в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения

Тестовое задание по музыке на тему «Драматургия увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена» (7 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тестовое задание по теме:

«Драматургия увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена»

В каком разделе увертюры зарождается конфликт?

Где в увертюре звучит тема гибели Эгмонта?

Г ) между репризой и кодой

В каких разделах развивается музыкальный образ борьбы?

Г ) экспозиция, разработка, реприза

В каком разделе увертюры появляется музыкальный образ победы?

Из какой темы рождается главная тема экспозиции?

А) тема гибели Эгмонта

Б ) вторая тема вступления

В) первая тема вступления

Из какой темы рождается побочная тема экспозиции?

А) тема гибели Эгмонта

Б) вторая тема вступления

В ) первая тема вступления

Что такое увертюра?

Перечислите все МО увертюры?

в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения. placeholder. в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения фото. в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения-placeholder. картинка в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения. картинка placeholder. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения. placeholder. в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения фото. в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения-placeholder. картинка в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения. картинка placeholder. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Курс повышения квалификации

Музыкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста

в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения. placeholder. в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения фото. в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения-placeholder. картинка в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения. картинка placeholder. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения. a loader. в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения фото. в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения-a loader. картинка в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения. картинка a loader. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тестовое задание по музыке на тему «Драматургия увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена» предназначено для промежуточного контроля знаний учащихся 7 класса в рамках темы «Музыкальная драматургия». Тестовый материал содержит ряд вопросов, касающихся понятия «музыкальная драматургия», «сонатная форма» и основных разделов увертюры.

Номер материала: ДБ-508738

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения. placeholder. в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения фото. в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения-placeholder. картинка в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения. картинка placeholder. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения. placeholder. в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения фото. в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения-placeholder. картинка в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения. картинка placeholder. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения. placeholder. в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения фото. в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения-placeholder. картинка в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения. картинка placeholder. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Московские школьники могут уйти на каникулы с 25 октября

Время чтения: 1 минута

в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения. placeholder. в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения фото. в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения-placeholder. картинка в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения. картинка placeholder. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения. placeholder. в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения фото. в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения-placeholder. картинка в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения. картинка placeholder. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Власти Амурской области предложили продлить каникулы в школах в связи с эпидобстановкой

Время чтения: 2 минуты

в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения. placeholder. в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения фото. в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения-placeholder. картинка в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения. картинка placeholder. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Новое в блогах

Бетховен увертюра Эгмонт

в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения. 5992071 2562262. в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения фото. в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения-5992071 2562262. картинка в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения. картинка 5992071 2562262. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

&ab_channel=%D0%AD%D0%B4%D1%83%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%94%D1%8F%D0%B4%D1%8E%D1%80%D0%B0

УВЕРТЮРА «ЭГМОНТ»

Музыка к трагедии Гёте «Эгмонт» была закончена Бетховеном два года спустя после создания пятой симфонии, в 1810 году.

Увертюра — первый из девяти номеров этой музыки.

Трагедия привлекла Бетховена своим героическим содержанием.

События «Эгмонта» относятся к XVI веку, когда народ Нидерландов восстал против своих поработителей — испанцев.

Герцог Альба

в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения. 5992071 2562571. в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения фото. в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения-5992071 2562571. картинка в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения. картинка 5992071 2562571. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Борьбу народа возглавил граф Эгмонт, смелый и мужественный человек.

Эгмонт гибнет, но народ завершает начатое им дело.

Восстание закончилось победой в 1576 году.

А в 1609 году было заключено перемирие, по которому Испания признала независимость части Нидерландов.

Увертюра «Эгмонт» — произведение одночастное. В увертюре Бетховен сумел показать основные моменты развития трагедии в сжатой форме.

Первая из них, аккордовая, звучит торжественно, властно. Низкий регистр, минорный лад придают ей мрачную, зловещую окраску. В оркестре ее исполняют струнные инструменты. Медленный темп, характерный ритм темы напоминают величавую поступь сарабанды:

Вторую тему «запевает» гобой, к которому присоединяются другие деревянные духовые инструменты, а затем и струнные.

В основе мелодии лежит очень выразительная секундовая интонация, которая придает ей скорбный характер.

