в каком возрасте женятся армяне мужчины
«Замуж надо выходить девственницей» Строгость, застолья и ветреные мужчины. Как живут и развлекаются армянки
«Лента.ру» продолжает рассказывать о том, как развлекаются женщины в разных странах мира. Героинями предыдущей статьи стали жительницы Балкан. В молодости они ярко красятся, занимаются спортом, вызывая восхищение мужчин во всем мире. В пожилом возрасте балканские женщины, махнув на себя рукой, начинают носить черную одежду. На этот раз речь пойдет об армянках. Они по-прежнему стараются выходить замуж девственницами, чтят традиции и слушаются мужа и его родственников. Любят застолья, прекрасно готовят и следят за модой. При этом местные мужчины не отличаются верностью. Почему так — выясняла «Лента.ру».
Невинность по-прежнему в цене
«Выходить замуж надо непременно девственницей. Это очень важно. При этом никто не смотрит, сколько тебе лет: 18, 30 или даже 50. Наше общество по-прежнему очень и очень консервативно в этом вопросе», — рассказала «Ленте.ру» 28-летняя Мариам. Они вместе с мужем родились и живут в Ереване, получили высшее образование, женились по любви. Свадьбу сыграли, когда обоим было по 24 года — по местным меркам довольно поздно.
«Уже через пару месяцев после торжества родители с обеих сторон, соседи да просто знакомые, которых я встречала на улице, стали спрашивать, жду ли я ребенка. В течение года я никак не могла забеременеть, но вопросы с их стороны не прекращались, они начинали давить, что, мол, давайте, не затягивайте с этим. Это превратилось в какой-то кошмар, я уже хотела обращаться за помощью к психотерапевту», — жалуется молодая женщина.
Выйдя замуж, Мариам переехала в семью мужа. Сейчас армянские пары, у которых есть возможность, стараются селиться отдельно, однако некоторые по-прежнему, отдавая дань традициям, первое время живут под одной крышей.
«В моем случае мы жили в четырехкомнатной квартире вместе с родителями мужа, его незамужней старшей сестрой и бабушкой. Меня хорошо приняли, но я никак не могла почувствовать себя замужней женщиной. Они сами готовили моему супругу еду, наводили порядок в нашей комнате, вмешивались буквально во все наши дела. Меня воспринимали просто как еще одного ребенка в их большой семье», — рассказывает ереванка.
По ее словам, рассчитывать на помощь свекрови армянским женам обычно не приходится: мать мужа до конца жизни считает, что ее сын лучший на свете, поэтому невестке, как правило, живется несладко.
Государство в государстве
Армяне обычно говорят, что каждая отдельная семья — это государство в государстве. Здесь царят свои законы, не зависящие от главы правительства и президента. Главным в семье считается отец семейства. Его мнение, решение и желания, как водится, не обсуждаются. Женщины шутят, что на самом деле это далеко не так — все происходит лишь с согласия супруги и только под ее контролем, однако гордые мужчины не должны ничего об этом знать, поскольку не смогли бы с этим смириться.
В понимании армянина жена должна быть не просто верной подругой, но и прекрасной хозяйкой: вкусно готовить (в местной кухне используется около 300 видов приправ для приготовления всевозможных салатов, мясных и рыбных блюд), стирать, убирать, следить за детьми. Довольно либеральные мужчины считают, что армянская жена может работать, если хочет это делать, однако деньги в семью должен приносить именно он.
«Никто не застрахован от того, что армянский муж не пойдет налево или вообще вразнос. Многие рассуждают так: раз он мужик, ему положено гулять. Если раньше жены такое терпели, то сейчас в основном сразу подают на развод», — рассказывает «Ленте.ру» живущая в Москве армянка Карина.
По ее словам, жить в российской столице намного проще, чем в Ереване, — местные либеральные взгляды влияют и на ее семью: «Если в Армении родители, разрешая мне пойти с друзьями на вечеринку, требовали, чтобы я вернулась не позже девяти вечера, то здесь я могу спокойно тусить, родители с этим смирились. Несмотря на то что нравы довольно свободные, сохраняется армянский фундамент — глубокое и искреннее уважение к старшим».
Скрещенные меч и ножны
Армяне испокон веков чтят традиции, считая, что если тщательно соблюдать их, то в семье будут царить счастье и благополучие. Особенно это касается свадебных церемоний.
