в какой роли сам человек выступает объектом духовной жизни

Социология Ответы на тесты Синергия

в какой роли сам человек выступает объектом духовной жизни. p1 2856480 e2489c71. в какой роли сам человек выступает объектом духовной жизни фото. в какой роли сам человек выступает объектом духовной жизни-p1 2856480 e2489c71. картинка в какой роли сам человек выступает объектом духовной жизни. картинка p1 2856480 e2489c71. Продаж: 2 последняя 15.06.2021 Возвратов: 0

Продаж: 2 последняя 15.06.2021
Возвратов: 0

Загружен: 04.05.2020
Содержимое: Социология2.zip 11,98 Кбайт

Продавец

Описание товара

в какой роли сам человек выступает объектом духовной жизни. p1 2856480 e2489c71. в какой роли сам человек выступает объектом духовной жизни фото. в какой роли сам человек выступает объектом духовной жизни-p1 2856480 e2489c71. картинка в какой роли сам человек выступает объектом духовной жизни. картинка p1 2856480 e2489c71. Продаж: 2 последняя 15.06.2021 Возвратов: 0

… общественно-экономическая формация является историческим типом общества
Капиталистическая
Средневековая
Античная
Индустриальная

Сравнивая понятия «конфликт» и «конкуренция», можно утверждать, что …
это понятия, исключающие друг друга
второе может являться причиной первого
эти понятия являются понятиями-синонимами
первое может выступать как причина второго

Резкое возрастание роли знания и информации характерно для …
традиционного общества
постиндустриального общества
индустриального общества
доисторических обществ

… характеризует не только человека
Труд
Творчество
Преступление
Игра

Универсальный источник конфликтов – …
деньги
дефицит
власть
неравенство

Процесс приобретения индивидом социальных навыков, вхождения его в социальную среду, освоения им социального опыта – это … личности
маргинализация
воспитание
социализация
девиация

Сравнивая понятия «культура» и «цивилизация», можно утверждать, что …
это понятия, которые тождественны друг другу, т.е. являются синонимами
первое понятие определяет сущность второго
это понятия, которые никак не связанные между собой
второе понятие относится к первому как часть к целому
Культура отдельных социальных групп, слоев, общностей – это … культура
элитарная
массовая
субкультура
народная

Элементы культуры, имеющие место во всех культурах, – …
культурные универсалии
социальные нормы
социальные ценности
культурные лаги

Демографическая политика – это политика в области …
природопользования
народонаселения
этннических отношений
экономической географии

Родовым, указывающим на принадлежность особи к живым биологическим существам, выступает в социологии понятие «…»
индивид
индивидуальность
личность
человек

Поддержание в обществе традиционных семейных ценностей, уважение к устоям и заветам предков – это ведущие принципы …
идеологии
консервативной
леворадикальной
либеральной
праворадикальной

Социальный статус определяется как …
существенные и относительно устойчивые половозрастные характеристики человека
определенная модель поведения, которая должна отвечать ожиданиям окружающих
оценка, которую общество дает статусу личности или должности
положение человека в обществе с определенными правами и обязанностями

… признак лежит в основе объединения людей и их групп в такую социальную общность, как горожане
Страноведческий
Поселенческий
Профессиональный
Территориальный

Уровень развития общества и уровень его конфликтности – это показатели, …
находящиеся в обратной зависимости: чем общество беднее, тем больше в нем конфликтов
которые никак не связанны между собой
находящиеся в прямой зависимости: чем общество богаче, тем выше в нем уровень личных и групповых притязаний, а стало быть, и больше конфликтов

Жизнеописание героя трилогии о Фрэнке Каупервуде американского писателя Tеодора Драйзера, прошедшего путь от мальчика – продавца мыла до магната-мультимиллионера, – это пример … социальной мобильности
нисходящей вертикальной
нисходящей горизонтальной
восходящей горизонтальной
восходящей веритикальной

Глобализация современного мира – это интернализация … стран и народов
экономических отношений
политических отношений
культурных отношений
всех сторон жизни

Пример влияния природных факторов на развитие общества: …
строительство пирамид в Древнем Египте
развитие мореходства у народов, живущих на островах
обмеление морей в результате изменения климата
распад Османской империи

В традиционном обществе …
высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость
имеет место уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективистских начал над частными
отсутствуют уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладают частные начала над коллективистскими, индивидуальные особенности..

