в каком жанре писал дали
ШОУМЕН СЮРРЕАЛИЗМА
Гений Сальвадора Дали позволял ему из собственных снов и фантазий творить на удивление реальный, почти осязаемый мир.
Сальвадор Дали был одним из самых знаменитых художников XX века. Его лицо с закрученными вверх усами было знакомо даже тем людям, которые никогда не интересовались искусством. Книги о Дали расходились огромными тиражами, на выставки художника выстраивались огромные очереди, а во время проведённого в 1995 году лондонской газетой «Санди Таймс» опроса читатели на 8-е место в списке самых популярных в истории человечества картин поставили работу Дали «Христос св. Иоанна Креста», оказавшуюся в одной компании с «Рождеством Венеры» Боттичелли и «Моной Лизой» Леонардо.
Впрочем, отношение к нему критики далеко не однозначно. Некоторые искусствоведы считают его не более чем вульгарным шоуменом, заинтересованном лишь в том, чтобы «делать» деньги. Да. Дали любил свет рампы, не был равнодушен к вопросам материального благополучия, и даже самые горячие поклонники его творчества вынуждены признать, что многие его картины лишены самой малой искры вдохновения. И вместе с тем Дали на протяжении всей своей жизни демонстрировал неиссякаемую фантазию, а мастерской технике его письма можно только поаплодировать.
Работы Дали поражают своим разнообразием. Художник очень любил экспериментировать. Он был, например, едва ли не первым художником, всерьёз интересовавшимся голографией. Дали занимался не только живописью, рисунком и гравюрой. Помимо этого, он выступал как скульптор и дизайнер, был известным писателем.
Перу Дали принадлежит роман «Спрятанные лица», 1944 и целый ряд автобиографических книг. Как дизайнер, он проектировал мебель, модную одежду, ювелирные изделия. Добавим в этот перечень и то, что Дали оставил яркий след в кино.
Двумя самыми знаменитыми предметами Дали, созданными им для своего английского покровителя Эдварда Джеймса, считаются телефон-лангуст и софа в виде губ кинозвезды Мэй Уэст. В дизайне он не изменял себе. В 1939 году случилась громкая история. Дали получил заказа оформить витрину бутика Бонуита Теллера на 5-й авеню. Как и всегда, художник подошёл к выполнению заказа со свойственными ему амбициозностью и эпатажем. В центре композиции была установлена наполненная до краёв ванна, обитая чёрным каракулевым мехом. В ванну Дали усадил воскового манекена с париком из настоящих человеческих волос на голове. Рядом с ванной он расположил ещё несколько подобных восковых манекенов, больше похожих на мертвецов.
Когда Дали вместе со всеми 16 марта 1939 года пришёл к магазину, чтобы полюбоваться витриной, был обескуражен и разозлён тем, что его восковые манекены были заменены на обычные пластиковые. Эффект от композиции пропал полностью. Дали потребовал магазин вернуть манекены на место или убрать его имя, как автора данной инсталляции. Но получил отказ и пришёл в ярость. Он зашёл в витрину, схватил ванну (как он сам потом утверждал, что ванна оказалась просто тяжелее, чем он ожидал и выскользнула из рук) и швырнул её в витринное стекло, которое разлетелось вдребезги и посыпалось к ногам обескураженной публике. После этого Дали гордо вышел через разбитую витрину, однако был арестован прибывшими на место происшествия полицейскими. Это событие оказалось отличной рекламой для проходившей в это время выставки художника и принесло огромный успех.
И всё-таки славу и признание Дали получил, прежде всего, как художник-сюрреалист.
Натюрморт
5 возрастов Сальвадора Дали: что надо знать о творчестве художника
С 28 января в московском «Манеже» работает выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство». Экспозиция обещает стать самой масштабной ретроспективой Дали в России – в Москву прибыли 180 работ из Национального музея «Центр искусств королевы Софии» в Мадриде, фонда «Гала – Сальвадор Дали» в родном для художника Фигерасе и частных собраний. Выбранный кураторами пласт произведений охватывает весь период творчества мастера и предоставляет возможность увидеть его наиболее полно – от ранних импрессионистических опытов 1910-х до зрелых работ 1970-х и 1980-х годов.
