в какой форме написано произведение лермонтова мцыри
Поэма «Мцыри» М. Ю. Лермонтова: анализ, содержание и проблематика
Мцыри – романтическое произведение М. Ю. Лермонтова, навеянное легендами и пейзажами Кавказских гор и впервые опубликованное в 1840 году. Лермонтов долго вынашивал замысел поэмы.
Главный герой поэмы, юноша, плененный в горном (возможно, черкесском) ауле, и увезенный русским генералом. Из-за тяжелой болезни ребенок был оставлен в монастыре, где вырос среди монахов. Авторское отношение к Мцыри легко понять, если прочитать поэму. В ней показан идеал свободного духа. Юноша не желает покоряться судьбе, мечтает вернуться на родину, обнять близких, и потому бежит из монастыря.
История создания
История написания поэмы «Мцыри» представляет собой интересные факты, которые помогут читателю лучше понять замысел автора:
Создание «Мцыри», точнее, его планирование заняло почти 10 лет. Лермонтов думал о сюжете уже в 17 лет, что мы узнаем из его дневника:
«Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре, кроме священных книг, ничего не читал. Страстная дума таится – Идеалы».
Жанр, направление и размер
Художественное направление произведения «Мцыри» можно определить, как романтизм. Чтобы убедиться в этом, достаточно рассмотреть черты романтизма в книге:
Жанр творения Лермонтова «Мцыри» можно определить, как поэму. Это объёмное произведение, имеющее стихотворную форму. Характер поэмы — лиро-эпический, ведь в основе лежит сюжетная линия, а не просто описание. Текст обогащён яркими выразительными средствами.
Размер «Мцыри» — четырехстопный ямб.
Художественные средства
Литературоведы замечают, что это произведение изобилует множеством средств художественной выразительности. Заметней всего эпитеты, легко определяющиеся в словосочетаниях; «сумрачные стены», «сладостные имена» и «разгульная юность».
В тексте много сравнений. Наиболее запоминающиеся среди них: «люди вольны, как орлы», «обнявшись, будто две сестры», «я сам, как зверь, был чужд людей». Есть в нём и метафоры, и сравнения. Все они служат тому, чтобы убедительно передать поэтическую картину окружающего мира, а заодно и подчеркнуть тяжесть переживаний главного героя.
Организация поэмы использует четырехстопный ямб, из-за чего она звучит резко и мужественно. В ней встречаются риторические вопросы и восклицания. В устах хорошего чтеца «Мцыри» приобретает особенную страстность и живость.
Композиция и конфликт
Поэма «Мцыри» разделена на две неравные части.
Конфликт, лежащий в основе сюжета поэмы, заключается в противостоянии героя и общества. О выборе, который он делает между жизнью невольным рабом и смертью свободным человеком.
Смысл названия
В качестве названия для своей поэмы Лермонтов использовал грузинское слово «мцыри», которое переводится, как послушник, таким образом писатель сразу же обозначает главного героя произведения, за которым и должен следить читатель. Главный герой даже не имеет имени, его так и зовут по статусу, который он имеет в монастыре. Это говорит об универсальности образа: все мы находимся в плену цивилизации, навязанном нам с рождения.
Однако слово «мцыри» имеет несколько значений, и одно из них – чужеземец. Таким образом, поэт в очередной раз подчёркивает свою основную идею, обозначая отчуждённость и потерянность своего героя в чужом для него мире.
Краткое содержание «Мцыри» для читательского дневника
ФИО автора: Лермонтов Михаил Юрьевич
Название: Мцыри
Число страниц: 38. Лермонтов Михаил Юрьевич. «Мцыри». Издательство «Т8», 2020 год
Жанр: Поэма
Год написания: 1839 год
Суть: о чём поэма?
Поэма начинается с того, что недалеко от горного монастыря русский генерал вёз захваченного им мальчика-горца. Мальчик заболел, и генерал вынужден был оставить его на попечении монахов.
Монахи выходили героя и оставили его в обители. Сначала мальчик не мог ужиться в незнакомой ему обстановке, но со временем выучил русский язык и даже проникся православием. Ребенок превратился в прекрасного юношу и, казалось бы, был уже готов посвятить свою жизнь служению Богу, но однажды он бесследно исчез.
Героя находят через три дня в лесу, израненного и больного. Уже фактически на смертном одре юноша рассказывает о тех трёх днях, которые он провёл в горах, и в итоге приходит к выводу, что те три дня свободы были для него гораздо ценнее жизни в неволе. После этого главный герой умирает.
