в каком звании носят папаху

Полковничьи папахи в российской армии отошли в прошлое согласно инициативе Минобороны РФ

Российские полковники и генералы Вооруженных Сил больше не смогут использовать в качестве форменного парадного головного убора знаменитые каракулевые папахи. Традиция их ношения велась еще со времен Великой Отечественной войны. Оборонное ведомство России выступило с инициативой отмены использования папах для полковников и генералов ВС РФ. Указывалось на то, что обеспечение высшего офицерского состава Вооружённых сил России меховыми шапками установленного цвета будет обходиться бюджету существенно дешевле.

Пресса приводит цитату из этого президентского документа: «Шапка меховая установленного цвета с козырьком (только для высших офицеров (с шитьём 5-процентного золочения на козырьке) и полковников Вооружённых сил Российской Федерации».

Среди военнослужащих высокого ранга армии России подобное решение было воспринято по-разному. Пресса отмечает, что по мнению некоторых высокопоставленных военных такая инициатива и итоговое решение воспринимаются по-разному. Если одни считают, что смена варианты формы не столь важна, то другие полагают, что итоговое решение не является лучшим способом для сохранения устоявшихся за многие годы традиций. Другие говорят о том, что для военных главное выполнять приказы (включая указы президента), а не обсуждать их.

В русской армии папахи прижились давно, еще в годы Кавказской войны. Их носили солдаты и офицеры не только на юге, но и в Сибири. Широко применялись они в частях русской армии, воевавшей на фронтах первой мировой войны. Носили папахи и участники Белого движения. В частности, именно там родился прообраз будущей кубанки. Командовавший Корниловским конным полком Кубанского казачьего войска есаул Ф.И. Елисеев (доживший до 1987 года) своим приказом по полку от 9 марта 1919 года ввёл для всех чинов невысокие (как их называли кубанцы, «осетинские») папахи белого меха с белым же суконным верхом или дном. Верх украшался чёрной тесьмой, делившей дно на сектора: у офицеров — на восемь, у прочих чинов — на четыре. Ещё и в 1923 году, находясь в эмиграции, полк сохранял свои белые невысокие папахи.

в каком звании носят папаху. papaha1. в каком звании носят папаху фото. в каком звании носят папаху-papaha1. картинка в каком звании носят папаху. картинка papaha1. Российские полковники и генералы Вооруженных Сил больше не смогут использовать в качестве форменного парадного головного убора знаменитые каракулевые папахи. Традиция их ношения велась еще со времен Великой Отечественной войны. Оборонное ведомство России выступило с инициативой отмены использования папах для полковников и генералов ВС РФ. Указывалось на то, что обеспечение высшего офицерского состава Вооружённых сил России меховыми шапками установленного цвета будет обходиться бюджету существенно дешевле.

Затем кубанки проникли в Красную армию. 20 апреля 1936 года они были введены в употребление бойцами и командирами постановлением ЦИК СССР «О снятии с казачества ограничений по службе в РККА». А 23 апреля НКО СССР приказом № 67 объявил о введении для личного состава терских, кубанских и донских казачьих частей особого выходного (парадного) обмундирования с папахой, при этом кавказские казаки получили «осетинскую» папаху, названную в приказе «кубанкой», донские — традиционную.

Кубанка имела меховой околыш высотой 10—11 см из чёрной мерлушки. Цвет суконного верха различался по войскам: у терских казаков — светло-синий, у кубанских — красный. По верху крестообразно нашивался в два ряда: для рядового состава — чёрный сутаж (тонкий шёлковый плетёный шнур), для командно-начальствующего состава — золотой сутаж или золотой галун шириной 4 мм.

Папаха для донских казаков изготавливалась также из чёрной мерлушки, но была выше кубанки, причём кверху она несколько сужалась. Суконное дно красного цвета обшивалось крестообразно, по образцу кубанки, чёрным шнуром или золотистым галуном шириной 4 мм. Спереди на околыше папахи образца 1936 года крепилась металлическая красноармейская звезда.

Казачьи папахи этого образца употреблялись до выхода 18 января 1941 года постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР № 129-55сс «Об изменениях в форме одежды и нормах снабжения вещевым имуществом личного состава Красной Армии и применении заменителей для людского и конского снаряжения», которым, в частности, снимались со снабжения и казачьи кубанки. Во время Великой Отечественной войны эти папахи, конечно, использовались, прежде всего кавалеристами и партизанами. Последний раз в массовом количестве публика могла видеть кубанки 24 июня 1945 года на Параде Победы в Москве.

7 мая 1940 года появился указ Президиума Верховного Совета СССР «Об установлении воинских званий высшего командного состава Красной Армии», объявлявшего о создании советского генералитета8. 10 июля того же года форменная одежда и знаки различия генералов и Маршалов Советского Союза были приведены в постановлении СНК № 1221, а 25 октября приказом НКО СССР № 373 вводилось «Положение о форме одежды генералов Красной Армии», которым, как и маршалам, папаха утверждалась в качестве зимнего головного убора. Российская армия продолжила традицию царских и советских войск.

Источник

Папаха на военной службе

в каком звании носят папаху. pdf. в каком звании носят папаху фото. в каком звании носят папаху-pdf. картинка в каком звании носят папаху. картинка pdf. Российские полковники и генералы Вооруженных Сил больше не смогут использовать в качестве форменного парадного головного убора знаменитые каракулевые папахи. Традиция их ношения велась еще со времен Великой Отечественной войны. Оборонное ведомство России выступило с инициативой отмены использования папах для полковников и генералов ВС РФ. Указывалось на то, что обеспечение высшего офицерского состава Вооружённых сил России меховыми шапками установленного цвета будет обходиться бюджету существенно дешевле.в каком звании носят папаху. print. в каком звании носят папаху фото. в каком звании носят папаху-print. картинка в каком звании носят папаху. картинка print. Российские полковники и генералы Вооруженных Сил больше не смогут использовать в качестве форменного парадного головного убора знаменитые каракулевые папахи. Традиция их ношения велась еще со времен Великой Отечественной войны. Оборонное ведомство России выступило с инициативой отмены использования папах для полковников и генералов ВС РФ. Указывалось на то, что обеспечение высшего офицерского состава Вооружённых сил России меховыми шапками установленного цвета будет обходиться бюджету существенно дешевле.

Аннотация. В статье приводится история появления и развития военного зимнего головного убора с высоким меховым околышем и суконным верхом, называемого папахой.

Summary. The article provides the emergence history and development of military winter headgear with fur cap band and cloth top, called papakha.

ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННОГО ОБМУНДИРОВАНИЯ И СНАРЯЖЕНИЯ

ПАПАХА НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

Папаха — один из древнейших головных уборов народов Средней Азии и Кавказа. В униформологии под папахой принято понимать меховой головной убор, как правило, из бараньего меха, без полей и козырька. В русской армии прообразом папахи являлась меховая шапка, которую с 1817 года носили военнослужащие некоторых частей на Кавказе. Однако официально в качестве зимнего головного убора, да и то только в казачьих войсках, папаха была установлена лишь в 1855 году.

А началось всё с униформы Черноморского казачьего войска, которая в ноябре 1840 — феврале 1841 года существенно изменилась. Вместо прежнего обмундирования, ориентированного на одежду Донского войска, то есть степного образца, черноморцы получают вариант костюма народов Кавказа. В частности, на снабжение начинают поступать меховые шапки с суконным верхом, цвет которого соответствовал цвету погон и обшивался галуном или тесьмой цвета пуговиц таким образом, что верх офицерской папахи (именно так их называли современники) делился на восемь сегментов, унтер-офицерской — на четыре. У рядовых казаков обшивка на папахе отсутствовала1.

В течение 1846—1848 гг. новый головной убор стали применять и в некоторых частях русской регулярной пехоты. Полки Отдельного Кавказского корпуса (исключая Козловский, Крымский, Нашебургский и Севастопольский) получили шапку образца Черноморского казачьего войска с тёмно-зелёным суконным верхом (колпаком), который сшивался из четырёх частей, разделённых выпушкой цвета погон. Такая же выпушка проходила по краю колпака. Из всех металлических украшений на шапке остался только знак отличия, присвоенный данной воинской части.

25 декабря 1858 года* всем войскам отдельных корпусов — Оренбургского, Сибирского, а также Забайкальской линейной артиллерийской бригаде, частям, расположенным в Восточной Сибири, было приказано заменить прежние кивера и каски папахами образца кавказских войск.

Подробное описание головного убора было утверждено 3 февраля 1859 года.

Суконный верх папахи высотой 22 см сшивался из четырёх частей колпаком с закруглённой макушкой. Цвет сукна: для генералов — красный, для всех прочих чинов — тёмно-зелёный, за исключением жандармов и ветеринарных врачей: у первых верх папахи имел светло-синий, у вторых — тёмно-синий цвет. Низ колпака обшивался овчинным мехом. Генеральские папахи, предназначенные для парадной и праздничной формы одежды, обшивались мехом белого цвета, для повседневной формы — чёрного. Такой же цвет меха имели папахи и всех прочих чинов, независимо от формы одежды. У нижних чинов по швам колпака прокладывались выпушки цвета погон мундира.

У генеральских и офицерских папах с чёрным мехом верх, нижний край и швы обкладывались галуном, а генеральские папахи с белым мехом — генеральским шитьём, которое вышивалось на красном сукне: для генералов и генерал-адъютантов — золотом, для генерал-майоров Свиты Его Величества — серебром. Для нашивки по нижнему краю колпака, возле меха, применялось шитьё шириной 3,4 см, для нашивки крестообразно по швам колпака — 2,2 см. Галуны из гладкой золотой или серебряной ткани (по цвету мундирных пуговиц) с цветными шёлковыми полосками или без них были несколько уже: 2,5 см и 1,56 см соответственно.