Дали начал рисовать, когда ему было три года, и не переставал работать вплоть до смерти его музы и супруги Елены Дьяконовой, более известной как Гала. За этот период художник успел попробовать немало сюжетов и техник – от традиционной живописи и скульптуры до авторского кино. В нашей статье мы разберем несколько работ с выставки Дали с точки зрения изменений не только стиля, но и возраста, проследим, как с годами и десятилетиями менялись картины неутомимого сюрреалиста.
«Портрет моей сестры» (1925) – 21 год
Холст, масло. 92 х 65 см. Фонд «Гала – Сальвадор Дали» © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019
С самой юности Сальвадор Дали отличался эпатажным поведением: в школу он приходил с густо напудренным лицом и подведенными глазами, на переменах любил драматично броситься с лестницы, чтобы привлечь внимание одноклассников и учителей, а на уроках делал вид, что разучился писать. В 1921 году Дали переехал из Фигераса в Мадрид – поступать в Школу изящных искусств. Там он продолжил удивлять: например, заключил пари о том, что напишет картину для конкурса на высшую художественную премию, ни разу не коснувшись кистью поверхности холста. И действительно написал. Конкурсный сюжет был «набрызган» им на холст с расстояния в метр – работа в духе пуантилизма, написанная точками, в итоге действительно стала лучшей.
Пуантилисты недолго занимали сознание Дали. Вскоре художник увлекся метафизической живописью, таинственной и мистической. Она и вдохновила Сальвадора на этот портрет младшей сестры, Анны Марии Дали. Пустынный пейзаж в «Портрете моей сестры» отсылает к принципам живописи метафизической школы, предвосхитившей появление сюрреализма. Художники-метафизики стремились воспроизвести в картине ощущение сна – отсюда искажения перспективы и странные ситуации. Присмотритесь к кораблику за спиной Анны Марии: пришвартованный на суше, он и есть то самое абсурдное, случайное сновидение.
В 1926 году Дали исключили из Школы изящных искусств за плохое поведение. Художник уезжает в Париж, где знакомится с Пабло Пикассо и Андре Бретоном, лидером парижских сюрреалистов. Вскоре Дали c однокурсником по Мадридской школе Луисом Бунюэлем снимет фильм «Андалузский пес» (1929), основанный на их сновидениях. Абсурдный и бессюжетный, он в итоге станет важным произведением не только сюрреализма, но и всей эпохи, прошедший под знаком учения психиатра Зигмунда Фрейда, так любимого Дали.
«Пейзаж с загадочными элементами» (1934) – 30 лет
Дерево, масло. 72,8 х 59,5 см. Фонд «Гала – Сальвадор Дали» © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019
Встретив Галу в 1929 году, Дали потерял голову. На тот момент она была замужем за другом Дали, поэтом-сюрреалистом Полем Элюаром. К слову, именно он придумал уроженке Казани Елене Дьяконовой звучный псевдоним Гала. В 1934 году Сальвадор Дали и Гала женятся. Так начинается не только супружеский, но и творческий союз: Гала выступает менеджером художника, строго контролируя его финансы и монетизируя его эпатажные выходки. Тогда же сюрреалист Андре Бретон придумывает для Дали анаграмму – буквы его имени и фамилии легко складываются в Avida Dollars, или «Хочу доллары». Дали ее не опровергает – в том же 1934 году они с Галой впервые едут в Америку и делают анаграмму Бретона реальной.
К этому времени живопись Дали находится в переходном состоянии между метафизикой и сюрреализмом. Так «Пейзаж с загадочными элементами» объединяет в себе обе системы: это все тот же пустынный ландшафт, но он уже не так холоден, как в «Портрете моей сестры». В центре полотна изображен художник за мольбертом – это голландец Ян Вермеер, а точнее его образ из знаменитой картины «Аллегория живописи» (1666-1668). В иерархии любимых художников Дали выше Вермеера был разве что только Диего Веласкез – именно в его честь Дали отрастил свои знаменитые усы. Вермеер же появляется у него как аллегория абсолютного мастерства живописи и антитеза абстракции в искусстве.
Еще один важный персонаж — мальчик в матроске с обручем в руках. Этот образ явно вышел из работ метафизика Джорджио де Кирико: например, в его картине «Меланхолия и тайна улицы» (1914) обруч катает по улице маленькая девочка. У Дали же ребенок с обручем – это всегда автопортрет. Мальчик появляется и на картине «Портрет Галы с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на ее плече» (1933). Он – символ наивности и инфантильности художника, особенно в противопоставлении с мудрой Галой. В руке ребенок держит кость: как и часто встречающийся в работах художника костыль, она является символом неразрывной связи с реальностью.