Подробнее о содержании поэмы Вы можете узнать в кратком содержании. Там же Вы найдете отзыв для читательского дневника,
Главные герои и их характеристика
Характеристика героев и система образом отражена Многомудрым Литреконом в таблице:
Герой | Характеристика |
Мцыри | Юный послушник– горец, пленённый в детстве русским генералом и воспитанный православными монахами. Прекрасен и душой, и телом. Горд, свободолюбив и принципиален. Готов умереть за свои идеалы, но никогда не примет чужие. Любит родину и тоскует по семье. Тяготится своим одиночеством. Жаждет упокоиться в родной земле. На протяжении всей жизни терзался сомнениями, где ему будет лучше — в монастыре или на родине. В итоге юноша решает для себя этот вопрос и умирает счастливым, хоть и жалеет о том, что не добрался до родных мест, чтобы найти покой среди своих гробниц. |
Монах | Перед смертью юношу исповедует спокойный, терпеливый и молчаливый старик. Он составляет контраст с пылким и страстным юношей. Характер монаха передает атмосферу монастыря — родную для старца, но чуждую для юного сердца. Там спокойно и мирно, но не того нужно юноше от жизни. |
Генерал | Мы не знакомы с генералом и не знаем, зачем ему понадобился мальчик. Однако очевидно, что герой довольно легкомысленно и эгоистично вырвал птенца из его гнезда и отправился в рискованный путь, в ходе которого ребенок еще и заболел. Словом, дальновидным и отзывчивым генерала точно не назвать. |
Грузинка | Прекрасная, тонкая и веселая девушка в бедном наряде, которую повстречал Мцыри в своем странствии. |
Вместо послесловия
Сочинение «Образ Мцыри» по Лермонтову писать интересно, да и чтение его доставляет удовольствие. Герой может показаться сломленным, но нет! В его финальных словах чувствуется сожаление только о том, что его затея не увенчалась успехом. Мцыри тяготится тем, что ему суждено умереть рабом и сиротой среди чужеземцев, с которыми он жил. Он готов променять своих две жизни на одну, но настоящую, полную тревог и дорог. Но увы, это невозможно.
Напоследок Мцыри просит монаха, которому исповедуется, похоронить его в дальнем углу монастырского сада, откуда видны его родные края. Он не сломлен, он не отказывается от своей цели и надеется на то, что после смерти бренного тела его душа все же сможет достичь заветной дали.
Эта романтическая поэма, написанная мелодичным языком и наполненная философскими раздумьями, не сможет оставить равнодушным читателя!
Тематика поэмы «Мцыри» может быть описана подробнее. Если в этом есть необходимость, напишите об этом Многомудрому Литрекону в комментариях.
Образ героя
Мцыри – герой романтический, а сама поэма написана в стиле «Шильонского узника» Байрона. Но если герой британского поэта противостоит всему человечеству как таковому, персонаж Лермонтова стремится к людям. У него есть цель – возвратиться к своим, а не жить среди тех, кто не понимает порывы его души.
Образ Мцыри в поэме – это портрет человека, которого оторвали от корней, поэтому он обречен на гибель. Но почему герой так и не смог возвратиться домой, несмотря на такое сильное желание? Трудно ответить. Возможно, юноша не был готов морально, а быть может, он боялся, что и там его будут принимать за чужака. Ведь столько лет прошло! А может, его судьба была предначертана высшими силами, и ему они не позволили вернуться в родные и милые сердцу места.
Проблемы
Проблематика поэмы «Мцыри» не менее интересна. Ее также можно дополнить, попросив у Многомудрого Литрекона продолжения в комментариях.
Анализ и отзывы
В поэме «Мцыри» действие разворачивается на Кавказе, который вошёл в литературное наследие Михаила Юрьевича как территория бесконечной свободы и дикой вольности, где человек противостоит заведомо превосходящим его силам стихии, пространством бесконечной авантюры, боя с природой и боя с самим собой.
В «Мцыри» отражены обычные лермонтовские мотивы, связанные с бегством романтического героя из родимых мест, где он не понят, не признан, в далёкие неведомые края. Но ситуация развивается в обратном порядке: герой бежит не с родины, а на родину, загадочную и неизвестную для него, так как он был вывезен оттуда слишком юным, и его память почти не сохранила воспоминаний о ней.
«Мцыри» как романтическая поэма о герое-бунтаре имела своих предшественников в литературе. В «Мцыри» угадывается влияние поэмы «Чернец» (1825) И. И. Козлова, написанной в форме лирической исповеди молодого монаха. Несмотря на внешнее сходство сюжетов, у произведений разное идейное содержание. Просматривается связь с декабристской литературой и поэзией И. В. Гёте. Кроме того, в «Мцыри» повторены многие мысли и отдельные стихи из более ранних поэм самого Лермонтова, в частности, «Исповеди» и «Боярина Орши»[1].
Исповедь Мцыри. Илл. Л. О. Пастернака. Чёрная акварель. 1891 год.
Особое место в поэме отведено природе. Она здесь не просто живописный фон, но и действенная сила, заключающая в себе грозную опасность. И в то же время приносит радость наслаждения своей неповторимой красотой, дикой вольностью, позволяет герою в полной мере проявить себя. В ней — величие и красота, отсутствующие в человеческом обществе.
Образ монастыря в поэме — это символ действительности, враждебной природной естественности и простоте, которой противодействует Мцыри. Позиция Лермонтова определяется утверждением, что в природе человека — залог возможной гармонии, между тем как в обществе, напротив, — источник дисгармонии. Проблематика поэмы предвосхищает типично толстовскую литературную ситуацию: представление о простой патриархальной жизни как общественной норме и трагическая невозможность героя реализовать своё стремление к ней[2].
«Мцыри» написана четырёхстопным ямбом с исключительно мужской рифмой.
Произведение получило самые хвалебные отзывы современников поэта и литературных критиков. Сохранились воспоминания о чтении «Мцыри» самим автором.
Вот как это описывает А. Н. Муравьев в своей книге «Знакомство с русскими поэтами» (Киев, 1871 г., с.27): «Мне случилось однажды, — пишет А. Н. Муравьев, — в Царском Селе уловить лучшую минуту его вдохновения. В летний вечер я к нему зашел и застал его [Лермонтова] за письменным столом, с пылающим лицом и с огненными глазами, которые были у него особенно выразительны. „Что с тобою?“ спросил я. „Сядьте и слушайте“, — сказал он, и в ту же минуту, в порыве восторга, прочел мне, от начала до конца, всю великолепную поэму Мцыри… которая только что вылилась из-под его вдохновенного пера… Никогда никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления»[2].
Известно также, что Лермонтов, в день именин Гоголя, 9 мая 1840 года в Москве «читал наизусть Гоголю и другим, кто тут случились, отрывок из новой своей поэмы „Мцыри“, и читал, говорят, прекрасно»[6].
Белинский пишет о поэме: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью»[7].
Основная идея
Лермонтов противопоставил безопасную, но порочную цивилизацию, превращающую людей в рабов, дикой, но прекрасной природе, которая освобождает человека от лжи и иллюзий. Поэт провозглашает идею свободы, которая стоит любых жертв. В этом и заключается смысл поэмы «Мцыри». Мы не должны смириться с тем, что кто-то выбирает судьбу за нас.
СПАДИЛО.РУ
История создания
В 1837 г. М. Ю. Лермонтов, направляясь в ссылку на Кавказ, встретился в Мцхете с одиноким монахом. Тот рассказал поэту удивительную историю своей жизни. Будучи ребенком, монах был взят в плен русскими войсками и помещен в монастырь. Мальчик долго не мог смириться со своим положением, несколько раз пытался бежать. После последней попытки он опасно заболел и лишь чудом остался жив. Это побудило его покориться своей участи и навсегда остаться в монастыре.
Рассказ монаха очень понравился Лермонтову. В «Исповеди» и «Боярине Орше» он уже разрабатывал лирический монолог романтического героя. Взяв из этих произведений некоторые фрагменты, он написал поэму «Мцыри». По свидетельству А. П. Муравьева, произведение было закончено в Царском Селе. На авторской рукописи имеется дата окончания работы — 5 августа 1839 г.
Смысл названия
В переводе с грузинского языка «мцыри» — послушник при монастыре.
Главная тема произведения
Главная тема произведения — стремление к свободе.
Страдающему от одиночества и непонимания Лермонтову очень импонировала тяга кавказских народов к свободе. История одинокого монаха лишний раз подтверждала его высокое мнение о врожденной независимости горцев.
Мцыри был взят в плен в очень раннем возрасте. Несмотря на это, ребенок чувствовал лишь одну «пламенную страсть» — вырваться из тесных монастырских стен в «чудный мир тревог и битв». В его крови бушевала любовь к воле и простору.
Взрослея, Мцыри все больше осознавал свою ущербность. Его насильно оторвали не только от родных и близких, но даже от могил своих предков. В «земле чужой» юный горец чувствовал себя «рабом и сиротой».
Окружающие Мцыри смиренные монахи добровольно отреклись от живого мира. Его упреки собеседнику вполне справедливы. Старик прожил много лет, он познал ненависть и любовь, много видел и ощутил. Сполна пресытившись жизнью, он может спокойно жить в монастыре, подавив все желания. Мцыри даже не успел насладиться красотой мира.
Убежав из заточения, Мцыри был ошеломлен и буквально опьянен свободой. Открывшаяся ему картина необъятной природы пробудила в душе воспоминания о родном ауле. Вместо однообразных «келий душных и молитв» в сознании юного монаха возникли позабытые краски и звуки.
Три дня, проведенных Мцыри на воле, стали самым счастливым временем в его жизни. Он наконец-то смог оценить свою силу и молодость, которые больше ничто не сдерживало. Его случайная встреча с молодой грузинкой пробудила смутные надежды на любовь.
Трагедия Мцыри заключалась в том, что весь этот прекрасный мир был ему совершенно незнаком. Пытаясь найти дорогу к родным местам, он заблудился. Очень ярко описано отчаяние беглеца: «грыз сырую грудь земли».
Мцыри не чувствует благодарности к старику, который нашел и спас его. Спасение и возвращение в монастырь никогда не заменят ему полученного глотка свободы. Мцыри уже смирился со смертью, но еще больше ожесточился против пожизненного заключения. Пленник мечтает об одном — встретить последние мгновения в саду, куда может долететь «прохладный ветерок» с Кавказа.
Проблематика
Центральная проблема произведения — нелегкий выбор между жизнью в рабстве и смертью на свободе.
Свободолюбивый Мцыри решает эту проблему однозначно. Превыше всего он ценит вольную жизнь, о которой судит лишь на основании смутных воспоминаний. Мцыри смело идет навстречу любой опасности. Для него поимка и возвращение в монастырь выглядят намного страшнее, чем схватка с диким зверем.
Еще одна проблема, которая была актуальна на протяжении всего XIX века и вновь обострилась в конце XX века, — сопротивление народов Кавказа российскому владычеству. Образ Мцыри — яркий символ врожденного стремления горцев к независимости.
Композиция
Поэма представляет собой монолог главного героя, который предваряет небольшое авторское вступление.
Чему учит автор
Во время первой ссылки Лермонтову не довелось принять участие в боевых действиях. Не чувствуя личной неприязни, он очень уважительно относился к народам Кавказа. Изучая местный фольклор, поэт по достоинству оценил свободолюбивые традиции горцев. Образ несчастного пленника Мцыри вызывает жалость и сострадание.
Чему учит?
Поэма «Мцыри» учит нас никогда не сдаваться, не впадать в отчаяние и постоянно бороться за свои идеалы. Даже если свобода требует жертв, нужно идти за нею, что бы это ни означало, иначе человек теряет всего себя. Мораль истории заключается в том, что жизнь в рабстве не имеет смысла.
Автор превозносит такие идеалы, как стремление к свободе и любовь к родине, даже если они в итоге могут привести человека к гибели. Нравственные уроки «Мцыри» говорят о святости патриотизма и о важности исторических корней в жизни каждого из нас.
Мцыри
Мцыри | |
Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты (Кавказский вид с саклей). Картина М. Ю. Лермонтова, 1837 г. | |
Жанр: | СодержаниеИстория созданияВ наши дни уже невозможно установить насколько достоверны сведения, сообщенные Висковатым. Однако история, описанная в поэме, вполне могла произойти в реальности. Захват русскими детей горцев в плен во время Кавказской войны был вполне обычным явлением. Кроме того Лермонтову мог быть известен ещё один такой пример: непростая судьба российского художника П. З. Захарова, чеченца по национальности, также совсем маленьким мальчиком попавшем в плен к русским и всё тем же генералом А. П. Ермоловом отвезённого в Тифлис. [1] Окончательно поэма была доделана автором, согласно пометке на обложке тетради Лермонтова: «1839 года Августа 5». Через год она была напечатана и стала одной из двух поэм (другой была Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова), вошедших в прижизненный сборник стихотворений. СюжетТам, где, сливаяся, шумят, В основе поэмы — трагическая история мальчика-горца, который был пленён русским генералом. Тот повёз его с собой, но дорогой ребёнок заболел. Монахи близлежащего монастыря пожалели маленького пленника и оставили жить в обители, где и он вырос. Так юный Мцыри оказался обречён на жизнь вдали от отечества и «вдали от солнечного света», которая казалась ему жизнью узника. Мальчик всё время тосковал по родине. Однако постепенно подкидыш как будто привык к «плену», выучил чужой язык, готов принять иную традицию, где как ему кажется он чувствует себя своим, был окрещён и уже собирался принять монашеский обет. И в этот самый момент словно изнутри сознания семнадцатилетнего юноши возникает нечто иное, мощный душевный порыв, заставляющий его решиться на побег. Мцыри, воспользовавшись моментом убегает из монастыря. Он бежит неведомо куда. Ощущение воли возвращает юноше даже то, что, казалось бы, навсегда отняла неволя: память детства. Он вспоминает и родную речь, и родной аул, и лица близких — отца, сестёр, братьев. Уже в обители Мцыри приходит в себя. Юноша истощён, но даже не прикасается к пище. Понимая, что его побег не удался, он сознательно приближает свою кончину. На все расспросы монастырских братьев отвечает молчанием. Путь к мятежной душе Мцыри находит лишь старый чернец, который его крестил. Видя, что его воспитанник не сегодня завтра умрёт, он хочет исповедовать юношу. Исповеднику Мцыри живо и ярко рассказывает о трёх днях, проведённые им на воле. Ты слушать исповедь мою И лишь одно тяготит душу Мцыри — клятвопреступление. Будучи отроком, он поклялся самому себе, что рано или поздно убежит из монастыря и обязательно отыщет тропу в родные пределы. Он бежит, идёт, мчится, ползет, карабкается вроде бы следует правильному направлению — на восток, но в итоге сделав большой круг, возвращается назад в то самое место, откуда начался его побег. И снова оказывается в стане не то друзей, не то врагов. С одной стороны эти люди его выходили, спасли его от смерти, подготовили к будущей благочестивой жизни, а с другой — это люди другой культуры, и Мцыри не может до конца счесть это место своим домом. Он признается монаху, что в душе его всегда была единственная пламенная страсть — к свободе. И упрекает его за своё спасение: Старик! я слышал много раз, Мцыри жалеет не о своём поступке. Его печалит мысль, что суждено ему умереть рабом и сиротой. И я как жил, в земле чужой Умирающий Мцыри заканчивает свою исповедь просьбой перенести его в дальний угол монастырского сада, откуда он сможет перед смертью увидеть горы родного края, которого так и не достиг. Последними словами юноши стала фраза: И с этой мыслью я засну, На первый взгляд кажется, что произносит её сломленный человек. Но в конце фразы стоит восклицательный знак, который должен говорить о романтической направленности героя Мцыри, неистового в своей страсти попасть в родимые места. И несмотря на то, что юноша погибает в монастыре, не реализовав свою заветную мечту вернуться на родину предков, он всё равно добьётся этой цели, но уже в каком-то ином мире после смерти. Анализ и отзывыПоэма «Мцыри» характерна для Лермонтова, так как действие в ней разворачивается на Кавказе. Кавказ вошёл в литературное наследие Михаила Юрьевича как территория бесконечной свободы и дикой вольности, где человек противостоит заведомо превосходящим его силам стихии, пространством бесконечной авантюры, боя с природой и боя с самим собой. В «Мцыри» отражены обычные лермонтовские мотивы связанные с бегством романтического героя, из родимых мест, где он не понят, не признан, в далёкие неведомые края. Но в «Мцыри» развивается обратная ситуация. Здесь герой бежит наоборот на родину, и вместе с тем загадочную и неизвестную для него, так как слишком юным он был вывезен оттуда, чтобы в его памяти сохранились ясные картины той. Особое место в поэме отведено природе. Она здесь не просто живописный фон, но и действенная сила, заключающая в себе грозную опасность. И в то же время приносит радость наслаждения своей неповторимой красотой, дикой вольностью, позволяет герою в полной мере проявить себя. В ней — величие и красота, отсутствующие в человеческом обществе. «Мцыри» написана четырёхстопным ямбом с исключительно мужской рифмой. Произведение получило самые хвалебные отзывы современников поэта и литературных критиков. Сохранились воспоминания о чтении «Мцыри» самим автором.
|
---|