Тема воспринимается как просьба, жалоба:

Зная содержание трагедии Гёте, можно с определенностью говорить о воплощении здесь образов двух враждебных сил: угнетателей-испанцев и страдающего под их властью нидерландского народа.

Борьба этих сил составляет основу трагедии Гёте, развитие соответствующих музыкальных тем является содержанием увертюры.

Как обычно, увертюра написана в форме сонатного аллегро. Главная партия имеет волевой, героический характер.

Сила и энергия ее постепенно возрастают. Вначале она звучит в нижнем регистре у виолончелей и других струнных инструментов piano, затем подхватывается всем оркестром fortissimo:

Ход на секунду в начале мелодии раскрывает родство главной партии со второй темой вступления — темой «страданий» народа.

Ее героический характер говорит уже не о покорности, а о возмущении нидерландцев и восстании их против поработителей.

Побочная партия также тесно связана с музыкой вступления, она совмещает в себе черты обеих его тем.

В первой фразе — аккордовой, тяжеловесной — без труда можно узнать тему «поработителей».

Тихое звучание деревянных духовых инструментов во второй фразе роднит побочную партию со второй темой вступления:

Мужественная и решительная заключительная партия завершает экспозицию.

Разработка очень невелика. В ней как бы продолжается сопоставление контрастных тем вступления, «борьба» обостряется.

На робкие «просьбы» каждый раз следует неумолимый и жестокий «ответ».

Многократное повторение мелодии начала главной партии каждый раз завершается двумя отрывистыми и резкими аккордами:

Но «борьба» на этом не заканчивается.

Тема «испанских поработителей» звучит здесь особенно непреклонно и яростно, и еще более жалобно и умоляюще — тема народа.

Неравный поединок внезапно обрывается.

Реприза заканчивается рядом выдержанных, тихо и печально звучащих аккордов.

Бетховен хотел, очевидно, передать здесь последнюю жестокую схватку народа с врагом и гибель героя, Эгмонта.

Ее торжественный и ликующий характер говорит о победе народа:

Начало коды напоминает гул приближающейся толпы, который быстро нарастает и выливается в поступь грандиозного массового шествия.

Звучат призывные возгласы труб и валторн, а в конце увертюры флейты пикколо.

Интерес Бетховена к судьбам народов, стремление в своей музыке показать «борьбу» как неизбежный путь к достижению цели и грядущую победу — основное содержание героических произведений композитора, в том числе «Патетической сонаты», пятой симфонии, увертюры «Эгмонт».

Источник

Открытый урок музыки по теме «Конфликтная драматургия увертюры-фантазии П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта»». 7-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 7

Цель: продолжение знакомства с конфликтным типом драматургии на примере данной увертюры.

Задачи: слушание, знакомство с образами увертюры и выразительными средствами, закрепление понятий “типы музыкальной драматургии и “сонатная форма”.

Просьба к учащимся сесть, разделившись на три (пять) команд.

Чтение пролога к трагедии У.Шекспира “Ромео и Джульетта”.

В двух семьях, равных знатностью и славой,
В Вероне пышной разгорелся вновь
Вражды минувших дней раздор кровавый,
Заставил литься мирных граждан кровь.
Из чресл враждебных, под звездой злосчастной
Любовников чета произошла.
По совершенье их судьбы ужасной
Вражда отцов с их смертью умерла.

Вопросы к учащимся.

Фрагмент из какого литературного произведения я прочитал?

С каким музыкальным произведением на этот сюжет вы знакомы? (Балет С.С.Прокофьева “Ромео и Джульетта”)

В чём заключается основной конфликт этой трагедии? (Конфликт вражды и любви)

Что побеждает? (Любовь)

Почему? (В последней сцене трагедии Монтекки и Капулетти протягивают друг другу руки. Вражда повержена. Торжествует любовь. Но какой ценой!)

С какими увертюрами мы познакомились на прошлых уроказ? (Л. ван Бетховен, увертюра к трагедии И.В. Гёте “Эгмонт”; М.И. Глинка, увертюра к опере “Руслан и Людмила”)

В какой форме обычно пишутся увертюры? (В сонатной форме)

Какие три основные раздела сонатной формы вы знаете? (Экспозиция, разработка, реприза)

Учитель: Увертюра не обязательно должна открывать оперу, балет и т.д., увертюра может быть самостоятельным произведением, раскрывающим идею какого-либо литературного сюжета. Именно к таким и относится увертюра-фантазия П.И.Чайковского “Ромео и Джульетта”. Слово “фантазия” подразумевает свободную трактовку сюжета, главное для композитора выразить своё понимание идеи литературного произведения.

