в каком возрастном периоде значительно улучшается фонематическое восприятие

Развитие фонематического восприятия: возрастные нормы, игры для развития фонематического восприятия

в каком возрастном периоде значительно улучшается фонематическое восприятие. 052d1825c7078106b096912a5c6b5919. в каком возрастном периоде значительно улучшается фонематическое восприятие фото. в каком возрастном периоде значительно улучшается фонематическое восприятие-052d1825c7078106b096912a5c6b5919. картинка в каком возрастном периоде значительно улучшается фонематическое восприятие. картинка 052d1825c7078106b096912a5c6b5919. Екатерина Кравцова Развитие фонематического восприятия: возрастные нормы, игры для развития фонематического восприятия Екатерина Кравцова
Развитие фонематического восприятия: возрастные нормы, игры для развития фонематического восприятия

Фонематическое восприятие — это различение на слух звуков речи. Фонематическое восприятие является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове,мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка».

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова «кар-ти-на»«ти-ти-та», основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.

Возрастные нормы развития фонематического восприятия

Первый год жизни: на третьей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резких звуках; в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам; в три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления, с удовольствием слушает музыку; с четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам; к полугоду различает свое имя; к концу первого года жизни малыш различает часто употребляемые слова.

Второй год – фонематическое восприятие активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.

Третий год – возможность ребенка определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

Четвертый год – фонематическое восприятие совершенствуется. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

Пятый год – формируется звуковой анализ — умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Игры для развития фонематического восприятия

1.Различение на слух неречевых звуков:

Предложите ребенку закрыть глаза, послушать разные звуки и отгадать, что звучало.

Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Ребенок должен отгадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

Взяв карандаш или палочку, постучите ею по разным предметам. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску.

Ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучит.

Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка…

Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков.

2. Различение звуков речи по тембру,силе и высоте голоса:

Ребенок отгадывает голоса близких людей (называет человека, который сказал фразу, имя,).

Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо.

Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый.

Более сложный вариант — ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

3.Различение сходных по звучанию слов:

Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит правильный вариант произношения.

Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги.

Более сложный вариант — предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа», … Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

• Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит — зззз, ветер дует — сссс, жук жужжит — жжжж, тигр рычит — рррр. Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.

• Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданный звук.

6.Освоение навыков анализа и синтеза:

Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.

Более сложный вариант — заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.

Уделяя внимание развитию фонематического восприятия, вы облегчаете ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма.

в каком возрастном периоде значительно улучшается фонематическое восприятие. detsad 1411537 1516206114. в каком возрастном периоде значительно улучшается фонематическое восприятие фото. в каком возрастном периоде значительно улучшается фонематическое восприятие-detsad 1411537 1516206114. картинка в каком возрастном периоде значительно улучшается фонематическое восприятие. картинка detsad 1411537 1516206114. Екатерина Кравцова Развитие фонематического восприятия: возрастные нормы, игры для развития фонематического восприятияИгры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрением Основной формой обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ, в наших группах компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, являются дидактические.

в каком возрастном периоде значительно улучшается фонематическое восприятие. detsad 1270299 1511381847. в каком возрастном периоде значительно улучшается фонематическое восприятие фото. в каком возрастном периоде значительно улучшается фонематическое восприятие-detsad 1270299 1511381847. картинка в каком возрастном периоде значительно улучшается фонематическое восприятие. картинка detsad 1270299 1511381847. Екатерина Кравцова Развитие фонематического восприятия: возрастные нормы, игры для развития фонематического восприятияДидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы» Предлагаю дидактическую игру для развития фонематического слуха. Известно, что фонематический слух формируется к 5 годам. В этом возрасте.

в каком возрастном периоде значительно улучшается фонематическое восприятие. detsad 861849 1546532642. в каком возрастном периоде значительно улучшается фонематическое восприятие фото. в каком возрастном периоде значительно улучшается фонематическое восприятие-detsad 861849 1546532642. картинка в каком возрастном периоде значительно улучшается фонематическое восприятие. картинка detsad 861849 1546532642. Екатерина Кравцова Развитие фонематического восприятия: возрастные нормы, игры для развития фонематического восприятияДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

в каком возрастном периоде значительно улучшается фонематическое восприятие. detsad 170464 1561651109. в каком возрастном периоде значительно улучшается фонематическое восприятие фото. в каком возрастном периоде значительно улучшается фонематическое восприятие-detsad 170464 1561651109. картинка в каком возрастном периоде значительно улучшается фонематическое восприятие. картинка detsad 170464 1561651109. Екатерина Кравцова Развитие фонематического восприятия: возрастные нормы, игры для развития фонематического восприятияИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

в каком возрастном периоде значительно улучшается фонематическое восприятие. detsad 292399 1422787604. в каком возрастном периоде значительно улучшается фонематическое восприятие фото. в каком возрастном периоде значительно улучшается фонематическое восприятие-detsad 292399 1422787604. картинка в каком возрастном периоде значительно улучшается фонематическое восприятие. картинка detsad 292399 1422787604. Екатерина Кравцова Развитие фонематического восприятия: возрастные нормы, игры для развития фонематического восприятияМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся.

в каком возрастном периоде значительно улучшается фонематическое восприятие. detsad 335318 1465682004. в каком возрастном периоде значительно улучшается фонематическое восприятие фото. в каком возрастном периоде значительно улучшается фонематическое восприятие-detsad 335318 1465682004. картинка в каком возрастном периоде значительно улучшается фонематическое восприятие. картинка detsad 335318 1465682004. Екатерина Кравцова Развитие фонематического восприятия: возрастные нормы, игры для развития фонематического восприятияРазвитие тактильного восприятия у детей с ДЦП Консультация для педагогов К тактильной чувствительности (осязанию) относят ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

Развитие восприятия цвета у дошкольников Цвет-мощное средство эмоционального воздействия на человека. Нельзя недооценивать роль цветового восприятия в развитии и формировании детской.

Источник

В каком возрастном периоде значительно улучшается фонематическое восприятие

Фонематическое восприятие – это возможность воспринимать слова за счет восприятия звуков, определять, сколько в слове звуков и слогов, какой согласный звук стоит в конце слова, а какой впереди, какая гласная в середине и тд.

Порой родители приходят на прием к специалисту со словами: “У моего ребенка каша во рту”. Именно так воспринимается речь ребенка, у которого есть проблемы с фонематическим восприятием.

Когда фонематическое восприятие сформировано правильно, то ребенок будет произносить звуки и слова тоже правильно, произношение будет чистым и чётким, он с легкостью сможет научиться читать и писать, усвоит грамматический речевой строй.

Фундаментом развития фонематического восприятия считается правильное развитие понимания на слух. Поэтому, детки, у которых есть проблемы с фонематическим восприятием, страдают от нарушения слуховых функций.

Словарный запас ребенка не пополняется новыми словами, в которых присутствуют звуки, которые сложно различить. Отсюда следует, что грамматический строй речи не формируется.

В связи с этим ребенок отстает в развитии от своих сверстников.

В этой статье мы поговорим о возрастных нормах в онтогенезе и об этапах усвоения фонемы языка.

УРОВНИ РЕЧЕВОГО ВОСПРИЯТИЯ

Говоря о фонетике, выделяют два уровня речевого восприятия.

Распознавание речи на уровне фонемы. Способность определить звуковую последовательность и количество звуков в слове.

Та речь, которую слышит ребенок, представляет из себя достаточно трудный и нестабильный звуковой процесс. Задачей ребенка становится нахождение звуков и звуковых соединений, с помощью которых можно различать смысл сказанного.

Но также ребенок должен уметь обобщать звуки речи, это называется семантической ролью языка.

ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

В онтогенезе фонематический слух происходит спонтанно и в очень раннем возрасте.

Когда ребенку две недели от роду, услышав шум или чей-то голос, он прекращает плакать, затихает или отвлекается от процесса кормления.

В таблице ниже я расскажу о возрастных нормах развития фонематического восприятия.

Фонематический (сенсомоторный) уровеньФонологический (языковой) уровень
Это способность различать звуки речи на слух и выдавать их с помощью артикуляции. По сути это общее речевое звучание.

Начинают закладываться способности к восприятию звуков речи.

Ребенок дает реакцию на внешние шумовые вибрации: погремушка, голоса, мелодии и тд.

Ребенок начинает искать, откуда идет звук: крутить головой, переворачивается в нужную сторону.

Ребенок уже находит глазами источники звука, может различать голоса, определяет интонации голоса (ласковый или строгий). По-разному реагирует на спокойную и активную мелодии

Малыш уже не просто слышит разные звуки, а учиться воспринимать услышанную речь. Большая семантическая роль в этот период отводится навыкам распознавания ритмов.

Ребенок понимает много слов, в том числе и названия тех предметов, которые он видит.

Вместе с распознаванием интонации и ритмов, ребенок начинает извлекать звуковой рисунок, который формирует какое-либо слово.

В этом возрасте ребенок понимает и может различить слова, которые отличаются лишь одной фонемой, например, “Роса-коса”. У ребенка формируется восприятие звуков речи.

Ребенок способен различать гласные и согласные звуки, шипящие/свистящие, мягкие/твердые, сонорные (звонкие согласные с минимальным шумом)

Ребенок различает все звуки. В этом возрасте продолжается формирование фонематического восприятия и произношение звуков.

Завершается спонтанное фонематическое развитие.Ребенок способен различать образы предметов и звуков по отдельности.

Приходит полное осознание звуковой стороны слов

Само фонематическое восприятие звуков образуется в результате взаимной связи слуховых и кинестетических вибраций, которые поступают в кору головного мозга.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОНЕМ

Психологические особенности развития фонемы сильно связаны с развитием фонематической стороны речи ребенка. Предлагаю ознакомиться с главными:

Фонема возникает тогда, когда образуется слово. Фонема языка представляет совокупность фонетических представлений, которые рисуют конкретный образ в процессе речи.

Фонема – это звук, которая помогает распознать слово. Психологическая особенность различительной функции образуется тогда, когда появляется фонема

Константность другими словами – это неизменность, постоянство. Она позволяет в разных словах правильно воспринимать один и тот же звук. Например, звук “Т”, в словах “ток” и “кот” мы воспринимаем его одинаково.

Звуки нами произносятся либо произвольно, либо преднамеренно. Произвольные качества формируются именно во время возникновения звука. Пока у ребенка не развита фонема языка, он произносит звуки непроизвольно и эти звуки сопровождаются артикуляцией.

Как вы понимаете, формирование и развитие фонематического восприятия – долгий процесс.

Если за ребенком вы замечаете какие-либо отклонения, связанные с развитием фонематического восприятия, то как можно скорее обращайтесь за помощью к специалисту.

Источник

Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

в каком возрастном периоде значительно улучшается фонематическое восприятие. 5bebad1571363326ed4395d1e8aae508. в каком возрастном периоде значительно улучшается фонематическое восприятие фото. в каком возрастном периоде значительно улучшается фонематическое восприятие-5bebad1571363326ed4395d1e8aae508. картинка в каком возрастном периоде значительно улучшается фонематическое восприятие. картинка 5bebad1571363326ed4395d1e8aae508. Екатерина Кравцова Развитие фонематического восприятия: возрастные нормы, игры для развития фонематического восприятия Боцулко Оксана
Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

«Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста».

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ- это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова.

Уже в дошкольном возрасте дети с нарушением речи не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению. У детей наблюдается целый ряд пробелов в развитии фонематической стороны речи. Задержка в формировании фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по русскому языку, может приводить к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи. Поэтому своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей с нарушением фонематического восприятия именно в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки этой категории детей к школьному обучению.

В программе «От рождения до школы», так же как и в ФГОС, прописаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:. «Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности».

Нарушения артикуляторной моторики у дошкольников, приводящие к дефектам звукопроизношения, вызывают нарушения фонематического восприятия у данной категории детей. Нарушения артикуляторной опоры восприятия звуков, неточный слуховой образ звука не дают возможности для слухового контроля и восприятия, что ведет к усугублению нарушений звукопроизношения.

В процессе формирования звукопроизношения важное значение имеет слух. Всякое нарушение слуха в раннем детстве отрицательно влияет на развитие речи. Неправильно услышанная речь порождает искаженное произнесение слов.

Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи даже те звуки, которые отдельно произносят правильно. Дети с этим дефектом плохо справляются со звуковым анализом слов, встречают затруднения в чтении и допускают грубые нарушения письма, пропуски, перестановки букв, замена их, что является причиной их неуспеваемости.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем это приводит к тому, что малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы.

Таким образом появляется нарушение фонематического восприятия, которое впоследствии приводит к общему недоразвитию речи, которое в дальнейшем повлечет за собой нарушение письма и чтения.

Этапы усвоения фонематической системы языка в онтогенезе по Р. Е. Левиной

На основе данных Розы Евгеньевны Левиной можно выделить несколько этапов усвоения фонематической системы языка в онтогенезе.

Отсутствует дифференциация звуков речи на слух. Слово воспринимается глобально и опознается по общему звуковому «облику» с опорой на просодические особенности (интонационно-ритмические характеристики). Понимание речи не развито.

2) Фонематический (языковой) этап.

– Начальный этап. От шести месяцев до двух лет.

Дифференцируются контрастные фонемы. Активно развивается понимание. Критика к своей и чужой речи снижена. Правильное и неправильное произношение не различаются. Звукопроизносительная сторона речи искажена.

– От двух до четырех лет.

На протяжении от двух до трех лет совершенствуются реакции ребенка на неречевые и речевые звуки. Различает звуки в соответствии с их фонематическими признаками. Сенсорные эталоны фонематического восприятия еще не стабильны. Замечет различие между правильным и неправильным произношением. Звукопроизношение несовершенно.

– К возрасту четырех лет.

В норме фонематическое восприятие и представления сформированы. Формируется критика к собственной речи. Ребенок различает на слух все фонемы языка. Правильно произносится большинство фонем.

Завершается процесс спонтанного фонематического развития. Сформированы дифференцированные образы слов и отдельных звуков. Ребенок не только слышит, но и правильно произносит все звуки родного языка.

3) Заключительный этап.

К шести – семи годам наступает осознание звуковой стороны слова.

Опираясь на данные А. И. Гвоздева, Н. Х. Швачкина, Р. Е. Левиной и других исследователей детской речи, можно констатировать, что к четырехлетнему возрасту формирование фонематического восприятия ребёнка с нормальным интеллектом в основном заканчивается, что в этом возрасте он различает на слух все фонематические тонкости речи окружающих его взрослых.

Благодаря раннему развитию фонематического слуха, ребёнок впервые учится различать разнообразные фонематические элементы речи, их точные слуховые представления, которые становятся регулятором для выработки этих элементов в его собственном произношении.

Осознание различительной функции фонем начинается в дошкольном возрасте. Это проявляется у ребёнка в намеренных упражнениях в усвоении звуков, в стремлении исправить ошибки в произношении других.

В возрасте 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень фонематического развития; они правильно произносят звуки родного языка. У них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Всё это составляет основу для овладения звуковым анализом и синтезом.

От развития фонематического восприятия зависит формирование всей фонематической системы ребёнка, а в дальнейшем и процесс овладения устной и письменной речью.

