в каком возрасте в норме ребенок должен дифференцировать все звуки
Нормы развития речи ребенка от 0 до 7 лет: памятка родителям
Этапы речевого развития ребенка
Первый год жизни малыша
Словарный запас. К году формируется активный (от 3 до 10 произносимых слов) и пассивный (до 20 понимаемых слов) словарный запас. Малыш может соотнести 2-3 слова с ситуацией: «бобо», «ням-ням».
Звукопроизношение. К 3-4 месяцам ребенок начинает издавать первые осознанные звуки – гуление, гукание. Пока преобладают гласные: а, ы, у, о; но уже есть и согласные: г, к, м, н. Возможно также и сочетание звуков, например «г» и «у»: «гу-у». От 8 до 11 месяцев наблюдается повторение двух открытых слогов: «ма-ма», «ба-ба», да-да». Активно использует звуки: п, б, м, г, к, э, а.
Словарный запас. Словарный запас увеличивается до 40-70 слов к 1.5 годам, по большей части существительных: имена, названия игрушек и знакомых предметов. В 2 года малыш уже использует от 150 до 300 слов.
Грамматика: Ребенок может употреблять слова в разных формах: баба – бабе – бабу.
Младший дошкольный возраст
Словарный запас. В 3 года запас слов от 400 до 800. К 4-м годам активный словарь составляет от 1300 до 2000 слов. В речи появляются не только существительные и глаголы, а также наречия (горячо, чисто), числительные (один, два), местоимения (мой, твой).
Связная речь. Ребенок составляет обоснованные и последовательные предложения из более чем 4-5 слов. Он уже может связно пересказать своими словами простой текст, разучить небольшой стишок.
Старший дошкольный возраст
Словарный запас. К 5 годам активный словарный запас значительно расширяется, достигает 5000 слов. В это время непроизвольная память достигает своего расцвета: один раз услышанное слово иногда сразу входит в активный словарь. Активный словарь ребенка в 7 лет не поддается точному учету.
Грамматика. Грамматический строй речи становится хорошо развитым, ребенок правильно изменяет слова по числам, падежам, может использовать даже сложные нечастотные предлоги (Пример: из-за, из-под), сложные прилагательные (Пример: трехэтажный дом, крыжовенное варенье).
Звукопроизношение. В 5 – 5.5 лет все звуки произносятся верно, исчезает смягчение согласных, правильно произносятся шипящие и сонорные звуки. В норме, дети старшего дошкольного возраста: 6-7 лет, должны четко произносить все звуки в составе слов и предложений.
Связная речь. На вопросы ребенок уже отвечает развернутыми фразами: сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, может пересказать сказку, придумать рассказ по картинке, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме.
Признаки задержки речевого развития
К тревожным факторам речевого развития, на которые родители должны обратить внимание, относятся:
Если у вас возникли какие-либо сомнения по поводу речевого развития своего ребенка, то занятия с логопедом или логопедом-дефектологом необходимо начинать, как можно раньше, так как своевременная коррекция служит страховкой от проблем в будущем.
Возраст от 2-х до 3-х лет считается критическим в плане речевого развития и именно в это время рекомендуется прийти на первый визит к логопеду для проверки все ли хорошо с речью. У детей до 2 лет проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью. При наличии слов определяется:
Специалист проведет диагностическое обследование речи ребенка и определит соответствует ли речь ребенка его возрасту.
Если после 5 лет ребенок произносит слова неправильно, то это не укладывается в нормативы: требуется консультация логопеда. Занятия в этом возрасте направлены на:
Неисправленное неправильное звукопроизношение может остаться на всю жизнь.
Представляем вашему вниманию несколько реальных историй из логопедической практики.