Если в больших городах обычно женятся по любви, то в поселках сохраняется традиция заключения браков по договоренности. За это обычно отвечает мать жениха. После того как выбор пал на какую-либо девушку, будущая свекровь советуется со своим мужем, а потом начинает искать какую-нибудь посредницу среди близких родственников. Если родители избранницы не возражают, сватовство должно состояться.
После этого следует обручение. Заранее выбирают день для помолвки. В доме жениха собираются родственники, которые приносят с собой подарки для будущей невесты. Во время торжества жених надевает своей избраннице обручальное кольцо. Церемония обручения сопровождается танцами, песнями и конкурсами. После этого договариваются о дне свадьбы.
До этого необходимо еще провести ряд мероприятий. Одно из них — смотрины невесты. Будущий жених со своей родственницей приходят в дом возлюбленной с угощением для ее матери, бабушки и сестер. После этого отцы с обеих сторон оговаривают расходы на праздник, согласовывают число гостей, меню, выбирается место проведения торжества, составляется свадебная программа. На свадьбе обычно присутствуют сотни родственников: от самых близких до самых дальних.
Особую важность представляет венчание в церкви, без этой церемонии свадьба в Армении не признается. Во время религиозного обряда один из друзей жениха должен держать над головой жениха и невесты скрещенные меч и ножны. Считается, что металл будет оберегать пару от злых духов.
После венчания следует официальная часть торжества — сама свадьба. Если в России молодоженов встречают караваем, то в Армении мать жениха дает новобрачным по ложке меда и кладет им на плечо по лавашу. Когда молодые приходят домой, их обсыпают цветами и изюмом.
Сама свадьба представляет собой обильное застолье, песни, танцы и непременно тосты, руководит всем тамада, хорошо разбирающийся в национальных традициях. При этом не все песни веселые, в Армении очень популярны лирические композиции. В данном случае они ассоциируются с тем, что невеста покидает дом родителей. В конце торжества молодожены исполняют в присутствии гостей свой первый танец. На свадьбу принято дарить деньги либо что-то ценное на память.
Раньше было принято выходить замуж в 18-20 лет, однако сейчас ситуация несколько изменилась. Норма сместилась, приблизившись к европейской. Однако часть традиций, царящих в некоторых армянских деревнях, кажется уж слишком патриархальной.
Каждой по красному яблоку
Одну из них в народе прозвали «красное яблоко». Она заключается в том, что наутро после первой брачной ночи соседки и близкие родственницы приходят в спальню к молодым и проверяют простыню. Если на ней есть доказательства того, что девушка выходила замуж невинной, ее семье отправляют корзину с красными яблоками и подарками. Иногда родители невесты могут пригласить друзей и родственников, чтобы похвастаться перед другими, что их дочь была целомудренной и чистой.
«Так что весь поселок обычно знает все подробности о репутации девушки. В случае если «яблочный тест» не пройден, девушку могут отправить домой к родителям. Стоит ли говорить о том, что на ее личной жизни в будущем фактически поставлен крест», — рассказывает Карина.
Лучше, чем у соседа
Помимо свадеб, в Армении вообще очень популярны всевозможные семейные торжества. С особым размахом отмечают дни рождения детей. «Обычно в эти дни закатываем такие праздники! Те, кто побогаче, снимают целые рестораны, приглашают туда клоунов, аниматоров. Они веселят детей, танцуют, столы ломятся от всяких вкусностей. При этом гостей почти столько же, сколько и на свадьбах: родственники, друзья — все приходят целыми семьями. У кого бюджет не позволяет арендовать кафе, устраивают торжества дома», — рассказывает «Ленте.ру» 30-летняя Асият, недавно отметившая день рождения своего сына. Весной ему исполнилось два года. «Сколько денег ушло на это мероприятие, даже боюсь подсчитать. Но у нас так принято. Каждая семья стремится закатить вечеринку пышнее и богаче, чем была у их друзей», — поясняет ереванка.