Сейчас прозвучат три темы экспозиции. Что такое “экспозиция”? (Показ тем) Какие наиболее важные темы экспозиции вы знаете? (Главная и побочная партии)

Каждая из трёх команд получает листочек с заданием 1.

1. Найдите соответствие между темами экспозиции и их названиями.

Побочная партияНазвания тем

Тема патера Лоренцо

2. Подберите описание средств музыкальной выразительности, которые относятся к теме, отмеченной галочкой. (Каждая из команд получает лист с данным заданием, на котором для каждой из команд в правом столбике “Названия тем” учителем отмечена галочкой одна из трёх тем)

Тема звучит у духовых инструментов (кларнеты и фаготы). Благодаря спокойному мерному движению, ровному ритму и четырёхголосному изложению тема вводит слушателя в мир средневековья.

У струнных инструментов (альтов) и духового инструмента (английского рожка соло) на фоне аккордового сопровождения звучит широкая, песенная мелодия, одна из самых вдохновенных лирических мелодий Чайковского.

Тема имеет синкопированный судорожный ритм, диссонирующие, напряжённо звучащие гармонии, при этом часто меняются тональности.

2. Слушание тем экспозиции и работа над заданием №1 (темы экспозиции целесообразно заранее фрагментарно записать на диск).

3. Обсуждение задания

Какие типы музыкальной драматургии вы знаете? (Контрастная и конфликтная)

В чём их главное отличие друг от друга? (При конфликтном типе музыкальной драматургии музыкальные темы, взаимодействуя, изменяются)

Если бы Вы были композиторами, какой тип драматургии Вы бы здесь использовали? (конфликтный; при контрастном типе драматургии все музыкальные темы прозвучали бы без изменений что говорило бы о согласии композитора с гибелью влюблённых)

Сейчас мы послушаем экспозицию и разработку. Ваша задача – определить, какие темы (все ли?) прозвучали в разработке? Какая тема изменилась более всего и почему?

Каждая команда получает листочек с заданием № 2.

1. Какие две темы экспозиции (из трёх) прозвучали в разработке? Подчеркните их.

2. Напишите, в какой из двух прозвучавших тем произошли наибольшие изменения.

3. Подчеркните из перечисленных музыкальных выразительных средств те, которые соответствуют музыкальной теме, написанной Вами в пункте 2 (найдите правильные).

Тема проходит в звучании струнных инструментов, что придает ей возвышенно-отрешённый характер.

Тема проходит в звучании у медных духовых инструментов

(валторн, а затем у труб); трагическую напряженность усиливают удары литавр и барабана. Тема звучит не отрешенно, а стойко, грозно.

5. Слушание разработки и работа над заданием №2

6. Обсуждение задания

Представители команд рассказывают о выполнении задания (В разработке прозвучали темы патера Лоренцо и вражды; наибольшим изменениям подверглась тема Лоренцо, т.к. именно он, являясь по сути своей представителем новой эпохи, эпохи Возрождения, противостоит средневековой косности) Во время беседы можно ещё раз послушать тему патера Лоренцо в разработке.

После такого развития возможно ли буквальное повторение экспозиции? (Нет, т.к. в результате изменений тема патера Лоренцо приобрела новое качество, активность)

7. Беседа и слушание

Как звучат темы в репризе? За какой темой последнее слово? Какая тема утверждается? Какова позиция автора?

Беседа. Главная партия звучит кратко (хотя и громко). Она не может звучать в тех же масштабах после координальных изменений в теме вступления. Тема любви звучит широко, развёрнуто. Затем – тема вражды и тема Лоренцо, которая снова “заслоняет” собой любовь.

Позиция автора – в заключительном разделе, в коде (кода- окончание, в дословном переводе на русский- хвост). Какая тема звучит в коде? Подвергается ли она изменениям?

В коде звучит тема любви, звучит надломлено, мрачно, с погребальным оттенком. Однако скорбные интонации темы любви сменяются просветлёнными арпеджированными аккордами арфы. Тема звучит торжественно и мощно. Здесь композитор ставит точку. Герои погибли. Любовь жива!

