в какой период внешкольное образование трансформируется во внешкольное воспитание
Подходы к исторической периодизации системы дополнительного (внешкольного) образования детей
Исследователями выделяются хронологические периоды, в которых наиболее ярко прослеживаются особенности развития внешкольного образования и особенности становления дополнительного образования. В самом общем виде можно выделить три этапа:
По мнению О. Е. Лебедева, М. В. Катуновой, В. А. Березиной, В. П. Голованова, Л. Ю. Кругловой, Е. В. Смольникова, М. О. Чекова, Н. Ф. Трубицына, Н. Ю. Конасовой, С. С. Филиппова, А. Т. Бойцовой, Р. У. Богдановой и др., этими периодами являются следующие временные отрезки: конец XIX — начало XX в., 20—30-е гг., 40—80-е гг., период с 1992 г. по настоящее время. Состояние внешкольного образования в обозначенные периоды анализируется по таким параметрам, как цель, задачи, принципы, функции, направления работы, типы учреждений, то есть именно по тем характеристикам, которые выявляют динамику развития внешкольного образования и его переход в дополнительное образование.
Свою периодизацию эволюции теоретических представлений о сущности и назначении дополнительного (внешкольного) образования детей предлагает М. О. Чеков. Он выделяет в этом процессе четыре этапа:
Периодизация в эволюции теоретических представлений развития дополнительного (внешкольного) образования несколько иначе представлена В. П. Головановым. Он выделяет пять основных этапов:
— первый этап — зарождение: дореволюционный период (сер.
XIX в. — 1917 г.). Это время зарождения внешкольного образования, культурно-просветительской, политико-просветительской работы, разработки теоретических основ полисферного развития внешкольного образования;
Наиболее подробно этапы описаны в работах Е. В. Смольникова. Он выделяет в развитии отечественной системы дополнительного образования детей следующие из них:
Трансформация системы внешкольного воспитания (1980—1990-е гг.)
Период реформирования, начавшийся в нашей стране в конце 80-х — начале 90-х гг. прошлого века, не мог не оказать значительного влияния на деятельность внешкольных учреждений как открытых социальнопедагогических систем, в большей степени учитывающих факторы воздействия внешней среды, постоянно на них ориентирующихся и оперативно изменяющих содержание социально-педагогической деятельности. С одной стороны, детские внешкольные учреждения и организации переживают вместе со всей страной острый финансовый кризис. Можно говорить и об определенном кризисе воспитательной системы, связанном, не в последнюю очередь, с распадом пионерской и комсомольской организаций. Однако деполитизация и демократизация общества способствовала активному развитию новых форм и методов работы. Начинаются поиски путей обновления деятельности внешкольных учреждений, основанного на принципах гуманизации, демократизации, деполитизации внешкольной работы, усилении парадигмы взаимодействия, как основы организации деятельности во внешкольных учреждениях.
Для решения возникших проблем возникла необходимость в экспериментальном поиске путей и средств модернизации организационноэкономического механизма, установлении оптимальных путей развития внешкольных учреждений, разработке основ документационного обеспечения и установлении нового правового статуса. Эти проблемные стороны жизнедеятельности внешкольных учреждений особенно обострились в условиях реформирования экономики страны и перехода ее к рыночным отношениям в середине 80—90 гг.
Период начавшейся «ломки» устоев и властных партийных структур оказал значительное влияние на деятельность внешкольных учреждений как открытых социально-педагогических систем, в большей степени учитывающих факторы воздействия внешней среды, постоянно на них ориентирующихся и оперативно изменяющих содержание социально-педагогической деятельности. В быстро меняющемся постсоветском обществе возникла потребность в новом направления образования — дополнительном образовании. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» с 1992 г. начат процесс эволюционного видоизменения системы внешкольной работы.
Закон Российской Федерации «Об образовании» утвердил новый правовой статус в отношении внешкольных учреждений — домов пионеров и школьников, станций юных техников, туристов, натуралистов, клубов по месту жительства и т. п. Теперь они называются учреждениями дополнительного образования детей (УДОД) и являются специализированными заведениями, созданными для реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг, организации содержательного досуга детей. В 1996 г. в новой редакции закона была уточнена типология учреждений дополнительного образования взрослых и учреждений дополнительного образования детей. Сложилась система дополнительного образования детей. Системообразующим фактором дополнительного образования становится творческое развитие личности ребенка.
Повышение статуса дополнительного образования и пристальное внимание специалистов к этой области педагогической деятельности в начале 90-х гг. связывают со следующими обстоятельствами:
Становление внешкольного воспитания в послереволюционный период (1918—1940 гг.)
Первые годы после Октябрьской революции стали временем расцвета внешкольного образования. Именно тогда стали внедряться интересные педагогические начинания, появились оригинальные формы организации детской жизни, шло интенсивное становление научно- методической базы внешкольного движения, внешкольной работы, проводились серьезные научные исследования развития самодеятельности, творческих способностей личности, ее интересов и потребностей, изучались коллективные и групповые формы работы.
После Октябрьской революции внешкольное образование, наряду с дошкольным воспитанием, было включено в общую систему народного просвещения. В Народном Комиссариате просвещения в ноябре 1917 г. был создан отдел внешкольного образования. Основная задача отдела заключалась в развертывании культурно-просветительной работы, прежде всего среди неграмотного взрослого населения. В этот период формируется организационно-государственная структура управления внешкольными учреждениями. Внешкольное образование было включено в общую систему народного просвещения России. Я. К. Крупская подчеркивала чрезвычайную важность внешкольной работы для правильного воспитания детей и всестороннего развития. В 1918 г. создано первое государственное внешкольное учреждение «Станция юных любителей природы» (Москва, Сокольники). В июне 1919 г. был проведен I Всероссийский съезд по внешкольному образованию.
После революции деятельность внешкольных учреждений начиналась в центральных станциях юных натуралистов и опытников сельского хозяйства, станциях юных техников, детских спортивных школах, детских парках, домах культуры. Она была направлена на удовлетворение интереса детей к одной из отраслей знаний, на организацию досуга школьников, оказание помощи в выборе занятий, обучение навыкам участия в общественной работе, развитие творческих и познавательных интересов.
Особый импульс развитию внешкольного образования, отделу внешкольных учреждений дал Первый Всероссийский съезд по просвещению, проходивший в Москве 25—28 августа 1918 г. На съезде действовала внешкольная секция, разработавшая основные положения внешкольного образования.
В апреле 1918 г. детям Москвы был передан особняк купца Свешникова, в котором открылся дом ребенка «Пчелка». С этого Дома ведет свою историю современный центр дополнительного образования — Центр досуга и творчества «На Полянке».
В июне 1918 г. открылась биологическая станция юных любителей природы. Ее организатором и бессменным руководителем на протяжении многих лет был, впоследствии основоположник школьного курса биологии и методов ее преподавания, Борис Васильевич Всесвятский.
В 1923 г. Е. Н. Медынский издал «Энциклопедию внешкольного образования». Это было одно из фундаментальных исследований, имеющих теоретико-методологический характер. Е. Н. Медынский подошел к определению целей и содержания внешкольного образования, определяя его как непрерывный процесс, сопровождающий развитие и формирование личности на протяжении всей жизни человека. Крупной заслугой Е. Н. Медынского стала формулировка основных принципов внешкольного образования: общих принципов внешкольного образования, принципов построения систем внешкольного образования и принципов организации образовательного процесса.
Картина развития внешкольного образования, внешкольной работы в 20—30-е гг. XX в. была очень яркой, наполненной событиями и противоречиями. Издавались десятки журналов, где регулярно публиковались научно-педагогические и методические материалы по внешкольному образованию, создавались все новые и новые организационные системы, способствующие включению детей в активную созидательную деятельность по интересам, помогающие содержательно проводить досуг и получать основы профессионального мастерства. Поражает уже само обилие форм: детские лагеря отдыха, школы-клубы, опытные станции, избы-читальни, трудовые коммуны, детские театры и библиотеки, научные и экскурсионные станции, туристские и краеведческие центры, спортивные клубы.
После принятия Советом народных комиссаров РСФСР постановления от 26 декабря 1932 г. «О мероприятиях по развертыванию внешкольной работы среди детей в 1933 г.» начался настоящий бум открытия новых детских внешкольных учреждений, в том числе домов и дворцов пионеров и школьников. Первый Дворец пионеров и октябрят был открыт в 1935 г. в Харькове. В июне 1936 г. в Москве открылся городской Дом пионеров и октябрят (позже переименованный во Дворец). В 1930-е гг. дворцы пионеров были открыты и в других городах.
Этот период развития внешкольного образования характеризовался представленными ниже особенностями.
В конце 20-х гг. появились первые специализированные клубы, созданные на основе запросов и интересов детей, среди них «Юный читатель», «Юный социалист» и др. С 1918 по 1922 г. широкое распространение получили школы-клубы, созданные по инициативе комсомола. Их посещали мальчики 13—17 лет и девочки 12—16 лет. Наряду с учебной работой, в них осуществлялось физическое, эстетическое воспитание, производственное обучение, политическое воспитание. В этот же период создавались детские летние площадки. В 1922 г. растущее детское коммунистическое движение было оформлено в организацию «Юных пионеров», организующую и дисциплинирующую учащихся. Появился новый тип внешкольных учреждений — пионерские клубы, ставшие центрами самодеятельности и общественно-политической активности детских масс.
— Появление общественных советов в структуре внешкольных учреждений: педагогические советы; советы по идейно-политическому воспитанию; по художественному оформлению учреждения; репертуарные советы; методические советы; советы кружковцев внешкольного учреждения; шефские советы; советы ветеранов пионерского движения и т. д. [9]
В 30-е гг. термин «внешкольное образование» был заменен на «внешкольное воспитание». Очень бурно проходил рост учреждений, в которых получили распространение формы внешкольного воспитания, — внешкольные учреждения. В 20—30-х гг. идет интенсивное развитие теории воспитания, где ведущим и определяющим является целостный подход к личности воспитанников и процессу воспитания. Именно в это время были заложены основы теории социального воспитания. Следует отметить, что если до 20-х гг. система внешкольного образования находилась в стадии поиска и становления, то в 30-е гг. она получила свое научное обоснование как система внешкольного воспитания и внешкольной работы.
Таким образом, с 20—30-х гг. XX в. внешкольная работа стала рассматриваться как часть общего процесса коммунистического воспитания.
Доклад: «Дополнительное образование. Этапы становления»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества
« Дополнительное образование. Этапы становления
(к 100 летию дополнительного образования) »
Педагог дополнительного образования
Чуева Маргарита Евгеньевна
Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностное мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Сам термин «дополнительное образование детей» появился в начале 90-х годов в связи с принятием Закона РФ «Об образовании».
На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования.
В 1918 году создано первое государственное внешкольное учреждение Станция юных любителей природы (Москва, Сокольники). В июне 1919 года был проведён I Всероссийский съезд по внешкольному образованию. В 30-е годы термин «внешкольное образование» был заменен на «внешкольное воспитание». Очень бурно проходил рост учреждений, в которых получили распространения формы внешкольного воспитания, они стали называться внешкольными учреждениями.
Многие звезды кино, искусства, спорта, науки и техники были воспитанниками системы внешкольного воспитания: чемпионы мира по шахматам Анатолий Карпов, Борис Спасский, актёр Сергей Никоненко, режиссёр Ролан Быков, глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс, руководитель Росспорта Вячеслав Фетисов и многие другие, известные в России и за рубежом люди.
В инфраструктуру системы дополнительного образования детей в настоящее время входят более 16 тыс. учреждений, в которых обучается более 10 млн. российских детей в возрасте от 6 до 18 лет системы образования, культуры, физической культуры и спорта, молодёжной политики, общественных организаций. Большинство учреждений входит в систему образования (почти 8,5 учреждений и около 8 млн. детей). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 года № 752 в России была изменена номенклатура (типология) учреждений дополнительного образования детей.
Важной чертой функционирования системы в Российской Федерации является ее бесплатность и общедоступность. Доля платных услуг в учреждениях этого типа не превышает 10-25 процентов, в некоторых объединениях (информатики, спортивных единоборств, художественного творчества, раннего развития ребёнка) уровень платности несколько выше, в других (юных туристов, краеведов, экологов, военно-патриотической направленности) сводится к нулю.
В развитии системы дополнительного образования в России можно условно выделить пять этапов:
2-ой этап (1920-1930-е гг.) – период становления системы воспитательной деятельности внешкольных учреждений;
3-й этап (1941-1956 гг.) – период развития массовых форм работы, взаимодействия внешкольных учреждений со школой;
4-й этап (1957-1991 гг.) – период усиленного внимания к методической деятельности внешкольных учреждений, расширения их сети увеличивается числа молодежных объединений и клубов;
5-й этап (с 1992 г. по настоящее время) – период преобразования системы внешкольной работы в систему дополнительного образования детей, ее интенсивного развития, обновления.
Таким образом, история создания и развития внешкольных учреждений в СССР прошла несколько этапов. На первом этапе (1918-1939 гг.) происходило становление основных видов государственных внешкольных учреждений: станций юных натуралистов, техников и туристов, детской художественной студии, дома и дворца пионеров, детской железной дороги, детской спортивной школы. В ходе второго этапа (1939-1960 гг.) была разработана нормативно-правовая база системы внешкольных учреждений. Третий этап (1960-1984 гг.) характеризовался значительным количественным ростом учреждений и началом поиска новых направлений развития. В ходе четвертого этапа (1984-1992 гг.) формировались предпосылки к трансформации внешкольных учреждений в учреждения дополнительного образования.
Переход от внешкольного воспитания к дополнительному образованию (конец 1990-х гг. — настоящее время)
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике. Цель модернизации дополнительного образования детей состоит в создании условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации; обеспечении современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования по различным направлениям образовательной деятельности.
На достижение цели направлено решение следующих взаимосвязанных задач:
Преобразование внешкольной работы в систему дополнительного образования детей происходило в несколько этапов:
Преобразование системы внешкольного воспитания в систему дополнительного образования требует сегодня от учреждений дополнительного образования детей (УДОД) переосмысления своей деятельности. Формально практика внешкольного воспитания уже не отвечает новым нормативным требованиям. Важно, чтобы в ходе реформирования внешкольного образования не утрачивался уникальный опыт организации различных видов творческой активности детей и подростков, опыт социального воспитания, эффективные формы и оригинальное содержание кружковой, организационно-массовой и методической работы, которые обеспечивают социализацию детей. В то же время для построения современной специфики дополнительного образования предстоит найти общие социокультурные основания социального становления детей и дополнительного образования, пути и средства интеграции их содержания в рамках единых образовательных программ.
Многие бывшие внешкольные учреждения поняли задачу реформирования не как отказ от старого, а как продолжение достигнутого. По отношению к общей системе образования дополнительное образование является подсистемой, но может рассматриваться как самостоятельная образовательная система, так поскольку обладает качествами системы: целостностью и единством составляющих ее элементов, которые имеют определенную связь друг другом.
Современное дополнительное образование детей рассматривается сегодня в трех аспектах:
Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно позволяет более полно использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний. Оно дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. Дополнительное образование способствует развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности, создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих духовных ценностей.
Система дополнительного образования детей объединяет государственные и муниципальные учреждения дополнительного образования, работающие в ведомствах Министерства образования и науки, культуры, спорта РФ. Кроме того, структуры дополнительного образования детей создаются в других типах образовательных учреждений: школах, дошкольных учреждениях и учреждениях профессионального образования.
Основной смысл функционирования и развития дополнительного образования детей в современной России определяется его предназначением стать неотъемлемой частью системы общего образования детей, обусловленного требованиями модернизации образования и переходом на ФГОС общего образования. Сегодня дополнительное образование детей — реально действующая подсистема образования, единый, целенаправленный процесс, позволяющий каждому ребенку реализовать свое личностное право на свободный выбор цели образования, жизненного определения и способов ее достижения. Кроме того, уникальный потенциал дополнительного образования расширяет возможности всей системы общего образования, играет определенную роль в ее модернизации, а именно в обеспечении преемственности образовательных программ, усилении личностной, творческой, практической и социальной составляющих содержания образования успех.
Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования предполагает (при условии их успешной реализации) достижение таких личностных и метапредметных результатов образования, которые позволят сформировать у выпускников школы способность к активному целенаправленному развитию, инновационной деятельности, непрерывному образованию и творческому применению знаний на практике, способности к осознанному выбору профессии, владению научными методами познания мира и т. д., что невозможно без интеграции общего и дополнительного образования детей и предъявляет новые требования к развитию системы дополнительного образования.
Кроме того, дополнительное образование должно взять на себя задачи не только обеспечения дополнительности общего образования, но и его преемственности и непрерывности. Обеспечение непрерывности развития ребенка в системе общего образования должно осуществляться как по вертикали (соответствие и взаимосвязь содержания образования и методов работы специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах развития), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования, обеспечивающая повышенный уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе развития ребенка), что также невозможно без дополнительного образования детей.
В целом в современной России определились следующие факторы развития дополнительного образования детей: нормативные (создание нормативно-правовой базы дополнительного образования детей в системе образования); материальные (оборудование мастерских, спортивных залов, обновление материально-технической базы и т. д.); финансово-экономические (оптимизация имеющихся и привлечение дополнительных средств, расширение спектра внебюджетной деятельности, а также введение платных дополнительных образовательных услуг); кадровые (подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров по вопросам дополнительного образования); методические (разработка методического комплекса обеспечения дополнительного образования); психологические (создание социально-психологических центров, социально-психологическое сопровождение детей в дополнительном образовании); информационные (изучение социального заказа на дополнительное образование, создание информационных банков развития дополнительного образования).
Дополнительное образование детей вышло за рамки УДОД. Оно реализуется в образовательных учреждениях разных типов и ведомств — общеобразовательных школах, дошкольных образовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования, учреждениях ведомств культуры, спорта, молодежной работы, государственно-частного сектора.
Таким образом, в настоящее время создается подсистема дополнительного образования детей в рамках системы общего образования Российской Федерации.