в какой форме поисковые средства используются в оперативно розыскной деятельности
В какой форме поисковые средства используются в оперативно розыскной деятельности
Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:
(в ред. Федерального закона от 05.01.1999 N 6-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Наведение справок.
3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
4. Проверочная закупка.
5. Исследование предметов и документов.
7. Отождествление личности.
8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
10. Прослушивание телефонных переговоров.
11. Снятие информации с технических каналов связи.
12. Оперативное внедрение.
13. Контролируемая поставка.
14. Оперативный эксперимент.
15. Получение компьютерной информации.
(п. 15 введен Федеральным законом от 06.07.2016 N 374-ФЗ)
Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.
Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, с получением компьютерной информации, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
(в ред. Федеральных законов от 30.12.1999 N 225-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 06.07.2016 N 374-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.
Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.
Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(часть девятая введена Федеральным законом от 10.01.2003 N 15-ФЗ)
Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 20 июля 2016 г.
Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:
2. Наведение справок.
3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
4. Проверочная закупка.
5. Исследование предметов и документов.
7. Отождествление личности.
8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
ГАРАНТ:
См. Инструкцию о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, утвержденную приказом МВД РФ от 1 апреля 2014 г. N 199
9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
10. Прослушивание телефонных переговоров.
11. Снятие информации с технических каналов связи.
12. Оперативное внедрение.
13. Контролируемая поставка.
14. Оперативный эксперимент.
15. Получение компьютерной информации.
Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.
Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, с получением компьютерной информации, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
ГАРАНТ:
См. Указ Президента РФ от 1 сентября 1995 г. N 891 об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств
О взаимодействии предприятий связи с органами, осуществляющими ОРД, см.:
Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи»,
постановление Правительства РФ от 27 августа 2005 г. N 538
приказ Минсвязи РФ от 10 июня 2003 г. N 77 «О работах по внедрению технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на сетях электросвязи Российской Федерации»,
Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.
Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.
Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
ГАРАНТ:
Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 6 настоящего Федерального закона
Средства оперативно-разыскной деятельности
Оперативная техника
Оперативные подразделения имеют длительную историю применения самых разнообразных технических средств. В их ряду находятся как распространенные технические средства и системы общего назначения, так и специальные средства и специальная техника, предназначенные для решения специфических задач предупреждения и раскрытия преступлений, розыска скрывающихся преступников. В то же время применение наиболее наукоемких технических средств разведывательного назначения многие годы было прерогативой военных ведомств и спецслужб. Лишь в начале 90-х гг. пришло осознание того обстоятельства, что преступность, особенно организованные ее формы, представляют собой настолько мощное и социально опасное явление, что оно достойно применения в борьбе с ним всех средств и методов, которые применяются против войсковых, разведывательных и иных вооруженных противников. В силу этого в арсенале технических средств ОВД и силовых ведомств особое место заняла специальная техника поисково-разведывательного назначения.
Специальная техника – это совокупность технических средств, устройств, материалов и соответствующих тактико-технических приемов их применения, используемых сотрудниками органов внутренних дел для выполнения специфических задач и в строгом соответствии с нормами законодательных и подзаконных актов.
Научно-технические достижения последних лет стали основой создания широкого спектра технических средств разведывательного и разыскного назначения нового поколения, обладающих мощными тактическими возможностями: скрытый электронный контроль передвижения объектов в сложных городских условиях; скрытый акустический контроль помещений без размещения в них какой-либо аппаратуры; мониторинг социальных сетей и Интернета; контроль психофизиологического состояния человека и т. п.
Миниатюризация технических средств, применение цифровых методов обработки данных, новых физических принципов действия не только повышают эффективность решения традиционных задач, но и позволяют реализовать принципиально новые, недоступные ранее технологические схемы скрытого добывания информации.
Соответственно развивается и усложняется тактика применения специальной техники в ОРД. При этом ФЗ «Об ОРД» в ст. 6 устанавливает, что в ходе проведения ОРМ могут применяться только такие технические и иные средства, которые не наносят ущерб жизни и здоровью людей и не причиняют вред окружающей среде. Данное положение закона фактически определяет как правомочность, так и основное условие применения специальной техники, а именно безвредность по отношению к человеку и экологии. Вместе с тем, важнейшей особенностью применения специальной техники в ОРД является ориентация на скрытое добывание информации, которое во многих случаях приводит к ограничению конституционных прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни и жилища, личную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров и т. д. Поэтому в ОРД правовому регулированию в первую очередь подвергаются следующие аспекты применения специальной техники:
? виды специальной техники, допущенные к применению;
? субъекты и порядок оборота специальной техники;
? основания, условия и порядок ее применения для решения задач ОРД;
? направления и порядок использования результатов, полученных с помощью технических средств;
? категорирование сведений о тактике и используемых моделях специальной техники по уровню доступа.
Специальная (оперативная) техника как система криминалистических и иных технических средств используется при осуществлении ОРМ субъектами ОРД по нормам, определенным в федеральных законах и нормативных актах. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 11 ФЗ «О полиции», оперативным подразделениям органов внутренних дел вменяется в обязанность использовать в своей деятельности достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.
Особый порядок действующее оперативно-разыскное законодательство предусматривает в случаях проведения технических мероприятий оперативно-разыскного характера, связанных с ограничением конституционных прав граждан: контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи. Названные мероприятия проводятся специализированными оперативными подразделениями органов внутренних дел, федеральной службы безопасности и федеральной службой наркоконтроля. В совокупность названных технических средств (устройств) входят специально сконструированные или приспосабливаемые к специфическим потребностям ОРД криминалистические, радиотехнические, химические, оптические, фототехнические, звукозаписывающие и иные технические средства (устройства).
Рассмотрим наиболее широко используемые виды техники при проведении ОРМ в зависимости от их функционального назначения.
Средства акустического контроля. Эта аппаратура служит для организации скрытого акустического контроля – прослушивания и (или) фиксации речевых сообщений, иных звуков, содержание и смысл которых представляет оперативный интерес. В состав группы обеспечения обычно включаются так называемые лазерные системы, электронные стетоскопы, микрофоны с каналами связи, остронаправленные микрофоны, а также устройства фиксации акустической информации: диктофоны, магнитофоны и т. д.
Средства визуального контроля. Они предназначены для скрытого визуального контроля – наблюдения и (или) фиксации визуальной информации, в различных условиях освещенности, как в пределах, так и вне пределов прямой видимости объекта наблюдения. В группу технических средств в этом случае входят оптико-механические (бинокли, зрительные трубы, монокуляры и т. п.) и электронно-оптические приборы и системы наблюдения (приборы видения в темноте, специальные телевизионные системы), а также аппаратура фиксации визуальной информации: фотокамеры, цифровые камеры, видеозаписывающая аппаратура, видеопринтеры и т. п.
Средства контроля сообщений технических каналов связи позволяют осуществлять скрытый перехват и фиксацию сообщений, передаваемых с помощью практически любых существующих технических систем связи (телефонных, телеграфных, факсимильных, пейджерных, радио- и сотовой радиотелефонной связи и т. д.) и традиционно представляются двумя классами устройств: снятия информации с проводных каналов связи и радиоканалов связи.
Средства маркировки и выявления объектов. В ОРД преимущественно используются средства маркировки и выявления объектов с помощью специальных химических веществ, радиоизотопных, инфракрасных и радиопередающих меток.
Поисковые приборы. Они предназначены для обнаружения скрытых или утерянных объектов, представляющих оперативный интерес. В эту группу включаются металлоискатели, газоанализаторы, комплекты для химического экспресс-анализа наркотических, взрывчатых веществ, тепловизоры, эндоскопы, рентгеновские интроскопы.
Анализаторы физиологических стрессов (полиграфы) позволяют с некоторой достоверностью определять эмоциональное состояние человека и на этой основе – степень его откровенности при ответе на поставленные вопросы в ходе проведения опроса.
Средства оперативной связи, как правило, используются для обеспечения связью при решении задач оперативно-разыскной деятельности: обмена оперативно-значимой информацией, передачи команд, координации действий участников и т. д.
Важное значение для результативности опроса, например, имеют технические средства, посредством которых его содержание скрыто фиксируется с помощью устройств для аудиозаписи.
