в какой период времени создается jus commune
Jus novissimum (ок. 1563-1918)
Jus codicis (1918-настоящее время)
Надепархиальные / эпархальные сооружения
Pars Dynamica (процедура испытания)
Выборы римского понтифика
Журналы и профессиональные общества
Факультеты канонического права
Jus commune или же юс коммуна является латинский для «общего права» в определенных юрисдикциях. Часто используется гражданский закон юристы сослаться на те аспекты инвариантных правовых принципов системы гражданского права, которые иногда называются «законом страны» в Английское право. В то время как юс коммуна была надежной точкой отсчета в правовых системах континентальной Европы, в Англии она вообще не была точкой отсчета. [1] (Ius commune отличается от термина «общее право«означает англо-американскую правовую семью в противоположность семье гражданского права.) Фраза« общее право систем гражданского права »означает те основные законы, которые создают особую правовую систему и являются общими для всех ее элементов.
Содержание
Этимология
В юс коммунав его историческом смысле обычно рассматривается как комбинация каноническое право и Римское право которые легли в основу общей системы правовой мысли в Западной Европе после повторного открытия и принятия Дайджест Юстиниана в 12-13 вв. В дополнение к этому определению, термин также, возможно, имел более узкое значение в зависимости от контекста, в котором он использовался. Некоторые ученые считают, что этот термин, когда он используется в контексте церковные суды Англии в четырнадцатом и пятнадцатом веках, также «означало закон, общий для вселенской церкви, в отличие от конституций или особых обычаев или привилегий любой провинциальной церкви». [2]
История
В юс коммуна является фактической частью закона в большинстве областей, хотя в любой юрисдикции местные законы (уставы и обычаи) могут иметь преимущественную силу над юс коммуна. Так было до кодификация движение в конце 18-го и 19-го веков, что явно исключило прямую применимость римских и каноническое право в большинстве стран, хотя продолжались споры о том, юс коммуна был изгнан полностью или выжил там, где не действовали национальные законы.
Последняя точка зрения преобладала, поэтому все же можно сказать, что существует, по крайней мере теоретически, общая основа в материальном праве во всей Западной Европе (за исключением Англии, которая никогда не принимала как таковую), хотя она, конечно, сильно оторвалась от своей расцвет в 15-16 веках. Однако более важна гражданская традиция мышления, которую юс коммуна поощрены и использованные процедуры, которые были более стойкими, чем фактическое вещество.
Влияние в правовых системах общего права
В Англии закон развил свою собственную традицию, отдельную от остальной Европы, основанную на своих собственных традициях. общее право. Шотландия имеет смешанную систему гражданского и общего права. В Шотландии римское право было воспринято и частично кодифицировано трудами институциональных писателей, таких как Виконт Лестница и Барон Хьюм, среди прочего. Влияние Англии означало, что нынешняя система Шотландии является скорее обычным правом, чем гражданским, но есть области, которые все еще в значительной степени основаны на римском праве, например, право собственности Шотландии.
Jus novissimum (ок. 1563-1918)
Jus codicis (1918-настоящее время)
Надепархиальные / эпархальные сооружения
Pars Dynamica (процедура испытания)
Выборы римского понтифика
Журналы и профессиональные общества
Факультеты канонического права
Jus commune или же юс коммуна является латинский для «общего права» в определенных юрисдикциях. Часто используется гражданский закон юристы сослаться на те аспекты инвариантных правовых принципов системы гражданского права, которые иногда называются «законом страны» в Английское право. В то время как юс коммуна была надежной точкой отсчета в правовых системах континентальной Европы, в Англии она вообще не была точкой отсчета. [1] (Ius commune отличается от термина «общее право«означает англо-американскую правовую семью в противоположность семье гражданского права.) Фраза« общее право систем гражданского права »означает те основные законы, которые создают особую правовую систему и являются общими для всех ее элементов.
Содержание
Этимология
В юс коммунав его историческом смысле обычно рассматривается как комбинация каноническое право и Римское право которые легли в основу общей системы правовой мысли в Западной Европе после повторного открытия и принятия Дайджест Юстиниана в 12-13 вв. В дополнение к этому определению, термин также, возможно, имел более узкое значение в зависимости от контекста, в котором он использовался. Некоторые ученые считают, что этот термин, когда он используется в контексте церковные суды Англии в четырнадцатом и пятнадцатом веках, также «означало закон, общий для вселенской церкви, в отличие от конституций или особых обычаев или привилегий любой провинциальной церкви». [2]
История
В юс коммуна является фактической частью закона в большинстве областей, хотя в любой юрисдикции местные законы (уставы и обычаи) могут иметь преимущественную силу над юс коммуна. Так было до кодификация движение в конце 18-го и 19-го веков, что явно исключило прямую применимость римских и каноническое право в большинстве стран, хотя продолжались споры о том, юс коммуна был изгнан полностью или выжил там, где не действовали национальные законы.
Последняя точка зрения преобладала, поэтому все же можно сказать, что существует, по крайней мере теоретически, общая основа в материальном праве во всей Западной Европе (за исключением Англии, которая никогда не принимала как таковую), хотя она, конечно, сильно оторвалась от своей расцвет в 15-16 веках. Однако более важна гражданская традиция мышления, которую юс коммуна поощрены и использованные процедуры, которые были более стойкими, чем фактическое вещество.
Влияние в правовых системах общего права
В Англии закон развил свою собственную традицию, отдельную от остальной Европы, основанную на своих собственных традициях. общее право. Шотландия имеет смешанную систему гражданского и общего права. В Шотландии римское право было воспринято и частично кодифицировано трудами институциональных писателей, таких как Виконт Лестница и Барон Хьюм, среди прочего. Влияние Англии означало, что нынешняя система Шотландии является скорее обычным правом, чем гражданским, но есть области, которые все еще в значительной степени основаны на римском праве, например, право собственности Шотландии.
Котляр Илья Андреевич, аспирант, кафедра истории государства и права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Ключевые слова: генеральный обычай, специальный обычай, партикулярный обычай, давность.
Key words: general practice, a special custom, particularistic custom prescription.
Для совмещения действующих правовых норм и системы «общего права» определенную роль сыграло учение об обычае. Мог ли быть действителен партикулярный обычай, противоречивший «общему праву»?
Версия этого документа, в котором впервые затрагивается вопрос о силе обычая (так называемый Codex Chisianum), относится, возможно, к концу XII в. (Dissensiones Dominorum sive Controversiae veterum iuris Romani interpretum qui Glossatores vocantur. Ed. G. Haenel Lipsiensis. Lipsiae, 1834. P. XV).
Например, Ацо в одном фрагменте говорит о «генеральном обычае. который введен сознательно» (de generali consuetudine. quae ex certa scientia inducta videtur). (Azo, Summa perutilis. Ibid.).
См. вышеуказанный фрагмент «Большой Глоссы» Аккурция (прим. 3).
Dissensiones Dominorum sive. Ibid; Azo, Summa perutilis. Ibid. (см. также «Большую Глоссу» Аккурция, где общими требованиями к обычаю стали как фиксация в судебном решении, так и «сознательность» (D.1.3.32, s.v. Abrogentur)).
Azonis, Ad singulas leges. C. 8.53(52).1.
C. 8.53(52).3, s.v. Leges.
S.v. De Quibus.
Например, Бартол приведет мнение неназванных юристов, считавших, что обычай как источник права, по сути, имеет преимущество перед законом. Однако они делали незначительные практические выводы из этой смелой посылки (Lucernae Juris Bartoli a Saxoferrato Commentaria in primam. D.1.3.32; Repetitio, nu. 2, p. 35).
Dist. 11 pr, s.v. Quod Vero; Dist. 5, c. 5, s.v. Cum Deficit Lex (по изд.: Corpus Juris Canonici emendatum et notis illustratum. Romae, 1582).
См., напр.: X.1.4.8; X.1.4.11; X.1.6.31; X.2.20.32; X.2.28.51; X.3.30.29; X.3.30.31; X.3.36.7; Sext. 1.2.1; Sext. 2.13.1. См. также глоссы к данным фрагментам (изд. см. в прим. выше).
Lucernae Juris Bartoli a Saxoferrato Commentaria in primam. D.1.3.32; Repetitio. P. 34.
Понятие ius commune непросто определить ввиду следующих обстоятельств: во-первых, словосочетание «общее право» имеет длительную историю употребления; во-вторых, в своем главном значении «общее право» обозначает крайне сложное, многоаспектное явление.
Латинское словосочетание ius commune использовалось уже древнеримскими юристами. Однако даже в языке знатоков права классического периода, славившихся четкостью формулировок, ius commune оставалось описательным словосочетанием, а не термином в собственном смысле слова. И Ульпиан, и Гай «общим» называют право, свойственное всем людям («право народов»). Когда «что-либо прибавляется либо отнимается» от «общего права», получается «собственное» или «цивильное» право римского народа (Гай, D. 1.1.6, Ульпиан, D.1.1.1.3-4). Очевидно, что римские юристы придавали значение и видели конкретное содержание именно в цивильном праве (которое в действительности включало немало обычаев других народов), тогда как «право, общее для всех людей» оставалось для них философской концепцией.
Позиция римских юристов II-III вв. сохранила значение вплоть до правовой реформы императора Юстиниана, который не только включил их высказывания в свои Дигесты, но и изложил смысл их позиции в Институциях (I. 1.2.1-3). Кроме того, «общее право» могло описательно обозначать обычный порядок совершения юридических актов в отличие от особого порядка (например, составления завещаний).
Описательное значение за «общим правом» сохранилось в раннее Средневековье, когда «общим законом» (lex communis) именовали королевский указ, распространяющийся на все подвластное население раннефеодальной монархии, в отличие от племенного права, действующего в качестве «личного закона» только в отношении соплеменников.
Средневековья, но и нашли для этого в значительной мере идеального права практическое применение.
Ius commune представляло собой сложный культурный феномен, включавший в себя римское (цивильное), каноническое, феодальное и торговое право (см. таблицу 1.2).
Таблица 1.2: Структура ius commune
Важнейшими элементами ius commune являются письменные источники римского (цивильного), канонического и феодального права и основанные на них научные доктрины. Содержание ius commune, главным образом, составляли цивильное и каноническое право, которые ввиду своего значения нередко употребляются в литературе как синоним всего ius commune, что не вполне точно.
Значение цивильного и канонического права в удельном весе ius commune связано не только с объемом источников и комментариев к ним, но и с
регулированием широкого круга общественных отношений (большинство отношений гражданско-правового характера).
Источниками цивильного права служили Дигесты, Кодекс, Институции и избранные Новеллы (т.н. Аутентики) Юстиниана (VI в.), собирательно именуемые в Средние века Сводом (т.е. полным собранием) цивильного права (Corpus iuris civilis).
Источниками канонического права в эпоху расцвета школы комментаторов (вторая половина XIII-XIV вв.) Римско-католическая церковь признавала Священное Писание (канонические книги Ветхого и Нового завета), Священное Предание (развитие апостольского учения в произведениях отцов Церкви и постановлениях церковных соборов), собранное и согласованное в Декрете монаха Грациана (ок. 1140 г.), а также папские постановления (три официальных сборника декреталий Григория IX (1227-1241), Бонифация VIII (1294-1303), Клемента V (1305-1314) и дополнительный сборник Иоанна XXII (1316-1334). Именно Декрет и сборники папских декреталий преподавались студентам, изучающим каноническое право в университетах. Впрочем, лишь в 1582 г. эти части впервые были объединены в общем издании под заглавием «Свод канонического права» (Corpus iuris canonici).
Источники феодального права ограничивались записями феодальных обычаев региона Северной Италии (Ломбардии). Юристы XII-XIII вв. включили их в Свод цивильного права в качестве последнего дополнения к Новеллам Юстиниана под названием «Книги феодов» (Libri feudorum). Однако такие записи не получили столь широкого распространения в странах Европы как универсальное цивильное или каноническое право, во-первых, в силу своего локального происхождения, во-вторых, ввиду регулирования узкой группы общественных отношений, связанных с феодальными наделами.
Источники права купцов (ius mercatorum), или торгового закона (lex mercatoria), в меньшей степени оказали влияние на ius commune. Причиной тому особый субъектный состав (члены купеческого сословия) и специфика торговых отношений, которые и обусловили самостоятельное развитие средневекового ius mercatorum.
Первые признаки возрождения торговли (товарно-денежных отношений) появились в Западной Европе еще в X в., то есть почти за два столетия до возникновения университетской юриспруденции и без всякой связи с ней. Торговля изначально носила межрегиональный, а затем и международный характер, поскольку в условиях преобладающего натурального хозяйства торговать имело смысл только тем, что не могло быть произведено в данной местности. Разнообразие и пробелы в местном праве породили у купцов потребность в общих правилах раньше, чем у основной массы крестьянского и еще немногочисленного городского населения. Отличаясь повышенной степенью активности и самоорганизации, купцы сами начали создавать универсальные приемлемые правила взаимовыгодной и честной торговли (названные торговым законом, lex mercatoria). Поскольку королевские и феодальные суды отказывались рассматривать дела по торговым обычаям, купечество стало создавать специальные третейские суды ad hoc (т.е. для разрешения конкретных споров). Процедура в таких судах отличалась быстротой: любое дело подлежало рассмотрению «в срок между приливами» (т.е. в течение светового дня) или в завершении ярмарочного торгового дня («пока не слетела пыль с сапог»). Судейские обязанности выполняли опытные купцы-арбитры, с учетом известных торговых обычаев и принципов справедливости и добросовестности. Исполнимость решения обеспечивалась взаимным доверием сторон и необходимостью поддерживать репутацию в тесном купеческом сословии. Отказ от исполнения решения был чреват для должника потерей всех деловых партнеров и полным разорением.
Ius commune
В главе 1 отмечалось, что латинское выражение ius commune (лат. общее право) получило значение термина и, как правило, используется без перевода в зарубежной историко-правовой литературе для обозначения общеевропейской правовой традиции, заложенной глоссаторами и комментаторами в XII-XIV вв.
Ius commune формировалось в странах континентальной Западной Европы, то есть по сути оно было общеевропейским. Во избежание путаницы двух основных «общих прав» далее континентальное право, основанное на римской традиции, будет именоваться «общеевропейским правом» или ius commune без перевода.
Выражение «общее право» (ius commune) или «общий закон» (lex communis) встречалось еще в капитуляриях франкских королей. В полиэтничном обществе каролингской монархии франки, алеманы, лангобарды и другие варвары, а также романизированное население жили по праву своего племени (т.н. принцип личного закона), и только королевские предписания сохраняли значение «общего закона», обязательного для всех подвластных каролингскому монарху. В раннее Средневековье «общее право» указывало на правила, действующие в отношении всего населения определенной территории, чем оно и отличалось от «личного закона» отдельных племен.
собственное, т.е. цивильное право». В глоссе к фрагменту D. 1.1.6 Аккурсий подтвердил мысль о целостности «общего права», даже если в отдельных случаях применяются специальные правила.
Наряду со своего рода политико-правовым смыслом ius commune глоссаторы использовали его и в значении общего правила в противоположность специальному установлению, привилегии.
Успехи цивилистов-глоссаторов по наполнению концепции ius commune конкретным содержанием и ее возрастающее влияние на правовую жизнь побудили обратиться к праву и католическую церковь. В сборнике папских декреталий Григория IX 1234 г. «общее право» не раз фигурирует в значении системы норм, закрепляющей общецерковный порядок. Американский историк права Г. Берман даже утверждал, что именно каноническое право стало первой правовой системой Западной Европы, опередив появление светских аналогов.
Цивильное (римское) и каноническое право (подробнее об их соотношении см. далее), несомненно, являлись двумя основными, но не единственными правовыми системами средневекового общества. Феодальная Европа не могла обойтись без особого феодального права, а трансграничная средневековая торговля нуждалась в общих правилах торгового оборота.
Торговые отношения в средневековом обществе были урегулированы обычаями еще до возрождения университетской юриспруденции и независимо от нее. В результате торговое право (lex mercatoria) оказалось вне сферы внимания глоссаторов. Лишь их преемники комментаторы обратились к толкованию торговых обычаев в связи с повышенным вниманием к средневековому действующему праву. Однако и в XIV-XV вв. наука торгового права сохраняла обособленность по отношению к цивилистике, будучи ограниченной по своему субъектному составу (купцы-предприниматели и их корпорации) и специфическим институтам (торговые сделки, многосторонние договоры и др.).
Комментаторы определили правила сочетания различных правовых традиций Средневековья: каждая из них применялась в рамках достаточно четко очерченной предметной сферы (т.н. «теория компетенций»).
Именно благодаря активной научной и практической деятельности комментаторов постепенно складывается и получает распространение далеко за пределами Италии общеевропейское право. К началу XV столетия ius commune использовали в землях на территории Апеннинского и Пиренейского полуостровов, во Французском королевстве (и на Юге, и на Севере, как часть обычного права), на территории будущих Нидерландов. Проводниками ius commune в германских землях Священной Римской империи и в скандинавских странах выступили клирики, использовавшие наряду с каноническим некоторые положения цивильного (римского) права. Лишь с конца XV в. в Германии началось целенаправленное распространение ius commune по воле императоров. Важным исключением на общем фоне оставались Англия и кантоны швейцарской конфедерации. В Английском королевстве к этому времени уже сложилось свое общее право. А конфедераты рассматривали авторитет бартолистов как угрозу своей независимости: «Мы, швейцарцы, не спрашиваем о мнении Бартола и Бальда!».