в каком возрасте вероятность заикания риск выше у детей

Заикание у детей

в каком возрасте вероятность заикания риск выше у детей. f4b10e91906159290c18296fc50116b4. в каком возрасте вероятность заикания риск выше у детей фото. в каком возрасте вероятность заикания риск выше у детей-f4b10e91906159290c18296fc50116b4. картинка в каком возрасте вероятность заикания риск выше у детей. картинка f4b10e91906159290c18296fc50116b4. Заикание у детей – это расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата. Заикание у детей характеризуется «застреванием» на отдельных звуках, их неоднократным, непроизвольным повторением, сопутствующими движениями, речевыми уловками, логофобией, вегетативными реакциями. Дети с заиканием должны быть обследованы неврологом, логопедом, психологом, психиатром. Коррекция заикания у детей включает лечебно-оздоровительный комплекс (соблюдение режима, массаж, водолечение, ЛФК, ФТЛ, психотерапию) и систему логопедических занятий.

Заикание у детей – это расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата. Заикание у детей характеризуется «застреванием» на отдельных звуках, их неоднократным, непроизвольным повторением, сопутствующими движениями, речевыми уловками, логофобией, вегетативными реакциями. Дети с заиканием должны быть обследованы неврологом, логопедом, психологом, психиатром. Коррекция заикания у детей включает лечебно-оздоровительный комплекс (соблюдение режима, массаж, водолечение, ЛФК, ФТЛ, психотерапию) и систему логопедических занятий.

МКБ-10

в каком возрасте вероятность заикания риск выше у детей. 5687e3c719bd904d4efdc4e43c88640b. в каком возрасте вероятность заикания риск выше у детей фото. в каком возрасте вероятность заикания риск выше у детей-5687e3c719bd904d4efdc4e43c88640b. картинка в каком возрасте вероятность заикания риск выше у детей. картинка 5687e3c719bd904d4efdc4e43c88640b. Заикание у детей – это расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата. Заикание у детей характеризуется «застреванием» на отдельных звуках, их неоднократным, непроизвольным повторением, сопутствующими движениями, речевыми уловками, логофобией, вегетативными реакциями. Дети с заиканием должны быть обследованы неврологом, логопедом, психологом, психиатром. Коррекция заикания у детей включает лечебно-оздоровительный комплекс (соблюдение режима, массаж, водолечение, ЛФК, ФТЛ, психотерапию) и систему логопедических занятий.

Общие сведения

Заикание у детей – непреднамеренные остановки, запинки в устной речи, возникающие вследствие судорожного состояния речевой мускулатуры. По научным данным, заиканием страдают около 2% детей и 1,5% взрослых. У мальчиков заикание встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Кроме речевых судорог, заикание у детей сопровождается нарушением высшей нервной деятельности, которое в одних случаях может быть связано с невротической реакцией, в других – с органическим поражением ЦНС. Поэтому было бы неправильно рассматривать заикание у ребенка как чисто речевую проблему; изучение и коррекция заикания у детей невозможны без интеграции знаний из области логопедии, неврологии, психологии.

в каком возрасте вероятность заикания риск выше у детей. 5687e3c719bd904d4efdc4e43c88640b. в каком возрасте вероятность заикания риск выше у детей фото. в каком возрасте вероятность заикания риск выше у детей-5687e3c719bd904d4efdc4e43c88640b. картинка в каком возрасте вероятность заикания риск выше у детей. картинка 5687e3c719bd904d4efdc4e43c88640b. Заикание у детей – это расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата. Заикание у детей характеризуется «застреванием» на отдельных звуках, их неоднократным, непроизвольным повторением, сопутствующими движениями, речевыми уловками, логофобией, вегетативными реакциями. Дети с заиканием должны быть обследованы неврологом, логопедом, психологом, психиатром. Коррекция заикания у детей включает лечебно-оздоровительный комплекс (соблюдение режима, массаж, водолечение, ЛФК, ФТЛ, психотерапию) и систему логопедических занятий.

Причины заикания

Предрасполагающие причины

Все факторы, способствующие возникновению заикания у детей, традиционно делятся на предрасполагающие и производящие. К предрасполагающим (фоновым) причинам следует отнести:

Развитию заикания более подвержены дети физически ослабленные, с недостаточно развитым чувством ритма, общими моторными навыками, мимикой и артикуляцией. Увеличение частоты случаев заикания, наблюдаемое в последние годы, напрямую связывается с бурным внедрением в повседневную жизнь видеоигр, различных компьютерных технологий, обрушивающих огромный поток аудиовизуальной информации на неокрепшую нервную систему детей.

Производящие причины

Процессы созревания коры больших полушарий, оформление функциональной асимметрии деятельности головного мозга в основном завершаются к 5 годам жизни, поэтому воздействие любого чрезмерного по силе или длительности раздражителя может привести к нервному срыву и заиканию у детей. Такими чрезвычайными раздражителями (или производящими причинами) заикания у детей могут выступать:

К возникновению заикания у детей может привести подражание заикающимся, раннее обучение иностранным языкам, перегрузка сложным речевым материалом, переучивание леворукости. В литературе указывается на связь заикания у детей с левшеством, другими речевыми нарушениями (дислалией, тахилалией, дизартрией, ринолалией). Вторичное заикание у детей может возникать на фоне моторной алалии или афазии.

