в какой части программы должна быть представлена рабочая программа учителя логопеда
«Основные подходы к составлению рабочей программы учителя-логопеда в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Основные подходы к составлению рабочей программы учителя-логопеда в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»
МБДОУ «ЦРР д/с «Мечта»
На основании ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой. Законом устанавливается значение рабочей программы в системе образования, которая входит в понятие «образовательная программа» как составная часть комплекса основных характеристик образования (ст. 2 –ФЗ-№ 273). Таким образом, очевидна необходимость разработки педагогом образовательной организации данного документа.
Рекомендуемая структура рабочей программы:
– Титульный лист (указываются полное наименование образовательной организации, название программы, срок реализации программы, возрастная категория детей, грифы рассмотрения, Ф. И. О. педагога, название города, год составления программы). Далее следует лист с оглавлением (содержанием) программы с указанием страниц.
– Целевой раздел (пояснительная записка; психолого-педагогическая характеристика воспитанников (конкретно вашей группы); планируемые результаты реализации программы; оценивание качества образовательной деятельности по Программе (мониторинг)).
1. Пояснительная записка включает:
— Документы, на основании которых разработана данная рабочая программа, сведения о программах, на основании которых разработана данная рабочая программа (адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования, методические пособия и др.);
— Сроки реализации рабочей программы;
— Цели и задачи коррекционной работы с учётом специфики реализуемой адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования, особенностей образовательной организации, психолого-педагогических условий, принципы и условия реализации программы.
2. Психолого-педагогическая характеристика воспитанников. Характеристика речевого развития детей с ОВЗ (возрастные и индивидуальные особенности речевого развития детей вашей группы).
3. Планируемые результаты реализации программы. Целевые ориентиры освоения воспитанниками программы определяются в соответствии с реализуемой в образовательной организации адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования, возрастом детей, особенностями имеющихся нарушений в развитии, индивидуальными особенностями и возможностями каждого воспитанника.
4. Оценивание качества образовательной деятельности по Программе (педагогические наблюдения, педагогическая диагностика, связанная с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации.)
Содержательный раздел представляет общее содержание программы, обеспечивающее речевое развитие детей и раскрывает особенности организации коррекционно – образовательного процесса.
– Содержательный раздел (содержание образовательной работы, тематическое (календарно-тематическое) планирование, модель организации образовательного процесса, формы работы и др.). Например, такие как:
1) Содержание коррекционно – развивающей деятельности;
2) Планирование коррекционно – развивающей работы согласно тематическому, календарно-тематическому планированию;
3) Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы;
4) Особенности взаимодействия учителя – логопеда с семьями воспитанников.
1.В организационном разделе необходимо отразить структуру реализации образовательного процесса: формы образовательной деятельности (подгрупповые, индивидуальные занятия), образовательную нагрузку (количество занятий, длительность и время проведения в режиме дня группы) в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г.
Описывается необходимое для логопедической работы с детьми оборудование и материалы: настенное зеркало, индивидуальные зеркала пособия для логопедической работы с детьми: игрушки, иллюстративный материал, дидактические материалы для развития дыхания и пр.
3. Методическое обеспечение программы. Список методического обеспечения данной программы по направлению работы учителя – логопеда.
Технология составления и оформления рабочей программы учителя-логопеда
Екатерина Чеснокова
Технология составления и оформления рабочей программы учителя-логопеда
Технология составления и оформления рабочей программы учителя – логопеда ДО в соответствии с требованиями ФГОС
Подготовила учитель – логопед
МДОУ «Детский сад №11
Мы живем в эпоху перемен. Глобальные перемены происходят в настоящее время в системе дошкольного образования. Прежде всего, они связаны с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» система дошкольного образования стала первой образовательной ступенью системы образования России, что гарантирует единство образовательного пространства, обеспечивает единые условия и качество образования, преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
Новые изменения в системе дошкольного образования повлекло принятие федерального образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, который определяет, какой должна быть программа дошкольного образовательного учреждения, какие условия нужны для ее реализации. В соответствии с ФГОС ДО педагогический коллектив каждого ДОУ создает свою модель педагогического процесса, выбирая основную образовательную программу, парциальные программы, технологии, формы, методы и приемы работы с дошкольниками. В этих условиях возрастает значение планирующей функции в системе дошкольного образования.
Составляющими рабочей программы учителя-логопеда ДОУ являются комплексно-тематическое или тематическое и перспективное планирование работы и календарное планирование подгрупповых занятий учителя-логопеда., система диагностики индивидуального развития детей и планируемые результаты освоения программы, комплексно-тематическое планирование работы
Методические рекомендации по разработке рабочих программ
Требования к структуре, содержанию, оформлению
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что содержание образования определенного уровня и направленности в образовательном учреждении определяется основной образовательной программой (образовательными программами, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой образовательным учреждением. Примерная программа составляется на основе фундаментального ядра содержания образовательного процесса и требований к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В ней даются общие рекомендации методического характера.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании Российской Федерации» разработка и утверждение рабочих программ являются обязанностью дошкольного образовательного учреждения. Разработка рабочей программы по образовательной области, направлению работы или комплексной рабочей программы группы осуществляется образовательным учреждением на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и основной образовательной программы, а также дополнительных программ (технологий).
Рабочая программа — это нормативный документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности.
Содержание рабочей программы каждого педагога ДОУ адаптировано к условиям конкретной группы и отражает возрастные и индивидуальные особенности развития детей. Это именно такой документ, который, будучи единым, учитывает индивидуальные особенности каждого воспитанника.
Рабочая программа педагога разрабатывается на основе основной образовательной программы учреждения и выбранных и/или разработанных им самостоятельно парциальных образовательных программ, технологий, методик, форм организации образовательной работы с целью построения системы педагогической деятельности, обеспечения гарантии качества образования, создания условий для практического освоения способов педагогической деятельности, обеспечения индивидуального развития детей, раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
В группах коррекционной направленности в рабочей программе должен быть рассмотрен механизм адаптации программы для детей с ограниченными возможностями здоровья и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
Рабочая программа: цели, задачи, функции, утверждение
Рабочая программа — документ, разрабатываемый каждым педагогом образовательного учреждения в целях определения объема, структуры и содержания образовательного процесса.
Цель рабочей программы — планирование, организация и управление образовательно-воспитательным процессом. Задачи рабочей программы — определение содержания, объема, методических подходов, порядка изучения тем с учетом особенностей образовательного процесса и контингента воспитанников в текущем учебном году.
Рабочая программавыполняет следующие основные функции:
1) нормативную (рабочая программа документ, на основе которого осуществляется контроль за прохождением программы, полнотой усвоения материала воспитанниками);
2) информационную (позволяет получить представление о содержании, целях, последовательности изучения материала по образовательным областям, направлениям работы);
3) методическую (определяет используемые методы и приемы, образовательные технологии);
4) организационную (определяет основные направления деятельности и взаимодействия педагога, воспитанников, родителей дошкольников, использование средств обучения);
5) планирующую (рабочая программа ориентируется на целевые ориентиры, возможные достижения ребенка на этапе завершения дошкольного образования).
Составитель рабочей программыможет самостоятельно произвести следующие действия:
• составить перечень изучаемых тем, понятий в рамках образовательной области, направления работы, не превышая при этом предельно допустимые нагрузки, рекомендуемые СанПиНом;
• раскрыть содержание образовательных областей, обозначенных в государственном образовательном стандарте дошкольного образования и примерной программе, с той степенью конкретизации, которая отвечает реальным условиям;
• устанавливать последовательность изучения учебного материала (например, с учетом структуры используемого учебно-методического комплекта);
• корректировать объем учебного времени, отводимого на изучение отдельных разделов и тем примерной программы, исходя из дидактической значимости, степени сложности усвоение материала воспитанниками, с учетом материально-технической базы.
