в какой период в обувных магазинах использовались флюороскопы
Опасности покупки обуви в эпоху популярности рентгеновских лучей
Флюороскоп для подбора обуви был опасным и ненужным прибором, но дети его обожали
Как вам ботиночки? Тесноваты в пальцах? Широковаты в щиколотке? Добро пожаловать в Foot-O-Scope – вместо досужих догадок мы предлагаем научный подход к правильному подбору обуви!
Когда немецкий инженер Вильгельм Конрад Рентген случайно наткнулся на загадочный свет, проходящий через большинство материалов, и оставляющий призрачное изображение внутренностей объекта, вряд ли он подумал об обуви. Он даже не знал, что это за свет такой, поэтому назвал его X-rays, где под Х подразумевалось «нечто неизвестное». Название закрепилось в англоязычных странах, хотя на многих других языках это явление называется «рентгеновскими лучами». 8 ноября исполнилось 125 лет со дня их открытия.
С 1920-х до 1950-х годов тысячи обувных магазинов в Северной Америке и Европе рекламировали свои флюороскопы для подборки обуви, в которых ноги посетителей просвечивались рентгеновскими лучами.
Рентген опубликовал свои открытия 28 декабря 1895 года, и в течение месяца работу «о новом виде лучей» перевели на английский язык и опубликовали в Nature. Через три недели после этого её перепечатали в Science. В популярной прессе начала распространяться информация о чудесном свете, позволяющем заглянуть внутрь человеческого тела. Рентген, по примеру Марии и Пьера Кюри, отказался от каких бы то ни было патентов, с тем, чтобы человечество смогло воспользоваться этим новым методом изучения природы. Учёные, инженеры и доктора с головой погрузились в исследования при помощи рентгеновских лучей.
Экспериментаторы быстро обнаружили, что при помощи рентгеновских лучей можно получать как статичные изображения – рентгенограммы — так и движущиеся картинки. Изучаемый объект помещался между источником лучей и флуоресцентным экраном. Рентген экспериментировал с катодными лучами и трубками Крукса, когда впервые заметил свечение экрана, покрытого платиноцианидом бария. За несколько недель экспериментов он научился получать чёткие изображения на фотопластинке. Первым рентгеновским изображением стал снимок руки его жены, на котором чётко различимы кости и кольцо.
Наблюдать за движущимся изображением было проще: нужно было просто смотреть на флуоресцентный экран. Томас Эдисон, один из первых энтузиастов рентгеновских лучей, придумал для этой технологии термин «флюороскопия». Технология одновременно появилась в феврале 1896 года в Италии и США.
Рентгеновский снимок из популярного учебника 1896 года с изображением женской ноги, обутой в ботинок
Меньше чем через год после открытия Рентгена Уильям Мортон, врач, и Эдвин Хаммер, инженер-электротехник, поспешили опубликовать книгу под названием «Рентгеновские лучи, или фотография невидимого и её ценность для хирургии», где описали устройство аппарата и технологию для получения рентгеновских снимков. Среди множества иллюстраций книги был рентгеновский снимок женской ноги, обутой в ботинок. Учебник Мортона и Хаммера обрёл популярность среди хирургов, докторов и дантистов, спешащих применить эту технологию на практике.
Ноги в обуви были популярным сюжетом рентгеновских снимков с самого начала
Флюороскопы для подбора обуви распространились благодаря военным. Во время Первой мировой войны, в 1914 году вышел «Учебник военной гигиены и санитарии», ставший очень популярным. Его автор Фрэнк Кифер включил в книгу снимки ног в ботинках для иллюстрации правильно и неправильно подобранной обуви. Однако Кифер не стал рекомендовать просвечивание ног всем солдатам подряд, как описывают доктора и историки Джакалин Даффин и Чарльз Хайтер в своей статье «Оголяя ступню: взлёт и падение флюороскопов для подбора обуви».
Джейкоб Лоуи, доктор из Бостона, использовал флюороскопию для изучения ног раненых солдат без снятия обуви. По окончанию войны Лоуи адаптировал технологию для использования в обувных магазинах, и подал заявку на патент в 1919 году – правда, получил патент только в 1927. Своё устройство он назвал Foot-O-Scope. С другой стороны Атлантики, в Англии, изобретатели подали заявку на британский патент в 1924 году, и получили его в 1926. Изобретатель устройства для подбора обуви, фотография которого приведена в начале статьи, Мэтью Эдриан, подал заявку на патент в 1921, и получил его в 1927.
Вскоре появились две компании, ставшие лидерами производства обувных флюороскопов: Pedoscope Co. в Англии и X-Ray Shoe Fitter Inc. В США. Основу схемы составлял большой деревянный шкаф, в основании которого располагалась испускающая рентгеновские лучи трубка, а выше находилось отверстие, в которое клиенты должны были вставлять обутую ступню. Когда продавец включал устройство и активировал рентгеновскую трубку, клиент мог видеть изображение на флуоресцентном экране, где видны были кости ног и контуры обуви. У устройств обычно было по три окуляра, чтобы за ногой одновременно могли наблюдать клиент, продавец и третье лицо (например, спутник покупателя).
Машины рекламировались как устройства, обеспечивающие научный метод подбора обуви. Даффин и Хайтер утверждают, что в первую очередь это был хитрый маркетинговый ход для продажи обуви. И он определённо сработал. Моя мать с удовольствием вспоминает, как ребёнком ездила в универмаг Wenton’s в Джерси-Сити для покупки двухцветных кожаных туфель. Ей не только удалось посмотреть на свои ноги при помощи модной технологии – ей ещё подарили рожок для обуви, шарик и леденец. Продавцы ставили на детей, упрашивающих родителей купить им новые туфельки.
Риски облучения в обувных флюороскопах игнорировались
Хотя флюороскоп якобы вносил научный подход в процесс подбора обуви, с медицинской точки зрения он не был нужен. Моя мать недовольно признаёт, что с её бурситом флюороскоп ничего сделать не смог. А из-за бесконтрольного облучения бессчётное количество продавцов и покупателей подверглись риску дерматита, катаракты и рака (при длительном облучении).
Степень облучения зависела от нескольких параметров, включая близость человека к машине, качество защиты аппарата и времени облучения. Типичная подборка длилась около 20 секунд, и, естественно, нескольким клиентам требовалось примерить по нескольку пар, чтобы в итоге выбрать лучший вариант. Первые машины вообще никак не регулировались. Рентген, единица экспозиционной дозы облучения, получила международное признание только в 1928 году, а первые систематические наблюдения за машинами стали вести лишь 20 лет спустя. В проведённом в 1948 году исследовании 43 машин в Детройте было выявлено, что они выдавали от 16 до 75 рентген в минуту. В 1946 году американская ассоциация стандартов приняла за максимальную дозу облучения при промышленном использовании рентгеновских лучей величину в 0,1 рентген в день.
Сертификат, выдававшийся клиентам, подчёркивал научность подхода с использованием флюороскопа
Но некоторые эксперты предупреждали об опасности рентгеновских лучей с самого начала. Одним из них был Эдисон. Когда Рентген сделал своё открытие, он уже был опытным изобретателем, и несколько лет подряд после этого лаборатория Эдисона непрерывно экспериментировала с рентгеновским излучением. Эти работы прекратились после ухудшения здоровья и последовавшей смерти Кларенса Дэлли.
Дэлли, техник из лаборатории Эдисона, провёл множество экспериментов с флюороскопом, и подвергался регулярному многочасовому облучению. К 1900-ому году у него появились повреждения на руках. У него начали выпадать волосы, а кожа лица покрылась морщинами. К 1902 году пришлось ампутировать его левую руку, а в следующем году – правую. В 1904 году в возрасте 39 лет он умер от пустившего метастазы рака кожи. New York Times назвала его «мучеником от науки». Известно высказывание Эдисона: «Не говорите мне про рентгеновские лучи, я их боюсь».
Кларенс Дэлли, возможно, был первым американцем, погибшим от лучевой болезни, однако в 1908 году американское сообщество рентгеновских лучей сообщило о 47 смертях, связанных с облучением. В 1915 году британское рентгеновское сообщество выпустило правила по защите работников от чрезмерного облучения. Эти правила включили в набор рекомендаций, выпущенный в 1921 году британским комитетом по защите от рентгеновского излучения и радия. Похожие правила появились и в США в 1922.
Людям, беспокоившимся из-за излучения, флюороскоп для примерки обуви казался машиной опасной. Кристина Джордан, жена Альфреда Джордана, пионера диагностики лучевых болезней, в 1925 году написала письмо в The Times of London. В нём она порицала опасные уровни излучения, которым подвергаются продавцы в магазинах. Джордан отметила, что если учёного, погибшего от излучения, можно чествовать, как «мученика от науки», то быть «мучеником от коммерции» – это совершенно другое дело.
Чарльз Бэбер, владелец магазина на Риджент-стрит, заявлявший, что первым среди продавцов обуви начал применять рентген, откликнулся на это письмо на следующий же день. Он писал, что использует машину с 1921 года, и не наблюдает никаких последствий ни у себя, ни у своих сотрудников. В The Times также опубликовали письмо Эдварда Сигера из компании X-Rays Limited (как тогда называлась компания Pedoscope). В письме утверждалось, что машину проверили и сертифицировали в Национальной физической лаборатории. И этот факт, писал он, «должен служить решающим свидетельством отсутствия опасности как для продавцов, так и для пользователей педоскопа».
И на этом, видимо, всё закончилось. Флюороскоп для подбора обуви процветал в розничной продаже практически без надзора. К началу 1950-х в США работало порядка 10 000 таких машин, в Британии – 3000, в Канаде – 1000.
Однако после Второй мировой войны и бомбардировки Хиросимы и Нагасаки американскими атомными бомбами, американцы постепенно охладели ко всему излучающему. Обратили внимание и на флюороскоп для подбора обуви. Как мы уже упоминали, в 1946 году американская ассоциация стандартов выпустила рекомендации по использованию технологии. Тревогу подняли и отчёты, опубликованные американской медицинской ассоциацией и медицинским журналом Новой Англии. В штатах начали появляться законы о том, что с такими машинами должны работать только доктора с лицензией, и к 1957 году их полностью запретили в Пенсильвании. Однако даже в 1970-х они работали ещё в 17 штатах. В итоге некоторые из них закончили свою жизнь в музеях. Аппарат с первой фотографии находится в коллекции исторических медицинских инструментов Ассоциации Окриджских университетов.
Флюороскоп для подбора обуви – забавная технология. Она казалась научной, но не была таковой. Производители аппаратов утверждали, что она была безопасной, но это было не так. В итоге она оказалась совершенно ненужной – опытный продавец легко может подобрать обувь и без всех этих излишеств. И всё же я могу понять привлекательность этих аппаратов. Мои ноги сканировали из-за плоскостопия. Меня снимали на камеру во время ходьбы по беговой дорожке, чтобы подобрать обувь для бега. Было ли это научно? Помогло ли это? Хочется надеяться. Уверена, что, по крайней мере, вреда от этого не было.
В какой период в обувных магазинах использовались флюороскопы?
В 1920-х годах в американских обувных магазинах начали появляться диковинные деревянные шкафчики — Shoe-Fitting Fluoroscope. Принцип работы был прост: вставив ногу в нижний отсек, потенциальный покупатель через специальную трубку видел, насколько плотно сидит башмак на ступне. Аппарат просвечивал ногу насквозь, поэтому можно было разглядеть каждую косточку и контур подошвы. Вот как это описывает Владимир Набоков в «Даре»:
«Нога чудом вошла, но, войдя, совершенно ослепла: шевеление пальцев внутри никак не отражалось на внешней глади тесной черной кожи. Продавщица с феноменальной скоростью завязала концы шнурка — и тронула носок башмака двумя пальцами.
«Как раз! — сказала она. — Новые всегда немножко. — продолжала она поспешно, вскинув карие глаза. — Конечно, если хотите, можно подложить косок под пятку. Но они — как раз, убедитесь сами!» И она повела его к рентгеноскопу, показала, куда поставить ногу. Взглянув в оконце вниз, он увидел на светлом фоне свои собственные, темные, аккуратно-раздельно лежавшие суставчики».
Аппарат начал буквально захватывать обувные магазины Северной Америки и Европы. В Англии его называли Pedoscope, в Германии — Shucoskop. Изобрел педоскоп (он же флюороскоп) торговец хирургическими инструментами из Милуоки Кларенс Каррер в 1924 году.
Однако после многочисленных жалоб на ущерб здоровью от ударной дозы радиации (одной женщине даже ампутировали ноги), все аппараты были отозваны и уничтожены.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Вот раньше было время. Всё было зеленее. Жилось лучше, да и всё было хорошо. Только вот, люди забывают, когда были придуманы антибиотики и что до их появления творилось. Например, сколько унесла жизней знаменитая «испанка». А сколько было голодоморов и эпидемий других неизлечимых заболеваний? А что творилось в 30 годы 20 века во времена великой депрессии? А сколько было войн, унёсших сотни миллионы жизней. Вот ещё один пример можно вспомнить, как люди облучались. Когда не было известно о последствиях рентгеновского излучения, оно использовалось везде где только можно. Оказывается, его применяли даже в подборе обуви. Мы как то с вами знакомились с модой на излучение и другими странностями из недалёкого прошлого. Но давайте узнаем почему так модно было облучать ноги радиацией, чтобы выбрать нужную пару башмаков или туфель.
Казалось, что человечество навсегда избавилось от проблем с примеркой, когда появились рентгеновские аппараты в обувных магазинах.
В прошлом веке для облегчения выбора обуви использовалась специальная установка — флюороскоп или педоскоп. Выглядел он как большой ящик, в который люди помещали свои ноги для рентгена. Продавец и покупатель могли видеть положение ног в туфлях, сколько оставалось свободного зазора, не были ли пальцы слишком сжаты. Чаще всего ящик использовали для выбора детской обуви. Эти аппараты были впервые установлены в обувных магазинах в 1930-х годах. Они широко использовались в США, Канаде, Великобритании, Германии и некоторых других странах. Всего было выпущено около 15 000 флюороскопов.
Рентгеновское излучение было открыто Вильгельмом Рентгеном в 1895 году, с тех пор его начали применять в различных сферах, начиная от медицины и заканчивая карнавалами. Как пишут медицинский историк Жакалин Даффин и радиационный онколог Чарльз Хейтер, обувной флюороскоп появился после Первой мировой войны: «Он вошёл в устоявшуюся культуру обувного хакстеризма, который опирался на научную риторику; был нацелен на женщин, которые успели привыкнуть к недавней электрификации жилья и советам экспертов, касающихся материнства; он аккуратно обошёл стороной тернистую проблему правдивости рекламы; привлекал детей, которые искали новых ощущений, в магазины, где продавцы творили магию».
Вот как это описывает Владимир Набоков в «Даре»: «Нога чудом вошла, но, войдя, совершенно ослепла: шевеление пальцев внутри никак не отражалось на внешней глади тесной черной кожи. Продавщица с феноменальной скоростью завязала концы шнурка — и тронула носок башмака двумя пальцами. «Как раз! — сказала она. — Новые всегда немножко… — продолжала она поспешно, вскинув карие глаза. — Конечно, если хотите, можно подложить косок под пятку. Но они — как раз, убедитесь сами!» И она повела его к рентгеноскопу, показала, куда поставить ногу. Взглянув в оконце вниз, он увидел на светлом фоне свои собственные, темные, аккуратно-раздельно лежавшие суставчики».
После продажи нескольких единиц производителям и розничным торговцам обуви, Каррер просил радиологическое общество Северной Америки и некоторых радиологов запретить продажу таких аппаратов лицам не имеющим соответствующей квалификации, потому что это «снизило достоинство профессии радиолога.
В последствии появился закон, который предписывал, что флюороскопом должен пользоваться врач рентгенолог, имеющий соответствующую лицензию.
Несмотря на дороговизну, каждый владелец магазина стремился заполучить статусную новинку. Пик популярности пришелся на годы Великой депрессии: люди стремились выбирать обувь с умом, чтобы ее можно было носить не один сезон.
С самого начала ни для кого не было секретом, что обувные флюороскопы были маркетинговой тактикой. Доктор Джейкоб Лоу получил патент на обувной флюороскоп в 1927 году, заявив, что его устройство поможет «продавцу заверить своих клиентов в том, что им никогда не придётся носить неправильно подобранную обувь, родители смогут визуально убедиться в том, что покупают своим детям туфли и ботинки, которые не приведут к повреждению и деформации костных суставов». Иными словами, это было устройство подтверждения того, что продавец уже выбрал. В рекламе 1937 года от компании Pedoscope говорилось: «Вы нажимаете на кнопку и доказываете, что вы правы».
Обувные флюороскопы были спроектированы таким образом, чтобы выглядеть как предмет мебели, а не медицинское приспособление. Тот, который ныне хранится в Международном музее хирургической науки Чикаго, похож на фамильный деревянный сундук с цветочными вырезами.
«Обувной флюороскоп стал характерной частью декора первоклассных магазинов, он располагался на специально освещённой и приподнятой платформе», ‒ пишут Даффин и Хейтер.
В 1957 году в журнале The British Medical Journal была опубликована статья Х. Коппа из Копенгагенского института Финзена. Она описывала любопытный случай женщины, которая жаловалась на сильную боль и повреждение кожи на правой ноге и стопе. «Признаки были типичными для рентгеновского дерматита, однако пациентка утверждала, что её ноги никогда не подвергались лучевой терапии или рентгенологическому обследованию, – пишет Копп. – На вопрос о других возможных способах облучения нам ответили, что пациентка около 10 лет проработала в обувном магазине, где использовали флюороскоп для точной примерки обуви».
Женщина использовала это приспособление от пятнадцати до двадцати раз в день. Обувной флюороскоп, который использовали для точного определения размера обуви, воздействовал на неё большими дозами радиации, в особенности на правый бок, который был ближе всего к отверстию для ноги клиента. «В связи с огромной опасностью, которую представляет собой использование обувных флюороскопов, возникает вопрос об их запрете», – заключает Копп. Он не был первым или последним, кто поставил под сомнение повсеместное распространение флюороскопов в обувных магазинах, которое наблюдалось с середины 1920-х до 1950-х годов.
Согласно подсчётам, в штате Нью-Йорк использовалось около 300 устройств. Было установлено, что многие обувные флюороскопы были плохо установлены, ввиду чего радиация влияла на людей, находившихся поблизости. Кроме того, они имели недостаточную защиту для предотвращения несанкционированного использования; продавцы допускали повторное воздействие на ноги клиентов; на них отсутствовали предупреждающие знаки; и они подвергались плохим ремонтным работам.
Наконец, в 1957 году Пенсильвания стала первым штатом, запретившим использование обувных флюороскопов. Её примеру вскоре последовали и другие штаты. «После того как продавцы убедились в том, что эти устройства приносили больше коммерческого вреда, нежели пользы (они стали отпугивать хорошо информированных посетителей от обувных магазинов), они отказались от них», – поясняют Даффин и Хейтер.
Когда был изобретен рентген, не сразу стало известно о неблагоприятном воздействии радиации на людей. Плохие последствия начали перевешивать выгоды. Работа с аппаратом была особенно опасной для здоровья продавцов, которые работали с ним весь день, и более восприимчивых к радиации детей. В конце концов, флюороскопы были официально запрещены в 1970 году. Однако последний работающий флюороскоп был обнаружен в обувном магазине Западной Вирджинии аж в 1981 году и передан в музей FDA.
Как подобрать обувь без флюороскопа? Существует несколько простых рекомендаций, помогающих выбрать обувь правильно и без ренгена. Обувь не должна быть тесной или слишком свободной, для этого ее нужно мерить вечером, когда ноги слегка отекают. Обязательно походите по магазину, прислушиваясь к ощущениям.
Пальцы ног не должны слишком рельефно проступать через материал, а верхний кант, который обычно плохо растягивается из-за вшитой в него тесьмы, не должен впиваться в стопу. Перед принятием решения о покупке тщательно осмотрите пару. Правый и левый башмак, если приложить их подошвами друг к другу, должны точно соответствовать по размеру и цвету, не должно быть следов клея, оборванных ниток. Используйте для примерки тонкие хлопчатобумажные носки.
Зачем ставили рентгеновские аппараты в обувных магазинах?
Вот раньше было время. Всё было зеленее. Жилось лучше, да и всё было хорошо. Только вот, люди забывают, когда были придуманы антибиотики и что до их появления творилось. Например, сколько унесла жизней знаменитая «испанка». А сколько было голодоморов и эпидемий других неизлечимых заболеваний? А что творилось в 30 годы 20 века во времена великой депрессии? А сколько было войн, унёсших сотни миллионы жизней. Вот ещё один пример можно вспомнить, как люди облучались. Когда не было известно о последствиях рентгеновского излучения, оно использовалось везде где только можно. Оказывается, его применяли даже в подборе обуви. Мы как то с вами знакомились с модой на излучение и другими странностями из недалёкого прошлого. Но давайте узнаем почему так модно было облучать ноги радиацией, чтобы выбрать нужную пару башмаков или туфель.
Казалось, что человечество навсегда избавилось от проблем с примеркой, когда появились рентгеновские аппараты в обувных магазинах.
В прошлом веке для облегчения выбора обуви использовалась специальная установка — флюороскоп или педоскоп. Выглядел он как большой ящик, в который люди помещали свои ноги для рентгена. Продавец и покупатель могли видеть положение ног в туфлях, сколько оставалось свободного зазора, не были ли пальцы слишком сжаты. Чаще всего ящик использовали для выбора детской обуви. Эти аппараты были впервые установлены в обувных магазинах в 1930-х годах. Они широко использовались в США, Канаде, Великобритании, Германии и некоторых других странах. Всего было выпущено около 15 000 флюороскопов.
Рентгеновское излучение было открыто Вильгельмом Рентгеном в 1895 году, с тех пор его начали применять в различных сферах, начиная от медицины и заканчивая карнавалами. Как пишут медицинский историк Жакалин Даффин и радиационный онколог Чарльз Хейтер, обувной флюороскоп появился после Первой мировой войны: «Он вошёл в устоявшуюся культуру обувного хакстеризма, который опирался на научную риторику; был нацелен на женщин, которые успели привыкнуть к недавней электрификации жилья и советам экспертов, касающихся материнства; он аккуратно обошёл стороной тернистую проблему правдивости рекламы; привлекал детей, которые искали новых ощущений, в магазины, где продавцы творили магию».
Вот как это описывает Владимир Набоков в «Даре»: «Нога чудом вошла, но, войдя, совершенно ослепла: шевеление пальцев внутри никак не отражалось на внешней глади тесной черной кожи. Продавщица с феноменальной скоростью завязала концы шнурка — и тронула носок башмака двумя пальцами. «Как раз! — сказала она. — Новые всегда немножко… — продолжала она поспешно, вскинув карие глаза. — Конечно, если хотите, можно подложить косок под пятку. Но они — как раз, убедитесь сами!» И она повела его к рентгеноскопу, показала, куда поставить ногу. Взглянув в оконце вниз, он увидел на светлом фоне свои собственные, темные, аккуратно-раздельно лежавшие суставчики».
После продажи нескольких единиц производителям и розничным торговцам обуви, Каррер просил радиологическое общество Северной Америки и некоторых радиологов запретить продажу таких аппаратов лицам не имеющим соответствующей квалификации, потому что это «снизило достоинство профессии радиолога.
В последствии появился закон, который предписывал, что флюороскопом должен пользоваться врач рентгенолог, имеющий соответствующую лицензию.
Несмотря на дороговизну, каждый владелец магазина стремился заполучить статусную новинку. Пик популярности пришелся на годы Великой депрессии: люди стремились выбирать обувь с умом, чтобы ее можно было носить не один сезон.
С самого начала ни для кого не было секретом, что обувные флюороскопы были маркетинговой тактикой. Доктор Джейкоб Лоу получил патент на обувной флюороскоп в 1927 году, заявив, что его устройство поможет «продавцу заверить своих клиентов в том, что им никогда не придётся носить неправильно подобранную обувь, родители смогут визуально убедиться в том, что покупают своим детям туфли и ботинки, которые не приведут к повреждению и деформации костных суставов». Иными словами, это было устройство подтверждения того, что продавец уже выбрал. В рекламе 1937 года от компании Pedoscope говорилось: «Вы нажимаете на кнопку и доказываете, что вы правы».
Обувные флюороскопы были спроектированы таким образом, чтобы выглядеть как предмет мебели, а не медицинское приспособление. Тот, который ныне хранится в Международном музее хирургической науки Чикаго, похож на фамильный деревянный сундук с цветочными вырезами.
«Обувной флюороскоп стал характерной частью декора первоклассных магазинов, он располагался на специально освещённой и приподнятой платформе», ‒ пишут Даффин и Хейтер.
В 1957 году в журнале The British Medical Journal была опубликована статья Х. Коппа из Копенгагенского института Финзена. Она описывала любопытный случай женщины, которая жаловалась на сильную боль и повреждение кожи на правой ноге и стопе. «Признаки были типичными для рентгеновского дерматита, однако пациентка утверждала, что её ноги никогда не подвергались лучевой терапии или рентгенологическому обследованию, – пишет Копп. – На вопрос о других возможных способах облучения нам ответили, что пациентка около 10 лет проработала в обувном магазине, где использовали флюороскоп для точной примерки обуви».
Женщина использовала это приспособление от пятнадцати до двадцати раз в день. Обувной флюороскоп, который использовали для точного определения размера обуви, воздействовал на неё большими дозами радиации, в особенности на правый бок, который был ближе всего к отверстию для ноги клиента. «В связи с огромной опасностью, которую представляет собой использование обувных флюороскопов, возникает вопрос об их запрете», – заключает Копп. Он не был первым или последним, кто поставил под сомнение повсеместное распространение флюороскопов в обувных магазинах, которое наблюдалось с середины 1920-х до 1950-х годов.
Согласно подсчётам, в штате Нью-Йорк использовалось около 300 устройств. Было установлено, что многие обувные флюороскопы были плохо установлены, ввиду чего радиация влияла на людей, находившихся поблизости. Кроме того, они имели недостаточную защиту для предотвращения несанкционированного использования; продавцы допускали повторное воздействие на ноги клиентов; на них отсутствовали предупреждающие знаки; и они подвергались плохим ремонтным работам.
Наконец, в 1957 году Пенсильвания стала первым штатом, запретившим использование обувных флюороскопов. Её примеру вскоре последовали и другие штаты. «После того как продавцы убедились в том, что эти устройства приносили больше коммерческого вреда, нежели пользы (они стали отпугивать хорошо информированных посетителей от обувных магазинов), они отказались от них», – поясняют Даффин и Хейтер.
Когда был изобретен рентген, не сразу стало известно о неблагоприятном воздействии радиации на людей. Плохие последствия начали перевешивать выгоды. Работа с аппаратом была особенно опасной для здоровья продавцов, которые работали с ним весь день, и более восприимчивых к радиации детей. В конце концов, флюороскопы были официально запрещены в 1970 году. Однако последний работающий флюороскоп был обнаружен в обувном магазине Западной Вирджинии аж в 1981 году и передан в музей FDA.
Как подобрать обувь без флюороскопа? Существует несколько простых рекомендаций, помогающих выбрать обувь правильно и без ренгена. Обувь не должна быть тесной или слишком свободной, для этого ее нужно мерить вечером, когда ноги слегка отекают. Обязательно походите по магазину, прислушиваясь к ощущениям.
Пальцы ног не должны слишком рельефно проступать через материал, а верхний кант, который обычно плохо растягивается из-за вшитой в него тесьмы, не должен впиваться в стопу. Перед принятием решения о покупке тщательно осмотрите пару. Правый и левый башмак, если приложить их подошвами друг к другу, должны точно соответствовать по размеру и цвету, не должно быть следов клея, оборванных ниток. Используйте для примерки тонкие хлопчатобумажные носки.