в каком звании носят папаху. komandir 44 go dragunskogo nizhegorodskogo polka graf i g nostic 1860 g ga rf. в каком звании носят папаху фото. в каком звании носят папаху-komandir 44 go dragunskogo nizhegorodskogo polka graf i g nostic 1860 g ga rf. картинка в каком звании носят папаху. картинка komandir 44 go dragunskogo nizhegorodskogo polka graf i g nostic 1860 g ga rf. Российские полковники и генералы Вооруженных Сил больше не смогут использовать в качестве форменного парадного головного убора знаменитые каракулевые папахи. Традиция их ношения велась еще со времен Великой Отечественной войны. Оборонное ведомство России выступило с инициативой отмены использования папах для полковников и генералов ВС РФ. Указывалось на то, что обеспечение высшего офицерского состава Вооружённых сил России меховыми шапками установленного цвета будет обходиться бюджету существенно дешевле. Командир 44-го драгунского Нижегородского полка граф И.Г. Ностиц
1860 г. ГА РФ

Цвет и наличие цветных полос расписывались очень подробно. Генералам от кавалерии и инфантерии, генерал-адъютантам, генерал-майорам Свиты Его Величества, флигель-адъютантам, генеральским и штабным адъютантам, дежурным штаб-офицерам, состоявшим по особым поручениям, офицерам мест (организаций), подведомственных Военному министерству, офицерам армейским и жандармским папахи полагались с красными полосами посредине; офицерам Генерального штаба — с чёрными; офицерам корпуса топографов, гевальдигерам (военно-полицейская должность) и вагенмейстерам (заведовали армейскими обозами) — со светло-синими; плац-майорам (помощник коменданта крепости), плац-адъютантам (помощник плац-майора) и бау-адъютантам (инженерная должность) — с оранжевыми; папахи генералов и офицеров полевой артиллерии и корпуса военных инженеров имели по краям красные полосы, посредине — чёрные. Папахи офицеров Сибирской пешей артиллерийской батареи линейной Забайкальской артиллерийской бригады и полупарка Восточной Сибири имели по краям галуна красные полоски, а посредине — широкую красную полосу с чёрными закраинами.

Папахи офицеров гарнизонной артиллерии, гарнизонных инженеров военно-рабочих и арестантских рот и цейхвартеры (должность в артиллерии до 1884 г.) обшивались по краям красными полосками, а посредине имели широкую чёрную полосу без закраин.

Офицеры линейных батальонов носили папахи с широкой полосой посредине: оренбургских — светло-синего, сибирских — тёмно-зелёного цвета, в обоих случаях с двумя красными закраинами.

Офицерам внутренних гарнизонных батальонов, инвалидных команд, медикам и капельмейстерам полагались папахи с тёмно-зелёной полосой; ветеринарным врачам — с тёмно-синей; гражданским чиновникам, состоявшим при штабах и управлениях войск и мест, подведомственных Военному министерству, — с красной, аудиторам — с малиновой полосой.

Наконец, армейским офицерам, занимавшим полицейские должности, цветных шёлковых полосок на галунной обшивке папах не полагалось2.

27 июля 1875 года по ходатайству командующих войсками Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского военных округов было велено офицерам и нижним чинам всех частей, которым прежде полагалась шапка (кепи), носить папаху по образцу казачьих частей. 1 июля 1878 года ношение папахи распространено на всех военнослужащих и военных чиновников этих округов.

Основой этого головного убора являлся суконный колпак высотой 22 см, сшивавшийся из четырёх кусков. Цвет сукна колпака должен был соответствовать цвету мундира. Подкладка у нижних чинов предписывалась из подкладочного холста, простёганная на вате, офицерам дозволялось поступать по своему усмотрению. По периметру и швам суконный колпак обшивался: у рядовых — шерстяным шнуром цвета выпушки мундира; у унтер-офицеров — чёрно-бело-оранжевым шнуром; у обер-офицеров — галуном цвета пуговиц с тремя шёлковыми просветами (средний — цвета погон, по краям — цвета клапанов воротника или самого воротника мундира, если клапаны не полагались); у штаб-офицеров — галуном гусарского образца цвета пуговиц. Нижний край колпака слегка загибался наружу, на загиб нашивалась меховая опушка из чёрной овчины шириной по мездре (изнанке кожи) 13,2 см. По усмотрению начальства мех допускалось заменять другим, «более удобным в заготовлении», но обязательно тёмного оттенка и с непременным условием, чтобы в одной воинской части мех был одинаков для всех чинов. Спереди посредине на меховую опушку крепилась кокарда3.

Эти папахи, практически не изменившиеся, носили наши солдаты в Русско-японскую войну 1904—1905 гг. Бои в Маньчжурии показали, что у головного убора имелись существенные недостатки, терпимые в мирное время и неприемлемые в полевых условиях. В частности, цвет меха (чёрный или белый) демаскировал воинов, длинная шерсть, случалось, мешала вести прицельный огонь, кроме того, конструкция папахи не предусматривала защиты шеи от ветра и холода. Учитывая данный опыт, Главное интендантское управление разработало новый образец папахи, который был отправлен на изучение офицерам стрелковой школы. Меховая опушка предлагалась из стриженой серой овчины или, по усмотрению местного начальства, иной другой, лишь бы мех был серым и коротким. Интересно, что казачьи офицеры высказались за светло-серую мерлушку естественной завивки, а прочие — за мех… кенгуру! Технический комитет Главного интендантского управления, резонно полагая, что такие папахи влетят Военному министерству, что называется, в копеечку, остановил свой выбор на мерлушке.

Приказом по военному ведомству (ПВВ) от 10 ноября 1910 года № 626 папаха нового образца была принята на снабжение войск, расквартированных в Приамурском, Иркутском и Омском военных округах. С 15 марта 1911 года папаху получили чины частей Отдельного корпуса жандармов, расположенных в тех же округах, а также чины Учебной автомобильной роты (ПВВ от 19 марта № 131). Для жандармов папахи образца 1910 года изготавливались с суконным колпаком тёмно-синего (по цвету мундира) цвета. С 13 декабря 1912 года право на ношение этой папахи получили военнослужащие частей, расположенных в Финляндии, Архангельской и Вологодской губерниях. В 1913 году папаха была введена для всего личного состава сухопутных войск русской армии. При этом околыш солдатских папах шился из искусственного меха. Любопытно, что по опыту использования папах в Финляндии командир 22-го армейского корпуса осенью 1913 года предлагал снова изменить её конструкцию, что фактически превращало папаху в шапку-ушанку. Однако идея не прошла. Впрочем, папаха образца 1910 года, пожалуй, не нуждалась в усовершенствовании: она была достаточно удобной в эксплуатации, к тому же хорошо защищала голову и шею от ветра и мороза4.

Папаха образца 1910 года с нашитой спереди красной лентой осталась головным убором и у революционного солдата. Несмотря на введение приказами РВСР от 16 января (№ 116) и 8 апреля (№ 628) 1919 года нового зимнего головного убора — знаменитой будёновки, красноармейцы периода Гражданской войны использовали как папахи образца 1910 года, так и иные папахи, традиционно носившиеся народами Кавказа и Средней Азии.

Приказ РВСР от 31 января 1922 года № 322 установил ношение военнослужащими Красной армии исключительно суконного зимнего шлема. Впрочем, фотодокументы доказывают, что как минимум пограничники, служившие в особо холодных районах, использовали различные папахи ещё какое-то время и после завершения Гражданской войны.

Носили папахи и в армиях Белого движения. В частности, именно там родился прообраз будущей кубанки. Командовавший Корниловским конным полком Кубанского казачьего войска тогда ещё есаул Ф.И. Елисеев (кстати, скончавшийся в 1987 г.) своим приказом по полку от 9 марта 1919 года ввёл для всех чинов невысокие (как их называли кубанцы, «осетинские») папахи белого меха с белым же суконным верхом или дном. Верх украшался чёрной тесьмой, делившей дно на сектора: у офицеров — на восемь, у прочих чинов — на четыре. Ещё и в 1923 году, находясь в эмиграции, полк сохранял свои белые невысокие папахи5.

А через тринадцать лет проникли они и в Красную армию. 20 апреля 1936 года ЦИК СССР издал постановление «О снятии с казачества ограничений по службе в РККА». Практически сразу же, 23 апреля, НКО СССР приказом № 67 объявил о введении для личного состава терских, кубанских и донских казачьих частей особого выходного (парадного) обмундирования с папахой, при этом кавказские казаки получили «осетинскую» папаху, названную в приказе «кубанкой», донские — традиционную.

Кубанка имела меховой околыш высотой 10—11 см из чёрной мерлушки. Цвет суконного верха различался по войскам: у терских казаков — светло-синий, у кубанских — красный. По верху крестообразно нашивался в два ряда: для рядового состава — чёрный сутаж (тонкий шёлковый плетёный шнур), для командно-начальствующего состава — золотой сутаж или золотой галун шириной 4 мм.

Папаха для донских казаков изготавливалась также из чёрной мерлушки, но была выше кубанки, причём кверху она несколько сужалась. Суконное дно красного цвета обшивалось крестообразно, по образцу кубанки, чёрным шнуром или золотистым галуном шириной 4 мм. Спереди на околыше папахи образца 1936 года крепилась металлическая красноармейская звезда6.

Казачьи папахи этого образца употреблялись до выхода 18 января 1941 года постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР № 129-55сс «Об изменениях в форме одежды и нормах снабжения вещевым имуществом личного состава Красной Армии и применении заменителей для людского и конского снаряжения», которым, в частности, снимались со снабжения и казачьи кубанки7. Во время Великой Отечественной войны эти папахи, конечно, использовались, прежде всего кавалеристами и партизанами. Последний раз в массовом количестве публика могла видеть кубанки 24 июня 1945 года на Параде Победы в Москве.

Однако папаха как таковая дожила и до наших дней. Её история началась 7 мая 1940 года с издания указа Президиума Верховного Совета СССР «Об установлении воинских званий высшего командного состава Красной Армии», объявлявшего о создании советского генералитета8. 10 июля того же года форменная одежда и знаки различия генералов и Маршалов Советского Союза были приведены в постановлении СНК № 1221, а 25 октября приказом НКО СССР № 373 вводилось «Положение о форме одежды генералов Красной Армии», которым, как и маршалам, папаха утверждалась в качестве зимнего головного убора. Правда, в оригинальном перечне предметов генеральского обмундирования образца 1940 года описание папахи отсутствовало. Предлагаемое ниже описание восстановлено по ныне опубликованным позднейшим документам, самый ранний из которых датируется 5 марта 1941 года.

Генеральская папаха образца 1940 года имела форму усечённого конуса, суконный верх (колпак) выступал над верхом мехового околыша на 4—5 см. Колпак сшивался из четырёх клиньев, места сшива закрывались крестообразно наложенным золочёным галуном. Основание колпака уходило в глубь мехового околыша из серого каракуля и соединялось с подзором из того же сукна, плотно прилегавшим к меху изнутри.

Колпак был установленного приборного цвета, но с некоторыми особенностями. Так, папахи Маршалов Советского Союза, общевойсковых генералов, генералов артиллерии и бронетанковых войск имели красный колпак, генералов авиации — голубой, генералов войск связи, инженерных, технических войск и интендантской службы — малиновый. Внутри папахи имелась стеганая на вате шёлковая подкладка. Спереди на меховой околыш крепилась генеральская кокарда, в авиации она могла быть с вышитым венком из колосьев9.

Отметим кстати, что в 1943 году генералы войск НКВД получили папаху с цветным суконным верхом: светло-зелёным в пограничных и васильковым — во внутренних войсках. 6 июля 1945 года им возвратили папаху с красным суконным верхом10.

26 января 1943 года приказом НКО № 40 папаха специального образца в качестве зимнего головного убора была введена и для полковников всех родов войск, заменив шапку-ушанку.

Подобно генеральской полковничья папаха также имела форму усечённого конуса и шилась из серого каракуля. Верх колпака из сукна цвета хаки выступал над околышем на 4—5 см, сшивался из четырёх клиньев и украшался золотым галуном, проложенным накрест. Основание суконного верха уходило в глубь мехового околыша, где соединялось с подзором из того же сукна, плотно прилегавшим к меху изнутри. Подкладка папахи — шёлковая стёганая. Околыш высотой 17 см состоял из двух частей — передней (налобника), пришитой к колпаку, и задней (назатыльника) — отворотной. Назатыльник имел суконный клапан для защиты нижней части лица от холода. Передняя часть пристёгивалась к задней крючками. Спереди в центре мехового околыша крепилась пятиконечная звезда установленного образца11.

Интересно, что некоторые генералы заказывали себе папахи по полковничьему образцу, которые в полевых условиях оказались намного практичнее. Образцы таких папах встречаются в музейных собраниях12.

20 апреля 1955 года женщинам-военнослужащим был предписан новый зимний головной убор единого образца — «шапка цельномеховая», как её именовали в приказе. Она представляла собой меховой цилиндрический околыш высотой 12 см с круглым меховым же дном. Спереди посредине околыша крепилась пятиконечная звезда. Фактически шапка являлась разновидностью папахи. Женщинам в звании полковника эта шапка шилась из серого каракуля, прочим женщинам-офицерам — из серой смушки или поместного каракуля. Первым она заменила прежнюю папаху полковничьего образца, вторым — зимнюю шапку из меха цигейки. Женщины-полковники носили такую шапку до 1992 года, другим к 1988 году её заменили шапкой-ушанкой13.

1955 год памятен ещё одним новшеством: в связи с введением для офицеров парадно-выходной шинели стального цвета полковники получили новый образец папахи, ношение которой предписывалось с 1 ноября следующего года. Этот тип папахи также состоял из мехового околыша, имевшего форму усечённого конуса высотой 16 см и шившегося из натурального чистопородного каракуля серого цвета. Колпак сшивался из четырёх клиньев чистошерстяного сукна стального цвета и выступал над верхним краем околыша на 4—5 см. На швах верхней части колпака нашивался в виде перекрестья позолоченный галун шириной 4—6 см. Спереди, в центре околыша папахи, крепилась кокарда, а для лётчиков — кокарда и эмблема. Практически полковничья папаха образца 1955 года повторяла генеральскую, отличаясь лишь цветом суконного дна. Кстати, она оказалась последней разновидностью головных уборов этого рода, установленных для военнослужащих при советской власти.

В феврале 1992 года, спустя 70 лет и один месяц после фактического запрещения папахи приказом РВСР № 322, она снова была отменена приказом главнокомандующего Вооружёнными силами СНГ № 50 «О временных изменениях военной формы одежды на период с 1992 по 1995 годы», согласно которому маршалы, генералы и полковники стали носить шапки-ушанки из каракуля серого цвета (для полковников — из цигейки)14.

1 Кибовский А. Черноморские казаки в 1840-х гг. Уникальный источник времен Николая I // Цейхгауз. 2006. № 22. С. 29—36.

2 Историческое описание перемен в одежде, вооружении и организации российских войск 1855—1881 гг. Т. XXX (1858—1862 гг.). Л., 1946. С. 20—22.

3 Там же. Т. XXXIII (1873—1878 гг.). Л., 1947. С. 120, 176.

4 Клочков Дмитрий. «Идеальный головной убор». Папаха образца 1910 года // Старый Цейхгауз. 2012. № 5 (49). С. 42—53.

5 Дерябин А. Корниловский конный полк Кубанского казачьего войска. 1918—20 // Цейхгауз. 1997. № 1 (6). С. 32—35.

6 Харитонов О.В. Иллюстрированное описание обмундирования и знаков различия Красной и Советской Армии (1918—1945 гг.). М., 1993. С. 28; Военная одежда Вооружённых сил СССР и России (1917—1990-е годы). М.: Воениздат, 1999. С. 107, 108.

7 Кибовский А.В., Степанов А.Б., Ципленков К.В. Униформа российского военного воздушного флота. Т. 2. Ч. 1. М.: Фонд «Русские витязи», 2007. С. 128, 129.

8 Пограничник. 1940 № 9—10. С. 1.

9 Степанов А. Генералы Красной Армии. 1940—1943. (Ч. 2) // Цейхгауз. 1996. № 1 (5). С. 38—42; Кибовский А.В., Степанов А.Б., Ципленков К.В. Указ. соч. С. 116 и др.

11 Кибовский А.В., Степанов А.Б., Ципленков К.В. Указ соч. С. 261.

13 Харитонов О.В. Обмундирование и знаки различия Советской Армии (1918—1958). Л., 1960. С. 92; Кибовский А.В., Степанов А.Б., Ципленков К.В. Указ соч. Т. 2. Ч. 2. С. 18, 19 и др.

14 Военная одежда Вооружённых сил СССР и России… С. 330 и др.

15 Указ Президента РФ № 531 от 8 мая 2005 г. // Новые Общевоинские уставы Вооружённых Сил Российской Федерации. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. С. 448—468.

Источник

«Папаха» – это часть одежды или символ нации?

Папаха – это атрибут мужской одежды. Для каждого праздника существует определённый её вид. В повседневной жизни носят обычную папаху, а для торжества и траура существуют специальные, особо оформленные папахи.

Отличаются эти головные уборы по цвету, форме и высоте. В основе своей папаха всегда имеет природный цвет того материала, из которого изготавливается.

Происхождение слова

Прочесть о возникновении этого слова можно в «Историческом словаре». Пришло оно из тюркского языка, изначально означало высокую мужскую шапку из меха. Входила папаха в национальный костюм и военное обмундирование.

Вызывает интерес такой факт: этот вид головного убора до сих пор используется в национальной одежде кавказских народностей и в военной одежде.

в каком звании носят папаху. Gruziny v natsionalnoy odezhde s nepremennym golovnym uborom. в каком звании носят папаху фото. в каком звании носят папаху-Gruziny v natsionalnoy odezhde s nepremennym golovnym uborom. картинка в каком звании носят папаху. картинка Gruziny v natsionalnoy odezhde s nepremennym golovnym uborom. Российские полковники и генералы Вооруженных Сил больше не смогут использовать в качестве форменного парадного головного убора знаменитые каракулевые папахи. Традиция их ношения велась еще со времен Великой Отечественной войны. Оборонное ведомство России выступило с инициативой отмены использования папах для полковников и генералов ВС РФ. Указывалось на то, что обеспечение высшего офицерского состава Вооружённых сил России меховыми шапками установленного цвета будет обходиться бюджету существенно дешевле.Грузины в национальной одежде с непременным головным убором / almode.ru

Факты из истории

На стыке двух веков (19-го и 20-го) для изготовления папахи применяли не только овчину и козий мех. Достоинство мужчины подчёркивали шкуры волка, медведя. В некоторых случаях на голове представителей сильного пола можно было увидеть папаху из шкуры кенгуру.

В армии русских воинов тоже существовала шапка из меха. Позже в послереволюционный период меховые шапки сменились «будёновками», а 1936 год стал годом возобновления папахи как части воинского обмундирования, с тех пор папаха прочно обосновалась в армейской одежде. Голова была защищена от ударов, так как папаха значительно смягчала удары.

в каком звании носят папаху. Marshal Sovetskogo Soyuza ZHukov G.K. v tulupe i papahe 1944. в каком звании носят папаху фото. в каком звании носят папаху-Marshal Sovetskogo Soyuza ZHukov G.K. v tulupe i papahe 1944. картинка в каком звании носят папаху. картинка Marshal Sovetskogo Soyuza ZHukov G.K. v tulupe i papahe 1944. Российские полковники и генералы Вооруженных Сил больше не смогут использовать в качестве форменного парадного головного убора знаменитые каракулевые папахи. Традиция их ношения велась еще со времен Великой Отечественной войны. Оборонное ведомство России выступило с инициативой отмены использования папах для полковников и генералов ВС РФ. Указывалось на то, что обеспечение высшего офицерского состава Вооружённых сил России меховыми шапками установленного цвета будет обходиться бюджету существенно дешевле.Маршал Советского Союза Жуков Г.К. в тулупе и папахе, 1944 / образывойны.рф

Особенности военной папахи

В военной экипировке среди папах наблюдалось отличие. Благодаря этому головному убору можно было определить, какому полку принадлежит служивый человек.

Например, казаки из Сибири носили конусообразные папахи с коротким мехом, а донские военнослужащие украшали свои головные уборы вышитым крестом, показывая всем, что они принадлежат к православной вере.

У донских казаков папаху уважительно называли «казачьей кубанкой». Верх их папах был обязательно алого цвета. В нескольких воинских частях предпочтение отдавали папахам из овечьего меха чёрного цвета. Ворс у них был традиционно длинным.

Интересное выражение

Иногда меткие замечания, которыми пользовался народ, прочно входили в речевой обиход, утрачивая своё первоначальное значение. Так произошло с выражением, тесно связанным с названием папахи.

в каком звании носят папаху. Kubanskoe kazache voysko. в каком звании носят папаху фото. в каком звании носят папаху-Kubanskoe kazache voysko. картинка в каком звании носят папаху. картинка Kubanskoe kazache voysko. Российские полковники и генералы Вооруженных Сил больше не смогут использовать в качестве форменного парадного головного убора знаменитые каракулевые папахи. Традиция их ношения велась еще со времен Великой Отечественной войны. Оборонное ведомство России выступило с инициативой отмены использования папах для полковников и генералов ВС РФ. Указывалось на то, что обеспечение высшего офицерского состава Вооружённых сил России меховыми шапками установленного цвета будет обходиться бюджету существенно дешевле.Кубанское казачье войско / © Пресс-служба администрации Краснодарского края / kubnews.ru

Где сильны традиции?

Папаха у кавказских национальностей всегда была традиционной и классической. Именно Кавказ славился секретами изготовления таких шапок. До сих пор традиции ношения папах поддерживается на Кавказе.

Известные люди бережно чтут эти традиции и всячески их сохраняют, демонстрируя ношение этих головных уборов на публике. Российский боец из Дагестана Хабиб Нурмагомедов постоянно показывается перед своими боями в папахе, которая уже получила конкретное название — «Шапка Хабиба». Хабиб уважает свой народ и его культуру.

в каком звании носят папаху. Habib Nurmagomedov v papahe sports.ru. в каком звании носят папаху фото. в каком звании носят папаху-Habib Nurmagomedov v papahe sports.ru. картинка в каком звании носят папаху. картинка Habib Nurmagomedov v papahe sports.ru. Российские полковники и генералы Вооруженных Сил больше не смогут использовать в качестве форменного парадного головного убора знаменитые каракулевые папахи. Традиция их ношения велась еще со времен Великой Отечественной войны. Оборонное ведомство России выступило с инициативой отмены использования папах для полковников и генералов ВС РФ. Указывалось на то, что обеспечение высшего офицерского состава Вооружённых сил России меховыми шапками установленного цвета будет обходиться бюджету существенно дешевле.Хабиб Нурмагомедов в папахе / sports.ru

Папаха – это не простая шапка для горца

Кавказцу нельзя ронять папаху. В противном случае, честь и достоинство покинет обладателя этой шапки.

Папаха для мужчины – предмет для голосования, а не просто головной убор для сохранения тепла. При помощи папахи на Кавказе можно было, бросив её в круг, отдать свой голос за определённое решение вопроса.

Папаху закидывали в окно любимой девушке, делая таким образом предложение руки и сердца. Это дагестанский обычай для застенчивого юноши. Иногда ценные и дорогие сердцу вещи хранили в папахах, так как этот головной убор редко снимался с головы хозяина вещей.

Меткие народные выражения

К таким всегда относили пословицы и поговорки. Их было немало посвящено уважаемому и чтимому на Кавказе головному убору.

О целостности жизни и папахи:

«Если голова человека цела, то на ней должна быть папаха».

«Не для тепла носят папаху, а для чести».

Создание таких выражений говорит о том, что к папахе относятся с огромным почтением и уважением, как к человеку. Такое отношение к мужскому головному убору вошло в традицию многих кавказских народностей.

в каком звании носят папаху. Ramzanu Kadyrovu k litsu etot golovnoy ubor. в каком звании носят папаху фото. в каком звании носят папаху-Ramzanu Kadyrovu k litsu etot golovnoy ubor. картинка в каком звании носят папаху. картинка Ramzanu Kadyrovu k litsu etot golovnoy ubor. Российские полковники и генералы Вооруженных Сил больше не смогут использовать в качестве форменного парадного головного убора знаменитые каракулевые папахи. Традиция их ношения велась еще со времен Великой Отечественной войны. Оборонное ведомство России выступило с инициативой отмены использования папах для полковников и генералов ВС РФ. Указывалось на то, что обеспечение высшего офицерского состава Вооружённых сил России меховыми шапками установленного цвета будет обходиться бюджету существенно дешевле.Рамзану Кадырову к лицу этот головной убор / © Саид Царнаев РИА Новости / lenta.ru

Разновидности папах

Есть разные виды папах: по высоте меха, материалу изготовления и украшению донца. Их названия были поэтичными и необычными: «папаги», «трухмены», «кабардинцы» и прочие. Сегодня стоит вспомнить ещё несколько названий, которые стоят в одном ряду с «трухменкой».

До 19 века на Руси шапки, по крою напоминавшие папаху, назвались «клобуком», только позже в русский язык перекочевало слово «папаха». Далее каждая местность называла этот вид шапки по-своему: кубанка (она отличалась по высоте от обычной привычной папахи), трухменка, кабардинка.

в каком звании носят папаху. Natsionalnaya ingushskaya odezhda. в каком звании носят папаху фото. в каком звании носят папаху-Natsionalnaya ingushskaya odezhda. картинка в каком звании носят папаху. картинка Natsionalnaya ingushskaya odezhda. Российские полковники и генералы Вооруженных Сил больше не смогут использовать в качестве форменного парадного головного убора знаменитые каракулевые папахи. Традиция их ношения велась еще со времен Великой Отечественной войны. Оборонное ведомство России выступило с инициативой отмены использования папах для полковников и генералов ВС РФ. Указывалось на то, что обеспечение высшего офицерского состава Вооружённых сил России меховыми шапками установленного цвета будет обходиться бюджету существенно дешевле.Национальная ингушская одежда / almode.ru

Кубанка родилась на Кубани. Невысокая, преимущественно из каракуля, смушки и мерлушки (шкуры ягнят разного возраста: от 3 до 30 дней отроду). Шапка шилась из 4-х частей, швы скрывали двумя полосами в виде креста, который носил название «галун».

Трухменка была сшита из редкого на Дону каракуля. Она стоила больших денег и принадлежала атаманам или богатым казакам. О папахе с тумаком уже вели речь, такие головные уборы носили донские и запорожские казаки.

в каком звании носят папаху. Kazachi atamany prinimayut voennyy parad v Krasnodare. в каком звании носят папаху фото. в каком звании носят папаху-Kazachi atamany prinimayut voennyy parad v Krasnodare. картинка в каком звании носят папаху. картинка Kazachi atamany prinimayut voennyy parad v Krasnodare. Российские полковники и генералы Вооруженных Сил больше не смогут использовать в качестве форменного парадного головного убора знаменитые каракулевые папахи. Традиция их ношения велась еще со времен Великой Отечественной войны. Оборонное ведомство России выступило с инициативой отмены использования папах для полковников и генералов ВС РФ. Указывалось на то, что обеспечение высшего офицерского состава Вооружённых сил России меховыми шапками установленного цвета будет обходиться бюджету существенно дешевле.Казачьи атаманы принимают военный парад в Краснодаре / classpic.ru

Слово «папаха» в литературе

Много авторов в различные временные эпохи намеренно, описывая своих героев, а иногда вскользь употребляли в своих произведениях слово «папаха». Итак, приступим к этой подборке:

«Вперед не стану судить о человеке по его бараньей папахе и по крашеным ногтям».

И больше — выстрел! — что такое.

Привстав на звонких стременах,

Надвинув на брови папах,

Отважный князь не молвил слова».

«Закутанный в черную глухую шубу, с мохнатейшей папахой на голове, в валенках, он сидел в пустом, высоком, совершенно нетопленном кабинете».

«Рябчиков от порога пошел вприсядку, волоча шашку, хлопая по голенищам папахой».

Эти и другие произведения отражали историю государства, поэтому не обошли стороной и данный головной убор. Само слово «папаха» вызывало интерес у писателей, поэтому они с удовольствием его использовали в своих описаниях.

в каком звании носят папаху. Folklornyy ansambl Kazachiy piket. в каком звании носят папаху фото. в каком звании носят папаху-Folklornyy ansambl Kazachiy piket. картинка в каком звании носят папаху. картинка Folklornyy ansambl Kazachiy piket. Российские полковники и генералы Вооруженных Сил больше не смогут использовать в качестве форменного парадного головного убора знаменитые каракулевые папахи. Традиция их ношения велась еще со времен Великой Отечественной войны. Оборонное ведомство России выступило с инициативой отмены использования папах для полковников и генералов ВС РФ. Указывалось на то, что обеспечение высшего офицерского состава Вооружённых сил России меховыми шапками установленного цвета будет обходиться бюджету существенно дешевле.Фольклорный ансамбль Казачий пикет / kazachiy-piket.ru

Казаки и жители Кавказа считали папаху объектом гордости. С ней связано много поверий, примет, которые переходят до сих пор от поколения к поколению. Мужчина терял свою папаху, если умирал. В современном мире эти традиции стали слабее, но уважение к себе папаха пронесла через века.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *