в какой части сонатного цикла чаще всего используется сонатная форма
Соната
Сегодня мы вспомним основные направления развития европейской музыки второй половины XVIII — первой четверти XIX вв.
Наше внимание будет сосредоточено на жанре инструментальной сонаты. Мы познакомимся со строением сонатно-симфонического цикла, подробно разберем строение сонатной формы. Послушаем ярчайшие образцы сонатного творчества композиторов-венских классиков – В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена.
Соната – это многочастное циклическое произведение, состоящее из 3-х (4-х) частей, предназначенное для одного-двух инструментов.
Циклическое значит в произведении есть несколько отдельных частей, самостоятельных по строению, но связанных единым замыслом. К ним можно отнести симфонию, сонату, квартет, концерт. Сонатно-симфонический цикл состоит обычно из трёх- или четырёх отдельных частей. Например, симфония или квартет включает сонатное allegro, медленную часть, менуэт и финал (это четырёхчастный цикл). Сонаты писали для одного-двух инструментов. Например, для фортепиано сочинял сонаты Бетховен, всего 32 сонаты; у Моцарта 17 сонат, и они тоже все написаны для 1 инструмента –фортепиано. Но некоторые композиторы пишут сонаты для 2-х инструментов, например, для скрипки и фортепиано, для виолончели и фортепиано.
1 часть – всегда быстрая, стремительная, жизнерадостная, в темпе allegro (поэтому сонатную форму называют ещё и сонатное аллегро)
2 часть – медленная и размеренная, в темпе andante.
3 часть – заключительная, пишется в духе 1-ой части в темпе allegro.
Разберём строение первой части сонаты.
1 часть чаще всего пишется в сонатной форме. Вот как она строится:
Кода – окончательная точка завершения, итог, позволяющий слушателю понять замысел композитора.
Таким образом, сонатная форма – это музыкальная форма, состоящая из трёх основных разделов: в первом разделе (экспозиции) противопоставляются главная и побочная партии, во втором (разработке) эти темы развиваются, в третьем (репризе) повторяется экспозиция.
Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена
Людвиг ван Бетховен (1770—1826) — великий представитель классического направления в музыке. В то же время для его творчества характерны черты романтизма, свойственные музыке XIX в. Музыка Бетховена воплощает образ трибуна, мыслителя, героической личности, которой не чужды и лирические настроения. В фортепианных сонатах Бетховена предстает вся жизнь человека, со всеми eго душевными переживаниями, страстями, конфликтами, которые нашли свое отражение в процессе развертывания музыкальных тем, в борьбе идей, выраженных в звуках.
Соната состоит из трех частей. Контрастное сопоставление тем, их столкновение, борьба придают музыке драматический характер. В отдельных моментах Сонаты № 8 фортепиано по силе и сложности техники игры звучит подобно оркестру.
Необычно начало сонаты. Быстрой музыке I-й части предшествует обширное медленное вступление. Именно в нем возникает первое противопоставление образов — источник конфликтности. Оно раскрывает центральный образ сонаты, который получает дальнейшее развитие во всех ее частях.
Контраст между трагедийностью вступления, бурным драматизмом главной партии и душевной лирической взволнованностью побочной темы определяет дальнейшее развитие сонаты, все части которой интонационно родственны. Из темы вступления вырастает главная тема (или, как говорят, главная партия) 1-й части, а из побочной — тема рондо 3-й части (финала).
Необходимым этапом развития становится медленная и певучая 2-я часть. Можно сказать, что это осмысление пережитого. Применяя принцип варьирования, композитор обогащает раздумья все новыми деталями, дополнительными штрихами.
Ярким контрастом тихому и умиротворенному завершению этой части является быстрая и взволнованная 3-я часть.
Послушайте Сонату № 8 Л.В. Бетховена и ответьте на вопросы:
В 1ой части Сонаты № 8 (до 6 мин. 40 сек.): в каких разделах сонатной формы вновь появляются интонации вступления? Какую роль тема вступления играет в разработке и последующем развитии музыки? Как завершается 1-я часть?
Во 2-ой (с 6 мин 40 сек) и 3-ей (с 11 мин. 25 сек.) частях Сонаты №8: как меняется состояние героя в каждой из них? В какой части музыка скорее выражает напряжение мысли, а в какой передает действие? Каким предстает в этой музыке человек?
Сонатная форма
Сонатная форма — это форма из трех разделов, первый из которых (экспозиция) основан на противопоставлении главной партии (ГП) и побочной партии (ПП), второй (разработка)- на их развитии, третий (реприза) – на возвращении тем в новом тональном соотношении (иногда сопровождающемся и другими изменениями).
В эпоху венских классиков сонатная форма встречается преимущественно в сонатно-симфоническом цикле. Чаще всего в первой части- сонатное allegro, в финале (4 часть), иногда в медленной части (3 часть) и крайне редко в скерцо (2часть), а также в оперной увертюре:
Гайдн. Симфония №103- 1 часть (Сонатное Allegro)
Увертюра к опере «Дон Жуан» Моцарта
Позже сонатная форма применяется и в самостоятельных произведениях- балладах, фантазиях, поэмах и др..
Классическая сонатная форма первого allegro:
1 раздел- ЭКСПОЗИЦИЯ
Главная партия играет функцию содержания всей части.
Связующая партия создает переход от главной темы к побочной. Поэтому для нее характерно неустойчивость гармонии, рыхлость, дробность структуры.
Побочная партия в тональном и образном соотношении противостоит главной, но выполняет подчиненную функцию. Тональный контраст присутствует обязательно, а тематический не всегда.
Заключительная партия завершает экспозицию, поэтому для нее характерны приемы заключительного типа изложения.
2 раздел- РАЗРАБОТКА
Разработка- раздел сонатной формы, который основан на мотивной разработке и тонально-гармоническом развитии тем экспозиции. Для разработки характерна неустойчивость и различное развитие тем (дробление, секвенцирование, вычленение, имитационное развитие темы)
3 раздел- РЕПРИЗА
Реприза- третий, последний раздел сонатной формы. Партии эскпозиции излагаются здесь в основной тональности. Функция репризы- уравновешивание формы.
Существует два типа реприз:
Вступление и кода встречаются в сонатной форме довольно часто.
Существует три типа вступления:
Кода может строится на любой теме, одной или нескольких.
Разновидности сонатной формы.
Сонатина— сонатная форма без разработки, то есть состоящая из экспозиции и репризы.
Наибольшее распространение сонатина получила в медленных частях сонатно-симфонического цикла, увертюрах у операм и балетам, в самостоятельных произведениях. Встречается такая форма также в сюите, серенаде:
Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»
Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада» — 1 часть
Сонатная форма с двойной экспозицией используется для в концертах для солиста с оркестром. Экспозиция здесь повторяется дважды: первый раз – в оркестре, второй раз- у солиста с оркестром.
Эта форма несет специфические черты концертного жанра. Принцип соревнования солиста и оркестра отразился:
Одним из отличий от сонаты также является то, что в первой экспозиции побочная партия проводится в основной тональности либо начинается в тональности побочной, но заканчивается в основной.
В качестве примера, можно послушать Концерт №23 ля мажор, первую часть Моцарта.
Сонатно-симфонический цикл и сонатная форма
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ, молодЁяси И СПОРТА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СВЕРДЛОВСКА И
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГУ ЛИР «СВЕРДЛОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ У22»
План — конспект открытого урока:
г. Свердловск март 2018 цели:
объяснить учащимся строение, особенности сонатной формы, способствовать осмыслению сонатной формы через её жизненное содержание, закрепить понятие композиции, драматургии в музыке;
развивать умения интерпретации музыкального произведения, логического мышления, навыки образного исполнения песни;
воспитывать любовь к классической музыке, жизнелюбие, веру в победу добра над злом, оптимизм.
Оборудование: фортепиано, компьютер, карточки с заданиями.
1. Организационный момент.
2. Актуализация выученного материала.
3. Сообщение темы урока.
Сонатная форма это структура одной из частей, встречающаяся в инструментальной музыке. Она является самым развитым гомофонным и нециклическим построением. В связи с этим появляется возможность включить в одну часть разнообразный материал на протяжении огромного временного пространства.
Появление сонатной формы в музыке было связано с мышлением в ладовофункциональную сторону и ее утверждением. Подобный мыслительный процесс был главным фактором формообразования. В творчестве классиков конца XVIII века она приобрела окончательную ясную форму. Этому поспособствовали произведения в сонатной форме Моцарта, Бетховена и Гайдна.
Всю историю становления сонатной формы можно разделить на З этапа.