Классификация

В зависимости от патогенетических механизмов, лежащих в основе судорожных запинок, выделяют 2 формы заикания у детей:

По выраженности речевых судорог различают легкую, среднюю и тяжелую степень заикания у детей. Степень тяжести заикания может быть непостоянной у одного и того же ребенка в различных ситуациях:

В зависимости от характера течения выделяют следующие варианты заикания у детей:

Симптомы заикания у детей

К основным симптомам заикания у детей относятся речевые судороги, расстройства физиологического и речевого дыхания, сопутствующие движения, речевые уловки и логофобия.

При заикании запинки у детей возникают при попытке начать речь или непосредственно в процессе речи. Они вызваны судорогами (непроизвольным сокращением) речевой мускулатуры. По своему характеру речевые судороги могут быть тоническими и клоническими. Тонические речевые судороги связаны с резким повышением мышечного тонуса в губах, языке, щеках, что сопровождается невозможностью артикуляции и паузой в речи (например, «т—рава»).

Клонические речевые судороги характеризуются многократным сокращением речевых мышц, приводящим к повторению отдельных звуков или слогов (например, «т-т-трава»). У детей с заиканием могут иметь место тоно-клонические или клоно-тонические судороги. По месту возникновения речевые судороги могут быть артиуляционными, голосовыми (фонационными), дыхательными и смешанными.

Дыхание при заикании неритмичное, поверхностное, грудное или ключичное; отмечается дискоординация дыхания и артикуляции: дети начинают говорить на вдохе или уже после полного выдоха.

Речь детей с заиканием часто сопровождается непроизвольными сопутствующими движениями: подергиванием мышц лица, раздуванием крыльев носа, морганьем, раскачиванием туловища и т. п. Нередко заикающиеся используют так называемые двигательные и речевые уловки, преследующие цель скрыть запинки (улыбку, зевание, покашливание и пр.). К речевым уловкам относятся эмболофразии (употребление ненужных звуков и слов – «ну», «это», «там», «вот»), изменение интонации, темпа, ритма, речи, голоса и пр.

Трудности в речевом общении вызывают у детей с заиканием логофобию (боязнь речи в целом) или звукофобию (боязнь произнесения отдельных звуков). В свою очередь навязчивые мысли о заикании способствуют еще большему усугублению речевого неблагополучия у детей.

Заикание у детей часто сопровождается различного рода вегетативными расстройствами: потливостью, тахикардией, лабильностью АД, покраснением или бледностью кожных покровов, которые усиливаются в момент речевой судорожности.

Невротическое заикание

В основе невротического заикания у детей лежат сильные психотравмирующие переживания, поэтому нарушение речи возникает остро, практически одномоментно. В этом случае родители, как правило, точно указывают время появления заикания у ребенка и его причину. Невротическое заикание обычно возникает в 2-6 лет, т. е. на момент развития нарушения у детей присутствует развернутая фразовая речь.

У детей с невротическим заиканием отмечается снижение речевой активности, выражена логофобия и фиксация на трудных звуках; преобладают дыхательно-голосовые судороги. Звукопроизношение, как правило, нарушено, однако лексико-грамматическая сторона развивается нормально (имеет место ФФН). Дети часто сопровождают свою речь раздуванием крыльев носа и сопутствующими движениями. Характер течения невротического заикания у детей волнообразный; ухудшения речи провоцируются психотравмирующими ситуациями.

Неврозоподобное заикание

В случае неврозоподобного заикания, возникающего на фоне органического поражения ЦНС в перинатальном или раннем периоде развития ребенка, расстройство развивается постепенно, исподволь. Явная связь с внешними обстоятельствами не прослеживается; родители затрудняются в определении причины заикания у детей. Неврозоподобное заикание у детей появляется с момента начала речи или в возрасте 3-4 лет, т. е. в период становления фразовой речи.

Речевая активность детей обычно повышена, при этом к своему дефекту они не критичны. Речевые запинки вызваны преимущественно артикуляционными судорогами; речь монотонная, невыразительная, темп ускорен; звукопроизношение искажено, лексико-грамматическая сторона речи нарушена (имеет место ОНР). У детей с неврозоподобным заиканием нарушена общая моторика: их движения неуклюжи, скованы, стереотипны.

Характерна вялая мимика, плохой почерк; часто возникают дисграфия, дислексия и дискалькулия. Течение неврозоподобного заикания у детей относительно постоянно; ухудшения речи могут вызываться переутомлением, повышенной речевой нагрузкой, соматической ослабленностью. При неврологическим обследовании выявляются множественные признаки поражения ЦНС; по данным ЭЭГ – повышенная судорожная готовность.

Диагностика

Обследование детей с заиканием проводится логопедом, педиатром, детским неврологом, детским психологом, детским психиатром. Для всех специалистов важную роль играет изучение анамнеза, наследственной отягощенности, сведений о раннем психоречевом и моторном развитии детей, выяснение обстоятельств и времени возникновения заикания. Для выявления органических поражений ЦНС неврологом назначается ЭЭГ, реоэнцефалография, ЭхоЭГ, МРТ головного мозга.

В процессе диагностического обследования речи у детей с заиканием определяется локализация, форма, частота речевых судорог; оцениваются особенности темпа речи, дыхания, голоса; выявляются сопутствующие двигательные и речевые нарушения, логофобия; выясняется отношение ребенка к своему дефекту. У заикающихся в обязательном порядке проводится обследование звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматической стороны речи.

Логопедическое заключение должно отражать форму и степень заикания у детей; характер судорог; сопутствующие нарушения речи. Дифференциальную диагностику заикания у детей необходимо проводить с тахилалией, спотыканием, дизартрией.

Коррекция заикания у детей

В логопедии принят комплексный подход к коррекции заикания у детей, предполагающий проведение лечебно-оздоровительной и психолого-педагогической работы. Основная цель лечебно-педагогического комплекса заключается в устранении или ослаблении речевых судорог и сопутствующих расстройств; укреплении ЦНС, воздействие на личность и поведение заикающегося.

Лечебно-оздоровительное направление работы включает проведение общеукрепляющих процедур (водолечения, физиотерапии, массажа, ЛФК), рациональной и суггестивной психотерапии. Собственно логопедическая работа при заикании у детей организуется поэтапно.

Важное внимание в процессе работы уделяется развитию основных компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики), голосоподачи, просодии. В коррекции заикания у детей большую роль играют логоритмические занятия, логопедический массаж, дыхательная и артикуляционная гимнастика. Логопедические занятия по коррекции заикания у детей проводятся в индивидуальном и групповом формате.

Для коррекции заикания у детей предложено множество авторских методик (Н.А.Чевелевой, С. А. Мироновой, В.И. Селиверстова, Г.А. Волковой, А.В. Ястребовой, Л. З. Арутюнян и др.).

Прогноз и профилактика

При правильной организации лечебно-оздоровительной работы у большинства детей заикание полностью исчезает. Возможны рецидивы заикания в школьном возрасте и пубертатном периоде. Наиболее устойчивые результаты отмечаются при коррекции заикания у дошкольников. Чем больше стаж заикания, тем более неопределенный прогноз.

Для профилактики возникновения заикания у детей важно благоприятное течение беременности, забота о физическом и психическом благополучии ребенка, его речевом развитии, подбор учебного и развлекательного материала соответственно возрасту. С целью предупреждения рецидивов заикания у детей необходимо соблюдение всех рекомендаций логопеда на этапе коррекционной работы и после нее, создание для ребенка благоприятных условий для гармоничного развития.

Источник

Заикание у детей

Содержание статьи

Формирование речевой функции – сложный многоступенчатый процесс. Ребенок учится воспринимать речь окружающих на слух. Важную роль играет двигательный анализатор, поэтому необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики.

В процессе развития могут возникать различные сбои, самым распространенным у детей является заикание. Дефект сопровождается судорожными движениями речевого аппарата. Нарушается ритм, темп и плавность речи. Человек задерживается на одном или группе звуков, не может выговорить слово.

Это распространенная патология, которая встречается у 5-8 % детей. У мальчиков заикание обнаруживается в 3 раза чаще, чем у девочек. Объясняется это меньшей эмоциональной устойчивостью мальчиков. Наследственность влияет в 17,5 % случаев.

Зачастую логоневроз обнаруживают в дошкольном возрасте. Отклонения замечают у детей 2-5 лет, когда интенсивно формируется речевой аппарат. Реже проблему выявляют в школьном возрасте, у подростков. Риск развития наиболее высок в период 2-4 и 5-7 лет. Источник:
Е.Ф. Архипова
Если ребенок заикается //
Современное дошкольное образование.
Теория и практика, 2016, с.62-67

Перед тем, как лечить заикание у ребенка, нужно обеспечить спокойную домашнюю обстановку. Если своевременно обратиться к врачу, нарушение хорошо поддается коррекции. Доказательством служит тот факт, что если среди детей 5 % страдают заиканием, то у взрослых проблемы встречаются только в 2 % случаев.

Причины заикания

Различают внешние и внутренние причины патологии, иногда сложно определить, что спровоцировало дефект.

Факторы риска у детей

Спровоцировать заикание может сильное волнение, испуг, стресс от разлуки с близким человеком. Если в семье говорят на нескольких языках, это может вызвать патологию.

Врожденные причины

Если малыш заикается с возраста 2-3 лет, нередко диагностируются нарушения функций головного мозга.

Приобретенные причины заболевания

Если малыш раньше говорил нормально, а потом в 4 или 5 лет начал заикаться, это указывает на неблагоприятные внешние условия.

Симптомы патологии

Следует знать первые признаки заикания, чтобы вовремя обратиться к врачу.

Симптомами заикания у детей являются:

При обнаружении симптоматики необходимо выяснить причину патологии и найти способ, как избавить ребенка от заикания.

Стадии заболевания

Виды заикания

Различают две формы заикания:

Лечение патологии

Самое важное, что должны предпринять родители, как только заметили признаки заикания у ребенка, это обратиться к специалисту. В «СМ-Клиника» работают опытные врачи, которые проведут диагностику заикания у детей, помогут решить проблему с применением высокоэффективных способов.

Помимо логопедических занятий родителям необходимо обеспечить комфортную обстановку дома, не допускать стрессов. С малышом лучше разговаривать плавно и не торопиться.

Лечение заикания у детей требует комплексного подхода. Коррекция направлена на формирование правильной речи и решение психологических проблем. Источник:
И.А. Кувшинова, Э.Р. Мазитова
Основные направления комплексной коррекционной работы
по преодолению заикания у детей //
Международный журнал гуманитарных
и естественных наук, 2016, т.1, №1, с.135-138

Массаж при речевых проблемах у детей

Логопед проводит коррекционные занятия, они показаны при лечении невротических проблем. Метод особенно эффективен для детей от 2 до 6 лет.

Массируют лицо, голову, шею, плечи, верх спины и грудную клетку. Сегментарный массаж воздействует на определенную мышцу, которая регулирует речевой аппарат. Процедуры назначают курсом – ежедневно в течение 2-3 недель.

Для коррекции дефекта речи применяют точечный массаж, который считается наиболее эффективным. С его помощью оказывают воздействие на речевой центр, снимают излишнюю возбудимость. Такой массаж нужно выполнять регулярно в течение 2-3 лет.

Комплекс упражнений

При заикании показана дыхательная гимнастика, растяжка для нормализации сокращения мышц и упражнения для глаз, которые положительно сказываются на умственном и физическом развитии. У ребенка формируются навыки диафрагмального дыхания, малыш учится сознательно регулировать ритм. Во время занятий укрепляются мышцы передней брюшной стенки. Регулярное выполнение упражнений позволяет полностью отрегулировать разговорную функцию.

Дети делают упражнения в разных положениях, при активном движении и в состоянии покоя. Позже к дыхательной гимнастике подключают вербальные техники. Для быстрого устранения проблем плавно повышают сложность, адаптируют ребенка. Лучшего результата достигают при комбинации правильного дыхания и массажа.

Медикаментозное лечение

Врач назначает седативные и общеукрепляющие препараты, витамины, спазмолитики. Помогают средства фитотерапии. При неврозоподобной форме заикания с поражением головного мозга назначают спазмолитические препараты, минимальные дозы транквилизаторов.

Детям рекомендуют заниматься пением, музыкой, танцами, которые формируют правильное речевое дыхание, развивают чувство темпа и ритма.

Как понять, что заикание у ребенка вылечено? Признаком устранения недуга является свободная речь в любой ситуации, даже при выступлении на публике.

Прогноз заболевания

При своевременном обращении к специалисту и правильном лечении заикание вылечивают в 70-80 % случаев. Играет роль возраст – легко поддается коррекции дефект у детей 3-5 лет. Чем раньше выявлена проблема, тем больше шансов на положительный результат. С заиканием у детей школьного возраста справиться сложнее. Менее благоприятный прогноз при лечении запущенной патологии у детей 9-11 лет. Источник:
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5257259/
Anne Smith, Ph.D. and Christine Weber
Childhood Stuttering – Where are we and Where are we going? //
Semin Speech Lang. 2016 Nov; 37(4): 291–297

Профилактика у детей

Перед тем как лечить заикание у ребенка, нужно обеспечить спокойную обстановку дома. Необходимо создать комфортную психологическую среду.

Во многих случаях логоневроз проходит без приема медикаментов и участия врачей. При этом хорошо помогают специальные методики, которые развивают речь и правильную дикцию.

При обнаружении симптомов заболевания предлагаем обратиться к специалисту нашего центра. Мы определим причины и предложим эффективные методы лечения заикания у детей.

Источник

В каком возрасте вероятность заикания риск выше у детей

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Такая проблема проявляется в возрасте от двух до шести лет.

Статья:

Логоневроз это выраженное нарушение в темпе речи, в виде ее задержок, изменения, частых повторений, протягивание отдельных звуков или слогов. Такая проблема проявляется в возрасте от двух до шести лет. В этом случае необходимо обратиться к специалистам по речевому развитию, так как причин у подобного явления может быть несколько. Логоневроз или заикание – нарушение речи, при котором происходит повторение отдельных слов или слогов.

Согласно статистике, от диагноза страдает около 10% детей, причем у мальчиков оно встречается в три раза чаще, чем у девочек. Логоневроз и армия вполне совместимы, кроме особо тяжелых случаев (когда речевые расстройства вызваны нарушениями ЦНС). А также при заикании не присваивается инвалидность.

У кого может развиться логоневроз

Логоневроз у взрослых часто всего происходит из детства, если оно не было устранено. Чем дольше у человека наблюдается заикание, тем сложнее оно лечится. Самый эффективный период, в который необходимо предпринимать терапию – 5 лет. После этого, вероятность полного избавления от данного речевого нарушения постепенно снижается. Согласно медицинской статистике, около 18% пациентов избавились от заикания, которое наблюдалось более 5 лет.

Если заикание впервые проявляется уже в зрелом возрасте, необходимо проводить тщательную диагностику, так как подобные явление крайняя редкость. Ограниченность в общении влияет на многие стороны социальной жизни человека. Человек может избегать контактировать с другими людьми, появляется нервозность, стрессовое состояние. Проблемы с речью приводят к так называемому второму кругу переживаний. Часто приходится обращаться за помощью с психотерапевтам, без помощи которого, полное излечение невозможно. Само избавление от заикания (логоневроза) – это длительный и кропотливый процесс.

Как проявляется логоневроз у детей

Кроме выраженных речевых нарушений, у детей, страдающих от заикания наблюдаются и другие симптомы. В зависимости от признаков, невроз подразделяется на различные виды — фобический. Наличие выраженных страхов чего-либо и обсессивный, имеющий однотипные движения. У детей это наблюдается в виде тиков. Существует целый ряд непроизвольных движений, которые могут наблюдаться:

Обострения логоневрозов происходит во время эмоциональных переживаний, снять которые можно сменой обстановки или двигательной разрядкой. Повторение определенных действий имеет строгую последовательность и могут даже иметь свои названия. В младшем детском возрасте часто наблюдается боязнь острых предметов обиходы и замкнутых пространств. В некоторых случаях у ребенка могут наблюдаться страх выступить перед людьми или стеснения в простом ответе взрослому либо другому ребенку. Со временем это может перейти в фазу рецидивирующего течения, что приводит к еще более глубокому невротическому состоянию.

В более старшем возрасте у ребенка могут сформироваться различные страхи, повышенная тревожность, появление мнительности. Параллельно с заиканием развиваются психические нарушения в виде эмоциональной неустойчивости, впечатлительности, наклонности к появлению различных страхов. Также могут развиваться тяжелые формы вторичных расстройств. Такие малыши замкнуты в себе, тяжелее приспосабливаются к окружающей обстановке, особенно к новому коллективу.

Существует три вида превалирования симптомов:

Главным симптомом любого логоневроза является именно заикание. Оно происходит из-за спазма в речевом отделе, при котором невозможно произнесение того или иного звука. Если сжимается язык или губы, наблюдаются артикуляционные судороги. Логоневроз – повторение одного звука либо части слова, слога. Обычно заикание проявляется не постоянно, а только в стрессовых обстоятельствах, сильных эмоциях, ссорах, различных положительных или негативных обстоятельствах. К логоневрозу часто присоединяются спазмы в мышцах, частое моргание, нервные тики, нехватка воздуха. Это основные симптомы логоневроза у детей.

Что такое логоневроз у взрослых

У взрослых людей заикание обычно сопровождается рядом симптомов:

При гневе или испуге может наблюдаться временное заикание. Такая картина характерна для большинства взрослых пациентов, страдающих от различных логоневрозов.

Чем отличается взрослое заикание от детского

Если заикание появилось после перенесенного стресса, может помочь применение успокоительных средств. Это будет препятствовать тому, чтобы данный речевой дефект закрепился. Логоневроз у взрослого отличается тем, что человек может говорить нормально в спокойном состоянии. У ребенка заикание присутствует уже при построении фразы, у взрослых пациентов внутренняя речь остается неизменной. По своим внешним проявлениям, логоневрозы выглядят одинаково. Различия наблюдаются на психическом уровне, сопровождаясь рядом сопутствующих симптомов.

Клиническая картина

Главный признаком логоневроза, который входит в клиническую картину является заикание. В это понятие также можно включить:

Одним из явных признаков речевого логоневроза является наличие спастического дыхания. Дыхание напрямую связано с голосом, артикуляцией, движением гортани. Нарушение дыхательной активности приводит к появлению прерывистой речи. Если предпринимаются попытки справиться с этим, заминки становятся только более очевидными и выраженными. Логоневроз по мкб 10 имеет код F-98.5. Это группа расстройств имеющая начало в детском возрасте.

Симптомы и виды

Существует классификация логоневрозов. По протеканию он может быть:

По типу судорог, логоневроз разделяется на:

По клинической форме, логоневроз у детей классифицируется на невротический и неврозоподобный. Невротический тип возникает при отсутствии внутриутробных или родовых травм и патологий. Причиной такой формы часто является психологическая травма либо введение второго языка в раннем детском возрасте. Такой логоневроз имеет функциональный характер, при которых структура мозга не повреждается. Именно поэтому она легче лечится.

Неврозоподобное заикание часто ставится женщинам во время беременности, которая сопровождается токсикозом, травмах. В этом случае речевые нарушения просиходят из-за поражений мозга, его речевых центром. Четкие проявления заметны в возрасте 3-4 лет, когда ребенок начинает активно разговаривать, строить сложные предложения, общаться с окружающими отдельными структурированными фразами.

Степени заболевания

Существует три степени тяжести логоневроза:

Такое деление имеет формальный характер. Большая часть специалистов отмечают данную классификацию несостоятельной, так как она зависит от многих факторов – времени, конкретной ситуации, места.

Возможные причины болезни

Речевой невроз или логоневроз появляется в раннем детском возрасте, около 3-4лет. Причины, которые могут его спровоцировать в каждом случае индивидуальные. Это могут быть наследственные причины и неврологические. Во взрослом возрасте предпосылками могут стать неврологические причины – поражения в головном мозге. Это может произойти после травм, инсульта, нарушениями кровообращения головного мозга, вследствие осложнений от ряда инфекционных заболеваний.

Есть также невротические факторы (психогенные), к которым относятся различные травмы психики, дисбалансе в нервной системе. Неврозы, вызванные такими причинами относятся к сложной группе, требующие индивидуального подхода в лечении.

У детей причины развития логоневроза схожие. Их все можно разделить на некоторые группы:

Есть также факторы, сопутствующие появлению заиканию. К таким относятся:

Может вызвать логоневроз частые или постоянный стресс, атмосфера с семье, в которой проживает ребенок. Частыми причинами являются конфликты в семье, детском саду и т.д.

Этиологические факторы расстройства

Логоневроз может появиться как реакция на сильный перенесенный стресс. Прежде чем, может быть поставлен диагноз логоневроз, специалист должен понять, что именно к нему привело. Для детей существует три главные причины:

У детей логоневроз появляется во много раз чаще чем у взрослых. Если ребенок только учится говорить, логоневроз может быть нормальным явлением при формировании речевого аппарата. Для подростков самыми распространёнными причинами появления логоневроза являются неустойчивая психика, эмоциональная нестабильность, излишняя драматизация, впечатлительность. Одной из самых распространенных причин заикания – это неурядицы в семье, конфликты между родителями.

