в какой экскурсии рассказ преобладает над показом
Уровни взаимодействия показа и рассказа в экскурсии
Рассказ по показа звучит в разное время. Обычно в начале экскурсии дается краткая справка об объекте, задача которой обратить внимание экскурсантов на какие-либо особенности объекта, заинтересовать их с помощью интересной подробности. Далее рассказ звучит в ходе показа, когда он имеет форму справки, характеристики, комментария, репортажа, объяснения, описания, литературного монтажа. После показа в рассказе должны прозвучать краткие выводы по поводу увиденного.
Соотношение этих двух элементов меняется в зависимости от конкретного содержания экскурсии. Их взаимное сообщения обусловлено: особенностями конкретной аудитории; обеспеченностью данной темы объектами; характером объектов, которые демонстрируются, степенью их сохранности; объемом фактического материала, которым располагает экскурсовод; сложностями наблюдения и понимания объектов экскурсантами.
В процессе становления экскурсии выделяют пять основных уровней сообщения показа и рассказа. При этом роль показа растет от уровня к уровню, стремясь к оптимальному сообщение между показом объектов и рассказом о событиях, с ними связанных. В качестве примера проанализируем схему сопряжения показа и рассказа в автобусной экскурсии.
На первом уровне находится самая экскурсия, когда показ практически отсутствует. Происходит осмотр объектов, в виде наглядных фрагментов сопровождает рассказ экскурсовода. Такой уровень знакомства с объектами экскурсии характерен для путевой экскурсионной информации. Экскурсионная методика при этом не используется.
При втором уровне преобладает рассказ, носящий лекционный характер, показ используется в незначительной степени. Экскурсовод иллюстрирует свое выступление учебно-наглядными пособиями, которые помогают раскрытию темы (например, репродукциями картин, чертежами, фотографиями). Но показ на этом уровне подчиненный рассказы, она используется только как вспомогательный прием. Экскурсовод использует методические приемы рассказа.
Третийуровень предполагает равное соотношение показа и рассказа. Значительно возрастает роль предметной наглядности по сравнению со вторым уровнем. Экскурсовод начинает использовать элементы показа, при этом меняется роль участников экскурсии. С пассивных слушателей они становятся еще и зрителями. Это повышает эффективность восприятия экскурсионного материала и активизирует роль экскурсовода. На этой ступени становления экскурсии происходит распределение объектов на основные и дополнительные, делается попытка создать постоянный текст рассказа (конспект, тезисы рассказы, план изложения темы), связан логическими переходами. Выделяются подтемы и начинают использоваться отдельные методические приемы показа.
Наконец, на пятомуровне достигается оптимальное соотношение показа и рассказа. Показ занимает уже главенствующее положение, подчиняя себе рассказ. Последний может вестись в разных экскурсионных формах: в виде комментария, справки, объяснения, вводного слова к показу объектов или заключительной части после их показа. Методика и техника проведения экскурсии стремятся к совершенству, максимально используются различные виды экскурсионного анализа. Экскурсовод играет главную роль в процессе руководства восприятием материала. При этом показ и рассказ начинают взаимодействовать и взаимодополнять друг друга, достигая общей цели.
Стоит также понимать, что важное значение имеет не только правильное сочетание элементов показа и рассказа, но и последовательность их использования. Рассказ в экскурсии должен логично дополнять и продолжать показ, и наоборот.
Кроме показа и рассказа используются особые методические приемы, помогающие лучше усваивать содержание материала. К ним относятся: движение; встречи с участниками событий; прослушивания звукозаписей; активизация познавательной деятельности экскурсантов; элементы ритуала.
Движение, будучи одним из 7 признаков экскурсии, также особым методическим приемом для лучшего ознакомления с объектом. При этом оно представляет собой перемещение экскурсантов вблизи объекта с целью лучшего его наблюдения (например, обзор крепостных стен). В ряде случаев движение группы применяется для того, чтобы экскурсанты получили представление о крутизне склона, глубине рва. Кроме того, движение используется как методический прием показа отдельных зданий, сооружений, улиц. При необходимости применяют замедленное движение на автобусе вокруг комплекса объектов, когда этот комплекс на глазах экскурсантов как бы вращается, выявляя все новые объекты.
Наибольшую эффективность дает использование приема движения в тех случаях, когда, по замыслу авторов экскурсии, ее участники должны почувствовать динамику конкретного события. Экскурсовод во время показа (например, поля, где проходило сражение) предлагает участникам самим проделать путь, которым следовали герои события (Саур-Могила). Такое передвижения позволяет оценить расстояние, размеры ратного поля.
Профессионально подготовленные экскурсоводы умело используют формы движения в экскурсии, добиваясь тем самым более эффективного усвоения наглядного материала.
Встречи с участниками событий. При проведении экскурсий с быть организованы встречи с ветеранами, учеными, писателями. Такие встречи должны с хорошо подготовлены. Необходимо заранее согласовать с участниками содержание выступления, чтобы оно соответствовало теме и не повторяло рассказ экскурсовода.
Прослушивание звукозаписей. При посещении мест, где жили выдающиеся писатели, композиторы, в экскурсию можно включить прослушивание звукозаписей произведений или голосов самих авторов (например, в Ясной Поляне можно предложить запись речи Л. Н. Толстого на фонографе, сделанную в числе первых в России). Кроме того, прослушивание записей можно использовать в экскурсиях на военно-исторические темы (в экскурсиях на Саур-Могилу могут быть включены записи песен военных лет, сообщение Совинформбюро). Заранее перед экскурсией нужно убедиться в исправности аудиотехники. Фрагменты звукозаписей должны точно соответствовать теме экскурсии и не могут быть длительными, так как это утомляет экскурсантов.
Активизация познавательной деятельности. Известно, что внимание экскурсантов неравномерно в ходе экскурсии. Произвольное внимание уменьшается, например, после 15-20 мин. рассказа. У детей этот промежуток еще меньше. Для привлечения внимания, усиление познавательной активности экскурсантов в экскурсионной методике есть особые приемы.
Прием исследования. Используется для активизации восприятия содержания экскурсии ее участниками, чаще всего детьми и подростками. Например, глубина колодца определяется с помощью горящего листа бумаги, падая, освещает сначала стенки, затем далеко дно; глубина ущелья измеряется брошенным камешком.
Этот прием часто сочетается с приемом заданий. В таком случае экскурсовод не один проводит исследования, а обращается к экскурсантам с просьбой, например, прочитать вслух надпись на историческом памятнике, вспомнить, какие произведения писателя, художника знают экскурсанты. Методический прием задачи способствует более глубокому восприятию знаний на экскурсии. Экскурсовод может подвести экскурсантов к нужным выводам и обобщениям, задавая заранее продуманные вопросы по теме, учитывая при этом состав группы, место и время экскурсии.
Такие приемы повествования, как сталкивание противоположных мнений, проблемной ситуации, дискуссии, вопросов и ответов, а также способствуют активизации внимания. Вообще распределение методических приемов на приемы повествования, показа и особые методические приемы условное, необходимое для четкого усвоения.
Во многих экскурсиях используются элементы ритуала. Под ритуалом в экскурсионном деле понимается комплекс мероприятий, произведенная народными традициями и обычаями, соблюдение которого экскурсантами должен корректно обеспечить грамотный экскурсовод. В качестве примеров использования элементов ритуала в экскурсии можно рассматривать минуты молчания, которыми экскурсанты чтят память погибших в местах захоронений и мемориалов; присутствие при изменениях почетного караула; участие экскурсантов в различных шествиях и митингах; прослушивания траурных мелодий, гимн, т.д.
Чтобы умело использовать элементы ритуала в экскурсии, экскурсоводу необходимо знать порядок возложения цветов, обращения экскурсантов в местах расположения братских могил и обелисков, участия в почетном карауле, в минутах молчания, правила поведения у Вечного огня и в местах захоронений. Перед с экскурсии экскурсовод должен обязательно ознакомить группу со всеми элементами ритуала и правилами поведения в каждой конкретной ситуации, с ним связанной.
Неумелое использование элементов ритуала, так же как и несоблюдение принятого в историческом месте церемониала могут привести к негативному и даже непредсказуемым последствиям.
Например, при посещении действующего мужского монастыря древнего крымского города Чуфут-Кале грамотный экскурсовод обязательно должен предупредить экскурсантов о необходимости присутствия головных уборов у женщин и недопустимости посещения монастыря в плавках или без майки, о невозможности ведения фото- и видеосъемки. Стоит сообщить группе о том, что на территории монастыря находится уникальный источник, чтобы экскурсанты захватили с собой емкости для воды.
Экскурсовод также должен учитывать различия национальных традиций и предупреждать группу о возможных трудностях и недоразумения. Необходимо заметить, что история знает примеры того, как неумелые действия и ошибки экскурсовода приводили к крупным международным скандалам.
Таким образом, грамотное применение элементов ритуала имеет важнейшее значение при проведении экскурсий.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ЭКСКУРСОВЕДЕНИЯ
1.12. Сочетание показа и рассказа в экскурсии
Показ и рассказ на экскурсии не являются величинами одинаковыми для всех видов и тем экскурсий. Соотношение рассказа и показа может и должно изменяться. Показ объектов на одной экскурсии отличается от показа на другой по той же теме и по времени, затрачиваемому на него, и по методике проведения Такие же изменения происходят с рассказом. Он может быть более или менее подробным, более или менее образным
Экскурсия за более чем вековой путь своего существования изменялась, обогащалась, особенно в области методики ведения. При этом оставалось неизменным соотношение ее главных элементов.
Показ подчинен рассказу и используется в качестве иллюстраций, подкрепляющих выдвигаемые положения. Рассказ по своему значению и воздействию на аудиторию больше показа, экскурсовод использует методические приемы рассказа.
На этой ступени становления экскурсии происходит деление объектов на основные и дополнительные, обозначаются выходы группы из автобуса для непосредственного ознакомления с объектами. Делается попытка создать постоянный текст рассказа, который пока еще называется по-разному: конспект, развернутый план изложения материала, тезисы и т. п. Выделяются подтемы. Начинают использоваться отдельные методические приемы показа. Подбираются логические переходы (словесные мостики) между подтемами, которые раскрываются на объектах.
Вступительное слово и заключение становятся самостоятельными частями экскурсии, место недостающих звеньев восполняют экспонаты «портфеля экскурсовода». Мероприятие становится экскурсией.
Таблица 1.2. Уровни возрастания роли показа
I | II | III | IV | V | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Р(п) | Р>П | Р=П | Р показ => показ => рассказ => показ => рассказ => показ :=> рассказ => показ => показ => рассказ => рассказ и т.д.Экскурсия как взаимодействие трех компонентовСвязь трех компонентов экскурсии можно схематично изобразить в виде треугольника:
В экскурсионной практике существуют различные взаимодействия экскурсовода, объектов и экскурсантов. Степень активности каждого из названных компонентов, их возрастающая роль оказывают воздействие на качество экскурсионного мероприятия в целом. Взаимодействие трех компонентов экскурсии является основой показа. Эффективность самого показа следует рассматривать как результат взаимодействия между экскурсоводом, экскурсантами и объектами. Степень активности экскурсанта (наблюдение, изучение и исследование) нельзя сводить к простой связи между ним, экскурсоводом и зрительно воспринимаемыми объектами. Человек воспринимает информацию в ходе экскурсии также с помощью слуха, обоняния и осязания. Основные формы взаимодействия могут быть прослежены на пяти ступенях, схемы которых рассмотрены ниже. В приводимых схемах наблюдается сначала появление, затем возрастание экскурсионной ситуации, которая рассматривается как совокупность обстоятельств, когда многообразие и организованность получаемых экскурсантами впечатлений делают восприятие более глубоким и действенным.
На этой стадии поставленная перед экскурсией задача несколько усложняется. Передавая свои знания по теме экскурсантам, экскурсовод адресует их к объектам. При этом он делает попытку связать устную речь и зрительный ряд. Экскурсовод активизируется как руководитель показа. Появляются первые признаки активности экскурсантов.