Дополнительная информация

Прямое отношение к культуре имеет …
организация всероссийского конкурса «Минута славы» на ТВ
строительство трубопровода «Северный поток»
поддержка государством социально уязвимых слоев населения
расширение гражданских прав и свобод

В роли … сам человек выступает объектом духовной жизни
атеиста
кадрового военного
члена профсоюза
наемного работника

Социальная стратификация – это …
система признаков (критериев) социального расслоения, характерная для данного общества
инфраструктура политических партий и массовых общественных движений
совокупность интеракций в процессах неформального общения между людьми
различные формы организации совместного проведения досуга

Форма девиации, требующая жестких запретно-репрессивных мер, – …
пьянство
наркомания
преступность
бродяжничество

При … хозяйстве каждая семья сама производит все, что ей необходимо для жизни
кустарном
натуральном
товарном
потребительском

Браком по российскому семейному праву считается добровольный союз мужчины и женщины, заключенный …
осле сватовства и помолвки
в органах ЗАГС
после фактического начала совместной жизни
в религиозной организации

Первоначально наука об обществе, получившая впоследствии название «социология», именовалась как.
социальная механика
социальная динамика
социальная статика
социальная физика
Самовозобновляемость, предсказуемость основных форм жизнедеятельности людей в обществе обеспечиваются через социальные …
общности
учреждения
группы
институты
Неверно, что … является объективным критерием статусной принадлежности:
самоидентификация
образование
власть
доход
Неверно, что … относится к негативной девиации (поведенческим отклонениям)
геройство
вандализм
цинизм
жестокое обращение с животными

Источник

ОГЭ. ТЕОРИЯ.Сфера духовной культуры. 2.1 Сфера духовной культуры и ее особенности.

в какой роли сам человек выступает объектом духовной жизни. %D0%9E%D0%93%D0%AD. %D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F. %D0%94%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F. в какой роли сам человек выступает объектом духовной жизни фото. в какой роли сам человек выступает объектом духовной жизни-%D0%9E%D0%93%D0%AD. %D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F. %D0%94%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F. картинка в какой роли сам человек выступает объектом духовной жизни. картинка %D0%9E%D0%93%D0%AD. %D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F. %D0%94%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F. Продаж: 2 последняя 15.06.2021 Возвратов: 0

2.1 Сфера духовной культуры и ее особенности.

План.

Духовная культура.

Человек как существо духовное не может ограничиваться только материальным существованием. Можно говорить, что истинно человеческое в человеке тесно связано с духовной сферой общественной жизни.

Духовная сфера жизни общества (духовная жизнь общества) включает язык, мораль, право, религию, образование, науку, искусство, философию, т. е. духовную культуру в различных её проявлениях и организациях, а также творческую деятельность людей.

Культура в узком смысле — степень воспитанности человека.

Культурное наследие-часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое (творчество Пушкина).

Культурные ценности – это не только отдельные объекты — памятники архитектуры, скульптуры, живописи, письма, печати, археологии, прикладного искусства, музыки, фольклора, которые могут быть отмечены в списках, каталогах и т. п., но и явления, такие, как традиции и навыки в области искусства, науки, образования, поведения, обычаев, культурных индивидуальностей народов, групп населения, отдельных людей и т. д.

Особенности духовных ценностей.

Культурные универсалии — нормы, ценности, традиции, присущие всем культурам, независимо от географического положения, исторического периода и социального устройства общества (мировая мода).

Какого человека можно назвать культурным?

Культурный человек – это…

Основные функции культуры.

Формы и разновидности культуры.

Типология культур:

Элитарная, массовая и народная культуры

Элитарная

Массовая

Народная

Кроме уровней культуры, выделяют также виды культуры.

Доминирующая культура – это совокупность ценностей, верований, традиций, обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества. Например, большинство россиян любят ходить в гости и принимать гостей, стремятся дать своим детям высшее образование, доброжелательны и дружелюбны.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих определенной группе людей. Например, национальная, молодежная, религиозная.

Контркультура — вид субкультуры, которая противостоит доминирующей. Например, хиппи, эмо, уголовный мир.

Искусство.

Искусство – образное и наглядное отражение жизни людей в художественных образах, имеющее специальные средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы.

