в какой роли выступает медиатор в процессе медиации

Роль и функции медиатора. Техники медиации

Поняв структуру медиации, как процесса трехсторонних переговоров, сосредоточимся на рассмотрении процесса деятельности одной только стороны — медиатора.

Медиатор является независимым, беспристрастным лицом, совершающим интервенцию (вмешательство) в конфликт с целью его разрешения к выгоде конфликтантов (принцип — «выигрыш-выигрыш», а не «выигрыш-проигрыш»).

Прежде всего, медиатор должен убедиться в том, что стороны конфликта без принуждения, свободно пришли к процедуре медиации, что у них нет заблуждений, будто медиация является разновидностью судебной процедуры, только менее формальной, облегченной и гораздо более дешевой.

Основная функция медиатора заключается в организации и проведении переговоров конфликтующих сторон. Для ее выполнения медиатор, во-первых, помогает сторонам начать конструктивное обсуждение проблемы: создает условия, облегчающие установление коммуникативных связей между конфликтантами, налаживает обсуждение проблем, из-за которых возник конфликт. Во-вторых, медиатор выявляет препятствия, стоящие на пути обсуждения проблем, используя при этом специальные приемы медиации. В-третьих, он создает атмосферу уважения к каждому из участников процедуры медиации, которая должна способствовать появлению необходимого доверия для плодотворного сотрудничества сторон.

В-четвертых, медиатор помогает сторонам выявить и развить имеющиеся у них потенциальные наклонности, которые могли бы способствовать удовлетворяющему обе стороны решению проблемы. Одновременно медиатор негласно пресекает любые попытки проявления наклонностей, усугубляющих конфликт. В-пятых, медиатор следит за тем, чтобы уважалось личное достоинство каждого из участников, пресекает оскорбительные реплики и вопросы. В ходе процедуры медиации медиатор всячески старается отделить личность участников от самого конфликта, направляет поиск сторон на выработку взаимоприемлемых предложений.

Медиатор должен избегать:

Источник

Как разрешить
конфликт с помощью медиатора

в какой роли выступает медиатор в процессе медиации. . в какой роли выступает медиатор в процессе медиации фото. в какой роли выступает медиатор в процессе медиации-. картинка в какой роли выступает медиатор в процессе медиации. картинка . Поняв структуру медиации, как процесса трехсторонних переговоров, сосредоточимся на рассмотрении процесса деятельности одной только стороны — медиатора.

Если не можете разрешить спор с контрагентом — не обязательно сразу идти в суд. Можно сначала обратиться к медиатору — специалисту, который помогает договариваться.

С 2019 года медиативное соглашение, заверенное у нотариуса, приравнивается к судебному решению. Если вторая сторона отказывается выполнять договоренности — можно обращаться к приставам.

Расскажу, в каких случаях подходит медиация и как с ее помощью разрешить конфликт.

Медиация — это способ мирно разрешить конфликт так, чтобы обе стороны остались довольны результатом и сохранили хорошие или нейтральные отношения. Добиться такого решения помогает беспристрастный специалист — медиатор. В конце процедуры стороны могут подписать документ, фиксирующий договоренности — медиативное соглашение.

В российском законодательстве медиация появилась в 2011 году, но особого распространения не получила. Это связано с тем, что медиативное соглашение раньше не имело реальной юридической силы: если одна из сторон не соблюдала договоренность, все равно приходилось идти в суд.

В 2019 году в закон внесли поправки, и теперь медиативное соглашение можно заверить у нотариуса. Тогда в случае неисполнения условий соглашения можно сразу идти к судебному приставу.

в какой роли выступает медиатор в процессе медиации. . в какой роли выступает медиатор в процессе медиации фото. в какой роли выступает медиатор в процессе медиации-. картинка в какой роли выступает медиатор в процессе медиации. картинка . Поняв структуру медиации, как процесса трехсторонних переговоров, сосредоточимся на рассмотрении процесса деятельности одной только стороны — медиатора.

в какой роли выступает медиатор в процессе медиации. png transparent chec. в какой роли выступает медиатор в процессе медиации фото. в какой роли выступает медиатор в процессе медиации-png transparent chec. картинка в какой роли выступает медиатор в процессе медиации. картинка png transparent chec. Поняв структуру медиации, как процесса трехсторонних переговоров, сосредоточимся на рассмотрении процесса деятельности одной только стороны — медиатора.

в какой роли выступает медиатор в процессе медиации. png transparent chec. в какой роли выступает медиатор в процессе медиации фото. в какой роли выступает медиатор в процессе медиации-png transparent chec. картинка в какой роли выступает медиатор в процессе медиации. картинка png transparent chec. Поняв структуру медиации, как процесса трехсторонних переговоров, сосредоточимся на рассмотрении процесса деятельности одной только стороны — медиатора.

Если иск в суд уже подали и процесс начался, все равно можно попробовать мирно решить вопрос. Причем не важно, на какой стадии находится процесс. Подайте письменное ходатайство, чтобы приостановить или отложить судебное разбирательство.

