в какой руке держать гриф гитары
Постановка рук на гитаре. Советы для начинающих гитаристов.
Вводная информация
Правильная посадка
Перед тем, как приступить к правилам посадки и положения рук, стоит отметить фундаментальную вещь, относящуюся к теме. Все тело должно быть максимально расслабленно и не напрягаться от совершенных движений. Это касается рук, пальцев и корпуса. Ваше положение не должно болезненно отзываться в частях тела, и вы не должны быстро уставать от него, органы и конечности не затекают и не дубеют.
Все начинается непосредственно с положения тела. В этом плане гитаристы разделились между собой на два лагеря – одни считают единственно правильным классическое положение гитары, вторые – эстрадное. Чем же они отличаются?
Классическое положение
Итак, эта позиция была придумана изначально, и именно таким образом на гитаре исполнялись первые произведения. Выглядит она следующим образом:
Правая – или левая нога, если вы левша – располагается на специальной подставке чуть выше левой (или правой). При этом выемка деки опирается на бедро, соответственно гриф гитары располагается по диагонали. Рука при этом находится напротив розетки и опирается на корпус. Между бедром и самой гитарой иногда ставят специальную подставку, но это не обязательно. Таким образом, достигается максимальный контроль в управлении как рукой на грифе, так и рукой играющей.
Эстрадное положение
Более распространенная позиция, которую использует на данный момент подавляющее большинство гитаристов. Оно гораздо проще, чем классическое – гитара просто лежит на бедре правой или левой ноги – в зависимости от того, какая рука у вас ведущая. В данном случае надо сделать лишь одну ремарку – гриф гитары должен находиться немного под углом вверх и не быть направлен в пол. Это неправильно и дает меньше контроля, а также портит все положение рук и технику игры. За этим поначалу стоит следить и по возможности корректировать.
Постановка рук на гитаре
Постановка правой руки
Как ни странно, однако именно с правой рукой у многих гитаристов возникают проблемы. Скорее всего, дело в том, что постановка левой руки более-менее очевидна, и вырабатывается сама собой, поскольку как-то иначе ее просто не поставишь. А вот на правую обращают внимание реже – играет себе и играет, главное, что удобно. Это в корне неверно.
Итак, правая рука обязательно должна быть расслаблена. Она должна как бы висеть либо прямо напротив розетки, либо немного сбоку от нее. В этом случае предплечье опирается на внешнюю сторону деки – это создает необходимую опору для движения. При этом при игре боем или гитарным перебором в идеале двигаться должна только кисть руки – игра «от плеча» в корне неверная и требует больше сил, чем надо.
Положение руки над розеткой актуальна для потенциальных бас-гитаристов – и если вы собираетесь освоить этот инструмент, то потренируйтесь игре пальцами в таком положении. Начинать стоит со среднего и потом указательного – именно в такой последовательности дергаются струны.
Постановка левой руки
С левой рукой все попроще. Гриф должен опираться на большой палец, а остальные находятся напротив ладов. При этом они всегда должны находиться в полусогнутом состоянии – струны зажимаются подушечками пальцев, за исключением моментов, когда требуется зажать баррэ на гитаре. Старайтесь, чтобы положение левой руки не менялось на протяжении всей игры, и средний палец условно всегда находился напротив большого.
В некоторых ситуациях можно немного обхватить гриф рукой и большим пальцем заглушить одну из басовых струн – чтобы она не звучала и не мешала аккорду. Также можно сделать при игре соло-партии, особенно на верхних струнах – это даст больше контроля при игре.
Постановка пальцев рук на гитаре
Левая рука
Главное, что стоит запомнить в этом вопросе – каждому пальцу – отдельный лад. То есть напротив каждого из разделений грифа должен быть один палец. Запомните это при игре гамм и тренировке на гитаре. Это сильно поможет в разборе правильных позиций соло-партий, а также сочинению своих собственных. Благодаря этому вы сможете правильно делать приемы легато, ставить интервалы и аккорды.
Правая рука
Основной совет в постановке пальцев на гитаре — «всегда быть расслабленным» актуален как никогда. Пальцы при игре ни в коем случае не должны никак напрягаться – они должны наоборот свободно болтаться. Если вы играете медиатором, то не сжимайте его слишком сильно – это придет с опытом игры. Если игнорировать этот аспект, то можете забыть о развитии скорости и мастерства игры быстрых партий – поскольку рука будет уставать гораздо чаще и сильнее.
При игре перебором пальцы все пальцы должны быть в полусогнутом состоянии и быть перпендикулярны большому – образовывать своеобразный крест.
Советы начинающим гитаристам
Следите за руками. Всегда. Особенно – когда дома обучаетесь и делаете упражнения. Ваша главная задача – достигнуть правильной постановки конечностей и тела и дать своим мышцам их запомнить. Это довольно просто, если всегда принимать правильную позу – достаточно нескольких тренировок длинной всего в час-полтора.
Тренируйтесь играть аккорды на гитаре для новичков, соблюдая все правила. Делайте это медленно и ставьте перед собой цель обыграть их правильно и интересно, при возможности делайте это медленно – и обращайте внимание именно на то, в каком положении находитесь вы и ваши конечности.
Постановка рук и пальцев на гитаре
Вводная информация
Правильная посадка
Перед тем, как приступить к правилам посадки и положения рук, стоит отметить фундаментальную вещь, относящуюся к теме. Все тело должно быть максимально расслабленно и не напрягаться от совершенных движений. Это касается рук, пальцев и корпуса. Ваше положение не должно болезненно отзываться в частях тела, и вы не должны быстро уставать от него, органы и конечности не затекают и не дубеют.
Все начинается непосредственно с положения тела. В этом плане гитаристы разделились между собой на два лагеря – одни считают единственно правильным классическое положение гитары, вторые – эстрадное. Чем же они отличаются?
Классическое положение
Итак, эта позиция была придумана изначально, и именно таким образом на гитаре исполнялись первые произведения. Выглядит она следующим образом:
Правая – или левая нога, если вы левша – располагается на специальной подставке чуть выше левой (или правой). При этом выемка деки опирается на бедро, соответственно гриф гитары располагается по диагонали. Рука при этом находится напротив розетки и опирается на корпус. Между бедром и самой гитарой иногда ставят специальную подставку, но это не обязательно. Таким образом, достигается максимальный контроль в управлении как рукой на грифе, так и рукой играющей.
Эстрадное положение
Более распространенная позиция, которую использует на данный момент подавляющее большинство гитаристов. Оно гораздо проще, чем классическое – гитара просто лежит на бедре правой или левой ноги – в зависимости от того, какая рука у вас ведущая. В данном случае надо сделать лишь одну ремарку – гриф гитары должен находиться немного под углом вверх и не быть направлен в пол. Это неправильно и дает меньше контроля, а также портит все положение рук и технику игры. За этим поначалу стоит следить и по возможности корректировать.
Общее представление о постановке
Положение правой руки при игре максимально приближено к анатомически естественному. Чтобы получить представление о том, как должна выглядеть правая рука сделайте следующее:
Вот и все. Это самое общее представление о постановке правой руки. В реальной ситуации будут небольшие расхождения с этим положением, крест может быть не таким идеальным, пальцы ima могут быть чуть ближе к концу большого пальца, но общая картина будет такой. Запястье без изгибов в двух плоскостях (спереди и сверху), большой палец впереди, а пальцы ima его пересекают.
Теперь рассмотрим более подробно.
Поднесите руку к струнам, сохраняя положение кисти и пальцев из первого примера.
Поставьте палец p на шестую струну.
a — на первую, как показано на фото ниже.
На большом пальце вы должны ощутить вес руки. Вся рука опирается на большой палец, это точка опоры.
Данное расположение пальцев не означает, что каждый палец всегда играет по своей струне. При игре любой палец может сыграть любую струну. Но данная позиция наиболее удобна для иллюстрации и освоения принципов правильной постановки.
Принципов постановки всего 5.
Расположение правой руки
В этом материале рассматриваются правила постановки рук для гитаристов, изучающих классический шестиструнный музыкальный инструмент. Такие же правила в основном подходят и для всех других видов акустических гитар. Они не распространяются лишь на электрогитары, в том числе и басовый инструмент, так как для игры на них используется преимущественно медиаторная техника, не изучаемая и неприемлемая для нейлоновых струн классической гитары.
Согласно веяниям новейших техник игры на гитаре, правую руку необходимо разместить таким образом, чтобы на линии предплечья и кисти не было никаких существенных изломов, которые создавали бы так называемый эффект «переломанной руки».
С той же целью при постановке этой руки, предполагающей её размещение на самой выпуклом месте корпуса гитары, не следует переносить сколько бы значительное усилие от веса руки на корпус инструмента.
Итак, чтобы положение правой руки было правильным, необходимо выполнить следующий алгоритм действий с гитарой.
Затем локтевой сустав немного разгибается так, чтобы пальцы можно было разместить возле розетки на струнах следующим образом: большой палец касается верхней струны, указательный — третьей струны снизу, средний — второй струны снизу, а безымянный — первой струны (самой нижней и тонкой).
Большой палец в любом случае должен находиться (если смотреть на него со стороны играющего) чуть впереди (левее) других пальцев.
В заключение следует проконтролировать результат и исправить ошибки положения правой руки. На что необходимо обратить внимание при контроле:
Если что не так, необходимо исправить ошибки, потренировавшись заодно с правильной постановкой руки, начиная каждый раз с этапа посадки гитариста и установки гитары на бедро. В результате нескольких минут тренировки можно будет считать, что к первому упражнению по игре на гитаре начинающий музыкант подготовился.
5 правил постановки правой руки:
Обозначение пальцев правой руки
p | — большой палец |
i | — указательный палец |
m | — средний палец |
a | — безымянный палец |
Мизинец при игре классической техникой не используется.
1. Запястье прямое при взгляде спереди и чуть выпуклое сверху.
В этом пункте совмещены два параметра, касающихся запястья, так как оно может изгибаться в двух плоскостях. Если смотреть спереди и если смотреть сверху. Спереди оно должно быть прямым, без вариантов. Почему именно так, расскажу в другом уроке, посвященном обоснованию принципов постановки и звукоизвлечения.
А вот при взгляде сверху вполне допустим прямой профиль запястья при игре. Это не считается ошибкой. Но на начальном этапе обучения лучше держать запястье слегка выпуклым, во избежание его прогиба к деке, что является распространенной ошибкой.
2. Ладонь в одной плоскости со струнами.
Проверить данный параметр можно так: не меняя положения руки и ладони вытянуть пальцы вперед, убрав их со струн и сделав кисть «дощечкой». Сразу станет понятно, параллельна ли ладонь струнам или нет.
3. Палец p чуть впереди пальца i.
Степень выдвижения вперед большого пальца зависит от его природной длины. У одних он длиннее, у других короче. Если палец короткий, не надо стараться его выдвинуть слишком далеко, это неизбежно приведет к излому запястья спереди.
Большому пальцу достаточно быть чуть-чуть впереди пальца i. Это нужно для того, чтобы пальцы p и i не мешали друг другу при игре на соседних струнах. Если же палец длинный, как у меня, ничего страшного если он будет выдвинут подальше.
При поиске положения большого пальца нужно внимательно следить за профилем запястья спереди. Если запястье искривляется, палец выдвинут далеко. При любой длине большого пальца его можно правильно выставить по отношению к пальцу i без искривления запястья. В следующем уроке к этому вопросу вернемся, когда будем говорить о правилах звукоизвлечения.
4. Пальцы ima к струнам под углом 90°
В идеале, если все остальные условия соблюдены, то при установке пальцев ima под углом 90° к струнам, большой палец окажется чуть впереди пальца i. Если этого не произошло, и палец i оказался наравне с большим пальцем или дальше, это значит что пальцы ima недостаточно распрямлены, ладонь близко к струнам (правило 5 или ошибка 4 ниже). Путем отдаления ладони от струн и распрямления пальцев ima всегда можно добиться правильного взаимного расположения большого и указательного пальцев.
5. Внутренняя часть ладони шарообразная (мячик в руке).
Этот параметр регулируется степенью выпрямления пальцев ima. У начинающих чаще всего пальцы поджаты, и ладонь находится слишком близко к струнам. Не бойтесь выпрямить пальцы, это даст им свободу в движении от первого сустава. Но и слишком выпрямлять не надо, кисть должна быть в таком положении, как будто держит воображаемый мячик или среднее яблоко.
Теперь рассмотрим распространенные ошибки.
Постановка левой руки
Если с расположением правой руки у начинающих гитаристов обычно проблем не возникает, то левая рука в этом смысле более капризная. Оно и понятно: правая рука при игре находится в естественном положении – открытой ладонью вниз, когда как левой приходится выворачиваться внутренней частью ладони вверх, что не является естественным не только для музыканта, но и для любого человека.
Но по-другому поставить левую руку не получится, если только человек не изучает стиль фингерстайл, пользуясь каким-либо необычным способом (игрой пальцами обеих рук в районе грифа приёмом, который называется «тэппинг»). Но мы-то изучаем классический инструмент, поэтому такие трюки оставим на потом. В общем, придётся преодолевать трудности в постановке и игре левой руки, поставленной в невыгодное для мышц и сознание положение, посредством наработанных веками технических упражнений, этюдов и советов гитаристов-профессионалов.
Пока же следует научиться правильно ставить пальцы левой руки на гриф гитары. А поможет в этом следующий порядок действий обучающегося.
Должно получиться, что форма кисти и пальцев с виртуальным яблоком как бы обхватывает гриф.
При этом большой палец оказывается расположенным позади грифа напротив линии между указательным и средним пальцами. Это – правильное положение большого пальца, поэтому в дальнейшем его нужно придерживаться в большинстве случаев.
При движении пальцев левой руки по грифу большой палец должен всегда следовать за ними, находясь поперёк грифа с тыльной его стороны. Постановка этого пальца вдоль грифа является грубой ошибкой, которую допускать никак нельзя. Кисть должна всегда быть округлой, а пальцы находиться над струнами, а не под ним (тоже грубейшая ошибка).
Постановка пальцев рук на гитаре
Правая рука
Основной совет в постановке пальцев на гитаре — «всегда быть расслабленным» актуален как никогда. Пальцы при игре ни в коем случае не должны никак напрягаться – они должны наоборот свободно болтаться. Если вы играете медиатором, то не сжимайте его слишком сильно – это придет с опытом игры. Если игнорировать этот аспект, то можете забыть о развитии скорости и мастерства игры быстрых партий – поскольку рука будет уставать гораздо чаще и сильнее.
При игре перебором пальцы все пальцы должны быть в полусогнутом состоянии и быть перпендикулярны большому – образовывать своеобразный крест.
Левая рука
Главное, что стоит запомнить в этом вопросе – каждому пальцу – отдельный лад. То есть напротив каждого из разделений грифа должен быть один палец. Запомните это при игре гамм и тренировке на гитаре. Это сильно поможет в разборе правильных позиций соло-партий, а также сочинению своих собственных. Благодаря этому вы сможете правильно делать приемы легато, ставить интервалы и аккорды.
Упражнения для тренировки
Приведём несколько упражнений, с которых должна начинаться ежедневная разминка пальцев начинающих гитаристов.
Для правой руки
Лучшими упражнениями для пальцев правой руки новичков являются арпеджио (переборы), когда поочерёдно, начиная с баса, извлекаются звуки из четырёх струн (шестой, третьей, второй и первой) по следующим схемам:
Для левой руки
Чтобы развить независимость, растяжку и силу пальцев левой руки, необходимо ежедневно проигрывать хроматические последовательности звуков на всех струнах. Начинать нужно с первой струны, затем переходить на вторую и так далее – до шестой
В первое время хватит игры лишь в первой позиции (в пределах первых 4 ладов), позднее следует играть до 12 лада на каждой струне.
Порядок такой: 0 – 1 – 2 – 3 – 4.
0 – открытая (неприжатая струна);
1 – указательный палец левой руки, прижимающий первую струну на первом ладу;
2 – средний палец, прижимающий первую струну на втором ладу;
3 – безымянный палец, прижимающий первую струну на третьем ладу;
4 – мизинец, прижимающий первую струну на четвёртом ладу.
При этом звуки из струны извлекают пальцы «i» и «m» правой руки поочерёдно: i-m-i-m (и так далее). Научившись свободно играть это упражнение на первой струне, переходите к его проигрыванию на всех струнах без остановки.
Основные ошибки
Заключение
Следите за руками. Всегда. Особенно – когда дома обучаетесь и делаете упражнения. Ваша главная задача – достигнуть правильной постановки конечностей и тела и дать своим мышцам их запомнить. Это довольно просто, если всегда принимать правильную позу – достаточно нескольких тренировок длинной всего в час-полтора.
Посадка гитариста и постановка рук на гитаре
Правильная посадка гарантирует удобство и свободу при игре, предотвращает появление зажатия (которое образуется обычно от напряжения физического и психологического).
— удобная для игры посадка;
— правильное положение инструмента;
— правильное положение рук и их движение.
Правильная посадка должна отвечать двум основным требованиям:
а) устойчивость инструмента;
б) свобода движений.
С физиологической точки зрения процесс игры на гитаре это расслабление и напряжение мышц. Эти сокращения подаются головным мозгом человека. Многократный повтор этих действий делает движения автоматическими. Но на начальном этапе необходимо делать все осознанно, без излишних судорожных движений.
Некоторые рекомендации при посадке гитариста
Посадка ( 2 часть)
Постановка рук
Обозначения:
Правая рука на гитаре, правильная постановка
Правая рука лежит на высоком месте корпуса, соприкасается с обечайкой в месте чуть дальше локтя.
Угол зацепления пальца со струной равен 90 градусов.
Большой палец – немного впереди всех остальных пальцев
Кисть должна быть немного изогнута. Естественный небольшой изгиб.
Большой палец не двигает одной фалангой, при игре задействуется весь палец.
Положение правой руки – примерно возле конца розетки.
Левая рука на гитаре, правильная постановка
Пальцы ставятся под углом 90 градусов к грифу, на подушечки.
Между пальцами воздух, расстояние.
Пальцы ставятся на подушечки, перпендикулярно грифу.
Локоть висит спокойно, расслабленно, не прижат и не оттопырен.
Пальцы не заваливаются к первому, 2 и 3 стоят параллельно на подушечках, а 1 и 4 наклонены в разные стороны.
Зажимать струны у правого края лада (порожка), так звук будет чище и лучше.
Как правильно сидеть при игре на гитаре?
Большинство новичков редко задумываются о том как держать гитару. Конечно, может показаться что это не важно. Главное чтобы было удобно. Но правильно и удобно сидеть особенно важно именно на первых порах обучения, и поэтому стоит уделить посадке пристальное внимание. Ведь от положения гитары относительно вас, зависит стиль, чистота и правильность исполнения композиций. Только после того, как поставлено уверенное положение рук при игре, можно будет отнестись к этому более снисходительно. Однако, если вы в начале своего пути — правилами лучше не пренебрегать. Иначе вы рискуете значительно замедлить свой прогресс. А рано или поздно, все равно придете к тому, что сидеть надо правильно!
Виды и варианты посадки
Разумеется не существует одного единственного способа игры. Нет какой-то волшебной позиции или закона по этому поводу. В одних вариантах удобнее, в других правильнее, в третьих легче. Разные композиции могут требовать разного положения грифа. И если вы испытываете дискомфорт — попробуйте взять инструмент по другому.
Так как же держать гитару? В этой статье мы рассмотрим три основных варианта.
Каждая из позиций имеет свои достоинства и недостатки. В более детальном рассмотрении, вы сможете подобрать для себя наиболее оптимальный для вас вариант.
Классическая посадка
Классика — это положение гитары обеспечивает удобство игры на всех ладах грифа. Тем самым упрощая чистую игру для сложных произведений. Как правило, данную посадку используют для классической гитары (нейлон).
Гитару следует положить выемкой (изгибом) на левую ногу. Самая верхняя точка корпуса должна чуть прижиматься к центру груди. Локоть правой руки фиксирует инструмент (сильно придавливать не надо). Осанка, в угоду удобства, должна быть прямой, но слегка наклонена в сторону гитары (вперед).
Левую ногу следует поставить ровно и прямо. А так же приподнять — встать на носок или подставить какую нибудь подставку. Для этих целей существуют даже специальные, гитарные подставки для ног. А вот правая нога должна быть отодвинута назад и вправо от гитары. Верхняя часть ноги участвует в фиксации инструмента.
Классическая посадка самая устойчивая из всех вариантов. Гитара стоит правильно без участия левой руки. Тем самым давая ей полную свободу действий. А сама позиция в целом — предотвращает распространенные ошибки новичком в использовании левой и правой руки.
Я рекомендую всем начинающим именно эту посадку.
Дворовая посадка
Расслабленно — так играют большинство уличных и эстрадных музыкантов. Тело более раскрепощено и менее скованно, но гитара не так устойчива по сравнению с классической посадкой.
Гитару держат на правом бедре, придерживая гриф левой рукой. Правая рука напротив — свободна в своих действиях. Что облегчает игру боем и перебором на простых аккордах. Ноги либо раздвигают в разные стороны, либо кладут друг на друга.
По большому счету, в этом стиле держать гитару можно как угодно. Его показывают в кино, так играют на лавках и сцене. Но учиться основам игры в данной посадке сложнее.
Игра стоя
Стоя на ногах держат гитару на выступлениях, рок-концертах, в электричках — перед публикой. Чаще всего гитара держится на ремне, который крепится к корпусу на специальные крепления. А для классической гитары — специальный ремень с зажимами. Когда играют стоя, держат гитару по разному, тут выделяется несколько вариантов. Для исполнения сложных композиций или при игре на нижних ладах — гитару держат выше. Когда же требуется играть боем или например используются несложные аккорды — ниже.
Как бы не казалось что стоя играть легче, лучше вовремя обучения себя в этом ограничить. Без базовых навыков и подготовки это может привести травмам или неправильным привычкам. От которых тяжело будет отвыкнуть.
Как держать гитару при обучении?
В самом начале пути, будущий гитарист рискует приобрести ошибочные навыки. Не знание техники исполнения, приводит к тому что новички неправильно держат гриф, сильно наклоняются — изнашивают руки. Помните о том, что переучиться будет намного сложнее, чем учиться с нуля!
Начните с классической посадки — она интуитивно приводит к правильным позициям рук. После того, как только проснувшись и взяв в руки гитару, вы безошибочно, на чистой автоматике используете верные положения. Можно будет использовать дворовую посадку. И только после нее, начните играть стоя.
Гитара это не так сложно, как может показаться на первых порах. В дальнейшем, как и езда на велосипеде, полученные знания уже не будут вылетать из вашей головы и рук. Практика и усердие однажды приведут вас к успеху. Главное помните — учиться легко!