В 6 лет мама привела Никиту к логопеду. У мальчика были нарушены свистящие – «с», «ц», «з» и сонорные звуки – «л», «ль», «р», «рь», не были автоматизированы шипящие – «ч», «щ». За месяц были уточнены и частично автоматизированы шипящие. Работа над свистящими звуками, в целом, заняла два месяца. Затем занятия продолжились над звуками «л», «ль». Следующие три месяца шла автоматизация звуков «р», «рь». Никита посещал занятия 2 раза в неделю, а также занимался с мамой дома. За год удалось произвести коррекцию всех звуков. В школу ребенок пошел с чистой речью.
За два месяца до школы Елена Антоновна с дочерью Ирой обратились к логопеду, чтобы поставить звуки «р», «рь». Звуки были поставлены, но автоматизация не была завершена, так как они уехали к морю на отдых, а после прекратили занятия. К другому специалисту они также не обращались, просто оставили всё, как есть. В результате, у ребенка так и осталось горловое искажение звуков.
Анна Ивановна привела свою дочку Дарину в 3 года на обследование к логопеду, обеспокоенная тем, что девочка мало разговаривает. Специалист отметил, что Дарина действительно старается общаться больше с помощью жестов, чем словами. У девочки был бедный активный словарь, хотя пассивный был в норме: то есть Дарина понимала всё, но не говорила. За полгода интенсивных занятий с логопедом (3 урока в неделю) и выполнения упражнений дома, активный словарь увеличился и стал соответствовать норме.
Гордей в 5 лет пришел к логопеду с нарушением всех групп звуков. Педагог отработал с мальчиком полгода. Занятия посещались нерегулярно, Гордей часто болел, а после совсем перестал ходить на уроки. За это время удалось только поставить шипящие звуки, но не автоматизировать их. В настоящее время ребенок продолжает посещать детский сад, старшую группу с теми же нарушениями, что были у него год назад.
Наша группа ВКонтакте
Наша группа в Facebook
Fidem в Instagram
Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда
В каком возрасте в норме ребенок должен дифференцировать все звуки
Возрастные нормы звукопроизношения
Формирование звукопроизношения у детей происходит постепенно. Ребенок усваивает сначала те звуки, которые легки для произношения, а более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее. В первые месяцы младенец произносит звуки непроизвольно. Звуки, произносимые ребенком в этот период, нечетки, порою, они даже отсутствуют в его родном языке, а некоторые из них невозможно воспроизвести. Дети разных национальностей в этот период произносят одинаковые звуки независимо от того, какой язык они в дальнейшем усвоят. Однако потом малыш начинает произносить лишь те звуки родного языка, на котором говорят окружающие его люди.
В настоящее время, по данным научных исследований, около 40% детей в России имеют проблемы со звукопроизношением (продолжают неверно произносить звуки родного языка к 5-6 годам, когда речь должна быть сформирована). И с каждым годом количество таких детей стремительно растет. Нарушение звукопроизношения отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками, а также препятствует овладению письменной речью (письмом и чтением).
Правильное произношение звуков чрезвычайно важно. И чаще всего родители это понимают. Но не всегда могут объективно оценить, когда пропуски и замены звуков в речи их малыша являются возрастной нормой, а когда нужно срочно предпринимать меры по исправлению ситуации. В результате часто случаются перегибы то в одну, то в другую сторону: либо двух-трехлетнего малыша настойчиво учат «рррычать», либо упорно не замечают «каши во рту» пяти-шестилетнего ребенка и считают, что он сам «выговорится». Чтоб таких крайностей не случалось, сегодня мы рассмотрим нормы появления звуков речи.
Возраст
Этапы развития речи
Развитие речи ребенка начинается с 1,5 месяцев. В начале появляется гуление: гласные звуки «аа», «оо», «ау».
Гуление усложняется с включением согласных звуков – «гу» или «бу», «хо».
Начинает издавать звуки, подобные звуку [ф], [с], [в].
Протяжное произнесение звуков: «аль-ле-е», «лы-алы». Ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. Это период лепета, ребенок подражания произносит отдельные слоги: ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д. Развивается понимание речи окружающих.
Ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков. Из гласных чаще других производится звук [а], из согласных в основном звуки [п], [б], [м], [к], [т] и некоторые другие. Однако эти звуки еще недостаточно устойчивы и произносятся лишь в небольших звукосочетаниях.
Малыши начинают различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия.
Ребенок произносит отдельные слова, состоящие из однозначных парных слогов: «мама», «баба». К концу года появляются целые слова типа мама, папа, дядя. Ребенок четко произносит гласные: [а], [о], [у], согласные: [м], [б], [к], [г]. К году в его словаре будет уже 10—15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би», «ав-ав», «пи-пи» и т. п.
Дети начинают четко произносить такие гласные звуки, как [а], [у], [и], [о], но звуки [ы], [э] заменяют звуком [и]; большинство согласных малыши еще или совсем не произносят, или произносят неверно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками. Ряд твердых согласных заменяют мягкими. В основном это относится к переднеязычным звукам [г], [д], [с], [з] («дяй» вместо дай, «сянки» вместо санки). Отсутствуют также шипящие звуки, звуки [л], [р’], [р].
В речи крохи должны появиться предложения: «Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут», «Хочу пить чай!». Можно отметить появление в активной речи ребенка первых прилагательных: «хороший», «плохой», «большой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси», «пахой», «басёй», «маикий», «касий».
К двум годам ребенок должен освоить и четко произносить гласные звуки: [а], [у], [о], [и] и самые ранние по времени появления согласные: [к], [к’], [г], [г’], [м], [м’], [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’].
К трем годам ребенок осваивает звуки [в], [в’], [ф], [ф’], [ы], [э], [х], [х’], [с’], [з’], [л’].
До трех лет возрастной нормой считается смягчение согласных звуков («сяпка» вместо «шапка», «дём» вместо «дом» и т.д.). Все остальные звуки малыш в этом возрасте, как правило, не произносит совсем (пропускает) или заменяет на более простые (вместо «мишка» ребенок может произносить «мика», «миска», «миська»).
Легко запоминает и рассказывает небольшие стишки. У детей оказывается сформированными основные грамматические категории. Словарный запас достигает 1000-1200 слов.
В период с 3 до 4 лет постепенно исчезает смягчение твердых согласных звуков (в норме в этот период ребенок перестает говорить «дём» и произносит четко – «дом»). Малыш осваивает йотированные звуки (например, в словах «юбка», «юг», «ямка»). Но по-прежнему отмечается нарушение произношения звуков [с], [з], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’]. Эти звуки заменяются более простыми (например, [с] на [т], [т’] или [с’]; [р] на [j] (читается как й), [л’] или опускается и т.п.).
К четырем годам большинство детей правильно произносит свистящие звуки: [с], [с’], [з], [з’] и хорошо различает их в свободной речи.
После 4 лет ребенок правильно произносит в речи и дифференцирует (различает) между собой уже все свистящие звуки без исключения ([с], [с’], [з], [з’] и [ц]). В этом возрасте еще возможно нарушение произношения звуков [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’]. Ребенок в норме легко определяет и называет ударный гласный в начале слов: (например, в словах «утка», «аист», «облако»); может определить и назвать очередность звуков в слияниях: «ау», «уа», «иа».
В возрасте 5-6 лет, как правило, шипящие звуки ([ш], [ж], [щ], [ч]) произносятся ребенком верно, а также они различаются (дифференцируются) им в свободной речи. Уходит смягчение звуков [щ], [ч]. Многие дети осваивают звук [л]. И лишь звуки [р] и [р’] либо заменяются на [л], [л’], [j], либо опускаются (это считается физиологической нормой). Ребенок в этом возрасте легко определяет начальный и конечный звуки в словах, может определить количество звуков в трех-пятизвучном слове, может подобрать слово на заданный звук.
К шести годам ребенок правильно произносит и дифференцирует в речи все звуки родного языка. Он может определить место любого звука в слове, определить количество звуков в слове, подобрать слово на заданный звук.
Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказывания. Ребенок овладевает письменной речью и постигнет все богатство родного языка в целом.
На развитие речи ребенка влияют основных три фактора:
* Развитие мелкой моторики руки;
* Развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения);
* Общение. Общайтесь с ребенком каждую свободную минуту, читайте как можно больше художественной литературы.
Андреевских М. В., учитель логопед
Нормы речевого развития у детей
Родителей часто волнует вопрос: вовремя ли начал говорить малыш и правильно ли развивается его речь? И я всегда рада, что родители этим интересуются! Речь — важнейшая составляющая нервно-психического развития ребенка и неразрывно связана с другими психическими процессами (память, внимание, воображение и особенно мышление).
Давайте посмотрим, как должна развиваться речь в норме.
2-3 мес – время активного гуления. Ребенок издает отдельные звуки и прислушивается к ним (а-а-а, о-о-о, м-м-м)
5-8 мес – 1 год – вокализация, согласные П, Б, М, Г, К и их мягкие варианты. Дети пытаются подражать артикуляции взрослых. Многократное повторение отдельных звуков или слогов закрепляет двигательный навык. Начиная с 6 мес. малыш активно путем подражания произносит отдельные слоги (па-па-па, тя-тя-тя, ма-ма-ма и т.п.). Ребенок способен повторить за взрослым разнообразные сочетания звуков.
Ребенок связывает определенные звукосочетания с предметами (мяу-мяу – кошка, гав-гав – собака, тик-так – часы и т.п.). В это время необходимо создать наиболее благоприятные условия для развития речи. Малыш активно использует жестовую речь.
1 год 8 мес – 2 года – согласные Х, Й. В речи ребёнка появляются глаголы. Растёт активный словарь (60-80 слов), малыш использует до 3, 4 слов во фразе.
2 – 3 года – согласные С, З, Ц. Могут появиться звуки Ч, Щ, Ш, Ж. Лексический запас – около 500 слов (которыми ребёнок пользуется в речи). Ребёнок использует в речи распространённые, сложные предложения. К 3 годам ребёнком усвоен в общих чертах грамматический строй языка. Усваиваются служебные слова.
3 – 4 года – согласные звуки могут произносится смягчённо. К 4 годам могут появиться звуки Л, Р. Лексический запас 800-1000 слов. Развивается сложноподчинённые и сложносочинённые предложения. Усваиваются категория рода, морфологическая система речи. Это возраст словотворчества (ребёнок придумывает свои слова путём словообразований).
4 – 5 лет – согласные С, З, Ш, Ж дифференцированы. Произнесение отдельных согласных звуков у некоторых детей может быть ещё не сформирована. 1800-2000 слов в активной речи. Речь ребёнка связная, последовательная, состоит из сложных и распространённых фраз. Усваиваются все частные грамматические формы, использование правильного чередования, ударения.
5 лет – 5 лет 6 мес – звуковая сторона речи усвоена полностью. Лексический запас до 2500-3000 слов. Иногда возникают затруднения в построении придаточных предложений с союзными словами.
6 – 7 лет – слоговая структура слов не нарушается (ребёнок без труда может произнести сложные слова со стечениями согласных), связная речь развита. Ребёнок окончательно овладевает всеми типами склонения, согласования числительных с существительными в косвенных падежах, не делает ошибок в использовании притяжательных прилагательных.
Перед поступлением в школу у ребёнка должно быть сформировано правильное звукопроизношение. Ребёнок свободно использует сложные фразы, на вопросы отвечает развёрнуто, без труда описывает сюжетные картинки, составляет рассказ по серии сюжетных картинок.
Если речь вашего ребёнка не соответствует выше приведённым нормам, обращайтесь за консультацией к логопеду. Очень важно вовремя провести диагностику и получить логопедическую помощь.
Как малыши осваивают звуки речи?
Ни для кого не секрет, что речь ребенка дошкольного возраста только формируется, поэтому сильно отличается от речи взрослого человека. Интуитивно мы понимаем, что звуки, используемые в русском языке, отличаются по сложности их произнесения, а значит и появляются они у детей в разном возрасте. Детский Монтессори центр «Созвездие» собрал основные факты о развитии звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Почему звуки появляются в разном возрасте?
Развитие речи ребенка требует активного включения огромного количество различных процессов: развитие слуха и зрения, памяти, мышления, внимания, тренировка мышц языка и губ. Попробуйте произнести звуки [а] и [р] и сравните насколько больше контроля и умений требует второй звук, в то время как первый произносится без сложных движений языком и губами. Не удивительно, что звук [р] может появиться у ребенка через несколько лет после появления речи, ведь требуется много практики для того, чтобы малыш понял, как произносится и используется такая непростая единица речи.
К сожалению, для постановки сложных звуков некоторым детям может потребоваться и помощь специалиста: особенности анатомии, нечеткая речь самих родителей и другие особенности окружения и развития ребенка могут приводить к тому, что детям нужна особая программа упражнений и контроль со стороны логопеда и врачей.
Встаёт вопрос, как распознать, требуется ли ребенку логопед для коррекции звукопроизношения или нужно просто больше читать и учить стихи? Для этого родителям нужно понять и проанализировать четыре вещи:
Общие этапы развития звукопроизношения у детей. Например, звук [c] скорее всего не появится до звука [т], детям до трёх лет простительно смягчать согласные, а звук [р] может сформироваться только к пяти-шести годам.
Окружающая обстановка. Малыш в обучении берет за основу речь окружающих людей, поэтому если папа «проглатывает» окончания слов, мама сюсюкается, бабушка картавит, а дедушка шепелявит, у ребенка есть все шансы собрать полный букет нарушений звукопроизношения. Также следует помнить, что малыши, рождённые в билингвальных семьях, склонны смешивать звуки разных языков.
Здоровье и особенности анатомии ребенка. Родовые травмы, нарушения слуха, неправильный прикус, необычное строение нёба, а также общая подверженность болезням могут стать серьёзным препятствием на пути освоения речи и зачастую не преодолимы без поддержки специалистов.
Особенности воспитания. Малыши, речи которых родители не уделяют достаточного внимания, могут привыкнуть неправильно произносить звуки, а вот те дети, которые получают слишком много замечаний склонны просто пропускать сложные звуки, стараясь лишний раз не нарваться на критику.
Если в одной или нескольких категориях у ребенка наблюдаются сложности (например, малыш сильно отстаёт от возрастных норм или окружён взрослыми с дефектами речи), стоит проконсультироваться у специалистов и получить рекомендации по развитию речи и звукопроизношения малыша.
Помните, любые нарушения развития корректируются легче и быстрее, если работа началась сразу после их появления, поэтому не стоит затягивать визит к детскому логопеду, психологу или врачу, если вас что-то беспокоит в развитии малыша.
Календарь развития звукопроизношения от рождения и до школьного возраста
От рождения до трёх лет: самые простые звуки
Уже в первые месяцы жизни малыш начинает гулить, то есть произносить отдельные звуки без конкретной привязки к предметам и ситуациям. Так, самыми первыми звуками становятся гласные [a], [у], [о], [и], которые затем начинают перемешиваться с простейшими согласными, и мы получаем всем известные [агу], [аги], [ага], [уга] и подобные им предшественники слов.
Примерно в полгода гуление сменяется детским лепетом. Появление лепета родители очень ждут, ведь он является прекрасным индикатором интеллектуального благополучия младенца и отсутствия у него проблем со слухом. Именно детским лепетом называется произнесение цепочек слогов: [мамамама], [папапапа], [бабабаба], [бубубу]. Этот период длится примерно до года, появляются первые простые слова и «заменители» сложных слов: баба, мама, ам-ам (кушать), ав-ав (собака) и т.д.
В течение года (с года до двух лет) малыш уже неплохо изъясняется простыми словами и даже делает небольшие фразы, пытаясь не только назвать предмет, но и описать действия или состояния. Эта практика позволяет малышу научиться чётко произносит гласные звуки и самые простые согласные [к], [п], [б], [т], [д], [г], [м], [н].
С двух до трёх лет малыши уже переходят на изъяснения с помощью простых предложений и усваивают простейшие грамматические правила. В их речи появляются чистые звуки [в], [ф], [ы], [э], [х], [с], [з], [л].
Помните, что до трёх лет совершенно нормальным явлением становится:
Смягчение согласных (дёмик, а не домик),
Пропускание или замена сложных согласных (лоська или лока вместо ложки).
Ни в коем случае не подражайте таким милым особенностям речи малышей и никогда не сюсюкайтесь с детьми. Этим вы закрепите неправильное произношение звуков, которое впоследствии будет сложно исправить без участия логопеда.
С трёх до пяти: речь звучит взрослее
После трёх лет смягчение звуков, которое звучит как сюсюкание, постепенно уходит. Малыш начинает различать использование твёрдых и мягких звуков: дом, лёд, кот, мёд. Также перестают вызывать трудности слова, начинающиеся на йотированные гласные (юла, ёлка, ягода). Активное освоение ждёт звуки [с], [з], [ц]: они сначала опускаются и сменяются на более простые, но ближе к четырём годам эти звуки в мягкой и твёрдой версии произносятся ребенком чисто и в нужные моменты.
Сложнее дела обстоят со звуками [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’]. Им малыши тоже находят замены или вовсе пропускают (лосадь, зук, клють, каова, уитка). Именно эти звуки осваиваются самыми последними.
С пяти до шести: освоение всех звуков
Первыми сдаются шипящие звуки: [ш], [ж], [щ], [ч]. Дети постепенно перестают искать им замены и начинают безошибочно определять эти звуки и использовать в собственной речи. Следующим осваивается звук [л] и его мягкий аналог. Самым же сложным для освоения становится звук [р], который может появиться только к шести годам, а до этого заменяться или вовсе пропускаться даже в начале слова, создавая знаменитую ыбу, зебыу, жилафа и других несуществующих животных.
Так, ещё до школы, в возрасте 6-6,5 лет, в норме малыши осваивают все звуки русского языка, различают их и правильно используют их в собственной речи.
Помните, что в отличие от замен и пропусков, искаженные аналоги звуков, не существующие в русском языке (например, «французcкий» грассирующий [р] или подобие английского носового [н]) требуют незамедлительной коррекции. Подобные замены невероятно прочно укрепляются в речи детей и никогда не проходит без коррекционных упражнений. В таких случаях мы настоятельно рекомендуем вам обращаться к детским логопедам.
Рекомендации по развитию правильной речи ребенка
Мы уже упоминали, что развитие произношения ребенка и его речи в целом зависит от его физического состояния и обстановки, в которой он развивается, поэтому ваши действия в отношении малыша напрямую влияют на развитие его речи. Какие же моменты следует учитывать?
Внимательно относитесь к здоровью ребенка
Бережно относитесь к здоровью малыша, следите за его физической активностью, ведите дневник наблюдений за ребенком и вносите в него все изменения: стал чаще плакать, меньше ел, спал дольше обычного, начал улыбаться родителям и т.д. Своими наблюдениями регулярно делитесь с педиатром и старайтесь выполнять его рекомендации. Помните, что частые болезни и неврологические нарушения могут влиять на развитие речи малыша.
Следите за окружением малыша
Не позволяйте домашним коверкать свою речь при общении с ребенком, фраза «Хто тут такой профнулся и фмотрит на фолныфко?» не принесёт пользы ни эмоциональному, ни речевому развитию ребенка. Также внимательно следите за речью специалистов, которые работают с малышом: не сомневайтесь, что буквально через месяц малыш прекрасно освоит все особенности речи своей няни. Если же нарушения звукопроизношения присутствуют у близких, то стоит обратиться к логопеду и получить рекомендации, как не дать ребенку приобрести схожие нарушения.
Разговаривайте с ребенком
Разговаривать с ребенком, чётко произнося и не искажая слова, нужно с самого рождения. Приучите себя как можно больше проговаривать то, что происходит вокруг пока вы находитесь с малышом: «Мимо едет машина. Машина красная большая, а вот там стоит жёлтая маленькая. Мы идём на остановку и поедем на автобусе. Ваня любит ездить на автобусе?». Когда малыш просит что-то обязательно проговорите с ним, что за предмет он хотел: «Ты хочешь яблоко? Смотри какое яблоко. Вкусное яблоко. Сейчас мама порежет Ване яблоко». Когда вы называете предметы, используете в речи глаголы и прилагательные, речь (а также память, внимание и мышление) ребенка обогащается.
Посещайте интересные места
Уделяйте время развитию мелкой моторики
Уж так устроен мозг человека, что речь не развивается без развития мелких движений рук: лепка, рисование, аппликации, перебор круп и фасовка мелких предметов лишь малая часть занятий, в которых задействована мелкая моторика. Старайтесь регулярно включать подобные занятия в распорядок дня малыша.
Используйте специальные игры для развития речи
Чистоговорки (повторяющиеся слоги, рифмующиеся с последующим предложением, например, «Мар-мар-мар, на носу комар!»), скороговорки и игры для развития фонематического слуха можно использовать дома и на прогулке, в очередь к педиатру и в электричке на дачу. Повторяйте слоги с разными интонациями и голосами разных персонажей, просите ребенка сделать что-то (хлопнуть, топнуть, чихнуть), когда он слышит определённый звук в произносимых вами словах, предложите ему найти вокруг предмет, обозначающийся словом с нужным звуком или слогом.
Развитие правильного звукопроизношения не требует особенных и продолжительных занятий: достаточно регулярно общаться с малышом, внимательно относиться к его здоровью и наполнять его жизнь интересными событиями. В любом распорядке дня можно также найти и 5-10 минут для игр на развитие речи и фонематического слуха.
Выводы
Малыши осваивают звуки родного языка на протяжении всего дошкольного возраста. Вместе с первыми словами произносятся самые простые звуки, а со временем, когда артикуляционный аппарат уже достаточно развит, ребенок начинает произносить сложные согласные, например, [р] или [ж]. Целиком процесс освоения звуков, начиная от младенческого гуления и заканчивая полностью поставленным произношением, может занимать 5-6,5 лет. Организованная среда и родительское внимание способствуют развитию правильной речи ребенка, а регулярные консультации у логопеда и педиатра позволят не допустить нарушений речи у малыша.
Заключение
Речь – это уникальное и невероятно сложное изобретение человечества, благодаря которому появилась наша цивилизация. Неудивительно, что освоение речи занимает у детей не один год и сопряжено с огромным количеством возможных нарушений. К счастью, учёные и педагоги уже многое знают о развитии речи детей, поэтому в большинстве случаев способны эффективно предотвратить нарушение речевого развития.
Обширный опыт отечественных логопедов и психологов и их зарубежных коллег активно используют в своей работе специалисты сети детских Монтессори центров «Созвездие». У нас можно обратиться за консультацией и пройти полную логопедическую диагностику, посещать коррекционные занятия с логопедом или записаться на развивающие занятия по логоритмике для дошкольников.
Запишитесь на консультацию логопеда в Монтессори центре «Созвездие» и будьте уверены, что ваш малыш будет говорить чисто и грамотно!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия