в какой природной зоне находится кировская область
Кировская область
Субъект Российской Федерации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Населённые пункты с количеством жителей выше 5 тысяч по данным Всероссийской переписи населения 2010 года (14 октября 2010 года) [13] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Административное деление
Начиная с 2006 года в результате укрупнения муниципальных образований количество поселений в области уменьшилось, прежде всего, за счет сельских поселений.
Действующее административно-территориальное устройство области:
Муниципальные районы
|
|
Городские округа
Промышленность
Сельское хозяйство
Ведущей товарной отраслью в сельскохозяйственном производстве является животноводство, преимущественно молочно-мясного направления. Основные выращиваемые сельскохозяйственные культуры: зерновые, картофель, лён и овощи. В структуре зерновых преобладают озимая рожь и фуражные культуры. Сельскохозяйственное производство обеспечивает продовольственную безопасность области. До 20 % продукции животноводства вывозится за пределы области, в основном в северные регионы страны.
Транспорт
Через Кировскую область проходит основной пассажирский ход Транссибирской магистрали, также есть линия, связывающая северные регионы с южными регионами («Киров—Котлас»). Общая протяжённость железных дорог — 1098 км.
Сеть автомобильных дорог с твёрдым покрытием протяжённостью 9086 км. Вместе с тем, существует необходимость уделить внимание дорожному строительству, в особенности, с дорогами соединяющими Кировскую область с другими субъектами федерации. Так, до сих пор отсутствует дорожное покрытие на границе Кировской области и Удмуртии (дорога «Киров—Глазов—Пермь») из-за чего выгодный транспортный путь практически не используется.
Основной водной магистралью является река Вятка. Протяжённость эксплуатируемых водных путей по Вятке и её притокам — 1800 км.
Культура
В области расположено 3,5 тысячи памятников истории, культуры и архитектуры, на государственную охрану поставлены 883 памятника археологии, градостроительства и архитектуры, истории и искусства.
В области насчитывается 817 публичных (общедоступных) библиотек, 40 музеев (литературные дома-музеи А. С. Грина и М. Салтыкова-Щедрина, краеведческие, этнографические, естественно-научные, мемориальные и отраслевые), несколько выставочных залов, более 800 учреждений культуры.
Конкурсы и фестивали
В Кирове и области регулярно проводятся:
Народные промыслы
Область славится художественными народными промыслами: дымковской расписной глиняной игрушкой, изделиями из капа-корня, соломки, соснового корня, дерева, лозы, вятскими кружевами, изделиями из льна с традиционной вышивкой, керамикой.
Вятские говоры
Вятские говоры неоднородны, что объясняется различным временем заселения Вятской земли русскими и характером взаимодействия с местными неславянскими говорами. Массовое заселение бассейна реки Вятки славянами началось относительно поздно, во второй половине XIV в., хотя проникновение немногочисленных групп славян на эту территорию могло быть и значительно раньше. Основное ядро русских переселенцев на Вятку в период раннего её освоения составили Новгородцы и выходцы из новгородских северных колоний. Коренным же населением вятских земель были различные финно-угорские племена — предки удмуртов, коми, мари, а на юге — тюркские. Таким образом, русские говоры Вятского края формировались во взаимодействии с местными финно-угорскими, а также тюркскими языками (прежде всего, татарским). Древний новгородский говор на Вятке подвергся изменениям и стал существенно отличаться от материнского. Своеобразие формирования вятских говоров заключается ещё и в том, что они на протяжении длительного времени почти не вступали во взаимодействие с русскими говорами других областей русского государства, что объясняется историческими условиями. В дореволюционный период на крестьянские говоры было ничтожным и влияние литературного языка. Сочетанием этих двух факторов объясняется своеобразие многих фонетических, морфологических и синтаксических особенностей вятских говоров, причем некоторые из этих особенностей являются очень древними, присущими древнерусскому языку.
В области фонетики имеют следующие особенности: [источник не указан 1003 дня]
Вятские говоры имеют следующие морфологические особенности: [источник не указан 1003 дня]
Религия
Крупнейшая религиозная община области — православная (Вятская епархия Русской православной церкви). Наблюдается заметное количество староверов, особенно на юге области.
В южных районах области, граничащих с республикой Татарстан, распространён ислам (Духовное управление мусульман Кировской области). К крупным относятся также армянская и еврейская религиозные общины.
Новые религиозные движения представлены общинами свидетелей Иеговы, христиан-евангелистов (пятидесятников), христиан-баптистов.
Образование
В области насчитывается 26 учреждений (вместе с филиалами) высшего профессионального образования, 97 учреждений начального и среднего профессионального образования, 755 школ, 530 учреждений дошкольного образования, 135 учреждений дополнительного образования детей.
В настоящее время в области идёт реформа среднего образования, направленная на создание новой системы управления отраслью на основе создания образовательных округов. Осуществлён переход на нормативное финансирование школ. Реализуется Приоритетный национальный проект «Образование».
Урок географии «Кировская область на карте России.Флора Кировской области. Природные зоны. Типы почв»
Описание разработки
Тип урока: Комбинированный урок
Дидактическая цель: Осуществление контроля, формирования знаний, закрепления и совершенствования знаний, формирование умений и навыков, подведение результатов обучения, определение домашнего задания.
Цели по содержанию:
Образовательная: Определение географического положение Кировской области на карте России, знакомство с растительным миром области, определение природных зон и типов почв по картам атласа
Развивающая: Развитие аналитического мышления при работе с картами атласа.
Воспитательная: Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям о своей Малой Родине.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Средства обучения: презентация к уроку, атлас Кировской области, контурная карта Кировской области, дополнительная литература по курсу «Природа Вятского края».
Ход занятия
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. На каждой парте должен лежать атлас Кировской области.
Фронтальный опрос учащихся по теме прошлого урока.
Что такое краеведение?
Что такое географическое краеведение?
Что такое биологическое краеведение?
Назовите основных ученых, занимавшихся изучением родного края.
Перечистите виды источников информации, приведите пример каждого вида.
Учитель: «Сегодня, ребята, нам предстоит очень серьезная работа на уроке – мы должны познакомиться с особенностями положения нашей области на карте России. От этого положения полностью зависят все особенности природы и хозяйства, т. е. наша жизнь. Нам, как настоящим географам, надо во многом разобраться и многое понять. Итак, начнем нашу работу.
Используя презентация, учитель ведет устный рассказ по теме урока, учащиеся записывают основные моменты.
Площадь ее территории составляет 120, 4 тыс. кв. километров.
Протяженность с севера на юг – 570 км, с запада на восток – 440 км.
Киров 58°36′ с. ш. 49°39′ в. д.
на севере граничит с Архангельской областью и Республикой Коми,
Типы почв:
3. Серые лесные почвы образуются под широколиственными дубовыми и лиственными лесами
Разгадывание кроссворда. (Ответы: Верхнекамская, Коми, Татарстан, Хлынов, Костриков, Уржум, тайга, почва, подзолистая)
Использую карту в презентации и атлас на контурную карту учащиеся наносят:
Основные формы рельефа
Выучить записи в тетради, доделать и выучить контурную карту.
«Плюс – минус – интересно»
В графу «+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу «–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу «интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.
Содержимое разработки
МОАУ «Гимназия имени Александра Грина» г.Кирова
Франтинская Татьяна Сергеевна, учитель географии и биологии
Данный урок был проведен в 6 классе с учетом возрастных особенностей развития учащихся в рамках регионального компонента учебного плана.
Содержание урока направлено на то, чтобы позволить учащимся осознать уникальность Вятского края, его значимости в жизни России.
Изучение данной темы позволит проникнуться гордостью за природное наследие Кировской области. Важно, чтобы каждый ребёнок испытывал чувство ответственности за место, где он родился и живёт, за каждый уголок своей малой родины и Отечества.
Содержание темы урока включает в себя самостоятельную или коллективную работу учащихся, что позволяет активизировать их творческие способности, умение пользоваться знаниями, полученными при изучении других предметов.
Урок по курсу «Природа Вятского края» 6 класс
Франтинская Татьяна Сергеевна
Тема урока: «Кировская область на карте России. Флора Кировской области. Природные зоны. Типы почв».
Тип урока: Комбинированный урок
Дидактическая цель: Осуществление контроля, формирования знаний, закрепления и совершенствования знаний, формирование умений и навыков, подведение результатов обучения, определение домашнего задания.
Цели по содержанию:
Образовательная: Определение географического положение Кировской области на карте России, знакомство с растительным миром области, определение природных зон и типов почв по картам атласа
Развивающая: Развитие аналитического мышления при работе с картами атласа.
Воспитательная: Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям о своей Малой Родине.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, наглядный, практический.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Средства обучения: презентация к уроку, атлас Кировской области, контурная карта Кировской области, дополнительная литература по курсу «Природа Вятского края».
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. На каждой парте должен лежать атлас Кировской области.
Актуализация знаний и умений.
Фронтальный опрос учащихся по теме прошлого урока.
Что такое краеведение?
Что такое географическое краеведение?
Что такое биологическое краеведение?
Назовите основных ученых, занимавшихся изучением родного края.
Перечистите виды источников информации, приведите пример каждого вида.
Целеполагание и мотивация.
Учитель: «Сегодня, ребята, нам предстоит очень серьезная работа на уроке – мы должны познакомиться с особенностями положения нашей области на карте России. От этого положения полностью зависят все особенности природы и хозяйства, т.е. наша жизнь. Нам, как настоящим географам, надо во многом разобраться и многое понять. Итак, начнем нашу работу.
Изучение нового материала.
Используя презентация, учитель ведет устный рассказ по теме урока, учащиеся записывают основные моменты.
Площадь ее территории составляет 120,4 тыс. кв. километров.
Протяженность с севера на юг – 570 км, с запада на восток – 440 км.
Кировская область расположена на северо-востоке Европейской части России, на востоке Восточно-Европейской равнины.
Киров 58°36′ с.ш. 49°39′ в. д.
на севере граничит с Архангельской областью и Республикой Коми,
1. Подзолистые почвы образуются под хвойными лесами с мохово-лишайниковым покровом. Они исключительно бедны питательными веществами.
2. Дерново-подзолистые почвы развиваются под лесами с травяным почвенным покровом
3. Серые лесные почвы образуются под широколиственными дубовыми и лиственными лесами
Обобщение знаний и умений.
Разгадывание кроссворда. (Ответы: Верхнекамская, Коми, Татарстан, Хлынов, Костриков, Уржум, тайга, почва, подзолистая)
Самая крупная возвышенность на территории Кировской области.
Родина С.М.Кирова. (город).
Настоящая фамилия Сергея Мироновича Кирова.
Республика-сосед Кировской области с юга.
Основная природная зона, в которой располагается Кировская область.
С 1457 года город стали именовать…
Эта почва образуются под хвойными лесами с мохово-лишайниковым покровом. Она исключительно бедна питательными веществами.
Республика-сосед Кировской области с севера.
Применение обобщенных ЗУН в новых условиях.
Использую карту в презентации и атлас на контурную карту учащиеся наносят:
Основные формы рельефа
Информация о домашнем задании.
Выучить записи в тетради, доделать и выучить контурную карту.
«Плюс – минус – интересно»
В графу «+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу «–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу «интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.
Дополнительные источники информации:
http://biouroki.ru/crossword/ (составление кроссворда)
Атлас Кировской области…..
Кировская область находится в удалении от морей. Большая часть территории относится к бассейну р. Волги (через Вятку и Каму), северо-западные районы – к бассейну Северного Ледовитого океана (Северная Двина). Через область проходит железнодорожные магистрали, связывающие центр России с Уралом, Сибирь и Дальний Восток, и север с южными регионами России.
Регион расположен между 56° и 61°северной широты и 41° и 54° восточной долготы.
Киров 58°36′ с. ш. 49°39′ в. д.
Область входит в Приволжский федеральный округ.
Формирование территории области.
Впервые в достоверный источниках о Вятке упоминается в 1374 году. Этот год считается годом основания г. Хлынова-Вятки-Кирова. До 15 века регион пользовался значительной самостоятельностью и был фактически независим от Москвы. Как известно территория Вятской земли с 12 века осваивалась новгородцами, от которых вятчане получили такую форму управления как вече, когда все вопросы общественной жизни решаются в ходе непосредственного собрания граждан. Таким образом, можно отметить, что для жителей Кировской области свойственны демократические формы управления. Вечевой уклад просуществовал там вплоть до присоединения этих земель к Москве в 1489 году.
В 1780 году было учреждено Вятское наместничество, которое в 1797 году было преобразовано в губернию. После Октябрьской революции от губернии были отделены территории, вошедшие в современные Удмуртскую, Татарскую, Марийскую и Коми республики. С 1929 по 1934 годы регион входил в состав Горьковского края. С 7 декабря 1934 года существовал Кировский Край (именно этот день назван днём создания области на сайте http://www.raexpert.ru/database/regions/kirov/), а с 5 декабря 1936 года с принятием новой конституции СССР в следующем году краевое деление было ликвидировано. Это день считается днём образования Кировской области.
В 1941 году в состав Кировской области вошли Лальский, Подосиновский, Опаринский районы Архангельской области. 6.01.1960 г. из Кировской области в Горьковскую был передан Шарангский район. Таким образом современная территория области сформировалась к началу 60-х гг.
АТД области на протяжении её истории много раз претерпевало изменения. Однако современная сетка территориального деления региона досталась ему «в наследство» от Советского периода.
В настоящее время в Кировской области насчитывается 448 муниципальных образований (на 1 января 2008 г.) –в т. ч.: муниципальных районов – 39, городских округов – 6, городских поселений – 53, сельских поселений – 336 (на начало 2010г.).
В соответствии в ФЗ №131 в Кировской области с 2006 года создана двухуровневая сетка МО.
1 уровень включает городские и сельские поселения, объединяющие соответственно либо город (или п.г.т.) с прилегающей территорией, либо оин или несколько сельских населённых пунктов.
В настоящее время большинство из них соответствует вновь созданным муниципальным поселениям (один из видов МО), преобразованным из бывших сельских и поселковых округов, п.г.т., городов. Некоторые небольшие сельские округа в ходе реформы были укрупнены (часто путём объединения с городскими поселениями), в результате чего число МО со статусом сельского поселения составило 382. Однако если в России средняя численность жителей в сельской администрации в 2006 году составляла 1650 человек, то в Кировской области – лишь 1050 человек.
Тогда как в МО «Город Киров» включалось 130 населённых пунктов и население было почти 500 тыс. человек.
2 уровень включает муниципальные районы и городские округа.
Муниципальные районы – это бывшие административные районы Кировской области. В состав муниципальных районов включаются муниципальные поселения.
Городские округа – это бывшие города областного значения. Их было 5. 6-й городской округ создан из ЗАТО Первомайский (Юрья-2).