Ко всем торжествам местные женщины готовятся с особой тщательностью. Армянки вообще внимательно следят за модой, а также не выходят из дома без хорошего мейкапа. Те, кто недоволен тем, чем его наградила природа, отправляются за помощью к пластическим хирургам. В стране это стало настолько популярно, что многие женщины из других государств специально приезжают в Армению, чтобы исправить форму носа, ушей, сделать пластику груди или внести еще какие-либо коррективы хирургическим путем. Считается, что качество услуг очень хорошее, при этом не придется тратить на это много денег.
Индустрия красоты в стране вообще поставлена на поток. В Армении много салонов красоты со всевозможными процедурами. «Как-то мы приехали в Ереван на свадьбу друзей, нашли визажистов, которые нам сделали потрясающий макияж, никогда еще я не чувствовала себя настолько красивой. Единственное — мои подруги и я стали настолько похожи, мы выглядели как армянские сестры», — смеется 35-летняя москвичка Мария.
В 2015 году в США проводили опрос общественного мнения, согласно которому выяснили, что американцы считают армянских девушек самыми сексуальными в мире. Такой выбор не случаен: от природы армянки обладают соблазнительными формами, прекрасными густыми волосами.
Местные мужчины шутят, что, несмотря на это, местные женщины славятся очень непреклонным характером, часто взбрыкивают, когда их выводят из себя. В порыве гнева они могут оказаться капризными, вспыльчивыми, упрямыми. При этом армянки очень начитанные, образованные и интеллигентные. Именно поэтому многим из них по всему миру удалось добиться нереальных высот в моде, культуре и медицине.
Смешанные браки – синтез крайностей
Кари Амирханян
Смешанные браки – синтез крайностей
100 известных армян, проживающих в России-2012
Г.А. Арутинов: жить, не теряя лица
Как растить чемпионов?
Генетика уступает истории в изобретательности, но превосходит в объективности
Удар с воронежским акцентом
Российско-армянское военно-политическое сотрудничество как фактор баланса сил в регионе
Визит российских силовиков в Ереван
Феликс Станевский: В вопросе о Турции и Карабахе общество переспорило дипломатов
Духовный стержень армянского народа
Возможно, если бы в Армении не было демографической проблемы, то смешанные браки не воспринимались бы столь болезненно. Но факт налицо – чем дальше, тем больше супружеских пар разных национальностей как один из шансов выехать из страны. Более того, зачастую супруги из разных религиозных конфессий. Но насколько подобные браки психологически полноценны? С этим вопросом я обратилась к Владимиру Микаеляну – кандидату психологических наук, доценту кафедры социальной психологии ЕГУ и директору психологической службы Anima.
– Смешанный брак – это ваимоотношение двух культур, взаимоотношение супружеских моделей и взаимоотношение моделей воспитания. Казалось бы, чем ближе стоят друг к другу народы – и территориально, и исторически, и духовно, – они должны иметь меньше проблем. Христианам одной нации легче найти точку соприкосновения с христианами другой нации, потому что есть общая религиозная культура. И если в этом смешанном браке произошел конфликт, то он произошел не столько между мужчиной и женщиной, сколько между их культурами.
Возьмем случай, когда девушка воспитывается в славянской культурной религиозной среде и, выйдя замуж за армянина, попадает в другую христианскую среду. Что их объединяет? Христианское мировоззрение. Оно на самом деле не оговаривается – оно предполагается. Стало быть, если мы христиане, мы должны одинаково смотреть на ряд обстоятельств, окружающих нас. Оказывается, этого недостаточно. Разные культуры воспитывают разные мировоззрения. Та самая русская девушка сталкивается с тем, что систем табу у армян намного больше, чем у русских, хотя и те, и другие христиане. Она не может понять, почему муж требует, чтобы она одевалась иначе, чтобы в обществе она вела себя по-иному, не смотрела на других мужчин, подолгу не разговарила с чужими мужчинами, предпочитала иные блюда и так далее, и тому подобное. Не прими она условий мужа, могут конечно же быть конфликты. И возникают они, как правило, на уровне быта. Практика показала, что должно пройти около семи лет, чтобы отношения между супругами в смешанных браках нормализовались, притерлись, чтобы супруги сумели совместить культурные, религиозные, семейные модели. Так формируется некое общее мировоззрение – общее отношение к жизни.
– В поисках заработка многие армянские мужчины уезжают в ближнее зарубежье, и в частности в Россию. Что меняется в их психологии?