Основные направления искусства.

Формы духовной культуры

Духовный мир человека — это его взгляды, мировоззрение, ценности, идеалы, социальная деятельность, направленная на созидание, сохранение, распространение культурных и духовных ценностей.

Духовность – это одухотворённость, опора на высокие нравственные, религиозные принципы и идеалы.

Бездуховность — отсутствие высоких нравственных, гражданских, культурных качеств, эстетических потребностей, преобладание биологических инстинктов.

Особенности духовной жизни современной России

Национальная культура— ценности, нормы, образцы поведения, которые характерны для представителей определённой нации.

Национальное самосознание— совокупность взглядов и оценок, выражающих содержание, уровень и особенности представлений представителей нации о своей истории, современном состоянии, перспективах развития.

Национальный менталитет – склад ума, стереотипы, жизненные установки членов нации.

Тенденции развития национальных культур

Диалог культур – это взаимное обогащение различных культур, их влияние, проникновение, уважение ценностей других культур, толерантное к ним отношение, стремление понять и принять лучшее.

Культурная среда.

Культурная среда — среда, необходимая для здорового личного и общественного развития:

Культура мышления — способность к саморазвитию, умение выходить за рамки стереотипов мышления.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Тест по обществознанию Сфера духовной жизни для 8 класса

Тест по обществознанию Сфера духовной жизни для 8 класса с ответами. Тест включает 2 варианта, каждый состоит из 2 частей (Часть А и Часть В). В части А — 4 задания, в части В — 1 задание.

1 вариант

A1. Проявлением какой сферы жизни общества является религия?

1) социальной
2) духовной
3) политической
4) экономической

А2. В чем состоит уникальность культуры России?

1) в религиозном характере
2) в деятельности культурных фондов
3) в высоком уровне образования
4) в многонациональном характере

А3. Верны ли суждения о культурных ценностях:

а) к куль­турным ценностям относятся памятники архитектуры и живописи;
б) традиции и навыки в области искусства, науки являются культурными ценностями?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А4. Верны ли суждения о культуре:

а) свой вклад в раз­витие культуры внесли разные народы мира;
б) культура человека полностью зависит от его социального проис­хождения?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

В1. Что из перечисленного относится к внутренней культуре?

1) скульптура
2) книга
3) знания
4) способность
5) образное мышление
6) наука

2 вариант

A1. Что из перечисленного является частью духовной сферы общества?

1) государство
2) мораль
3) закон
4) армия

А2. Что отражает внутреннюю культуру человека?

1) окружающий мир
2) памятники архитектуры
3) творческие способности
4) государственные учреждения

А3. Верны ли суждения о культуре современной России:

а) реформы общества не изменили культурный облик Рос­сии;
б) все произведения современной культуры способ­ствуют развитию духовности?

1) верно только а
2) верно только 6
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А4. Верны ли суждения о культуре:

а) культура должна поддерживаться государством;
б) рыночные отношения позволяют частным лицам выделять средства на развитие культуры?

1) верно только а
2) верно только 6
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «культурный человек». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

1) человечность
2) эгоизм
3) порядочность
4) нравственность
5) гуманизм
6) благородство

Ответы на тест по обществознанию Сфера духовной жизни для 8 класса
1 вариант
А1-2
А2-4
А3-3
А4-1
В1-345
2 вариант
А1-2
А2-3
А3-4
А4-3
В1-2

Источник

В какой роли сам человек выступает объектом духовной жизни

§ 18. Содержание и формы духовной деятельности

какова структура любой деятельности? Что относят к духовной культуре общества? Как связаны духовная и материальная культура?

Попробуйте самостоятельно провести небольшое социологическое исследование. Расспросите разных людей о значении слов «дух», «духовный». Вы удивитесь тому, какой разный смысл ваши собеседники будут вкладывать в эти слова. У некоторых людей они будут ассоциироваться с религией, церковью (например, «духовная музыка»). Профессиональные деятели культуры, вероятнее всего, отметят, что духовность является для них синонимом творчества. Большинство людей связывают понятия «дух», «духовное» с представлениями о высших целях и смысле человеческой жизни, о нравственном облике личности.