этап: старинное начало
Первый период развития носит наименование ”старинного”. Еще начиная с XVII века и заканчивая двумя третями XVIII, проходил процесс постепенного ее совершенствования в ясную и точную систему. К тому времени сонатная форма это совокупность принципов из жанра фуги и построений в старинной двухчастной форме. От фуги форма впитывает в себя модуляции в доминантовую тональность, образование иной в среднем разделе и возвращение к основной в заключительной части. Двухчастная форма подарила двухчастность с композицией и ее тональным планом. Помимо этого, наблюдался непрерывный процесс развития, исходя из тематического эпицентра. Опорой для композиции сонатной формы послужила каденция на гармонии доминанты в окончании эпизода и на тонике П раздела.
Каденция гармонический метод, завершающий музыкальную фразу или произведение в целом. Главной отличительной особенностью от двухчастной старинной формы являлось разложение пассажных оборотов вместо общего хода форм при утверждении доминантовой тональности, Второй эпизод старинной сонатной формы это тематический материал с возвратной тональной связью. То есть главная мелодия шла в доминантовой тональности, а побочная в заключительной, наоборот, в основной, Получался процесс отзеркаливания. В другом варианте существовала разработка, которой была присуща тема экспозиции. После перехода разработки в репризу, побочная партия начинала излагаться в основной тональности.
Такой вид сонатной формы можно встретить в творчестве Баха, Скарлатти и их современников. Некоторые сочинения последнего упомянутого композитора находятся на рубеже старинной сонатной формы и ее следующим видом — классической.
II этап: классический вид
Венские классики четко разграничили разделы сонатной формы:
это экспозиция; разработка; реприза (к ней прилагается кода).
1. Экспозиция изначально повторялась в точном виде без изменений. Главная партия отвечала за демонстрацию первой темы в сонатной форме и носила определяющую функцию для харајктера музыки. Она задавала импульс и показывала действенный очерк, пока побочная партия приводила развитие к уравновешенному состоянию и лирически сосредотачивала, затормаживая процесс.
2. В разработке активно развивался тематический материал экспозиции. Она даже могла включать в себя появление новых мелодий. Разработка состояла из трех разделов:
вступление; основа; предыкт.
Предыкт — музыкальное построение, которые подготавливало возвращение главной тональности в репризу.
Роль неполной сонатной формы, состожцей только из экспозиции и репризы, являј1ась особенной. Ее можно было встретить в темпе аллегро в увертюре оперы ”Свадьба Фигаро”, написанной Моцартом. Однако чаще всего сонатная форма — это медленная часть цикла сонаты.
Соната — жанр, присущий только инструментальной музыке. Пишется как для сольного исполнения, так и для ансамблевого. Существовал и интересный вариант с отзеркаленной репризой: в экспозиции сначала шла побочная партия и только затем главная. Такой пример можно найти у Моцарта в 1 части ре мажорной сонаты К 311.
III этап: послебетховенская эпоха
Третий период принято называть ”послебетховенским”. Бетховен вложил все свои старания в сонатную форму. Последующие композиторы осознавали, что он довел идею о форме до своего абсолюта, вследствие чего они были вынуждены блуждать в тяжелых поисках для нахождения других способов модернизации.
Так, в XIX веке происходит эволюция, сонатная форма к этому времени — это уже свободные тональные соотношения. В I части сопоставляются совершенно далекие друг от друга тональности, реприза продолжает насыщать произведение разнохарактерностью и только лишь в ее конце, а то уже и в коде происходит уравновешение тонального плана. Выше описанную ситуацию можно наблюдать в произведении ”Богатырская симфония” русского композитора Бородина. Сонатная форма начинает вмещать в себя детали программности и драматургии оперы.
Программность инструментальное произведение, сопровождающееся поэтическим или прозаическим повествованием.
С другой стороны форму обогащает песенный и танцевальный фольклор.
Фольклор — творчество, где главным автором выступает народ. Особенно это прослеживается в творчестве отечественных композиторов Глинки и Римского-Корсакова. Вследствие разностороннего влияния на сонатную форму, стало необходимым ее разделять на несколько слоев:
драматический; лирический; эпический; жанровый.
Происходит отделение о’г циклической. структуры, и идет практика использования композиционных форм в самостоятельных сочинениях.
В ХХ столетии сонатная форма утрачивает смысл своего существования в некоторых жанрах. Например, в атональной гармонии, где отсутствуют какие-либо ладотональные отношения, композиторы не нуждаются в применении сонатной формы, так как реализовать ее главный замысел становится невозможным.
В симфонии Малера все части приобретают разрастающийся характер. Исключением не становится и первый эпизод, написанный в форме сонаты. Расширение границ происходит за счет применения для главной партии не одной мелодии, а целой группы из тем. В разработке идет возникновение самостоятельных фрагментов. Онеггер в своих симфониях применял элементы разработки во всех разделах сонатной формы. В Т, III и финальной частях происходило беспрерывное разработочное раскрытие, за счет чего реприза (повторение) приобрела организованный характер. Зато у русского композитора Прокофьева действовала обратная схема: наличие ясности и классической тонкости, Для его симфонического творчества были
конкретные границы между тематическими эпизодами. В
Шостаковича в экспозиции главная с побочной партией
неразрывно друг от друга, где контраст между ними имел
Сонатно – симфонический цикл
Музыкальные формы. Сонатная форма. Сюита.
Сонатно – симфонический цикл.
Сонатная форма— это форма, в которой пишется одна из частей сонаты, концерта, симфонии, квартета. Чаще – это первая часть, которая звучит в темпе allegro (быстро), поэтому форму иногда называют – форма сонатного аллегро.
Сонатная форма состоит из трех разделов: экспозиции, разработки и репризы.
Каждый из этих разделов использует один и тот же тематический материал. В конце возможна кода (с лат. – «хвост») – музыкальное дополнение, звучащее после заключительной каденции. Перед сонатным аллегро иногда бывает медленное вступление.
Вступление | Экспозиция | Разработка | Реприза | Кода |
Медленный темп Одна из главных тем или новая | Г.п П.п С.п З.п | Темы экспозиции и вступления разрабатываются | Г.п П.п С.п З.п | Одна из основных тем или новая |
Основная тональность Т | Основная тональность и тональность доминанты (иногда другая) Т D | Разные тональности S D→ | Обе темы в основной тональности Т Т | Основная тональность (бывает и другая) Т |
Реприза – возвращение основных образов в их первоначальном виде, причем они даже сближаются, так как проходят в основной тональности. Это вывод, итог всего развития.
Кода – иногда кодой завершается сонатная форма. Это дополнительный раздел, необходимый для закрепления сказанного.
Сюита
Сюита – это циклическое произведение из нескольких самостоятельных пьес, каждую из которых можно исполнять отдельно. Особенность сюиты – чередование контрастирующих частей. Музыка сюиты имеет жанрово – бытовую основу или программный замысел.
Старинная сюита
алеманда | куранта | сарабанда | жига |
4/4 умеренно умеренно скоро | 3/4, 3/2 скоро | 3/4, 3/2 медленно | 6/8, 9/8,3/8 быстро |
Кроме этих танцев в сюиту вводились и другие: павана, бурре, менуэт, гавот, гальярда, ригодон, сицилиана, полонез и т.д., а также пьесы танцевального характера: ария, рондо, каприччио, скерцо. В начале сюиты могло быть вступление: прелюдия, увертюра, фантазия и т.д.
Свободная сюита – появилась в 19 – 20 веках. И включала в себя не танцевальные пьесы. Часто в основе таких сюит лежал программный замысел. Это фортепианные циклы (Р. Шуман «Альбом для юношества», П. Чайковский «Детский альбом», «Времена года», М. Мусоргский «Картинки с выставки»)
Сонатно – симфонический цикл
Сонатно – симфонический цикл— это крупное произведение, состоящее из 3 – 4 частей, хотя бы одна из которых, чаще первая, написана в сонатной форме. Все части контрастны, самостоятельны, но, по сравнению с сюитой, более тесно связаны общим замыслом. Каждая часть такого цикла раскрывает одну из сторон становления и развития единого образа.
Эта форма возникла и достигла своего совершенства в творчестве композиторов – классиков XVIII века (Гайдн, Моцарт, Бетховен), продолжает развиваться и изменяться.
Если в цикле три части, то отсутствует одна из средних. Иногда встречаются циклы с другим количеством частей: 2 части (Ф. Шуберт «Неоконченная симфония»), 5 частей (Й. Гайдн «Прощальная симфония», П. Чайковский, Симфония №3), 6 частей (А. Скрябин, Симфония №1), 11 частей (Д. Шостакович, Симфония №14).
Случается, что композитор меняет порядок частей внутри цикла: В. Моцарт, Соната №11: I часть – анданте, вариации; Л. Бетховен, Соната №14 «Лунная»: I часть – адажио.
Иногда в начале цикла звучит медленное вступление (Й. Гайдн, Лондонские симфонии, Ф. Шуберт «Неоконченная симфония»).
Сонатно – симфонический цикл используется в следующих жанрах инструментальной музыки:
· в сонате – циклическом произведении для одного, двух или трех инструментов;
· в симфонии – циклическом произведении для симфонического оркестра;
· в концерте – циклическом произведении для солиста с оркестром;
· в трио, квартете, квинтете, секстете и т.д. – циклических произведениях для инструментального ансамбля.
Конспект к уроку «Сонатная форма»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект по теме «Сонатная форма»
Итак, выделяют 3 основных класса сонатных форм:
Форма сонатного allegro.
Сонатная форма в иных частях цикла и иных жанрах.
Так как основным и наиболее «чистым» типом является первый, описание типичной сонатной формы ниже будет относиться к нему.
Экспозиция сонатной формы
Главная партия
Главная партия — чрезвычайно важная составляющая экспозиции. Она — основа будущего конфликта и развития. Тема главной партии в большинстве примеров выражает основную мысль произведения. Она часто состоит из двух или более контрастных элементов, взаимодействие которых в сжатом виде воспроизводит конфликтность всей формы. Это качество главной партии даёт богатые возможности для дальнейшего развития, что является необходимым условием существования формы. Главная партия даёт первый толчок этого развития.
Гармоническое строение
Гармоническая функция главной партии — обеспечить главенство тоники главной тональности. Эта функция также чрезвычайно важна, так как тоника вернётся теперь только в репризе, до этого количество устойчивых разделов минимально. В главной партии тоника должна быть выражена явно и самодовлеюще, чтобы форма имела внутреннее стремление к ней в репризе. Иначе пространство гармонической неустойчивости затмит главную тональность и форма распадётся.
Тематическое строение
Тематизм главной партии также должен обладать несколькими определёнными свойствами. Мотивы темы должны быть чёткими и легко отделимыми друг от друга в процессе развития. Каждый мотив темы обладает самостоятельностью и значимостью. Это связано с серьёзностью музыкального содержания сонатной формы. Поэтому в главной партии редки жанровые темы.
Форма
Связующая партия
Связующая партия — неустойчивый раздел, в этом она противопоставляется главной. Роль связующей партии — совершить переход от главной партии к побочной. Этот переход затрагивает и гармоническую сферу (так как побочная партия имеет новую тональность ), и тематическую (так как побочная партия в большинстве случаев экспонирует контрастный образ).
Гармоническое строение
Тематизм
Связующая партия редко имеет собственную тему. В большинстве случаев она построена на мотивах главной партии, к которым постепенно добавляются новые мотивы. Таким образом совершается тематический переход к побочной партии.
Однако в некоторых случаях в связующей партии появляется новая тема, в образном плане контрастная главной партии и близкая побочной (при этом сохраняется гармоническая неустойчивость). Такую тему называют промежуточной темой, так как её модуляционное движение (обязательное для связующей партии) всегда приводит к настоящей побочной.
Побочная партия
Побочная партия появляется в результате развития материала главной партии. Однако, она во всем противостоит главной: в гармонии, тематизме, образности. Она часто длится дольше, чем главная партия, но при этом не перевешивает её по смысловой нагрузке. Ядро сонатной формы все равно остаётся заключённым в главной партии.
Гармоническое строение
Главная гармоническая функция побочной партии — установление новой тональности. В абсолютном большинстве случаев это тональности доминантового направления: для мажорного произведения — доминантовая тональность, для минорного — доминантовая (чаще натуральная) или параллельная. В редких случаях это может быть параллельная (минорная) тональность в мажорном произведении, либо другие терцовые соотношения тональностей. В послеклассической сонатной форме возможны любые соотношения тональностей.
Побочная партия гармонически обладает большей «рыхлостью» по сравнению с чрезвычайно устойчивой главной. Поэтому начало побочной партии гармонически может быть «смазано», не отделяясь чётко от связующей. Безусловно в гармоническом отношении только заключение (с обязательной полной каденцией).
Тематизм
Тематически, как и образно, побочная партия противостоит главной. Она больше ориентирована на мелодию, в которой обычно более выражены вокальные черты.
Часто имеет место ритмическое обновление побочной партии. Характерно укрупнение длительностей и замедление движения. Реже встречается активизация движения и более мелкие длительности.
В фактуре нередко имеет место выраженное разделение на мелодию и сопровождение, что характерно для темы с развитой мелодией (например, фортепианная соната № 16 Бетховена). Гораздо реже встречается обратное — полифоническое насыщение фактуры (его же Квартет, ор. 59 № 3 ).
В некоторых случаях в побочной партии используется тема главной (но обязательно в новой тональности) либо в первоначальном виде, либо в несколько модифицированном. Это явление имело место в творчестве Гайдна (например, его Симфония № 104 ре мажор ), когда ещё не сложилось обязательное образное противопоставление партий, как исключение — у Бетховена (например, в первой части « Аппассионаты » [2] ). В послеклассическую эпоху это было связано с появлением монотематизма и представляет собой в сущности другое явление.
Тематически побочная партия более свободна, чем главная, и может иметь несколько тем (до трёх). При этом одна из тем доминирует, другие выполняют вступительную или дополняющую функцию.
Форма
Сдвиг
Сдвиг (прорыв, перелом) — частое явление в побочной партии, также называется эпизодом. Сдвигом называется внезапное нарушение характера и появление контрастных элементов главной или связующей партий. Сдвиг — ещё одно отражение основного конфликта, который со всей силой будет раскрыт в разработке. При этом возникает существенное расширение и форма побочной партии фактически разрушается.
Контраст в момент сдвига может быть разной силы. Это может быть и появление более диссонирующей гармонии (наиболее слабый контраст), и вторжение материала главной партии в её изначальном характере (наиболее сильный вариант, особенно при драматичной главной и лиричной побочной).
Заключительная партия
Для тематизма характерно использование элементов предшествующих партий, в большинстве случаев главной и связующей, которые представлены в различных комбинациях. В этом снова проявляется обобщающая роль заключительной партии. Введение новой темы встречается редко, а если встречается, тема не бывает развёрнутой. Это связано с тем, что экспонирование новой темы не соответствует заключительному типу изложения и обобщающей функции заключительной партии.
Разработка
Разработка — второй большой раздел формы. В ней происходит развитие тем в условиях тональной и гармонической неустойчивости. В процессе развития возможно видоизменение тем, вплоть до их переосмысления.
Постоянная неустойчивость — главное свойство разработки. Неустойчивость выражается в гармоническом строении (постоянные модуляции ), в метрике (отсутствие квадратности) и в тематизме (темы существуют не в полном виде, а в виде вычлененных мотивов ).
Так как разработка — самый неустойчивый раздел формы, она наименее регламентирована. В зрелой сонатной форме (прежде всего у Бетховена ) разработка каждого произведения индивидуальна, каждый раз она выстраивается в соответствии со свойствами материала экспозиции и общей идеей произведения.
В зрелой сонатной форме разработка — центральный и важнейший раздел формы, обычно она весьма протяжённа и по размерам не уступает экспозиции. Кроме этого, ближе к концу разработки (примерно в точке золотого сечения всей формы) обычно располагается генеральная кульминация (момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении).
Как и другие развивающие разделы формы, разработка имеет три этапа — вступительный (пребывание в тональности), собственно развивающий (модуляции в разные тональности) и та или иная подготовка тональности репризы.
Переход к реп ризе – зона особо напряженного ожидания – часто доминантовый предыкт. Иногда бывает направлен в другую тональность, и тем неожиданней эффект возвращения. В ряде драматических симфоний между разработкой и репризой нет цезуры, и начало Г. п. – это кульминация всего сонатного allegro.
Реприза
Варианты решения сонатной репризы многообразны. Бывают существенные изменения структуры партий, выпуск разделов, введение нового тематизма, усиление разработочности и неустойчивости в Г. п., тональные изменения, начало П. п. в субдоминантовой тональности и т. д.
Кроме динамической репризы, встречается зеркальная реприза, когда сначала идет П. п., а затем Г. п.
Кода
Может служить дополнительным завершением сонатной формы, а может играть роль второй разработки, где продолжается процесс развития тем экспозиции (Бетховен, Сонаты №21, 23, Чайковский, Симфонии №4,5). Иногда в коде возможно появление новой темы (Бетховен, Увертюра из музыки к “Эгмонту” Гете).