в какой политической организации состоял достоевский
О монархизме Ф. М. Достоевского
О МОНАРХИЗМЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО
Стремление представить Ф. Достоевского исключительно как защитника народа, отстаивавшего его интересы, приводило исследователей к утверждению о явном противоречии монархических взглядов Достоевского его «мечтам о социалистическом идеале».
Монархическая идея у Ф. Достоевского в данном случае возводится к народному варианту монархизма, вернее, к той части, в которой нашел отражение образ идеального правителя, сформулированный в результате многовековых поисков народа. В этом случае не акцентируется внимание на реакционности и консерватизме взглядов писателя.
Прежде всего, следует принять во внимание точку зрения Ф. Достоевского на монархическую форму правления. Он явно предполагал в одном из выпусков «Дневника писателя» представить свое понимание вопроса о монархии как форме правления и специфике русского самодержавия.
Говоря о монархической форме правления, Ф.М. Достоевский явно понимал сложность и неоднозначность ее сущности, пытаясь определить для себя особенности русского самодержавия. Заметив, что в России монархия не может быть тиранией в идеале, а только в уклонении, писатель показал, что он в достаточной степени реалистично оценивает верховную власть.
Здесь совершенно очевидно, что Ф. Достоевский осмысливал специфику русского самодержавия с позиции народного взгляда на царскую власть, который и придает верховной власти особую силу. Освобождение крестьян «сверху» и было проявлением этой силы. Именно этот реальный исторический факт и позволяет Ф. Достоевскому надеяться на дальнейшие демократические преобразования общества, которые способна осуществить верховная власть.
Эту мысль более отчетливо Ф.М.Достоевский сформулирует в «Дневнике писателя. 1876» в апрельском выпуске, в главе IV: «Нет-с, освободили мы народ с землей не потому, что стали культурными европейцами, а потому, что сознали в себе русских людей с царем во главе, точь-в-точь как мечтал сорок лет тому помещик Пушкин, проклявший в ту именно эпоху свое европейское воспитание и обратившийся к народным началам. Во имя этих-то народных начал и освобожден был русский народ с землею. «
Здесь Ф.М.Достоевский проводит аналогию реального освобождения крестьян с «мечтой помещика Пушкина», имея в виду известные строки из стихотворения А.С.Пушкина «Деревня»:
Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный
И Рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством Свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная Заря?
Для дальнейшего развития России в «демократическом» направлении, под которым писатель понимал обретение народом «всех свобод», следовало «примкнуть к народному воззрению» и оторвавшейся от народной почвы «просвещенной части общества».
В подготовительных материалах к «Дневнику писателя. 1876» в октябре Ф.М. Достоевский под рубрикой «Здесь. И вдруг» записал: «Несомненно, что к народному воззрению должны примкнуть все, вся интеллигенция, все сильные мира, около царя стоящие. Демократизм не испугает. У нас нечему пугаться. Сила царская.
Подобная точка зрения на возможности русского самодержавия ни в коем случае не означала идеализации писателем современной ему верховной власти, поскольку он говорил только о будущих преобразованиях. Ф.М. Достоевский явно имел в виду «монархию в идеале», рассуждая о перспективах развития России. В то же время он в достаточной степени реалистично оценивал современное ему государственное устройство, о чем свидетельствуют многочисленные замечания по актуальным вопросам современной политической жизни.
В «Дневнике писателя» и подготовительных материалах мы находим удивительные по своей глубине и проницательности характеристики государственной системы. Ярким примером может служить «Дневник писателя. 1881». Во второй главе героем представлен «остроумный бюрократ», рассуждающий о проблемах экономии государственного бюджета и предлагаемым в связи с этим сокращением бюрократического аппарата.
А потому и сокращаться даже на тридцать восемь с сорока (а не то что с сорока на четырех) было бы дело глубоко вредным и даже безнравственным. Гроши получите, а разрушите принцип. Сейчас ничего не народится, кроме нам же подобных. И долго еще так будет».
Не менее проницательно и замечание Ф. Достоевского относительно постоянно проводимых в России сокращений чиновничества: «Мы вот довольно часто сокращаем штаты, персонал чиновников, а между тем в результатах выходит, что и штаты и персонал как бы все увеличиваются».
Столь же точно Ф. Достоевский характеризует и ситуацию непродуманного использования бюджетных средств: «Все это и прекрасно бы, но вот что, однако невольно лезет в соображение: армию-то мы сократим, на первый случай, хоть тысяч на пятьдесят, а денежки-то у нас и промелькнут опять между пальцами, туда да сюда, уж конечно, на государственные потребности, но на такие, которые, может быть, и не стоят такой радикальной жертвы…
Притом, писатель не разделял верховную власть на «хорошего монарха» и плохих исполнителей его воли, как это было характерно для социально-утопических представлений русского народа.
Не идеализация царя и монархической формы правления служит Ф. Достоевскому основанием для утверждения о способности русского самодержавия развивать общество по пути демократических преобразований, а вера в «особливость» верховной власти в России, основанной на специфическом отношении народа к государю.
Если хотите, у нас в России и нет никакой другой силы, зиждущей, сохраняющей и ведущей нас, как эта органическая, живая связь народа с царем своим, и из нее у нас все и исходит».
Ф.М. Достоевский верил в возможности русского самодержавия именно благодаря его «особливости», основанной на особом отношении народа к носителю верховной власти. Сформированное веками отношение русского народа к царю «как к отцу» предполагало и ответное чувство государя, осознающего свой народ «детьми ему».
Именно такие взаимоотношения царя и народа позволяли Ф. Достоевскому верить в «особливость» самодержавия в России и возможные перспективы демократического развития общества «по манию царя». Но следует заметить, что писатель, говоря о будущем России, воспринимал настоящее вполне реалистично…
Формулируя свое отношение к верховной власти Ф.М. Достоевский показал себя реалистичным и проницательным аналитиком особенностей русского самодержавия и народного представления о царской власти, что вполне объясняется вариантом монархической идеи, которой придерживался писатель.
Тест с ответами: “Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского”
1. В каком году родился Достоевский:
а) 1873
б) 1821 +
в) 1828
2. В какой семье родился писатель:
а) в семье отставного офицера
б) в семье священника
в) в семье врача +
3. Книга, с которой писатель не расставался всю свою жизнь:
а) Евангелие +
б) Капитал
в) Так сказал Заратустра
4. Достоевский состоял в этой политической организации:
а) “Народной воле”
б) кружке Петрашевского +
в) обществе декабристов
5. Кем был писатель по своим политическим взглядам:
а) либералом
б) революционером – демократом
в) почвенником +
6. Произведение, не принадлежащее писателю:
а) “Бедные люди”
б) “Братья – разбойники” +
в) “Братья Карамазовы”
7. К какому событию приурочена знаменитая “Пушкинская речь”:
а) издание полного собрания сочинений Пушкина
б) открытие дома – музея Пушкина
в) открытие памятника Пушкину +
8. В творчестве Достоевского сквозная тема:
а) революционного преобразования России
б) маленького человека +
в) прославление русского народа
9. Действие романа “Преступление и наказание” (до эпилога) длится:
а) 14 дней +
б) 3 месяца
в) 1 месяц
10. К какому сословию принадлежал Раскольников:
а) к дворянам
б) к купцам
в) к разночинцам +
11. Из – за чего Раскольников покушается на жизнь старухи:
а) желания проверить свою теорию +
б) желания отомстить
в) желания обогатиться
12. Окончательным поводом для преступления не служило:
а) исповедь Мармеладова
б) нехватка денег для образования +
в) разговор офицера и студента
14. Количество детей в семье Мармеладовых:
а) 2
б) 4 +
в) 3
15. Кто из героев романа, кроме Раскольникова, видел сны:
а) Свидригайлов +
б) Разумихин
в) Лужин
16. Раскольникову не снился этот сон:
а) всемирная кактастрофа
б) убийство старухи
в) публичное признание Раскольникова в преступлении +
17. Вину Раскольникова на себя взял:
а) Разумихин
б) Миколка +
в) Свидригайлов
18. Сколько в романе диалогов – поединков Раскольникова с Порфирием Петровичем:
а) 3 +
б) 5
в) 1
ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ
Родился в Москве 30 октября 1821 г. Отец, Михаил Андреевич (1789–1839),– врач (штаб-лекарь) московской Мариинской больницы для бедных, в 1828 получил звание потомственного дворянина. В 1831 приобрел сельцо Даровое Каширского уезда Тульской губернии, в 1833 соседнюю деревню Чермошню. По воспитанию детей, отец был человеком независимым, образованным, заботливым семьянином, но обладал характером вспыльчивым и подозрительным. После смерти жены в 1837 вышел в отставку, поселился в Даровом. По документам, умер от апоплексического удара; по воспоминаниям родственников и устным преданиям, был убит своими крестьянами.
Мать, Мария Фёдоровна (урожденная Нечаева; 1800–1837). В семье Достоевских было еще шестеро детей: Михаил, Варвара (1822–1893), Андрей, Вера (1829–1896), Николай (1831–1883), Александра (1835–1889).
В 1833 Достоевский был отдан в полупансион Н. И. Драшусова; туда он и брат Михаил ездили «ежедневно по утрам и возвращались к обеду». С осени 1834 по весну 1837 Достоевский посещал частный пансион Л. И. Чермака, в котором преподавали астроном Д. М. Перевощиков, палеолог А. М. Кубарев. Учитель русского языка Н. И. Билевич сыграл определенную роль в духовном развитии Достоевского. Воспоминания о пансионе послужили материалом для многих произведений писателя.
Еще по дороге в Петербург Достоевский мысленно «сочинял роман из венецианской жизни», а Ризенкампфу в 1838 рассказывал «о своих собственных литературных опытах». Вокруг Достоевского в училище образуется литературный кружок. 16 февраля 1841 на вечере, устроенном братом Михаилом по случаю отъезда в Ревель, Достоевский читал отрывки из двух своих драматических произведений – «Марии Стюарт» и «Бориса Годунова».
О работе над драмой «Жид Янкель» Достоевский сообщал брату в январе 1844. Рукописи драм не сохранились, но уже из их названий вырисовываются литературные увлечения начинающего писателя: Шиллер, Пушкин, Гоголь. После смерти отца родственники матери писателя взяли на себя попечение о младших братьях и сестрах Достоевского, а Фёдор и Михаил получили небольшое наследство. По окончании училища (конец 1843 г.) он был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но уже в начале лета 1844, решив всецело посвятить себя литературе, подал в отставку и уволился в чине поручика.
В январе 1844 Достоевский закончил перевод повести «Евгения Гранде» Бальзака, которым тогда он особенно увлекался. Перевод стал первой опубликованной литературной работой Достоевского. В 1844 он начинает и в мае 1845 после многочисленных переделок заканчивает роман «Бедные люди».
Лето 1845 (как и следующее) Достоевский провел в Ревеле у брата Михаила. Осенью 1845 по возвращении в Петербург часто встречается с Белинским. В октябре писатель совместно с Некрасовым и Григоровичем составляет анонимное программное объявление к альманаху «Зубоскал» (03, 1845, № 11), а в начале декабря на вечере у Белинского читает главы «Двойника» (03, 1846, № 2), в котором впервые дает психологический анализ расколотого сознания, «двойничества».
Рассказ «Господин Прохарчин» (1846) и повесть «Хозяйка» (1847), в которых эскизно намечены многие мотивы, идеи и характеры произведений Достоевского 1860–1870-х гг., не были поняты современной критикой. Радикально изменил свое отношение к Достоевскому и Белинский, осудивший «фантастический» элемент, «вычурность», «манерность» этих произведений. В других произведениях молодого Достоевского – в повестях «Слабое сердце», «Белые ночи», цикле острых социально-психологических фельетонов «Петербургская летопись» и незаконченном романе «Неточка Незванова» – расширяется проблематика творчества писателя, усиливается психологизм с характерным акцентом на анализ сложнейших, неуловимых внутренних явлений.
В конце 1846 в отношениях Достоевского и Белинского наступило охлаждение. Позднее возникает у него конфликт и с редакцией «Современника»: большую роль сыграли здесь мнительный, самолюбивый характер Достоевского. Насмешки над писателем недавних друзей (особенно Тургенева, Некрасова), резкий тон критических отзывов Белинского о его произведениях остро переживались писателем. Примерно в это время, согласно свидетельству доктора С.Д. Яновского, у Достоевского появились первые симптомы эпилепсии. Тяготит писателя изнуряющий труд для «Отечественных записок». Бедность вынуждала его браться за любую литературную работу (в частности, он редактировал статьи для «Справочного энциклопедического словаря» А. В. Старчевского).
В 1846 Достоевский сближается с семьей Майковых, регулярно посещает литературно-философский кружок братьев Бекетовых, в котором главенствовал В. Майков, а постоянными участниками были А.Н. Майков и А.Н. Плещеев – друзья Достоевского. С марта–апреля 1847 Достоевский становится посетителем «пятниц» М.В.Буташевича-Петрашевского. Участвует он и в организации тайной типографии для печатания воззваний к крестьянам и солдатам.
Арест
Ф.М. Достоевский в ссылке |
Арест Достоевского произошел 23 апреля 1849; его архив при аресте был отобран и, вероятно, уничтожен в III отделении. 8 месяцев Достоевский провел в Алексеевском равелине Петропавловской крепости под следствием, во время, которого проявил мужество, скрывая многие факты и стремясь по возможности смягчить вину товарищей. Был признан следствием «одним из важнейших» среди петрашевцев, виновным в «умысле на ниспровержение существующих отечественных законов и государственного порядка». Первоначальный приговор военно-судной комиссии гласил: «. отставного инженер-поручика Достоевского, за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского и злоумышленного сочинения поручика Григорьева, лишить чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием». 22 декабря 1849 Достоевский вместе с другими ожидал на Семёновском плацу исполнения смертного приговора. По резолюции Николая I казнь была заменена ему 4-летней каторгой с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты.
Каторга
Ночью 24 декабря Достоевский в оковах был отправлен из Петербурга. 10 января 1850 прибыл в Тобольск, где в квартире смотрителя произошла встреча писателя с женами декабристов – П.Е. Анненковой, А.Г. Муравьёвой и Н.Д. Фонвизиной; они подарили ему Евангелие, которое он хранил всю жизнь. С января 1850 по 1854 Достоевский вместе с Дуровым отбывал каторгу «чернорабочим» в Омской крепости. В январе 1854 он был зачислен рядовым в 7-й линейный батальон (Семипалатинск) и смог возобновить переписку с братом Михаилом и А. Майковым. В ноябре 1855 Достоевский произведен в унтер-офицеры, а после долгих хлопот прокурора Врангеля и других сибирских и петербургских знакомых (в том числе Э.И. Тотлебена) – в прапорщики; весной 1857 писателю было возвращено потомственное дворянство и право печататься, но полицейский надзор над ним сохранялся до 1875.
Первый брак
18 марта 1859 Достоевский по прошению был уволен «по болезни» в отставку в чине подпоручика и получил разрешение жить в Твери (с воспрещением въезда в Петербургскую и Московскую губернии). 2 июля 1859 с женой и пасынком уехал из Семипалатинска. С 1859 – в Твери, где возобновил прежние литературные знакомства и завязал новые. Позже шеф жандармов известил тверского губернатора о разрешении Достоевскому жить в Петербурге, куда он приехал в декабре 1859 года.
Интенсивная деятельность Достоевского сочетала редакторскую работу над «чужими» рукописями с публикацией собственных статей, полемических заметок, примечаний, а главное художественных произведений. Роман «Униженные и оскорбленные»– произведение переходное, своеобразное возвращение на новой ступени развития к мотивам творчества 1840-х гг., обогащенное опытом пережитого и перечувствованного в 1850-е гг.; в нем очень сильны автобиографические мотивы. В то же время роман заключал в себе черты сюжетов, стиля и героев произведений позднего Достоевского. Огромный успех имели «Записки из Мертвого дома».
В Сибири, по признанию Достоевского, изменились «постепенно и после очень-очень долгого времени» его «убеждения». Суть этих перемен, Достоевский в самой общей форме сформулировал как «возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного». В журналах «Время» и «Эпоха» братья Достоевские выступали как идеологи «почвенничества» – специфической модификации идей славянофильства. «Почвенничество» было скорее попыткой очертить контуры «общей идеи», найти платформу, которая примирила бы западников и славянофилов, «цивилизацию» и народное начало. Скептически относясь к революционным путям преобразования России и Европы, Достоевский высказывал эти сомнения в художественных произведениях, статьях и объявлениях «Времени», в резкой полемике с публикациями «Современника». Суть возражений Достоевского – возможность после реформы сближения правительства и интеллигенции с народом, их мирного сотрудничества. Эту полемику Достоевский продолжает и в повести «Записки из подполья» («Эпоха», 1864) – философско-художественной прелюдии к «идеологическим» романам писателя.
Достоевский писал: «Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону. Трагизм состоит в сознании уродливости. Только я один вывел трагизм подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознании лучшего и в невозможности достичь его и, главное, в ярком убеждении этих несчастных, что и все таковы, а стало быть, не стоит и исправляться!».
В июне 1862 Достоевский впервые выехал за границу; посетил Германию, Францию, Швейцарию, Италию, Англию. В августе 1863 писатель вторично выехал за границу. В Париже он встретился с А.П. Сусловой, драматические взаимоотношения с которой (1861–1866) получили отражение в романе «Игрок», «Идиот» и других произведениях. В Баден-Бадене, увлеченный, по азартности своей натуры, игрой в рулетку, проигрывается «весь, совершенно дотла»; это многолетнее увлечение Достоевского – одно из качеств его страстной натуры. В октябре 1863 он возвратился в Россию. До середины ноября жил с больной женой во Владимире, а в конце 1863 – апреле 1864 – в Москве, наезжая по делам в Санкт-Петербург.
1864 принес Достоевскому тяжелые утраты. 15 апреля умерла от чахотки его жена. Личность Марии Дмитриевны, как и обстоятельства их «несчастной» любви, отразились во многих произведениях Достоевского (в частности, в образах Катерины Ивановны – «Преступление и наказание» и Настасьи Филипповны – «Идиот»). 10 июня умер М.М. Достоевский. 26 сентября Достоевский присутствует на похоронах Григорьева. После смерти брата Достоевский взял на себя издание отягощенного большим долгом и отстававшего на 3 месяца журнала «Эпоха»; журнал начал выходить регулярней, но резкое падение подписки на 1865 вынудило писателя прекратить издание. Он остался должным кредиторам около 15 тысяч рублей, которые смог выплатить лишь к концу жизни. Стремясь обеспечить условия для работы, Достоевский заключил контракт с Ф.Т. Стелловским на издание собрания сочинений и обязался написать для него новый роман к 1 ноября 1866.
Весной 1865 Достоевский – частый гость семьи генерала В.В.Корвин-Круковского, старшей дочерью которого А.В.Корвин-Круковской он был сильно увлечен. В июле он выехал в Висбаден, откуда осенью 1865 предложил Каткову повесть для «Русского вестника», впоследствии переросшую в роман. Летом 1866 Достоевский находился в Москве и на даче в сельце Люблино, поблизости от семьи сестры Веры Михайловны, где ночами писал роман «Преступление и наказание».
В 1866 истекающий срок контракта с издателем вынудил Достоевского одновременно работать над двумя романами – «Преступление и наказание» и «Игрок». Достоевский прибегает к необычному способу работы: 4 октября 1866 к нему приходит стенографистка А.Г. Сниткина; он начал диктовать ей роман «Игрок», в котором отразились впечатления писателя от знакомства с Западной Европой. В центре романа столкновение «многоразвитого, но во всем недоконченного, изверившегося и не смеющего не верить, восстающего на авторитеты и боящегося их» «заграничного русского» с «законченными» европейскими типами. Главный герой – «поэт в своем роде, но дело в том, что он сам стыдится этой поэзии, ибо глубоко чувствует ее низость, хотя потребность риска и облагораживает его в глазах самого себя».
Второй брак
К роману «Бесы» Достоевский приступил, прервав работу над широко задуманными эпопеями «Атеизм» и «Житие великого грешника» и наскоро сочинив «повестушку» «Вечный муж». Непосредственным толчком к созданию романа послужило «нечаевское дело». Деятельность тайного общества «Народная расправа», убийство пятью членами организации слушателя Петровской земледельческой академии И.И. Иванова – вот события, легшие в основу «Бесов» и получившие в романе философско-психологическую интерпретацию. Внимание писателя привлекли обстоятельства убийства, идеологические и организационные принципы террористов («Катехизис революционера»), фигуры соучастников преступления, личность руководителя общества С.Г. Нечаева. В процессе работы над романом замысел многократно видоизменялся. Первоначально – это непосредственный отклик на события. Рамки памфлета в дальнейшем значительно расширились, не только нечаевцы, но и деятели 1860-х, либералы 1840-х гг., Т.Н. Грановский, петрашевцы, Белинский, В.С. Печерин, А.И. Герцен, даже декабристы и П.Я. Чаадаев попадают в гротескно-трагическое пространство романа.
Постепенно роман перерастает в критическое изображение общей «болезни», переживаемой Россией и Европой, ярким симптомом которой являются «бесовство» Нечаева и нечаевцев. В центре романа, в его философско-идеологическом фокусе помещаются не зловещий «мошенник» Пётр Верховенский (Нечаев), а загадочная и демоническая фигура «все позволившего» себе Николая Ставрогина.
В июле 1871 Достоевский с женой и дочерью возвратились в Санкт-Петербург. Лето 1872 года писатель с семьей провел в Старой Руссе; этот город стал постоянным местом летнего пребывания семьи. В 1876 Достоевский приобрел здесь дом.
Портрет Достоевского работы Перова, 1872 |
В 1872 писатель посещает «среды» князя В. П. Мещерского, сторонника контрреформ и издателя газеты-журнала «Гражданин». По просьбе издателя, поддержанный А. Майковым и Тютчевым, Достоевский в декабре 1872 соглашается принять на себя редакторство «Гражданина», заранее оговорив, что берет на себя эти обязанности временно. В «Гражданине» (1873) Достоевский осуществил давно задуманную идею «Дневника писателя» (цикл очерков политического, литературного и мемуарного характера, объединенных замыслом непосредственного, личного общения с читателем), опубликовал ряд статей и заметок (в том числе политические обзоры «Иностранные события»). Скоро Достоевский начал тяготиться ред. работой, все более резкий характер принимали и столкновения с Мещерским, очевиднее стала невозможность превратить еженедельник в «орган людей с независимым убеждением». Весной 1874 писатель отказался от редакторства, хотя эпизодически сотрудничал в «Гражданине» и позднее. В связи с ухудшением здоровья (усилившейся эмфиземой легких) в июне 1874 он уезжает для лечения в Эмс и повторяет поездки туда в 1875, 1876 и 1879.
В середине 1870-х гг. возобновились отношения Достоевского с Салтыковым-Щедриным, прервавшиеся в разгар полемики между «Эпохой» и «Современником», и с Некрасовым, по предложению которого (1874) писатель печатает в «Отечественных записках» свой новый роман «Подросток» – «роман воспитания», своего рода «Отцы и дети» Достоевского.
Личность и мировоззрение героя формируются в обстановке «всеобщего разложения» и распада устоев общества, в борьбе с соблазнами века. В исповеди подростка анализируется сложный, противоречивый, хаотичный процесс становления личности в «безобразном» и утратившем «нравственный центр» мире, медленное вызревание новой «идеи» под мощным влиянием «великой мысли» скитальца Версилова и философии жизни «благообразного» странника Макара Долгорукого.
В конце 1875 Достоевский вновь возвращается к публицистической работе – «моножурналу» «Дневник писателя» (1876 и 1877), имевшему большой успех и позволивший писателю вступить в прямой диалог с читателями-корреспондентами. Автор так определял характер издания: ««Дневник писателя» будет похож на фельетон, но с тою разницею, что фельетон за месяц естественно не может быть похож на фельетон за неделю. Я не летописец: это, напротив, совершенный дневник в полном смысле слова, то есть отчет о том, что наиболее меня заинтересовало лично». «Дневник» 1876–1877 – сплав публицистических статей, очерков, фельетонов, «антикритик», мемуаров и художественных произведений. В «Дневнике» преломились непосредственные, по горячим следам, впечатления и мнения Достоевского о важнейших явлениях европейской и русской общественно-политической и культурной жизни, волновавшие Достоевского юридические, социальные, этико-педагогические, эстетические и политические проблемы. Большое место в «Дневнике» занимают попытки писателя увидеть в современном хаосе контуры «нового создания», основы «складывающейся» жизни, предугадать облик «наступающей будущей России честных людей, которым нужна лишь одна правда».
Критика буржуазной Европы, глубокий анализ состояния пореформенной России парадоксальным образом сочетаются в «Дневнике» с полемикой против различных течений социальной мысли 1870-х гг., от консервативных утопий – до народнических и социалистических идей.
В последние годы жизни возрастает популярность Достоевского. В 1877 он был избран членом-корреспондентом Петербургской АН. В мае 1879 писателя пригласили на Международный литературный конгресс в Лондон, на сессии которого он был избран членом почетного комитета международной литературной ассоциации. Активно участвует Достоевский в деятельности Петербургского Фребелевского общества. Часто выступает на литературно-музыкальных вечерах и утренниках с чтением отрывков из своих произведений и стихотворений Пушкина. В январе 1877 Достоевский под впечатлением «Последних песен» Некрасова навещает умирающего поэта, часто видится с ним в ноябре; 30 декабре произносит речь на похоронах Некрасова.
«Братья Карамазовы» – итоговое произведение писателя, в котором художественное воплощение получили многие идеи его творчества. История Карамазовых, как писал автор,– это не просто семейная хроника, а типизированное и обобщенное «изображение нашей современной действительности, нашей современной интеллигентской России». Философия и психология «преступления и наказания», дилемма «социализма и христианства», извечная борьба «божьего» и «дьявольского» в душах людей, традиционная для классической русской литературы тема «отцов и детей» – такова проблематика романа.
В «Братьях Карамазовых» уголовное преступление связано с великими мировыми «вопросами» и вечными художественно-философскими темами.
Кончина
В ночь с 25 на 26 января у Достоевского пошла горлом кровь. Днем 28 января Достоевский попрощался с детьми, в 8 ч. 38 мин. вечера он скончался.
31 января 1881 при огромном стечении народа состоялись похороны писателя. Он похоронен в Александро-Невской лавре в Петербурге.