«Безумный Тристан» (1944) – 40 лет
Холст, масло. 26,5 x 48,5 см. Фонд «Гала – Сальвадор Дали» © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019
Во время Второй мировой войны Дали и Гала переезжают в Америку. Дали встречают персональной выставкой в Нью-Йоркском музее современного искусства с посвященной ему книгой, художник выпускает автобиографию, работает с Уолтом Диснеем над мультфильмом Destino. Несмотря на бурную деятельность, в газетах фотографии Дали подписывают словом «шоумен». «Мягкий автопортрет с жареным беконом» 1941 года поддерживает этот эпатажный образ. Ломтик бекона как раз и указывает на любовь художника к публичности – Дали завтракал в лобби Нью-Йоркского отеля Saint Regis. Висящая на костылях кожа – отсылка к автопортрету Микеланджело в Сикстинской капелле: великий мастер Возрождения запечатлел себя как одного из грешников со снятой кожей. Такая отсылка неслучайна – именно в это время Дали возвращается к вере, что он транслирует и через свои картины.
В 1944 году художник начинает еще один проект – сочинение либретто и оформление балета «Безумный Тристан» с хореографией Леонида Мясина, основанного на известной легенде о Тристане и Изольде. По задумке Дали, Тристан, сведенный с ума любовным зельем, представляет, как Изольда съедает его. Вспомните ребрышки на плече у Галы – та же самая связка еды и любви вновь артикулирована в этой работе художника. Мучающиеся от неразрешимого чувства, герои картины кажутся вывернутыми наизнанку и буквально изъеденными страданиями.
«Максимальная скорость Мадонны Рафаэля» (1954) – 50 лет
Холст, масло. 81 x 66 см. Национальный музей «Центр искусств королевы Софии» © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019
Пятидесятые годы отмечают начало периода так называемого ядерного мистицизма: Дали отрекается от своего «отца» Зигмунда Фрейда и объявляет себя последователем Вернера Гейзенберга и его принципа неопределенности на страницах пространного манифеста. Отречению от Фрейда и присяге Гейзенбергу предшествует серия работ, в число которых входит и «Максимальная скорость Мадонны Рафаэля». Это серьезная перемена в выбранном Дали курсе: теперь он познает не только свои сновидения, но и пытается осмыслить мир вокруг себя, раскладывая его на мельчайшие частицы.
В 1950-е Дали много работает над книжными иллюстрациями – в 1954 году он показывает свои листы для «Божественной комедии» Данте в Риме. Дали снова живет в Испании вместе с Галой – центром вселенной ядерного мистицизма.
«Дали, приподнимающий поверхность Средиземного моря, чтобы показать Гале рождение Венеры». Стереоскопическое произведение (1978) – 74 года
Холст, масло. 100,5 х 100,5 см (каждая). Фонд «Гала – Сальвадор Дали» © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019
Несмотря на преклонный возраст, Дали продолжает работать: неутомимый выдумщик добавил к своему портфолио логотип карамели «Чупа-Чупс», украшения и новые книги. В 1974 году он пишет пролог и иллюстрирует работу Зигмунда Фрейда «Моисей и монотеизм». Также в этом году происходит торжественное открытие Театра-музея Дали, который и сегодня можно посетить в родном для художника Фигерасе.
Тем не менее работа «Дали, приподнимающий поверхность Средиземного моря» была впервые показана на выставке в музее Гугенхайма в Америке. Это первое полотно художника в серии стереоскопических картин. После ядерного мистицизма художник серьезно изучает оптику и буквально возвращается к истокам, а именно к сюрреалистичным обманкам, характерным для искусства его юности.
Выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство»
28 января – 25 марта 2020
Центральный Манеж, Манежная площадь, 1
Билеты: 600 рублей – полный, 300 рублей – льготный
Фото обложки: Michael Ochs Archives/Getty Images
СЮРРЕАЛИЗМ (Сальвадор Дали)
| |||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | |
29 | 30 |   |   |   |   |   |
Сюрреализм (от фр. surréalisme — сверхреализм) — направление в искусстве, которое появилось в 20-е годы ХХ века во Франции; моральная и эстетическая доктрина, ведущая свое происхождение от символизма, трансформированная психоанализом, а в политическом смысле — ссылками на марксизм, философию интуитивизма. Его основателем считается Андре Бретон, который в 1924 году провозглашает «Манифест сюрреализма».
Идеологи сюрреализма считали, что искусство должно было стать главным инструментом освобождения человеческого духа, способного отделить его от материального. Поэтому в качестве главных ценностей декларировались свобода и иррациональность. Они считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания и проявляет себя в грезах, сновидениях, галлюцинациях, внезапных озарениях.
Способы достижения сверхреальности в творчестве отрицали понятие творчества как такового. Они сводятся к различным формам спонтанности и «автоматизма» («. диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума» А. Бретон), чтобы затем закреплять на бумаге спонтанно возникшие образы. Задача художника состоит в том, чтобы с помощью линий, плоскостей, формы и цвета проникнуть по ту сторону человеческого, достичь бесконечного и вечного.
Ж. Миро. Вспаханное поле. 1924.
Наверное, найдется небольшое количество людей, которые не слышали бы имя Сальвадора Дали. Его творчество — это целая эпоха в истории искусства. Кто-то больше представляет его скандально эпатажным, кто-то сумасшедшим, а кто-то восхищается и ценит его невероятную живопись, полную мистики, загадок и абсурда.
Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек де Дали де Пу́боль
(1904-1989) — испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель, самый известный представитель сюрреализма.
Многоликий гений, с присущей ему чисто каталонской изменчивостью (как и Пикассо). В мае 1904, в городе Фигерас, в семье нотариуса родился будущий гений сюрреализма. Кроме отца и матери, у него была сестра и старший брат, который вскоре умер от болезни. Дали рос непоседливым и капризным ребенком, который привык добиваться своего и привлекать внимания окружающих. С учебой дело не пошло, но рисовать он начал с самых малых лет.
В 1927 он переезжает в Париж и знакомится с Пикассо и Бретоном. Дали с готовностью присоединяется к сюрреалистам, чьи идеи были близки его собственным поискам. Тогда же он знакомится со своей будущей женой и вдохновительницей Галой Элюар (Еленой Ивановной Дьяконовой), известной как Гала Дали.
Дали создал сюрреализму ошеломляющую и блестящую рекламу, иллюстрирующую его теорию «критической паранойи», изложенную в книге «Видимая женщина». Затем под влиянием методов М. Эрнста он увлекся изображением образов, вызванных свободными ассоциациями по поводу случайно избранных форм. Оптические иллюзии, пластическое преображение предметов (мягкие часы), разложение и растворение, иррациональные ассоциации — узнаваемые приемы его живописи. Несмотря на разрыв с Бретоном из-за собственного вызывающего поведения, он остается близок сюрреалистической эстетике, выражая близкие ему мотивы: чувство потерянности человека в огромном мире. Чувство юмора и полной свободы изображения. Отличительной особенностью Дали было то, что, как бы причудливы ни были его образы, они всегда были написаны в безупречной «академической» манере, с той фотографической точностью, которую большинство художников авангарда считало старомодной.
Начавшаяся гражданская война помешала возвращению Дали в Испанию в 1936 году. Страх Дали за судьбу своей страны и ее народа отразился в его картинах, написанных во время войны. Среди них — трагическая и ужасающая «Предчувствие гражданской войны» в 1936 году. Дали любил подчеркнуть, что эта картина была проверкой гениальности его интуиции, поскольку была закончена за 6 месяцев до начала гражданской войны в Испании в июле 1936 года.
В 1940 году он уезжает в США и живет там до 1948 года. Во время своего пребывания Дали работает как ювелир, дизайнер, фоторепортер, иллюстратор, портретист, декоратор, оформитель витрин, делает декорации к фильму А. Хичкока «Дом доктора Эдвардса», распространяет газету «Дали Ньюс». В то же время он пишет роман «Скрытые лица», поражая своей работоспособностью. Все его работы отличают ирония и парадоксальность, сплавленные в единое целое той же своеобразной манерой, которая свойственна его живописи.
Возвратившись в Испанию художник живет в Порт-Льигат в Каталонии. В это время он обращается к самым разным источникам — нидерландскому реализму, итальянскому барокко, абстракционизму, поп —арту.
Время с 1963 по 1983 год искусствоведы называют периодом «последней роли». В более спокойных работах этих лет наблюдаются четкая геометрия, очень уверенная графика. Среди них можно выделить знаменитого «Воина», написанного в 1982 году.
Мысли о смерти стали преследовать Дали с 1970 года, но более всего его волновала сохранность работ и Дали направил на это всю свою энергию. В 1974 году в Фигерасе был открыт Театр-музей Сальвадора Дали, над проектом которого он работал более чем 10 лет. В 1982 умирает его муза Гала. После её смерти его здоровье начало резко ухудшаться. Дали почти прекратил появляться в обществе. Он ушел с головой в работу. Последние годы своей жизни художник провел в полном одиночестве в замке Галы в Пуболе. Художник пережил её лишь на семь лет и умер 23 января 1989 год от остановки сердца.
Сальвадор Дали, со свойственной ему при жизни странностью, лежит непохороненный, как он и завещал, в склепе в своем Театре-музее Дали в Фигерасе. Он оставил свое состояние и свои работы Испании.
Дали был очень изобретателен, а также наслаждался необычным и грандиозным своим поведением. Его эксцентричная манера и захватывающие публичные действия иногда привлекали больше внимания, чем его художественные работы, к ужасу тех, кто высоко оценил свою работу, и к раздражению его критиков. Жизнь и творчество Дали причудливо сплелись в единое мистическое целое, как еще одно произведение художника, заслуживающее если не одобрения, то, по крайней мере, менее скептического отношения.
«Сюрреализм — это Я» (Сальвадор Дали).
Интересные факты из жизни Сальвадора Дали
Сальвадор Дали.
Аптекарь Лифтинг, с предельной осторожностью поднимающий кутикулу рояля. 1936.
Чикагский институт искусств
В 30-х гг. в творчестве Сальвадора Дали часто встречается изображение рояля. Семья Пичот, близкие друзья семьи Дали, очень рано открыла талант мальчика и нацелила его на художественное образование. Сальвадор проводил довольно много времени в их имении и предавался мечтам. Это семейство славилось своей любовью к искусству, они часто давали концерты под открытым небом и, порой, с участием рояля. Именно этими своими воспоминаниями художник объяснял сюрреалистические явления этого музыкального инструмента на своих полотнах.
Данная картина не слишком известна широкой публике, но, как и все работы Дали, имеет особую притягательность. Ее изысканное название «Фармацевт, с чрезвычайной осторожностью приподнимающий кутикулу рояля» (Farmacéutico levantando con suma precaución la cutícula de un piano de cola) (еще есть варианты перевода названия, где героя называют аптекарь Лифтинг) уже задает нам не разгадываемую загадку художественного воображения Дали.
Герой на заднем плане вяло заглядывает под рояльную кутикулу. А на переднем плане очевидно же — Вагнер! И на ком же он восседает. Образ композитора более не встречается в творчестве Дали. Хотя известно, что художник был большим поклонником музыки Р. Вагнера, особенно его оперы «Тристан и Изольда». В 1940-х он даже сотрудничал с хореографом Л. Мясиным в постановке балета «Безумный Тристан» (на основе музыки Вагнера), для которого создал декорации, костюмы и удивительной красоты занавес.
Мальчик на полотне очень похож на повторяющийся образ самого Дали в детстве. Да и Фармацевт-Аптекарь также появлялся на других картинах, таких, как «Предчувствие гражданской войны», «Аптекарь, очень осторожно снимающий кожу с хвостатого фортепиано».
«Аптекарь из Ампурдана, который не ищет абсолютно ничего.» 1936.
Пейзажный фон — Ампурданская равнина, появляющаяся во многих картинах художника, с ее длинными пустынными перспективами или окружающими холмами.
Дерево, ничем не занятый аптекарь — явно реальное лицо, внешность которого точно передана Дали. Здесь он более похож на статую, одну из тех, которые появлялись в полотнах Поля Дельво и Джордже Де Кирико — современников, несомненно повлиявших на Дали.
Как часто случается в его работах, название призвано обессмыслить содержание изображенной сцены, сделать ее иррациональной. Дали преследовал ту же цель, когда настаивал на помещении своих картин, обычно очень небольших, в пышные, тяжелые, старомодные рамы, которые должны были обмануть зрителя, ожидающего, что и изображение будет выдержано в том же традиционном стиле.
Попробуйте и вы попытаться разгадать изобретательные загадки одного из самых ярких и талантливых представителей сюрреалистического направления в живописи.