в какой последовательности читать ганнибала лектора
Томас Харрис «Ганнибал Лектер»
Ганнибал Лектер
Язык написания: английский
Обозначения: циклы
романы
повести
графические произведения
рассказы и пр.
Издания на иностранных языках:
Моё знакомство с персонажем Ганнибалом Лектером, как и у многих других, началось с фильма «Молчание ягнят» — экранизации второй книги цикла, где роль доктора Лектера, замечательным образом, исполнил Энтони Хопкинс. Фильм мне понравился, а через какое-то время, мне захотелось прочесть нечто этакое, чтобы было мрачно, волнующе, может даже местами страшно, но чтобы это был не Кинг. И тут мне вспомнился Лектер. Я понял – это то, что нужно. Маньяки, сумасшедшие, психушка, каннибализм, расследования убийств, в общем, самое то!
Говоря об этих книгах, я буду неоднократно писать имя Ганнибала Лектера, потому что не говорить о нём не возможно.
Те, кто не знаком с Ганнибалом Лектером и в первый раз слышат о нём, могут подумать, что это положительный персонаж и главный герой всех четырёх книг, ведь на то он и цикл о Ганнибале Лектере. Но не всё так просто. В первой книге — «Красный Дракон», доктор можно сказать, второстепенный персонаж. В следующем романе – «Молчание ягнят», ему уделено больше внимания, однако и здесь он больше герой второго плана. Что интересно: в экранизации Лектер занимает лишь 16 минут экранного времени. Однако же Энтони Хопкинс – получил Оскар за лучшую мужскую роль. К тому же персонажа никак нельзя назвать положительным, ещё бы! Ведь он маньяк и каннибал! Так что же в нём такого особенного?
Лектер – отличный психиатр и хирург, гурман, любит всё изысканное, обладает недюжинным умом, проницательностью, остроумием, вкусом, памятью, обонянием. И при этом он серийный убийца, который не прочь отведать человеческого мяса. Персонаж таинственный и зловещий. Даже находясь в камере психиатрической больницы, он умудряется оказывать сильное влияние на других людей. Его не могут изучить другие психиатры и учёные, более того, если те пытаются взять у него интервью или провести какие-либо тесты, то в итоге они сами оказывается высмеянными в статьях, которые пишет и публикует Лектер.
К моменту начала первого романа Лектер уже несколько лет сидит в психиатрической больнице, куда он попал благодаря Уиллу Грэму – агенту ФБР и главному герою «Красного Дракона». Сам Грэм после истории с поимкой каннибала отошёл от дел и тихо-мирно поживал с женой и её одиннадцатилетним сыном в домике на берегу океана. Но в это время в стране объявился очередной маньяк. На его счету уже две убитые семьи. Друг и бывший начальник Уилла – Джек Крофорд просит того, помочь найти убийцу. Грэм берётся за расследование и решает посетить Лектера, в надежде на то, что тот подаст какую-нибудь идею, ведь тому легче понять психологию маньяка.
Как я уже писал ранее, Лектер в первой книге герой второго плана, но хоть он и появляется пару раз, на судьбу героя он оказывает сильное влияние. Но не только Ганнибал-Каннибал представляет интерес среди персонажей. Повествование не привязано на мертво к Уиллу Грэму, и рассказ частенько ведётся и от объекта его поиска – Зубастика, как прозвали его в прессе или же Красного Дракона, кем он считает себя сам. Очень интересно следить за внутренним миром и мотивами сумасшедшего, что повлияло на его психику, как прошло его детство, как он ведёт себя среди других людей.
Книгу нельзя назвать детективом, ведь для читателя не секрет, кто убийца. Но интересно следить за действиями ФБР и Грэма. Хорошо описаны моменты с поисками и обработкой улик. Интрига от взгляда, как со стороны следствия, так и со стороны маньяка только возрастает. Ошибётся ли Дракон и выйдет ли на его след Грэм? Финал был для меня достаточно неожиданным.
Стиль повествования достаточно сух. Автор не занимается яркими описаниями пейзажей или чего-то в этом роде. В эмоции героев тоже особо глубоко не влезает или же это герои несколько… роботизированы? Был даже такой момент, что я читал-читал и вдруг остановился на одном моменте: Грэму кое-кто позвонил, а тот решил, что звонит его жена и, дословно не помню, но что-то такое он ляпнул. Его собеседник тоже что-то в шутку ему ответил. И я был очень удивлён этим моментом, кажется, даже перечитал эти реплики. Герои шутят? Вы серьёзно? Кажется, будто автор старался разбавить повествование, чем-то… художественно литературным. И у него получалось не очень. Но как ни странно именно такой стиль мне понравился, без каких-то излишеств такой, какой нужен для этой истории. И читается при этом легко.
Оценка «Красному Дракону»: 9/10.
Вторая книга вышла через семь лет после первой (между выходами книг проходило довольно много времени, третья вышла аж через 11 лет после второй). С предыдущей частью она не сильно связана, есть пара упоминаний о Грэме, несколько персонажей, работающих в ФБР и собственно сам Лектер. Новый главный герой, а вернее героиня – Клэрис Старлинг – курсантка в Академии ФБР в Квонтико.
Чем-то «Молчание ягнят» напоминает «Красного Дракона», можно даже подумать, что книга написана по шаблону предыдущей части: есть маньяк – в этот раз Буффало Билл, который похищает девушек, а позже сбрасывает их трупы в реки, у трупов непременно снята часть кожи. Есть главный герой, который пытается найти преступника. И есть Ганнибал, которого главные герои пытаются склонить к сотрудничеству и заполучить у него помощи. Мы так же наблюдаем за действиями ФБР – поисками улик, исследованиями трупов и прочим и за деятельностью маньяка и его очередной жертвы – дочери сенатора одного американского штата. Не смотря на явные схожести в структуре романа, читать нисколько не скучно. Схожести видно, если смотреть на всё сверху, в общих чертах, но внутри же книги разные. Другие персонажи по-другому себя ведут, у них свои черты характера, свой образ мышления. Клэрис – это не в коем мере не копия Грэма, а Буффало Билл не клон Красного Дракона.
Одним из самых интересных элементов в книге являются диалоги, причём именно те диалоги, которые происходят между доктором Лектером и Клэрис Старлинг. Ганнибал никогда не даёт прямые ответы, а лишь подталкивает к каким-либо действиям или мыслям. А взамен требует раскрытия некоторых вещей из прошлого Старлинг.
Наверно, из всех четырёх книг в этой Лектер показан лучше всего. Его не слишком много, как в следующих частях, его не слишком мало, как в «Красном Драконе». Он кажется таинственным, чувствуется, будто от него исходит опасность. Он не кажется каким-то нереальным, в общем, он такой, какой нужен, такой, что представляет интерес. А уж его своеобразный юмор, чего стоит одна только история с «билирубином».
Манера повествования не сильно изменилась, всё так же сухо и лаконично. Зато исчезла некая «топорность», что была в первой книге. Но не исключено, что изменилось качество перевода.
До третьей книги, которая называется «Ганнибал», всё шло очень даже хорошо. Вообще, кажется, что автор даже не подозревал, что Лектер обретёт такую популярность и вызовет столь сильный интерес среди читателей. И тут внезапно экранизация, известность и всё-такое. Автор решил, что нужно больше Лектера, особенно это касается четвёртой книги, где тот становится самым что ни наесть главным героем, хотя и в третьей от его лица повествование идёт чаще. Да и взять хотя бы названия: «Ганнибал» и «Ганнибал: Восхождение». После красивых и необычных названий, имя главного героя на обложке слишком просто. Но главное, конечно, не это.
«Ганнибал», наверно, во всё уступает предыдущим книгам. Он затянутый, он вялый. Частенько читать мне становилось скучно. Тут понимаешь, что сухое и лаконичное повествование было лучше, чем это затянутое и с излишними подробностями.
Степень безумия персонажей и происходящего выходит за все рамки. Если раньше всё было достаточно в меру, то теперь трудно найти нормального и адекватного героя. Одни маньяки, сумасшедшие, извращенцы и прочие… Немногочисленные обычные люди заканчивают в большинстве своём плохо.
Сюжет продолжает «Молчание ягнят», главная героиня также Клэрис Старлинг, хотя правильнее будет одна из главных. В предыдущей книге Лектер сумел сбежать, а в этой за ним охотится его же первая жертва – Мэйсон Вергер. И получается так: за не очень-то положительным персонажем Ганнибалом охотится его жертва, но жертва эта еще более отрицательный персонаж, чем он сам. Всю книгу мы наблюдаем за разными приготовлениями Вергера, тот планирует скормить Лектера свиньям, за тем как его пытаются поймать люди Вергера, за тем как он поживает сам и как его ищет Старлинг. И всю эту беготню с Вергерами и Лектером я бы сравнил с воздушным шариком: вот он всё надувается, надувается и вместо того, чтобы громко и запоминающиеся взорваться, он сдувается, издав неприличный звук. Но на этом всё не заканчивается, нас ждёт финал…
Ох уж этот финал… Вообще я ожидал нечто подобное, не скажу, что точно догадался, как именно всё закончится, но в какую сторону дует ветер чувствовалось заранее. Поэтому, конец вроде как правильный, всё к этому и шло, но всё же, всё же он огорчает. Не могут радовать и изменения в Старлинг и Лектере. А финал, если уж совсем строго, можно назвать откровенно бредовым. Безумие, кажется, выплёскивается через край. Я не смотрел экранизацию, но узнав, что фильм закончился по-другому, не стерпел и прочитал в Википедии, как именно. И даже ещё не увидев фильм своими глазами, скажу, что такой финал мне куда больше по душе. Но как ни крути, книга поводит некий итог истории Лектера и Старлинг.