Практика работы оперативных подразделений органов внутренних дел и других ведомств свидетельствует о том, что с помощью специальной (оперативной) техники можно осуществлять:
Следует также отметить, что в современных условиях, предусматривающих решение задач по раннему обнаружению попыток совершения и пресечению противоправных действий в быстроменяющейся оперативной обстановке, возникает необходимость разработки новых видов техники в интересах оперативных подразделений органов внутренних дел. Так, в число приоритетных направлений развития оперативно-технических средств на сегодняшний день включены:
В заключение следует подчеркнуть, что применение технических средств в ходе осуществления ОРД способствует заметному повышению эффективности при применении фактически каждого оперативно-разыскного мероприйтия, от опроса до оперативного эксперимента. Оперативная техника нередко становится единственным средством получения необходимой информации о деятельности тщательно замаскированных преступных групп и сообществ, а также при проведении ОРД по раскрытию особо тяжких, тяжких, серийных и иных преступлений, требующих применения комплекса ОРМ, следственных действий, экспертно-криминалистических средств и специальных познаний.
Учеты
В процессе организации, планирования и осуществления оперативно-разыскных мероприятий исполнитель неизбежно сталкивается с проблемой получения наиболее полной, всесторонней и объективной информации об объекте (объектах) оперативно-разыскной деятельности. Одним из основных источников получения интересующей информации являются учеты правоохранительных органов, разнообразных учреждений, предприятий и организаций, функционирующих как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.
Традиционное понятие учетов возникло в практике уголовного сыска, а затем в криминалистике еще в прошлом веке и было связано с систематизацией различных видов информации, характеризующей преступников и преступления. Одно из первых названий учета – уголовная регистрация. В настоящее время под учетами понимаются расположенные в определенном порядке в предусмотренных взаимосвязях картотеки, фототеки, коллекции, следотеки, федеральные и региональные банки информации. Общая цель учетов – это оказание помощи в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, розыске скрывшихся преступников и лиц, пропавших без вести.
Основное назначение учетов состоит в следующем:
Поскольку большинство оперативно-разыскных мероприятий направлено на поиск лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, их изучение и проверки в целях решения задач борьбы с преступностью, оперативный сотрудник, особенно на первоначальном этапе, находится в состоянии недостаточной осведомленности об объектах поиска. Указанное обстоятельство является одной из причин существующей и действующей системы учета.
В зависимости от различных способов накопления и использования информационных носителей выделяют следующие основные формы учетов:
В практике используется различные виды учетов, и их ведение возложено как на специальные органы Главного информационно-аналитического центра МВД России и информационные центры МВД (УВД) субъектов Российской Федерации, так и на органы внутренних дел на местах, которые непосредственно осуществляют борьбу с преступностью. Таким образом, система учетов представляет собой специфический каркас для такого расположения информации, которое обеспечивает ее постоянное пополнение и решение информационно-аналитических задач, возникающих в практической деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел.
Каждый из учетов имеет свои характеристики, объекты, сущностные черты и обеспечивает необходимыми сведениями (информацией) правоохранительные функции различных подразделений и служб органов внутренних дел. Однако наиболее полно удовлетворяют информационные потребности ОРД оперативно-справочные, разыскные, криминалистические и оперативные учеты, их можно условно интегрировать под общим названием «оперативно-разыскные учеты».
Оперативно-разыскные учеты – это систематизированные особым образом информационные массивы данных (сведений) о лицах, фактах (событиях), предметах по их признакам, предназначенные для эффективного информационного обеспечения задач оперативно-разыскной деятельности; они формируются в виде картотек (в том числе фото-, видеотек), коллекций, дел, автоматизированных банков данных (АБД). В практике ОВД сложилось и широко используются такие понятия, как учеты лиц и фактов, представляющих оперативный интерес.
Назначение оперативно-разыскных учетов принято рассматривать в трех основных направлениях:
К ведению учетов предъявляются следующие требования:
К объектам оперативно-разыскного учета относится информация:
Наибольший массив учета органов внутренних дел занимают лица: подозреваемые, обвиняемые и осужденные за совершение правонарушений и представляющие в связи с этим оперативный интерес; психически больные, представляющие опасность для окружающих (состоящие на специальном учете органов здравоохранения); без вести пропавшие, преступники, объявленные в розыск; больные и дети, которые в силу болезненного состояния или возраста не могут сообщить о себе сведений; неопознанные трупы граждан; лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность (в том числе на конфиденциальной основе).
События как объекты учета – это факты зарегистрированных (в любом виде) правонарушений (в том числе преступлений), а также факты блокирования со стороны органов внутренних дел объектов оперативного обслуживания (установка специальных средств, расстановка специальных сил) и др.
По своему содержанию оперативно-разыскная информация подразделяется на сведения об определенной группе объектов оперативного интереса либо на сведения об отдельных объектах частного, конкретного, индивидуального характера. По своему назначению информация, в том числе содержащаяся в учетах, может быть ориентирующей (сигнальной) или доказательной.
Система сосредоточения и обработки информации, содержащейся в оперативных и иных учетах ОВД, состоит из трех уровней:
1-й уровень – федеральный, представлен ГИАЦ МВД России (оперативно-справочные, разыскные, криминалистические учеты);
2-й уровень – региональный, представлен ИЦ МВД, ГУ, УМВД России; фактически эта подсистема криминальной информации состоит из учетов, аналогичных учетам федерального уровня;
Территориальные учеты пополняются в основном за счет информации, поступающей из оперативных подразделений территориальных органов внутренних дел районного уровня. Эти же подразделения являются и основными потребителями информации при осуществлении оперативно-разыскных мероприятий по борьбе с преступностью.
По своему функциональному назначению учеты органов внутренних дел классифицируются следующим образом: оперативный, оперативно-справочный, криминалистический, разыскной, оперативно-профилактический.
В соответствии с ведомственными нормативно-правовыми актами оперативно-справочные учеты предназначены для предупреждения, раскрытия и расследования преступлений; предупреждения и выявления правонарушений; подтверждения наличия (или отсутствия) сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания, установления местонахождения разыскиваемых лиц; установления личности неопознанных трупов и лиц, скрывающих анкетные данные; установления личности граждан, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о себе.
Объектами оперативно-справочных учетов являются:
На местном уровне информационными центрами территориальных органов МВД России формируются и ведутся пофамильные и дактилоскопические картотеки либо автоматизированные банки данных.
Централизованные криминалистические учеты предназначены для диагностических и идентификационных целей по индивидуальным приметам и другим признакам объектов, когда установочные данные неизвестны или скрываются. Информационной основой криминалистических учетов является сбор, накопление и анализ криминалистически значимых сведений о субъектах и предметах преступлений и связанных с ними событиях. Полученная информация используется в следственной, оперативно-разыскной и криминалистической деятельности правоохранительных органов как ориентирующий и диагностический материал, а также в целях идентификации.
На централизованный криминалистический учет подлежат постановке:
1. В универсальные автоматизированные банки данных (АБД):
2. В специализированные автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС):
Централизованные экспертно-криминалистические коллекции и картотеки (экспертно-криминалистические учеты) предназначены для обеспечения выявления, раскрытия и расследования преступлений. Информационной основой коллекций и картотек является сбор, сосредоточение и систематизация однородных объектов или сведений о них по идентификационным признакам.
Виды экспертно-криминалистических коллекций и картотек:
На централизованный разыскной учет подлежат постановке:
Следует подчеркнуть, что правильно организованная оперативно-разыскная деятельность позволяет создать упреждающую информационную систему, включающую в себя сбор криминологической информации, используемой для оперативного прогнозирования, профилактики и пресечения криминогенных и криминальных ситуаций.
Сущность оперативно-профилактических учетов состоит в том, что при проведении с их помощью профилактической работы, направленной на выявление, предупреждение и пресечение различных преступлений, применяются не только гласные, но и негласные методы. Такое сочетание гласных и негласных методов в профилактике преступности среди осужденных позволяет достичь большего эффекта, нежели при использовании их в отдельности. Поэтому оперативные подразделения, применяя оперативно-разыскные силы, средства и методы, выявляют и устраняют причины и условия преступности (общая профилактика), а также выявляют и воздействуют на тех лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений (индивидуальная профилактика).
Положения ч. 3 ст. 6, ч. 1 ст. 10 ФЗ «Об ОРД» предусматривают, что оперативно-разыскные органы для решения задач ОРД могут создавать и использовать информационные системы, причем порядок их формирования и пользования определяется ведомственными нормативными актами правоохранительных органов.
Так, в силу специфических особенностей информационных аспектов оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел в систему информации оперативных подразделений в качестве самостоятельного звена входит подсистема оперативно-разыскной информации (управления, отделы, центры – ЦОРИ, ПОРИ). Для формирования совокупных сведений этой информации используются различные негласные и гласные источники, защищенные каналы, скрытые потоки, автономные уровни сосредоточения и обработки негласной информации, специальные приемы ее сбора и т. д.
Следует также отметить, что оперативные подразделения ОВД в своей практической деятельности могут использовать информационные массивы предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и их ведомственной принадлежности, а именно:
Служебно-разыскные собаки
Однако в годы войны 1914–1918 гг. служба разыскного собаководства испытала значимый упадок и к началу 1918 г. по всей России оставалась не более сотни разыскных собак. После революции дело разыскного собаководства вновь начало быстро развиваться. В принятом Положение о Народном комиссариате внутренних дел (1924 г.) наряду с общими задачами борьбы с преступностью была подчеркнута роль в этой борьбе разыскного собаководства. В Петрограде организуется школа-питомник собак-ищеек уголовного розыска.
На основе проведенных исследований и анализе использования служебных собак в оперативно-разыскной и следственной практике в 1954 г. Министерством внутренних дел СССР было разработано «Наставление по служебно-розыскному собаководству». В сентябре 1996 г. МВД России был издан приказ «Об утверждении Наставления по служебному собаководству в ОВД», который предусматривал создание центров служебного собаководства для содержания, разведения, выращивания и подготовки служебных собак при МВД республик, ГУВД г. Москвы и Санкт-Петербурга, УВД краев, областей и автономных областей Российской Федерации.
Сегодня организация работы по применению специально подготовленных служебных собак как одного из средств в предотвращении и раскрытии преступлений, а также решение других оперативно-служебных задач, возложено на кинологическую службу, входящую в структуру Главного управления уголовного розыска МВД России. В 78 субъектах Российской Федерации имеются центры и базовые центры служебного собаководства, в составе которых несут службу более 8 000 кинологов различного профиля.
В зависимости от целевого направления использования служебные собаки подразделяются на:
К правовой основе применения служебных собак в оперативно-разыскной деятельности ОВД относятся:
Служебно-разыскные собаки, как правило, используются при проведении следующих оперативно-разыскных мер:
Применение служебно-разыскной собаки на месте происшествия. Правильная и своевременная организация выезда на место происшествия, его квалифицированный осмотр и осуществление сопутствующих ему оперативно-разыскных мероприятий является одним из наиболее эффективных способов собирания информации о преступлении и преступнике, умелое использование которой обеспечивает в большинстве случаев возможность изобличения лица, совершившего преступление, а нередко способствует и раскрытию преступления по горячим следам. При этом профессиональное мастерство специалиста-кинолога и его взаимодействием с другими членами следственно-оперативной группы является одним из существенных условий результативности использования служебно-разыскной собаки на месте происшествия.
Прибыв на место происшествия, участники следственно-оперативной группы (СОГ) должны помнить, что орудия совершения преступления, следы ног, рук на предметах обстановки несут запаховую (ольфакторную) информацию, которая быстро изменяется и рассеивается в пространстве. Поэтому, прежде всего, надо организовать работу специалиста-кинолога со служебной собакой по использованию следов запаха для раскрытия преступления. Для отыскания предметов и следов-источников запаха непосредственно на месте происшествия служебно-разыскная собака применяется либо в начале, либо в конце осмотра. Данный вопрос руководитель СОГ решает в зависимости от сложившихся обстоятельств. Следует учитывать, что в первом случае не исключена возможность повреждения следов, а во втором вероятна их утеря, что сделает невозможным раскрытие преступления по горячим следам. При этом следует иметь в виду, что возможности применения служебно-разыскной собаки в условиях большого города весьма ограничены. Чаще всего служебно-разыскную собаку используют на месте происшествия в расчете на то, что собака распознает запаховые следы преступника, а также для обследования местности и помещений, в ходе которых обнаруживают брошенные или утерянные преступником орудия преступления или принадлежащие ему предметы.
Специалист-кинолог совместно с руководителем СОГ оценивает найденные объекты для определения возможности преследования преступников с применением разыскной собаки, а также их пригодности для консервации и использования в качестве носителей запаховой информации для последующей одорологической идентификации. При положительном решении принимаются меры для забора проб запахов с оставленных предметов и следов, включая и те, которые выявлены с помощью разыскной собаки.
После изучения обстоятельств, характера, времени совершения преступления, уточнения количества и примет преступников, установления направления подхода и отхода инспектор-кинолог в пределах своей компетенции определяет исходную точку или предполагаемые носители запаховых следов (предметы) и по согласованию с руководителем следственно-оперативной группы осуществляет пуск СРС по запаховому следу для розыска представляющих оперативный интерес лиц, вещей и предметов. Необходимо подчеркнуть, что только специалист-кинолог выбирает тактические приемы применения служебно-разыскной собаки, исходя из поставленных задач, индивидуального поведения конкретной собаки и условий, влияющих на работу, и согласно общеправовым и специально-служебным критериям лично несет ответственность за свою деятельность и работу служебной собаки на месте происшествия.
В большинстве случаев разыскная собака позволяет определить пути вероятного отхода преступников с места преступления (прямой след), что само по себе очень важно для их розыска.
Учитывая, что в случае обнаружения преступников или каких-либо носителей доказательственной информации может возникнуть необходимость в помощи специалисту-кинологу, то с ним на проработку следа направляются 2–3 других участника следственно-оперативной группы. По пути они осматривают местность с целью обнаружения, фиксации и изъятия видимых следов, орудий преступления и других предметов, которые впоследствии могут стать вещественными доказательствами, а также для предотвращения внезапного нападения на кинолога.
Последующее проведение оперативно-разыскных мероприятий по маршруту движения позволяет установить с той или иной степенью вероятности:
Нередко бывает так, что собака, пробежав какое-то расстояние, останавливается и начинает кружиться на одном месте. Подобное поведение свидетельствует о том, что здесь обрываются следы преступников, которые могли воспользоваться индивидуальным или общественным транспортом. Однако активные поисковые действия оперативных сотрудников, сопровождающих кинолога при проработке следа собакой, позволяют выявить лиц, располагающих сведениями о действиях преследуемых лиц, марке, номере и приметах (установочных данных) водителя (владельца) транспортного средства, на котором предположительно уехали подозреваемые, и т. п.
Несомненно, для раскрытия преступления большое практическое значение имеет проработка прямого следа, так как это дает возможность в короткий срок разыскать самого преступника, похищенное имущество, орудия совершенного преступления, другие предметы и вещи, которые в последующем могут быть использованы в качестве доказательств. Однако нельзя пренебрегать проработкой и обратного следа, который позволяет уточнить действия преступников до совершения преступления.
Применение служебно-разыскной собаки при отождествлении по имеющимся запаховым следам может проводиться как в отношении самого лица, подозреваемого в совершении противоправных действий, так и предметов, найденных на месте происшествия. Сама одорологическая выборка производится в режиме технической процедуры, но в случае если она направлена на сбор доказательственной информации, то целесообразно присутствие незаинтересованных наблюдателей, которые, в сущности, выполняют функции понятых, а по возможности и лица, производящего расследование.
В отличие от следа-запаха, который сохраняет свои качественные и количественные характеристики лишь незначительное время, след источника, в зависимости от продолжительности нахождения на одном месте, как правило, увеличивает количественные и не изменяет при этом качественные характеристики.
Обследование местности производится в двух тактических вариантах:
В процессе проведения операций по задержанию подозреваемых лиц инспектор-кинолог должен убедиться, что собака не причинит вреда другим лицам. Перед пуском собаки на задержание инспектор-кинолог должен сделать окрик «Стой! (Выходи!) Пускаю собаку!». Собака пускается на задержание без намордника и ошейника. При задержании вооруженных и других особо опасных преступников применяются одновременно несколько хорошо натренированных собак, не боящихся выстрелов и обладающих хорошей сильной хваткой.
Во избежание потери собаки не рекомендуется пускать ее с фронта на задержание преступника, если он находится в укрытии и отстреливается; необходимо отвлечь огонь в сторону и пустить собаку с тыла или фланга либо дождаться отхода преступника.
В случае нанесения собакой укусов задержанному, ему должна быть оказана первая медицинская помощь; собака при этом по команде «Охраняй!» должна находиться в 2–3 метрах от задержанного.
Основанием применения служебно-разыскных собак при проведении оперативно-разыскных мероприятий по раскрытию убийств и розыску без вести пропавших граждан в целях обнаружения спрятанных трупов или расчлененных частей тела человека могут служить: конкретные обстоятельства обнаружения автотранспорта, вещей со следами и предметами, указывающими на возможность совершения преступления против личности; отработка версий исчезновения граждан при криминальных или других обстоятельствах; проверка показаний лиц и информации о совершении убийств с последующим сокрытием трупа; обнаружение частей расчлененного трупа и т. п. Разыскные собаки в этом случае используются для обследования лесных массивов, лесопосадок, полей, пустырей, пересеченной местности, приусадебных участков, свалок, строительных площадок, помещений (чердаков, подвалов, жилых и нежилых строений), различных сооружений, территорий вокруг них, мелководья и болотистой местности с целью обнаружения узлов, мешков, контейнеров с трупами или их частями, а также трупов (их частей), открыто лежащих на поверхности или подвешенных над землей, спрятанных в траве, листве, хворосте, зарытых в земле, замаскированных другими предметами. При осмотре помещений кинолог сначала предоставляет возможность собаке ознакомиться с помещением, а в дальнейшем руководит поиском, давая собаке направляющие жесты на наиболее подозрительные места.
Применение собаки считается результативным, если во время проведения разыскных мероприятий с ее помощью обнаружены труп или его части, одежда потерпевшего, упаковочный материал, использовавшийся для сокрытия трупа, орудия преступления и иные вещественные доказательства, что позволило с помощью других сил и средств установить личность погибшего и изобличить преступника. В каждом случае применения служебно-разыскной собаки при проведении оперативно-разыскных мероприятий инспектор-кинолог составляет акт. В нем дается детальное описание порядка применения собаки, ее поведения и пути движения. Акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр приобщается к оперативно-разыскным материалам или уголовному делу, второй – кинолог представляет своему непосредственному начальнику, который проверяет этот документ и вместе с ежемесячной докладной запиской о работе инспекторов-кинологов направляет его в управление (отдел) уголовного розыска МВД, ГУМВД, УМВД.
При результативном применении служебно-разыскной собаки, если она, работая по следу, или на выборке, или во время проведения операции, обхода, патрулирования, осмотра местности, обнаружила преступника, похищенное имущество, орудие преступления, иные вещественные доказательства, или в процессе отработки следа привела следственно-оперативную группу к месту, где находился преступник после совершения преступления, руководитель следственно-оперативной группы или оперативный сотрудник – инициатор проведения ОРМ, составляет справку, которая направляется в управление (отдел) уголовного розыска МВД, ГУМВД, УМВД для учета и приобщения к акту о применении служебно-разыскной собаки.
Следует также отметить, что факт производства выборки или применения служебно-разыскной собаки на месте происшествия должен быть зафиксирован в протоколе осмотра – в заключительной его части. Во вводной части протокола, наряду с данными о других участниках следственного действия, указываются сведения о проводнике (кинологе) служебно-разыскной собаки. Если имеет место положительный результат применения служебно-разыскной собаки, то в протоколе отражается, что на таком-то расстоянии от конкретного ориентира обнаружены следы (объекты), которые зафиксированы и изъяты для решения вопроса о приобщении их к материалам дела. При отрицательном результате в протоколе (акте) отражается, что при осмотре местности по пути движения кинолога со служебно-разыскной собакой следов, относящихся к событию происшествия, не обнаружено.