в какой программе представлена классификация групп дошкольников с овз ответ на тест
В какой программе представлена классификация групп дошкольников с овз ответ на тест
Для начала несколько суперполезных изданий, которые помогут повысить квалификацию воспитателя, педагога, логопеда и дефектолога. Это бумажные пособия:
Есть менее важная, но не менее интересная литература. Для тех, кто уже немножко в теме и пытается вникнуть поглубже, могу посоветовать еще несколько изданий:
ОВЗ – педагогический, а не медицинский термин
Лица с особенностями здоровья встречаются достаточно часто. По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире около 13% детей имею ОВЗ. Из них у 10% отмечаются физические и психические недостатки, а у 3% – недостатки интеллекта. Почти в каждой пятой семье есть такие дети. Это касается и России, и других стран.
Дети с ОВЗ могут быть признаны инвалидами или нет. Если инвалидность – термин медицинский, то ОВЗ – педагогический. В каком документе аббревиатура расшифровывается? Например, в законе № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ». Там говорится, что лицо с ограниченными возможностями здоровья может иметь недостатки физического или психологического развития. Такие недостатки могут быть постоянными или временными, врожденными или приобретенными.
Эти особенности определяются докторами и подтверждаются психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). У деток с ОВЗ есть право на образование. По обычным программам они учиться не могут. То есть в группу ОВЗ попадают только ребята, которым действительно нужна особая программа для обучения и адаптации в общество. Специальные условия, подход, учебники, программы, пособия и т.д.
Почему мы должны знать, что таит в себе аббревиатура ОВЗ? Потому что стараемся создать инклюзивное общество. Мы должны быть терпимее, внимательнее и человечнее к тем, кто входит в наш близкий и дальний круг общения. Воспитателям нужно разобраться в категориях ОВЗ, так как они связаны с обучением детей. Методисты и другие работники детсадов должны постоянно соврешенствовать профессиональный уровень.
Пару лет назад я проходила повышение квалификации по инклюзивному образованию. Об этом писала в статье «ОВЗ – какие заболевания входят». Сейчас попытают рассказать более подробно.
8 категорий детей с ОВЗ
Классификация ОВЗ введена, чтобы организовать процесс обучения детей с учетом их особенностей. Все лица от рождения до 18-летия должны иметь равные возможности на социализацию и образование. Инклюзивное обучение должно учитывать особые потребности и индивидуальные возможности.
Иногда пишут, что есть 9 категорий ОВЗ. Такая категоризация получается, когда пытаются разделить одну из установленных категорий на две. Например, выделить особенности деток слепых и слабовидящих. Общепринятая классификация поводится Лапшиным и Пузановым. Согласно ей, существует 8 категорий ОВЗ:
Вот в этой публикации приведена интересная таблица. В ней объясняется, как ребенок с той или иной ОВЗ воспринимает информацию. Рассказывается об особенностях его мышления, памяти, внимания, поведения.
Четыре степени нарушения здоровья
В классификации Лапшина и Пузанова все структурировано, систему легко использовать. Почему – увидите ниже. Есть и другие классификации. Например, по Егоровой. Она предлагает особенности разделять по локализации на 3 вида: телесные (двигательные, хронические), сенсорные (слух, зрение), мозговые (речь, интеллект, психика). Такая классификация недостаточно подробна. И для особенностей одной локализации предлагает применять много разнонаправленных программ.
Особенность здоровья у ребенка младшего возраста можно отнести к одной из 4-х степеней тяжести:
Степень ОВЗ устанавливается медработниками. В ДОУ ребенок приходит со справкой от медкомиссии. И там, на основании диагноза и имеющихся ресурсов, решают, смогут ли принять ребенка, подходят ли для него условия.
Можно еще упомянуть трехзвенную шкалу ограниченных возможностей. С ней следует ознакомиться, чтобы понимать терминологию. Британский минздрав придумал классифицировать ОВЗ по ступеням:
Варианты адаптированных программ для детей в ОВЗ
Если у ребенка есть определенные трудности, ему рекомендуют АООП – «адаптированную основную общеобразовательную программу». АОПП разрабатывается, чтобы помочь в преодолении трудностей. Каждая программа имеет код из двух цифр через точку. Первая – от 1 до 8 по локализации расстройства. Цифры немного не совпадают с теми, которые я привела в классификации ОВЗ. Вторая – от 1 до 4, в зависимости от ожидаемого результата:
Например, вариант 6.2 рассчитан на ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Он сможет получить те же знания, что и дети без отклонений. Но не за один год, а за более длительный срок, так как вряд ли сможет полноценно посещать все занятия.
По образовательному стандарту ФГОС НОО, для ребят с ОВЗ могут быть такие АООП:
Ученики с особенностями ощущают сложности в организации собственного поведения и коммуникации. Они по-другому усваивают информацию. При составлении программы обучения педагоги должны учесть следующее:
Зачем детям с ОВЗ ходить в детсад
Дети с ОВЗ требуют особого внимания в детсадах и школе. Заниматься с детсадовцами можно в обычном общеобразовательном, инклюзивном или специализированном ДОУ. Еще вариант – обучаться на дому. Я считаю, что для социализации лучше постараться отправить ребенка в детсад. Важно учесть три фактора: наличие там специалиста, условия и организационные моменты.
В общеобразовательном ДОУ ребенок посещает те же занятия, что остальные дети. И еще – дополнительные уроки. Например, с логопедом или дефектологом. Это подходит не всем. В остальных дошкольных заведениях есть специальные адаптированные программы.
Основная функция ДОУ при работе с детками, имеющими ограниченные возможности здоровья – социализация. Именно для этого создаются интегрированные группы. Дети с разными психическими и физическими возможностями обязательно должны пересекаться и взаимодействовать. Это важно для всех участников группы. Такое общение раздвигает рамки познания мира для деток.
Хочу дать еще несколько ссылок. Это онлайн-курсы для педагогов, которые занимаются с детками с ОВЗ. Каждый длится 72 часа. Все можно проходить онлайн, без отрыва от основной работы. Все-таки нам есть за что любить современные технологии! Итак:
Категории детей с ОВЗ — характеристика и адаптированные программы ФГОС
Категории ОВЗ — краткая характеристика и адаптированные программы ФГОС
В российском здравоохранении есть понятие ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. Термин относится к людям, имеющим физические или психические особенности. Давайте разберемся, что такое категории ОВЗ применительно к детям. С вами снова Татьяна Сухих, предлагаю ознакомиться с моим материалом для расширения кругозора. Воспитателям и методистам ДОУ он будет особо полезен. Категоризация ОВЗ помогает спланировать и организовать учебный процесс.
ОВЗ – педагогический, а не медицинский термин
Лица с особенностями здоровья встречаются достаточно часто. По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире около 13% детей имею ОВЗ. Из них у 10% отмечаются физические и психические недостатки, а у 3% – недостатки интеллекта. Почти в каждой пятой семье есть такие дети. Это касается и России, и других стран.
Дети с ОВЗ могут быть признаны инвалидами или нет. Если инвалидность – термин медицинский, то ОВЗ – педагогический. В каком документе аббревиатура расшифровывается? Например, в законе № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ». Там говорится, что лицо с ограниченными возможностями здоровья может иметь недостатки физического или психологического развития. Такие недостатки могут быть постоянными или временными, врожденными или приобретенными.
Эти особенности определяются докторами и подтверждаются психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). У деток с ОВЗ есть право на образование. По обычным программам они учиться не могут. То есть в группу ОВЗ попадают только ребята, которым действительно нужна особая программа для обучения и адаптации в общество. Специальные условия, подход, учебники, программы, пособия и т.д.
Почему мы должны знать, что таит в себе аббревиатура ОВЗ? Потому что стараемся создать инклюзивное общество. Мы должны быть терпимее, внимательнее и человечнее к тем, кто входит в наш близкий и дальний круг общения. Воспитателям нужно разобраться в категориях ОВЗ, так как они связаны с обучением детей. Методисты и другие работники детсадов должны постоянно соврешенствовать профессиональный уровень.
Пару лет назад я проходила повышение квалификации по инклюзивному образованию. Об этом писала в статье «ОВЗ – какие заболевания входят».
8 категорий детей с ОВЗ
Классификация ОВЗ введена, чтобы организовать процесс обучения детей с учетом их особенностей. Все лица от рождения до 18-летия должны иметь равные возможности на социализацию и образование. Инклюзивное обучение должно учитывать особые потребности и индивидуальные возможности.
1. отсталость умственного развития (с нарушениями интеллекта)
В данном случае ребенок относится к этой категории, если у него диагностирован аутизм, болезнь Дарвина, эпилепсия, шизофрения, олигофрения, слабоумие, опухоли нервной системы и другие заболевания.
2. задержка психического развития (ЗПР)
В данную группу относятся заболевания, вызванные поражением центральной нервной системы.
3. нарушения слуха (глухие, плохослышащие)
Относятся дети, которые имеют стойкое двустороннее нарушение слуха, при котором общение с людьми при помощи речи существенно затруднено или вовсе невозможно.
4. проблемы со зрением (слепые, слабовидящие)
В эту группу входят дети, которые не могут использовать зрение для познания и ориентирования. Если я не ошибаюсь, то показатель зрения до 0,08.
5. речевые отклонения
Ребенок с подобными нарушениями не может пользоваться коммуникативной функцией с целью познания. Это обусловлено недоразвитием речи, которое может возникнуть по самым различным причинам.
6. нарушения в работе опорно-двигательного аппарата
Дети не могут полноценно двигаться с такой же скоростью и силой, как их сверстники, не могут сохранять аналогичную скоординированность и темп движения. Среди заболеваний опорно-двигательно аппарата, приводящим к подобным проблемам, можно выделить полиартрит.
7. расстройства поведения и общения
В данную группу могут входить гиперактивные дети, но поскольку подобный диагноз сейчас ставят в поликлинике практически каждому второму, то здесь еще важно учитывать сопутствующие факторы.
8. комплексные нарушения (представляют собой сочетание двух и более групп)
В качестве примера можно привести сочетание таких заболеваний, как детский церебральный паралич и отсутствие слуха, либо нарушение зрения вкупе с задержкой психического развития.
Общепринятая классификация поводится Лапшиным и Пузановым. Согласно ей, существует 8 категорий ОВЗ:
Нарушения слуха. Это глухие детки с рождения, оглохшие в сознательном возрасте или слабослышащие. Они с трудом воспринимают или вообще не воспринимают речь обоими ушами.
Нарушения зрения. Сюда относят слепых и слабовидящих. Острота зрения может быть разной на обоих глазах (0…80% с коррекцией очками), может присутствовать ограничение поля зрения (остаточная 10-15%). Такие дети не могут пользоваться глазами для познавательной деятельности.
Нарушения речи. В эту группу входят логопаты.
Нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА). Сюда входят разные двигательные расстройства органического и периферического происхождения. Могут иметь врожденный или приобретенный характер. Это нарушения координации, проблемы с объемом и силой движений, их темпом.
Умственная отсталость. К этой категории относят деток со стойкими и необратимыми нарушениями психического развития.
Задержки психического развития (ЗПР). Одно из самых распространенных отклонений. Характеризуется нарушением интеллектуальной работоспособности ребенка.
Нарушения поведения и общения. Наиболее часто социальные навыки и коммуникация нарушены у деток с аутизмом. Особенность относится к психическим, но в плане обучения ее рассматривают отдельно.
Комплексные нарушения психофизического развития. Сюда относятся дети со сложными, комбинированными дефектами. Например, слепоглухонемые, глухие с умственной отсталостью и т.д.
Четыре степени нарушения здоровья
В классификации Лапшина и Пузанова все структурировано, систему легко использовать. Почему – увидите ниже. Есть и другие классификации. Например, по Егоровой. Она предлагает особенности разделять по локализации на 3 вида: телесные (двигательные, хронические), сенсорные (слух, зрение), мозговые (речь, интеллект, психика). Такая классификация недостаточно подробна. И для особенностей одной локализации предлагает применять много разнонаправленных программ.
Особенность здоровья у ребенка младшего возраста можно отнести к одной из 4-х степеней тяжести:
Легкие и умеренные поражения функций организма. Иногда детям с первой степенью дают инвалидность. Но при должной реабилитации у них есть возможность восстановиться.
Патология значительна, соответствует 3-й взрослой группе инвалидности. Даже при интенсивной реабилитации функция организма до конца не восстановится.
Поражения проявляются в значительной мере, функции и потенциал ребенка серьезно ограничены. Степень соответствует 2-й группе инвалидности у взрослых.
Ребенок не может нормально функционировать в обществе. Патология не вылечится, реабилитация малоэффективна. При 4-й степени медики стремятся не допустить ухудшений.
Степень ОВЗ устанавливается медработниками. В ДОУ ребенок приходит со справкой от медкомиссии. И там, на основании диагноза и имеющихся ресурсов, решают, смогут ли принять ребенка, подходят ли для него условия.
Можно еще упомянуть трехзвенную шкалу ограниченных возможностей. С ней следует ознакомиться, чтобы понимать терминологию. Британский минздрав придумал классифицировать ОВЗ по ступеням:
Недуг – утрата либо аномалия (функции, физиологической или психологической структуры).
Дефект – потеря возможности действовать так, как могут остальные люди.
Варианты адаптированных программ для детей в ОВЗ
Если у ребенка есть определенные трудности, ему рекомендуют АООП – «адаптированную основную общеобразовательную программу». АОПП разрабатывается, чтобы помочь в преодолении трудностей. Каждая программа имеет код из двух цифр через точку. Первая – от 1 до 8 по локализации расстройства. Цифры немного не совпадают с теми, которые я привела в классификации ОВЗ. Вторая – от 1 до 4, в зависимости от ожидаемого результата:
К окончанию обучения ребенок с ОВЗ достигнет тех же результатов, что и детки без особенностей.
Результат по окончании будет тот же, но программа растянута на более длительный срок.
Итоги образования будут отличаться от тех, которые получат обычные дети после детсада или школы.
Будут отличаться не только результаты обучения, но и сроки.
Например, вариант 6.2 рассчитан на ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Он сможет получить те же знания, что и дети без отклонений. Но не за один год, а за более длительный срок, так как вряд ли сможет полноценно посещать все занятия.
По образовательному стандарту ФГОС НОО, для ребят с ОВЗ могут быть такие АООП:
для глухих – 1.1, 1.2, 1.3, 1.4;
слабослышащих – 2.1, 2.2, 2.3;
слепых – 3.1, 3.2, 3.3, 3.4;
слабовидящих – 4.1, 4.2, 4.3;
с нарушениями ОДА – 6.1, 6.2, 6.3, 6.4;
с РАС – 8.1, 8.2, 8.3, 8.4;
с умственной отсталостью (интеллектуальными отклонениями) – 1599, варианты 1 и 2.
Ученики с особенностями ощущают сложности в организации собственного поведения и коммуникации. Они по-другому усваивают информацию. При составлении программы обучения педагоги должны учесть следующее:
общую ослабленность, связанную с недостатком здоровья;
ограниченные возможности, не дающие полноценно участвовать в деятельности, которая соответствует возрасту;
индивидуальные особенности психофизиологического состояния;
Вопрос-ответ: дошкольное образование
Коррекционное и инклюзивное образование
О ПООП для детей с ОВЗ
Вопрос. Необходимо ли разрабатывать к 1 сентября адаптированную программу для детей с ОВЗ? У нас 7 групп компенсирующей направленности. Если да, то где взять примерную, как для школ? Хотя бы, какова её правильная структура?
Содержание АООП разрабатывается в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, с учетом ПООП дошкольного образования, использованием комплексных программ, специальных программ обучения и воспитания детей с ОВЗ, парциальных программ и др. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу II пункта 2.2. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249).
Структура АООП также как и ПООП дошкольного образования включает целевой, содержательный и организационный разделы.
При разработке АООП дошкольной образовательной организации рекомендуется брать во внимание АООП обучающихся с ОВЗ соответствующей категории. Это важно для осуществления преемственности с НОО (в случае если ребенок будет продолжать обучение по такой программе). (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Статья 63. Общее образование. п.1. Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными).
Вопрос. В навигаторе образовательных программ дошкольного образования нет программы для детей с ЗПР. Какие образовательные программы можно использовать для разработки рабочей программы учителя-дефектолога, работающего на группе детей с ЗПР?
Вопрос. В навигатор образовательных программ дошкольного образования не вошла «Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой, по которой работали учителя-логопеды групп для детей с ТНР. Какими программами теперь (сейчас) можно руководствоваться для разработки рабочей программы учителя-логопеда группы для детей с ТНР?
Нищева Н. В.: Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет).- СПб.: Детство-Пресс, 2006.
О коррекционной работе с детьми с ОВЗ и детьми –инвалидами в рамках реализации ООП ДО
Вопрос. Скажите, пожалуйста, нужно ли в Программу включать раздел «Коррекционная и инклюзивная педагогика», если в ДОУ нет детей с ОВЗ? А если придут дети с ОВЗ, то что потом? Делать приложение к Программе?
Ответ: Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. п.2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу III пункта 3.2.7. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249).АООП дошкольной образовательной организации разрабатывается в том случае, если такие дети есть.
Ответ. Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ограниченными возможностями здоровья разрабатывает ПМПК (см. Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование. Выпуск 3. Методическое пособие. М. : Центр «Школьная книга». 2010).При разработке АООП необходимо предусмотреть и обосновать строго определенные варианты и формы организации образования каждой категории дошкольников с ОВЗ. В Вашем случае – это разные образовательные программы: для детей с ФФН и для детей с ОНР. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу III пункта 3.2.7. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249).
Вопрос. В ходе разработки ООП нашего ДОУ возник вопрос: какой раздел добавить в программу, если у нас есть ребёнок-инвалид (отдельно адаптированную программу для ребёнка-инвалида теперь разрабатывать не нужно), но по его индивидуальной карте реабилитации по всем её разделам, кроме мероприятий медицинской реабилитации со стороны Управления здравоохранения Липецкой области, нет никаких рекомендаций, т.е. в разделе мероприятий психолого-педагогической реабилитации в рекомендациях по условиям организации обучения не нуждается, в психологической помощи со стороны ДОУ не нуждается. И так по всем разделам этой карты. Как проступить в этом случае?
Ответ. Согласно тексту этого письма образование данного ребенка должно осуществляться по ООП дошкольной образовательной организации с учетом медицинских показаний.
Вопрос. Подскажите, пожалуйста, как написать адаптированную программу для ребенка инвалида 5 группы здоровья. Диагноз: дизэритропатическая анемия, отклонений нет, только освобождение. Заранее вам благодарны.
Вопрос. Здравствуйте, в одном из детских садов нашего района реализуется логопедическая программа Н.В. Нищевой для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Также используются рабочие тетради О.С.Гомзяк «Говорим правильно», но они не относятся к учебно-методическому комплекту программы Нищевой Н.В. Можем ли мы указывать рабочие тетради О.С.Гомзяк «Говорим правильно» в организационном разделе ООП ДО.
Ответ. Можете. Содержание АООП разрабатывается в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования с учетом ПООП дошкольного образования, с использованием комплексных программ, специальных программ обучения и воспитания детей с ОВЗ, парциальных программ и др. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу II пункта 2.2. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249).
Вопрос. Наше образовательное учреждение реализует ООП с учётом программы «Детство», имеется одна группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР и ОНР. Подскажите, пожалуйста, должны ли мы, реализуя программу Н.В.Нищевой в группе компенсирующей направленности, вести образовательную деятельность по лексическим темам автора или мы можем по общему тематическому планированию ДОУ. Не будет ли это нарушением?
Ответ. Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. п.2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу III пункта 3.2.7. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249)Содержание АООП разрабатывается в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования с учетом ПООП дошкольного образования, с использованием комплексных программ (в том числе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой), специальных программ обучения и воспитания детей с ОВЗ, парциальных программ и др. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу II пункта 2.2. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249).
Однако для детей с ЗПР должна быть разработана своя АООП с учетом особых образовательных потребностей этой категории детей, особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей в целях максимальной реализации их реабилитационного потенциала к моменту поступления в школу.
Вопрос. Анализируя нормативные документы, касающиеся разработки ООП ДО в группах компенсирующей и комбинированной направленности, пришли к определенным выводам. Есть ли в нижеуказанных тезисах ошибки?
Раздел программы «Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции» может включать в себя следующую информацию:
— адаптация авторской программы Нищевой Н.В. под условия ДОО;
— замещение образовательной области «речевое развитие» авторской программы «От рождения до школы» под. ред. Веракса Н.Е. парциальной программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Филичевой Т.Б., Тумановой Т.В., Чиркиной Г.В.);
Структура АОП утверждается ДОО, исходя из профессиональных предпочтений специалистов. АОП (по количеству детей) являются приложением к ООП ДО. В разделе «Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции» ООП ДО может указываться:
Ответ.
Да это так.
Раздел программы «Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции» может включать в себя следующую информацию:
Здесь по всей видимости идет речь о разделе «Программа коррекционной работы».
— адаптация авторской программы Нищевой Н.В. под условия ДОО;
— замещение образовательной области «речевое развитие» авторской программы «От рождения до школы» под. ред. Веракса Н.Е. парциальной программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Филичевой Т.Б., Тумановой Т.В., Чиркиной Г.В.);
Это должно быть прописано в пояснительной записке АООП.
Это отражается в разделе «Программа коррекционной работы».
Это описывается в разделе «Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе».
Это отражается в разделе «Планирование образовательной деятельности»
Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. п.2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу III пункта 3.2.7. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249)
Структура АОП утверждается ДОО, исходя из профессиональных предпочтений специалистов. АОП (по количеству детей) являются приложением к ООП ДО. В разделе «Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции» ООП ДО может указываться:
Для детей с ОВЗ, посещающих группу комбинированной направленности разрабатывается АООП ДОО.
Рекомендации См. выше.
Ответ. Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. п.2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу III пункта 3.2.7. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249)
Таким образом, для групп компенсирующей направленности разрабатывается АООП дошкольной образовательной организации.
Вопрос. Нужно ли утверждать руководителем учреждения авторские программы для работы с детьми с ОВЗ?
Ответ. Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Статья 12. п.6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.
О создании систем инклюзивного образования детей-инвалидов
Ответ. Да может. Детьми-инвалидами могут быть признаны, например глухие дети, дети с тяжелыми нарушениями зрения, детским церебральным параличом, со сложной структурой нарушений и др.
Вопрос. 1. В детском саду действуют группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. В группе осуществляют образовательную деятельность 2 воспитателя и учитель-логопед. В связи с нехваткой мест в дошкольных учреждениях планируем переоформить группы компенсирующей направленности в группы комбинированной направленности. В уставе учреждения прописаны все варианты. В связи с этим несколько вопросов:
— как правильно оформить переименование групп, какие НЛА должны быть разработаны?
— размер субвенций на ребенка ОВЗ компенсирующей группы и комбинированной одинаковый или различается?
— правомочно ли будет оставить ставку учителя-логопеда в группе комбинированной направленности, предположим, если ее будут посещать 16 детей ОВЗ и 10 здоровых?
Ответ.
— как правильно оформить переименование групп, какие НЛА должны быть разработаны?
Вопрос к органам управления образованием и др.
— размер субвенций на ребенка ОВЗ компенсирующей группы и комбинированной одинаковый или различается?
Вопрос к органам управления образованием и др.
Вопрос: правомочно ли будет оставить ставку учителя-логопеда в группе комбинированной направленности, предположим, если ее будут посещать 16 детей ОВЗ и 10 здоровых?
Ответ: В группе комбинированной направленности не может быть такого количества детей с ОВЗ. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу III пункта 3.2.4. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249) п. 1.12. В дошкольных образовательных организациях организация групп комбинированной направленности, реализующих совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями, осуществляется в соответствии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.
Рекомендуемое количество детей в группах комбинированной направленности:
а) до 3 лет — не более 10 детей, в том числе не более 3 детей ограниченными возможностями здоровья;
б) старше 3 лет — не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом;
не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;
— не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.
Соответственно этим показателям устанавливается ставка учителя-логопеда.
Ответ: Данных по изменению в этом плане нет.
О психолого-педагогической диагностике для выявления особых образовательных потребностей детей
Вопрос. Попадает ли диагностика, проводимая учителем-логопедом и учителем-дефектологом под определение «психологическая диагностика»?
Ответ. Учитель-логопед и учитель-дефектолог осуществляют педагогическую и психолого-педагогическую диагностику. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу III пункта 3.2.3. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249).
Вопрос. Диагностика, проводимая специалистами ДОО (музыкальный руководитель, инструктор по ФК) является диагностикой «педагогической» или «психологической»?
Ответ. Музыкальный руководитель, инструктор по ФК осуществляют педагогическую диагностику. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу III пункта 3.2.3. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249).
Вопрос. Должен ли в каждой ДОО функционировать ПМПк? Если да, то каким образом осуществляется деятельность по выявлению детей, нуждающихся в определении дальнейшего маршрута развития, в ДОО, которые не имеют в своем штате педагога-психолога, учителя-логопеда (учителя-дефектолога)?
Ответ. См. Положение «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения» (в соответствии с Письмом Минобрнауки РФ от 27.03.2000 №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»1. ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.
О подготовке дошкольников к обучению в школе
Ответ. Требования ФГОС ДО являются обязательными для всех форм работы с детьми, поэтому нарушения СанПиН недопустимы и вам необходимо искать выход из сложившейся ситуации.Эффективность образовательного процесса в группах кратковременного пребывания зависит от подбора и сочетания разных видов деятельности и форм их организации, которые обеспечат все направления развития и создадут целостный образ жизни дошкольника – несколько часов дня, заполненных разнообразными делами в группе сверстников, куда ребёнок включается по интересам, а не по психологическому принуждению.
Именно в этом образе жизни заключается отличие групп кратковременного пребывания в детском саду от групп, создаваемых при школах, где образовательный процесс строится как простая сумма, калейдоскоп быстро сменяющих друг друга учебных занятий (по типу школьных уроков, только менее продолжительных), то есть как школа для дошкольников.
«Рабочий день» в условиях групп кратковременного пребывания должен быть организован таким образом, чтобы был выдержан временной баланс: между свободной самостоятельной деятельностью детей и занятиями со взрослым.
Каждый день начинается или заканчивается свободной деятельностью, когда ребёнок может выбрать себе дело по интересам (поиграть, порисовать, смастерить что-то из конструктора, рассмотреть вместе с другим ребёнком книжку и т.п.).
Период свободной деятельности сменяется групповым общением – разговором, к которому педагог приглашает всех детей группы.
После общения проводятся одно-два занятия, рассчитанные на работу со всей группой. В условиях разновозрастной группы это могут быть однотемные занятия, в которых программные задачи дифференцируются.
Но, при реализации ФГОС ДО образовательная работа по Программе должна осуществляться не только в детском саду, но и в семье, что особенно актуально для детей, посещающих группы кратковременного пребывания. Поэтому наиболее перспективной для данных групп является авторская Программа «Миры детства: конструирование возможностей»-Москва:АСТ:Астрель, 2015 год, которая оснащена специальным дидактическим материалом «Детский календарь», для проведения образовательной деятельности с детьми в семье.
Вопрос. Если ребенок не посещает детский сад, означает ли это, что он не освоил стандарт дошкольного образования и не может быть принят в первый класс школы?
Ответ. Это не означает, что ребенок не может быть принят в первый класс. Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
Об оборудовании и информационных ресурсах реализации ПООП и ООП
Вопрос. Имеется или планируется ли создание электронных разработок ОД для детей дошкольного возраста для работы с интерактивным оборудованием.
Ответ. Электронные образовательные ресурсы для ДОУ разрабатывались в рамках проекта ФЦПРО «Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, а также систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями» (2011-2012гг.). Было разработано 900 ЭОР для дошкольного образования по образовательным областям «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Безопасность». Часть ЭОР прошли апробацию в детских дошкольных учреждениях. Содержательно и методически они создавались в соответствии с ФГТ. Ознакомиться с ними можно на сайте http://sc.edu.ru/. Разработка новых ресурсов запланирована на период до 2020 года.
О сетевом взаимодействия дошкольной образовательной организации с окружающим социумом
Ответ. Сетевое взаимодействие – это совместная деятельность нескольких образовательных учреждений, организованная для обучения, взаимообучения, совместного изучения, обмена опытом, проектирования, разработки, апробирования или внедрения учебно-методических комплексов, методик и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления в системе образования.На этапе завершения дошкольного образования сетевое сотрудничество педагогов и родителей необходимо, так как оно расширяет образовательное пространство, как детского сада, так и семьи ребенка. Взаимодействие педагогов и родителей позволяет решать задачи, поставленные Стандартом дошкольного образования; «приобщает детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства с учетом этнокультурной ситуации развития детей; построить образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка». Данный подход может быть применен ко всей системе дошкольного образования, который расширяет образовательное пространство организации и позволяет привлечь новые ресурсы с целью реализации запросов родителей воспитанников и выполнения ООП ДО.
В современных условиях повышение качества образования может быть обеспечено не отдельным учреждением, а целой сетью образовательных учреждений, включая межведомственное взаимодействие общего и дополнительного образования, культуры и спорта и т.п.
Первая модель «Вертикаль» предполагает объединение образовательных организаций на базе или вокруг базовой школы или детского сада. Формируется Центр на основе потенциала и «клиентских отношений» учреждения основного образования. Такое сотрудничество строится на основе концепции, программы, положения и договора о совместной деятельности. Правовое оформление и финансирование таких вертикально интегрированных образовательных центров и социокультурных комплексов может быть различно. Обязательным условием существования вертикальных интегрированных центров является создание новых образовательных моделей и педагогических технологий.
Вторая модель «Горизонталь» представляет собой ассоциацию образовательных учреждений и организаций, которые объединяют интеллектуальные и методические ресурсы и создают единое образовательное пространство. Данная модель объединяется единым уставом, концепцией, программой, учредительным договором.
Третья модель «Синтез» позволяет интегрировать условия различных ведомств на базе учреждения образования. Такая модель предусматривает реорганизацию, объединение учреждений в единую новую организацию на административной основе.
Опираясь на описанный выше опыт, в рамках сетевого взаимодействия более высоких ступеней образования, для детских садов может быть предложен алгоритм организации и создания сети внутри и межведомственного взаимодействия с учреждениями для реализации задач ФГОС ДО и выполнения целевых ориентиров, повышения результативности и качества образования. (Абанкина Т.В.)
Для организации такой модели сотрудничества необходимо пройти несколько этапов.
Для создания эффективной модели взаимодействия с учреждениями социокультурной направленности в учреждениях дополнительного образования необходимо провести мониторинговое исследование образовательных потребностей детей дошкольного возраста и возможностей родителей для участия в сетевом сотрудничестве. Исследование позволит проанализировать запрос родителей на образование детей, возможности и ресурсы, как дошкольного учреждения, семьи, так и других образовательных организаций и учреждений культуры, спорта и др. на предмет реализации дошкольным учреждением целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного возраста.
Для организации сетевого взаимодействия необходимо найти учреждения, заинтересованные в сетевом участии. В результате первого этапа должна появиться тактика объединения, которая отражает запросы и интересы семьи воспитанников, возможность консолидации всех социальных партнёров целям образовательного процесса и единая стратегия скоординированного развития всех участников системы образования.
Вхождение в сеть предполагает принятие и реализацию определённых требований, норм и правил взаимодействия, а также разработки концепции, направленной на решение общесетевых задач, способствующих развитию всей сети, так как вступление в сеть предполагает не только получение доступа к ресурсам смежных организаций, но и внесение каждой организацией своего вклада. Вклад выражается в активном участии каждой организации, поэтому основу сотрудничества составляет перспективный план развития сети.
Второй этап предлагает осуществлять сетевое взаимодействие на основании договора. В договоре должны быть указаны вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (ее части), статус обучающихся, правила приема, условия и порядок осуществления образовательной деятельности, в том числе распределение обязанностей между участниками сетевого взаимодействия, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.
Механизм сотрудничества предполагает обмен ресурсами и должен быть заключен сетью, а не отдельным учреждением. И тогда все участники могут воспользоваться разными ресурсами в соответствии с особенностями своих запросов и интересов.
Важно рассмотреть варианты способов сотрудничества и перспективы их планирования. Актуально представление форм сотрудничества учреждений перед родительской общественностью для знакомства с содержанием работы сети её участников.
Результатам второго этапа может быть рассмотрено создание координационного совета, который будет регулировать, контролировать и отслеживать программу сотрудничества сети и помогать родителям в разработке индивидуального образовательного маршрута ребенка.
На третьем этапе в рамках сетевого взаимодействия должны быть созданы условия для реализации образовательных запросов семьи в развитии и образовании ребенка.
О методах оценки качества работы дошкольных образовательных организаций, работающих в соответствии с ФГОС
Вопрос. Если не будет проводиться оценка знаний детей, то по каким показателям будет оцениваться деятельность дошкольной организации.
Ответ. Деятельность ДОО будет оцениваться по условиям, которые необходимо обеспечить в рамках реализации ФГОС ДО.
Процедуры оценки качества деятельности ДОО, разработанные в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) в 2011-2013 г.г., не могут быть использованы в практике работы дошкольных образовательных организаций, расположенных на территории РФ, поскольку представленный регламент данной процедуры не соответствует введенному в действие Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) по следующим основаниям.
В представленном регламенте в основу оценки качества деятельности ДОО была положена совокупность параметров, среди которых фигурировали результаты освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования (ООПДО). Инструментом для оценки результатов освоения воспитанниками ООПДО являлись данные диагностики развития детей, в частности, диагностика готовности к школьному обучению.
Данный подход и инструментарий не соответствует «Закону об образовании в РФ» (Ст.11, п.2; Ст.64, п. 2) и ФГОС ДО. В соответствии с «Законом об образовании в РФ» ФГОС ДО не может являться основанием для «оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся» (Ст.11, п.2).. Кроме того, «освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся» (273-ФЗ, Глава VII, ст.64, п.2). Из этого следует, что образовательные результаты на уровне дошкольного образования не могут подвергаться экспертизе, в том числе, в рамках оценки качества дошкольного образования. ФГОС ДО.
В соответствии с ФГОС ДО «Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач: 1) индивидуализации образования…2) оптимизации работы с группой детей, (ФГОС ДО, п.3.2.3). При этом «Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования…
Специфика дошкольного детства …, а также системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений» (ФГОС ДО п.4.1.). «Целевые ориентиры …не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая … оценку качества образования» (ФГОС ДО, п.4.5).
Таким образом, поскольку в центре ФГОС ДО находятся требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, необходимо сфокусировать оценку качества дошкольного образования на психолого-педагогических условиях реализации Программы в ДОО.
Вопрос. Как показать уровень освоения детьми ООП ФГОС при аттестации педагогов в графе «Стабильные положительные результаты ОП» если проведение мониторинга отменено, а инструментарии диагностики еще не разработаны.
Ответ. В рамках реализации ФГОС ДО каждая ДОО должна разработать инструмент для внутренней оценки качества. Предлагаем воспользоваться разработанными материалами по проведению самообследования ДОО, размещёнными на сайте ФИРО.
Индивидуальная консультация по содержанию ООП
Вопрос. При разработке программы наши руководители столкнулись с рядом проблем: структура программы, вариативная часть программы (парциальные программы), содержание коррекционной работы и др. Я Вам высылаю программу нашего детского сада, просьба, если это корректно, просмотреть её и прислать нам рекомендации.
Ответ. Уважаемые коллеги! Методические рекомендации по разработке ООП размещены на сайте ФИРО. Рекомендуем также внимательно проанализировать структуру и содержание ПООП ДО, которая также размещена на данном сайте. Это поможет вам самостоятельно оценить и доработать подготовленную ООП.