Многозначность интерпретаций, с одной стороны, свидетельствует о важности названных понятий, а с другой – затрудняет их научное определение. В данном параграфе мы попытаемся рассмотреть социальный смысл понятий «духовная деятельность», «духовные ценности», «духовный мир человека». Нам предстоит выяснить, какое место духовная деятельность занимает в общей структуре деятельности, как ученые изучают различные стороны духовной жизни общества, как духовные ценности влияют на развитие личности.

СОЗДАНИЕ И ОСВОЕНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Будем исходить из уже известного вам определения деятельности как сознательной, целесообразной активности людей, направленной на изменение природы и общества. В результате общественной деятельности создаются объекты, удовлетворяющие разнообразные потребности людей: орудия труда, продукты питания и одежда, государственные и культурные учреждения, произведения искусства, архитектурные ансамбли, научные труды. Та сторона человеческой созидательной деятельности, которая нацелена не на обработку «вещества природы», а на обработку «людей людьми», т. е. в конечном счете на изменение качеств самих социальных субъектов, называется духовной деятельностью, а ее продукты – духовными ценностями. Ярким примером духовной деятельности является труд педагога, а также артиста, священника, журналиста.

Чем же духовные ценности отличаются от всех прочих? Возьмем в качестве примера книгу. Она обладает всеми признаками материальной, чувственной вещи: ее можно видеть и осязать, передвинуть с места на место, даже уничтожить (чего, однако, делать не следует). В создание книги вложены ценные природные материалы и много живого, одушевленного труда. Наконец, книга, как и многие другие товары, имеет рыночную стоимость. Какие специфические свойства дают нам право относить книгу, так же как национальный народный костюм, икону, скульптуру и многое другое, не к объектам внешнего мира, а прежде всего к духовным ценностям?

Видимый образ и утилитарные практические функции не исчерпывают глубинной сущности названных вещей. Американский социолог Р. Мертон призывал различать явные и латентные, т.е. неявные, скрытые от непосредственного наблюдения, функции культурных объектов.

Философы утверждают, что главный отличительный признак духовных явлений заключается в их идеальности. Вещественный материал, в который облекаются духовные ценности, выступает лишь формой воплощения сверхчувственного содержания. Древнегреческий философ Платон создал своеобразное учение об идеях, в котором духовные ценности, такие как благо, истина, красота, представлялись в виде автономного идеального мира, существующего параллельно с миром реальных вещей и определяющего сущность последних. Немецкий философ XIX в. Г. Гегель считал, что главное свойство духа – рефлексия, т.е. способность к самопознанию. В его обобщающем труде «Феноменология духа» сделана попытка представить всю историю мировой культуры как зеркало развития сущностных, духовных сил человека. Создавая произведения культуры и искусства, люди опредмечивают в них свои знания, эмоции, жизненный опыт, свои идеалы, стремления и надежды. Усваивая культуру в процессе обучения и самообразования, люди, наоборот, распредмечивают заключенные в ней духовные ценности, расширяя при этом свой интеллектуальный кругозор, умножая и развивая индивидуальные творческие способности. Среди явлений духовной жизни Гегель особенно выделял язык, науку, религию, мораль, искусство, философию и право.

Со времен Гегеля бытие людей сильно изменилось. Духовная сфера деятельности обогатилась новыми явлениями, такими как мода и реклама, средства массовой информации, Интернет. В ответ на возросшие запросы общественной практики и социального познания в XX столетии была создана особая философская наука о ценностях – аксиология.

Первое, что подчеркивают философы, развивающие данное направление, – это общественный характер духовных ценностей. Например, язык, которым мы пользуемся для выражения собственных мыслей, в сущности, принадлежит не нам, а является достоянием всего народа, общества, национальной культуры. Духовные ценности создаются в процессе общения, распространяются посредством коммуникации и служат прежде всего повышению эффективности социальных взаимодействий. Благодаря обмену духовными ценностями создается коллективный запас идей, образных представлений, социальных чувств и переживаний, делающий возможным взаимопонимание людей. В ходе потребления духовных ценностей их совокупный фонд не уменьшается, а увеличивается. Иллюстрацией этой закономерности может служить известный парадокс: «Если у меня есть яблоко и я отдам его тебе, то у меня уже не будет яблока. Если у меня есть идея и я поделюсь ею с тобой, то у нас обоих будет общая идея». К этому можно добавить, что обмен духовными ценностями может происходить не только между современниками, но и между представителями разных поколений, даже разных исторических эпох. Могли бы вы сами привести примеры духовного общения поверх пространственных и временных барьеров?

Другой важный вывод, который сделали философы, заключается в том, что содержание духовных ценностей является объективным, т. е. не зависящим от воли и сознания отдельного человека, хотя потребление (а лучше сказать – освоение) ценностей духовной культуры носит индивидуальный, личный характер.

Объективный характер духовных ценностей кажется очевидным, когда имеются в виду математические теоремы, законы грамматики и синтаксиса, некоторые общечеловеческие нормы морали, например запрет на убийство. Гораздо труднее доказать и обосновать объективность мировоззренческих, эстетических, политических ценностей. Хотя во всех мировых языках есть слова, обозначающие добро и зло, красоту, справедливость, долг и свободу, конкретный смысл, вкладываемый в эти понятия разными цивилизациями и культурами, весьма сильно различается. Это побудило немецкого философа Ф. Ницше и его последователей-нигилистов (от лат. слова nihil, что значит «отрицаю») выступить с тезисом об относительности всех духовных ценностей.

Существуют ли абсолютные духовные ценности, которые всеми людьми и во все эпохи понимались бы одинаково? Этот вопрос по сей день остается открытым для дискуссии. Вы можете высказать свое мнение и обсудить его на уроке.

Еще одно важное открытие, сделанное сравнительно недавно, связано с выяснением специфической роли знаков и символов в процессах создания, трансляции, тиражирования, освоения духовных ценностей. Важный вклад в эту область знания наряду с французскими исследователями внес российский культуролог Ю.М. Лотман. Невозможно представить себе ценность, которая была бы выражена без помощи знаков. Очень многие действия людей – повседневные обычаи и торжественные церемонии, литературный язык и разговорные жаргоны, стиль одежды и прически, мимика и жесты, несомненно, носят знаковый характер. Любое обжитое социальное пространство, например пространство города, храма, воинской части или домашнего интерьера, размечается и организуется с помощью знаков. Знаки и символы окружают нас повсюду, даже когда мы их не замечаем.

Одни и те же духовные ценности могут быть выражены (закодированы) с помощью разных знаковых систем. Видимо, значительную часть нашей жизни мы занимаемся сознательным или бессознательным кодированием и раскодированием знаков. От того, как быстро и точно мы это делаем, насколько правильно, глубоко понимаем смысл знаковых сообщений, зависит общий уровень культурной компетенции личности. Все это дало основание немецкому философу и культурологу Э. Кассиреру назвать человека «символическим животным», а французскому социологу П. Бурдье фактически поставить знак равенства между понятиями «духовные ценности» и «символические ценности».

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Духовная жизнь современного общества чрезвычайно динамична. Каждый день на «рынок» символических ценностей выбрасываются разнообразные произведения искусства, новые политические лозунги, газеты и журналы, телесериалы. На человека, не подготовленного к общению с современной культурой, все это может производить впечатление хаоса, в котором легко растеряться. На самом деле процессы создания и освоения духовных ценностей носят упорядоченный характер и подчиняются определенным общественным закономерностям.

Особенно важно понять назначение основных исторических форм духовной деятельности людей – религии, морали, искусства, науки, философии, права, политической идеологии. Историческими они называются потому, что отражают определенную последовательность духовного становления человечества. Каждая из этих форм удовлетворяет специфические духовные запросы людей и использует своеобразные символические, знаковые средства выражения. Например, искусство аккумулирует многовековой опыт эстетического осмысления и преобразования мира, удовлетворяя потребность человека в общении с прекрасным. Символический язык искусства – это язык художественных, эмоционально насыщенных образов. Наука удовлетворяет социальную потребность в знаниях и использует в качестве символического кода строгий язык научных понятий, теорем, теорий. Вы можете продолжить этот анализ самостоятельно, сравнив, например, право и мораль, религию и политическую идеологию, чтобы лучше понять их особенности и общественные функции.

Рассмотренные выше явления образуют как бы «верхний этаж» духовной жизни общества. Все они по-своему важны и необходимы. Функции каждой формы духовной деятельности не могут быть выполнены прочими. Вместе с тем в различные исторические эпохи то одна, то другая из них выдвигалась на передний план. Например, в Средние века ведущая роль принадлежала религии, потому что в качестве главного заказчика, организатора и общественного эксперта в сфере духовной деятельности выступала церковь. В Новое время, начиная приблизительно с XVII столетия, эта роль стала постепенно переходить к государству, в связи с чем наблюдался процесс секуляризации – относительного уменьшения влияния религии. На передний план выдвигались такие формы духовной деятельности, как наука, философия, политическая идеология. Однако этот процесс никогда не был всеобщим и не затрагивал все страны в одинаковой степени.

В истории делались попытки насильственно «вытеснить» из жизни общества одни духовные ценности и заменить их другими, в частности религию наукой, мораль идеологией (вспомните из школьного курса истории, когда и где это происходило), однако, по большому счету, они закончились безрезультатно.

Какая форма духовной деятельности играет ведущую роль в современном обществе? По мнению многих ученых, на это место все более претендуют средства массовой информации (СМИ), а в качестве главного посредника, связующего интересы создателей и потребителей духовных ценностей, выступает безличный механизм рыночных отношений. Общество во все большей мере организуется и управляется не с помощью идей, а с помощью каналов коммуникации. Эти изменения порождают много новых социальных проблем, в частности уменьшение престижности некоторых традиционных интеллигентских профессий и рост популярности ряда новых – сотрудника информационного агентства или медиа-холдинга, культурного менеджера, продюсера, рекламного агента, телеведущего и др. Возможность получения прибыли становится одним из веских аргументов для принятия решения о тиражировании произведений. Некоторыми деятелями культуры данная ситуация оценивается как «духовный кризис общества» или «падение духовности».

Важность для общества основных исторических форм духовной деятельности подтверждается тем, что они развиваются и совершенствуются преимущественно профессионалами в стенах специализированных культурных учреждений, таких как школа и университет, церковь, музей, библиотека, театр и т.п. Чтобы добиться успеха в этих областях, нужно обладать обширными специальными знаниями и навыками, как минимум, в пределах высшего образования. Поэтому данную сферу общественной жизни еще иногда называют специализированной духовной деятельностью.

Однако, помимо специализированной, существует и неспециализированная духовная деятельность. Обратите внимание на такие явления, как язык, народные обычаи и традиции, мода, этикет. Можно ли однозначно определить общественные потребности, которые они удовлетворяют? Существуют ли в современном обществе специальные организации и учреждения, которые несли бы «ответственность» за эти виды деятельности? Очевидно, что они выполняют сразу множество культурных функций, затрагивая интересы не только профессионалов, но буквально всех членов общества. Чтобы быть причастным к этой сфере духовной жизни, необязательно иметь специальное образование. Вся область духовных отношений, связанная с культурой труда, быта, досуга, семейного и личного общения, выступает как неспециализированная деятельность. Хотя в науке ее порой рассматривают как «нижний этаж» духовной жизни общества, но скорее это дань традиции, противопоставлявшей «высокую» (создаваемую для образованного меньшинства) и «низкую» (простонародную) культуру.

Значение неспециализированной деятельности в современную эпоху ни в коем случае нельзя недооценивать, потому что именно на этом уровне чаще всего и происходит непосредственная встреча человека с ценностями духовной культуры.

ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА

В индивидуальной человеческой жизни духовные ценности выполняют ориентирующую и направляющую роль. Они как звезды или маяки, указывающие мореходам путь. Благодаря ценностям люди могут отличать важное от незначительного, тривиального. Способность суждения или оценки немецкий философ И. Кант считал одной из высших человеческих способностей. Она связана, с одной стороны, со свободой выбора, а с другой – с целеполагающей деятельностью и духовным самоопределением личности.

Ценностями люди считают то, что они ставят выше сиюминутных радостей и удовольствий, что придает смысл и значение их существованию. Американский психолог Э. Фромм писал, что люди определяют смысл жизни через соотнесение с ценностями. Для некоторых в качестве ведущей духовной ценности может выступать познание, для других – любовь, творчество, вера, свобода, забота о благе Отечества. Ради этих ценностей люди способны переносить жизненные невзгоды и лишения, сознательно идти на самоограничения и даже жертвуют собой. Разумеется, в реальной, практической жизни духовные ценности являются не в виде абстрактных идей, а в виде конкретных, чувственно осязаемых символов, например образов любимых литературных героев, поэтических строк и картин, гениальных изобретений и научных открытий. Общаясь с символами, люди общаются с ценностями.

Вместе с тем Э. Фромм указывал на «антиценности», или ложно понятые, извращенные ценности, такие как эгоизм и нарциссизм, стремление к безграничному богатству, славе и господству, страсть к разрушению, наркотическая эйфория, расизм и фашизм. Они тоже представлены символами-фетишами, которым поклоняется немало людей. Масштабы распространения этих явлений в современной духовной жизни вызывают обеспокоенность, ибо они оказывают разрушающее воздействие на общество и личность.

Обращение к духовным ценностям делает человека самостоятельным и последовательным в действиях, независимым от случайных оценок, предвзятых мнений. Наверное, вам приходилось встречать таких людей. Они не только много читают, увлекаются искусством, наукой, политикой, но и воспринимают все это глубоко осмысленно, лично. С ними интересно общаться. О таких людях говорят, что они обладают богатым духовным миром. С другой стороны, человек, не соотносящий себя ни с какими духовными ценностями, способен жить только сегодняшним днем. Его судьба зависит от прихоти случая и расхожих мнений, собственных пристрастий и капризов, и в целом его жизнь представляется бессмысленной. А вы уже задумывались, какому важному общественному делу, какому призванию вы хотите посвятить свою будущую жизнь? Не обязательно говорить об этом публично. Пусть пока это будет вашей личной тайной, но подумать об этом, конечно же, стоит!

в какой роли сам человек выступает объектом духовной жизни. 15 1. в какой роли сам человек выступает объектом духовной жизни фото. в какой роли сам человек выступает объектом духовной жизни-15 1. картинка в какой роли сам человек выступает объектом духовной жизни. картинка 15 1. Продаж: 2 последняя 15.06.2021 Возвратов: 0 Основные понятия: духовная деятельность, духовные ценности, специализированная и неспециализированная духовная деятельность, духовный мир, духовное самоопределение личности.

в какой роли сам человек выступает объектом духовной жизни. 15 1. в какой роли сам человек выступает объектом духовной жизни фото. в какой роли сам человек выступает объектом духовной жизни-15 1. картинка в какой роли сам человек выступает объектом духовной жизни. картинка 15 1. Продаж: 2 последняя 15.06.2021 Возвратов: 0 Термины: аксиология, опредмечивание ценностей, распредмечивание ценностей, секуляризация, знак, символ.

1) Дайте определение понятию «духовная деятельность». 2) Как связаны духовная деятельность и духовные ценности? 3) Раскройте суть процессов опредмечивания и распредмечивания в духовной деятельности. 4) В чем выражается общественный характер духовных ценностей? 5) Можно ли утверждать, что духовные ценности носят объективный характер? Свой вывод обоснуйте. 6) Назовите основные исторические формы духовной деятельности людей. 7) Что относится к специализированной духовной деятельности? 8) В каких областях общественной жизни проявляется неспециализированная общественная деятельность? 9) Какова роль духовных ценностей в жизни человека?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Примените знание основных компонентов деятельности к понятию «духовная деятельность» и установите, что является объектом духовной деятельности, кто выступает ее субъектом, что побуждает людей к этому виду деятельности, каковы ее основные результаты и средства их достижения.

2. По данным социологического опроса начала XXI в., на вопрос «Кем хочет стать современная молодежь?» получены следующие ответы: 32% респондентов желают стать бизнесменами; 17% – экономистами; 13% – банкирами; 11% – бандитами; 5% – менеджерами; 1% – космонавтами; 21% назвали другие профессии. Опрос родителей на тему «Что больше всего беспокоит в детях?» свидетельствует, что 26% назвали агрессивность и жестокость; 25% – безнравственность; 24% – наркоманию; 15% – лень. (Аргументы и факты. – 2002. – № 28, 29; Комсомольская правда. – 2002. – 26 декабря.)

Можно ли на основе этих данных сделать выводы о ценностных ориентирах современной молодежи? Если да, то какие?

3. Проанализируйте приведенную ниже таблицу. Есть ли зависимость между социальным положением человека (статусом) и его культурными запросами? Конкретизируйте свой вывод.

А каковы ваши культурные предпочтения?

Проведение свободного времени молодыми москвичами

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *