в какой период творчества пушкина было написано стихотворение к чаадаеву
ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. А.С.Пушкин « К Чаадаеву»
в 1975 году режиссёр Владимир Мотыль взял строчку из стихотворения — «Звезда пленительного счастья» — для названия своего фильма о трагической судьбе декабристов, вышедших в 1825 году на Сенатскую площадь.
Жанр
Литературное направление Романтизм |
Размер стиха 5 четверостиший : 1,3 4 – рифма перекрёстная, 2 и 3- смежная. Мужская и женская рифма чередуются. |
Тема, идея, проблемы |
Тема свободы, вольности. Тема будущего России Проблемы Проблема критики самодержавия. Надежды на либеральное правление Александра I со временем рухнули, минуты «вольности святой», то есть освобождения от крепостного права, не произошло. Проблема борьбы за свободу, вольность. Звучит уверенность в свержении самодержавия: «на обломках самовластья». Не случайно стихотворение поэта будущие декабристы восприняли как призыв к действию, поэт словно вдохновлял друзей на борьбу с самодержавием. Проблема истинной дружбы. В стихотворении поэт обращался к свои друзьям, вселял в них надежду и уверенность в лучшее будущее, что «звезда пленительного счастья» обязательно взойдёт. А.Пушкин был связан с декабристами. Многие были его друзьями. После поражения восстания в 1825 году поэт очень сожалел, что не смог быть во время восстания на Сенатской площади с друзьями, так как находился в это время ссылке. Проблема смысла жизни. А.С.Пушкин видел смысл жизни в служении Отчизне, в борьбе с несправедливостью: Мой друг, отчизне посвятим Поэт был уверен, что благодарные потомки обязательно будут помнить их, людей, отдавших жизнь за свободу народа, за Отечество: Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву»Ниже приводится школьное сочинение «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву», которое размещено в качестве примера подобного рода сочинений, не претендует на идеальность и безошибочность, не предназначено для дословного копирования. 1. История создания (год, биография, прототип). 3. Лирический герой, его чувства. 4. Композиция. Движение мысли, сюжета, деление на части. 5. Ключевые образы (предметный мир). 6. Художественные средства; размер. 7. Идея (основная мысль). Стихотворение А. С. Пушкина «К Чаадаеву» было написано в 1818 году и относится к раннему периоду творчества поэта. Произведение адресовано Петру Чаадаеву – старшему и более опытному другу, который получил отличное образование, принимал участие в Отечественной войне 1812 года, а впоследствии (с 1821 года) состоял в тайном обществе декабристов. Свободолюбивые взгляды Петра Яковлевича были близки А. С. Пушкину, который в то время был членом сообщества «Зелёная лампа», участники которого критиковали политику императора России. Впервые стихотворение было опубликовано с искажениями и без согласия автора в альманахе «Северная звезда» в 1829 году. Главная тема стихотворения – надежда на пробуждение России, под которым А. С. Пушкин понимал освобождение страны от самодержавия. Произведение было написано как дружеское послание, в котором поэт сочетает доверительный тон с изложением своей гражданской позиции, высказывает свое убеждение в том, что Россия освободится от «гнета власти». Образ лирического героя фактически неотделим от личности поэта: в стихотворении озвучены идеи самого А. С. Пушкина, который убежден, что для блага государства необходимы гражданские свободы. В произведении описаны переживания, связанные с взрослением героя: если раньше его интересовали «юные забавы», то теперь он горит желанием изменить своё отечество к лучшему. Композиционно стихотворение можно подразделить на три части, относящиеся, соответственно, к прошлому, настоящему и будущему. В первой части герой вспоминает о мечтах недавней юности, которые рассеялись «как утренний туман». Во второй – озвучивается стремление освободить страну от угнетений со стороны власти, высказывается ожидание «вольности святой». Третья часть выражает уверенность лирического героя в том, что «самовластие» обречено: рано или поздно Россия непременно проснется и разрушит режим, подавлявший её волю. Мотив пробуждения в первой и третьей частях передает идею осознания собственного заблуждения, а также перехода от пассивного состояния к активным действиям. В произведении лирический герой не одинок: он обращается к другу, хочет его поддержать, укрепить его веру в то, что их дело правое и ему стоит посвятить все силы «пока сердца для чести живы». Также несколькими штрихами поэт рисует отрицательный образ «власти роковой», не дающей гражданам ощутить счастье «минуты вольности святой», образ режима «самовластия», который обязательно нужно свергнуть. Стихотворение изначально было посланием к другу, однако впоследствии стало восприниматься как обращение ко всему обществу. В этом критики видят еще одно проявление новаторства Пушкина. Произведение написано четырехстопным ямбом с кольцевой и перекрестной рифмой. Использование ямба придает стихотворению простоту восприятия, яркость и убедительность. Особой экспрессивностью отличается последняя строфа, состоящая из пяти строк. А. С. Пушкин использует разнообразные средства литературной выразительности: сравнения («как сон, как утренний туман», «как ждёт любовник молодой минуты верного свиданья»), эпитеты («юные забавы», «утренний туман», «власти роковой», «святая вольность», «нетерпеливою душой»), метафоры («горит ещё желанье», «свободою горим», «звезда пленительного счастья»), обращение («мой друг»), инверсию («власти роковой»). Главная идея стихотворения — обращение к единомышленникам с призывом отойти от личных интересов и постараться изменить к лучшему жизнь всех граждан страны, разрушить государственную систему, подавляющую свободу личности. Александр Сергеевич Пушкин История создания стихотворения «К Чаадаеву»
Стихотворение «К Чаадаеву» – лишь одно из тех, которые поэт посвятил своему другу и единомышленнику. В нем он словно продолжает свой давний спор с другом. Стихотворение написано с юношеским максимализмом и романтическим настроением, от которых молодой поэт еще не успел избавиться, в обличие от своего более взрослого и опытного друга. Целиком стихотворение при жизни поэта не печаталось, но оно очень быстро разошлось в списках. И каждый переписчик постарался что-то добавить от себя. Поэтому известно около 70 вариантов и разночтений этого произведения. Это стихотворение было признано вольнолюбивым, и относилось к запрещенным. О нем если и говорили, то в тесном кругу тайных обществ, возникших после Отечественной войны 1812 года. Стихотворение « К Чаадаеву» было одним из тех, за которые Пушкин попал в опалу у правительства и сослан на юг. Не известна и точная дата написания этого произведения. Но пушкинисты считают, что оно было написано в 1818 году, и связывают его написание с речью Александра I на Польском Собрании, состоявшемся весной 1818 года. На этом сейме император говорил о возможности введения в России Конституционной монархии, но Пушкин не верил либеральным обещаниям царя. Есть еще одна точка зрения, касающаяся даты написания этого произведения. Ее высказал историк и филолог В. В. Пугачев, который считает, что стихотворение было написано в 1820 году. Это был год наиболее оживленных споров между Пушкиным и Чаадаевым о свержении царизма. Чаадаев был против насилия, Пушкин призывал к революции. Этот же призыв в слегка завуалированной форме звучит в стихотворении. Именно поэтому оно стало гимном декабристов. Впервые стихотворение было опубликовано в 1906 году. С момента написания до момента публикации на российском троне сменилось 4 императора. Автор стихотворение погиб на дуэли, а Петр Яковлевич Чаадаев за свои «философские письма» был объявлен сумасшедшим. Однако это не помешало ему продолжать публицистическую деятельность, участвовать в идеологических собраниях московских демократов. При жизни Чаадаева не публиковали, никому не хотелось оказаться на месте «Телескопа», в одном из номеров которого было опубликовано «Философское письмо», критиковавшее российскую действительность. Петр Чаадаев умер от воспаления легких в 1856 году в возрасте 61 года. Анализ стихотворения «К Чаадаеву» ПушкинаВсего получено оценок: 304. Всего получено оценок: 304. Стихотворение “К Чаадаеву” Александра Пушкина проникнуто вольнолюбивым духом и явно выражает политические и гражданские взгляды поэта. Чтобы лучше понять его и увидеть детали, стоит прочесть краткий анализ “К Чаадаеву” по плану. Представленный разбор произведения можно использовать для объяснения материала на уроке литературы в 9 классе. Краткий анализПеред прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением К Чаадаеву. История создания – написано стихотворение в ранний период творчества поэта, в 1818 году. Оно адресовано другу молодого Пушкина, Петру Чаадаеву. Опубликовано в альманахе “Северная звезда” в 1829 году с искажениями и без согласия автора. Тема стихотворения – свобода и борьба с самодержавным правлением, надежда на то, что Россия “вспрянет ото сна“. Композиция – произведение построено по принципу “теза – антитеза”, основанном на контрасте. Первая часть говорит о прошлом, которое автор считает наивной юностью. Вторая посвящена настоящему, а третья – будущему. Мотив пробуждения ото сна открывает и закрывает произведение, закольцовывая композицию. Жанр – послание другу, которое становится посланием всему обществу, жанровое новаторство Пушкина. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с кольцевой и перекрестной рифмовкой. Метафоры – “горит ещё желанье“. Эпитеты – “юные забавы“, “утренний туман“, власти роковой“. Оксюморон – “тихой славы“. Сравнение – “как сон, как утренний туман“, “как ждёт любовник молодой минуты первого свиданья“. Обращение – “мой дру“. Инверсия – “власти роковой“. История созданияНаписано стихотворение в 1818 году, когда автор, позже несколько разошедшийся со своим старшим другом Петром Чаадаевым во взглядах на жизнь, пока ещё видел в нём умудренного годами, мудрого наставника и лицейского друга. Свободолюбивые идеи Петра Яковлевича были близки и Пушкину. Чаадаев состоял в декабристском обществе, а за своё “Философское письмо”, в котором излагались взгляды Петра Яковлевича на общественное устройство, был объявлен сумасшедшим. Свой отпечаток на произведение наложило и то, что в 1818 году Пушкин состоял в либеральном сообществе “Зелёная лампа”, члены которого критиковали режим правящего российского императора. Главная тема произведения – отнюдь не дружба, хотя фактически это дружеское послание. Но это только формально – на самом деле Пушкин говорит о свободе, о свержении самодержавия и возможном пробуждении России ради лучшего будущего. Это действительно политическое произведение, поэтому его следует отнести к гражданской лирике. До опубликования (версия в журнале “Северная звезда” искажена по сравнению с оригиналом) распространялось в списках. В нём рассмотрены все проблемы, волнующие как Чаадаева, так и самого Пушкина. Несмотря на доверительный дружеский тон, в стихотворении чувствуется твёрдая гражданская позиция. Поэт сам готов отойти от частных интересов ради процветания России, ради свободы и призывает к тому же других. Он абсолютно убеждён, что в будущем страна станет свободной. КомпозицияКомпозиционно это произведение подразделяется на три части. В первой автор, ещё юный и наивный, ждёт любви и славы, но постепенно “как утренний туман” его мечты рассеиваются. Во второй части он уже избавился от иллюзий юности, но это не значит, что он смирился – он ждёт и надеется на лучшее будущее. Наконец, третья часть – это взгляд в будущее, где “Россия вспрянет ото сна“. Мотив пробуждения открывает и закрывает стих – таким образом композиция закольцовывается. Эмоциональный настрой стихотворения также изменяется: если в начале лирический герой печален, он огорчен тем, что надежды его юности не оправдались, то в конце он бодр, несмотря на то, что реальная жизнь пока печальна. Но он настойчиво призывает всех членов общества к тому, чтобы постараться изменить ситуацию. Лирический герой воплощает собой идеи самого Пушкина, так что его образ можно считать автобиографичным. Поэт считает, что государство может развиваться и преуспевать, но для этого необходимо изменить существующий жизненный уклад. Средства выразительностиВ своём послании Пушкин использует многочисленные средства выразительности. Метафоры: “горит ещё желанье“, свободою горим“, “звезда пленительного счастья”.: Любимый Пушкиным четырёхстопный ямб делает стихотворение максимально простым и одновременно убедительным. Этот стихотворный размер позволяет просто и в то же время ярко выразить мысль. Но особенно выразительным его делает последняя строфа, которая состоит из пяти строк. «К Чаадаеву» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – история создания, средства выразительности и проблемаСтихотворение “К Чаадаеву” Александра Пушкина проникнуто вольнолюбивым духом и явно выражает политические и гражданские взгляды поэта. Чтобы лучше понять его и увидеть детали, стоит прочесть краткий анализ “К Чаадаеву” по плану. Представленный разбор произведения можно использовать для объяснения материала на уроке литературы в 9 классе. Краткий анализПеред прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением К Чаадаеву. История создания – написано стихотворение в ранний период творчества поэта, в 1818 году. Оно адресовано другу молодого Пушкина, Петру Чаадаеву. Опубликовано альманахе “Северная звезда” в 1829 году, с искажениями и без согласия автора. Тема стихотворения – свобода и борьба с самодержавным правлением, надежда на то, что Россия “пробудится ото сна”. Композиция – произведение построено по принципу “теза – антитеза”, основанном на контрасте. Первая часть говорит о прошлом, которое автор считает наивной юностью. Вторая посвящена настоящему, а третья – будущему. Мотив пробуждения ото сна открывает и закрывает произведение, закольцовывая композицию. Жанр – послание другу, которое становится посланием всему обществу, жанровое новаторство Пушкина. Стихотворный размер – четырехстопный ямб с кольцевой и перекрестной рифмовкой. Метафоры – “горит еще желанье“. Эпитеты – “юные забавы“, “утренний туман“, власти роковой“. Оксюморон – “тихой славы“. Сравнение – “как сон, как утренний туман“, “как ждет любовник молодой минуты первого свиданья“. Обращение – “мой друг”. Инверсия – “власти роковой“. История созданияНаписан стих в 1818 году, когда автор, позже несколько разошедшийся со своим старшим другом Петром Чаадаевым во взглядах на жизнь, пока еще видел в нем умудренного годами, мудрого наставника и лицейского друга. Свободолюбивые идеи Петра Яковлевича были близки и Пушкину. Чаадаев состоял в декабристском обществе, а за свое “Философское письмо”, в котором излагались взгляды Петра Яковлевича на общественное устройство, был объявлен сумасшедшим. Свой отпечаток на произведение наложило и то, что в 1818 году Пушкин состоял в либеральном сообществе “Зеленая лампа”, члены которого критиковали режим правящего российского императора. Главная тема произведения – отнюдь не дружба, хотя фактически это дружеское послание. Но это только формально – на самом деле Пушкин говорит о свободе, о свержении самодержавия и возможном пробуждении России ради лучшего будущего. Это действительно политическое произведение, поэтому оно использовалось как средство агитации. До опубликования (версия в журнале “Северная звезда” искажена по сравнению с оригиналом) распространялось в списках. В нем рассмотрены все проблемы, волнующие как Чаадаева, так и самого Пушкина. Несмотря на доверительный дружеский тон, в стихотворении чувствуется твердая гражданская позиция. Поэт сам готов отойти от частных интересов ради дела восстановления России и призывает к тому же других. Он абсолютно убежден, что в будущем страна станет свободной. КомпозицияКомпозиционно это произведение подразделяется на три части. В первой автор, еще юный и наивный, ждет любви и славы, но постепенно “утренний туман” его жизни рассеивается. Во второй части он уже избавился от иллюзий юности, но это не значит, что он смирился – он ждет и надеется на лучшее будущее. Наконец, третья часть – это взгляд в будущее, где “Россия вспрянет ото сна“. Мотив пробуждения присутствует и в первой части – таким образом композиция закольцовывается. Эмоциональный настрой стихотворения также изменяется – если в начале лирический герой печален, он огорчен тем, что надежды его юности не оправдались, то в конце он бодр, несмотря на то, что реальная жизнь пока печальна. Но он настойчиво призывает всех членов общества к тому, чтобы постараться изменить ситуацию. Лирический герой воплощает собой идеи самого Пушкина, так что его образ можно считать автобиографическим. Поэт считает, что государство может развиваться и преуспевать, но для этого необходимо изменить существующий жизненный уклад. Средства выразительностиВ своем послании Пушкин использует многочисленные средства выразительности. Метафора в нем всего одна – “горит еще желанье“, но также есть и другие: Любимый Пушкиным четырехстопный ямб делает стихотворение максимально простым и одновременно убедительным. Этот стихотворный размер позволяет просто и в то же время ярко выразить мысль. Но особенно выразительным его делает последняя строфа, которая состоит из пяти строк.
|