в какой последовательности читать евангелие
Почему дома важно читать Святое Евангелие и как правильно это делать?
Известный сербский исследователь канонического права епископ Никодим (Милаш) написал в своем толковании 19-го правила VI Вселенского Собора следующее: «Св. Писание есть слово Божие, открывающее людям волю Божию…» А святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил:
«…Читай Евангелие с крайним благоговением и вниманием. В нем не сочти ничего маловажным, малодостойным рассматривания. Каждая йота его испущает луч жизни. Пренебрежение жизни – смерть».
Один автор написал о Малом входе на Литургии: «Евангелие – здесь символ Христа. Господь явился в мир телесно, воочию. Он выходит на проповедь, на Свое земное служение и находится здесь среди нас. Страшное и величественное совершается действо – среди нас видимо ощутимо – Бог. От этого зрелища замирают в благоговейном трепете святые ангелы небесные. И ты, человече, вкуси этой великой тайны и преклони главу перед нею».
Исходя из всего вышесказанного, нужно понять, что Святое Евангелие – главная книга человечества, в которой заключена жизнь для людей. В нем содержатся Божественные истины, ведущие нас ко спасению. И оно само является источником жизни – словом, исполненным воистину силой и мудростью Господней.
Евангелие – это голос самого Христа. В символическом и духовном смысле при чтении Благовествования с нами говорит Спаситель. Мы будто бы переносимся во времени на цветущие галилейские равнины и становимся очевидцами воплотившегося Бога Слова. И Он говорит не только вселенски и вневременно, в общем, но и конкретно каждому из нас. Евангелие – это не просто книга. Это жизнь для нас, это родник живой воды и источник жизни. Она является одновременно и Законом Божьим, данным человечеству для спасения, и Тайной совершающейся этого спасения. При чтении Евангелия душа человеческая соединяется с Богом и воскресает в Нем.
Не случайно слово «евангелиос» переводится с греческого языка как «благая весть». Это обозначает, что благодатью Святого Духа в мире открылась новая весть-истина: для спасения человечества на Землю пришел Бог, и «Бог стал Человеком для того, чтобы человек стал богом», как сказал в IV веке святитель Афанасий Александрийский. Господь примирился с человеком, Он вновь исцелил его и открыл ему дорогу в Царствие Небесное.
И читая либо слушая Евангелие, мы встаем на эту небесную вертикальную дорогу и идем по ней в рай. Вот что такое Евангелие.
Поэтому очень важно читать Новый Завет каждый день. По совету святых отцов нам необходимо включить чтение Святого Евангелия и «Апостола» (Деяния святых апостолов, соборные Послания апостолов и четырнадцать Посланий святого первоверховного апостола Павла) в свое келейное (домашнее) молитвенное правило. Обычно рекомендуется следующая последовательность: две главы «Апостола» (некоторые читают одну главу) и одна глава Евангелия в день.
На мой взгляд, исходя из личного опыта, хочется сказать, что удобнее читать Священное Писание по порядку, т. е. с первых глав и до последних, а потом возвращаться. Тогда у человека сформируется целостная картина евангельского повествования, ощущение и понимание его непрерывности, причинно-следственных связей.
Нужно также, чтобы чтение Евангелия не было похоже на чтение беллетристической литературы типа «нога за ногу, поудобнее устроившись в кресле». Все-таки это должен быть молитвенный домашний богослужебный акт.
Протоиерей Серафим Слободской в своей книге «Закон Божий» рекомендует читать Священное Писание стоя, один раз перекрестившись перед чтением и три после.
Есть специальные молитвы, произносимые перед и после чтения Нового Завета.
«Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Господи, Твоего Боговедения нетленный свет, и мысленная наши отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение, вложи в нас и блаженных Твоих заповедей страх, да плотския похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему и мудрствующе и деюще. Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». Ее тайно читает священник во время Божественной литургии перед чтением святого Евангелия. Она также помещена после 11-й кафизмы Псалтири.
Молитва святителя Иоанна Златоуста: «Господи Иисусе Христе, отверзи ми уши сердечныя услышати слово Твое, и разумети и творити волю Твою, яко пришлец есмь на земли: не скрый от мене заповедей Твоих, но открый очи мои, да разумею чудеса от закона Твоего; скажи мне безвестнея и тайная премудрости Твоея. На Тя уповаю, Боже мой, да ми просветиши ум и смысл светом разума Твоего не токмо чести написанная, но и творити я, да не в грех себе святых жития и словесе прочитаю, но в обновление, и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечныя. Яко Ты еси просвещаяй лежащих во тьме и от Тебе есть всякое даяние благо и всяк дар совершен. Аминь».
Молитва святителя Игнатия (Брянчанинова), читаемая до и после прочтения Священного Писания: «Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имена) словами Божественнаго Евангелия, чтомыми о спасении раба Твоего. Попали, Господи, терние всех их согрешений, и да вселится в них благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».
По поводу последней от себя добавлю, что она также читается с присовокуплением главы из Святого Евангелия в какой-нибудь скорби или неприятности. На собственном опыте убедился, что очень помогает. И милосердный Господь избавляет от всяческих обстояний и неприятностей. Некоторые отцы рекомендуют читать эту молитву с евангельской главой каждый день.
Конечно, желательно читать не только Святое Евангелие, но и толкования святых отцов, так как многое из Священного Писания нам может быть непонятно по причине древности происходящего, многое по нашей духовной неопытности.
Хронологический план чтения Библии
Данный хронологический план чтения Библии подразумевает, что Вы будете читать Библию не по книгам, а в том порядке, в котором происходили события в библейской истории. Это один из наиболее интересных планов чтения Библии для тех, кто интересуется в том числе и историей.
Чтение Библии в хронологическом порядке — прекрасная возможность проследить развитие Божьего плана от Адама и Евы до деятельности церквей Нового Завета. Этот план чтения познакомит вас с основными действующими лицами и событиями Библии в хронологическом порядке, начиная с зарождения израильского народа и заканчивая пророческими словами Откровения.
День 4 — Книга Иова 1-5
День 5 — Книга Иова 6-9
День 6 — Книга Иова 10-13
День 7 — Книга Иова 14-16
День 8 — Книга Иова 17-20
День 9 — Книга Иова 21-23
День 10 — Книга Иова 24-28
День 11 — Книга Иова 29-31
День 12 — Книга Иова 32-34
День 13 — Книга Иова 35-37
День 14 — Книга Иова 38-39
День 15 — Книга Иова 40-42
День 16 — Бытие 12-15
День 17 — Бытие 16-18
День 18 — Бытие 19-21
День 19 — Бытие 22-24
День 20 — Бытие 25-26
День 21 — Бытие 27-29
День 22 — Бытие 30-31
День 23 — Бытие 32-34
День 24 — Бытие 35-37
День 25 — Бытие 38-40
День 26 — Бытие 41-42
День 27 — Бытие 43-45
День 28 — Бытие 46-47
День 29 — Бытие 48-50
День 33 — Исход 10-12
День 34 — Исход 13-15
День 35 — Исход 16-18
День 36 — Исход 19-21
День 37 — Исход 22-24
День 38 — Исход 25-27
День 39 — Исход 28-29
День 40 — Исход 30-32
День 41 — Исход 33-35
День 42 — Исход 36-38
День 43 — Исход 39-40
День 46 — Левит 8-10
День 47 — Левит 11-13
День 48 — Левит 14-15
День 49 — Левит 16-18
День 50 — Левит 19-21
День 51 — Левит 22-23
День 52 — Левит 24-25
День 53 — Левит 26-27
День 54 — Книга Чисел 1-2
День 55 — Книга Чисел 3-4
День 56 — Книга Чисел 5-6
День 57 — Книга Чисел 7
День 58 — Книга Чисел 8-10
День 59 — Книга Чисел 11-13
День 60 — Книга Чисел 14-15; Псалтырь 90
День 61 — Книга Чисел 16-17
День 62 — Книга Чисел 18-20
День 63 — Книга Чисел 21-22
День 64 — Книга Чисел 23-25
День 65 — Книга Чисел 26-27
День 66 — Книга Чисел 28-30
День 67 — Книга Чисел 31-32
День 68 — Книга Чисел 33-34
День 69 — Книга Чисел 35-36
День 70 — Второзаконие 1-2
День 71 — Второзаконие 3-4
День 72 — Второзаконие 5-7
День 73 — Второзаконие 8-10
День 74 — Второзаконие 11-13
День 75 — Второзаконие 14-16
День 76 — Второзаконие 17-20
День 77 — Второзаконие 21-23
День 78 — Второзаконие 24-27
День 79 — Второзаконие 28-29
День 80 — Второзаконие 30-31
День 81 — Второзаконие 32-34; Псалтырь 90
День 82 — Книга Иисуса Навина 1-4
День 83 — Книга Иисуса Навина 5-8
День 84 — Книга Иисуса Навина 9-11
День 85 — Книга Иисуса Навина 12-15
День 86 — Книга Иисуса Навина 16-18
День 87 — Книга Иисуса Навина 19-21
День 88 — Книга Иисуса Навина 22-24
День 89 — Книга Судей 1-2
День 90 — Книга Судей 3-5
День 91 — Книга Судей 6-7
День 92 — Книга Судей 8-9
День 93 — Книга Судей 10-12
День 94 — Книга Судей 13-15
День 95 — Книга Судей 16-18
День 96 — Книга Судей 19-21
День 98 — Первая Книга Царств 1-3
День 99 — Первая Книга Царств 4-8
День 100 — Первая Книга Царств 9-12
День 101 — Первая Книга Царств 13-14
День 102 — Первая Книга Царств 15-17
День 103 — Первая Книга Царств 18-20; Псалтырь 10, 58
День 104 — Первая Книга Царств 21-24
День 105 — Псалтырь 7, 26, 30, 33, 51
День 106 — Псалтырь 55, 119, 139-141
День 107 — Первая Книга Царств 25-27
День 108 — Псалтырь 16, 34, 53, 62
День 109 — Первая Книга Царств 28-31; Псалтырь 17
День 110 — Псалтырь 120, 122-124, 127-129
День 111 — Вторая Книга Царств 1-4
День 112 — Псалтырь 6, 8-9, 13, 15, 18, 20
День 113 — Первая Книга Паралипоменон 1-2
День 114 — Псалтырь 42-45, 48, 83-85, 86
День 115 — Первая Книга Паралипоменон 3-5
День 116 — Псалтырь 72, 76-77
День 117 — Первая Книга Паралипоменон 6
День 118 — Псалтырь 80, 87, 91-92
День 119 — Первая Книга Паралипоменон 7-10
День 120 — Псалтырь 101-103
День 121 — Вторая Книга Царств 5:1-10; Первая Книга Паралипоменон 11-12
День 122 — Псалтырь 132
День 123 — Псалтырь 105-106
День 124 — Вторая Книга Царств 5:11-25; Вторая Книга Царств 6:1-23; Первая Книга Паралипоменон 13-16
День 125 — Псалтырь 1-2, 14, 21-23, 46, 67
День 126 — Псалтырь 88, 95, 99, 100, 104, 131
День 127 — Вторая Книга Царств 7; Первая Книга Паралипоменон 17
День 128 — Псалтырь 24, 28, 32, 35, 38
День 129 — Вторая Книга Царств 8-9; Первая Книга Паралипоменон 18
День 130 — Псалтырь 49, 52, 59, 74
День 131 — Вторая Книга Царств 10; Первая Книга Паралипоменон 19; Псалтырь 18
День 132 — Псалтырь 64-6, 68-69
День 133 — Вторая Книга Царств 11-12; Первая Книга Паралипоменон 20
День 134 — Псалтырь 31, 50, 85, 121
День 135 — Вторая Книга Царств 13-15
День 136 — Псалтырь 3-4, 11-12, 27, 54
День 137 — Вторая Книга Царств 16-18
День 138 — Псалтырь 25, 39, 57, 60-61, 63
День 139 — Вторая Книга Царств 19-21
День 140 — Псалтырь 5, 37, 40-41
День 141 — Вторая Книга Царств 22-23; Псалтырь 56
День 142 — Псалтырь 94, 96-98
День 143 — Вторая Книга Царств 24; Первая Книга Паралипоменон 21-22; Псалтырь 29
День 144 — Псалтырь 107-109
День 145 — Первая Книга Паралипоменон 23-25
День 146 — Псалтырь 130, 137-138, 142-144
День 147 — Первая Книга Паралипоменон 26-29; Псалтырь 126
День 148 — Псалтырь 110-117
День 149 — Третья Книга Царств 1-2; Псалтырь 36, 70, 93
День 150 — Псалтырь 118:1-88
День 151 — Третья Книга Царств 3-4; Вторая Книга Паралипоменон 1; Псалтырь 71
День 152 — Псалтырь 118:89-176
День 153 — Книга Песни Песней Соломона 1-8
День 154 — Притчи Соломоновы 1-3
День 155 — Притчи Соломоновы 4-6
День 156 — Притчи Соломоновы 7-9
День 157 — Притчи Соломоновы 10-12
День 158 — Притчи Соломоновы 13-15
День 159 — Притчи Соломоновы 16-18
День 160 — Притчи Соломоновы 19-21
День 161 — Притчи Соломоновы 22-24
День 162 — Третья Книга Царств 5-6; Вторая Книга Паралипоменон 2-3
День 163 — Третья Книга Царств 7; Вторая Книга Паралипоменон 4
День 164 — Третья Книга Царств 8; Вторая Книга Паралипоменон 5
День 165 — Вторая Книга Паралипоменон 6-7; Псалтырь 135
День 166 — Псалтырь 133, 146-150
День 167 — Третья Книга Царств 9; Вторая Книга Паралипоменон 8
День 168 — Притчи Соломоновы 25-26
День 169 — Притчи Соломоновы 27-29
День 170 — Книга Екклесиаста 1-6
День 171 — Книга Екклесиаста 7-12
День 172 — Третья Книга Царств 10-11; Вторая Книга Паралипоменон 9
День 173 — Притчи Соломоновы 30-31
День 174 — Третья Книга Царств 12-14
День 175 — Вторая Книга Паралипоменон 10-12
День 176 — Третья Книга Царств 15:1-24; Вторая Книга Паралипоменон 13-16
День 177 — Третья Книга Царств 15:25-34; Третья Книга Царств 16:1-34; Вторая Книга Паралипоменон 17
День 178 — Третья Книга Царств 17-19
День 179 — Третья Книга Царств 20-21
День 180 — Третья Книга Царств 22; Вторая Книга Паралипоменон 18
День 181 — Вторая Книга Паралипоменон 19-23
День 182 — Книга Пророка Авдия ; Псалтырь 81-82
День 183 — Четвертая Книга Царств 1-4
День 184 — Четвертая Книга Царств 5-8
День 185 — Четвертая Книга Царств 9-11
День 186 — Четвертая Книга Царств 12-13; Вторая Книга Паралипоменон 24
День 187 — Четвертая Книга Царств 14; Вторая Книга Паралипоменон 25
День 188 — Книга пророка Ионы 1-4
День 189 — Четвертая Книга Царств 15; Вторая Книга Паралипоменон 26
День 190 — Книга Пророка Исаии 1-4
День 191 — Книга Пророка Исаии 5-8
День 192 — Книга Пророка Амоса 1-5
День 193 — Книга Пророка Амоса 6-9
День 194 — Вторая Книга Паралипоменон 27; Книга Пророка Исаии 9-12
День 195 — Книга пророка Михея 1-7
День 196 — Вторая Книга Паралипоменон 28; Четвертая Книга Царств 16-17
День 197 — Книга Пророка Исаии 13-17
День 198 — Книга Пророка Исаии 18-22
День 199 — Книга Пророка Исаии 23-27
День 200 — Четвертая Книга Царств 18:1-8; Вторая Книга Паралипоменон 29-31; Псалтырь 47
День 201 — Книга Пророка Осии 1-7
День 202 — Книга Пророка Осии 8-14
День 203 — Книга Пророка Исаии 28-30
День 204 — Книга Пророка Исаии 31-34
День 205 — Книга Пророка Исаии 35-36
День 206 — Книга Пророка Исаии 37-39; Псалтырь 75
День 207 — Книга Пророка Исаии 40-43
День 208 — Книга Пророка Исаии 44-48
День 209 — Четвертая Книга Царств 18:9-37; Четвертая Книга Царств 19:1-37; Псалтырь 45, 79, 134
День 210 — Книга Пророка Исаии 49-53
День 211 — Книга Пророка Исаии 54-58
День 212 — Книга Пророка Исаии 59-63
День 213 — Книга Пророка Исаии 64-66
День 214 — Четвертая Книга Царств 20-21
День 215 — Вторая Книга Паралипоменон 32-33
День 216 — Книга пророка Наума 1-3
День 217 — Четвертая Книга Царств 22-23; Вторая Книга Паралипоменон 34-35
День 218 — Книга пророка Софонии 1-3
День 219 — Книга Пророка Иеремии 1-3
День 220 — Книга Пророка Иеремии 4-6
День 221 — Книга Пророка Иеремии 7-9
День 222 — Книга Пророка Иеремии 10-13
День 223 — Книга Пророка Иеремии 14-17
День 224 — Книга Пророка Иеремии 18-22
День 225 — Книга Пророка Иеремии 23-25
День 226 — Книга Пророка Иеремии 26-29
День 227 — Книга Пророка Иеремии 30-31
День 228 — Книга Пророка Иеремии 32-34
День 229 — Книга Пророка Иеремии 35-37
День 230 — Книга Пророка Иеремии 38-40; Псалтырь 73, 78
День 231 — Четвертая Книга Царств 24-25; Вторая Книга Паралипоменон 36
День 232 — Книга пророка Аввакума 1-3
День 233 — Книга Пророка Иеремии 41-45
День 234 — Книга Пророка Иеремии 46-48
День 235 — Книга Пророка Иеремии 49-50
День 236 — Книга Пророка Иеремии 51-52
День 237 — Плач Иеремии 1; Плач Иеремии 2; Плач Иеремии 3:1-36
День 238 — Плач Иеремии 3:37-66; Плач Иеремии 4; Плач Иеремии 5:1-22
День 239 — Книга Пророка Иезекииля 1-4
День 240 — Книга Пророка Иезекииля 5-8
День 241 — Книга Пророка Иезекииля 9-12
День 242 — Книга Пророка Иезекииля 13-15
День 243 — Книга Пророка Иезекииля 16-17
День 244 — Книга Пророка Иезекииля 18-19
День 245 — Книга Пророка Иезекииля 20-21
День 246 — Книга Пророка Иезекииля 22-23
День 247 — Книга Пророка Иезекииля 24-27
День 248 — Книга Пророка Иезекииля 28-31
День 249 — Книга Пророка Иезекииля 32-34
День 250 — Книга Пророка Иезекииля 35-37
День 251 — Книга Пророка Иезекииля 38-39
День 252 — Книга Пророка Иезекииля 40-41
День 253 — Книга Пророка Иезекииля 42-43
День 254 — Книга Пророка Иезекииля 44-45
День 255 — Книга Пророка Иезекииля 46-48
День 256 — Книга Пророка Иоиля 1-3
День 257 — Книга Пророка Даниила 1-3
День 258 — Книга Пророка Даниила 4-6
День 259 — Книга Пророка Даниила 7-9
День 260 — Книга Пророка Даниила 10-12
День 261 — Книга Ездры 1-3
День 262 — Книга Ездры 4-6; Псалтырь 136
День 263 — Книга пророка Аггея 1-2
День 264 — Книга пророка Захарии 1-7
День 265 — Книга пророка Захарии 8-14
День 266 — Есфирь 1-5
День 267 — Есфирь 6-10
День 268 — Книга Ездры 7-10
День 269 — Книга Неемии 1-5
День 270 — Книга Неемии 6-7
День 271 — Книга Неемии 8-10
День 272 — Книга Неемии 11-13; Псалтырь 125
День 273 — Книга пророка Малахии 1-4
День 274 — Евангелие от Луки 1; Евангелие от Иоанна 1:1-14
День 275 — Евангелие от Матфея 1; Евангелие от Луки 2:1-38
День 276 — Евангелие от Матфея 2; Евангелие от Луки 2:39-52
День 277 — Евангелие от Матфея 3; Евангелие от Марка 1; Евангелие от Луки 3
День 278 — Евангелие от Матфея 4; Евангелие от Луки 4-5; Евангелие от Иоанна 1:15-51
День 279 — Евангелие от Иоанна 2-4
День 280 — Евангелие от Марка 2
День 281 — Евангелие от Иоанна 5
День 282 — Евангелие от Матфея 12:1-21; Евангелие от Марка 3; Евангелие от Луки 6
День 283 — Евангелие от Матфея 5-7
День 284 — Евангелие от Матфея 8:1-13; Евангелие от Луки 7
День 285 — Евангелие от Матфея 11
День 286 — Евангелие от Матфея 12:22-50; Евангелие от Луки 11
День 287 — Евангелие от Матфея 13; Евангелие от Луки 8
День 288 — Евангелие от Матфея 8:14-34; Евангелие от Марка 4-5
День 289 — Евангелие от Матфея 9-10
День 290 — Евангелие от Матфея 14; Евангелие от Марка 6; Евангелие от Луки 9:1-17
День 291 — Евангелие от Иоанна 6
День 292 — Евангелие от Матфея 15; Евангелие от Марка 7
День 293 — Евангелие от Матфея 16; Евангелие от Марка 8; Евангелие от Луки 9:18-27
День 294 — Евангелие от Матфея 17; Евангелие от Марка 9; Евангелие от Луки 9:28-62
День 295 — Евангелие от Матфея 18
День 296 — Евангелие от Иоанна 7-8
День 297 — Евангелие от Иоанна 9:1-41; Евангелие от Иоанна 10:1-21
День 298 — Евангелие от Луки 10-11; Евангелие от Иоанна 10:22-42
День 299 — Евангелие от Луки 12-13
День 300 — Евангелие от Луки 14-15
День 301 — Евангелие от Луки 16; Евангелие от Луки 17:1-10
День 302 — Евангелие от Иоанна 11
День 303 — Евангелие от Луки 17:11-37; Евангелие от Луки 18:1-14
День 304 — Евангелие от Матфея 19; Евангелие от Марка 10
День 305 — Евангелие от Матфея 20-21
День 306 — Евангелие от Луки 18:15—43; Евангелие от Луки 19:1-48
День 307 — Евангелие от Марка 11; Евангелие от Иоанна 12
День 308 — Евангелие от Матфея 22; Евангелие от Марка 12
День 309 — Евангелие от Матфея 23; Евангелие от Луки 20-21
День 310 — Евангелие от Марка 13
День 311 — Евангелие от Матфея 24
День 312 — Евангелие от Матфея 25
День 313 — Евангелие от Матфея 26; Евангелие от Марка 14
День 314 — Евангелие от Луки 22; Евангелие от Иоанна 13
День 315 — Евангелие от Иоанна 14-17
День 316 — Евангелие от Матфея 27; Евангелие от Марка 15
День 317 — Евангелие от Луки 23; Евангелие от Иоанна 18-19
День 318 — Евангелие от Матфея 28; Евангелие от Марка 16
День 319 — Евангелие от Луки 24; Евангелие от Иоанна 20-21
День 320 — Деяния апостолов 1-3, Послание Иуды
День 321 — Деяния апостолов 4-6
День 322 — Деяния апостолов 7-8
День 323 — Деяния апостолов 9-10
День 324 — Деяния апостолов 11-12
День 325 — Деяния апостолов 13-14
День 326 — Послание апостола Иакова 1-5
День 327 — Деяния апостолов 15-16
День 328 — Послание к Галатам 1-3
День 329 — Послание к Галатам 4-6
День 330 — Деяния апостолов 17; Деяния апостолов 18:1-18
День 331 — Первое послание к Фессалоникийцам 1-5; Второе послание к Фессалоникийцам 1-3
День 332 — Деяния апостолов 18:19-28; Деяния апостолов 19:1-41
День 333 — Первое Послание к Коринфянам 1-4
День 334 — Первое Послание к Коринфянам 5-8
День 335 — Первое Послание к Коринфянам 9-11
День 336 — Первое Послание к Коринфянам 12-14
День 337 — Первое Послание к Коринфянам 15-16
День 338 — Второе Послание к Коринфянам 1-4
День 339 — Второе Послание к Коринфянам 5-9
День 340 — Второе Послание к Коринфянам 10-13
День 341 — Деяния апостолов 20:1-3; Послание к Римлянам 1-3
День 342 — Послание к Римлянам 4-7
День 343 — Послание к Римлянам 8-10
День 344 — Послание к Римлянам 11-13
День 345 — Послание к Римлянам 14-16
День 346 — Деяния апостолов 20:4-38; Деяния апостолов 21; Деяния апостолов 22; Деяния апостолов 23:1-35
День 347 — Деяния апостолов 24-26
День 348 — Деяния апостолов 27-28
День 349 — Послание к Колоссянам 1-4; Philemon
День 350 — Послание к Ефесянам 1-6
День 351 — Послание к Филиппийцам 1-4
День 352 — Первое Послание к Тимофею 1-6
День 353 — Послание к Титу 1-3
День 354 — Первое Послание Петра 1-5
День 355 — Послание к Евреям 1-6
День 356 — Послание к Евреям 7-10
День 357 — Послание к Евреям 11-13
День 358 — Второе Послание к Тимофею 1-4
День 359 — Второе Послание Петра 1-3; Послание к Евреям
День 360 — 1 Евангелие от Иоанна 1-5
День 361 — 2 Евангелие от Иоанна ; 3 Евангелие от Иоанна
Чтецу Богослужебной книги Апостол
Данная брошюра предназначена для тех христиан, которые хотят самостоятельно разобраться с порядком чтения книги Апостол за богослужением в церкви, а также для всех желающих расширить свой кругозор.
Во время службы в церкви читаются богослужебные книги «АПОСТОЛ» и «ЕВАНГЕЛИЕ». Чтение этих книг Нового Завета — великий момент богослужения. Сначала вещается слово апостолов. Нужно собрать все духовные силы, чтобы не на камень пало слово Божие, чтобы не засорила и не заглушила его сорная трава.
Порядок чтения «АПОСТОЛА» и «ЕВАНГЕЛИЯ» — следующий:
Во время пения «Трисвятаго», или стихов поемых вместо него, чтец благословляется у иерея1, и исходит с книгою «АПОСТОЛ» на средину церкви, в среду народа, как бы к народам всего мира, сеять Слово Христа в сердца людей.
Иерей возглашает: «Вонмем, мир всем»2.
Чтец, стоя лицом к востоку, от лица всех молящихся, отвечает: «И духови твоему» (чтец и весь народ кланяются в пояс без крестного знамения) — ответное пожелание священнослужителю, преподающему благодатный мир, того же мира от Господа.
Иерей: «Премудрость, вонмем3».
Чтец: «Прокимен4, псалом Давидов5…», и сказывает прокимен и стих его. И паки повторяет самый прокимен.
Лик6 между тем трижды отпевает прокимен тот. Но кроме великих праздников, в седмичные и в воскресные дни, почти всегда читают по два, а иногда и по три зачала, поэтому тогда поются два прокимна, но три прокимна не бывают никогда, хотя бы и три зачала было.
Два же прокимна поются так: первый прокимен берётся от первого зачала апостола. Прежде читается прокимен дню, потом стих его, потом прокимен святому. Например, в воскресный день прежде читается воскресный, потом стих его, потом прокимен святому. Если святой в святцах в этот день не указан, тогда святому не читаем, чтем Богородице, аще настоятель изволит. Паче же если храм Богородицы, тогда чтем неотложно, если святаго нет. По прочтении прокимна чтецом, лик поёт его. По прочтении стиха прокимна чтецом, лик поёт первый прокимен. По прочтении второго прокимна чтецом, лик поёт второй прокимен. Стих же второго прокимна, а если будет три зачала, то и третий прокимен с его стихом, оставляются. Но из трёх оставляется прокимен от того апостола, который читается в середине, под главу первого (как читается второе зачало под главу перваго описано ниже).
По прокимнах иерей возглашает: «Премудрость».
Чтец сказывает надписание послания апостола, например: «К Коринфяном послания святаго апостола Павла чтение» или «Деяний святых апостол чтение» и т.п.
Посём иерей: «Вонмем7».
Чтец же чтёт послание апостола, те зачала, которые предписаны в этот день. Если два зачала, то оканчивая первый, чтец возвышает голос с небольшим наконец понижением. Первый и второй зачал начинает со слов надписания наверху или внизу страницы, например: «Братие, святии вси иже верою…» и продолжает читать текст зачала после звёздочки. Заканчивается чтение второго зачала возвышением голоса без понижения.
Перед началом чтения первого зачала, чтец и весь народ в церкви ограждает себя крестным знамением. Перед началом чтения второго зачала ограждать себя крестным знамением устав не повелевает.
Когда же будет три зачала, тогда первому не делается в голосе окончания, и второй начинается не с начального слова надписания «Братие…», но прямо с точки под главу первого, то есть читается как единое целое с первым зачалом.
По окончании чтения Апостола, иерей возглашает: «Вонмем, мир ти».
Чтец: «И духови твоему» (чтец кланяется в пояс).
Иерей: «Премудрость, вонмем».
Чтец: «Псалом Давидов, аллилуйя».
Тогда иерей от царских врат кадит на чтеца и на оба лика и всю церковь8. Лик же по стихам чтеца поёт аллилуйя пятикратно. Первый раз по возгласу чтеца «Псалом Давидов, аллилуйя», второй и третий раз по прочтению чтецом стихов аллилуйных первого апостола, четвёртый по прочтению аллилуйного стиха второго апостола, пятый по возглашении чтецом «Аллилуйя».
Но когда бывает два стиха по аллилуйя второго апостола, то и второй стих его сказывается (два стиха соединяются и произносятся без приостановки в голосе). Если бывают аллилуйя не на Литургии, а на часах (например, когда совершается служба без священника или со священником, но когда нет возможности служить Литургию), тогда вместе с последнею аллилуйя сказываются причастные стихи обоих апостолов (написаны там же, после последнего стиха и обозначены словом «Причастен»).
Если бывает один апостол на Литургии и стихов для пятикратного прочтения не хватает, то к четвёртой аллилуйя чтец повторяет тот стих, который говорил по прокимне или по первой аллилуйя, а в пятый раз возглашает едину аллилуйя.
После этого чтец подаёт книгу Апостол на клирос, и положа три поклона, прощается, поклоняясь (в землю) прежде во алтарь ко иерею, потом (в пояс) на оба лика, и наконец на всю церковь.
Порядок чтения Апостола и Евангелия
В конце книги «Апостол» имеются указатели чтений: «СКАЗАНИЕ ИЗВЕСТНО ИЖЕ ПО ВСЯ ДНИ», «НАЧАЛО СВЯТЫЯ ЧЕТВЕРОДЕСЯТНИЦЫ», «СОБОРНИК, 12 МЕСЯЦЕМ», «ПРОКИМНИ И АПОСТОЛИ И АЛЛИЛУАРИИ НА ВСЯКУ ПОТРЕБУ РАЗЛИЧНИИ», «ПРОКИМНИ И АЛЛИЛУАРИИ ВОСКРЕСНЫ ОСМИ ГЛАСОВ», «ПРОКИМНИ И АЛЛИЛУАРИИ ДНЕВНИИ».
В этом разделе имеется:
Весь текст книг АПОСТОЛ и ЕВАНГЕЛИЕ для удобнейшего чтения в церкви разделён на зачала. Зачало — это пронумерованные фрагменты текстов Евангелия и Апостола, на которые они разделены для пользования при совершении богослужений. Зачало — это не глава, это несколько стихов, но расположены они в определенной последовательности. Используя богослужебный круг чтения Апостола и Евангелия в течение всего года, вы прочтете весь Апостол и все Евангелия. Книга Апостол содержит:
а) Деяния святых апостолов;
б) семь Соборных посланий;
в) четырнадцать Посланий св. апостола Павла.
Итак, рядовых зачал в Деяниях без двух оказывается фактически не 51, а 49, и поэтому следующие рядовые зачала в Послании св. Иакова обозначены цифрами 50 и 51.
Некоторые многоопытные уставщики по — иному объясняют факт наличия двух 50‑х и двух 51‑х зачал. Приведём такое объяснение. «Для начала следует уяснить, что строгого деления на главы/зачала в древних рукописях нет. Послание Иаковле в одних книгах начинается 50‑м зачалом, а в других 51‑м. Например в Чудовской рукописи Нового Завета писанной, по преданию, Алексием, митрополитом Московским, чудотворцем (ум. в 1378 г.) в Послании Иаковли пять 51‑х зачал и два 52‑х.!
Второй немаловажный момент выяснения от чего такая нестыковка в нумерации — это уяснить себе, какие были книги в употреблении Церковью. Первоначально были переведены с греческого Евангелие-апракос9 и Апостол-апракос10. В апракосе текст расположен так, как он читается на церковных службах, начиная от Пасхи. Например в известном Остромировом Евангелии (1057г.) ежедневные чтения даны на период от Пасхи до Пятидесятницы. А на весь оставшийся год только чтения субботние и воскресные. В Апостолах-апракосах после Деяний св. Апостолов всегда шли Послания св. апостола Павла. А Соборные Послания находились в конце книги, также и сейчас они положены в конце годовых чтений после Послания к евреям. Например, такое расположение книг в Новом Завете (Деяния, Послания апостола Павла, Соборные Послания) принято на Западе у католиков и протестантов. На Востоке же при составлении четьего Апостола — Соборные Послания стали размещать после Деяний Апостольских. Вот тут, как я полагаю, и произошла нестыковка в номерах зачал. Деяния делятся на 51 зачало, а Послание Иаковле начинается с 50-го зачала. Деление на такое число, видимо не случайно, как символика Пятидесятницы и сошествия Святаго Духа. Например, диакон Аммоний в 4 веке Деяния разделил на 40 глав. Тоже символическое число!».
В Апостоле встречаются зачала, обозначенные словом «от полу», т.е. от половины. Само зачало в этом случае, имеет на полях два надписания. Например, зачал 280‑й (к Тимофею послание святаго апостола Павла) имеет такое деление. Первая половина читается 2‑го октября, а вторая в неделю 31‑ю.
Текст в богослужебных книгах печатается черным шрифтом, а все указания и объяснения красным шрифтом (киноварью). При каждом зачале стоит звездочка, а внизу указано, когда это зачало читается и какими словами надо начинать чтение этого зачала. Счет зачал начинается с Пасхи, открывающей «новый год» подвижного годового цикла.
Знакомиться с текстом, который будет читаться на службе, необходимо заранее. Следует помнить, что текст читаемый чтецом, понимающим смысл слов, могут понять и слушающие люди. Если же чтец сам не понимает смысла читаемого, то и люди слушающие не имеют шансов понять его, разве что кто-то заранее будет знаком с читаемым зачалом. Поэтому чтецу необходимо накануне службы, ознакомиться с прокимнами и их стихами, с зачалами и аллилуйными стихами на предстоящий день.
А порядок чтения Апостола и Евангелия следующий:
В ВОСКРЕСЕНЬЕ: Всегда прежде читается недельное, потом если есть, то святому, а если два святых, то и обоим, меньшего под главу недельного. А если нет святому, то к недельному прилагается второе Богородице, но во время Триоди11, исключая недели мытаря, блуднаго, второй недели Великого Поста, Богородице не прилагается, разве только когда будет ей нарочитое праздненство, тогда в Триодный период 10 Богородице не отлагается.
В СЕДМИЧНЫЕ ДНИ: Прежде дню, а потом святому, а если два святых, то обоим, меньшему под главу дневного.
В СУББОТУ: Во время Триоди порядок тот же, как и в седмичные дни, но кроме Триоди, дневной уже не предшествует святому, но последует оному, произволяющие же читают и третие зачало за упокой, но по уставу за упокой Апостол и Евангелие читаются только, когда нет святому. Таким же образом заупокойные зачала Апостола и Евангелия читают не только в субботу, но и равно во все седмичные дни.
Иногда бывает недостаток зачал Апостола и Евангелий до недели мытаря и фарисея. В этом случае необходимо отступить вспять и снова начать читать уже прочитанные зачала, по количеству недостающих седмиц, сколько их не хватает до недели мытаря и фарисея. Такое действие называется отступкой.
ПЕНИЕ АНТИФОНОВ12. В великие праздники бывает пение особых праздничных антифонов13 в виде стихов из псалмов, содержащих пророчества или предуказания на данный праздник. В книге Апостол есть указание на пение таких антифонов в следующие праздники:
При этом к первому антифону бывает припев:
«Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас», ко 2‑ому — «Спаси ны, Сыне Божии, рождеися от Девы…» или: «Преобразивыися на горе…» и т. д. «Поющих ти: Аллилуиа, (трижды)». Третьим антифоном являются стихи из псалмов, чередующиеся с пением тропаря праздника.
Приведём конкретный пример действий чтеца при пении особых праздничных антифонов на праздник Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа. Текст антифонов этого праздника приведён в книге Апостол в разделе «СОБОРНИК, 12 МЕСЯЦЕМ», месяца января в шестой день.
Во время чтения ектении, чтец берёт книгу Апостол и становится перед иконой Спасителя (справа от Царских Врат). Благословляться перед этим не нужно. По окончании чтения ектении, чтец поворачивается лицом к ведущему клиросу, (назовём его — первый лик) кланяется в пояс и читает текст: «Во исходе Израилеве от Египта дому Ияковля из людий варвар. Молитвами Богородицы Спасе спаси нас». Чтец кланяется первому лику в пояс и поворачивается лицом к иконе Спасителя. Первый лик тем временем отпевает этот стих. По окончании пения этого стиха, чтец поворачивается лицом к другому лику, кланяется в пояс и читает второй стих: «Бысть Иудея святыни Его, Израиль область Его. Молитвами Богородицы Спасе спаси нас». Чтец кланяется второму лику в пояс и поворачивается лицом к иконе Спасителя, второй лик тем временем отпевает этот стих. По окончании пения этого стиха, чтец поворачивается лицом к первому лику, кланяется в пояс и читает третий стих также как предыдущие стихи. По окончании пения этого стиха, чтец поворачивается лицом к другому лику, кланяется в пояс и читает четвёртый стих тем же порядком. По окончании пения этого стиха, чтец поворачивается лицом к первому лику, кланяется в пояс и читает: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Молитвами Богородицы Спасе спаси нас». Чтец кланяется первому лику в пояс и поворачивается лицом к иконе Спасителя. Первый лик тем временем отпевает этот стих. По окончании пения этого стиха, чтец поворачивается лицом ко второму лику, кланяется в пояс и читает: «И ныне, и присно, и во веки веком, аминь. Молитвами Богородицы Спасе спаси нас». Второй лик тем временем отпевает этот стих.
Потом священником читается ектения малая, по окончании которой чтец поворачивается лицом ко второму лику, кланяется в пояс и читает стихи второго антифона, тем же порядком, что и первый антифон. Дойдя до слов «Слава, и ныне», произносит: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» и останавливается. Лик поёт «Слава…, и ныне…» и торжественный гимн «Единородный Сын Слово Божие…».
Потом священником читается ектения малая, по окончании которой чтец поворачивается лицом к первому лику, кланяется в пояс и читает стихи третьего антифона, тем же порядком.
Чтец: «Исповедайтеся Господеви, яко благ яко в век милость Его. Во Иордане крещающуся Тебе Господи».
Лик же отпевает тропарь полностью: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утвержение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».
По прочтении всех стихов третьего антифона до слов «Вход», все клирошане (первый и второй лик) выходят на центр храма и там поют последний стих. Чтец стоит лицом к иконе Спасителя, а по возвращении клирошан на свои места кладёт книгу Апостол.
При возглашении стихов антифона, следует обращать внимание на встречающиеся иногда вместо стихов надписи: «Той же и другая страна», или «Другая страна той же стих», или «Стих 1, дважды». В этом случае чтец повторяет ранее прочитанный стих.
Вышеуказанный порядок чтения антифонов применяется в том случае, если чтец не облачён в священные одежды. При чтении антифонов лицами в священном облачении, например свещеносцами, облачёнными в стихарь, чтец не стоит на одном месте перед иконой Спасителя, а переходит через красную дорожку (на которую могут наступать только священные лица) от одного клироса к другому. Во всем остальном порядок действий сохраняется тем же.
Примечания:
1 Обычно после того как «Святый Боже…» будет пропето в третий раз.
2 Так Господь после Своего славного Воскресения приветствовал Своих учеников. С этим Божественным приветствием Он послал их на всемирную проповедь Евангелия. Этим возгласом предлагается людям внять следующему: мир всем — означает соединение, ибо Христос разорил вражду между Богом и человеком, чтобы мир Божий превосходящий всякий ум, соблюдал сердца наши и разумения о Христе Иисусе.
Если служба совершается без священника, этот возглас не произносят и ничем не заменяют.
3 Возглас «Премудрость, вонмем» — обращает внимание людей на значение прокимна от псалма Давидова.
Если служба совершается без священника, этот возглас не произносят и ничем не заменяют.
4 Прокимен это краткий стих из псалмов, который предшествует чтению Священного Писания (пророческого, апостольского и евангельского) или пению других стихов, и выражает или силу и содержание следующего за ним чтения, или значение настоящего дня. Стих избранный в прокимен из псалмов Давида, один никогда не бывает, но за ним всегда следуют другие стихи, которые объясняют и подтверждают содержание и силу заключающуюся в нём. Его поют перед всяким стихом, сколько бы их не было, и сам он ещё раз после повторяется.
5 Слова «Прокимен, псалом Давидов …» не произносятся если первым читается зачал Богородице или святым отцам. Тогда чтец сразу возглашает: «Песнь Богородице…» или «Песнь отцем…».
7 Возгласы «Премудрость» и «Вонмем», к началу чтения, употребляются только в смысле внимательного слушания читаемого.
Если служба совершается без священника, этот возглас не произносят и ничем не заменяют.
8 Это каждение установлено в знак благоговения перед наступающим чтением Евангелия и указывает на то, что через проповедь евангельскую благодать Святаго Духа, разлившись во все концы мира, облагоухала сердца людей и обратила их к Жизни Вечной.
9 Апракос значит недельный. Этим названием определяли Евангелие и Апостол, расположенные по порядку дневных церковных чтений при богослужении, начиная с недели Пасхи.
10 Апракос значит недельный. Этим названием определяли Евангелие и Апостол, расположенные по порядку дневных церковных чтений при богослужении, начиная с недели Пасхи.
11 ТРИОДЬ ПОСТНАЯ, ТРИОДЬ ЦВЕТНАЯ — службы предпасхального и послепасхального периода. Постная Триодь содержит молитвословия на дни Великого Поста и на недели, приготовительные к нему, начиная с Недели о мытаре и фарисее и до Великой Субботы включительно. Цветная Триодь заключает в себе песнопения от Недели Пасхи до Недели Всех святых (девятая неделя по Пасхе или первая по Пятьдесятнице).
12 Антифон — означает попеременное пение церковных песнопений, которое исполняется на обоих клиросах, обоими ликами.
13 Антифон — означает попеременное пение церковных песнопений, которое исполняется на обоих клиросах, обоими ликами.