Четвёртая книга является предысторией к основной трилогии, повествующей о детстве и юности Ганнибала. Основные моменты его детства были раскрыты еще в третье книге, но автор решил на этом не останавливаться и рассказать всё в подробностях. Книга в этот раз не затянута, она короче, чем все остальные, читать легче, но вот интереса особого нет.
В книге есть мелкие нестыковки с прошлыми частями, кажется, автор очень торопился написать книгу, не просто так экранизация появилась на следующий же год. Действия словно притянуты за уши.
Лектер этакий герой, делает правое дело — мстит за свою семью. И уж лучше бы личность каннибала оставалась загадкой, потому что ответы, данные в «Восхождении» не выглядят убедительно. Здесь показаны люди, повлиявшие на черты его характера и интересы, но главное – причина по которой Ганнибал стал монстром, выглядит слабой или, может, недовведенной до ума. Попытку украсить книгу японскими мотивами и леди Сикибу Мурасаки я тоже не вполне оценил. И если уж это всё и есть его «восхождение», то странно как он не закончил свой путь в обычной тюрьме.
Итог: это тот редкий случай, да что там редкий, пока единственный случай, когда я скажу: смотрите фильм. Можно посмотреть «Молчание ягнят» и затем прочитать книги, ну или прочитать книги («Ганнибал: Восхождение» можно и пропустить), а потом всё-таки посмотреть экранизацию. Ганнибал Лектер интересный и противоречивый персонаж, но чем больше о нём узнаёшь, тем хуже. У меня в памяти он навсегда останется именно таким, каким он был, находясь за решёткой психушки и общаясь со Старлинг. «Красный Дракон» и «Молчание ягнят» отличные книги, «Ганнибал» во многом спорный, но всё-таки ещё сохраняющий дух предыдущих частей. А «Ганнибал: Восхождение»… Он наверно просто не нужен. И что самое страшное, должна появиться пятая книга, и даже не знаю, чего от неё ещё можно ожидать.
Оценка циклу: 8/10 «Очень хорошо».
Ганнибала Лектера никому представлять не надо. Образ, воплощенный Энтони Хопкинсом в «Молчании ягнят», стал настолько культовым, что актер прочно ассоциируется с этой ролью до сих пор. Однако история интеллектуального маньяка началась немного раньше.
Сначала была книга. «Красный дракон» за авторством Томаса Харриса увидел свет в 1981 году, а первая его экранизация – «Охотник на людей» – в 1986-м. Уилла Грэма привлекают к расследованию дела маньяка по прозвищу «Зубная Фея». Сам Уилл несколько лет как ушел в отставку после поимки опаснейшего преступника Ганнибала Лектера и к началу развития сюжета имеет несколько пошатнувшееся, благодаря Лектеру, психическое здоровье. Во время расследования Грэм приходится обратиться за помощью к Ганнибалу, что приводит к жутким последствиям.
Грэм постоянно балансирует на грани безумия и здравого смысла. В глубине души он осознает, что его психика тоже не совсем в порядке (именно поэтому ему удается так хорошо ловить и понимать маньяков), и страдает от этого. Ганнибала Лектера в книге немного, и он предстает перед нами как зло, к которому обращаются по необходимости, чтобы одолеть другое зло. Лектер чрезвычайно умен и сообразителен, он искусный манипулятор, и, что самое главное, он вызывает негативные эмоции.
«Молчание ягнят» вышло в 1988-м, а его экранизация – в 1991 году. Примечательно, что фильм получил премию «Оскар» в пяти номинациях, в том числе за исполнение роли Ганнибала Лектера. И это при том, что суммарно Энтони Хопкинса, исполнителя данной роли, можно наблюдать в фильме всего около 16 минут.
По сюжету «Молчание ягнят» сильно напоминает историю, рассказанную в «Красном драконе». ФБР безуспешно пытается поймать опасного маньяка по прозвищу «Буфалло Билл». В результате принимается решение подключить к делу Ганнибала Лектера, для установления контакта с которым привлекают студентку-стажера академии ФБР Клариссу Старлинг.
И именно благодаря Клариссе эта история становится ближе к читателю. Дело в том, что Уилл Грэм, будучи опытным агентом, мог противостоять Ганнибалу и принимать участие в ментальных играх последнего как полноправный игрок. Да, Грэм не был так умен и хитер, но в этом плане с Ганнибалом в принципе мало кто сопоставим. Кларисса же, в силу своей неопытности, с манипуляциями и психологическими играми Лектера справлялась не очень успешно.
Следующую часть истории Ганнибала Лектера пришлось ждать долго, аж до 1999 года, когда вышла книга «Ганнибал» (экранизация которой увидела свет в 2001-м).
На этот раз сюжет свернул с обычной тропы и в большей степени сконцентрировался на Ганнибале Лектере и его взаимоотношениях с Клариссой Старлинг. Прошло семь лет после событий «Молчания ягнят». Уже опытный агент Старлинг испытывает определенные трудности в работе. В это время на нее выходит миллионер Мейсон Верджер, в свое время пострадавший от рук Ганнибала Лектера. А чуть позже на связь с Клариссой выходит и сам Лектер. В данной книге Ганнибал, наконец-то, находится в центре сюжета и именно раскрытию и развитию его личности уделено наибольшее внимание в сюжете.
Последний, на данный момент, роман о Лектере вышла в 2006 году (а его экранизация — в 2007-м). Это «Ганнибал: Восхождение», рассказывающий о молодости Лектера, и о том, как он дошел до жизни такой.
Сюжет стартует в Литве 1941 года. Восьмилетний Ганнибал с семьей пытается выжить в военное время, но сперва гибнут его родители, а затем его сестра попадает в руки озверевших дезертиров-каннибалов. Лектеру удается выжить, а повзрослев, он решает во что бы то ни стало отомстить за сестру.
«Ганнибал: Восхождение» довольно далеко уходит от концепции интеллектуального триллера, которой следовали другие книги серии. Роман является гораздо более прямолинейным и ординарным триллером, что, определенно, не идет ему на пользу.
Помимо четырех книг и пяти полнометражных фильмов («Красный дракон» был экранизирован дважды, в 1986-м и 2002-м), на Лектера можно посмотреть еще в телесериале «Ганнибал» производства телеканала NBC, где роль маньяка исполнил Мадс Миккельсен, получивший за свою работу премию «Сатурн». Сериал выходил с 2013 по 2015 год и насчитывает в общей сложности 39 эпизодов.
Серию произведений о Ганнибале Лектере можно считать удачным примером того, как в рамках одного цикла могут быть как произведения, граничащие с гениальностью, так и нечто среднее, ничем особо не примечательное. Эти истории можно не любить, но как минимум с «Молчанием ягнят» (и с книгой, и с ее экранизацией) ознакомиться необходимо всем любителям триллеров.
Сложно рассматривать такие разные по уровню и стилю романы, как трилогия о докторе Лектере и ее недееспособный недоребенок «Восхождение». Не буду подробно останавливаться на каждом романе, скажу, что меня неприятно удивило больше всего. Совершенно очевидно, что изначально такая сконцентрированность на персонаже доктора Лектера не планировалась. Так, в самом сильном романе из всех, в «Красном драконе» он более чем второстепенен и лишь немного направляет главного героя. Тем более непонятно название свежего сериала «Ганнибал» по мотивам цикла, в основу первого сезона легла как раз книга о Красном Драконе. Очень не понравилось развитие доктора и то, как в итоге автор определил побуждающие его мотивы. Примитивно и банально до слез. В Драконе и «Молчании ягнят» фигура Лектера была действительно таинственной и зловещей, лучше бы она такой и оставалась. В последнем романе доктор уже превращается в какого-то супергероя из комиксов, выкашивающего злодеев-нацистов и не оставляющего следов. А вся суть в том, что самые лучшие вещи из саги именно те, когда Лектер не является главным действующим лицом. Нельзя раскрывать все карты таких персонажей, иначе читать просто неинтересно.
Основную трилогию о докторе Ганнибале Лекторе прочитал еще в студентческие годы. Что говорить, меня потрясло: я никогда не думал, что такого персонажа можно сделать главным героем, и при чтении не знаешь что делать, переживать ли за него или желать ему смерти. Конечно же, образ Ганнибала не отделим от образа великого Энтони Хопкинса, поэтому фильмы тоже играют непоследнюю роль в восприятии данного персонажа.
Все четыре книги, к сожалению, разного уровня. Считаю самой лучшей — «Красный дракон», остальные же в сравнении с ним проигрывают. Хотя «Молчание ягнят» читал после фильма и книга показалась мне более слабой. Последние же эксперименты, «Ганнибал» и «Восхождение», по накатанной прямой уводят этот цикл под гору и пишутся исключительно ради материального благополучия автора. Если первый, еще как-то можно было читать, то про детство — я откровенно скучал! оэтому ананосированный 5-й роман о Ганнибале скорее всего читать уже не буду, покупать по крайней мере — точно!
Томас Харрис «Ганнибал»
Ганнибал
Язык написания: английский
Перевод на русский: — Г. Косов (Ганнибал) ; 2000 г. — 2 изд. — И. Бессмертная, И. Данилов (Ганнибал) ; 2001 г. — 6 изд. — И. Бессмертная, И. Тогоева, И. Данилов (Ганнибал) ; 2004 г. — 1 изд. — И. Бессмертная (Ганнибал) ; 2010 г. — 1 изд. Перевод на украинский: — А. Рогоза (Ганнібал) ; 2018 г. — 1 изд. Перевод на болгарский: — В. Германов (Ханибал) ; 2013 г. — 1 изд.
Мы все безумцы или, может быть, это мир вокруг нас сошел с ума? Доктор Ганнибал Лектер — легендарный убийца-каннибал — вот уже семь лет как на свободе. Клэрис Старлинг — специальный агент ФБР — вот уже который год лелеет мечту арестовать его. Но есть и те, кто мечтает о кровавой мести доктору Лектеру. И их изощренные планы далеки от правосудия.
Напряжение в романе растет от страницы к странице: от жаркой перестрелки в начале книги до невероятного финала в Буэнос-Айресе в канун нового тысячелетия.
Феноменальное продолжение романов «Красный дракон» и «Молчание ягнят» было экранизировано знаменитым Ридли Скоттом с неподражаемым Энтони Хопкинсом в главной роли.
Номинации на премии:
— «Ганнибал» / «Hannibal» 2001, США, Великобритания, реж: Ридли Скотт
Издания на иностранных языках:
Доступность в электронном виде:
Эта книга совсем не триллер или детектив. Это нечто иное. Реальность граничит с безумием, уродство с ослепительной красотой.
Гонимая обществом Кларисс Старлинг ищет утешения в письмах доктора Лектера. Сумашедший миллионер (который и сам совсем не святой), единственная жертва каннибал, пытается найти своего обидчика и скормить свиньям. Его сестра-лесбиянка желает забеременеть любым способом, лишь бы удержать наследство. А рядом красота Фроренции, изысканные вина и угощения, острые ножи и пилы, безумный ужин и кровь. Короче говоря, маленький шизофренический мир у вас в руках.
Многие сравнивают книгу с фильмом, и то одобряют, то отвергают идею с изменением финала. Наверно я за книжный финал. Он одновременно красив и утончен, неожидан и ужасен. Автор поставил довольно жирную точку в истории Ганнибала Лектора (хотя насколько я знаю должна выйти еще одна книга). Сценаристы фильма наоборот – оставили возможность Лектеру вернуться, хотя и с одной рукой (это даже как-то смешно).
Делая выводы можно сказать, что роман своеобразен и довольно тяжел. Но от этого он не менее интересен чем предыдущие. Рекомендую к чтению.
Очень неоднозначный роман во все цикле. С одной стороны — это очень зловещий роман, раскрывающий всю темную суть Ганнибала; с другой — это история любви, которая не имеет аналогов.
Специальный агент ФБР Клариса Старлинг получает очередное задание по участию в операции по аресту главы нарколаборатории Эвелды Драмго. Преступники предупреждены и не собираются сдаваться, начинается побоище. Во Флоренции инспектор Риналдо Пацци, расследуя исчезновение смотрителя дворцовой библиотеки, допрашивает его преемника доктора Фелла и вскоре узнаёт в нём Ганнибала Лектера.
Связующим в этой истории является, искалеченный Ганнибалом, миллионер Мэйсон Вёрджер, который помогает Кларисе обойти давнего недоброжелателя из ФБР Крэндлера. Изуродованный, потерявший способность двигаться Вёрджер мечтает скормить Лектера заживо свиньям. Кларисса получает письмо от Лектера, в котором он просит дорассказать историю о ягнятах. Эксперты по запаху письма устанавливают изготовителя парфюма.
По линии Ганнибала Лектера мы переживаем его итальянский период, где упоенный красотой каннибал пытается устроить свою жизнь. Отличное описание Флоренции и местного колорита добавляет некую романтическую нотку во все повествование. Главным злодеем здесь становится сам Ганнибал-каннибал, на которого начинается самая настоящая охота.
С побега доктора Лектера прошло уже почти 10 лет. Карьера агента Старлинг так и не пошла в гору, а уж после провальной операции по задержанию наркоторговцев, которая закончилась настоящей бойней, Кларисса оказывается на грани увольнения из ФБР. В этот миг Ганнибал Лектер, нашедший себе пристанище во Флоренции, решает подбодрить её письмом, и это письмо даёт новое начало охоте за маньяком, за которым гонится теперь не только ФБР, но и единственная выжившая жертва доктора Лектера – миллионер Мейсон Верджер, прикованный к кровати, изуродованный, горящий желанием скормить Ганнибала свиньям.
Вот! Вот именно такими должны бы были быть все книги про Ганнибала Лектера. За 11 лет с выхода «Молчания ягнят» Харрис сумел сотворить настоящий шедевр. Его фирменная детальность наконец стала относиться не только к описанию следственных методов, но и к внутреннему миру персонажей, к пейзажам, к запахам, вкусам, краскам музыке. Пусть это и замедляет повествование, но зато книга становится воистину прекрасной – от самого начала до самого финала. Особенно впечатляющи эпизоды во Флоренции, красота которой описана так, что читатель будто бы сам оказывается в ней. А заодно и получает небольшой экскурс в её историю, проведенный через века рукой доктора Лектера. Судя по всему, как раз из атмосферы этой книги черпали вдохновение создатели сериала, ведь сериал обладает точно такой же детальной фактурой и атмосферностью. И точно также как в сериале «Ганнибал», в книге «Ганнибал» нет ни одного психически нормального персонажа. Все герои безумны в той или иной степени, зачастую Ганнибал среди них выглядит самым адекватным, и за него переживаешь больше, чем за Старлинг или Верджера. Потому-то эта книга и вызывала больше всего споров – дескать, как можно показывать маньяка таким эстетски красивым?!
Что до экранизации 2001 года, она практически бездарна, чего от Ридли Скотта, вроде бы неплохого режиссёра, я не ждал. От болезненной атмосферы книги и от её красоты практически ничего не осталось, внимание сосредоточено на крови и кишках, а концовка, такая логичная и естественная в романе начисто отброшена, ради традиционного голливудского хэппи-энда.
Как по мне, так самая слабая часть трилогии (не беру в расчет предысторию «Восхождения»). Причем даже не из-за сюжетной линии, хотя даже она меркнет по сравнению с предыдущими частями. Сами характеры главных героев Клариссы Старлинг и доктора Лектера развиваются в совсем странном направлении, а финал так уж вовсе фантастичен, особенно если вспомнить, что мы говорим об одном из лучших агентов ФБР (по мнению автора, конечно). Лично я в такой абсурдный финал просто не верю, мне ближе голливудская версия. Кстати, сравнение с фильмом неизменно будет возникать, и почти всегда в пользу опуса Ридли Скотта. На мой взгляд, экранизация лишена всей воды и затянутости книги, а самые яркие места романа на экране просто взрывают мозг (взять хотя бы сцену с концом агента Крэндлера — ни в какое сравнение не идет с книжным вариантом!). В этой книге озабоченность Харриса прямо-таки лезет изо всех щелей — покажите мне хоть одного нормального персонажа «Ганнибала», и я пожму вам руку. Излишние подробности и сфокусированность на нижнем этаже тоже не прибавляют очков роману — все хорошо в меру. Середина затянута до бесконечности, сто страниц описывать приготовления калеки-богача к поимке Лектера и покупки самого Лектера и его гастрономический вкус, может кому-то это и интересно, но опять же, все хорошо в меру. К тому же, очень раздражают постоянные повторы автора, все мы прекрасно помним события предыдущих книг, зачем по четыре-пять раз опять подробно описывать их?
Вялость и затянутость книги оставляют негативные впечатления, она во многом вторична по сравнению с ранними романами о Лектере, финал совершенно неправдоподобный, от обилия грязных подробностей начинает тошнить уже к середине романа. Вам решать, но я эту часть саги перечитывать точно не стану.
Все происходящее и впрямь — напоминает абсурд в жестокости, никчемность жизни, в круговороте которого стоит с улыбкой Лектор и слушает задумчиво Вагнера или Шопена. Сцены изобилуют кровью и жестокостью — слабонервным не читать. Свобода для Ганнибала Лектора — это нечто иное, чем для обыкновенных людей. Любые ценности — не могут быть применены к главному герою. Вы никогда не поймете его — говорит автор.
Продолжение истории, которую все знают начиная с когда-то нашумевшего и многими высоко оцененного фильма «Молчание ягнят». Да я и сам и фильм оценил в своё время, и книгу потом тоже прочитал. С удовольствием. И то и другое.
Если судить о книге с точки зрения остросюжетности и приключенческости, то и правда Харрис сумел удержать и то и другое на высоком уровне. История розыска бежавшего серийного убийцы и каннибала Ганнибала Лектера и захватывает и заставляет попереживать в самых острых местах. Причём Харрис сумел так подать личности других «плохих парней», что по сравнению с ними (в данном случае имеется ввиду прежде всего Мейсон) Лектер выглядит может и не лучше, но по крайней мере он и образованней, и интеллектуальней, и принципиальнее, и породистей, что ли. По крайней мере, воспринимается он всё-таки более положительным (наверное правильнее будет написать — менее отрицательным) героем, нежели этот урод Мейсон. Во всяком случае, к Лектеру испытываешь хоть какую-то странную симпатию, а к Мейсону нет.
Можно ли говорить о нормальности Лектера, Мейсона и некоторых других персонажей, глядя на них с точки зрения психиатрии? Конечно же перед нами как минимум глубоко патологические личности. Место которым должно было бы быть или в спецлечебнице, или в другом спецзаведении закрытого типа со строгой изоляцией. Однако ни в отношении Лектера, ни в отношении Мейсона экспертизы такого ответа не дали или и вовсе не проводились.
Однако некоторые соседствующие с ними персонажи, хоть и являются менее значимыми и менее выразительными, тем не менее едва ли менее зловещи. Это и продажные ФБРовцы, и сестра Мейсона, и ряд его подручных и нанятых им специалистов, начиная от рядовых охранников-исполнителей и заканчивая доктором. Да и некоторые вполне второстепенные личности, едва упомянутые в сюжете, вряд ли столь добропорядочны и правопослушны, как того следует ожидать. Думаю, что Харрис намеренно слегка сгущает краски и концентрирует негодяев, как раз для того, чтобы читатель заметил это обстоятельство и хоть слегка задумался, а так ли уж безоблачен весь этот благополучный и процветающий мир, в котором мы живём? Ибо раз есть корни и ростки всему тому демоническому и ужасному, что описано и показано в книге, то значит все эти ростки и корни сидят в нас самих. И ждут своего часа, чтобы дать поросль и вымахать потом в тварь размером с колесо обозрения (спасибо Владимиру Данихнову за сильный образ).
Думаю, что вокруг и около этой книги можно много и поговорить и даже поспорить, начиная от определения её жанра и заканчивая нюансами психологии и психиатрии. Что мы проделали на очередном заседании клуба любителей чтения КЛюЧ г. Валдай в самый последний день нынешнего високосного февраля. А самое забавное (и уже тут можно начинать включать свою думалку и внутреннюю обсуждалку), что книгу для чтения и обсуждения предложил наш местный благочинный протоиерей о. Игорь.
В течении двух предыдущих произведений мы знакомились, всё ближе и ближе, с чудовищем под именем Ганнибал Лектер.
Так и не узнали мы о том, что сподвигло его на те преступления, которые он совершил. Так и не поняли, что он хотел от жизни в целом (оживить съеденную сестру?!), в чём его та самая мания, которая отделяет человека, местами, разумного от того чудовища, которое в простонародье принято называть маньяком. Его пристрастие к каннибализму? Но не только ради этого он совершал убийства. Он убивал: для того чтобы освободится из лап правосудия, для того чтобы исчезнуть (взяв чужую личность), для устройства на работу в Италии, для удовольствия, что следует из рассказа искалеченного им извращенца-миллионера Мейсона, а так же во имя мщения и восстановления справедливости. Да и просто так, тоже убивал. Зато мы многое узнали о его тонком, изысканном вкусе, замке воспоминаний, любви к музыке и прочих интересах. Что нам это дало? Ничего.
Что касается текста рассказа, читается он довольно легко. Некоторые сюжетные линии, не влияющие на сюжет, кажется, встроены только лишь для заполнения нормативного объёма произведения. Так же несколько раздражает, американская манера изложения текста, с вставками — пояснениями, причём, по несколько раз, о предыдущих действиях персонажей. Иной раз возникает ощущение, что читаешь сценарий одной из передач на, скажем, «рен-тв». Это всё, добавляет некой «тягучести» повествованию. Так называемых сцен «не для слабонервных» крайне мало, по моему мнению они и вовсе отсутствуют. Это какой-нибудь Стиви Кинг любит посмаковать подобные действа, здесь же напротив, всё описано чётко и лаконично, без эмоций и ненужных подробностей, способных вызвать рвотные позывы.
Весь роман условно делится на три части. Начало, где рассказывается о нелёгкой жизни Старлинг после окончания книги второй. Середина, где повествуется о поиске (в Италии) и поимке (в Америке), миллионером-извращенцем, Ганнибала. И заключительная часть, которую я читал с не сходящей с лица улыбкой, где происходит какая-то «Сорокинщина», в худшем (ровно как и единственном) смысле этого слова. В двух словах:
Данную концовку не принято считать «хеппи ендом», но тут уж — смотря для кого. Для, столь любимого читателями, Ганнибала — она является таковой.
Между событиями «Молчания ягнят» и «Ганнибала» прошло семь лет. Сказать, что герои остались в своих исходных позициях, значит соврать. Старлинг после стремительного взлёта сильно сдала свои позиции. Нет, в плане стального стержня – всё осталось на месте. А вот социальные и профессиональные взаимоотношения пошли по нисходящей. Крофорд же противопоставлен Старлинг: в плане проф роста всё в порядке, есть предпосылки занять важный пост на службе.
Если вы помните, то Ганнибал в прошлом романе сумел сбежать из лечебницы. События этой книги прямо намекают о том, что Лектер станет ведущим персонажем, именно на нём будет сосредоточено происходящее. Но Томас Харрис не так прост. К тому моменту, когда роман перевалил дошёл до трети, было только одно появление Ганнибала. Плюс разговоры о том, где же он обитает и чем занимается.
Однако, это компенсируется сразу двумя моментами. Первое – это Мэйсон. Удивительно, как этот человек остается живым, пытается отомстить! Второе – коп Пацци, который связывает Мэйсона с Ганнибалом. Именно Пацци является важным условием для дальнейшего развития сюжета. Его прошлое (Монстр) – очередная вишенка, которую Харрис подкинул в свое произведение. Интересным выглядит связка Барни-Марго. Они придают повествованию выпуклость и реалистичность.
Гонения на Старлинг – крутое олицетворение современного общества, когда личное стает выше профессиональное, а от этого страдают невинные люди.
«Ганнибал» показался мне слабее прошлых книг, не беря в расчет «Восхождение». Раньше была какая-то сопричастность к главным героям: был харизматичный Грэм, была стойкая Старлинг. Они вызывали не только интерес, но и уважение. Так же маньяки выглядели живыми – что Зубастик, что Буффало Билл. Ганнибал в роли единственного антагониста мне не сильно понравился. Очень отстраненно, холодно. Временами, конечно, он становился более явственным, но это редкие проблески во мраке ночи. Не понравилось множество итальянских слов в первой половине книги. Я понимаю, что действие частично развивается во Флоренции, но…
Финал. С одной стороны, получилась развязка отношений Ганнибал – Старлинг. Далеко не худшая развязка, в чём-то читаемая, в чем-то удивительная. С другой стороны – я отказываюсь принимать подобный финал. Он слишком драматичен и киношен. Теперь хочу посмотреть фильм и увидеть, что будет там (финна другой, это я знаю).
Заключение: далеко не лучший роман цикла. Как по мне, он даже проигрывает местами «Восхождению».
я неоднократно замечал, что американские триллеристы-сериальщики, завязнув в своей франшизе, начинают чрезмерно закручивать гайки, рискуя сорвать резьбу здравого смысла и количеством немотивированных жестокостей затыкают смысловые дыры.
Здесь — никто не интересен.
положительных героев нет.
зряшный перевод бумаги.
Таким концом была шокирована неприятно, и на этой книге остановилась читать творчество Харриса, хотя как автор, он конечно гениален..
Экранизированная версия понравилась гораздо больше
Начал читать книгу только из-за интереса к Лектору и приятно был удивлен, что персонаж Старлинг оказался тоже очень интересным. К плюсам можно отнести ту атмосферу жуткого и в то же время возвышенного общества доктора Лектора. Концовка книги просто превосходна, хотя как таковой кульминации нет, но все же стоит читать ради финала!
К минусам можно отнести: мистику в моменте с цыганкой, все таки для меня доктор Лектор это человек экстраординарный, гениальный и ужасный, но человек. Да и от Харрисона уделявшего столько внимания фактам, реальным данным этого не ожидал. Также затянуто начало, т.к. слишком долго описываются унижения Старлинг.
Как бы то ни было из-за концовки стоит читать!!