Невроз навязчивых движений как причина заикания

Частой причиной развития логоневроза являются навязчивые движение. Это может быть непроизвольные моргания, тики, покашливания, причмокивания и другие. Родители могут не обращать на это внимание либо вовсе их не замечать. В начальной фазе развития ребенок практически ничем не отличается от других детей, а родители уверенны что это временное и вскоре это пройдет само собой. Со временем эти движения становятся все более заметными для окружающих и проявляются они более заметно.

Ребенка осматривают узкие специалисты, такие как окулист или отоларинголог, которые не видят никаких проблем по своему профилю. Нервные тики – возбуждение отдельных частей головного мозга. Это явление имеет моментальное сокращение мимических мышц, возникающие самопроизвольно и не способные контролироваться.

Внешние факторы провоцирующие логоневроз

На развитие ребенка влияет окружение, в котором он растет – условия жизни, окружающая среда, правильность воспитания. К отдельным факторам относятся график сна и питания. Ребенок должен находится в комфортных условиях, не испытывать психического и физического давления на себя со стороны других детей и взрослых. Особое значение имеет окружающее звуковое раздражение. Например, если в квартире постоянно работает телевизор, играет громкая музыка, у ребенка нарушается звуковое восприятие. Усугубить данную ситуацию может небольшое пространство, отсутствие свежего воздуха.

Отдельного внимания заслуживают спонтанные факторы, способные привести к эмоциональному и физическому стрессу – авария, встреча с дикими животными, скандалы, драки в семье и иные. Дети, страдающие заиканием, имеют в работе нервной системы преобладание возбуждения над торможением. То есть тормозная функция речевого аппарата ослабляется. Точное определение фактора позволит подобрать правильное лечение и тактику терапии.

Как лечить логоневроз

Логоневроз у детей лечить должны различные специалисты, в первую очередь логопеды и психотерапевты. Последнее является основным залогом эффективной терапии. Вместе с ней, должна проводиться тренировка речи, развития самоконтроля, улучшение интеллектуальных возможностей. Специалистами применяются различные подходы – использование медикаментов, физиотерапия, ЛФК и другие. Наряду с соответствующей психотерапией это будет максимально способствовать устранению данных дефектов речи.

Лечить логоневроз у взрослых и детей – процесс сложный, требующий много усилий, времени. В случае с ребенком, придется пересмотреть свои отношения внутри семьи, устранить все конфликты между родителями, создать благоприятную атмосферу. Ребенок не должен страдать от своего речевого дефекта, иначе у него могут развиться комплекс неполноценности и другие психические расстройства.

Клиническая терапия

Лечить логоневроз у взрослых можно используя седативные препараты, оказывающие на нервную систему успокоительное действие. Как дополнение, можно включить препараты, улучшающие общее функционирование мозга, его кровообращение. Важно помнить, что такие средства должны назначаться исключительно специалистами.

Принципы психотерапии

Если логоневроз или заикание имеет в своей основе психологическую травму, необходимо точно установить его причину. Чтобы определить органические поражения в головном мозгу, необходимо провести МРТ или КТ. Само лечение можно разделить на два типа – коррекция неврологических или психологических проявлений. Любой логоневроз является многокомпонентным нарушением, требующее также комплексное решение. Каждый пациент нуждается в особом подходе, разрабатываемый исключительно для него. Это относится и к детям и взрослым.

Психотерапевт должен работать с устранением психологическим проблем. Специалист проводит индивидуальные занятия чтобы найти самое оптимальное решение. Иногда используется гипноз, аутотренинг, другие приемы. Эти методики направлены на возврат уверенности пациента в своих силах, устранении комплексов, связанных с заиканием. Как показывает практика, для лечение заикания у взрослого человека, хорошую эффективность показывает гипноз. После сеансов пациент получает запись с собственной речью, чтобы он смог убедиться в том, что заикание значительно снижено либо вовсе устранено.

Логопедические занятия

Избавиться от логоневроза могут занятия с логопедом. Эти приемы призваны устранить дефекты речи, поставить четкое и внятное звукопроизношение, сделает речь пациента плавной.

Первичная терапия проводится вместе со специалистом-логопедом. Позже, с ребенком можно заниматься устной речью самостоятельно. Сами занятия могут быть индивидуальными и групповыми. Есть несколько методов лечения логоневроза у детей, доказавшие свою эффективность:

Какой именно метод выбрать в каждом конкретном случае должен исключительно специалист. Методы, которые будут эффективны с детьми, могут не дать положительных результатов со взрослыми и наоборот.

Лечебная физкультура

Логоневроз у детей лечить можно с помощью комплексной терапии, в которую входит и лечебная физкультура. ЛФК при заикании имеет свои некоторые отличия. Она должна затрагивать все группы мышц, влиять на стимулирование и нормализацию работы головного мозга. Для взрослых рекомендуется заниматься скандинавской ходьбой, лыжами, ездить на велосипеде. Для упражнений можно использовать не силовые тренажеры.

Такие упражнения хорошо снимают нервное перенапряжение, влияют на эмоциональную нагрузку. Для маленьких детей хорошо подойдут упражнения логоритмики. Занятия лучше проводить на улице и свежем воздухе. Витамин D, которые синтезируется под воздействием солнечного света, оказывает положительный эффект на ЦНС.

Дыхательные упражнения

Дыхательная гимнастика оказывает на ребенка следующее воздействие:

На лечение логоневроза при помощи дыхания может потребоваться очень много времени, иногда даже несколько лет. Чтобы она оказала максимальный эффект, требуется выполнять упражнения правильно — выполнять нужно минимум два раза в день по 15 минут.

Методы психотерапии

Эти методы включают в себя два типа терапии — рациональная и суггестивная. Дополнительно используется метод проведения аутотренинговых тренировок. Рациональный метод состоит в беседе со специалистом, который призван сформировать адекватное отношение больного к своей проблеме. Суггестивный способ заключается в проведении одного либо нескольких сеансов гипноза. Аутотренинг позволяет пациенту самостоятельно оказать себе помощь. Эти навыки сохраняются в дальнейшем на всю жизнь.

Гимнастика Стрельниковой

Эта система состоит в дыхательных упражнения, которые были разработаны этим специалистом. Этот подход получил большое распространение в медицинской науки. Она нацелена на устранение заболеваний, в том числе и заикания. Она может применяться для взрослых и детей. Главной ее чертой является ее простота, доказанная эффективность. Суть упражнений состоит в чередовании резких вдохов с одновременными движениями отдельных частей тела.

Грамотная помощь логопеда

Любой логопед – в первую очередь именно педагог, выполняющие проведение коррекционной работы с целью компенсации каких-либо речевых нарушений. Терапия должна проводиться только после системного изучения имеющихся физиологических особенностей.

В последнее время лечение лечение логоневроза у детей и заикания заметно изменилось. Это связано с появлением новых методов, увеличения числа специалистов, появления новых знаний. Сейчас можно смотреть на избавление от заикания более оптимистично и перспективнее.

Терапия для детей

Сейчас разработаны несколько эффективных методик и способов избавления от логоневроза. Обычно их используют в совокупности между собой. Сама терапия проводится в групповой или индивидуальной форме. Главное условие состоит в том, что любое лечение должно строиться на индивидуальных особенностях конкретного ребенка, максимально учитывая все физиологические особенности пациента.

Если в природе появления заикания присутствует нервное расстройство, может потребоваться медикаментозное лечение. Однако, большая часть детей обходится без применения специальных препаратов. Если причинами развития логоневроза есть психологические причины, потребуется участие психотерапевтов, неврологов.

Логопедическая коррекция

Работа логопеда в избавлении от заикания называется коррекцией, а не лечением. Сам процесс состоит из различных элементов, таких как педагогических воздействия на ребенка, комплексная реабилитация. Занятия с логопедами должны быть частью этой комплексной работы, требующие особое терпение, упорство, труд. Сами занятия выстраиваются индивидуально и должны соответствовать поставленному диагнозу и других личных отличий пациента – его возраст, этиология, степень заикания и другие.

Если говорить о занятиях с малышом, они должны иметь игровую форму. По мере взросления могут подключаться более сложные занятия, имеющие другую, более высокую эффективность. Специалисты Власова и Рау создали систему последовательных упражнений, плавно усложняющиеся по мере продвижения и получения определенных результатов.

Составляющие этой системы:

Для ребенка школьного возраста существуют другие способы. Для таких детей главную роль играют уроки, занятия с логопедом. Основной упор делается на преодолении дефекта, а ребенку важно внушить важность самостоятельного обучения. Для получения такого эффекта применяется метод Чевелевой. В этом методе ребенок своими руками изготавливает поделки, при этом озвучивая все свои движения и манипуляции.

Существует также метод Ястребовой, который включает в себя три этапа коррекции:

Есть еще один доказавший свою эффективность метод, разработанный специалистами — Абелева, Голубева, Евгенова и другие. Они создали методику, которая может использоваться детьми и взрослыми. Этот тип коррекции состоит из гипноза, различных техник расслабления и других приемов.

Коррекционная программа от Арутюнян рассчитана на преодоления заикания с помощью работы пальцами, то есть развивая мелкую моторику рук. Эти движения синхронизируются с речью, влияя на ее ритмику. Сами занятия проводятся небольшими группами, не более пяти человек. Ведущая рука находится на бедре, а пальцы должны нажать на саму ногу. Каждый произнесенный слог палец должен переставать давить. Таким образом постепенно руки становятся регулятором скорости речь. Данная техника состоит из четырех последовательных этапов:

Одним их главным недостатков методики является дефицит психотерапевтического элемента в избавлении от заикания. Лечение логоневроза у детей не имеет четко выделенной методики, так как каждый отдельный случай должен разбираться отдельно, а сами последствия логоневроза могут наблюдаться всю последующую жизнь.

Методы лечения заикания у детей

Есть самые разные методики коррекционной работы, выбор которых остается за специалистами – логопедами, неврологами, психотерапевтами и другими. Выбирать подход лечения самостоятельно, без обращения к медицинским работникам категорически запрещено. Сразу при обнаружении первых проявлений логоневроза, родители немедленно должны обратиться за помощью.

Есть общие рекомендации, действующие для различных логоневрозов:

Для взрослых рекомендуется посещать тематические семинары или практикумы, посвященные лечению заикания. А также домашние занятия на улучшение дикции, чтение скороговорок и специальных стишков, направленных на автоматизацию произношения звуков.