– В Росиии армянский мужчина старается побыстрее территориально адаптироваться, иначе он не сможет там жить дальше. Со временем с ним происходит метаморфоза – по национальности он продолжает оставаться армянином, а по поведению, по мировоззрению больше походит на славянина. Происходит смена культурной идентичности – вынужденная адаптация в другой культурной среде.
– Что же его спасает?
– Армянского мужчину спасает его же мотивация. Собственно, если он женился на русской и живет в России, то какая у него может быть самая серьезная мотивация? В первую очередь он хочет иметь российское гражданство, и ради этого он терпит всевозможные трудности, бывает даже, бросает семью в Армении. Таким образом, он убегает от проблем, зная, что для него в России поле разрешений шире. Россия большая – больше возможностей. А в Армении, наоборот, проблем больше, чем их разрешений.
– Куда же деваются его патриархальное воспитание, патриотизм вкупе с отцовской ответственностью?
– Здесь скорее всего срабатывает защитный механизм: да, он не перестает думать о своих детях, о своей семье, но при этом он надеется на то, что если у нас, армян, групповое мышление, то родственники помогут, не оставят семью пропадать. Страх вернуться намного сильнее. И, кстати сказать, такие проблемы чаще всего возникают в деревнях. На самом деле, верно сказано, чем меньше интеллект, тем ниже ответственность, и наоборот.
– Что же движет русской женщиной, которая соглашается выйти замуж за армянина, наперед зная, что попадает, скажем, в семью с устоявшимися традициями и ритуалами?
– Она не бежит из России, она бежит к своему личному счастью. Славянка в Армении формирует семью, стараясь сгладить все углы непонимания, неприятия. А с другой стороны, в армянской среде она обретает защищенность, которую не может получить у себя на родине. И главное, она знает, что перед ней не встанет проблема алкоголизма, она уверена, что главную заботу о семье возьмет на себя ее муж.
– И об этой черте армянских мужчин хорошо осведомлены армянки, которые воспринимают сей факт как должное.
– У армянских женщин есть потребность посидеть в «золотой клетке». Чтобы муж ухаживал за ней, все ей покупал и помогал растить детей. Для армянских женщин намного важнее утвердиться в своем социальном статусе; социальный заказ для них – превыше всего. И заметьте, социальный сценарий жизни у нас и сценарий жизни у русских совершенно отличаются. У нас что важно? Окончил школу, получил диплом, теперь можно выходить замуж. Какое-то звено упущено – уже проблема. Или вышла замуж, а детей нет – опять социальный сценарий не сработал, и не миновать проблем. Если сценарий срабатывает всецело, то женщина себя считает счастливой. Считает, а не чувствует, потому что она вписалась в социальный сценарий общества.
– А когда оставляют семью и уходят в другой брак – означает ли это выход из сценария социальной жизни?
– Безусловно. Кстати, у армянских мужчин легко устанавливаются отношения с русскими женщинами, потому что последние не строят сложных препятствий, они непосредственны и легки. И надо бы признать, что у славян это очень хороший компонент натуры и души – они очень легко устанавливают отношения, у них нет всех этих исторически сложившихся и чуть ли не генетических преград. И в этом смысле это большое достижение культуры, этноса. Это нам присущи сложности в этом вопросе, мы ставим преграды. У нас это страх, защита, желание установить гарантированные отношения, не обмануться, не прогореть на чем-то. Это страх учиться на собственных ошибках. Мы любим учиться на чужих ошибках. А ведь учиться на чужих ошибках – это означает учиться чужим ошибкам.
– В обществе нынче многое делается с оглядкой на церковь. Так вот Армянская Церковь против смешанных браков и не благословляет браки с иностранцами.
– Армянская Церковь против браков, если речь идет о другой религии. В сегодняшней Армении, заселенной иранцами и сирийцами, это действительно серьезная проблема. Я проводил опросы среди студентов на эту тему: 90% студенток-девушек против браков с мусульманами, но 10% – допускают сей факт. То есть для 10% важен сам человек, а не его национальность, а 90% – зациклились на национальности. Это уже наследие филогенетическое, христианское, и ничего с этим не поделаешь. Правда, здесь надо учитывать и тот факт, что можно иметь установку, но в реальном поведении поступить иначе. Никогда установка не должна быть в приоритете. Но если такое все же произошло и христианка вышла замуж за мусульманина, то она должна знать, на что идет. С точки зрения ислама, женщина обязана внимать своему супругу и оказывать ему полное послушание, за исключением тех случаев, когда он требует запрещенное исламом. При этом священная книга мусульман Коран призывает мужей наказывать жен в случае их неповиновения, несогласия или просто в целях улучшения характера. В Коране сказано, что жен своих надо запугивать, бранить и бить, когда не слушаются… Между свекровью и по-русски свободолюбивой или по-армянски упрямой невесткой начинаются, как правило, ссоры. Поэтому многие браки распадаются в самом начале совместной жизни. Большинство жен в таких случаях уезжает обратно. Но бывает и так, что женщины постепенно смиряются со своей ролью невестки в патриархальной семье, усваивают нормы поведения, принятые у местных жителей, выучивают язык и, в конечном счете, совсем омусульманиваются. Чтобы, идя таким путем, сохранить брак, ей необходимо огромное терпение. Фактически, если женщина вступает в брак с представителем другой нации, носителем другой культуры, она отдаляется от этнической, национальной среды. Тогда ее начинают считать своей и хорошо к ней относятся – правда, только при условии, что она примет ислам и будет соблюдать обычаи.
. В смешанных браках очень важна готовность супругов адаптироваться друг к другу. Очень важно, чтобы супруги понимали, что брак – это не противостояние, это попытка слияния. Очень верно сказано, что браки совершаются на небесах, случайных браков не бывает. Даже если он распадается, это тоже не случайно. Чему-то ведь этот брак должен научить человека. Вопрос в другом – что каждый ждет в этом браке. Я считаю, если человек не адаптирован к своей среде, в чужой среде он тоже не адаптируется.
Каково быть женой армянина: иностранки поделились самым сокровенным
Идеей написать статью об иностранках, вышедших замуж за армян, поделилась как-то с близкой подругой – Дианой.
Совершенно точно подмечено. Так и есть. Один и тот же мужчина ведет себя с армянкой так, а с девушкой из зарубежья – совершенно иначе…
Есть еще один нюанс, о котором хочется сказать, прежде чем перейти непосредственно к мнениям наших собеседниц. Огромное значение имеет то, где вырос человек.
В ходе проведенного мною небольшого опроса француженка Каролин Костен, которая многие годы живет и работает в Ереване, написала: «Я бы разделила армянских мужчин на два типа: те, кто вырос в Армении, и те, кто родился и воспитывался за рубежом, а на историческую родину переехал позже. Между ними огромная разница!»
С этой мыслью тоже нельзя не согласиться. А теперь представим опыт наших героинь…
Единственный и неповторимый
Наталья Коломазова – россиянка. Со своим супругом – хирургом Месропом Шатахяном, познакомилась в России, куда он поехал защищать докторскую диссертацию. Сам Месроп родился и вырос в Ереване. Пара воспитывает троих детей.
Мы с мужем десятый год вместе. Он – единственный и неповторимый. Не могу судить о других мужьях по нему.
Изначально меня покорили в нем тонкий вкус и хорошее образование. А после замужества молодой темпераментный парень довольно быстро стал ответственным мужем. Кстати, интересно, что во многих армянских семьях муж берет на себя роль главы семьи, но при этом остается с женой на равных. Сама я не раз наблюдала подобное явление.
Рождение детей для многих мужчин становится стимулом работать в несколько раз усерднее, чтобы они ни в чем не нуждались. Из-за занятости мужчины огромная часть заботы о детях традиционно ложится на плечи женщины. Но все чаще я вижу пап, которые гуляют с детьми по выходным, водят их на кружки, ходят на утренники и родительские собрания, спокойно остаются с детьми дома, когда жене нужно куда-то отлучиться.
В целом же могу сказать, что у армянских мужчин очень серьезное отношение к браку. Если они женятся, то с намерением «раз и навсегда», а не мыслью «попробуем, если что, разведемся».
Каждый день – это борьба
Наири Грейс Бердакджян – американка армянского происхождения. Она родилась и выросла в США, но в 1990-е с семьей переехала на историческую родину. Здесь же она встретила своего будущего мужа, с которым воспитывает троих детей. Супруг Грейс – актер и бизнесмен. Сама же она преподает английский. Кроме того, Грейс – переводчик-синхронист и ведущая мероприятий.
Прежде чем что-то сказать, должна отметить, что с парнями, которые родились и выросли непосредственно в Армении, очень сложно ладить людям с неармянским менталитетом. Каждый день – это борьба. Однако это не проблема конкретно тех или иных людей, а часть культуры армянского народа.
К примеру, большинство вопросов, связанных с поддержанием чистоты в доме и заботой о детях в основном ложатся на плечи женщины. Причем это воспринимается как норма, то есть твой труд никто даже не оценит.
С другой стороны, для меня абсолютно неприемлемо постоянное вмешательство матери в семейные дела сына. Не говоря уже о том, что многие и живут вместе. Часто это становится причиной разрушения семьи.
Правда, лично меня эта проблема не касается. Хочу особо отметить, что у меня, напротив, чудесная свекровь. Но это губительное явление наблюдаю в семьях многих своих знакомых и подруг.
Так же разрушительно действует «культура друзей». Приглашать женатого человека на какое-либо мероприятие без пары в Штатах, к примеру, никто не станет, там просто нет такого. Здесь же постоянные «посиделки» с друзьями без жен – весьма принятое явление.
Практически идеален
Дебора Мэй Оганесян – англичанка с перуанскими корнями. Уже три с половиной года замужем за Суреном Оганесяном – американским армянином, который всегда поддерживал тесную связь с исторической родиной. Сурен – писатель. Супруги воспитывают полуторагодовалого сына.
«Оставляй деньги, машину и иди к своей русской» Коньяк при знакомстве, танец с шашлыком и письмо с проклятием: как выходят замуж армянские девушки
Армяне искренне преданы своим культурным традициям. В то время как представители других кавказских народов стремятся избавиться от консервативных оков, современные армянские парни и девушки чтят ритуалы и стараются соблюсти все каноны свадебных церемоний. Бывает, что браки заключаются между людьми разной этнической принадлежности. Тогда молодые сталкиваются с осуждением родственников, чередой конфликтов и встают перед выбором: сохранить отношения или покориться воле семьи. Армянские мужчины и женщины рассказали «Ленте.ру» об обычаях роскошных свадеб и поделились историями личной жизни.
«Раньше невеста чуть ли не голая ждала родственников жениха»
Мари, 23 года, жена армянина
Мы познакомились, когда я искала работу. Я пришла на собеседование на позицию менеджера по продажам, а он был руководителем группы, в которую я должна была попасть. После беседы я поблагодарила его и ушла. Но в тот день я обратила внимание на его взгляд — девушки ведь чувствуют подобные вещи. Он мне тоже приглянулся, подумала: какой красивый армянин!
Через некоторое время он лично написал мне, чтобы узнать, хочу ли я получить эту работу. Я ответила отрицательно. Сначала он попытался меня переубедить, но когда понял, что я непробиваема, начал помогать подбирать вакансии, которые могли бы мне подойти. Я отнеслась к этому как к наставлению от человека с опытом. Через неделю тишины он снова написал, но уже не о работе. Я подумала: почему бы и нет? Так завязалось наше общение, пошли встречи. Это было в ноябре 2019 года, а через год мы поженились.
Я не из Москвы, дорога в мой город занимает восемь часов. Мама моего жениха быстро поняла, что ее сыну кто-то понравился, и начала активно звать меня в гости. Если честно, полтора месяца я «сливалась» и думала, что еще рано, — в мою голову лезли какие-то консервативные мысли. Затем я согласилась, но попросила, чтобы встреча произошла в кафе. Мое воспитание не позволяло мне идти к ним домой до знакомства наших родителей.
Месяц спустя семья моего молодого человека приехала к нам домой с подарками. У нас принято приносить на сватовство коньяк и сладости. Мы посидели, разлили коньяк.
Мы полетели играть свадьбу в Армении. Основная масса родственников с обеих сторон — оттуда, и этот день было душевнее провести на родине. Семья мужа остановилась у его дяди в Ереване, а мы сняли дом, чтобы меня из него забрали. Как это все происходит: в домах и жениха, и невесты украшается гостиная, накрывается фуршетный стол. Раньше невеста чуть ли не голая ждала родственников со стороны жениха, они приходили в ее родительский дом и одаривали одеждой.
Я сразу сказала, что буду встречать всех в платье. Наряд, кстати, оплачивал жених — у нас так принято. Единственное, я стояла без туфель и фаты — их должны были принести в красивых корзиночках мои новые родственники. По традиции, родственники со стороны жениха пытаются украсть туфельку, чтобы за нее требовать выкуп. При этом свидетель (кавор) еще и торгуется. Туфлю мне надевал младший брат — это было очень мило, он младше меня на 11 лет.
Перед тем как надеть невесте фату, ее крутят вокруг девушки ровно семь раз. В это время кто-то из гостей начинает петь песню. У меня даже мама прослезилась — мол, я уже взрослая, выхожу замуж. На всех распылили духи (я их выбрала, а родственники жениха купили) — тоже по традиции.
Муж зашел в дом, вручил букет, поднял фату и поцеловал в лоб. Начался короткий фуршет, а потом мы поехали в дом жениха.
Там моя свекровь встречала нас у дома с двумя листами лаваша: один положила на мое плечо, другой — на плечо моего мужа, потом дала каждому по ложечке меда — чтобы жизнь была сладкой и благополучной. Когда мы переступали порог, на полу лежали красивые хрустальные тарелки. Мы должны были разбить их каблуками — на счастье.
После этого мы поехали в церковь, там обвенчались, сделали фото и доехали до банкетного зала. Станцевали наш первый танец, потом был танец с моим отцом. Был также танец невесты для жениха — я заранее его разучила и исполнила сольно. Также есть знаменитый танец с шашлыком.
После того как мы разрезали торт, я раздала всем незамужним и неженатым гостям тарос — в моем случае это были маленькие птичьи клеточки с перышками. Это означает, что я передаю эстафету, чтобы человек вышел замуж или женился.
Что касается брачной ночи — сейчас уже нет требования показывать простыни. Мы с мужем после свадьбы поехали в отель, поскольку в Ереване у нас нет собственного дома, и провели брачную ночь там. Утром мы выехали в ресторан, где собрались самые близкие родственники и друзья. Мы доедали то, что не съели на свадьбе. Второй день мне нравится даже больше, поскольку он более расслабленный. Я была в платье попроще, могла встать и пересесть за стол к подружкам, к маме с папой.
На третий день родители привезли в дом жениха мои вещи и приданое. Днем позже мама жениха собрала корзину с фруктами, в центре которой было красное яблоко, и бутылку коньяка. Традиция называется кармир хндзор, что в переводе означает «красное яблоко». Женщины со стороны жениха, за исключением его матери, пришли в дом к моей маме и подарили подарки в знак благодарности за то, что я подарила мужу свою девственность.
Мне нравятся наши традиции. Я бы не променяла эти ритуалы ни на что другое. Когда у наших девушек встает выбор между пышной свадьбой и свадебным путешествием, они чаще всего выбирают второе. Я же считаю, что в поездку можно отправиться всегда, а свадьба бывает только один раз в жизни.
«Оператор не успевает отдать отснятое на торжестве, а пара уже распалась»
Эдгар, 38 лет, друг армянских молодоженов
Имена Эдгара и героев истории изменены по их просьбе
Ни одна национальность не обходится без проблемных особенностей. Бывает на армянских свадьбах такое, что видеооператор не успевает отдать отснятый и смонтированный материал с торжества, а пара уже распалась.
Был на моей памяти интересный случай. Есть пара — Марго и Руслан, оба армяне. Руслану 22 года, он работает на рынке, прилично зарабатывает. Марго — симпатичная 19-летняя девушка, она в восторге от Руслана, потому что он старше, работает и дарит ей роскошные подарки.
Ребята редко видятся, ведь Руслан работает днем и освобождается только к вечеру. Марго в это время уже не выпускают. Но это не мешает паре общаться, по праздникам они видятся, он приезжает к ней с розами. Руслан любит Марго и для себя решил, что она станет спутницей его жизни.
Параллельно с этим развиваются отношения у Ани и Давида. Аня — очень красивая девушка с шикарной фигурой, наполовину армянка, наполовину казашка. Ей 23, она покупает одежду в Турции и продает ее в собственном магазине. Родители живут в другом городе, а она приехала в Ессентуки и обеспечивает себя самостоятельно. Аня встречается с Давидом — он обычный армянин, студент. Он любит ходить в бары и клубы с друзьями, часами сидит в соцсетях.
Пара проводит время вместе, но наступает момент, когда Давид находит в Instagram Марго, ставит ей лайки, и у них завязывается общение. Естественно, никто об этом не знает. Вскоре они решают пожениться. Давид бросает Аню, начинает уже по-настоящему встречаться с Марго, а та, в свою очередь, уходит от Руслана.
Через несколько месяцев они начали публиковать совместные фотографии, еще спустя время сыграли свадьбу. В день их бракосочетания Аня отправила к Давиду курьера, который вручил ему две гвоздики с запиской: «Будь ты проклят».
Бывает такое, что папа сына зовет и говорит: «Сынок, бабушка уже старая, она может умереть. Ты с кем-нибудь встречаешься?». Тот скажет — да, а ему в ответ: «Ну, все, значит женишься на ней». Свадьбу сыграли, все счастливы, а бабушка еще 20 лет после этого живет и здравствует, так еще и с тридцатью правнуками.
Есть другая история. 17-летняя Света встречалась с 19-летним Арменом. Как все порядочные армяне, он работал с мамой и папой на рынке — помогал вести семейный бизнес. Возил иногда Свету в школу, она была девочкой из сельской местности. Они друг друга любили, собирались когда-нибудь съехаться и жить вместе.
Когда Свете исполнилось 18 лет, Армен забрал ее с выпускного вечера. Он привез ее к себе домой, представил маме как подругу. В это время у них было семейное мероприятие. Света помогала маме Армена: мыла зелень, вытирала посуду, расставляла обувь. Во время застолья Света спросила: «Видели, что мне Армен подарил?» — и показала простое колечко. Мама удивилась, потом сказала: «Ну ладно».
Тогда молодые приняли решение жить самостоятельно. Света устроилась на три работы, чтобы снимать квартиру, а Армен приходит и живет с ней. Ей было неважно, что она устает на работе, главное — они вместе.
На шестой день совместной жизни Света решила устроить романтический ужин. Она сходила за продуктами, купила новое белье, зажгла свечи. В шесть часов вечера она написала сообщение, чтобы узнать, где Армен, но он не отвечал до ночи. Позже он ей ответил, что не может пойти против воли родителей, извинился и сказал, что они не будут вместе.
Оказалось, что родители поставили Армену условие: «Если ты хочешь самостоятельной жизни, то оставляешь все кредитки, ключи от машины и вещи и идешь к своей русской». Он струсил и выбрал расставание.
Спустя восемь месяцев мама Армена нашла ему невесту и женила его. У Армена родился ребенок, но это не мешало ему каждый раз, как он выберется куда-то с друзьями, напиваться и звонить Свете, просить прощения и признаваться ей в любви. Он говорил, что готов уйти из семьи и бросить ребенка, что был глупцом, идя на поводу у семьи. Но Света не приняла его и оборвала общение.
«Мы до сих пор не ходили в загс — это второстепенно»
Левон, 26 лет, муж россиянки
Мы с женой познакомились, когда нам было по 17 лет. Поженились мы только на девятый год наших отношений.
Сейчас мне 26. Моя жена родилась в России, у нее русские и еврейские корни, а я армянин. У нас была достаточно традиционная помолвка. Перед тем как сделать предложение Даше, я, конечно, поговорил об этом с ее родителями. Наши семьи давно дружили, и разрешение ее родителей было формальностью. Но для меня было важно получить их благословение.
В итоге я сделал ей предложение в новогоднюю ночь. Тот Новый год мы праздновали двумя большими семьями. О том, что я буду делать предложение, знали все присутствующие, кроме Даши.
Мы с Дашей знали, что свадьба будет нескоро, ведь нам было всего по 23 года. Мы хотели прожить какой-то период в статусе жениха и невесты, потому что это красиво. К свадьбе мы готовились очень долго, она по планам должна была состояться летом 2020 года. Мы хотели праздновать ее в Армении, но коронавирус помешал нашим планам. Обычно у армян есть родственники в разных уголках планеты, и к нам тоже должны были прилететь гости, но начался локдаун.