в какой период времени существовала школа научного управления менеджмента
Менеджмент
Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Менеджмент». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших образовательных учреждений.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Менеджмент предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
2. Основные школы менеджмента
Современный менеджмент стал итогом длительного эволюционного развития управленческой мысли. В целом за время развития теории управления выделялись несколько направлений, соответствующих определенным историческим этапам. Данные направления получили название «школы менеджмента».
Основы административной (классической) школы управления были разработаны французским экономистом Франции А. Файолем и одновременно в Германии М. Вебером, в США Дж. Муни и А. Рейли, Л. Гуликом, Л. Эрвиком, а также М. Фоллетт. Главный принцип теории административной школы — разработка оптимального способа организации труда работников. В данной теории организация рассматривается как огромный механизм, которым управляют общие закономерности: специализация и унификация видов выполняемых работ, единство выполняемых действий, единоначалие, стандарты контроля, централизованное принятие решений, распределение работы по отделам. Согласно данной теории, разделение труда необходимо для того, чтобы в ходе работы сотрудник повышал уровень своей компетенции. Для лучшего планирования и координации действий необходимы единые правила и методы их осуществления. С той же целью принятие основных решений возложено на руководителя предприятия. Однако число непосредственных подчиненных у начальника ограничено. Для того чтобы избежать дублирования функций внутри организации, разработана система разделения деловых функций: все подчиненные распределяются по отделам, каждый из которых должен удовлетворять те или иные потребности всей организации.
Научная школа менеджмента основывается на трудах Ф. Тейлора, Ч. Баббиджа, X. Гантта и др. В теории научного менеджмента сравнительно более точно, чем в административной теории управления, определяется способ организации труда.
В теории научного управления работники организации рассматривались в качестве «ассистентов машин». Приверженцы школы считают, что научному анализу можно подвергнуть поведение и побуждения работников, рассчитать, в какой момент они устанут и за какой срок сумеют восстановить силы. Практика наблюдений подтвердила обоснованность данного подхода.
Представители данной школы доказывали необходимость подбора конкретных служащих для выполнения определенного вида работы, обучения работников, их подготовки и переподготовки, а также рационализации труда и его мотивации.
Представители школы человеческих отношений сфокусировали свое внимание на элементе производственного процесса, который недостаточно учитывался в классических теориях, т. е. на человеке. Расцвет школы человеческих отношений, основателем которой считается Э. Мэйо, пришелся на конец 1940-х гг.
Менеджмент. Ответы на экзаменационные вопросы
Настоящее издание содержит примерные вопросы и ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине «Основы менеджмента». В книге раскрыты теоретические основы менеджмента, его школы, функции, цели, принципы, а также методология формирования всей системы управления. Предназначено для студентов и преподавателей экономических специальностей
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Менеджмент. Ответы на экзаменационные вопросы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
8. Школа научного менеджмента
Школа научного управления — одно из первых основных направлений изучения менеджмента. Главное направление исследований этой школы состояло в поиске наилучших способов выполнения работы с учетом основных производственных факторов: техники и работника. Производился отбор более эффективных методов деятельности в целях рационального взаимодействия этих факторов.
Основными яркими деятелями этой школы являются Ф. Тейлор, Г. Ганнт, Г. Эмерсон, Г. Форд. Каждый из них внес свой значительный вклад в развитие науки управления.
Основоположником школы научного направления является Фредерик Уинслоу Тейлор (1856–1915). Он не был ни ученым, ни профессором школы бизнеса, а был простым рабочим и дослужился до менеджера. На основе его взглядов родилось целое течение, которое называется «тейлоризм».
Основными принципами данного течения являются:
1) научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности;
2) отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профессиональный отбор и профессиональное обучение;
3) сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения НОТ (нормирование и оплата труда);
4) равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами.
Тейлор считал, что управление — это тактика. Преподавание науки управления он видел на базе промышленного инжиниринга. Мысль о том, что менеджеры должны принимать решения, а рабочие — выполнять их, была всеобщей в то время. Другой видный деятель этой школы и великий менеджер того времени Генри Форд частично соглашался с Тейлором, но в свою очередь выдвинул ряд свойственных только ему идей.
Основные направления Генри Форда:
1) высоко оплачивать труд каждого рабочего и следить за тем, чтобы он работал все 48 ч, но не более;
2) обеспечить наилучшее состояние всех машин, настаивать на их абсолютной чистоте, приучать людей уважать окружающих и самих себя.
Каждый представитель данной школы внес свой вклад в ее развитие. На основе этого сложились общие принципы, характеризующие всю школу:
1) использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи;
2) отбор работников, наиболее подходящих для выполнения задач и их обучения;
3) обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач;
4) систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности;
5) выделение планирования и обдумывания в отдельный процесс;
6) утверждение менеджмента в качестве самостоятельной формы деятельности, науки и формирования функций менеджмента.
Основной заслугой данной школы является доказательство того, что управление — это самостоятельная специальность и организация в целом выиграет, если планировать и управлять проведением работ будут не те рабочие, которые их выполняют, а те, которые умеют управлять профессионально.
Школа научного управления
Нестеров А.К. Школа научного управления // Энциклопедия Нестеровых
Школа научного управления явилась базисом для дальнейшего развития менеджмента как научного управления. Благодаря Ф. Тейлору, менеджмент был выделен в особый вид профессиональной деятельности, задачей которого было управление работниками предприятий для получения максимально эффективного результата. Идеи школы научного управления частично развивались представителями более поздних школ, а некоторые используются и в современном менеджменте.
Истоки школы научного управления
Формирование методологии и практики менеджмента происходило путем обобщения лучших результатов управленческой деятельности. Центральными были три явления – управленческая деятельность, задача, человек. Вначале развития управленческой мысли для ученых было характерно выделение одного их этих трех явлений в качестве приоритетного.
Школа научного управления (1885–1920 гг.) опиралась на тезис: управлять надо, применяя данные инженерных и других наук. Основатель школы научного управления американский инженер Ф. Тейлор и его последователи сосредоточили свои исследования практических аспектов управления на нижнем управленческом уровне.
Школа научного управления сильно отличалась от существовавших до этого подходов к управлению, согласно которым рабочие отвечали за все аспекты: выполнение плана, методы работы, используемые инструменты, результаты работы и т.д. Концепция научного управления изменила практику менеджмента, который был выделен в специальную сферу деятельности и стал особую область исследований. Однако в рамках школы научного управления не были решены все вопросы, поставленные перед менеджментом.
Концепция научного управления формировалась под влиянием результатов экспериментов Фредерика Тейлора и Роберта Оуэна.
Изначальные представления научного управления основывались на убеждении, что производительность труда зависит не только от применяемой техники, технологических модернизаций, новых технологий, оборудования, инструментов труда, но и от мотивации рабочих, их заинтересованности в применении новшеств.
Р. Оуэн осуществил несколько экспериментов в областях, связанных с производительностью труда. Результаты его исследований определили главные направления в теории и практике управления:
В 30 лет Р. Оуэн стал владельцем текстильной фабрики в Шотландии и провел там свой первый эксперимент. Условия труда на фабрике были плохие, что отрицательно сказывалось на результатах производства и производительности труда. Оуэн сократил рабочий день, организовал уборку производственных помещений, улучшил жилищные условия рабочих, запретил работать на фабрике детям в возрасте до 10 лет, но не отказался от детского труда полностью, так как детям платили меньше. Результатом повышенного внимания к человеческому фактору и изменения стиля управления стало превращение фабрики Оуэна в одну из наиболее рентабельных в стране за счет повышения производительности труда. Для тогдашних условий дикого капитализма – такие изменения были очень радикальными.
Основу школы научного управления заложил Ф. Тейлор, который сосредоточил свое внимание на постоянном повышении производительности труда:
Производительность труда должна обогатить и хозяев, и рабочих, но для этого необходим переворот в психологии и тех, и других.
Ф. Тейлор начал изучение вопросов повышения производительности труда с первого эксперимента в компании «Мидвэйл Стилл». Тейлор попытался заставить рабочих делать больше деталей под угрозой увольнения. Вначале производительность возросла, но затем рабочие стали противиться данным изменениям: начали ломаться станки, начались жалобы вышестоящему руководству. В результате данного эксперимента Тейлор пришел к выводу, что таким образом повышать производительность нельзя, так как есть справедливая норма для производства.
Следующий эксперимент Тейлор провел, когда работал в компании «Бетелхэм Стилл». Эксперимент Тейлора заключался в том, чтобы найти лучшего рабочего, проанализировать его движения и научить остальных двигаться так же. Эксперимент оказался успешным, а Тейлор по результатам эксперимента пришел к выводу:
Рабочих надо награждать за то, что они делают больше, и тогда прибыли компании будут расти.
Так в компании «Бетелхэм Стилл» по окончании эксперимента производительность труда увеличилась на 300%, а зарплата всего лишь на 60%.
Также Тейлор провел исследование относительно орудий труда. На основании чего был сделан еще один важный вывод:
Инструмент должен быть таким, чтобы он отвечал потребностям рабочих. Не следует закупать инструменты, которыми можно выполнять все виды работ, потому что такие инструменты не подойдут рабочим по соображениям максимальной эффективности.
Тейлор разработал концепцию «функционального начальника», заложив основу функциональных структур управления и заменив одного руководителя – «мастера на все руки» несколькими мастерами-инструкторами – компетентными специалистами. Данная концепция привела к повышению степени ответственности административных работников и расширила обязанности руководителей, а также разделила управление и планирование работ от их исполнения.
Тейлор ставил задачу повысить эффективность работы рабочих самого нижнего уровня: те, кто занимался сборкой изделий, работал на конвейере или специализированных производственных участках. В результате школа научного управления обогатилась еще одним тезисом:
Производительность труда повышается, если рабочие работают с наименьшими затратами и наиболее эффективно.
Под эффективностью понималась хорошо выполненная работа, наименьшие затраты определялись как небольшие затраты на выполнение работы. Таким образом, Ф. Тейлор был первым, кто экономически и научно обосновал концепцию эффективности процесса работы, как основного на производственных предприятиях. Его основная идея была следующей:
Работу следует выполнять наилучшим образом, это принесет пользу большей части общества, в том числе людям, которые ее выполняют. Уровень жизни рабочего поднимется, если он научится работать наилучшим образом.
Согласно Тейлору, рабочих нужно вознаграждать за то, что они лучше работают, и гарантировать им, что в результате этого улучшения никто из других рабочих не потеряет работу. В результате рабочие упорно будут совершенствовать свою работу, чтобы повысить за счет этого свой уровень жизни.
Система повышения производительности труда Тейлора
Ф. Тейлором была заложена основа для формирования современного менеджмента. Именно с развития идей школы научного управления берет начало эволюция менеджмента.
По мнению Тейлора, чтобы предприятие успешно развивалось и получало больше прибыли, необходим эффективный менеджмент, направленный на повышение производительности труда. Среди основных условий создания эффективного менеджмента, которые позволили бы руководителям добиться повышения производительности труда, Тейлор выделил следующие:
В качестве причины невысокой производительности труда Тейлор обозначал несовершенную систему мотивации и стимулирования рабочих. В результате, в рамках школы научного управления была выработана концепция материальных стимулов:
Главный материальны стимул рабочего – награда, которая должна быстро следовать за выполнением работы.
Работа должна быть оплачена.
Тейлор разработал прогрессивную систему оплаты труда на основе 3 принципов.