П.И.Чайковский говорил, что хотел бы “всеми силами своей души”, чтобы слушатель находил в его музыке “подпору и утешение”. Победа любви над враждой, человек и судьба – ведущие темы творчества композитора.

С каким типом музыкальной драматургии мы сегодня познакомились? (С конфликтным типом драматургии). Почему? (Изменяется тема любви, об этом мы говорили. Тема патера Лоренцо из отстранённого образа в результате взаимодействия музыкальных тем превращается в образ мужественного защитника). Добро должно быть активным.

На следующем уроке целесообразно послушать увертюру целиком и предложить ребятам задание, также рассчитанное на работу в составе трёх (пяти) команд.

Подчеркните информацию об “Увертюре – фантазии” Чайковского, с которой вы согласны.

Поздней весной 1869 года Милий Алексеевич Балакирев предложил композитору план “Ромео и Джульетты”. Композитор писал это произведение с необыкновенным энтузиазмом и вдохновением. “Ромео и Джульетта” создана композитором в 1935-1936 годах. В разработке либретто принимал участие режиссер Радлов. Премьера состоялась в 1940 году в Ленинграде.

Николай Андреевич Римский-Корсаков отмечал певучесть темы любви и называл её одной из самых лучших в русской музыке. Тончайшими приемами оркестр воссоздает ощущение тишины, таинственной атмосферы ночи, прощания Ромео и Джульетты. Композитор Александр Константинович Глазунов считал, что так выразить беззаветную любовь, как это пропел, а не сочинил композитор, никому не удавалось.

Тема любви на протяжении всего произведения развивается. Тема патера Лоренцо не меняется. Образ патера Лоренцо развивается, становясь на защиту любви. Ряд мощных аккордов, завершающих увертюру, напоминает о жестокой ненависти и вражде, жертвами которой оказались две молодые жизни. Композитор считал, что тихое окончание звучало бы как примирение со случившимся, а примирения со смертью молодых людей нет и быть не может.

Источник

Музыка. 6 класс

Конспект урока

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

— музыка как вид искусства;

— интонация как носитель образного смысла в музыке;

— жанровое разнообразие музыки;

Увертюра — это инструментальное произведение к крупному произведению (опере, балету, спектаклю), а также самостоятельное сочинение.

Интонация в музыке – это многозначное понятие, выражающее звуковое воплощение музыкальной мысли, носитель музыкального содержания.

Жанр – род музыки, музыкальных произведений, характеризующийся определёнными сюжетными, композиционными, стилистическими и другими признаками.

Сюжет – последовательность событий (музыкальных образов), выстроенных по смыслу.

Музыкальный стиль – совокупность признаков, характеризующих музыку определённого времени, направления или индивидуальную манеру композитора.

1. Сергеева Г. П. Музыка. 6 класс: учеб.для общеобразоват. организаций.// Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 9-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 168 с.: ил. – ISBN 978-5-09-071652-9.

1. Большой толковый словарьрусского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. Первое издание. – СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.

2. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий(теория и практика обучения языкам) // Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Идея написать увертюру к знаменитой истории любви Ромео и Джульетты возникла у Петра Ильича Чайковского еще в юности, когда сам он пережил подобные чувства.

В 1868 году композитор был безнадёжно влюблен в певицу Дезире Арто, однако та вышла замуж за другого.

Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор, дирижёр, пианист, автор десяти опер и трёх балетов. Его произведения входят в число самых часто исполняемых в мире.

Положив на музыку драматическую историю Ромео и Джульетты, которая случилась в Вероне, композитор отразил в ней и свою собственную душевную боль.

Эту музыкальную тему до сих пор считают одной из самых красивых мелодий в мире.

Уильям Шекспир – английский поэт и драматург, считается одним из лучших драматургов мира.

Увертюра – музыкальное вступление к оперному, театральному представлению.

Чаще увертюры пишутся как вступления к музыкальным произведениям (опере, оперетте, балету).

В увертюре развиваются три образа:

образ Добра в лице Лоренцо (хорал медленного вступления),

образ Вражды семейства Монтекки и Капулетти (главная партия),

образ Любви (побочная партия).

Музыкальный образ – это то комплексность характера, музыкально-выразительных средств, общественно-исторических условий возникновения, принципов построения, стиля композитора.

Он передаёт чувства, переживания, размышления, действия одного или нескольких людей, явления природы, события из жизни человека, народа, человечества.

Интонация в музыке – это многозначное понятие, выражающее звуковое воплощение музыкальной мысли, носитель музыкального содержания.

Интонация бывает лирической, драматической, спокойной, тревожной, радостной, грустной, торжественной…

Пётр Ильич Чайковский в своей увертюре-фантазии намеренно отказался от характеристик конкретных персонажей, сосредоточив внимание на центральной идее трагедии, лежащей в основе драматургического конфликта.

Драматический сценарий – полноценное художественное произведение, где с учётом зрительных и звуковых образов даётся описание эпизодов.

Музыкальный сценарий — это последовательность мелодий в соответствии с ходом основного действия, с сюжетом.

Сюжет – это основная идея музыкального произведения, краткое изложение главной темы. Увертюра-фантазия Чайковского написана в сонатной форме и состоит из вступления, экспозиции, разработки, репризы, коды.

Во вступлении – теме монаха Лоренцо, который благословил двух влюбленных Ромео и Джульетту, – мы с первых нот слышим интонации скорби, отчаяния и тревоги.

В экспозиции увертюры Чайковский отразил яростный конфликт враждующих семей.

Экспозиция звучит тревожно, вызывая у слушателя чувство страха и беспокойства.

Мы слышим литавры и тарелки, стремительные пассажи струнных инструментов, звуки духовых – всё это создаёт образы вражды между Монтекки и Капулетти на улицах Вероны.

В разработке основное развитие получают две темы: спокойная тема патера Лоренцо, которая постепенно приобретает грозное звучание, символизирующее злой рок, и главная партия, которая получает стремительное развитие.

Нарастает тревога, звучит труба – образ смятения, образ насилия.

Перейдём к Репризе.

Звучание темы Любви становится более торжественным, ей противопоставляется тема Вражды, нарастает волнение.

Конфликт получает новое драматическое развитие.

Главные герои погибают, о чём нам сообщают удары барабанов и последующая пауза.

В финале произведения мы снова слышим тему любви, но уже с настроением безысходности.

К образам Ромео и Джульетты обращались многие композиторы, например, Винченцо Беллини, Гектор Берлиоз, Сергей Прокофьев.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

№ 1. К какому жанру относится произведение Чайковского «Ромео и Джульетта»? Выделите цветом правильный ответ:

опера; балет; увертюра-фантазия.

Поскольку в названии уже заявлен жанр, мы можем с лёгкостью ответить на этот вопрос.

№ 2. В каком фрагменте увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» мы узнаем о гибели главных героев?

Мы помним, что в репризе звучание «Темы Любви» становится более торжественным, ей противопоставляется «Тема Вражды», она звучит тревожно, предваряя гибель героев. Поэтому правильный ответ: в репризе.

Источник

В какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, литавры, струнные.

История создания

В 1809 году Бетховен получает от дирекции Венского придворного театра заказ на написание музыки к трагедии Гёте «Эгмонт» и работает над ней с конца 1809 до весны 1810 года, по его собственным словам, «исключительно из любви к поэту».

Бетховен высоко ценил творчество Гёте, с которым неоднократно встречался. Он писал песни на его стихи как в ранний («Сурок»), так и в центральный период своего творчества («Песня Миньоны», «Песня о блохе» и др). Музыка к «Эгмонту» состоит из увертюры, созданной последней, и девяти номеров. Впервые она прозвучала 15 июня 1810 года, когда трагедия Гёте была исполнена в четвертый раз в Венском придворном театре.

Иоганн Вольфганг Гёте (1749—1832) — величайший немецкий поэт, писатель, драматург, юрист, ученый, театральный и политический деятель — с 1775 года занимал пост первого министра Веймарского герцогства. Именно в этом году он начал работу над трагедией «Эгмонт», которую завершил 12 лет спустя.

в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения. thumbnail300 12111709. в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения фото. в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения-thumbnail300 12111709. картинка в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения. картинка thumbnail300 12111709. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Герой ее, Эгмонт, граф Ламораль, принц Гаврский (1522—1568) — один из первых вельмож Фландрии и Брабанта — происходил из древнего рода, известного еще в эпоху Крестовых походов. Его родина в XVI веке находилась под властью Испании, от которой стремилась освободиться, выступая одновременно и против католицизма. Эгмонт с 16 лет был придворным испанских королей, участвовал во многих походах и даже сопровождал Филиппа II в Англию, когда тот сватался к Марии Тюдор. Любимец солдат и народа и в то же время верноподданный католик, Эгмонт в 1565 году был направлен к испанскому королю с требованием уничтожить инквизицию. В следующем году он вновь принес присягу на верность испанской короне, хотя нидерландские патриоты, его соратники по оппозиции Филиппу II принц Вильгельм Оранский и граф Горн, отказавшиеся присягнуть, предостерегали его от вероломства короля и даже предлагали покинуть родину. Однако Эгмонт, доверчивый и простодушный, встретил нового наместника Нидерландов, кровавого герцога Альбу при его въезде в Брюссель, часто бывал в его доме, а 9 сентября 1567 года был арестован по приказу герцога и заключен в Гентскую цитадель. В ней Эгмонт провел 9 месяцев. Ему было предъявлено 90 пунктов обвинения, которые он блистательно опроверг. Несмотря на это, Эгмонт был приговорен к смерти и 5 июля 1568 года казнен в Брюсселе. Все его имущество было конфисковано королем, так что вдова и 11 детей остались нищими.

Как и другие увертюры, «Эгмонт» быстро занял место на концертной эстраде, где стал одним из популярнейших симфонических сочинений Бетховена. В этой увертюре наиболее полно и сжато воплощены типичные идейные и стилевые черты творчества композитора: героика борьбы за свободу, требующей напряжения всех сил и тяжких жертв; яркость, броскость тематизма и ясность формы, обращенной к самому широкому кругу слушателей.

Музыка

Медленное вступление вводит в основное содержание развертывающейся драмы, рисуя картину угнетения и страданий порабощенного народа. Противостоят друг другу тяжелые мерные аккорды струнных в ритме испанской сарабанды и жалобные вздохи, переходящие от гобоя к кларнету, от фаготов к скрипкам. Постепенно у скрипок и деревянных духовых инструментов зарождается новая тема. Ее утверждает мужественный голос виолончелей. Скорбная, с мотивом вздоха, она становится все более активной, волевой, настойчивой. Но ее развитие прерывается вторжением торжествующей сарабанды, вновь порождающей жалобы и стоны. Начинаются столкновения, напряженная борьба. Ее волны приносят уже известные темы. В перекличке духовых и струнных инструментов побеждает сарабанда. Резко обрывается возглас скрипок и наступает тишина. Герой погиб. В траурные тона окрашены приглушенные аккорды деревянных духовых. Кажется, все кончено. Но внезапно характер музыки резко меняется. Нарастает радостное ожидание — словно издалека постепенно приближается праздничная толпа. Блеск медных инструментов и впервые вступающей флейты-пикколо ассоциируется со звучанием военного оркестра. Это «Победная симфония», которая завершает не только увертюру, но и всю трагедию.

в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения. thumbnail430 beethoven l. в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения фото. в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения-thumbnail430 beethoven l. картинка в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения. картинка thumbnail430 beethoven l. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Из десяти бетховенских увертюр лишь некоторые, наиболее типичные для мышления Бетховена-симфониста, вошли в репертуар симфонических оркестров. Такие увертюры, как «Кориолан», «Леонора № 3» и «Эгмонт» до сих пор остаются лучшими произведениями этого жанра.

В трагедии Гете «Эгмонт» многое привлекало Бетховена и было ему особенно близким.

Центральная идея всей музыкально-драматической композиции «Эгмонта» — борьба за свободу и радость ее достижения — концентрируются в увертюре.

Глубочайшая по внутреннему замыслу и драматической идее, целеустремленная в своем развитии, превосходно отшлифованная во всех деталях, эта увертюра представляет исключительное явление даже в творчестве Бетховена.

Движение направляющей мысли в увертюре — от мрака — к свету, от страдания — к радости аналогично развитию основной идеи в Пятой и Девятой симфониях.

Монолитность формы в увертюре «Эгмонт» сочетается с ясным ощущением отдельных разделов, которые можно уподобить отдельным актам драмы.

I — Медленное вступление (Sostenuto ma non troppo) — завязка драмы.

II — Быстрая часть (Allegro) —активное драматическое действие, завершающееся трагической кульминацией.

III — Кода (Allegro con brio) — триумф, торжество победы.

Два контрастных музыкальных образа, изложенные в медленном вступлении, воплощают непримиримо враждебные силы. Они — источник драматического развития и тематическая основа увертюры.

Первая тема выражает идею власти, угнетения, испанского владычества. Недаром в этой теме есть сходство с сарабандой (Старинный танец испанского происхождения, обычно скорбного или мрачно-величавого характера. Звучание сарабанды сопровождало наподобие похоронного марша торжественные траурные шествия, погребальные процессии): тяжелая, мрачная поступь аккордов в больших длительностях при медленном темпе (размер 3/2), характерный синкопированный ритм, сурово-сдержанное звучание:

в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения. thumbnail430 beethoven 059. в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения фото. в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения-thumbnail430 beethoven 059. картинка в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения. картинка thumbnail430 beethoven 059. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Вторая тема, построенная на имитационном перебрасывании звучащих, как эхо, интонаций вздоха, — выражение народного горя, страдания:

в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения. thumbnail430 beethoven 060. в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения фото. в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения-thumbnail430 beethoven 060. картинка в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения. картинка thumbnail430 beethoven 060. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Вторичное проведение тем еще сильнее подчеркивает их контрастность. Правда, следующий эпизод в какой-то степени затушевывает остроту конфликта. Мягкая лирическая мелодия словно парит плавно и свободно. Но глухо доносятся удары баса — это отзвуки темы сарабанды, в них слышится скрытая угроза. И чем ниже спускается мелодия, тем угрюмее становится «стучащий» ритм сарабанды.

Итак, в медленном вступлении происходит показ основных движущих сил, выявляется их конфликт, завязывается узел драмы.

Развитие тем вступления продолжается в Allegro. Из секундовых интонаций второй темы вырастает тема главной партии. Ее широко и энергично проводят виолончели. Страстная и мужественная, она внутри себя таит противоречие: решительность мелодических ходов баса как бы наталкивается на противодействие верхних мелодических голосов с их скорбными интонациями, падающими, слабыми окончаниями:

в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения. thumbnail430 beethoven 061. в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения фото. в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения-thumbnail430 beethoven 061. картинка в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения. картинка thumbnail430 beethoven 061. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дальше еще резче обозначается непримиримость противостоящих образов.

В побочной партии вплотную соприкасаются обе темы вступления. В быстром темпе, в укороченных длительностях агрессивность первой становится более явной, в то время как вторая приобретает характер светлый и энергичный:

в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения. thumbnail430 beethoven 062. в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения фото. в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения-thumbnail430 beethoven 062. картинка в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения. картинка thumbnail430 beethoven 062. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

В целом Allegro охвачено стремительным движением, непрерывно нарастающая динамика скрадывает грани отдельных разделов формы. В результате — экспозиция, разработка, реприза оказываются накрепко слиты. (Немаловажен при этом тональный план сонатного allegro. Закономерная для разработки тональная неустойчивость не получает в репризе требуемого разрешения и утверждения основной тональности. В репризе побочная партия проходит в Des-dur, который для f-moll как главной тональности является субдоминантой (тональностью VI ступени). Разрешение тонального конфликта, как и всех остальных, сдвинуто в коду.) Трагическая кульминация, очевидно, совпадающая с моментом гибели героя, отнесена в конец репризы.

В кульминационном эпизоде троекратно сопоставляются обе темы. С каждым проведением «испанская» тема звучит все жестче, наступательная сила ее делается все увереннее; чем больше крепнет она, тем бессильнее никнут скорбные интонации второй темы. Внезапно все обрывается, наступает долгое молчание:

в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения. thumbnail430 beethoven 063. в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения фото. в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения-thumbnail430 beethoven 063. картинка в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения. картинка thumbnail430 beethoven 063. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения. thumbnail430 beethoven 064. в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения фото. в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения-thumbnail430 beethoven 064. картинка в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения. картинка thumbnail430 beethoven 064. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

По оптимистической идейной концепции Гёте, гибель героя несет народу свободу. В этом смысле идейно-композиционное значение коды увертюры подобно финалу Пятой симфонии. Действительно, завершающая трагедию кода вырастает в грандиозный, величественный апофеоз, подлинный гимн свободы. Блеск оркестрового звучания, ослепительный свет, излучаемый фанфарными темами, мощное утверждение мажорной тоники (F-dur) сообщают заключительному построению увертюры характер триумфальности, праздничного великолепия:

в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения. thumbnail430 beethoven 065. в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения фото. в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения-thumbnail430 beethoven 065. картинка в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения. картинка thumbnail430 beethoven 065. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Идейная значительность образов, удивительная собранность и совершенство формы поднимают увертюру к «Эгмонту» на уровень симфоний, от которых она отличается лишь новизной жанра.

в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения. thumbnail430 beethoven l van. в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения фото. в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения-thumbnail430 beethoven l van. картинка в какой части увертюры зарождается конфликт всего произведения. картинка thumbnail430 beethoven l van. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

В 1809–1810 гг. при создании Бетховеном музыки к трагедии Гёте «Эгмонт» возникла увертюра, до сих пор остающаяся самой популярной увертюрой Бетховена. Она не является в музыкальном отношении обособленной. Использование музыки, завершающей спектакль, так называемой «Победной симфонии» в коде увертюры органично связывает ее с последующей музыкально-сценической композицией, приобретающей, таким образом, большую стройность и законченность.

В самой увертюре композитор продолжает линию предельно четкого и тематически-экономного воплощения драматического содержания, начавшуюся в «Леоноре № 3». Но по сравнению с «Кориоланом» здесь намечаются некоторые новые приемы: хотя исходный музыкальный материал сведен всего лишь к двум конфликтным элементам, данным во вступлении (условно: испанские угнетатели и угнетенный нидерландский народ), но эти элементы в последующем развитии подвергаются некоторым вариантным преобразованиям, что уже предвосхищает будущие монотематические трансформации, характерные для музыки романтиков.

Поразительно мастерство, с каким Бетховен из вступительных суровых аккордов в ритме сарабанды и ответных жалобных певучих фраз строит всю композицию, отражающую глубокое героико-драматическое содержание. Как и в ранее созданной Пятой симфонии, «контрсквозное» действие драмы олицетворяется не столько темой, сколько ритмом (в данном случае — ритмы испанской сарабанды). Зато «сквозное» действие представлено богато и разнообразно: при общих интонационных истоках — это и жалоба, и олицетворение героической борьбы, и светлая лирическая песня (второй раздел вступления).

Кульминация приобретает наиболее рельефный в драматическом отношении, театральный характер, будучи помещена, однако, не в конце разработки (как в «Леоноре № 3») я не в конце коды (как в «Кориолане»), а между репризой и собственно кодой. Опять же возможны обобщенные и более конкретно-сюжетные трактовки данного кульминационного эпизода, но в любом случае речь может идти о временном трагическом этапе борьбы, поскольку господство аккордов с жестким ритмом сарабанды бесспорно. Ничуть, однако, не выглядит натяжкой осмысление эпизода как момента казни Эгмонта: в пользу этого говорят и самое мощное во всей увертюре звучание грозных аккордов, и от­ветная фраза скрипок, подобная предсмертному крику, и, наконец, последующие хоральные аккорды в духе тихого траурного пения. Что появляющаяся затем победная кода олицетворяет конечную победу освобожденного народа — об этом двух мнений быть не может.

Общая концепция увертюры «Эгмонт» чрезвычайно сближает ее с Пятой симфонией, принципиальная разница лишь в форме: в одном случае сонатной со вступлением, в другом — циклической. И все же три героико-драматические увертюры — «Леонора № 3», «Кориолан», «Эгмонт» — при всей обобщенности в отражении сюжетных коллизий — отличаются от непрограммных бетховеиских симфоний некоторыми существенными деталями. Таковы трубный сигнал «на сцене» — в «Леоноре № 3», ясно ощущаемый момент гибели — в «Кориолане» и «Эгмонте», причем в последней увертюре характерным становится еще и победное заключение на совершенно новой теме. Все эти моменты придают соответствующим увертюрам очень специфический характер, ибо не могут быть объяснены простой логикой чисто симфонической формы и требуют программного обоснования своей театрально-драматической природы. Эти увертюры, таким образом, явились, наряду с «Пасторальной симфонией», родоначальницами особой ветви симфонизма XIX века — программного симфонизма, являя собой высокохудожественные образцы для последующих композиторов-романтиков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *