в какой последовательности читать герой нашего времени
Композиция романа «Герой нашего времени»: хронология глав (порядок повестей)
Бал в романе «Герой нашего времени». Художник П. Павлинов |
Композиция романа «Герой нашего времени» является довольно необычной и сложной. Почему?
Во-первых, главы в романе расположены в «неправильной» последовательности.
Во-вторых, повестование ведется от имени трех рассказчиков: автора, Печорина и Максима Максимыча.
В этой статье представлен анализ композиции романа «Герой нашего времени»: хронология глав (порядок повестей).
Композиция романа «Герой нашего времени» Лермонтова
Роман «Герой нашего времени» состоит из нескольких повестей, каждая из которых посвящена отдельному периоду в жизни главного героя, Григория Печорина. Всего в повести 5 глав и 2 предисловия.
Хронология повестей в романе «Герой нашего времени»
Главы в романе «Герой нашего времени» расположены в «неправильном» порядке. И эта особенность романа вызывает много вопросов у читателей.
К счастью, внимательный читатель сам может восстановить «правильный» хронологический порядок.
Ниже представлена таблица с «неправильным» и «правильным» порядком повестей «Героя нашего времени»:
Хронологический порядок глав «Герой нашего времени»
Некоторые литераторы ставят главу «Бэла» перед главой «Фаталист», то есть Печорин знакомится с Вуличем уже после гибели Бэлы. Данная версия имеет право на существование, но, на наш взгляд, она не является достаточно аргументированной. В пользу другой версии есть куда больше аргументов.
Почему сначала «Фаталист», потом «Бэла»?
3. Настроение Печорина в дневнике
«. «Фаталист» был записан [Печориным в дневник], очевидно, раньше истории с Бэлой. Об этом косвенно, но убедительно свидетельствует характер записей в «Фаталисте». В нем у Печорина есть еще искры надежды, он полон энергии и способен бросить дерзкий вызов жизни, бороться и страдать («еще не осушил чаши страданий»), не сдаваясь ни скуке, ни судьбе («Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает»).
Совершенно иная тональность в «исповеди» Печорина Максиму Максимычу в конце истории с Бэлой. Именно здесь духовно хоронит себя Печорин: «Мне осталось одно средство: путешествовать. авось где-нибудь умру на дороге!». «
4. Внимание Лермонтова к деталям
«Принимая во внимание заботу Лермонтова о тщательности всех реально-психологических мотивировок и деталей в романе, можно подумать, что все это не могло не учитываться писателем в его композиционно-хронологических построениях.»
(Источник: Б. Т. Удодов, «»Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Книга для учителя»», Москва, изд-во «Просвещение», 1989 г.; http://feb-web.ru/feb/lermont/critics/udo/udo-001-.htm?cmd=p)
Почему нарушена хронология в романе «Герой нашего времени»?
Хронология в романе «Герой нашего времени» нарушена не случайно. Зачем же автор делает это?
Поверхностное знакомство с Печориным
В первых главах романа («Бэла» и «Максим Максимыч») Лермонтов знакомит читателя с Печориным. Мы видим образ главного героя глазами Максима Максимка и наши знания пока поверхностны. Со слов Максима Максимыча у читателей формируется не самое лестное мнение о Печорине.
Близкое знакомство с Печориным
В следующих главах («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист») читатели узнают внутренний мир Печорина через его дневники. Здесь сам Григорий откровенно рассказывает о себе, своих недостатках, страхах и печалях. Эта откровенность подкупает и располагает к себе читателей. Характер Печорина со своими плюсами и минусами становится ближе и понятней, и мнение о герое несколько меняется.
Хронология романа «Герой нашего времени» Лермонтова
Почему в романе Герой нашего времени события не по порядку
Почему в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» события изображены не в хронологической последовательности?
Произведение М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (1841) — социально-психологический роман.
Главный герой произведения Григорий Александрович Печорин, с одной стороны, конкретный человек с яркими поступками, сильными чувствами. С другой — Печорин воплощает в себе обобщённые черты молодого поколения 1830-1840-х годов, трагедия которого состояла в недостаточной социальной активности и малой востребованности в обществе.
Печорин — офицер, аристократ, он один из тех, кого принято считать баловнем судьбы. Жизнь его крайне беспокойная. Она исполнена отчаянных поисков чего-то необычного, особенного, выходящего за рамки привычных впечатлений. Сильные чувства его сродни страстям, но в том-то и дело, что его холодная рассудочность, склонность к анализу происходящего вокруг уравновешивают пылкость его натуры.
Почему же в романе «Герой нашего времени» события изображены не в хронологической последовательности?
Прежде всего потому, что этот метод создаёт ощущение некой тайны, недосказанности в характеристике самого героя, что по духу сближает роман с байроническим направлением в литературе. Кроме того, читатель безразличен к хронологии описываемых событий. Ему интересна сама жизнь Печорина, интрига и замысловатость коллизий и тех ситуаций, которые возникают то здесь, то там на его жизненном пути.
А с точки зрения главной художественной идеи именно так, с нарушением хронологии событий, роман выстроен по одной важной причине. Читатель прослеживает жизнь Печорина последовательно, от простого к сложному, узнавая личность этого человека, постигая незаурядность его натуры.
В главе «Бэла» читатель знакомится с образом Печорина через рассказ о нём Максима Максимыча и убеждается в том, насколько этот молодой человек решителен, дерзок и непредсказуем в поступках. Но это лишь косвенные представления о герое, которым суждено пополниться в дальнейшем содержании романа. В главе «Максим Максимыч» читатель видит Печорина вживую и составляет своё мнение о нём. Внешность главного героя свидетельствует и о романтических наклонностях его характера, и о его волевых качествах. Но при этом холодность и равнодушие «странствующего офицера», проявленные им к человечному и мудрому Максиму Максимычу, неприятно удивляют читателя.
В главах «Тамань» и «Княжна Мэри» Печорин изображён через записи в собственном дневнике очень полно, подробно и многосторонне. Его дневник — это рассказ героя о самом себе, исповедь, в которой объясняются мотивы его поступков и даётся им оценка.
Мы узнаём о том, что в центре жизненных интересов героя — его собственная личность, его «эго». Остальные герои романа — это «другие», которые по воле случая оказываются на его жизненном пути.
Печорин признаётся себе, что в нём два человека: один совершает поступки, другой беспристрастно оценивает их. Он приносит много страданий другим людям; по его вине гибнут Бэла и Грушницкий. Однако Печорин склонен думать, что объективно в несчастиях этих «других» он не виноват. Но в его подсознании таится мысль о том, что нет — виноват!
По этой причине он «засмеялся» после похорон Бэлы, и у Максима Максимыча «мороз пробежал по телу». У Печорина хватает ума и сострадания, чтобы сказать искренние слова обиженному им Максиму Максимычу при расставании. Понимая, насколько виноват, он готов броситься к ногам княжны Мэри, чьё сердце разбито, и плачет на дороге в Пятигорск около павшего коня.
Сердце главного героя жаждет небывалого отклика на его чувства. Сам он безуспешно стремится соответствовать «предназначению высокому» и плодотворно тратить «силы необъятные», которые, он уверен, даны ему от природы. Но цели его остаются неисполненными; великое поприще, на котором он мог бы состояться как выдающаяся личность, им не найдено. Поэтому критик Белинский назвал его «страдающим эгоистом».
И, наконец, завершает характеристику Печорина глава «Фаталист», где на серьёзном философском уровне решается вопрос о неизбежных, предопределённых свыше поворотах в судьбе человека. Так, глубоко продуманной автором с идейнохудожественных позиций предстаёт перед нами история жизни Печорина, «героя» русской действительности 1830-1840-х гг.
Таким образом, «странная» композиция не разрушила художественный замысел автора романа, и главный герой предстает перед читателем как характер целостный и самобытный.
В этой главе мы знакомимся с основными героями романа: рассказчиком, Максимом Максимычем и Печориным. Проезжий офицер случайно встречается с Максимом Максимычем и узнает от него историю одного человека «с большими странностями». Он описывает Григория как противоречивую личность:
По целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха.
В первой главе Печорин влюбляется в одну «дикарку» — Бэлу. Чтобы добиться ее, он совершает обман: герой договорился с братом девушки, что тот украдёт сестру, а взамен получит лучшего коня Казбича, о котором он так мечтал. Но вскоре любовь наскучила Григорию. Он стал больше времени проводить на охоте, охладел к любимой. Этого не мог не заметить Максим Максимыч. Он сблизился с Бэлой, ему было жаль ни в чем невинную жертву каприза друга. Он стал ей как отец: поддерживал её, старался облегчить страдания.
Но судьба Бэлы оказалась трагической. Казбич не мог простить Печорину кражу коня и решил отомстить герою. Он незаметно схватил девушку, пока мужчины были на охоте, и пытался ее увести с собой, но когда осознал, что был замечен (за ним уже гнались главные герои), смертельно ранил спутницу. Через несколько дней она умерла, лицо Григория не выражало ни капли страдания, но Максим Максимыч знал, что ему было нелегко.
После этого инцидента персонажи расстались без надежд на новую встречу, однако она все же состоялась.
Княжна Мэри
Действие этой главы происходит в Пятигорске. Здесь состоялась встреча Печорина с давним приятелем – юнкером Грушницким. Он описывает его как человека, стремящегося произвести на других людей эффект. У него есть «пышные фразы» на любой случай жизни. Григорий сразу признаётся, что не любит его и предчувствует их будущее столкновение.
Главный герой встречает прелестную княжну Мэри и замечает, что она небезразлична Грушницкому. Именно это заставляет его уделять девушке особое внимание. Здесь же он знакомится с доктором Вернером и отмечает, что между ними много общего. Они оба скептически смотрят на жизнь, отличаются холодностью, равнодушием. Но в Печорине эти черты проявляются намного сильнее, чем в Вернере. Они проводят много времени за разговорами, становятся близки. Именно он рассказывает Григорию о том, что в Пятигорск приехала Вера с мужем — прошлая любовь главного героя. При встрече с ней он понимает, что чувства ее ещё не пропали. Они начинают вновь встречаться. Но, чтобы как-то развлечься, Печорин решает завоевать сердце Мэри, а также вызвать ревность у Грушницого. На балу он вёл с ней себя холодно, что только способствовало проявлению интереса у девушки. Он занимал все ее мысли.
После дуэли Вера признаётся своему мужу в любви к Печорину, тот увозит ее из города. Получив известие о бегстве женщины, герой изо всех сил гонится за ней на лошади, но не успевает. Она навсегда уходит из его жизни. Печорин нанёс крайний визит княгине Лиговской, после чего уехал служить на Кавказ.
Зачем лермонтов нарушил хронологическую последовательность глав романа?
1. Хронологическая последовательность событий. 2. Смешение жанров. 3. Смысл нарушения хронологии в романе. Прими собранье пестрых глав, Полусмешных, полупечальных, Прост она родных, идеальных, Небрежный плод моих забав, Бессонниц, легких вдохновений, Незрелых и увядших лет, Ума холодных наблюдений И сердца горестных замет. А. С. Пушкин Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» состоит из пяти повестей-глав. Эти главы в свою очередь объединены в две части в соответствии с том, от чьего лица ведется рассказ. В первой части повествование ведется от лица автора и Максима Максимыча. Вторая часть — дневник самого Печорина, то есть рассказ от первого лица. Расположение глав в романе не совпадает с хронологической последовательностью событий в жизни героя. Очевидно, что события развивались таким образом. По пути к месту назначения на Кавказе Печорин проезжал через Тамань (глава «Тамань»). Через некоторое время, после участия в военной экспедиции, Печорин отправляется в Пятигорск и Кисловодск, где происходит его дуэль с Грушницким (глава «Княжна Мери»). В дальнейшем по распоряжению начальства Печорин прибывает в крепость за Тереком под начальство Максима Максимыча (глава «Бэла»). По-видимому, на «линию» Печорина отправили за дуэль. Пари с Вуличем (глава «Фаталист») происходит в казачьей станице, где Печорин пробыл две недели, отлучившись из крепости. По прошествии пяти лет Печорин, вышедший в отставку и теперь праздно путешествующий по миру, едет в Персию и во Владикавказе встречается с Максимом Максимычем (глава «Максим Максимыч»). Здесь же автор романа имел возможность лично увидеть героя своего произведения. Возвращаясь из Персии в Россию, Печорин умирает (Предисловие к «Журналу Печорина»). Также необходимо отметить, что роман Лермонтова представляет собой сложный сплав элементов различных жанров. В «Герое нашего времени» можно обнаружить черты романа-описания нравов, авантюрного романа, исповедального романа, а также черты путевого очерка, бивуачного рассказа, светской повести и кавказской новеллы. Но вернемся к композиции романа. Зачем автору понадобилась столь причудливая игра со временем, когда события в повествовании не следуют друг за другом так, как они происходили в реальной жизни? Время и его восприятие персонажами произведения в большинстве случаев являются значимыми категориями для понимания авторского замысла, характеров героев и особенностей их жизненного пути. Роман Лермонтова не является исключением. С одной стороны, в образе Печорина воплотился ряд типических черт поколения. Многие ситуации, описанные в романе, также характерны для определенного времени, в частности война на Кавказе. Но с другой стороны, многие глубинные переживания Печорина не зависят от времени, в которое живет этот человек. Скука и жажда деятельности, желание быть любимым, жажда власти над другими, восхищение перед красотой природы или творением талантливого писателя, беспристрастный самоанализ — все это вне времени. А Лермонтов стремился не просто рассказать о событиях, произошедших в жизни Печорина, но и показать особенности его характера, движения души, зачастую незримые для окружающих: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…». Сначала Лермонтов показывает своего героя со стороны так, как все мы видим окружающих нас людей. Максим Максимыч достаточно долго общался с Печориным, знает о многих его странностях, при этом относясь к нему с дружеской приязнью. Но, невзирая на искреннюю доброжелательность по отношению к Печорину, Максим Максимыч не слишком хорошо его понимает. В этом нет ничего удивительного — между ними большая разница в возрасте и социальном положении, а главное, в мировосприятии. Образ Максима Максимыча является достаточно типичным для его времени и среды. Это честный, исполнительный офицер, сердечный, добрый человек, однако круг его интересов достаточно ограничен. В глазах Максима Максимыча Печорин, представитель светского общества, авантюристичный и непостоянный в своих увлечениях, является странной, загадочной личностью. Сложность композиции романа проявилась уже в первой главе «Бэла», которая построена по принципу рассказа в рассказе. Эта глава-повесть играет роль завязки сюжета: из нее мы узнаем о главном герое романа. Здесь же развивается и романтическая история любви офицера и дочери черкесского князя, в которой ярко проявляется характер Печорина: пока на его пути имелись препятствия, его энергия и изобретательность не знали покоя, но едва Бэла полюбила его, как он вскоре охладел к ней. Максим Максимыч повествует о внешних событиях жизни Печорина, которым он был свидетелем; однако штабс-капитан не понимает поступков своего приятеля. Многочисленные вопросы, проскальзывающие в повести «Бэла», так и остаются без ответа. Автор наблюдал за Печориным гораздо менее продолжительное время, чем Максим Максимыч, даже не общался с ним лично. Однако взгляд Лермонтова на своего героя психологически оказывается более глубоким. Автор не только знает ряд подробностей жизни Печорина. Он лучше Максима Максимыча представляет светское общество, в котором вращался герой романа, поэтому ему легче разобраться в причинах того, что характер Печорина сформировался именно так, а не иначе. Повесть «Максим Максимыч» не только дает возможность взглянуть на героя глазами человека, не знакомого с ним лично, следовательно, свободного от каких-либо симпатий или антипатий, но и объясняет, как к автору романа попал дневник Печорина. Кроме того, в этой повести наглядно демонстрируется равнодушное отношение Печорина к окружающим людям, которого он, впрочем, и сам не отрицает в своих записках. Глава «Тамань» своего рода мини-роман внутри большого произведения, романтическая повесть о разбойниках, проникнутая духом зловещей и притягательной тайны. В этой главе просматриваются движущие силы характера Печорина — его жажда деятельности, решительность и храбрость, которые заставляют его вмешиваться в жизнь окружающих просто из любопытства. Глава «Княжна Мери» построена по принципу дневниковых записей — Печорин указывал дату, к которой относились те или иные события и размышления. В этой главе значительное место отводится самоанализу героя. Мы не просто становимся свидетелями событий, а узнаем, что побуждало Печорина к тем или иным действиям, что он думает по различным вопросам и даже как он оценивает собственную личность, свой характер, свое предназначение и реальное положение вещей. Еще сильнее звучит мотив влияния Печорина на окружающих, на их судьбы. Тесное взаимодействие с ним заставляет людей раскрываться в своей подлинной сущности, но никого не делает счастливее, наоборот, нередко становится причиной страданий. В главе «Фаталист» поднимается проблема судьбы: есть ли предопределение, может ли человек сам выбирать свою участь? Противостояние человека судьбе, мотив игры с судьбой, со смертью неоднократно звучали в литературе. Тема судьбы, несомненно, не случайна в романе Лермонтова. Печорин полагает, что у него было высокое предназначение, но в чем оно? Найти ответ на этот вопрос ему так и не удается. В конце главы «Фаталист» Печорин возвращается в крепость и пытается обсудить проблему предопределения с Максимом Максимычем, однако то даже не понимает сущности вопроса. Повествование замыкается в кольцо. Крепость, куда возвращается Печорин, фигурировала и в повести «Бэла», с которой начинается роман. Кольцевая композиция романа отражает порочный круг поисков смысла жизни Печорина. В то же время подобная композиция как бы делает героя бессмертным — сообщение о его кончине затерялось где-то в середине романа, но за долгими приключениями, о которых повествуется в дневнике Печорина, мысль о том, что этот человек уже умер, отодвигается на второй план.
Максим Максимыч
На Владикавказе рассказчик и Максим Максимыч снова встретились. Они по-дружески поговорили, обменялись последними новостями. Через некоторое время появляется коляска Печорина, рассказчик, наконец, сам увидел этого «странного человека». Герой описывает его портрет, который также состоит весь из противоречий. Глаза Григория «не смеялись, когда он смеялся», «его кожа имела какую-то женскую нежность», но на лбу выступали морщины. Он холодно поздоровался с Максимом Максимычем, никак не отреагировал на его радость и теплоту. Старые приятели расстались, как оказалось, навсегда.
В этой главе рассказчик получает дневник Печорина, страницы которого увидят читатели в следующих главах.
Особенности сюжета романа
Любое литературное произведение имеет свою систему событий, которая раскрывает не только характеры действующих лиц, но и отношение самого автора к изображаемым им явлениям и событиям, – то есть сюжет. В романе «Герой нашего времени» сюжет определяется замыслом всей системы повестей, и замысел этот – в «разворачивании» шаг за шагом истории «души человеческой», «особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою».
Как же именно строит сюжет автор? Прислушаемся к мнению русского критика В.Белинского: «роман г. Лермонтова проникнут единством мысли, и потому… его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтете две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать. Тут нет ни страницы, ни слова, ни черты, которые были бы наброшены случайно; тут всё выходит из одной главной идеи и всё в нее возвращается». Именно поэтому хронологический ряд событий, описываемых в романе, нарушен,- хронология не важна для воплощения идеи.
Сначала мы узнаем о Печорине в повести «Бэла», следя за разговором временных попутчиков, а затем – за рассказанной Максим Максимычем историей о молодой черкешенке и роли главного героя в ее судьбе. Следующее представление о Печорине составляем, непосредственно наблюдая за тем, как ведет себя Григорий, как проявляется его характер внешне – рассказчик подробно описывает это во второй главе романа. И, наконец, из собственноручно написанного героем журнала постигаем внутренний мир Печорина: его мысли, чувства, чаяния.
С каждой последующей повестью «Героя нашего времени» наш интерес к характеру главного действующего лица возрастает, ведь вряд ли героем времени Лермонтов назвал человека с порочным отношением к людям и полным отсутствием привлекательных человеческих качеств. Постепенно понимаешь, что именно в таком порядке разместив главы произведения, автор и смог последовательно раскрывать характер героя во всей его сложности, противоречивости и непредсказуемости. Именно этому замыслу подчинен сюжет романа «Герой нашего времени».
Соотношение сюжета и фабулы «Героя нашего времени»
Читая страницу за страницей, мы сразу можем заметить: временная последовательность событий романа отличается от порядка расположения повестей, который определил Лермонтов. «Еду в действующий отряд по казенной надобности», – пишет в журнале Печорин в «Тамани», и хронологически именно эта часть открывает повествование о главном герое. За ней следует рассказ о пребывании Григория на водах и наутро после дуэли получившего «приказание от высшего начальства отправиться в крепость Н».
Из «этой скучной крепости» Печорину «случилось» уехать и «прожить две недели в казачьей станице», здесь он решает для себя вопрос, предопределена ли судьба любого человека. Служа и дальше в крепости, Григорий похищает Бэлу. Последние передвижения Печорина мы прослеживам, наблюдая за встречей его со штабс-капитаном («еду в Персию – и дальше») и читая предисловие рассказчика к «Журналу Печорина» («недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер»).
«Герой нашего времени»: краткое и кратчайшее содержание романа Лермонтова
«Герой нашего времени» – краткое содержание романа М.Ю. Лермонтова, кратчайший пересказ, подробное изложение по главам. Главные герои: Печорин, Максим Максимыч, Бэла, княжна Мери, Грушницкий. История создания и значение романа.
«Герой нашего времени» – роман Михаила Юрьевича Лермонтова, написанный в 1838-1840 годах. Считается первым социально-психологическим романом в русской литературе.
В произведении рассказывается о молодом русском офицере Григории Александровиче Печорине, который служит на Кавказе в годы войны с горцами. Описывая его приключения, отношения с женщинами и сослуживцами, автор постепенно рисует психологический портрет «героя нашего времени». В начале повествование ведут неназванный рассказчик-офицер и сослуживец Печорина – Максим Максимыч. В последних трех главах рассказ идет уже от лица Печорина.
В романе сочетаются элементы реализма и романтизма. От реализма в «Герое нашего времени» – детальные описания жизни офицера на Кавказе и общества 1830-х годов. От романтизма – противопоставление героя обществу, возвышенные чувства, экзотическая природа и опасности.
Сюжет романа: кратчайшее изложение
Чуть позже Максим Максимыч и рассказчик встречают Печорина во Владикавказе. Тот очень холодно приветствует бывшего сослуживца, и Максим Максимыч чувствует себя обманутым в лучших чувствах. В сердцах он отдает рассказчику журнал Печорина – записки, которые ранее хранил (глава «Максим Максимыч»).
Хронология повествования нарушена, фабула и сюжет не совпадают. Если расположить главы по времени, то они должны идти вот в такой последовательности: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч», Предисловие к «Журналу Печорина». Однако Лермонтов не ставил себе цель рассказать историю Печорина строго хронологически: в центре его внимания – психологический портрет, и каждая глава добавляет к нему все новые штрихи.
Иллюстрация П.Л. Бунина к роману «Герой нашего времени». Источник: РИА Новости
Полный текст и аудиокнига
В формате аудиокниги произведение М.Ю. Лермонтова можно послушать на YouTube.
Краткое содержание «Героя нашего времени» по главам
Предисловие ко второму изданию
Автор отвечает на претензии к книге, объясняя, что не ставит Печорина в пример и не показывает себя в лице главного героя. «Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии», – объясняет Лермонтов. Однако он не собирается лечить пороки общества: «Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж бог знает!»
Повествование ведется от лица неназванного офицера, служащего на Кавказе. Однажды по дороге из Тифлиса он встречается с Максимом Максимычем – немолодым простодушным штабс-капитаном. Тот рассказывает историю о своем приятеле, прапорщике Григории Александровиче Печорине.
Вместе с Максимом Максимычем Печорин служил в крепости за Тереком, построенной для защиты от горцев. Прапорщику Печорину на свадьбе у местного князя приглянулась его дочь Бэла, к которой сватался еще и разбойник Казбич. Печорин помог брату Бэлы украсть у Казбича прекрасного коня, а тот взамен помог Печорину похитить свою красавицу-сестру.
Ухаживаниями Печорин добился любви Бэлы, но затем быстро к ней охладел. Бэла затосковала. Однажды, когда она вышла на прогулку, девушку схватил и увез Казбич. За разбойником бросились в погоню, и тогда он смертельно ранил Бэлу.
«Максим Максимыч»
Рассказчик и Максим Максимыч встречаются через несколько дней после расставания во Владикавказе. Через город как раз проезжает Печорин – он уже вышел в отставку и держит путь в Персию. Максим Максимыч думает, что старый друг будет рад его видеть. Но тот приветствует штабс-капитана очень холодно и отказывается задержаться, чтобы с ним поговорить. Печорин уезжает, Максим Максимыч чувствует себя преданным и разочаровывается во всем молодом поколении. Он отдает рассказчику записи Печорина, которые все это время хранил.
Журнал Печорина. Предисловие
Не так давно Печорин умер, возвращаясь из Персии, сообщает рассказчик. В связи с этим новый владелец записок решился их издать:
«История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она — следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».
«Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? — Мой ответ — заглавие этой книги. «Да это злая ирония!» — скажут они. — Не знаю».
«Тамань»
Печорин приезжает в Тамань – «самый скверный городишко из всех приморских городов России». Он видит, как контрабандисты разгружают груз на берегу. Девушка – сообщница контрабандистов – заманивает его к морю и пытается утопить, опасаясь доноса. Офицер спасается, выбросив ее из лодки. Девушка вместе с сообщником-контрабандистом навсегда уплывают из Тамани. Печорин сожалеет, что невольно разрушил привычную жизнь «честных контрабандистов».
Иллюстрация Владимира Бехтеева
«Княжна Мери»
Печорин приезжает на воды. Он знакомится с княжной Мери, дочерью княгини Лиговской. Здесь же Печорин снова встречает Веру – свою бывшую возлюбленную, которая теперь замужем за другим.
Печорину Мери безразлична, но ради развлечения и для отвода глаз от романа с Верой он начинает ухаживать за княжной и добивается ее любви.
Из письма Веры Печорин узнает, что она призналась мужу в измене и уехала из города. Он бросается за возлюбленной, но его обессиленный конь умирает. Печорин рыдает в степи.
Вернувшись в город, Печорин объясняет Мери, что никогда ее не любил.
Из-за подозрения в дуэли его ссылают служить в крепость к Максиму Максимычу.
Михаил Врубель, иллюстрация «Дуэль Печорина с Грушницким»
«Фаталист»
Ночью Печорин узнает, что Вулич убит – он наткнулся на пьяного казака, который зарубил его шашкой. Пораженный странным совпадением, Печорин решает сам испытать судьбу. Он через окно врывается в дом, где заперся убийца, и обезвреживает его. Значит ли это, что нужно верить в предопределение, он не понимает.
Иллюстрация Миграна Сосояна
«Герой нашего времени»: история и значение романа
«Герой нашего времени» принадлежит «к числу самых замечательных и самых увлекательных книг» русской литературы, рассказывал видный советский лермонтовед Ираклий Андроников. Причину этому он видел в главном герое: Печорин вроде бы отрицательный, но в то же время очень притягательный персонаж. Его безжалостность и эгоизм сочетаются с большим умом, храбростью, искренностью с самим собой.
История создания
Фамилия Печорина впервые появилась в незаконченном романе «Княгиня Лиговская». Это произведение о жизни петербургского света Лермонтов начал создавать в 1836 году. Роман должен был стать своего рода ответом пушкинскому «Евгению Онегину». Не зря Лермонтов назвал главного героя Печориным (от названия реки Печоры, как «Онегин» – от реки Онеги).
Однако характер и даже внешность Печорина из «Княгини Лиговской» и Печорина из «Героя нашего времени» сильно отличаются, это разные произведения и разные персонажи. По сюжету «Княгини Лиговской», Печорин влюблен в женщину по имени Вера, которая вышла замуж за другого.
Свой первый роман автор так и не дописал. После гибели Пушкина на дуэли Лермонтов создал стихотворение «Смерть поэта» и за дерзкие стихи был сослан на Кавказ. Проведя в ссылке год, писатель отказался от прежнего замысла и создал новый роман, куда перешли имена Печорина и Веры.
В «Герое нашего времени» Лермонтов описал Кавказ с точностью, поражавшей современников. В произведении они обнаруживали и реального слепого мальчика из Тамани, и ту самую хату на краю города; отдыхавшие летом 1837-го в Пятигорске и Кисловодске узнавали прототипы доктора Вернера, Грушницкого, княжны Мери.
«Герой нашего времени» был написан достаточно быстро. Летом 1838 года Лермонтов утверждал, что ничего не пишет, а спустя девять месяцев уже вышла первая из повестей – «Бэла». Еще через десять месяцев роман был готов целиком и одобрен цензурой.
Учитывая, что в это время Лермонтов служил в полку в Царском Селе, постоянно ездил в Петербург и создал целый ряд других произведений, остается только удивляться, когда он успевал спать и работать над романом, констатирует Ираклий Андроников.
Композиция романа и образ Печорина
Автор избрал для романа необычную композицию. Главы-повести расположены в свободном порядке, хронология событий намеренно нарушена. Нет привычных описаний детства и юности главного героя. Замалчиваются ключевые события его биографии: непонятно, например, за что именно Печорин сослан на Кавказ (в черновик упоминалась дуэль в Петербурге, но затем Лермонтов убрал эти слова).
Необычную структуру «Героя нашего времени» принято объяснять тем, что это не история жизни Печорина, а «история души». Лермонтов показывает героя постепенно и с разных сторон. Первым читателям поначалу даже было неясно, кто здесь главный герой: Печорин или Максим Максимыч?
В первых двух повестях Печорин описывается с чужих слов, и впечатление складывается не в его пользу. В «Бэле» это загадочный и коварный человек, своей запретной любовью погубивший Бэлу и ее семью. В «Максиме Максимыче» – высокомерный эгоист, обидевший старого друга.
Однако оставшуюся часть романа составляют записки Печорина, и они заставляют взглянуть на героя совсем иначе. Это уже не скучающий офицер, умеющий подчинять себе других, но и умный, обаятельный, тонко чувствующий человек. В «Тамани» он демонстрирует храбрость и склонность к романтике; в «Княжне Мери» – способность к глубоким чувствам и самоанализу; в «Фаталисте» – свою философскую сторону и хладнокровие.
Читатель остается в недоумении: почему же столь талантливый человек растрачивает свои силы попусту? Неужели это и есть герой поколения, «не способного более к великим делам для блага человечества»?
Значение романа
Советские исследователи порой называли «Героя нашего времени» общественно-политическим романом: объясняли, что Печорину в николаевской России не хватало возможности выразить себя в борьбе за народную свободу, порвать с аристократическим обществом и так далее. «Потерянное поколение» Лермонтова противопоставляли поколению декабристов.
Однако эти объяснения многим кажутся натянутыми: стоит ли искать в произведениях аристократа Лермонтова революционный подтекст?
В «Герое нашего времени» размышления об обществе есть, но не меньшую роль играют рассуждения о человеческой душе, смысле жизни, добре и счастье. Это первый психологический русский роман, ставший зерном русской психологической прозы, и одновременно – первый философский русский роман, где поступки главного героя осмысляются в категориях добра и зла, необходимости и свободы.