Суд обязан удовлетворить ходатайство и дать сторонам время на переговоры. Но по закону оно ограничено — нужно успеть за 2 месяца. В случае успеха стороны заключают мировое соглашение, а государство возвращает 50% от оплаченной госпошлины.

Медиация строится на нескольких принципах, которые во многом противоположны принципам судебного разбирательства:

Добровольность. Обе стороны принимают участие в медиации только по собственному желанию. Если одна из сторон не хочет, то заставить ее нельзя. Напротив, участие в суде обязательно для обеих сторон.

Равноправие сторон. В суде стороны автоматически делятся на «пострадавшую» и «виновную» — истец и ответчик. Это изначально накладывает эмоциональный отпечаток и определяет разное отношение к участникам. В медиации же нет цели определить, кто прав, а кто виноват. Цель в том, чтобы обе стороны услышали друг друга и смогли договориться.

Взаимоуважение. Обстановка в суде напряженная, даже безобидный процесс может вызвать стресс. На медиации атмосфера неформальная и непринужденная. Медиатор следит за тем, чтобы участники спора не переходили на личности, не оскорбляли друг друга.

Конфиденциальность. О том, что вы участвуете в судебном процессе, можно будет узнать из открытых источников. Процесс медиации, напротив, полностью конфиденциален. Медиатор и участвующие стороны не имеют права разглашать информацию об участниках, результате или самом процессе. Это условие есть в соглашении о проведении медиации, которое стороны подписывают в начале процедуры.

Можно без последствий остановиться в любой момент. Если вы обратились в суд, то сказать «я передумал» и просто отступить не получится. Как минимум оппонент может потребовать компенсацию затрат на юристов. А медиацию можно остановить на любом этапе, если не получается договориться — максимум заплатите медиатору.

Беспристрастность медиатора. Медиатор — полностью нейтральная сторона. Он не может вести процесс, если у него есть родственная или дружеская связь с кем-то из участников. Это единственный принцип, который совпадает с принципами судебного процесса.

Стороны сами принимают решение. К медиатору обращаются не за решением, а за помощью в переговорах. Итоговая договоренность может быть любой, если не противоречит закону. В суде так не бывает: судья либо удовлетворяет требование истца полностью или частично, либо не удовлетворяет вовсе. Изменить требования в процессе нельзя.

Источник

Процессуальная роль медиатора в процедуре медиации

Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам досудебного разрешения споров между сторонами. Исследуется процедура медиации, ее сущность и значение, основное внимание уделено роли медиатора – как посредника, чья задача – быть объективной и беспристрастной, нейтральной третьей стороной в конфликте, помогая участникам достигнуть мирного соглашения.

В современном мире в результате все более развивающихся экономических отношений, появляется огромное количество споров и разногласий между их участниками. Некоторые конфликты возможно разрешить и до момента судебного разбирательства, с помощью медиации. Данный вид урегулирования споров – один из самых распространенных на сегодняшний день практически во всем мире. Данная процедура, вне всякого сомнения, имеет ряд преимуществ, перед судебным процессом: помимо того, что медиация дает значительную экономию времени и денежных средств, так еще и является конфиденциальной частной процедурой.

По данным проводимых исследований, очевидно, что и сегодня большинство населения не понимает суть и значение процесса медиации, а также не имеет представления о такой процессуальной фигуре, как медиатор. В большинстве случаев и само понятие «медиатор» имеет довольно противоречивые толкования в научной литературе. Но в данной статье мы остановимся на изучении процесса медиации и роли в нем медиатора в рамках Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»[1].

Итак, процедура медиации представляет собой такой способ разрешения конфликта между сторонами, воспользовавшись которым, стороны конфликта смогут достигнуть добровольного соглашения, при участии медиатора. Задача медиатора – упростить общение между конфликтующими сторонами, выслушать и понять позицию, интересы каждой из них, найти эффективное решение проблемы. Кроме того, медиатор должен дать сторонам возможность самостоятельно прийти к своему мирному решению вопроса. Таким образом, конечной целью медиации является прекращение конфликтной ситуации через нахождение компромисса между спорящими сторонами.

В процессе проведения медиации важно соблюдение следующих принципов, без которых сама процедура теряет смысл:

1. Принцип беспристрастности, выражающийся в том, что медиатор обязан быть справедливым и беспристрастным к участникам конфликта. Если медиатор в процессе проведения медиации в том или ином деле понимает, что ему сложно или вовсе невозможно оставаться полностью беспристрастным, то он обязан отказаться от такой процедуры[2]. Это способствует также повышению качества процесса, ведь стороны уверены, что медиатор не занимает чью-либо позицию, оставаясь беспристрастным. Если медиатора назначает суд, либо иной орган, то со стороны данных органов должны быть приложены все усилия, чтобы обеспечить беспристрастность назначаемого им медиатора. Что касается самого медиатора, то он обязан также избегать предубеждений, связанных личностью того или иного участника процесса, его поведения, социального положения и т.д.

2. Принцип конфиденциальности, означающий обязанность медиатора не разглашать хода и результатов медиации без согласия сторон или же если иное не предусмотрено требованиями закона. Конфиденциальность может устанавливаться на основе правил, выработанных сторонами, либо по договоренности с медиатором, выбрать уже существующие правила. В любом случае, учитывая важность гарантии конфиденциальности для всех сторон, медиатор обязан все заранее обсуждать со сторонами процесса[3]. Для обеспечения защиты целостности процедуры, медиатору запрещено передавать кому-либо информацию о поведении сторон во время процесса, а также о качестве дела и тех решениях, которые им предлагаются. Однако толкование конфиденциальности предполагает, что нельзя ограничивать или запрещать научные исследования, мониторинг, а также оценку программ медиации ответственными людьми. В некоторых случаях научные работники имеют право доступа к данным статистики, а при наличии разрешения сторон – к зарегистрированным делам, кроме того, допускается присутствие на процессе медиации, интервью с ее участниками.

3. Принцип добровольности, предполагающий невозможность заставить стороны процесса прибегнуть к медиации. Данная процедура основана на том, что стороны добровольно стараются достичь справедливого соглашения, прийти к компромиссу. Также проявляется добровольность процесса и в возможности выхода из него на любой стадии, право на несогласие с его результатами, а также право принимать или отказаться от услуги конкретного медиатора на какой-то части процесса или в течение всей процедуры.

Так кто же такой медиатор? Какими навыками и качествами должен обладать претендент на проведение процедуры медиации? Рассмотрим более подробно данный вопрос. Законом каких-либо конкретных требований для кандидатуры медиатора не установлено. Поэтому медиатором в России может в принципе, выступать любой желающий. Однако существуют категории медиаторов, выделяемые на основе их статуса: официальные, неофициальные и спонтанные.

Деятельность медиатора направлена на выявление интересов каждой из сторон спора, и, как результат – поиск легального и подходящего для всех решения. Важно обратить внимание, что роль медиатора – вовсе не роль арбитра или представителя какой-то из конфликтующих сторон[4]. Он также не вправе принять решение по делу. Основной задачей медиатора является только мирное урегулирование спора, в ходе процесса он должен помочь сторонам в выявлении их подлинных интересов, потребностей, и уже основываясь на полученной информации, подобрать такое решение, которое бы удовлетворило всех участников конфликта. Как и любая профессия, медиация требует, чтобы были соблюдены определенные обязанности, а также этические принципы, ответственность. В силу добровольности процесса медиации, важно, чтобы кандидатура медиатора была полностью приемлема для каждой из сторон, как с точки зрения профессиональных умений, так и объективности, жизненного опыта и справедливости.

Говоря о сути процесса медиации, следует отметить, что данный процесс является по своей природе глубоко рациональным, направленным на разумное и конструктивное обсуждение возникших проблем. Успешность дела на 90% зависит от умения медиатора, в случае, если эмоциональная обстановка в конфликте достаточно напряженная, до такой степени, что участники действуют лишь под влиянием захлестывающих их эмоций. Однако самое важное, что профессиональный медиатор, проявляя свое мастерство, создает на переговорах сторон атмосферу доверия и взаимопонимания. Исследуя отечественную практику ведения переговоров, можно с уверенностью сказать, что медиация на сегодня – довольно успешная форма разрешения многих конфликтов. Свою эффективность данная процедура уже доказала не раз в самых разных ситуациях: в бизнесе, в сфере обслуживания, в школе, в коммунальной квартире, в семье и др. Безусловно, для того, чтобы в совершенстве овладеть техникой медиации, необходимо специальное обучение, вместе с тем, важно понимать, что готового шаблона проведения такой процедуры, как медиация, не существует, поскольку ситуации могут быть самыми разными. Важно, чтобы у медиатора были хорошо развиты навыки по созданию атмосферы делового и рационального обсуждения спорных ситуаций, исключая любые провокации и манипуляции. Как показывает практика, самым надежным и проверенным способом получить доверие сторон выступает открытость и полная честность медиатора[2].

В научной литературе, а также в практике существует точка зрения, согласно которой, медиатор не должен анализировать индивидуальные психологические особенности сторон, также не обязан давать никаких психологических консультаций и советов своим клиентам. Его задача заключается лишь в помощи осознания конфликта со следующих позиций: само произошедшее по факту, какие именно интересы и какой стороны пострадали, либо могут пострадать в будущем, какие именно аспекты в своем споре стороны желали бы изменить, и какие, соответственно, действия, готовы для этого предпринять – сейчас и в последующем. Учитывая специфику российского процесса медиации, ее эмоциональную интенсивность и напряженность, вызванную поведением конфликтующих сторон, стоит отметить, что значительная часть медиаторов в нашей стране имеют образование психолога[5].

Выше уже упоминалось, что медиаторами могут становиться как на профессиональной, так и непрофессиональной основе. Однако важно учитывать тот момент, что в случае передачи спора на рассмотрение суда общей юрисдикции или третейского суда, к участию в процедуре привлекаются только профессиональные медиаторы. Но, тем не менее, успешно осуществлять деятельность медиатора способен представитель абсолютно любой профессии и рода занятий: существует множество примеров, когда в качестве медиаторов в спорах участвовали не только юристы, но и строители, врачи, экономисты и другие. Немаловажным аспектом, на наш взгляд, является именно личность медиатора, его человечески качества, а также умение самосовершенствоваться, постоянно искать новые пути саморазвития, работать над своей личностью[5].

Как уже отмечалось ранее, основная роль медиатора – в том, что он организует и проводит переговоры между сторонами конфликта. Чтобы успешно выполнить поставленную перед ним задачу, медиатор оказывает помощь сторонам в конструктивном обсуждении возникшей проблемы. Для этого он должен создать такие условия, которые бы максимизировали коммуникативные связи между оппонентами, а также наладить сам процесс обсуждения тех вопросов, которые послужили причиной конфликта. Кроме того, перед медиатором стоит задача по выявлению и устранению препятствий, которые стоят на пути к обсуждению возникших проблем, при этом создавая такую атмосферу доверия и взаимоуважения для каждого участника процедуры, благодаря которой, появляется необходимое доверие, способствующее плодотворному сотрудничеству участников процедуры.

И, наконец, медиатору необходимо пробудить потенциальные наклонности каждого участника процесса, с помощью которых они пришли бы к компромиссному решению, одновременно предупреждая всякие проявления, усугубляющие конфликт. Безусловно, медиатор должен следить за тем, чтобы в ходе процесса каждый из участников уважал честь и личное достоинство других, пресекая оскорбительные вопросы и реплики в адрес оппонентов. Важно, чтобы в процессе обсуждения медиатор, соблюдая беспристрастность, отделял личности участников от сути самого конфликта.

Категорически неприемлемо для медиатора выступать в роли эксперта по техническим вопросам, высказывая собственное мнение, советовать что-либо в правовых вопросах, т.е. быть в качестве юриста, примерять на себя роль уполномоченного по правам человека, давая рекомендации участникам, а также выступать в роли судьи, принимая какие-либо решение.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

Медиатор обязан быть полностью нейтральным: запрещается занимать сторону какого-либо участника процесса, ущемляя интересы другой стороны. Первоочередная задача и роль медиатора – привести стороны к договоренности, которая будет выгодна всем, создав доверительную обстановку и способствуя на протяжении всей процедуры медиации сдерживанию эмоций участниками конфликта, но при этом избегая оценочных суждений относительно поведения участников и самой сложившейся ситуации. Ключевым аспектом всей деятельности медиатора является то, чтобы он всячески содействовал поиску оригинальных решений, находя индивидуальный подход к противостоящим сторонам, создавая условия для того, чтобы стороны могли вынести из спора самое главное. Конечно, закон не устанавливает обязательных требований к кандидатуре медиатора, однако, представляется, что наиболее эффективным будет являться та процедура, которая проводится все-таки профессионалом: например, медиатором выступает судья, не принимающий решения по рассматриваемому делу, либо же судья, находящийся в отставке, но пи этом имеющий огромный жизненный опыт в разрешении различных конфликтных ситуаций.

1. Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 N 193-ФЗ (последняя редакция).

2. Гайденко-Шер Н. И. Обязательная медиация: опыт Италии // Третейский суд. ─ 2012. ─ № 1. ─ С. 156–165.

5. Погодин В. Медиация как способ урегулирования конфликтов//Финансовая газета.2011.№15.

Источник

В какой роли выступает медиатор в процессе медиации

В качестве медиаторов могут выступать кто угодно. Существуют, однако, группы людей, которые, в силу их статуса, относятся к официальным медиаторам:

межгосударственные организации (ООН)

государственные правовые институты (арбитражный суд, прокуратура)

государственные специализированные комиссии (например, по урегулированию забастовок)

представители правоохранительных органов (участковый в бытовых конфликтах)

руководители структур по отношению к подчиненным

общественные организации (профсоюзы)

Неофициальные медиаторы, к которым можно обратиться за помощью в силу их образования или большого опыта:

представители религиозных организаций

В роли спонтанных медиаторов могут выступать и все свидетели конфликтов, ваши друзья и родственники, неформальные лидеры и коллеги по работе. Но в этом случае нельзя говорить о профессиональной помощи (См. Анцупов А.Я., Шипилов А.И., 2001).

Медиация необходима в следующих случаях:

Когда необходимо прийти к тому или иному решению в результате переговоров и закрепить его документально;

Когда между сторонами есть договоренности, которые они не могут раскрывать третьим лицам (а тем более в суде) и хотят сохранить конфиденциальность;

Когда раздражение и эмоции препятствуют эффективному общению сторон;

Когда стороны ограниченны временными рамками и экономят средства;

Когда стороны хотят оставаться в партнерских или добрых отношениях.

в какой роли выступает медиатор в процессе медиации. image003. в какой роли выступает медиатор в процессе медиации фото. в какой роли выступает медиатор в процессе медиации-image003. картинка в какой роли выступает медиатор в процессе медиации. картинка image003. Поняв структуру медиации, как процесса трехсторонних переговоров, сосредоточимся на рассмотрении процесса деятельности одной только стороны — медиатора.

Медиация позволяет выйти сторонам из тупиковой ситуации, продемонстрировать высокий культурный уровень сторон, в то время как после судебного разбирательства все обычно заканчивается разрывом отношений и неприятными последствиями.

Конфликты, которые необходимо разрешать в суде:

Когда необходимо публичное оглашение спора, конфликта;

Когда одна из сторон хочет использовать суд для наказания другой стороны;

Когда существует необходимость судебного контроля за поведением одной из сторон после вынесения решения;

Когда спор включает в себя уголовные и конституционные вопросы.

Функции медиатора

Рассмотрим подробно функции, которые выполняет медиатор.

Как организатор процесса медиации медиатор обеспечивает последовательное и конструктивное ведение переговоров.

Организуя переговоры, медиатор задает правила поведения с момента прихода клиентов на медиацию, помогает сторонам договориться о процедуре ведения переговоров, и на протяжении всей медиационной сессии поддерживает как выполнение достигнутых процедурных соглашений, так и корректные отношения между сторонами. Медиатор в любой момент может приостановить работу, сделать перерыв для кокуса или для отдыха и задаёт тон всему процессу. Он следит за регламентом и предупреждает стороны, если они нарушают правила ведения переговоров. Медиатор может даже совсем остановить медиацию, если стороны не в состоянии остановиться в агрессивной «перепалке» или он явно видит, что стороны не готовы к переговорам или одна из сторон психически несостоятельна для такого процесса. Обычно это определяется до начала сессии, но иногда вторая сторона, приведенная первой, появляется только на медиации. Очевидно, что функцию организатора медиатор выполняет во всех стадиях и между ними.

До начала медиации медиатор должен подготовить помещение для медиации и позаботиться, чтобы и сторонам, и медиатору было удобно сидеть, на столе должны быть бумага и ручки на случай записей. Важно также предусмотреть, где будет находиться и что делать другая сторона во время индивидуальной работы медиатора с каждой из сторон (в кокусе). Все это следует сделать до прихода клиентов. Если же медиатору приходится работать на территории клиентов, он должен позаботиться о необходимых условиях удобства работы и обеспечения конфиденциальности процесса.

Медиатор должен быть активным слушателем. (Как раз эта роль медиатора хорошо известна психологам). Ему следует понимать как содержательную, так и эмоциональную составляющую речи спорящих, а затем показать (дать обратную связь) спорящим, что он их действительно услышал.

В этой роли медиатор буквально повторяет или переформулирует утверждения говорящего, чтобы удостовериться у него, что он правильно понял то, что было сказано. Бесстрастный повтор медиатора позволяет второй стороне лучше понять сказанное другой стороной. При этом медиатор должен разводить события (или факты), по поводу которых произошел конфликт, оценку этих событий участниками и те чувства, которые по поводу этих событий переживают участники. Следует иметь в виду, что большинство людей, не умеют отличать факты от их интерпретаций и оценок, что зачастую приводит к непониманию поведения другой стороны. А ведь нельзя даже перечислить все возможные интерпретации одного и того же факта.

Стандартный текст активно слушающего медиатора выглядит так:

Итак, вы считаете. (далее идёт повтор сказанного). Я правильно вас понял?

Такой эхо-повтор играет исключительно важную роль в медиации: он гарантирует, что стороны услышали и действительно поняли друг друга.

Повторение сказанного, лишённое в исполнении медиатора эмоциональной окраски, направляет обсуждение сторон на содержательную сторону спора. Повторение позволяет говорящему, почувствовать неточности своего текста и в своем ответе их исправить. Следует также заметить, что фиксация внимания к словам говорящего повышает его доверие к медиатору, ведь люди (особенно в России) совершенно не привыкли к тому, что их действительно слышат.

Медиатор должен воспринимать эмоции спорщиков как факт (они могут плакать или смеяться, гневаться или радоваться), но при этом рассматривать даваемую ими эмоциональную оценку события лишь как интерпретацию самого события. Поэтому медиатор может сообщить сторонам своё впечатление об эмоциональном состоянии.

Например: «Я вижу, что вы возмущены этими словами”.

Такое сообщение побуждает сторону, испытывающую эмоциональное напряжение, контролировать проявление своих чувств и, как правило, снижает эмоциональное напряжение, одновременно помогая противоположной стороне лучше понять чувства своего соперника. При этом медиатор не может, например, сказать: «Вы говорите возмутительные вещи, поэтому противоположная сторона возмущена Вашими словами. ” Но он, например, может сказать: «Когда вы говорите (повторяются слова говорившего) …, вы видите, какие чувства это вызывает у другой стороны.

Постоянно слушать и помнить все, о чем говорят стороны, важно не только для того, чтобы показать сторонам, что медиатор их слышит, или сделать вывод о том, как надо разрешить конфликт (что не является задачей медиатора), а, прежде всего, для того, чтобы в каждый нужный момент процесса возвращать услышанное сторонам для анализа ситуации конфликта и выработки ими предложений по урегулированию. Для упрощения своей работы медиатор может записывать на бумаге существенные идеи и высказывания сторон, но при этом важно не потерять контакт и управление процессом.

Активно слушать стороны медиатор должен на всех стадиях процесса, но ведущей эта функция является на стадиях: презентации сторон, дискуссий и кокуса.

Медиатор как анализатор конфликта помогает сторонам осознать существенные для будущего решения аспекты конфликтной ситуации. Он выполняет эту функцию, главным образом, для того, чтобы заставить сами стороны разобраться в ситуации, тщательно исследовать, какие могут быть варианты выхода из нее (См. Бесемер Х., 2005). (См. Бесемер Х., 2005).

Почему стороны не могут сами разрешить конфликт, если они заведомо знают ситуацию лучше, чем медиатор? Дело в том, что стороны обычно обсуждают на переговорах не свои интересы, а занятые в процессе конфликтной ситуации позиции. Эти позиции, как правило, действительно несовместимы друг с другом, а потому их обсуждение не направлено на реальное решение проблемы. (Позиции стороны готовы защищать «не щадя живота своего!»). Горе тому медиатору, который начнет использовать первоначальные позиции для разрешения спора.

Задача медиатора в процессе анализа конфликта как раз и состоит в том, чтобы показать сторонам, какие интересы стоят за их позициями. Найдя интересы, необходимо помочь сторонам построить новые позиции (предложения), которые могут пересекаться, обеспечивая ущемленные в конфликте интересы. Только так возможно построить будущее соглашение. Это классическая схема работы с конфликтом. Но, конечно же, это не всегда удается. Встречаются ситуации, когда интересы практически не пересекаются. В таких случаях приходится составлять соглашение только о самых насущных и необходимых общих интересах. Например, «не использовать силовые методы»; «разойтись и больше не взаимодействовать, не вмешиваясь в дела друг друга».

Выступая в этой роли, медиатор стремится, чтобы стороны высказали имеющуюся информацию и все существующие точки зрения на предмет спора, определили наиболее важные моменты в этом споре для каждой стороны. Степень подробности информации должна быть достаточной для принятия решения сторонами. Для такого анализа медиатор вначале выслушивает все стороны, а затем задаёт им вопросы по поводу тех или иных фактов и моментов спора.

Как вы считаете, является ли данное обстоятельство существенным для противоположной стороны?

Противоположная сторона выразила своё недовольство вашими словами. Могли бы вы пояснить, чем, на ваш взгляд, она недовольна?

Как Вы думаете, почему другая сторона сопротивляется Вашему предложению?

Должен ли медиатор, чтобы выполнять аналитическую функцию, быть специалистом в той области, где он разрешает спор? В американской литературе по конфликтологии превалирует мнение, что это не обязательно: ведь медиатор не берет на себя решение спорных проблем, а лишь обеспечивает коммуникацию между конфликтующими сторонами. Для этого не нужно иметь специальные знания по предмету спора.

Многие американские авторы настаивают также на том, что медиатору не следует до начала медиации пытаться получить какие-то предварительные сведения о конфликтной ситуации и конфликтах, ибо это может создать у него какие-то предвзятые представления и нарушить его нейтральность (Кеснер А.Ф., Фаулер С., 2006).

Согласно другому подходу, медиатор должен разбираться в предмете спора, так как это может помочь ему изобретать и предлагать на рассмотрение конфликтантов оригинальные способы согласования их интересов. С этой точки зрения, медиатору для выполнения аналитической функции полезно ещё до начала медиации собрать как можно больше данных о природе и причинах конфликта. Эту информацию можно добывать из предоставленных спорщиками материалов, документов, газетных статей, в предварительных беседах с участниками конфликта и т.д. В российских условиях, согласно нашему опыту, второй подход более эффективен.

Роль анализатора конфликта медиатор, главным образом, выполняет на стадии дискуссии по выработке вопросов для переговоров и в кокусе, но частично и на стадии генерирования предложений.

Любая конфликтная ситуация сопровождается эмоциональными переживаниями. Если конфликт продолжительный, то количество негативных интерпретаций достаточно велико. В таких условиях человек может быть не совсем точен и адекватен как в своем видении ситуации конфликта, так и в своих ожиданиях относительно возможных способов его урегулирования. В конфликтологии существует такой термин, как «сужение сознания». Люди, вовлеченные в конфликт, как бы «переворачивают» значение малозначимых фактов и поступков через призму своего конфликта. Внимание и сознание людей нацелено на борьбу. В таком случае принимаются решения, которые могут быть не реальными и не соответствовать объективным возможностям решения проблемы. Сознательно или бессознательно, но стороны могут сделать процесс переговоров непродуктивным: прийти в результате переговоров к нереалистичному соглашению, которое не будет выполняться (Конфликтология, учебник под ред. Кармина А.С., 2001). (Конфликтология, учебник под ред. Кармина А.С., 2001).

Поэтому одной из важных ролей медиатора является роль контролера, он организует постоянную проверка на реалистичность того, что говорят стороны: реализуемость высказываемых предложений, наличие обсуждаемых ресурсов, выполнимость принятых соглашений.

Тест на реальность чаще всего связан с вопросами типа:

«Что вы конкретно предлагаете сделать?»

«Как вы думаете, что произойдёт, если.?»

Так, если в процессе медиации одна из сторон упорно отвергает все предложения, медиатор вправе сказать:

» Создаётся впечатление, что вы не хотите прийти к соглашению. Как вы думаете, что будет, если вы не договоритесь?»

Если стороны договорились по какому-либо пункту, то медиатор обязан проверить, действительно ли они понимают необходимость выполнения этого пункта. Может быть задан типичный вопрос.

Например, «А что произойдёт, если какая-либо из сторон нарушит данное соглашение?»

Вот типичный случай из практики медиатора:

При завершении процесса медиации посредник должен удостовериться, что стороны точно и ясно понимают все условия соглашения об урегулировании взаимодействия и их отношений. Стороны, кроме того, должны быть полностью согласны с условиями соглашения, с последствиями этого соглашения и должны быть способны выполнить свою часть договоренности. Медиатор, проверяющий реалистичность достигнутого соглашения, обязан позаботиться о том, чтобы договоренности были надежными и долгосрочными.

Роль «адвоката дьявола» необходима медиатору, когда стороны приходят в тупик. В этой роли медиатор задает такие вопросы, чтобы сторона посмотрела на ситуацию в самом невыгодном для нее свете, обсуждая последствия, к которым сторона придет в результате своей жесткой позиции. Это происходит тогда, когда действия или предложения стороны слишком настойчивы и не ведут к успеху в урегулировании конфликта. Как правило, после такого обсуждения сторона начинает вести себя более гибко и разумно, пытается найти реалистичные выходы для разрешения спора. Техника вопросов адвоката дьявола очень эффективна. Важно только не забывать, что можно перестараться и сторона заподозрит, что медиатор на стороне оппонента и специально ее запугивает. Впрочем, чувство меры компетентного медиатора всегда позволяет этого не допускать.

Всегда лучше, если посредник побуждает стороны делать такой анализ самостоятельно. Но в случаях, когда сторона/стороны увлечены, эмоционально перевозбуждены или беспечны, медиатор может сам нарисовать гипотетическую ситуацию и предложить посмотреть какие негативные последствия она несет в себе и как может развиваться для стороны. Задача медиатора в этой роли показать все возможные негативные последствия действий/бездействий или результатов от предложений стороны, оппонируя предлагаемой ситуации. Побуждение к анализу развития возможных негативных событий в будущем очень важно. Ведь медиатор никогда не будет знать об условиях и истории рассматриваемой проблемы лучше сторон. Только участники конфликта, проводят самую объективную экспертизу потенциально возникающих в будущем проблемы.

Найти варианты урегулирования конфликта не всегда просто. А если стороны не креативны и не способны к исследованию возможностей разрешения ситуации, то они могут растеряться и почувствовать себя в тупике. Зачастую, исходя из своего опыта, медиатор может видеть какие-то не рассматриваемые сторонами варианты предложений. Но медиатор не может подсказывать решение, а может лишь стимулировать стороны к поиску выхода, выполняя роль генератора идей.

Делает это медиатор, используя вопросы:

«А что, как Вы думаете, могло бы послужить альтернативой этому?»

«Нет ли такого способа, чтобы заодно можно было удовлетворить как ваши, так и интересы другой стороны?»

«Может, Вам нужны дополнительные гарантии выполнения этого условия?»

Такие вопросы могут помочь стороне по примеру медиатора начать самой продуцировать различные варианты выхода из конфликтной ситуации. Идеи, которые выработали сами стороны, обычно гораздо лучше учитывают те нюансы взаимоотношений сторон, которые не могут быть известны медиатору. Однако в случаях, когда у спорщиков никаких идей не возникает, медиатор имеет право предложить свой вариант решения, но ни в коем случае его не навязывая (См. Емельянов Ю.Н., 1991).

Например, он говорит:

«А как вы отнесётесь к такой идее.?»

А что, если сделать.?

Но совершенно исключены высказывания типа:

«Поверьте моему опыту. Этот подход гораздо лучше»;

«Слушайте, что я говорю, я же предлагаю вам хорошее решение»;

«Я не могу согласиться с вашим подходом»;

«Нельзя быть таким упрямым»;

«Ваша идея не заслуживает доверия»; и т.д.

Роль генератора идей посреднику приходится использовать на стадиях кокуса и выработки проекта соглашения, т.е. в ситуациях генерирования предложений по урегулированию конфликта.

Посредник также имеет возможность расширить ресурсы спорщиков. Выполняя эту роль, медиатор снабжает участников спора информацией или помогает им разыскать необходимую информацию, одинаково полезную для обеих сторон. Однако он должен быть очень осторожен, чтобы не давать никаких толкований, разъяснений или советов. Вся предоставляемая информация должна содержать только действительные факты и не зависеть от всякого рода побочных сведений, уточнений и интерпретаций.

Например, он может дать спорщикам прочесть формулировку закона или другого юридического документа, но при этом не имеет права интерпретировать этот документ, а в случае возникающих проблем обязан рекомендовать им обратиться к юристу. Посредник должен быть уверен, что стороны не полагаются слепо на высказывания медиатора. Медиатор не имеет права оценивать позицию стороны, заявляя, например: «Вы сказали мне, что. Я этому поверил, но это неверно».

В роли расширителя ресурса медиатор может также выступать, когда он видит, что одна из сторон психологически явно не готова к переговорам.

Например, сторона плачет, с трудом успокаивается, но как только заходит вопрос об обсуждении предложений, она снова начинает плакать.

Чаще всего функция расширителя ресурсов необходима медиатору в кокусе, но может использоваться и при подготовке проекта соглашения.

Медиатор обучает стороны процессу ведения переговоров. В этой роли учителя посредник обучает стороны думать, действовать и вести переговоры с установкой на сотрудничество. Большинство участвующих в споре не знают, как вести переговоры и пытаются применять запрещённые приёмы («переговорные уловки»), иногда они демонстрируют «фальшивые эмоции», вводят ложную информацию, выдвигают чрезмерные требования в надежде получить то, что они действительно хотят, запугивают противника.

Стороны применяют подобные манипулятивные техники, чтобы заставить противоположную сторону принять их позицию. Чаще всего при этом они не думают о том, что обман, если и может принести успех, то лишь на очень короткое время, пока противоположная сторона не почувствует, что её обхитрили. А если сторона заподозрит обман, это сильно усугубляет конфликт, доверие пропадает не только к обманувшей стороне, но и к процессу в целом. Очень важно не допускать подобного поведения сторон во время переговоров. Как правило, в кокусе, медиатор обсуждает форму и содержание предложений, которые будут вынесены на общую сессию и тщательно готовит сторону к этому. Кроме того, четкое следование процедуре, заданной в начале, также показывает сторонам, как важно следовать этим договоренностям (См. Карвер Т.Б., Вондра А.А., 2006).

Большинство участников переговоров после сеанса медиации испытывают подлинное потрясение оттого, что удаётся разговаривать с противоположной стороной без криков и угроз, без ухищрений и уловок и при этом достигать положительного результата во взаимодействии с ними. Можно представить себе изумление родственников, находящихся в многолетнем споре, которые признаются медиатору, что они впервые увидели проблему с точки зрения противоположной стороны и что они начинают понимать: пока им не будет полностью понятна позиция другой стороны, они не смогут договориться.

Опыт правильно организованных переговоров, даже если он не приводит к успешному соглашению, учит участников медиации тому, как надо себя вести в сложных жизненных ситуациях, даёт им образцы эффективной коммуникации, формирует видение самого себя с неожиданной точки зрения. Эта роль медиации столь высока, что некоторые участники, даже не достигнув успеха, т.е. того результата, которого ожидали, и, спустя несколько месяцев, с благодарностью вспоминают сам процесс переговоров.

Медиатор помогает сторонам составить соглашение. Суть этой функции заключается в том, что медиатор отслеживает корректность составления и полноту содержания соглашения.

Он уточняет у сторон, как они понимают то, что фиксируется, устно или на бумаге, и просит однозначно и конкретно ясным языком формулировать взаимные обязательства. При этом он должен еще раз помочь сторонам проверить, насколько реалистично то, о чем они договорились.

Возможно, какие-то формулировки несут неоднозначное понимание того, что будет происходить. Поэтому медиатор просит стороны вместе обсудить, что имеется в виду, и как они понимают это. Важно, чтобы они одинаково видели, что произойдет. Медиатор также следит за тем, что все пункты, обсуждаемые на переговорах, и все предложения, которые важны для урегулирования спора, были внесены в соглашение. Посредник также просит стороны внести в соглашение, или хотя бы обсудить, какие санкции может применить каждая из сторон, если соглашение будет нарушено. Если соглашение письменное, целесообразно и санкции также внести в текст.

Большинство участвующих в споре не знают, как вести переговоры с установкой на сотрудничество. Они выступают с ложных позиций. Пытаются применить «переговорные уловки», задействовать «фальшивые эмоции», чтобы затравить противника или заставить его принять их позицию, или выдвигают чрезмерные требования в надежде получить то, что они действительно хотят. Большинство участников переговоров нуждаются в обучении ведению переговоров с установкой на сотрудничество и нуждаются в помощи при выработке и поиске решений, которые бы удовлетворяли как их собственные интересы, так и интересы другой стороны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *