но были продвинутыми прогрессивными людьми. Достаточно сказать, что в лицее были запрещены телесные наказания – совершенно нетипичный подход для XIX века, когда по всей России детей и подростков самым унизительным способом секли розгами «для ума».
Михаил Михайлович Сперанский
Поступление в лицей
Когда отец Александра Пушкина узнал об открытии Лицея, он непременно захотел устроить Сашу именно туда. Это было не так просто сделать, ведь родовитых семей было немало, а в первый набор обучения принимали лишь 30 человек.
Обычно довольно пассивный Сергей Львович Пушкин в этот раз употребил все свои связи, чтобы его сыну было дозволено пройти вступительные испытания. Замолвил словечко за племянника и его брат Василий Львович Пушкин, который в те годы был довольно знаменитым поэтом. И Александр оправдал возложенные на него ожидания – успешно сдал экзамены и был принят в лицей!
Распорядок дня в лицее
Лицей, действительно, был совершенно уникальным местом. В основу обучения было положено непременное гармоничное сочетание умственного и физического развития. Шесть лет подряд 30 юношей ежедневно вставали в 6 утра, в 7:00 начинались первые занятия, которые длились два часа. Далее следовали завтрак и прогулка по парку. Затем еще два часа занятий, и снова прогулка, после которой повторяли уроки. Во втором часу следовал обед, после него – еще три часа занятий. Ближе к вечеру – еще одна прогулка и гимнастические упражнения. В общей сложности ежедневно лицеисты занимались учебой по 7 часов, но с непременными перерывами на прогулки в Царскосельском саду, которые были обязательны при любой погоде.
Пушкин на лицейском экзамене
В качестве отдыха от учебы использовались занятия изящными искусствами и гимнастика. Среди физических упражнений самыми популярными в то время были: плавание, верховая езда, фехтование, зимой – катание на коньках. Воспитанники много читали. «Мы мало учились в классах, но много в чтении и в беседе при беспрестанном трении умов», – вспоминали лицеисты.
Лицейские педагоги и товарищи Александра Пушкина
Преподаватели
Конечно, главным богатством лицея был его профессорско-преподавательский состав. На должность директора Лицея был назначен чиновник архива коллегии Иностранных дел Василий Федорович Малиновский. Директор сумел сделать правильный выбор, пригласив в лицей не только опытных педагогов – Давида де Будри, Н.Ф. Кошанского, но и молодых – Я.И. Карцова, А.П. Куницына, И.К. Кайданова, для которых Лицей стал делом всей жизни.
Александр Петрович Куницын
Пушкин до самой смерти помнил самую первую речь молодого профессора политических наук Александра Петровича Куницына, который не читал речь по бумаге, а громко, четко и с достоинством обращался к самим лицеистам, глядя им в глаза. Он призывал их к славе, к служению отечеству, народу, к честному выполнению долга гражданина и воина. В своей речи он ни разу не упомянул императора, что было совершенно не в духе того времени, обычно все призывали служить прежде всего государю, а затем уже народу и отечеству.
Куницын смело нарушил этот обычай, считая, что главное служение государственного деятеля – это служение народу, служение на благо отечеству, а затем уже непосредственно императору. Эта речь сильно взволновала лицеистов. На все шесть лет обучения Александр Петрович сделался любимым профессором учеников, он воспитывал в них дух независимости, стремления к свободе, ненависти к тирании и рабству. В этих настроениях и воспитывались лицеисты.
Товарищи Александра Пушкина
Первым, с кем подружился Саша Пушкин, был его сосед Иван Пущин – добрый, умный, славный юноша, который на всю жизнь стал верным товарищем поэту. С остальными лицеистами первое время у своенравного Александра отношения не складывались. До лицея он не учился в пансионе, как другие лицеисты, а жил дома. Мать, отец и опостылевшие ему гувернеры не особенно любили мальчика, постоянно бранили его, ругали и наказывали, поэтому он всегда держался настороже, был довольно замкнут и по началу ужиться в коллективе ему было нелегко.
И. И. Пущин, бумага, акварель, частное собрание, Москва
При малейшем поводе Саша вспыхивал и нападал на предполагаемого обидчика, что осложняло его отношения с товарищами. Но со временем лучшие качества Пушкина – его ум, доброта, справедливость, искренность и преданность друзьям – конечно же, расположили к нему товарищей, и на всю жизнь Александр Сергеевич обзавелся 29-ю верными друзьями. А лицеисты Иван Пущин, Антон Дельвиг, Вильгельм Кухельбекер стали самыми близкими друзьями Пушкина.
Жизненный опыт
Свидетельство, выданное Пушкину по окончании лицея
К 1817 году, моменту окончания учебы, слава о Пушкине, как о талантливом поэте, давно перешагнула стены лицея.
Биография Пушкина после лицея
После окончания лицея Пушкин поступил на службу в Коллегию иностранных дел. Чиновничья служба была не особенно ему по нраву, поэтому он относился к ней скорее, как к формальной необходимости, чем призванию, все же свое свободное время и силы он посвящал любимой литературе. В эти годы он принимает активное участие в литературном объединении «Арзамас», куда был принят еще лицеистом. Также в ступает в литературно-театральное сообщество «Зеленая лампа», тесно общается с будущими декабристами, хотя сам ни в одном тайном обществе не состоит.
Биография Пушкина. Бой Черномора с Русланом. Литография, 1887.
В 1820 году Александр Сергеевич публикует поэму «Руслан и Людмила», а в рукописях по Петербургу распространялись его «вольнодумные» стихи. Конечно же, это не могло не остаться незамеченным: Пушкина вызывают к военному губернатору Петербурга М.А. Милорадовичу и просят дать ответ за содержание его поэзии – как он смеет порочить имена сподвижника императора Аракчеева, архимандрита Фотия и, наконец, самого Александра I? Такая литературная деятельность, по мнению цензоров, совершенно недопустима для государственного служащего.
Пушкину грозит ссылка в Сибирь, однако, благодаря хлопотам товарищей (в особенности Николая Карамзина), тогда поэта в ссылку не отправили, а просто перевели его на службу из Петербург в Кишинев. Однако в пути поэт серьезно простудился, и семья Раевских добилась у императора разрешения взять Пушкина с собой на Кавказ и в Крым.
Южный период Пушкина
Так, с 1820 по 1824 год Александр Сергеевич проводит на юге России. Прекрасная природа Кавказа, знакомства с новыми людьми и историей России были плодотворны для поэта. В нем рождаются новые творческие замыслы: поэмы «Бахчисарайский фонтан» и романа «Евгений Онегин». Также он пишет поэму «Кавказский пленник» и отдельные стихи этого периода. Незадолго до смерти Пушкин вспоминал, что именно Крым стал «колыбелью для Онегина».
Служба в Кишиневе тоже была скорее на бумаге: тамошний начальник снисходительно относился к постоянным отлучкам Пушкина, не требуя от него усердия сверх меры. Таким образом, поэт мог сосредоточится на творчестве.
После выхода «Бахчисарайского фонтана» слава Пушкина приумножается, и он набрасывает в черновиках планы поэм «Мстислав» и «Вадим», создаёт сатирическую поэму «Гавриилиада», поэму «Братья разбойники», 1823 годом датированы первые записи «Евгения Онегина».
В 1823 году Пушкин по собственному прошению переводится на службу в Одессу. Там кипит бурная светская жизнь. Но слухи об ухаживаниях поэта за женой своего непосредственного начальника графа Михаила Воронцова снова ставят Пушкина в затруднительное положение. Граф через императора добивается ссылки поэта в родовое имение его матери Михайловское.
Что же касается слухов о романе с графиней Елизаветой Воронцовой, то большинство исследователей сходятся во мнении, что отношения с ней у поэта были чисто платоническими. Он выражал ей свое почтение и восхищение, посвящал стихи, рисовал ее портреты, но грань, дозволенную поклоннику, не переходил.
Настоящий же роман графиня имела с полковником Александром Раевским, который и выставил Пушкина в глазах графа Воронцова в неприглядном свете, чтобы устранить пламенного соперника. Стихотворения «Храни меня, мой талисман», «Желанье славы» и большое количество женских карандашных портретов – все это Пушкин посвятил прекрасной графине Воронцовой, ставшей одной из муз поэта.
Михайловская ссылка поэта
Итак, в 1824 году Александр Сергеевич вынужденно покидает Одессу и поселяется в Михайловском. Здесь происходит у него серьезная ссора с отцом, и все родственники покидают имение. Пушкин остается там лишь со своим слугой Никитой Козловым и нянюшкой Ариной Родионовной. Но, вопреки волнениям друзей, уединение в ссылке не сломило дух поэта. Он активно занимается творчеством, часто навещает соседку по имению и родственницу по материнской линии Прасковью Осипову, с семейством которой он дружит и хорошо проводит с ними время. Именно здесь он знакомится с еще одной своей музой Анной Керн, которая приходилась племянницей Прасковье Александровне. Анне Керн посвящено много стихотворений поэта, самое известное из которых «Я помню чудное мгновенье».
Усадьба Михайловское в 1837 году, литография П. А. Александрова по рисунку И. С. Иванова
В эти годы Пушкин продолжает работать над «Евгением Онегиным», пишет поэмы «Граф Нулин» и «Цыганы», задумывает «Бориса Годунова». Всего во время Михайловской ссылки поэтом написано более 100 произведений. По воспоминаниям друзей именно в этот период Пушкин пристрастился к игре в бильярд и стал, между прочим, очень сильным игроком. Здесь же встретил он известие о восстании декабристов. Сильно переживал за своих друзей. Уничтожил множество бумаг и писем, которые могли бы еще больше скомпрометировать их. Василий Жуковский сообщил позднее Пушкину, что только его пребывание в ссылке спасло поэта от серьезных последствий восстания на Сенатской площади, так как пусть он и не состоял ни в одном тайном обществе, но его запрещенные стихи были найдены практически у каждого декабриста. Император полагал, что именно Пушкин был идейным вдохновителем декабристов.
Наталья Гончарова и Болдинская осень
В августе 1826 года на престол взошел Николай I. Уже в сентябре император вызывает к себе Пушкина. В личной беседе он освобождает поэта из заточения, но также сообщает, что отныне единственным цензором Александра Сергеевича будет он сам. Ни одно произведение Пушкина не может быть издано без личного разрешения императора. В эти годы Александр Сергеевич пишет поэму «Полтава».
В декабре 1828 года на одном из светских вечеров Пушкин знакомится с Натальей Гончаровой – первой петербургской красавицей, которой едва исполнилось 16 лет. Сам поэт признавался, что полюбил Наталью Николаевну с первого взгляда. Уже в апреле следующего года он делает девушке предложение. Однако ее мать не дает внятного ответа, ссылаясь на слишком юный возраст дочери. Пушкин сходит с ума от этой неопределённости и принимает решение уехать на Кавказ, некоторое время живет в Тифлисе.
В конце 1829 года он снова сватается к Гончаровой. Но снова получает отказ – матушку Натальи Николаевны многое смущает в Пушкине: постоянная опала властей, не слишком хорошее финансовое состояние, страсть к игре.
А. П. Брюллов. Портрет Н. Н. Гончарова (Пушкиной). Акварель, 1831—1832
Но в 1830 году при третьем предложении руки и сердца семейство Гончаровых все же уступает напору Александра Сергеевича и дает свое добро на свадьбу.
Осенью поэт уезжает в свое имение Болдино, чтобы привести дела в порядок и подготовиться к свадьбе. Он планировал пробыть там недолго, но внезапно в тех местах началась эпидемия холеры и Пушкин «застрял» в деревне на три месяца. Так он смог подарить мировой литературе прекрасные произведения «болдинской осени»: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Маленькие трагедии» (включая «Моцарт и Сальери»), последние главы «Евгения Онегина», «Домик в Коломне», «История села Горюхина», «Сказка о попе и о работнике его Балде», несколько набросков критических статей и около 30 стихотворений. Многие литературоведы считают, что это время стало пиком расцвета таланта Пушкина.
В. И. Гау. Н. Н. Гончарова (Пушкина). 1843
Всего за три месяца поэт создал несколько десятков произведений в стихах и прозе, причем, все они были написаны в разных жанрах, совершенно не похожи друг на друга ни по форме, ни по содержанию, ни по тональности.
Москва и Петербург в биографии Пушкина
В 1830-1831 годах Пушкин жил в Москве. В это время он сотрудничал со своим лицейским другом Антоном Дельвигом, который являлся издателем «Литературной газеты».
Первый номер газеты, основанной группой литераторов при ближайшем участии Александра Пушкина, увидел свет 1 января (13 января по новому стилю) 1830 года в Санкт-Петербурге.
Редактором первых 13 номеров газеты, пользующейся большой популярностью, по сути стал Александр Сергеевич. Однако снова вмешалась цензура, и вскоре газета была закрыта.
Весной 1831 года состоялось венчание Александра Пушкина и Натальи Гончаровой. Сохранились воспоминания поэта, где он пишет, что в самый ответственный момент он выронил обручальное кольцо невесты, а затем у жениха погасла свеча – все это поэт рассудил, как плохое предзнаменование.
До мая 1831 года молодожены жили в Москве, однако потом приняли решение переехать в столицу. В том числе и из-за того, что отношения Пушкина и тещи не заладились, так как та постоянно вмешивалась в семейную жизнь дочери и зятя.
На лето 1831 года Александр Сергеевич и Наталья Николаевна поселяются на одной из дач в Царском селе. Здесь Пушкин, наконец, заканчивает роман «Евгений Онегин», над которым работал долгие 8 лет. Начав глубоко и серьезно изучать историю России петровских времен, поэт не останавливается в своих изысканиях. Он снова поступает на службу, чтобы иметь возможность работать в архивах, а также активно пополняет личную библиотеку историческими книгами отечественных и иностранных авторов.
Евгений Онегин. Илл. Елены Самокиш-Судковской
Историк Александр Тургенев вспоминал, что Пушкин действительно как никто другой хорошо знал историю России, особенно времен Петра Первого и Екатерины Второй, так как вникал во все детали и мелочи, не упуская из виду ничего.
7 января 1833 года Пушкин был избран членом Российской академии.
Пушкин. Творчество и преграды
В период 1831-1833 годов Пушкин написал роман «Дубровский», который, правда, не закончил. И начал собирать сведения для большого романа о Емельяне Пугачеве. Специально для этого в 1833 году он предпринимает поездку по Волге и Уралу, чтобы самому побывать в местах пугачевского бунта, взять сведения из архивов, побеседовать с местными жителями.
Осень 1833 года он снова проводит в Болдино. И хотя вторая «Болдинская осень» вдвое короче первой, но творческое наследие ее не меньше.
Барский дом болдинской усадьбы Пушкиных
За полтора месяца Пушкин завершает работу над «Историей Пугачёва» и «Песнями западных славян», начинает работу над повестью «Пиковая дама», создаёт поэмы «Анджело» и «Медный всадник», «Сказку о рыбаке и рыбке» и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», стихотворение в октавах «Осень».
Следующие годы были непростыми для Пушкина. Он, чтобы иметь возможность работать в архивах, вынужден был оставаться на службе, которая ему претит. Отношения с Николаем I продолжают оставаться натянутыми. Дела его имений идут не очень хорошо, все время требуются деньги для погашения долгов. Отношения с семейством Гончаровых не ладятся. А общественность начинает судачить об «измельчании таланта» Пушкина, не догадываясь, что лучшие его произведения тех лет не были допущены в печать и что внутренний мир писателя полон новых идей и задумок, но для их воплощения ему нужна свобода от службы и бытовых насущных проблем.
Однако Александр Сергеевич не отчаивается, он продолжает творить и мечтает уже о собственном издании, где бы можно было публиковать произведения о «главнейших событиях русской жизни».
«Пушкин и Гоголь» (художник Николай Алексеев)
Только к 1836 году он смог выхлопотать себе разрешение на создание собственного журнала «Современник». В нём печатались произведения самого Пушкина, а также Н. В. Гоголя, А. И. Тургенева, В. А. Жуковского, П. А. Вяземского. Пушкин рассчитывал издавать такой альманах, который бы устраивал его самого по содержанию, и заодно поправил бы его нестабильное материальное положение.
Тучи сгущаются
Однако, издательские дела двигались не так успешно, как того бы хотелось Пушкину. Многие поэты и писатели не отказывали на прямую, но и не спешили сотрудничать. Домашние хлопоты, рождение детей, постоянные дела, связанные с управлением имениями, погашение долгов, работа в архиве – все это, навалившись скопом, выматывало поэта. К осени 1836 года он находился в достаточно подавленном состоянии.
Ко всему прочему по Петербургу стали активно распространяться сплети о явных ухаживаниях французского офицера Жоржа Дантеса, за Натальей Николаевной. Над Пушкиным начали подсмеиваться. А затем всем друзьям поэта был разослан пасквиль, где жена Пушкина и сам он подвергались оскорбительным высказываниям.
Жорж Шарль Дантес. Фрагмент литографии с портрета работы неизвестного художника, ок. 1830 года
Александр Сергеевич вызвал Дантеса на дуэль. Дантес попросил двухдневную отсрочку, а потом, в результате хлопот друзей, дуэль удалось перенести на некоторое время. Тем временем, Жорж Дантес женился на сестре Натальи Пушкиной – Екатерине Гончаровой, из-за чего Александр Сергеевич был вынужден отменить поединок. На время слухи утихли.
Но вскоре Дантес на глазах у всего света снова стал преследовать Наталью Николаевну, вызвав новые кривотолки и смешки в кулуарах.
Жена уговаривала Александра Сергеевича уехать на время из Петербурга, но тот рассудил по-своему: он в самых оскорбительных выражениях написал письмо Дантесу, которому не оставалась ничего, кроме как вызвать автора на дуэль. На это Пушкин и рассчитывал, чтобы раз и навсегда покончить со своим обидчиком.
Пушкин: Дуэль и смерть
Итог этой дуэли, состоявшейся 27 января 1837 года на Черной речке, знают все. Пушкин был смертельно ранен: пуля раздробила ему шейку бедра и проникла в брюшную область, вызвав перитонит.
Для врачей того времени помочь человеку в таком состоянии оказалось невозможным. И 29 января, в 14:45 солнце русской поэзии зашло навсегда….
Дуэль Пушкина с Дантесом. Художник А. Наумов 1884 год
Николай I не скрывал своей радости. Александр Пушкин был большой проблемой для императора. Не признавать таланта поэта он не мог, но вольнодумство непокорного «певца свободы» выводило государя из себя, ведь стихи Пушкина обладали просто магической властью над людьми, распространяя его идеи с небывалой скоростью.
Поэтому император был несказанно счастлив, что, наконец, избавился от Пушкина. Перед смертью поэт и император обменялись записками, в которых Александр Сергеевич принес свои извинения перед государем за причиненные беспокойства, а тот, в свою очередь, обещал позаботиться о его семье. Надо сказать, что Николай I сдержал свое слово: он погасил все долги поэта, выделил достаточное содержание для его вдовы и детей, а сыновей определил в пажи.
А. С. Пушкин 29 января 1837 (гравюра Л. А. Серякова, 1880)
Однако, похоронить Пушкина с почестями он не дал, предприняв все усилия, чтобы как можно меньше людей пришли проводить в последний путь легендарного поэта.
Память о великом поэте
Александра Сергеевича Пушкина называли гением еще при жизни. Но по-настоящему его талант оценили только после смерти. Сегодня уже очевидно, что современный литературный русский язык заложил именно Александр Сергеевич. Без какого-либо преувеличения академик Дмитрий Лихачев назвал его «величайшим национальным достоянием России». Владимир Одоевский первым окрестил друга «солнцем русской поэзии». А поэт Аполлон Григорьев кратко, но емко определил: «Пушкин – наше всё!».
Творческим завещанием великого поэта осталось его стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Именно эти строки выбиты на пьедестале одного из памятников Пушкину в Санкт Петербурге.