Дыхательные упражнения

Сами упражнения и методики подбираются в индивидуальном порядке, основываясь на анамнезе, симптоматике, особенностях протекания и других отличий. Вначале они проводятся под контролем специалиста, затем их можно выполнять вместе с родителями в домашних условиях. Лечение логоневроза у детей при помощи дыхательной гимнастики выполняется тремя методиками:

Для лечения заикания или логоневроза могут быть использованы все три метода. Ребенок должен научиться контролировать свое дыхание во время разговора. Существуют и другие методы, которые также оказывают положительный эффект на пациента. Существуют общие рекомендации специалистов для проведения таких упражнений, которые можно выполнять даже самостоятельно, но под присмотром взрослых.

Перед началом занятий, помещение лучше проветрить помещение. Не стоит заниматься после приема пищи. Одежда ребенка или взрослого не должна быть тугой и давить на грудную клетку и как-либо мешать пациенту.

Сама техника дыхательной гимнастики имеет следующий вид:

Дыхание не должно сбиваться, он плавное, ровное и спокойное. Мышцы должны быть расслаблены. Одним из главных требований является то, что нельзя двигать плечами.

Точечный массаж

Лечение логоневроза у взрослых и детей может также осуществляться с использованием точечного массажа. Его не обязательно проводить в поликлинических условиях, его вполне можно делать своими собственными силами. Достаточно будет только первых занятий, которые проведет профессионал.

Запрет на домашнюю работу действует только при наличии каких-либо сопутствующих диагнозов и симптомов или наблюдается сильный мышечный тонус, справиться с которым собственными силами невозможно или крайне затруднительно.

Компьютеризованные программы коррекции речи

Существуют различные программы, которые в состоянии избавить от заикания взрослых и детей. Они влияют на речевые и слуховые центры головного мозга. Проводятся такие занятие с использованием микрофона и наушников. Ребенок произносит требуемые фразы и сам их слышит, но в измененной форме.

Медикаментозная терапия

Заикание или логоневроз можно лечить или снижать их проявления в ряде случаев можно медикаментами. Назначать их должен исключительно специалист, заниматься в данном вопросе самолечением категорически запрещено. Часто используются седативные или успокоительные препараты. ими снимается нервное напряжение, проводится расслабление мышц, снятие тревожности, минимизировать психологический фактор от логоневроза.

Лучше использовать мягкие успокоительные, произведенные на основе лекарственных трав, таких как валериана, мелисса, пустырника и других. Могут быть назначены психостимуляторы. Они повышают активность, прибавляют бодрость. Для достижения лучших результатов, специалист может прописать некоторые нейролептики. Они влияют на передачу импульсов между нервными клетками. Ноотропы хорошо воздействуют на мозговую деятельность, улучшают память.

Эмоционально образная терапия при логоневрозе

Данный способ лечения появился недавно, позволяющий корректировать психические расстройства, логоневрозы. Особенно доказала свою эффективность эта методики при различных психосоматических расстройствах. Появилась она в нашей стране в 90-е годы.

При заикании образная терапия эффективна для устранения проявлений нервозности у ребенка. Существенная часть логоневрозов связана с психосоматикой, следовательно, лечение таким методом показывает достаточную эффективность.

Роль реагирования семьи на логоневроз у ребенка

Особая роль в лечении заикания отводится именно семье и окружению ребенка. Более высокие риски существуют, если ребенок находится постоянно в обстановке стресса, сильных эмоций, на ребенка оказывается силовое или психологическое давление.

Родители должны выполнять некоторые рекомендации специалистов:

Какие бы методы и способы лечения логоневроза не использовались, они могут не иметь никакого результата, если не выполнены эти требования в семье.

Лечение логоневроза у взрослых

Лечить логоневроз у взрослых можно схожими методами, но есть и другие, которые не могут быть использованы для детей по причине возраста.

Метод воздействия на устную речь письменной речью

Пациент пишет тектит под диктовку или произвольно, при этом стараясь четко и внятно проговаривать его. Так как скорость письма ниже речи, со временем ее темп нормализуется, а проявления логоневроза становятся менее заметны.

Борьба с заиканием в домашних условиях

Большая часть занятий можно проводить в домашних условиях. Некоторые упражнения, особенно их первые занятия, проводятся вместе со специалистом. Последующие, когда механизм их понятен, можно делать их своими силами. Исключение составляют только те, которые требует особое оборудование, инструменты и другие предметы. Также является исключением наличие сложных диагнозов, которые вызваны нарушениями в нервной системе или требуется помощь психотерапевта.

Приемы самопомощи

Показывают положительный эффект аутотренировки. Такие упражнения состоят из проведения занятий перед зеркалом, чтобы видеть собственную мимику. Они проводятся около часа и не требуют много усилий от пациента.

Главное требование – соблюдать спокойный размеренный режим дна, иметь продолжительный здоровый сон, отказаться от вредных привычек, не подвергаться стрессу.

Профилактика логоневрозов

Профилактика – это меры, способные предотвратить появление и развитие речи у ребенка и взрослого. Такие меры позволяют снизить риск. Есть три типа профилактики логоневроза:

Если малыш слишком восприимчив, слаб, имеет неустойчивую психику, такие меры особенно полезны. При появлении первых симптомов, родитель должен незамедлительно обратиться к логопедам и неврологам.

Домашняя профилактика

Эта является основной частью профилактики логоневрозов, а также ряда психических расстройств. Главным требованием является отсутствие давления на ребенка, стресса и других негативных проявлений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *