в какой позе лучше кормить ребенка смесью
В какой позе лучше кормить ребенка смесью
Вскармливание детей первого года жизни. Естественное, искусственное и смешанное вскармливание. Режимы и правила
Врач-педиатр участковый д/п№4 Кирасирова Гузель Фяттяховна
Самое большое внимание родители должны уделять вопросам питания детей первого года жизни. Это связано с особенностями их организма. (отсутствие запаса питательных веществ, несформированные обменные процессы и неразвитый механизм защиты), что затрудняет процесс усвоения полезных веществ, поступающих с пищей.
Рассмотрим 3 основных вида вскармливания
— Естественное (грудное) вскармливание –форма питания новорожденного ребенка, является единственным физиологическим адекватным питанием новорожденного и грудного ребенка. Естественным называется вскармливание ребенка грудным молоком. Женское молоко является уникальным и наиболее сбалансированным продуктом питания для ребенка первого года жизни
— Состав грудного молока каждой матери точно соответствует потребности именно ее малыша в различных веществах: белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных веществах.
— Материнское молоко содержит особые вещества- ферменты, способствующие перевариванию и усвоению белков, жиров и углеводов
-В молоке матери присутствуют иммуноглобулины и иммунные клетки, защищающие ребенка от большинства инфекционных заболеваний: кишечных инфекций, инфекционного гепатита, дифтерии, столбняка и других.
Преимущества женского молока:
-Женское молоко полностью лишено антигенных свойств, в то время как белки коровьего молока обладают резко выраженной антигенной активностью, что способствует появлению и усилению аллергических реакций у грудных детей.
-Общее количество белка в грудном молоке значительно меньше, чем в коровьем, по структуре он близок белкам клеток ребенка. В нем преобладают мелкодисперсные фракции, частицы грубодисперсного белка казеина в несколько раз мельче, чем в коровьем молоке, что обеспечивает створаживание грудного молока в желудке более нежными хлопьями и тем самым более полное его переваривание.
-Женское молоко, особенно молозиво, выделяющееся в первые 3-4 дня, очень богато иммуноглобулинами. Лейкоциты грудного молока синтезируют интерферон: в нем содержится большое количество макрофагов, лимфоцитов. Уровень лизоцима в 300 раз выше, чем в коровьем молоке. В нем содержится антибиотик лактофелицин. Благодаря этому естественное вскармливание обеспечивает становление иммуно-биологической защиты грудного ребенка, в связи с чем заболеваемость м смертность детей, находящихся на грудном вскармливании, значительно ниже, чем при искусственном.
-Количество жира в женском и коровьем молоке практически одно и то же, но имеется значительная разница в их составе: в грудном молоке содержится в несколько раз больше ненасыщенных жирных кислот. Расщепление жира у грудных детей начинается в желудке под влиянием липазы грудного молока; оно стимулирует появление активной кислотности в желудке, способствует регуляции эвакуаторной функции желудка и более раннему выделению панкреатического сока. Все это облегчает переваривание и усвоение жира, отдельные компоненты которого входят в состав клеток всех тканей и биологически активных веществ, обеспечивая повышенную потребность в жирах ребенку первого года жизни.
-Углеводы в грудном молоке содержатся в относительно большом количестве. Они в значительной степени определяют микробную флору кишечника.
-Исключительно богато женское молоко различными ферментами: амилазой, трипсином, липазой. Это компенсирует временную низкую ферментированную активность ребенка и обеспечивает усвоение довольно большого объема пищи.
-Важное значение для растущего организма имеет минеральный состав пищи, содержание в ней биоэлементов. Концентрация кальция и фосфора в грудном молоке ниже, но усвоение их в 2 раза лучше, чем из коровьего. Поэтому при естественном вскармливании дети гораздо легче и реже болеют рахитом. Содержание биоэлементов (натрий, магний, хлор, железо, медь, цинк, кобальт, сера и др.) в грудном молоке оптимально и соответствует потребностям ребенка. В грудном молоке содержится в 4 раза меньше натрия, чем в коровьем. Избыточные нагрузки натрием могут быть причиной вегетососудистой дистонии с колебаниями артериального давления в период полового созревания, а также более тяжелых кризов при гипертонической болезни взрослого.
— При естественном вскармливании закладываются пожизненно закрепленные отношения к матери, ее последующее влияние на поведение ребенка, а также формируется будущее родительское поведение.
Режим и техника естественного вскармливания
Важную роль в становлении лактации у родившей женщины играет время первого прикладывания ребенка к груди, которое в настоящее время рекомендуется осуществлять сразу после рождения, непосредственно в родильном зале в первые 30-60 минут после родов с учетом состояния новорожденного и роженицы.
Раннее прикладывание к груди положительно сказывается на состоянии и матери и ребенка, ускоряет начало выработки молока, увеличивает его продукцию. Важно подчеркнуть, что первые порции материнского молока (молозиво) содержат значительные количества иммуноглобулинов и других защитных факторов, в связи с чем их поступление в организм ребенка обеспечивает повышение устойчивости младенца к инфекциям и другим неблагоприятным внешним факторам, с которым он сталкивается сразу после рождения.
Другим ключевым фактором обеспечения полноценной лактации является режим свободного вскармливания новорожденного, при котором дети сами устанавливают интервалы между кормлениями, что может быть достигнуто при совместном пребывании матери и ребенка в одной палате.
В настоящее время следует признать существенно большую эффективность «свободного» вскармливания («по требованию ребенка»), под которым понимают прикладывание ребенка к груди столько раз и в такое время, в какое требует ребенок, включая ночные часы.
Частота кормления зависит от активности рефлекса новорожденного и массы тела при рождении. Новорожденный ребенок может «требовать» от 8-10 до 12 и более прикладываний к груди за сутки. Длительность кормления может составлять 20 минут и более.
К концу первого месяца жизни частота кормлений обычно снижается (до 7-8 раз), а длительность кормления уменьшается. Ночные кормления при свободном вскармливании новорожденных детей не исключаются: от ночных кормлений ребенок должен отказаться сам. Свободное грудное вскармливание способствует становлению оптимальной лактации и установлению тесного психоэмоционального контакта между матерью и ребенком, что очень важно для правильного эмоционального и нервно-психического развития младенца.
Важное значение имеет правильная техника кормления грудью. В первые дни после рождения можно кормить детей в одно кормление одной грудью. После «прихода» молока можно кормит ребенка каждое кормление из обеих грудей, так, чтобы кормление заканчивалось из той груди, с которой начиналось кормление. Кормить следует в удобной для матери позе, в спокойной обстановке. Наиболее удобное положение – сидя, так, чтобы ребенок находился в вертикальном положении (профилактика попадания воздуха в желудок малыша). В ночное время и при невозможности кормить малыша сидя, можно кормит лежа на боку. Желательно, чтобы при кормлении ребенок имел возможность максимально тесно контактировать с матерью (контакт «кожа к коже», «глаза в глаза»). При таком тесном контакте происходит не только формирование привязанности ребенка к матери, но и дополнительная гормональная стимуляция лактации, что особенно важно как при ее становлении в первые дни и недели после родов, так и при временном уменьшении лактации в связи с так называемыми лактационными кризами.
Смешанное вскармливание – это система кормления ребенка, в которой докорм смесью производится наравне с питанием грудью без четкого режима (по требованию), при этом объем смеси занимает не более половины всего объема питания.
Смешанное вскармливание рекомендуют при следующих состояниях:
-недостаточный набор веса
-болезнь мамы, прием ею медикаментов, несовместимых с грудным вскармливанием
-жизненная ситуация, когда маме необходимо работать или учиться
Режим питания при смешанном вскармливании индивидуален и в большей степени зависит от того, какую часть питания малыш получает с грудным молоком, а какую – со смесью. Главное правило смешанного вскармливания- это предлагать малышу смесь только после кормления грудью. При этом докорм не является отдельным кормлением. В этом случае предполагается, что у мамы молока достаточно и докорм вводится лишь в небольших количествах. Каждое кормление малыша тогда начинается с прикладывания к груди, что стимулирует усиление лактации. Если же сначала давать малышу смесь, то он вполне может отказаться брать грудь по причине сытости или потому, что это значительно сложнее, чем пить из бутылочки.
Если мама вынуждена работать или учиться, то во время ее отсутствия малыша кормят смесью, а в остальные кормления он получает грудное молоко.
Правила смешанного вскармливания
Существуют 2 метода введения докорма:
Классический метод- ребенок в каждом кормлении прикладывается к груди, а затем докармливается смесью до необходимого объема.
Метод чередования – ребенок прикладывается к груди через кормление и полностью покрывает необходимое количество пищи женским молоком; и через кормление необходимое количество молока покрывается искусственной смесью.
Искусственное вскармливание –это вид кормления, при котором малыш на первом году своей жизни не получает маминого молока и питается только искусственными смесями.
Искусственное вскармливание может применяться, если у матери совсем нет молока, или ребенок по каким-то причинам не может или не хочет пить материнское молоко.
Правила искусственного вскармливания
Наиболее распространенными ошибками при искусственном вскармливании являются:
— слишком частые изменения в пище;
-замена одной смеси другой должна производиться при аллергических реакциях, длительном прекращении увеличения массы тела, отказа ребенка от этой смеси. Даже грудной малыш имеет право иметь свои вкусы и не всегда согласен с тем, что ему предлагают;
-ограничение диеты и перевод ребенка на новую смесь при малейшем ухудшении стула;
-назначение кисломолочных смесей в больших количествах, особенно в первые 7 дней жизни (отмечается нарушение обмена веществ).
При кормлении ребенка молочной смесью рекомендуется соблюдать следующие правила:
Как докармливать смесью: накормить ребенка и сохранить лактацию.
Зачем докармливать
Кормящие мамы иногда сталкиваются с необходимостью введения докорма. Основных причин две:
В статье ответим на все вопросы про докорм, расскажем, как правильно ввести смесь и сохранить грудное вскармливание, если необходимо.
Как определить, достаточно ли ребенку молока
Единственный достоверный показатель достаточности питания – это регулярные прибавки веса. В первое полугодие жизни малыша прибавка должна составлять не менее 500 грамм в месяц.
Сколько давать смеси на смешанном вскармливании
Объем докорма поможет определить педиатр. Чтобы рассчитать количество смеси на одно кормление, разделите общий объем на количество кормлений в сутки. Если объем докорма не значительный, то ночные и ранние утренние кормления можно исключить из расчета, чтобы кормить только грудным молоком в это время.
Как ввести смесь на грудном вскармливании
Смесь вводится постепенно, начиная с 30 мл. Первый раз предложите смесь в дневное время, чтобы отследить возможную реакцию. Педиатр Матерна Шоп рекомендует вводить смесь в течение четырех дней по схеме:
1 день: первое кормление – только грудное молоко, второе кормление – сначала грудь, потом 30 мл смеси, все остальные кормления в этот день – только грудь. Внимательно следите за ребенком. Если появляются беспокойства или нарушения сна, обратитесь к педиатру.
С 4 дня докармливайте смесью 2-3 раза в день или, при необходимости, заменяйте дневные кормления смесью.
Как сохранить лактацию при докорме смесью
В каждое кормление с прикормом сначала дайте грудь, а потом смесь. Кормите малыша грудью от 20 до 40 минут, чтобы грудь получила достаточную стимуляцию, а ребенок – максимальную порцию молока. Давайте две груди за одно кормление – минимум по 20 минут каждую. После этого можно повторно приложить к первой.
Некоторые дети отказываются от груди после того, как попробовали пить из соски. Ведь через соску молоко добывать гораздо легче. Потому лучше докармливать не из бутылочки.
Альтернативные методы докорма
Как меняется стул ребенка при введении докорма
Стул ребенка на грудном вскармливании бывает всех оттенков желтого и зеленого. Изменение цвета стула зависит от деятельности бактерий в кишечнике и созревания процессов пищеварения. Если кроме цвета стула нет никаких жалоб, то беспокоиться не о чем.
При введении докорма стул может стать зеленым и более плотным. Это норма.
Как не перекормить ребенка на смешанном вскармливании
Смесь усваивается гораздо медленнее, чем грудное молоко. Поэтому важно перейти на режим питания и выдерживать перерывы между кормлениями смесью не менее 3 часов.
Нужно ли давать воду на смешанном вскармливании
Этот вопрос лучше адресовать педиатру, знающему вашего ребенка. Педиатр рекомендует объем и частоту допаиваний, исходя из соотношения маминого молока и смеси и возраста ребенка.
Малышам на искусственном вскармливании воду дают, потому что со смесью ее поступает мало. А в грудном молоке содержится не только достаточное количество воды, но она находится в биологически доступной форме. То есть легко усваивается.
Однозначно стоит предлагать воду, если объем докорма превышает 50% от суточного объема питания малыша. Давайте ребенку от 20 до 50 мл в сутки в зависимости от возраста малыша и его желания пить воду.
Психология: как облегчить чувство вины
Некоторые женщины сталкиваются с чувством вины при введении докорма. Ведь они настраивались исключительно на грудное вскармливание.
Согласитесь, что полноценное питание для ребенка важнее, чем способ его получения. Заручитесь поддержкой педиатра, которому вы доверяете, и сохраняйте позитивный настрой. Если ситуация позволяет вернуться на ГВ, и вы этого хотите, направьте свои усилия на поддержание лактации, и все обязательно получится!
Если у вас остались вопросы по введению докорма,
смело звоните нашим консультантам,
они будут рады помочь.
Правила и режим искусственного вскармливания
Желание, чтобы ребенок рос крепким и здоровым, является естественным для матерей. А здоровье новорожденного начинается с правильного питания. Лучшим вариантом кормления во все времена считалось материнское молоко – самая полезная и питательная еда для грудных детей. Однако в ряде случаев грудное вскармливание невозможно. И тогда на помощь мамам приходят смеси.
В каких случаях требуется переход на искусственное вскармливание
Медицинские противопоказания к кормлению грудью. Есть ряд заболеваний, при которых материнское молоко под запретом. Со стороны матери это ВИЧ, открытая форма туберкулеза, опасные инфекции, тяжелое состояние здоровья. Со стороны ребенка это лейциноз, галактоземия, индивидуальная пищевая непереносимость. Сдавать анализы, услышав страшные названия болезней, не нужно. Всех новорожденных проверяют в роддомах на их наличие. А вот аллергию выявить далеко не так просто. Многие новорожденные имеют высыпания на коже и покраснения, что может быть связано с реакцией на агрессивную среду. Здесь может помочь только строгая диета у матери, чтобы в ее молоке не содержалось аллергенов, наблюдение за крохой и консультации у врача.
Как выбрать смесь
Если вы собираетесь переводить ребенка на искусственное вскармливание, то первым, с чем вы столкнетесь, станет выбор питания. Сегодня существует большое количество различных смесей: адаптированные и неадаптированные, молочные и кисломолочные, сухие и жидкие. Есть смеси против срыгивания, гипоаллергенные, для недоношенных деток и т. д. Как из подобного многообразия выбрать оптимальную замену материнскому молоку?
Основные правила искусственного вскармливания
Организм грудного ребенка крайне чувствителен к любым переменам в питании, поэтому очень важно соблюдать несколько основных правил, которые способны сохранить здоровье крохи и избавить вас от массы проблем.
1. Выбирайте проверенные смеси. Это касается не только выбора марки, но и самой упаковки. Смотрите на ее целостность, проверяйте срок годности.
2. Соблюдайте условия хранения открытой упаковки дома (в сухом и прохладном месте, но ни в коем случае не в холодильнике, смесь не должна отсыревать). Помните, что в открытом виде смесь хранится три недели. По истечении этого срока ее использовать уже нельзя.
3. Строго следуйте инструкции при приготовлении питания. Ее указывают на упаковке. Вода для приготовления смеси должна быть очищенной и кипяченой. Оптимальной температурой приготовления смеси считается 36–37 °С. Готовить питание можно прямо в бутылочке. Это довольно удобно, поскольку детские бутылочки имеют шкалу объема, с которой проще рассчитать нужное количество мерных ложек. Смесь нужно размешивать до полного растворения, а затем остужать до приемлемой температуры, чтобы малыш мог пить, не обжигаясь. Проверить, не горячее ли молоко, можно, капнув им себе на запястье – там кожа наиболее нежная и чувствительная. Если температура почти не ощущается, то смесь можно давать ребенку.
5. При кормлении держите бутылочку в полувертикальном положении. Молоко должно полностью заполнять соску. Это исключает заглатывание ребенком воздуха. После кормления необходимо подержать ребенка столбиком несколько минут, чтобы избежать срыгиваний.
6. Следите за количеством потребляемой смеси и режимом кормления. Соблюдение баланса крайне важно для здорового и полноценного развития малыша
Режим питания
Если на грудном вскармливании малыша можно было кормить по первому требованию, то на смесях требуется соблюдать определенный режим питания.
Главные ошибки при искусственном вскармливании
Если вы сомневаетесь в том, что питание вашего малыша правильное, обращайтесь за консультацией к неонатологам и педиатрам. Не спешите принимать решения без советов специалистов. Ведь нет ничего важнее здоровья вашего малыша.
Установление контакта между матерью и ребенком при грудном, смешанном и искусственном вскармливании
Грудное вскармливание обеспечивает возможность гармоничного развития, которое определяется не только составом женского молока, но и контактом между матерью и ребенком (визуальным, тактильным, вербальным), являющимся важной составляющей процесса грудного вскармливания. Именно поэтому грудное вскармливание является продолжением связи между матерью и ребенком, установившейся во время беременности и прерванной в процессе родов. Сформированный в процессе вскармливания грудью контакт между матерью и ребенком оказывает влияние на развитие материнско-детских отношений в дальнейшие возрастные периоды.
Связь матери и ребенка начинает формироваться еще во внутриутробный период: на 3–5 месяце гестации появляется амниотрофное питание [1]. В третьем триместре беременности неродившиеся младенцы пьют от 15 до 40 мл амниотической жидкости в час [2]. Именно амниотрофное питание является механизмом адаптации к постнатальному лактотрофному питанию. Запах околоплодной жидкости сходен с запахом секрета желез ареолы материнской груди, что позволяет ребенку узнавать свою биологическую мать [2].
После рождения ребенка связь мать–плод, осуществляемая через пуповину, обрывается, что обозначается в настоящее время в психологии термином «кризис рождения». Этот кризис связан с тем, что после рождения и перевязывания пуповины ребенок получает свободу, но физиологически «теряет» мать [3]. Ребенок попадает в среду, отличающуюся от среды обитания во внутриутробный период. Меняется все: привычная водная среда — на воздушную, которая отличается температурой, влажностью, освещенностью, концентрацией свободного кислорода, микробной и антигенной нагрузкой, наличием прямого сенсорного воздействия. На ребенка действует сила тяжести. Непривычно интенсивными становятся тактильные, зрительные, слуховые ощущения. Ощущение тепла матери, ее запаха, голоса, биения сердца связывает новорожденного с прежней внутриутробной жизнью и делает рождение не травмирующим [3, 4]. Постнатальным эквивалентом плаценты является грудное вскармливание [5, 6].
Имеются данные, что от того, сколько времени проводит ребенок в контакте с матерью после родов и в первые дни жизни, а также от качества этого контакта зависит частота его плача в первые два года, привязанность к матери и некоторые психологические проблемы в старшем возрасте [7]. Следует подчеркнуть, что телесный контакт присущ только млекопитающим. В последние годы большое внимание психологи и педиатры уделяют контакту «кожа к коже» [4, 8, 9]. Нахождение ребенка рядом с матерью помогает ему регулировать температуру собственного тела, метаболические процессы, уровень ферментов и гормонов, частоту сердечных сокращений и дыхательных движений.
Полагают, что тесная связь c матерью начинает формироваться с первых минут, с первого взгляда. Это положение о важности бондинга (связывания) впервые высказано педиатрами Marshall Klaus и John Kennell [10]. Эти исследователи указывают, что плач ребенка увеличивает приток крови к груди матери. Разделение матерей и младенцев Д. Чемберлен [10] рассматривает как эмоциональное испытание.
Согласно новым перинатальным технологиям по поддержке грудного вскармливания первый контакт матери и ребенка должен быть не менее 30 минут. При этом ребенка не следует сразу прикладывать к соску матери. Ребенка следует выложить на живот матери, после этого у него проявляется поисковый рефлекс: новорожденный находит сосок, начинает сосать и дает старт лактации [4, 11].
Считается, что именно первый час жизни ребенка имеет решающее значение для фенотипической реализации материнского чувства и полноценной, длительной лактации. Это связано с тем, что состояние наибольшей активности головного мозга новорожденного приходится на вторые полчаса жизни. Состояние матери после родов, характеризуемое как стрессовое по интенсивности эмоций, однако переживаемое как эйфория, высокий уровень возбуждения ребенка являются физиологической основой возникновения между матерью и новорожденным сильной эмоциональной связи. Чрезвычайно важным для ребенка является также восприятие биологической матери, которое дает старт чувству привязанности к матери, что оказывает несомненное влияние на гармоничное развитие ребенка [7]. Грудное вскармливание имеет большое значение для психического развития ребенка, поскольку оно является формой общения матери и ребенка. Это одна из отличительных черт грудного вскармливания.
Несмотря на все неоспоримые преимущества грудного вскармливания, к шести месяцам на грудном вскармливании находится, в среднем по России, чуть более половины детей. По нашим данным 4% детей с рождения начинают получать искусственные смеси [12]. Имеют также место случаи, когда младенцы при сохраненной лактации отказываются от груди матери; в этих случаях прибегают к вскармливанию сцеженным молоком из бутылочки. Однако грудное вскармливание является формой общения матери и ребенка [13], и это одно из принципиальных отличий вскармливания из бутылочки (даже если это сцеженное грудное молоко). При вскармливании младенца сцеженным грудным молоком из бутылочки ребенок получает все необходимые пищевые вещества и защитные факторы, но может лишиться возможности общения с матерью во время кормления, если сцеженным молоком кормит ребенка бабушка, папа, няня, а не мама.
Техника установления контакта с ребенком при вскармливании сцеженным женским молоком
Что же делать, если мать хочет кормить грудью, но грудное вскармливание либо не состоялось, либо состоялось, но не той продолжительности, как бы этого хотелось матери, либо имеет место бутылочное вскармливание сцеженным женским молоком? Нередко у этих матерей развивается «чувство вины» перед ребенком, т. к., по их мнению, будет потеряна связь с малышом. Врачи должны убедить мать, что она не виновата в сложившейся ситуации, а любовь, общение с ребенком способны сохранить контакт с ним. Следует изменить технику вскармливания ребенка. В исследованиях [14] было показано, что частота кормлений новорожденных, вскармливаемых по требованию, к концу первого месяца составляла в среднем 8,0 ± 2,7 раза в сутки. Средняя продолжительность кормления грудью в период новорожденности может составлять 30–40 минут и более, затем сокращается до 15–20 минут на втором-третьем месяце жизни ребенка, а время кормления ребенка из бутылочки нередко бывает менее 10 мин. Таким образом, при грудном вскармливании ребенок имеет возможность общаться с мамой только во время дневных кормлений около 7–8 часов в период новорожденности и около трех часов в первые месяцы жизни, а при искусственном вскармливании — немногим более часа.
Традиционно техника вскармливания из бутылочки состоит в том, что ребенок берется на руки и ему дают бутылку с соской или же кормят ребенка, не вынимая его из кроватки. Как показывают наблюдения, очень часто кормление ребенка из бутылочки мать поручает няне, бабушке, отцу. Так решается поставленная задача — накормить ребенка. Но вскармливание ребенка первого года жизни имеет не только нутритивное значение. Это было уже отмечено как общение матери и ребенка. Следует отметить, что среди аксессуаров для грудного вскармливания уже в 80?е годы ХХ века было предложено специальное приспособление (SNS (Supplementary Nutrition System) — дополнительная система кормления, разработанная швейцарской компанией Medela для докорма ребенка сцеженным женским молоком или заменителями женского молока [15, 16].
Это приспособление представляет собой градуированную емкость для смеси/сцеженного молока и мягкие капилляры. В комплект входят капилляры трех различных размеров.
К сожалению, этот способ докорма редко используется из-за отсутствия информации, как у кормящих матерей, так и у медицинских работников.
В последние годы общепризнанным является докорм детей сцеженным грудным молоком с помощью ложки. Мягкие ложечки SoftCup для докорма используются как альтернатива бутылочке с соской [16]. Мягкая нижняя ложкообразная часть обеспечивает лучшее дозирование, чем при использовании кружечки или поильника, — ложечка заполняется автоматически при сжатии резервуара. В начале кормления малышу не нужно втягивать воздух, так как между бутылочкой и наконечником расположен мембранный клапан, который также не допускает проливания молока.
Этот способ является профилактикой отказа ребенка от груди и наиболее подходящим для докорма сцеженным грудным молоком или смесью. Приспособление с успехом используется также при кормлении недоношенных детей, детей с различными расстройствами сосания, с челюстно-лицевыми (расщелины верхней губы и мягкого неба) патологиями.
Техника установления контакта с ребенком при искусственном вскармливании
Если мать кормит ребенка смесью, задача педиатра состоит в том, чтобы обучить мать технике искусственного вскармливания. Это позволит компенсировать возможный дефицит внимания матери. Какова же должна быть техника вскармливания из бутылочки? Вскармливание ребенка из бутылочки необходимо проводить матери. Для кормления мать берет ребенка на руки. При этом ей следует поглаживать ребенка. Руки ребенка должны быть свободными, чтобы он мог прикасаться к матери. Очень важен контакт «глаза в глаза». После кормления, если ребенок не заснул, его следует подержать на руках, разговаривать с ним. Время контакта матери и ребенка при таком подходе будет составлять не менее 20–30 минут. Такой способ вскармливания особенно показан матерям, которые очень хотели кормить ребенка, но по независящим от нее причинам вынуждены были перевести его на искусственное вскармливание. «Чувство вины» у матерей может быть снято посредством общения с ребенком и использованием кормления для общения с ним.
Таким образом, грудное вскармливание имеет не только нутритивное значение, не только способствует гармоничному развитию ребенка, но, что очень важно, является продолжением контакта между матерью и ребенком, истоком которого является внутриутробный период. Контакт, сформированный в период грудного вскармливания, несомненно, оказывает влияние на формирование родительских отношений в последующие возрастные периоды и является предметом исследования психологов.
Литература
М. В. Гмошинская, доктор медицинских наук
НИИ питания РАМН, Москва