Рабочие программы перед утверждением должны рассматриваться органом самоуправления, которому в соответствии с уставом образовательного учреждения делегированы данные полномочия.
Образовательное учреждение может вносить изменения и дополнения в рабочие программы, рассмотрев их на заседании органа самоуправления. По итогам рассмотрения оформляется протокол. Орган самоуправления принимает решение «рекомендовать к использованию» или «рекомендовать к утверждению» при последующем издании приказа образовательного учреждения об утверждении рабочих программ.
Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает срок действия рабочей программы.
Рабочая программа: структура
Рабочая программадолжна иметь следующую структуру:
• проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями, с ФГОС ДО;
На титульном листе указываются полное наименование образовательного учреждения, название программы, срок реализации программы, возрастная категория детей, грифы рассмотрения, Ф. И. О. педагога, название города,
год составления программы
В пояснительной записке:
• обосновывается актуальность программы;
• описываются теоретические основы и специфика содержания программы;
• указываются возрастные и индивидуальные особенности детей, особенности образовательного учреждения, особенности региона;
• указываются цель и задачи в соответствии с ФГОС ДО;
• определяются условия, необходимые для реализации программы;
• раскрываются особенности организации педагогического процесса;
• размещается информация об используемых образовательных технологиях;
• указывается временная продолжительность реализации программы, срок реализации;
• описывается инструментарий определения эффективности освоения детьми содержания рабочей программы.
Раздел «Проектирование образовательного процесса» включает в себя комплексно-тематический план с указанием периода времени, необходимого для изучения разделов, тем, модель календарного планирования, режим дня, график работы логопеда, расписание работы логопеда.
Рабочая программа позволяет добиться полной согласованности перспективного и календарного планирования работы каждого педагога, составить целостную систему работы, если в основе планирования лежат проблемно-ориентированный и программно-целевой подходы.
Информационно-методическое обеспечение программы содержит информацию о парциальных программах, специальных методиках, технологиях, методической литературе, наглядных дидактических пособиях, технических средствах обучения.
В приложениях к программе могут быть представлены конспекты занятий, сценарии различных форм образовательной деятельности, описание игр, упражнений, сценарии родительских собраний и мастер-классов для родителей и так далее.
Следует заметить, что нормативно-правовыми документами в настоящее время не определены требования к рабочей программе педагога ДОУ. Педагог самостоятельно выбирает форму записей текстового варианта рабочей программы, но при этом следует помнить, что рабочая программа должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей контингента воспитанников педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ФГОС ДО.
Во избежание разночтений на уровне образовательного учреждения следует разработать единые подходы к написанию и оформлению рабочих программ, закрепив их Положением о рабочей программе.
По итогам рассмотрения рабочей программы оформляется протокол.
Разработчиками рабочей программы коррекционной группы могут быть как авторские коллективы (учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, так и отдельные педагоги в том случае, когда каждый специалист разрабатывает самостоятельную рабочую программу на основе основной образовательной программы дошкольного образования, выбранной специалистами группы.
Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольной образовательной организации
Ирина Ворошилова
Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольной образовательной организации
Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения
В связи с тем, что дошкольные образовательные учреждения являются структурными единицами системы образования в нашей стране и осуществляют образовательную деятельность в соответствии с законом № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», деятельность педагогов предполагает проектирование и реализацию рабочей программы учебного курса, дисциплины.
На основании ст. 48 ФЗ педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.
Ст. 2. п. 9 ФЗ устанавливается значение рабочей программы в системе образования, которая входит в понятие «образовательная программа» как составная часть комплекса основных характеристик образования, а также в понятие «примерная основная образовательная программа» как структурная единица учебно-методической документации.
Логопедическая деятельность относится к педагогической и имеет все компоненты учебного курса.
ПРИКАЗОМ от 18 октября 2013 г. N 544н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА определены трудовые действия педагога.
В соответствии с обобщенной трудовой функцией А (проектирование и реализация образовательного процесса) необходимо овладение трудовыми действиями (по общепедагогической функции. Обучение):
Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы
Разработчиками рабочей программы являются педагоги образовательной организации: воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, учителя – логопеды, учителя-дефектологи и другие категории педагогов образовательной организации (в соответствии со штатным расписанием образовательной организации). Воспитатели, работающие на одной группе, составляют рабочую программу совместно.
Рабочая программа педагога образовательной организации является обязательным педагогическим документом, обеспечивающим систему образовательной работы с детьми по реализации образовательной программы дошкольного образования (адаптированной образовательной программы дошкольного образования).
Рабочая программа педагога образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования (далее – образовательная организация, разрабатывается в соответствии
с Законом РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ)
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
образовательной программой дошкольного образования (адаптированной образовательной программой дошкольного образования, разработанной и утвержденной образовательной организацией
В связи с тем, что, что законом «Об образовании в Российской Федерации» не определены требования к рабочей программе, педагог имеет право самостоятельного выбора формы записей, текстового варианта рабочей программы. Однако необходимо отметить, что во избежание наличия разных вариантов рабочей программы в одном учреждении, на уровне дошкольного образовательного учреждения необходимо разработать единые подходы к разработке и оформлению рабочих программ педагогов, в том числе, учителей-логопедов, закрепив данные требования локальным актом – Положением о рабочей программе педагога дошкольного образовательного учреждения.
Положение о рабочей программе обсуждается на заседании коллегиального органа образовательной организации, которому делегированы данные полномочия в соответствии с уставом образовательной организации. По итогам рассмотрения коллегиальным органом Положения о рабочей программе оформляется протокол, в котором указывается принятое решение.
Положение утверждается приказом руководителя образовательной организации (директора, заведующего образовательной организации).
Рабочие программы утверждаются приказом руководителя образовательной организации, и каждая программа заверяется на титульном листе подписью руководителя образовательной организации (директора, заведующего, или заместителя по УВР) в соответствии с должностными обязанностями.
Образовательная организация самостоятельно устанавливает сроки, на которые разрабатываются рабочие программы педагогов, данный вопрос отражается в Положение. Сроки реализации рабочей программы согласуются с этапами реализации образовательной программы (адаптированной образовательной программы) дошкольного образования.
Рабочие программы педагогов, разработанные и оформленные в соответствии с утвержденным Положением, рассматриваются ежегодно (в начале учебного года) коллегиальным органом образовательной организации. По итогам рассмотрения коллегиальным органом рабочих программ оформляется протокол, в котором указывается принятое решение.
Образовательная организация может вносить изменения и дополнения в Положение о рабочей программе, в содержание рабочих программ, рассмотрев и утвердив внесенные коррективы на заседании коллегиального органа образовательной организации.
На сегодняшний день требования к рабочей программе на федеральном уровне не определены.
Каждый педагог ДОО самостоятельно выбирает структуру и форму документа. Рабочая программа может быть составлена по аналогии с основной образовательной программой дошкольного образования в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС ДО (пр. от 17.10.2013г. N 1155).
Педагог может корректировать все структурные элементы рабочей программы с учетом специфики деятельности дошкольной образовательной организации, а также возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей конкретной группы.
Рекомендуемая структура рабочей программы педагога определена в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и в соответствии с Примерной основной образовательной программой дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 20 мая 2015 г. №2/15)
• Содержание (страницы указать)
Содержание рабочей программы учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда, учителя-дефектолога – документ, определяющий содержание, объем, структуру коррекционной работы, основывающийся на содержании адаптированной образовательной программы дошкольного образования, разработанной образовательной организацией и учитывающий психофизические особенности, особенности нарушений развития воспитанников с ОВЗ, определенные по результатам обследования
Цель рабочей программы – планирование (перспективное) коррекционной работы с учетом особенностей развития и возможностей каждого воспитанника, управление образовательным процессом по коррекции нарушений развития детей.
Задачи рабочей программы – определение основных методических подходов и последовательности коррекционной работы с учетом контингента воспитанников с ОВЗ и особенностей образовательного процесса образовательной организации в текущем учебном году.
Структура рабочей программы учителя-логопеда
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи коррекционной работы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы
1.2. Планируемые результаты
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание деятельности учителя-логопеда по коррекции выявленных недостатков в речевом развитии воспитанников
2.2. Перспективное тематическое планирование (комплексно-тематическое)
2.3. Учебный план реализации ООП ДО в группе (в виде таблицы).
2.4. Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе
2.5. Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников.
3. Организационный раздел
3.1. Психолого-педагогические условия
3.2. Организационные условия
3.3. Материально-технические условия
Рекомендации к содержанию рабочей программы учителя-логопеда
Оформление титульного листа рабочей программы учителя-логопедатрадиционно включает в себя следующие элементы:
– наименование дошкольного образовательного учреждения;
– наименование рабочей программы
– указание группы дошкольного образовательного учреждения либо возраста детей, с которыми проводится логопедическая работа в соответствии с содержанием рабочей программы;
– период времени, отводимого на освоение рабочей программы детьми;
– фамилия, имя, отчество учителя-логопеда, его квалификационная категория и/или ученая степень;
– город, год разработки рабочей программы;
– грифы для согласования и утверждения рабочей программы учителя- логопеда.
Примерный титульный лист рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения приведен в приложении 1.
1.1. Пояснительная записка включает в себя основные концептуальные положения рабочей программы учителя-логопеда.
В пояснительной записке указываются:
-Документы, на основании которых разработана данная рабочая программа, сведения о программах, на основании которых разработана данная рабочая программа (примерная адаптированная образовательная программа дошкольного образования, методические пособия и др.);
-Сроки реализации рабочей программы;
-Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей с ОВЗ.
При проектировании пояснительной записки учитель-логопед описывает возрастные и индивидуальные особенности детей, имеющих нарушения речевого развития и посещающих логопедические занятия, т. е. следует представить клинико-психолого-педагогическую характеристику воспитанников. Недопустимо использовать в этом разделе программы общие фразы, отражающие особенности высших психических функций, в том числе и речи, у детей с каким-либо нарушением речевого развития. Данный раздел проектируется только на основе проведенного логопедического обследования детей и содержит количественное и качественное описание его результатов. В содержании данного раздела необходимым условием является наличие сводных таблиц и диаграмм, отражающих состояние речевых и неречевых функций у обследованных детей.
В структурупояснительной записки входят следующие элементы:
1.1.1. Цели и задачи коррекционной работы с учётом специфики реализуемой адаптированной программы дошкольного образования, особенностей образовательной организации, психолого-педагогических условий, характеристика контингента детей с ОВЗ (возрастные и индивидуальные особенности развития, др.);
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы.
Недопустимо простое перечисление принципов, учителю-логопеду необходимо раскрыть их содержание, т. е. каким образом данные принципы применяются в проектировании и реализации рабочей программы.
При проектировании рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения необходимо учитыватьи следующие коррекционно-педагогические принципы:
– рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка;
– принцип учета структуры речевого дефекта; – принцип обходного пути коррекции недостатков в речевом развитии;
– принцип учета зоны ближайшего зоны ближайшего и актуального развития.
Также необходимо учитывать такие общедидактические принципы, как наглядность, доступность, дифференцированный и индивидуальный подход и др. Принцип наглядности в проектировании рабочей программы учителя- логопеда дошкольного образовательного учреждения регламентирует подбор наглядного материала. Принцип доступности предполагает подбор материала от простого к сложному, в зависимости от возрастных и индивидуальных потребностей ребенка. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода при разработке рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения отражается на комплектовании групп и подгрупп в зависимости от результатов обследования детей с нарушениями речевого развития.
1.2. Планируемые результаты
При проектировании раздела рабочей программы, описывающей планируемые результаты освоения детьми с нарушениями речи содержания коррекционно-развивающей деятельности необходимо учитывать структуру нарушений речевого развития, а также содержание реализуемой в образовательной организации адаптированной образовательной программой дошкольного образования.
Проектирование критериев и показателей достижения детьми планируемых результатов в сфере коррекции нарушений речевого развития осуществляется с опорой на нормативы логопедического обследования детей, обозначенных в программах коррекции нарушений речевого развития. Мониторинг логопедической работы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений в коррекции нарушений речевого развития детей. При проектировании данного раздела программы, необходимо учитывать ряд принципов: – принцип комплексного подхода к изучению речи ребенка (всестороннее обследование и оценка развития всех сторон речи ребенка и ее моторно-психологической базы); – принцип целостного системного изучения ребенка (обнаружение не просто отдельных проявлений нарушений, но и связи между ними, систему нарушений – первичных, вторичных); – принцип динамического изучения (учет зоны актуального и ближайшего развития); – принцип качественного и количественного анализа данных (изучение отношения испытуемого к заданиям, способы ориентировки в условиях задания, характер ошибок, отношение к результату своей деятельности); – принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии. Объектом изучения при обследовании, которое проводит учитель- логопед, является речь и ее моторно-психологическая база у ребенка дошкольного возраста. Периодичность обследования речи устанавливается специалистами дошкольного образовательного учреждения с опорой на рекомендации парциальных программ коррекции нарушений речевого развития. При разработке этого раздела программы необходимо указать сроки проведения логопедического обследования детей. Например, входное обследование 1– 2 неделя сентября; промежуточное обследование 3 неделя января; контрольное обследование 3– 4 неделя мая. В рабочей программе не стоит описывать методики изучения разных сторон речи и моторно-психологической базы у детей, достаточно их перечислить и обозначить авторов, их разработавших.
2. Содержательный раздел рабочей программы
2.1. Содержание деятельности учителя-логопеда по коррекции выявленных недостатков в речевом развитии воспитанников. Основное содержание коррекционной работы определяется в соответствии с адаптированной образовательной программой дошкольного образования, возрастом детей, особенностями нарушений развития, индивидуальными возможностями и потребностями воспитанника.
2.2. Перспективное тематическое планирование (комплексно-тематическое) с определением основных видов деятельности воспитанников (на учебный год с учетом срока реализации рабочей программы).
Форма перспективного тематического планирования может быть определена образовательной организацией самостоятельно в соответствии с реализуемой адаптированной программой дошкольного образования, разработанной и утвержденной в образовательной организации.
2.3. Учебный план реализации программы в группе (в виде таблицы).
2.4. Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе.
2.5. Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников.
Организационный раздел рабочей программы.
В организационном разделе необходимо отразить структуру реализации образовательного процесса и условия реализации программы.
• комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение воспитанников
• разработка индивидуального образовательного маршрута
Организационные условия:
• формы образовательной деятельности (подгрупповые, индивидуальные занятия)
В данном разделе учитель-логопед указывает основные организационные формы логопедической работы: – индивидуальная логопедическая работа (в подготовительной группе может использоваться термин «занятие»);
– подгрупповая логопедическая работа, которая проводится в рамках непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности педагога и детей;
– фронтальная логопедическая работа, которая также проводится в непосредственно образовательной деятельности, непосредственно организованной деятельности, совместной деятельности педагога и детей.
Выбор организационной формы осуществляется в зависимости от условий, имеющихся в дошкольном образовательном учреждении (наличие групп компенсирующей направленности, работа логопункта).
• образовательная нагрузка (количество занятий, длительность и время проведения в режиме дня группы) в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г.
• особенности распорядка дня и создание специального режима дня в определенные периоды (например: организация режима молчания для заикающихся и др.)
• использование специального оборудования
• учебно-методические средства обучения (учебно- методические пособия, учебно-наглядные пособия, информационные образовательные ресурсы)