в какой программе делать портфолио архитектора
Портфолио онлайн: где, как и зачем его создавать
Гид по форматам, сравнение бесплатных платформ и подборка примеров портфолио архитекторов
Джессика Нгуен, Алёна Шляховая
Время чтения: 15 мин
Онлайн-формат портфолио часто выигрывает у его печатной версии: ссылку на предпросмотр PDF, личный профиль или сайт с работами легко отправить по запросу. Электронное портфолио можно просматривать с любых устройств, его проще продвигать для привлечения заказчиков, поиска работы или партнёров для коллабораций. К тому же в зависимости от платформы создать портфолио онлайн бывает гораздо проще, чем сверстать и напечатать.
Мы составили гид по возможным форматам и бесплатным платформам для публикации портфолио архитекторов и дизайнеров интерьера — и подобрали удачные примеры.
В подготовке материала участвовали преподаватели и кураторы Софт Культуры:
В обложке использованы изображения бюро Prostor Collective.
Если портфолио уже свёрстано в PDF
Буклеты, презентации и небольшие книги с проектами — самый распространённый формат архитектурных портфолио. Такие портфолио могут содержать любые типы материалов: от эскизов, диаграмм и визуализаций до текстов и рабочих чертежей к проекту. Они создаются в программах для многостраничной вёрстки, а затем выгружаются в формате PDF: получившийся файл можно распечатать, отправить в электронном формате или прикрепить ссылкой на скачивание — в письме, на сайте и даже в описании профиля в соцсетях.
PDF-файл портфолио обязательно запрашивают при поступлении в университет и часто — при подаче заявки на конкурс, тендер или при приёме на работу. Поэтому такое портфолио необходимо всем: студентам, сотрудникам архитектурных бюро, молодым командам и серьёзным компаниям.
Самым популярным среди архитекторов и дизайнеров считается Issuu. Но Calaméo и Yumpu не уступают ему по возможностям, а в чём-то даже выигрывают. Выбирать подходящую платформу стоит исходя из необходимых именно вам функций — смотрите в таблицу ниже.
Все три сайта позволяют не только хранить собственные файлы, но и искать и просматривать публикации других людей, компаний и изданий. Однако продвигать портфолио за счет любой из платформ тяжело, особенно в рамках бесплатных тарифах. Поэтому тем, кто работает на себя и кому важен поиск клиентов, нельзя ограничиваться только PDF-форматом портфолио.
Примеры портфолио архитекторов, опубликованные на Issuu, Calaméo или Yumpu, можно посмотреть в коллекции портфолио Софт Культуры.
В таблице приведено сравнение бесплатных возможностей платформ. Подписка расширяет возможности каждого из сервисов.
Примеры функций, доступных на платных тарифах: возможность отключать рекламу, возможность кастомизировать фон и логотип при просмотре портфолио, доступ к расширенной статистике по просмотрам портфолио, оптимизация файла для лучшего поиска в интернете (SEO), настройки приватности и возможности скачивания портфолио.
Детали подробно описаны на страницах с тарифными планами Yumpu, Issuu и Calaméo.
Если портфолио нет, но есть красивые картинки
Когда верстать, перевёрстывать и заново выгружать PDF-портфолио после каждого нового проекта нет ни времени, ни сил, можно завести аккаунты на Behancе или в Instagram — такой способ в разы легче и эффективнее.
Behance
Платформа была основана в 2006 году и изначально была заточена под публикацию графических работ. Сегодня огромное число дизайнеров и художников публикуют на Behance самые разные проекты, но сайт по-прежнему остается ориентированным на визуальный контент. Поэтому архитекторам стоит размещать здесь в первую очередь проекты с выразительной графикой: визуализации, коллажи, схемы и фотографии реализованных проектов, но не технические чертежи.
Портфолио на Behance стоит заводить прежде всего тем, кто работает над конкурсными и концептуальными проектами, или тем, у кого есть хорошо отснятые реализованные объекты. И конечно, это отличный вариант для визуализаторов и архитектурных фотографов.
Чтобы создать портфолио на Behance, нужно завести личный профиль. Профиль — это и есть портфолио: внутри него можно создавать проекты, в проектах указывать соавторов, размещать изображения, верстать их по заданным шаблонам, настраивать подписи и прикреплять ссылки. В проектах стоит также указывать софт, в котором создавались работы — так другим пользователям будет легче найти их на платформе, а значит вы скорее начнёте зарабатывать лайки, а ваша страничка — подниматься в выдаче Behance.
К оформлению и поддержанию профиля тоже необходимо отнестись внимательно: сформировать краткое и понятное описание деятельности, оставить ссылки на профили в других соцсетях, своевременно оформлять информацию о проектах и проверять уведомления — на случай, если кто то решит связаться с вами через чат на Behance.
Примеры портфолио архитекторов, созданные на Behance:
→ портфолио архитектурных бюро DA bureau и УТРО;
→ личные портфолио архитекторов Леши Галкина и Оли Марченко (бюро Facultative Works), Юли Каптур;
Instagram давно перестал быть просто мобильным приложением для публикации личных фото и видео и превратился в мощный инструмент продвижения собственного бренда. Если вместо (или в добавок) к другим форматам портфолио завести бизнес-аккаунт в Instagram и размещать в нём проекты, то при правильном использовании механик соцсети такой профиль сможет принести массу новых подписчиков и клиентов — как студентам и молодым командам, так и крупным бюро, компаниям, визуализаторам и архитектурным фотографам.
Публиковать в Instagram неоформленные рабочие чертежи и технические материалы к проекту не стоит. Лучше отказаться и от публикации слишком детализированных изображений — например, масштабных генпланов: их будет сложно разглядеть в ленте и тем более на экране смартфона. Вместо этого лучше показать отдельные укрупнённые фрагменты и детали чертежа. Также важно помнить, что платформа накладывает ограничения по пропорциям изображений и видео: часть контента придется подгонять под квадратный формат.
Почти у каждого архитектурного журнала есть аккаунт в Instagram. Кроме того, в соцсети есть множество тематических аккаунтов с подборками архитектурных проектов и графики — такие страницы быстро становятся популярными и набирают огромное число подписчиков, а чтобы показать свой проект в таком аккаунте, можно отметить его в своих публикациях и использовать специальные хештеги в описании постов. Это одна из бесплатных, но эффективных механик продвижения своего профиля.
Примеры портфолио архитекторов, созданные в Instagram:
→ аккаунт одного проекта @pro_stranstvye (архитектор Даша Зайцева);
→ портфолио визуализаторов и фотографов @ural.visual, @egorshtern.
Если портфолио — тоже творческий проект
Значит, пора создавать сайт. Сайт может быть посвящён работе одного архитектора или дизайнера, небольшой команды или крупного бюро, а может презентовать лишь один проект: реализованный, конкурсный или учебный.
В отличие от «картиночных» профилей на Behance или в Instagram персональный сайт архитектора может содержать любые виды материалов о проекте, в том числе объёмные тексты (например, рассказ о команде и ее ценностях), технические материалы, интерактивные элементы и материалы для скачивания (например, CV или портфолио, свёрстанное в PDF). Как и в случае с PDF-альбомом, дизайн сайта может быть любым и отражать вкусы и взгляды автора. Но в отличие от загруженного в сеть PDF-альбома, сайт удобно просматривать на всех устройствах. Ещё один плюс сайтов-портфолио — наличие именного домена, то есть уникального адреса в интернете: правда, эта опция, как правило, предоставляется платно и требует постоянного поддержания.
Некоторые из этих платформ — например, Readymag или Cargo — работают в том числе и как соцсети или комьюнити: лучшие сайты-проекты пользователей, ежедневно отбираются кураторами платформ и попадают на их главные страницы и в официальные каналы в соцсетях — хороший источник вдохновения и инструмент продвижения портфолио. Кроме того, почти все платформы имеют образовательные амбиции: помимо обучающих видео по работе с сервисом у каждого из конструкторов есть блог с материалами о графическом дизайне, работе с рекламой и оптимизации сайта.
Сайты архитекторов и архитектурных бюро могут быть разными по сложности: одна страничка (лэндинг) с краткой информацией о команде и контактами или более сложный сайт с несколькими разделами меню и подробным описанием каждого проекта — всё зависит от задачи, навыков вёрстки и стоимости подписки на конструктор.
Самый простой вариант — создать сайт на Adobe Portfolio: он генерируется на основе профиля на Behancе и автоматически обновляется при добавлении новых проектов в профиль. Это удобный вариант для тех, кто создаёт много графического контента и не хочет тратить время на то, чтобы вручную обновлять сайт.
Вёрстка сайта на Adobe Portfolio основана на шаблонах. С ними удобно работать — можно свободно переставлять информационные блоки, форматировать текст и настраивать цвета и темы. Работа с Tilda, Squarespace и Cargo тоже основана на шаблонах, но эти платформы дают гораздо более широкие возможности для экспериментов с дизайном и структурой сайта, вплоть до редактирования кода: на сайт можно добавить практически любой виджет, а на Tilda — даже уникальную анимацию.
Для тех же, кто не хочет мыслить в рамках предзаданных шаблонов, больше всего подойдет Readymag. Интерфейс платформы напоминает InDesign: каждый новый проект — это пустое поле с настраиваемыми параметрами сетки и скролла, а также с набором интуитивно понятных инструментов для работы с текстом, графикой, видео и анимацией. На Readymag легко создать свой уникальный сайт «с нуля», но для этого потребуются базовые навыки вёрстки и работы с композицией.
Выбирать подходящую платформу стоит исходя из необходимых именно вам функций — смотрите в таблицу ниже.
Примеры портфолио архитекторов, созданные с помощью конструкторов сайтов:
→ сайт одного проекта Открытый квартал Беляево (Readymag);
→ портфолио архитектурных бюро Ur-buro (Readymag), Prostor collective (Cargocollective), Мастерская Б (Squarespace), Aurore (Tilda);
→ личные портфолио архитекторов Эдуарда Еремчука (Readymag) и Юлии Хомутской (Adobe Portfolio).
В таблице приведено сравнение бесплатных возможностей платформ. Подписка расширяет возможности каждого из сервисов.
Примеры функций, доступных на платных тарифах: возможность командной работы над дизайном сайта, возможность присвоить сайту именной домен и скрыть логотип сервиса, доступ к расширенной статистике по просмотрам сайта, настройки приватности, для лучшего поиска в интернете, возможность встроить свою страницу на другие сайты с помощью API, возможность редактировать и экспортировать код сайта с помощью CSS и Javascript. На некоторых платформах — возможность создать онлайн-магазин с возможностью приёма платежей.
Детали подробно описаны на страницах с тарифными планами Readymag, Tilda, Squarespace, Cargo и Adobe Portfolio.
Наконец, если быть серьёзным
При создании онлайн-портфолио одним форматом лучше не ограничиваться.
Во-первых, на разных платформах один и тот же проект можно показать разными способами или рассказать о разных сторонах своей деятельности. Так, в PDF-буклете можно разместить ёмкое CV и наиболее полно раскрыть детали проекта, включая сложные и насыщенные чертежи. На Behance — опубликовать самые удачные визуализации, коллажи и фотографии реализованных проектов, сделать акцент на образах и атмосфере проекта. В Instagram — показать картинки и рассказть, что происходит за кадром. На сайте — перечислить публикации и рассказать об исследованиях и преподавательской деятельности бюро.
Во-вторых, для разных целей необходимы разные форматы презентации проектов, опыта и навыков архитектора. Например, на собеседовании, для участия в конкурсе и при поступлении в университет не обойтись без портфолио, свёрстанного в PDF. Тем, кто работает на себя или своё имя и заинтересован в поиске заказчиков, важно быть публичными и вести аккаунты в социальных сетях и на специальных платформах — так работы сможет увидеть больше людей. При этом важно помнить, что у каждого сервиса своя аудитория и свои механики продвижения. Объединить все проекты, форматы и источники информации о себе можно на персональном сайте.
Примеры, как архитекторы создают портфолио на разных платформах:
→ КОСМОС: профиль в Instagram и сайт с возможностью скачать PDF-файл портфолио.
→ Мастерская Б: профиль в Instagram и сайт.
Как сделать портфолио архитектора
Время чтения:
В чате канала https://t.me/dmtrvk обсуждали, как студенту сделать себе портфолио. У меня есть лекция подробная на тему портфолио архитектора, кстати!
В общем, я стал развёрнуто отвечать. Впрочем, давно пора было сделать такой текст. (Он, в основном, не про переводное портфолио!)
И да, на курсе вёрстки и портфолио все подробнее, конечно, разбираем.
Вопрос: как собрать портфолио, если есть только студенческие работы, но они плохие? Может стоить сделать виз какого-то чужого проекта?
Если все совсем плохо — можно и так сделать (если вы хотите на визуализатора идти), но можно и конкурсы поделать. Сделать хоть один, например.
Например, визуализация никогда не была моей сильной стороной, по причине отсутствия сильного ПК, в основном. Это всегда было болью. Так и не полюбил эту сторону профессии:) Андрей Киселев, конечно, заразительно рассказывает, но для меня другая сторона профессии больше важна, я вот в графику и программирование ушёл изначально. (Возможно, он и перетянет меня на свою сторону, но пока я сопротивляюсь.) Поэтому и занимаюсь по работе часто такими вещами — вёрстка альбомов и проч.
Определить цель
Сначала надо определиться с целью — куда вы идёте с ним с этим портфолио? Если работа нужна срочно — надо просто сгрести все самое лучшее, выкинуть лишнее и склепать из этого максимально эффектную презу без воды, максимально приукрасив=) (это не так то и легко, правда, если работ мало).
Магистратура
Если вы идёте в магистратуру — там есть четкие требования, им надо следовать. У каждого вуза они свои, чем-то несколько отличаются.
В МАрхИ совершенно специфические требования на эту тему, может как-то расскажу, как готовил по портфолио в мархишную магистратуру нескольких человек, если это будет интересно.
Портфолио одного проекта
Ещё вариант: сделать портфолио одного проекта. Сделать один проект очень круто, и подать только его. Прочие можно дать на одном листе мелко просто, если хочется. Портфолио Екатерины Нуждиной — хороший пример. Поищите, оно есть в интернете.
Про мой опыт
Я по портфолио прошёл в несколько бюро, и везде были свои нюансы: в АБСС, в Меганоме, проч. (Пожалуй, кроме первых двух, где я работал после стажировки, ещё участь на 2 и 3 курсе институту, и о которых я не хочу вспоминать, все остальные были вот по портфолио.) Адекватные архитекторы зовут, посмотрев на ваше порфтолио, если видят там то, что им нужно: либо человека, из которого они смогут слепить что-то, что им нужно, либо готового специалиста.
Что делать студенту
В случае, если это портфолио студента, это первый вариант. Тут важно показать, что у вас есть вкус, есть интерес к профессии (пфф, как это заезжено), есть потенциал развития, видно, что вы умеете работать в куче программ (это должно быть видно из ваших работ) — поэтому, если у вас есть что-то полезное для работы, надо это показывать. Ну и языки, конечно. Короче, чем больше — тем лучше, но это должно читаться в работах. Может вы кодить умеете — приложите код, скриншот из грасса, модель, макет — что угодно.
Электронное портфолио и где лучше его публиковать
И еще — по поводу электронного портфолио — надо отметить, что всем, в целом, пофиг, в чём вы его делаете. Можете хоть в фотошопе собрать, или в тильде. Но надо думать о том, насколько это удобно для восприятия: на вас у человека есть секунд 5. За это время надо его зацепить. А для этого вам надо либо сделать что-то реально из ряда вон выходящее, либо он должен увидеть все ваши работы сразу и пойти дальше их смотреть. Вот давеча Андрей просил просмотреть работы студентов МАРШа — их там очень много, все эффектные, и все собраны на Тильде в виде таких длинных страниц. Это очень неудобно для восприятия: они все поодиночке классные, но когда их смотришь одну за другой, каша, потому что по сборке они примерно одинаковые, по ритму, по плотности.
Про эстетику
Поэтому мне было очень тяжело их оценивать, и я вообще не о том, в результате, написал в рецензии. То есть надо найти структуру, найти очень контрастный язык, свой, ясный, максимально выразительный.
Не похожий на других. Эстетский. Это повышает ваши шансы очень сильно, потому что общая масса портфолио все равно безликая. Как и студенческие проекты — все как под копирку, обычно никто не интересуется ничем кроме внутривузовской тусовки — и оттого на фоне Бартлетт, АА, МИТ, Йеля, прочих — мы смотримся довольно уныло. Хотя это не всегда так, конечно. Просто у них общий уровень выше.
Про общий уровень и его рост
Надо отметить, что за последние несколько лет, поскольку интернет стал максимально доступен и дешев, и компьютеры стали быстрее значительно, общий уровень подач стал намного выше. (Мы часто сравниваем их с нашими работами институтского времени и удивляемся — а времени прошло совсем немного с тех пор). Это хорошо, но кризис идей никуда не делся все равно. Упор на грамотность именно с технической стороны — вы можете послушать выступление методической группы МАрхИв ютубе — даёт определенный результат — это школа, заточенная на выпуск специалиста, готового к работе (правда он всё равно не готов к ней, но это другой разговор), ремесленника в большей степени. В отличие от того же Бартлетт, где у них основной упор на развитие творческого потенциала, а именно технические знания на втором плане (считается, что студент получает необходимые навыки на стажировке). С одной стороны, «ремесленный» подход удобен работодателю, в крупных бюро, где сотрудник — винтик большого механизма, человек-чертежник, автомат по выдаче документации. Это такой рыночный подход, эксплуатационная машина, доведённая до блеска. Но это не даёт развития, и именно из-за этого наша архитектура не просто вторична, а третична, плетется в хвосте. До конструктивистов, которые задавали тон всему миру, нам очень далеко. И часть ответственности лежит, несомненно, на ВУЗах.
Впрочем, эту проблему перекоса в сторону ремесленной составляющей пытаются решить в МАРШе, в некоторых группах в МАрхИ, в Уфимском ВУЗе, в Казани, проч. Но я отклонился от темы.
В общем, уровень подач быстро растет, конкуренция растет, но именно уровень понимания проектирования — не особо. И на этом фоне надо качать то, чего не всем не хватает — идейную составляющую, понимание конструкций, структур, и это надо показать в вашем портфолио тоже.
Резюмируя, что делать, если надо срочно устроиться на работу
Короче, если надо завтра зарабатывать бежать, трубы горят — это понятная ситуация — надо одно, если надо понтов и крутое бюро (а работы старые так себе, но можешь лучше) — надо сделать хотя бы одну крутую, новую.
Можно ещё схитрожопить и собрать что-то под конкретного работодателя, но я так не делал никогда, и не считаю, что свет клином на одном должен сходиться. Когда нужна работа — ты ее ищешь, а не занимаешься уламываением одного заносчивого дяди, потому что он твой кумир. Скорее, это веерная рассылка по более-менее приличным бюро и последующий прозвон. (И не надо их всех пихать в одну строку «кому», ну хотя бы в скрытую копию.) А потом — собеседования и обсуждение денег — потому что ты собираешься продать им 9 часов (или больше) своей жизни в день, и, возможно — частично без выходных. Да, они все вешают на уши про идею, про то, что мы тут красоту делаем, работаем ради высшей цели, но архитектура — это, в первую очередь, бизнес. Если она ещё и талантливая, то ты чему-то хорошему научишься, улучшишь свой вкус, станешь лучше. Бытие определяет сознание, ведь так.
Ну и можно ещё на стажировку пойти — с перспективой трудоустройства — но надо это сразу обсуждать.
Всегда звонить после отправки
И ещё: всегда надо звонить, не обращать внимание на то, что там кому-то это не нравиться может=) И уточнять, кто смотрел ваше портфолио, или нет. Я так однажды, еще курсе на 3, ехал часа 2,5 на Кудыкину гору в одно известное московское бюро на встречу с этим зазнаистым его директором, а в результате — он его и не смотрел даже. Это хамское отношение к человеку с его стороны — просто заставить ехать через всю Москву в их даль, чтобы услышать: «да что-то мне все это не нравится, пока». Оказалось, у них отдел найма (или как там это называется) обзванивает всех кандидатов просто подходящих, а он и не смотрел даже. И да, по портфолио всегда сразу видно, что человек умеет (или не умеет). Как и его это работы, или сворованные.
Добавьте, что я забыл рассказать?
Вопросы и комментарии внизу или в нашем телеграм чате =)
Программы для создания портфолио
Портфолио – это собрание достижений, различных работ и наград, которое должен иметь специалист определенной сферы. Проще всего создать такой проект с помощью специальных программ, но подойдут даже простые графические редакторы или более сложный дизайнерский софт. В этой статье мы рассмотрим несколько представителей, в которых любой пользователь составит свое портфолио.
Adobe Photoshop
Фотошоп – известный графический редактор, который предоставляет множество различных функций и инструментов, благодаря чему в нем легко создать подобный проект. Процесс не займет много времени, а также, если добавить несколько простых визуальных оформлений, то получится стильно и презентабельно.
Интерфейс устроен очень удобно, элементы находятся на своих местах, и не появляется чувства, что все собрано на кучу или наоборот – раскидано по многим ненужным вкладкам. Фотошоп прост в освоении, и даже начинающий пользователь научится грамотно применять всю его мощь.
Adobe InDesign
Еще одна программа от компании Adobe, которая поможет больше в работе с плакатами и постерами, поскольку имеет все необходимые функции. Но при должных знаниях и использованиях встроенных возможностей можно создать неплохое портфолио в InDesign.
Стоит отметить – в программе есть различные настройки печати. Такая функция поможет сразу же после создания проекта сделать его бумажную версию. Чтобы это осуществить, нужно только отредактировать настройки и подключить принтер.
Paint.NET
Практически все знают стандартную программу Paint, которая установлена в Windows по умолчанию, но данный представитель имеет расширенный функционал, который и позволит создать какое-нибудь простое портфолио. К сожалению, это будет сложнее, нежели в двух предыдущих представителях.
Кроме этого стоит обратить внимание на неплохую реализацию добавления эффектов и возможность работы со слоями, что очень упрощает некоторые рабочие моменты. Программа распространяется полностью бесплатно и доступна к скачиванию на официальном сайте.
Microsoft Word
Еще одна известная программа, которую знают практически все пользователи. Многие привыкли только набирать текст в Ворде, но в нем получится создать и отличное портфолио. Он предоставляет возможность загрузить картинки, видео как с интернета, так и с компьютера. Этого уже достаточно, чтобы составить проект.
Помимо всего прочего в последних версиях данной программы были добавлены шаблоны документов. Пользователь просто выбирает один из понравившихся, и, редактируя его, создает свое уникальное портфолио. Такая функция значительно ускорит весь процесс.
Microsoft PowerPoint
Стоит обратить внимание на эту программу, если нужно создать анимационный проект. Для этого здесь есть целый ряд различных инструментов. Можно сделать даже обычную презентацию и немного отредактировать под ваш стиль. Доступно добавление видео и фотографий, и также есть шаблоны, как и у предыдущего представителя.
Каждый инструмент распределен по вкладкам, и есть специальная заготовка документа для помощи новичкам, где разработчики подробно описали каждый инструмент и показали, как его применять. Поэтому даже новые пользователи смогут быстро освоить PowerPoint.
CoffeeCup Responsive Site Designer
Основная функция этого представителя – дизайн страниц для сайта. Есть определенный набор инструментов, который отлично подходит для этого. Стоит заметить, что с их помощью можно создавать и собственное портфолио.
Конечно, во время работы над подобным проектом большая часть инструментов и не пригодится вовсе, но благодаря функции добавления компонентов все элементы быстро настраиваются и весь процесс не занимает много времени. К тому же, готовый результат можно сразу выложить на свой собственный сайт.
Существует еще большое количество софта, который станет неплохим решением, чтобы создать собственное портфолио, но мы постарались отобрать самых ярких представителей с уникальными инструментами и функциями. Они чем-то похожи, но одновременно разные, поэтому стоит подробно изучить каждого перед скачиванием.
Помимо этой статьи, на сайте еще 12357 инструкций.
Добавьте сайт Lumpics.ru в закладки (CTRL+D) и мы точно еще пригодимся вам.
Отблагодарите автора, поделитесь статьей в социальных сетях.