Этапы работы по формированию фонематического восприятия

В работе по формированию фонематического восприятияможно выделить следующие этапы:

I этап — узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу.

На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.

IVэтап – дифференциация слогов. На данном этапе детей учат различать слоги.

Vэтап – дифференциация фонем. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.

Задачей последнего этапа является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двухи трехсложные слова. Логопед должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Далее проводится анализ гласных звуков.

Обзор игр, способствующих развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.

На cамых первых занятиях можно предложить детям послушать звуки за окном: что шумит? (деревья, что гудит? (машина, кто кричит? (мальчик, кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т. д.

На данном этапе можно использовать следующие игры:

1. Игра «Что ты слышишь?» Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки,которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.

3.Игра: «Угадай что звучит»Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, гитара, ширма.

Ход игры: взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать,как они звучат: играет на барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название

1. На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр.

2. Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал.Затем игра усложняется: все дети зовут водящего («Ау!», а тот отгадывает, кто его звал.

Последний вариант усложнения этой игры состоит в том, что водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится. Затем каждый ребенок по очереди произносит «Ау!» то громко, то тихо — в зависимости от того, что скажет логопед («Далеко ушел в лес».Или: «Близко зовет, от самой опушки»).

1. Игра «Узнай по голосу» Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснётся водящий должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.

2. Игра «Три медведя»

Ход игры: взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

3. Игра «Животные и их детёныши»

Ход игры: Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

На занятиях третьего этапа дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.

Логопед показывает детям картинку и громко,четко называет изображение: «Вагон».Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши».Затем он произносит: «Вагон — вакон — фагон — вагон — факон — вагом» и т. д.Затем логопед показывает следующую картинку или просто чистый листок бумаги и называет: «Бумага — пумага — тумага — пумака — бумака». И т. д. Услышав неверно сказанное логопедом слово, дети должны хлопнуть в ладоши.

Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

1. Игра «Хорошо послушай» Взрослый дает ребенку два круга – красный и зеленый –и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный (баман, паман, банан, банам, баван).

Усложнение подобных игр –упражнений состоит в следующем: сначала подбираются слова, легкие по звуковому составу, затем – более сложные.

2. Игра «Добавим и запомним» Ребёнку предлагают повторить четыре слова со сходным звучанием: Даша, ваша, каша, Паша. Затем первое отбрасывается,но добавляется новое: ваша, каша, Паша, наша / каша, Паша, наша, Гаша / Маша, Таша, чаша, Саша.

Ход игры:взрослый выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, ветка, каток. Каждому выходящему к наборному полотну ребенку предлагается по одной картинке, которую он должен поставить под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию.

На 4 этапе дети оказываются подготовленными к тому, чтобы учиться различать слоги.

2. Игра «Запомни и повтори» Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога,в котором есть другие согласный и гласный звуки: СА-ЗА-ЗА-СА, ЗО-ЗО-СО-ЗО, СУ-ЗУ-СУ-СУ.

3.«Живые слоги» Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других.

На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

1. Игра «Покажи картинку»

Ход игры: взрослый раздает детям картинки с изображением поезда, девочки,птички и объясняет: «Поезд гудит: у – у – у», «Девочка плачет: а – а – а» и т. д. Затем воспитательпопеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а – а – а – а, или у – у – у – у или и-и-и. Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки.

Затем эта игра должна усложняться следующим образом:

1)Взрослый произносит эти звуки кратко: а, и, у.

2) Детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов. Воспитатель объясняет детям, что красный, например, соответствует звуку [а], желтый – звуку [и], зеленый – звуку [у].

2. Игра «Найди одинаковый звук» Произносится ряд слов,дети определяют повторяющийся звук: сова, косы, нос — С

3. Игра «Выбери правильно» Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук.

Задачей последнего шестого этапа занятий является развитие у детей навыков элементарного звукового анализа.

Начинается эта работа с обучения детей определять количество слогов в слове, уметь изобразить хлопками двух- и трехсложные слова. Далее дети учатся анализировать гласные звуки, выполняя упражнения.

Игра «Спой начало»Узнавание и выделение гласного в начале слова: ууулица – У.

Игра «Назови конец»Выделение согласного звука в конце слова: кот – Т

Игра «Назови по порядку»Полный звукослоговой анализ слова: РАК – Р, А, К.

4. Игра «Синий — красный» Обучающий называет звук, а ребёнок в ответ показывает фишку: Б – синюю, И – красную и др.

5. Игра «Найди синий домик»Дети закрывают синими фишками все согласные звуки: дом – Д, М; только заданный согласный,например М в словах: ум, мы, дом, мох.

6. Игра «Слово рассыпалось» Произносятся три звука,например: С, О, К. Так как к этому времени дети уже обычно знают буквы, они быстро составляют слово – СОК.

7. Игра «Составь слово»

Ход игры:

Ребенок называет первый звук каждого слова и рисует под картинкой значок, обозначающий гласный или согласный (мягкий или твердый) звук.

Ребенок называет первый звук каждого слова и пишет под картинкой букву, обозначающую данный звук.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем это приводит к тому, что малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы.

Таким образом появляется нарушение фонематического восприятия, которое впоследствии приводит к общему недоразвитию речи, которое в дальнейшем повлечет за собой нарушение письма и чтения

Консультация «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста в игре» Иногда в некоторых ситуациях ребенок чувствует себя немного иностранцем в родной языковой среде. Почему, зададимся вопросом? При несформированности.

Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей старшего дошкольного возраста Доклад по теме «Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей старшего дошкольного возраста». Фонематический.

Формирование фонематического восприятия у дошкольников 5–7 лет. Гласные звуки Воспитатели знают, что в настоящее время в каждой группе много детей с нарушениями речи. Одни из них сложные, нуждающиеся в коррекционной.

Формирование навыка фонетико-фонематического восприятия «Гуси» Формирование навыка фонетико-фонематического восприятия на основе упражнений в различении и узнавании лексических единиц со звуком «г».

Комплекс дидактических игр и упражнений по формированию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с ЗПР Комплекс дидактических игр и упражнений по формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой.

в каком возрастном периоде значительно улучшается фонематическое восприятие. detsad 49428 1552304659. в каком возрастном периоде значительно улучшается фонематическое восприятие фото. в каком возрастном периоде значительно улучшается фонематическое восприятие-detsad 49428 1552304659. картинка в каком возрастном периоде значительно улучшается фонематическое восприятие. картинка detsad 49428 1552304659. Екатерина Кравцова Развитие фонематического восприятия: возрастные нормы, игры для развития фонематического восприятияКонспект подгруппового занятия для детей с ОВЗ по развитию фонематического восприятия Конспект подгруппового занятия для детей с ОВЗ по развитию фонематического восприятия в подготовительной группе «В гостях у Мудрой Совы».

Консультация для воспитателей на тему: Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста Цель мероприятия:повышение уровня теоретической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по.

Опыт работы «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» Тема: Формирование фонематического восприятия.

в каком возрастном периоде значительно улучшается фонематическое восприятие. detsad 460249 1554307514. в каком возрастном периоде значительно улучшается фонематическое восприятие фото. в каком возрастном периоде значительно улучшается фонематическое восприятие-detsad 460249 1554307514. картинка в каком возрастном периоде значительно улучшается фонематическое восприятие. картинка detsad 460249 1554307514. Екатерина Кравцова Развитие фонематического восприятия: возрастные нормы, игры для развития фонематического восприятияРазвитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа Работу по развитию фонематического восприятия необходимо проводить целенаправленно и поэтапно. Процесс развития фонематического восприятия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Дофонематический этап развития речи (понимание речи не развито)
Эмбриональное развитие