Показывая экскурсантам объекты и сопровождая свои действия пояснениями по теме, экскурсовод использует методические приемы, которые способствуют пониманию и запоминанию экскурсионного материала. Экскурсовод не только передает свои знания экскурсантам, но и создает у них правильное представление об объектах и событиях, с ними связанных. На этой стадии опорой активности экскурсовода становится методика показа и рассказа. Экскурсовод заставляет экскурсантов наблюдать объекты, экскурсанты становятся более внимательными, активными.
На этой стадии возникает экскурсионная ситуация как совокупность условий, обеспечивающих активное взаимодействие компонентов экскурсии. Роль экскурсовода еще больше возрастает. Его действия по отношению к объекту и экскурсантам активизируются. Сочетая методику показа и рассказа, используя наиболее оптимальные методические приемы, экскурсовод приковывает внимание экскурсантов к объекту, заставляя их изучать памятники. В экскурсионном треугольнике все три компонента (экскурсовод, объекты, экскурсанты) активно взаимодействуют.
При такой форме взаимодействия компонентов еще более углубляется экскурсионная ситуация. Экскурсовод добивается, чтобы экскурсанты получили зрительное представление обо всем рассказанном и показанном. Его образный рассказ об объекте и событиях воздействует на экскурсантов, активизирует их внимание, помогает им увидеть объект и события в том виде, в каком он видит их сам. Экскурсовод анализирует объект, используя различные виды экскурсионного анализа, добивается, чтобы сам памятник рассказывал о себе своим «языком». Экскурсанты на этой стадии усваивают материал с помощью таких более сложных видов деятельности, как изучение и исследование объектов. Каждая из приведенных схем дает представление об определенной стадии развития экскурсии. На этих стадиях происходит активизация каждого из компонентов экскурсии. Повышение роли экскурсовода. Роль экскурсовода повышается на всех пяти стадиях становления экскурсии. На второй стадии (схема 3) руководитель экскурсии продолжает выступать в роли лектора. В то же время выдвинутые в рассказе положения он подтверждает зрительными доводами и, частично пользуясь методикой рассказа, несколько усиливает наглядность экскурсии. На четвертой стадии (схема 5) руководитель экскурсии перестает быть лектором. Устная речь (рассказ) и зрительные доказательства (показ) меняются местами. Ведущее место, принадлежавшее рассказу, переходит к показу. Основной движущей силой, обеспечивающей восприятие преподносимого экскурсоводом материала, становятся методические приемы показа, которые на этой стадии начинает использовать экскурсовод, превращая лекцию в экскурсию среднего качества. Для экскурсовода типичны следующие позиции по отношению к аудитории: информатора, комментатора, собеседника, советчика, руководителя процесса познания и воспитания (эмоционального лидера) Активизация экскурсионного объекта. Эффективность экскурсии во многом зависит от объектов, последовательности их показа, умения и навыков экскурсовода, уровня его профессионального мастерства. Наблюдение объекта, основанное на методическом приеме заданий экскурсантам, активизирует объект. Выявленные экскурсантами детали и подробности используются как зрительные доказательства в рассказе. В активизации объекта экскурсоводам помогает профессиональное мастерство (знание методики, умение выполнить ее требования). Важно дать установку экскурсантам, что именно и как наблюдать, добиться, чтобы они правильно и с максимальной эффективностью провели нужные наблюдения. Активизация экскурсантов. Этот процесс зависит от действий экскурсовода. Он своим рассказом об объекте и событиях, с ним связанных, воздействует на экскурсантов, помогает им увидеть объект таким, каким видит его сам. Экскурсовод организует наблюдение объекта, используя различные методические приемы активизации экскурсантов: локализации, заданий, зрительной аналогии; методы анализа, синтеза, абстрагирования и др. В основе наблюдения, изучения и исследования лежат такие качества человека, как наблюдательность, стремление и умение выделить существенное в зрительно воспринимаемых объектах, видеть их малозаметные детали и особенности. Развитие наблюдательности людей составляет одну из задач экскурсовода. Движущей силой активизации компонентов экскурсии является показ, его методика, организация самостоятельного наблюдения объектов экскурсантами. О месте и времени наблюдения говорит следующая схема:
Разница этих видов знакомства с объектами состоит в том, что самостоятельные аналитические действия экскурсантов нарастают. К концу периода наблюдения объекта экскурсовод перестает быть руководителем экскурсионного процесса: он как бы «уходит в тень». Эффективность самостоятельного наблюдения экскурсантами находится в прямой зависимости от условий, в которых находятся участники экскурсии. Назовем некоторые из этих условий: а) избирательность деталей и особенность объекта как основа осознанного, целенаправленного наблюдения и сохранения материала в памяти; Сочетание показа и рассказа является стержнем понятия «сущность экскурсии». Возрастание экскурсионное можно увидеть при последовательном рассмотрении вариантов сочетания показа и рассказа. Перед нами возникает амплитуда от главенствующего положения рассказа в экскурсии к главенствующему положению показа. В пятом варианте сочетания показ окончательно подчиняет себе рассказ. Логика развития экскурсии приводит к оптимальному решению, при котором в сочетании элементов, составляющих экскурсию, показ занимает принадлежащее ему место. Показ первичен и экскурсовод следует от показа к рассказу. Тема 16. Показ и рассказ в экскурсии
В основе экскурсионной методики лежат показ и рассказ. Главное в методике проведения экскурсии – это умение показать объекты, рассказать как о самих объектах, так и связанных с ними исторических событиях. Методы показа объектов не просты, и их выбор находится в прямой зависимости от способа передвижения экскурсионной группы, состава участников, познавательной ценности, известности, выразительности, степени сохранности объектов и др. В основе проведения экскурсии лежит принцип «от показа к рассказу», причем показ объектов занимает в ней ведущее место. Показ в экскурсии – это целенаправленный, последовательный процесс представления экскурсоводом тех объектов, на которых раскрывается содержание экскурсионной темы. Показ объектов должен вестись целенаправленно, в соответствии с поставленными воспитательными и познавательными целями, иначе экскурсия может превратиться в развлекательное мероприятие. Показ объектов на экскурсии должны отличать последовательность и логичность. Необходимо стремиться также, чтобы при показе каждый последующий объект находился в непрерывной связи с предыдущим. Это позволяет сохранить преемственность в материале экскурсии. При осмотре объектов следует выделять главный объект с постепенным переходом к другим, дополняющим и расширяющим материал по рассматриваемой проблеме. В составе крупного ансамбля экскурсовод отдает предпочтение тем объектам, которые оказывают наиболее сильное эмоциональное воздействие. При показе объектов необходимо помнить, что методическая разработка для осмотра каждого объекта предусматривает определенную протяженность во времени. В технологии показа следует выделить две составные части. Первая часть представляет собой краткое словесное описание внешних сторон экскурсионного объекта для привлечения к нему внимания экскурсантов, создания его зрительного образа с целью вычленения объекта из окружающей среды. Она включает в себя: 1) указание на местоположение объекта, которое может сопровождаться жестом руки («слева», «справа», «между двух девятиэтажных зданий старинный особняк. » и т.д.), и 2) характеристику внешних специфических черт объекта (высота, цвет, число различных деталей, этажность здания, форма окон, наличие крыльца, надписи на стенах и т.п.). Наш автобус поворачивает направо на Буденновский проспект, на углу проспекта и улицы Большой Садовой в правые окна автобуса вы видите трехэтажное желтое здание с колоннами, по карнизу которого размещено известное выражение «Искусство принадлежит народу». В этом здании с 1970 года размещается Ростовская государственная консерватория имени Сергея Васильевича Рахманова, о чем и свидетельствует надпись, сделанная золотыми буквами на фасаде справа. Вторая, содержательная, часть показа подразумевает использование так называемых методических приемов показа. Наиболее широко применяются предварительный осмотр, экскурсионный анализ, зрительная реконструкция и монтаж, локализация событий, зрительное сравнение, показ наглядных пособий. Экскурсоводу кроме этих приемов необходимо владеть методикой показа объектов по ходу движения автобуса и методикой показа мемориальной доски. В теоретическом и практическом плане они были хорошо разработаны рядом авторов под руководством Б.В. Емельянова. Показ – процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом или несколькими объектами одновременно (например, с памятником архитектуры или с архитектурным ансамблем). Показ может рассматриваться как действие (или сумма действий) экскурсовода, направленное на выявление сущности предмета. Показ на экскурсиях – многоплановый процесс извлечения зрительной информации из объектов, процесс, во время которого действия экскурсантов производятся в определенной последовательности, с конкретной целью. Термин «показ» не имеет общепринятого толкования. Как специальный термин введен в обиход учеными-экскурсионистами и широко используется в методической литературе по экскурсионному делу. В словарях термины «показ» и «демонстрация» отождествляются. Демонстрация характеризуется как публичный показ, рассчитанный на групповое восприятие какого-либо предмета или явления, как действия определенного лица, представляющего объект для обозрения группой людей (экскурсантов, студентов, учеников). Показ объекта – это система целенаправленных действий экскурсовода и экскурсантов, наблюдение объектов под руководством квалифицированного специалиста. Показ предполагает анализ объектов, активную самостоятельную работу экскурсантов. Показывать – значит демонстрировать предметы, пояснять, делать понятным, доступным то, что видят перед собой экскурсанты, направлять их деятельность. Особенностью показа является способность обнаружить, раскрыть то или иное качество (свойство, способность) наблюдаемого объекта, возможность сделать явным, очевидным то, что незаметно при первом взгляде на предмет. Эффективность наглядности зависит от организации показа объектов, правильного их наблюдения экскурсантами. Человек на экскурсии учится правильно смотреть и видеть, наблюдать и изучать. В этом и состоит задача показа. Создатели экскурсии, разрабатывая тему, должны учитывать предмет показа, цель показа и как полно раскрывается тема экскурсии. Показ вырастает из таких действий человека, как созерцание и осмотр. Если при созерцании и осмотре никто не демонстрирует объект, отсутствует руководитель, то возникает пассивность восприятий предметов зрительного ряда. Осмотр в отличие от показа может быть определен как поверхностное внеплановое знакомство с памятниками. Каждый человек без посторонней помощи может осматривать внешний вид жилого дома или улицу, памятник, знакомиться с экспозицией музея или произведениями живописи Различие осмотра и показа состоит в том, что при осмотре человек воспринимает только внешний вид памятника. При показе же он видит не только памятник, но при помощи экскурсовода различает разные стороны, части, внешние особенности объекта, принимает участие в их анализе. Показ в экскурсии является суммой трех элементов: · самостоятельного наблюдения экскурсантами достопримечательностей; · ознакомления экскурсантов с экспонатами «портфеля экскурсовода»; · показа под руководством экскурсовода других приемов (например, в исторической экскурсии объектами показа являются здания, возведенные в разные эпохи. Ведется показ не только стен здания, его окон, дверей, балконов, других частей и деталей, но и того, что скрыто за стенами здания – комнат, лестниц, коридоров, их убранства, быта, жизни людей, населявших дом в обозреваемое время. Экскурсовод с помощью методических приемов показа и рассказа устанавливает связь между показываемым зданием и событием, которое происходило внутри здания, вблизи). Существует сюжетный и бессюжетный показ объекта. Сюжетные произведения в искусстве относятся, как правило, к историческому и бытовому жанрам. Что касается пейзажа, натюрморта и портрета, то они обычно не имеют сюжета. Сюжет в произведениях изобразительного искусства воплощается через определенный момент действия. Например, в остросюжетной картине В. Сурикова «Утро стрелецкой казни» изображен лишь один исторический момент – подготовка к казни. И в то же время, наблюдая картину, зритель знает, что произошло до этого момента (стрелецкий бунт). Кроме того, он знает, чем это закончилось (казнью стрельцов), хотя сцена самой казни художником не изображена. Сюжетные произведения в искусстве относятся, как правило, к историческому и бытовому жанрам. Умение экскурсовода показать ступени события помогает зрителю воспроизвести прошлое так, что оно отражается в его сознании, как в зеркале, поражает своей значительностью и вызывает эмоции. У любого сюжетного показа на экскурсии есть свои действующие лица. Для них характерны действия. Сюжетный показ оживляет экскурсию, активизирует экскурсантов: они лучше запоминают памятники, усваивают суть событий, связанных с ними, и сам по себе рассказ становится конкретнее. Задачи показа на экскурсии состоят в следующем: 1) показать экскурсионные объекты, которые находятся перед экскурсантами; 2) показать объекты, которых уже нет (сохранились только на фотографии или рисунке); 3) показать историческое событие, которое происходило на данном месте, воссоздать его зрительную картину; 4) показать действия исторического деятеля (писателя, художника, полководца), которые проходили на данном месте; 5) показать объект таким, каким он был в период описываемого события. Эффектный показ экскурсионных объектов требует- определенных условий. В понятия условия показа, входят: а) правильно выбранные точки показа; б) время более выгодное для показа; в) возможность отвлечь внимание экскурсантов от объектов, далеких от темы; г) использование движения экскурсантов в качестве методического приема при показе объектов; д) умения и навыки экскурсовода; е) подготовленность экскурсантов к наблюдению объектов. Существуют особые условия показа архитектурных объектов. Например, показывая архитектурный памятник, не следует подходить к нему с фасада, так как восприятие памятника экскурсантами будет плоскостным и живописным, а не архитектурным. К памятнику нужно подойти с боку так, чтобы была видна его трехмерность (длина, высота, глубина). К храму Василия Блаженного, например, нельзя подходить утром солнечного дня с севера – со стороны Исторического музея. «Сильное освещение убьет трехмерность памятника, погасит его краски, сотрет линии, сделает его почти силуэтом». Чтобы почувствовать архитектурные особенности, ритм кругового движения храма Василия Блаженного, экскурсанты должны обходить его кругом и т. д. Методика требует обеспечения последовательности при осуществлении показа на экскурсии. Примерная схема последовательности действий экскурсовода при показе объекта
Использование ступеней в показе обеспечивает нарастание впечатлений, подводит к обобщениям и выводам. Но не на всех экскурсиях можно проводить показ, поднимаясь по названным ступеням. Например, имеет особенности показ объектов, находящихся в отдалении от экскурсантов, на горизонте. Для этого характерен панорамный показ города, это же применимо и к наблюдению архитектурного ансамбля. Чтобы воспроизвести его в сознании, экскурсантам приходится бросить на него несколько взглядов. Сумма этих взглядов дает представление о внешнем облике объекта. Направление взглядов определяют методические советы экскурсовода и ход мыслей экскурсанта. Эффективность показа зависит не только от знаний и умений экскурсовода, но и от форм помощи экскурсантам в усвоении объектов показа. В тех случаях, когда в экскурсию включается показ сложных по своей конструкции объектов (зданий и сооружений), а также общего вида местности, парков, садов, полей сражений, где эти объекты расположены, экскурсантам можно предварительно показать все это на макетах, моделях, чертежах, планах. Это помогает понять конструкцию объекта, его пропорции, расположение и соразмерность его частей и деталей, их связь между собой. Задача экскурсовода – помочь экскурсантам найти точку, откуда открывается наилучший вид вдаль. Он помогает экскурсантам понять пространственные отношения между объектами, их расположение относительно друг друга. Важно, чтобы экскурсанты представили размеры и объемы объекта. Для этого на наблюдаемой местности выделяют какой-то другой объект, который экскурсанты используют как масштаб измерения: дерево, здание, колокольню, человека. Во всяком объекте есть главное и второстепенное. Экскурсовод выделяет главное, отбрасывает второстепенное, менее существенное. Показ в экскурсии представляет собой двусторонний процесс, который объединяет: а) активные действия руководителя (экскурсовода), направленные на выявление сущности чувственно воспринимаемых объектов; б) активную деятельность экскурсантов (наблюдение, изучение, исследование объектов). Ниже приводится схема, которая показывает нарастание сложности в наблюдении объекта и характер указаний экскурсовода участникам экскурсии.
Экскурсовод своими пояснениями помогает экскурсантам разглядеть то, что перед ними. Указания экскурсовода различают по времени их воздействия на аудиторию. Одни даются до встречи с экскурсионным объектом, до начала наблюдения. Другие указания экскурсанты получают в ходе показа объекта, когда памятник находится в поле их зрения. Третьи – даются в конце наблюдения с целью сообщить методику самостоятельного осмотра экскурсантами подобных объектов в будущем. Указания экскурсовода можно разделить на несколько групп: – ориентирующие экскурсантов на определенные части или детали объекта (по времени – до наблюдения); – направляющие внимание экскурсантов на определенный объект; – рекомендующие сравнить данный объект с каким-либо другим, виденным ими ранее (дается в ходе наблюдения); – разъясняющие особенности объекта показа с целью их более глубокого понимания (в ходе наблюдения); – выделяющие объект из ансамбля или из ряда подобных ему, из окружающей среды (природа, застройка); – предлагающие сделать выводы на основе своих наблюдений. Важное значение приобретает предварительное изучение особенностей объектов. В градостроительной экскурсии такой показ заставит объекты «заговорить» особенностями своей конструкции, в которых реализовался замысел архитектора. Чтобы это произошло при показе объектов, необходимо учитывать их признаки – размеры, объемную форму, назначение при возведении, функции, выполняемые в настоящее время, окраску. ВИДЫ ПОКАЗА. Для автобусной экскурсии характерны четыре вида показа: 1) на ходу автобуса из окон при скорости 50-60 км/ч экскурсовод комментирует то, что видят экскурсанты. Такой вид показа объектов характерен для путевой экскурсионной информации; 2) наблюдение из окон в ходе замедленного движения автобуса при следовании мимо зрительных объектов. Это дает возможность осмотреть памятники истории и культуры, получить поверхностное впечатление о них. Обычно такой показ используется для знакомства с дополнительными объектами; 3) наблюдение объектов при остановке автобуса, без выхода экскурсантов из салона. Показ ведется из окна автобуса. Происходит более глубокое знакомство с объектом, памятными местами. Возможность использования методических приемов показа ограничена. 4) на остановке с выходом экскурсантов из автобуса. Происходит более глубокий показ. Используются методические приемы показа, виды экскурсионного анализа объекта. Существуют варианты взаимодействия человека и объекта вне экскурсии. Вариант первый. Осмотр объекта носит беглый характер. Например, во время следования человека на работу или по другим делам. Более глубокому знакомству с встречающимися в пути объектами даже при наличии интереса к ним мешает отсутствие необходимого времени и навыков. Вариант второй. Осмотр объекта более подробный. Такой осмотр имеет место во время воскресной прогулки человека по городу. Происходит самостоятельное знакомство человека со зданиями, историческими памятниками, улицами и площадями, жизнью города. Более глубокому наблюдению объектов препятствует отсутствие у «экскурсанта» знаний о них и событиях, с ними связанных, отсутствие навыков, а также лиц, способных оказать квалифицированное содействие в осмотре. Вариант третий. Осмотр объектов происходит во время групповой прогулки по городу, когда один из ее участников, не будучи профессиональным экскурсоводом, имея поверхностные знания о городских достопримечательностях, берет на себя его функции. Получаемые экскурсантами сведения отрывочны и не всегда достоверны. Рассказ «экскурсовода» по своему построению и содержанию напоминает путевую экскурсионную информацию, имеет справочный характер. А теперь посмотрим, как происходит это взаимодействие на экскурсиях: Вариант первый. Происходит осмотр заранее подобранных объектов. Сообщаемые в рассказе знания направлены на освоение темы экскурсии. Руководит осмотром специалист – экскурсовод. Использование методических приемов рассказа активизирует взаимодействие человека и объекта. В основе осмотра лежит план. Повышению эффективности данного варианта экскурсии мешает превалирование словесного начала (рассказа). Вариант второй. Происходит показ объектов, зрительное восприятие которых и пояснения экскурсовода раскрывают названную тему. Ведущее место занимают методические приемы показа, экскурсионный анализ объектов. При наблюдении экскурсантами объектов используются элементы изучения. Экскурсовод использует внеречевые формы воздействия на аудиторию и изобразительную наглядность. Вариант третий. При показе объектов активно используются различные виды экскурсионного анализа. В деятельности экскурсантов появляется элемент исследования объектов. Методика показа достигает кульминационной отметки. Экскурсовод апеллирует к образному мышлению экскурсантов, помогая им «увидеть» события прошлого, действия людей, которым посвящена экскурсия.
|