в каком возрасте у щенка проявляется характер
Возрастные периоды развития
Каждый возрастной период развития собаки имеет большое значение в ее жизни. Ваша задача — учитывать особенности каждого периода, чтобы не ошибиться при воспитании, обучении и содержании питомца.
В период жизни собаки в возрасте до 1 года происходит масса изменений: она растет, физически развивается, формирует определенные черты индивидуального поведения, привычки, наклонности. Главное для вас не упустить все особенности возрастных периодов роста и развития, успеть эффективно использовать все возможности для воспитания и формирования характера собаки.
По достижении собакой возраста 1–1,5 года с ней необходимо работать, работать и еще раз работать, чтобы ваша дальнейшая совместная жизнь сложилась счастливо. Начинающий собаковод должен особенно внимательно изучить содержание этой главы, чтобы избежать ошибок, часто в дальнейшем неисправимых. Условно разделим жизнь собаки с момента рождения и до старости на восемь периодов. Длительность каждого из них зависит от индивидуальных особенностей животного, условий содержания, выращивания, воспитания и начального обучения.
Щенок
1 период (от рождения до 3 недель)
Процессы жизнедеятельности организма собаки в этот период осуществляются с помощью безусловных (определенных природой) рефлексов. Щенки глухи и слепы, не могут самостоятельно жить без постоянной заботы матери, но способны находить соски и сосать молоко, ползать, ощущать изменения температуры воздуха, реагировать на внешние прикосновения, активно набирают вес, большую часть суток спят. К 16–18 дню малыши начинают понемногу воспринимать окружающий мир, появляются слух, зрение, первые условные рефлексы, накапливается определенный жизненный опыт. К 19–21 дню собака способна стоять, немного ходить, потом бегать, реагировать на свет и звук. Начинается социализация и первичное обучение жизни в постоянно меняющейся внешней среде. Щенок закрепляет в своем сознании образы других собак (своего вида) и человека-партнера. В первый период социализации у щенков формируется понятие «мы», они стараются все исследовать, много играют, быстро устают, но так же быстро восстанавливаются.
2 период (от 3 недель до 1 месяца)
Жизненные процессы у щенков контролируются безусловными и первичными условными рефлексами (на вид и запах пищи, оборонительными). Продолжается первичная социализация, малыши активно набирают вес. При изменении обстановки щенки сразу настораживаются, но скорость ответных реакций у них невысока. Постепенно малыши начинают удаляться от матери и знакомиться с окружающей обстановкой, продолжают накапливать жизненный опыт и играть. У них формируются различные поведенческие реакции.
3 период (от 1 до 4 месяцев)
К этому времени щенки уже готовы к самостоятельной жизни и передаче владельцам, которые берут на себя всю ответственность по уходу за ними, воспитанию и обучению. Приблизительно с 1,5-месячного возраста начинается второй период социализации (может пересекаться с первым периодом), заканчивающийся в возрасте около 5 месяцев. Идет формирование индивидуальных качеств, щенки приобретают собственное «я». Исследовательская активность, самостоятельность и игровое поведение резко возрастают.
Если щенок взят владельцем в возрасте 1 месяца, ему необходимо обеспечить определенное общение с ровесниками (сделать это сложно, но нужно). Отсутствие в этом возрасте игр со сверстниками в дальнейшем отрицательно скажется на развитии собаки. Игры с вами полностью не смогут дать щенку те физические и эмоциональные нагрузки, которые он может получить при прямом контакте с другими собаками. Сейчас щенок готов к активному дружелюбному общению с любым человеком. Понятие «чужой» отсутствует. Именно в этот период собаки особенно подвержены социальному ограничению из-за обязательных ветеринарных требований по вакцинации, во время которого нельзя выходить из квартиры в среднем до 4 месяцев.
И вот, наконец, щенка выводят на улицу. В условиях карантина он был лишен основных потребностей — в информации о других собаках и общении с ними. Поэтому в его неокрепшей психике наступает определенный дискомфорт. Именно во втором периоде социализации он должен научиться понимать поведение других собак, запомнить множество поз, разнообразную мимику и понять, что они означают. А что происходит на самом деле? Второй период социализации заканчивается, а щенок всеми премудростями не овладел, в дальнейшем это осваивать очень тяжело, а некоторым собакам вообще не по силам. Поэтому при первом выходе «в свет» щенок может испытывать сильную неуверенность, страх, нежелание общаться с другими собаками.
Весь его жизненный опыт состоит только из знания собственной квартиры и ее обитателей. Этот период развития наиболее благоприятен для воспитания и начального обучения. Положительные навыки и условные рефлексы вырабатываются быстро и легко. Нервная система активно реагирует на благоприятные и неблагоприятные воздействия внешней среды. Общий уровень физической и эмоциональной активности достаточно высок, поэтому в деятельности щенка преобладает ориентировочно-исследовательское поведение. Щенки по поведению начинают понемногу отличаться друг от друга. Они ласковы и активно идут на контакт, чрезвычайно любопытны. Ограничение естественной подвижности и любознательности щенка крайне нежелательно. С 1,5–2 месяцев начинайте приучение щенка к его кличке, чистоплотности, выполнению команд «Ко мне!», «Место!», играм с предметами, знакомьте на прогулках с окружающей средой. Щенок часто возбуждается, но быстро успокоиться пока еще не может. Поэтому во избежание различных нервных расстройств, осваивайте выполнение команд «Сидеть!», «Лежать!», «Нельзя!» в конце периода, когда щенок уже может проявлять элементарные тормозные реакции.
Для накопления опыта, ознакомления с окружающей средой и правильного физического развития совершайте регулярные прогулки, постепенно увеличивающиеся по времени, расстоянию и сложности окружающей обстановки.
В возрасте от 1 до 3 месяцев на действие болевых (отрицательных) раздражителей проявляется пассивно-оборонительная реакция, на действие пищевых (положительных) — ориентировочно-исследовательская. Поэтому начальное обучение постоянно сопровождайте пищевым подкреплением (лакомством), а болевые воздействия полностью исключайте.
От 2 до 3 месяцев продолжайте приучение щенка к чистоплотности, обучайте выполнению команд «Место!», «Ко мне!». Начинайте учить команды «Сидеть!», «Лежать!», «Нельзя!», приучайте к шлейке и поводку, продолжайте активные прогулки и интенсивные физические упражнения.
От 3 до 4 месяцев продолжайте обучение командам «Место!», «Ко мне!», «Сидеть!», «Лежать!», «Нельзя!», увеличивайте протяженность и изменяйте условия прогулок, осваивайте новые игры, постепенно увеличивайте физические нагрузки. Начинайте обучение движению рядом с вами на поводке по команде «Рядом!», выполнению команд «Гуляй!», «Покажи зубы!», «Апорт!», ношению ошейника, преодолению различных невысоких препятствий.
4 период (от 4 до 6 месяцев)
Щенок постепенно становится все более самостоятельным, продолжается формирование его индивидуального поведения. Малыш непоседлив и активен, иногда стремится убежать от вас (природная особенность развития организма). Большинство владельцев не знают об этой особенности и наказывают собаку, тем самым нарушая контакт с ней и создавая себе проблемы в будущем. В таких ситуациях обязательно воспользуйтесь помощью специалиста!
От 4 до 5 месяцев продолжайте приучать щенка к поводку и ошейнику, отрабатывайте прекращение нежелательных действий по команде «Нельзя!», подход по команде «Ко мне!» и жесту, апортировку по команде «Апорт!», посадку по команде «Сидеть!», укладку по команде «Лежать!», стойку по команде «Стоять!», показ зубов по команде «Покажи зубы!». Начинайте обучение команде «Рядом!» на поводке с изменением темпа и направления движения, команде «Гуляй!» голосом и жестом, прыжкам через различные препятствия высотой 25–30 см, через канаву глубиной 25–30 см и шириной 30 см по команде «Вперед!». От 5 до 6 месяцев продолжайте отработку ранее усвоенных навыков. Начинайте обучение выдержке в положениях сидя, лежа и стоя, преодолению препятствий высотой 35–40 см и канав такой же ширины по команде «Вперед!», выполнению посадки, укладки и стойки в комплексе по командам и жестам.
5 период (6 месяцев — 1 год)
Продолжается окончательное формирование индивидуальных особенностей поведения щенка и начинается его половое созревание. Поведение молодой собаки начинает соответствовать ее полу. Щенок взрослеет, начинает разделять всех окружающих по принципу «свой — чужой». Наступает завершающий этап социализации. Ваш питомец знакомится с разными по поведению собаками, учится оценивать уровень потенциальной опасности и соответственно выбирать свою линию поведения. В возрасте от 6 до 8 месяцев вводите в процесс подготовки постепенное усложнение отработки усвоенных навыков. В это время не предъявляйте собаке непосильные для ее возраста требования (должна соблюдаться особая четкость при выполнении команд, длительная выдержка).
Молодая собака
6 период (от 1 до 3 лет)
В это время вполне вероятны попытки собаки навязать вам свою линию поведения (занять доминирующее положение). Возможны также неадекватные поступки (неожиданная агрессия к людям и животным). Ваша задача — сохранить настойчивость, терпение, твердость и самообладание во взаимоотношениях, не забывая при этом о сохранении адекватных отношений с питомцем, используя при этом добрые, ласковые, но одновременно уверенные интонации. Стать для собаки лидером — дело сложное и кропотливое, занятия по обучению и воспитанию в этот период вы должны проводить постоянно. Собака окончательно формируется в половом плане, завершаются процессы психического и физического развития.
Взрослая собака
7 период (от 3 до 7–8 лет)
В это время происходит окончательное формирование характера собаки, раскрываются все ее потенциальные возможности.
Старая собака
8 период (от 7–8 до 10–12 лет)
В этом возрасте начинают происходить изменения в поведении собаки. Она теряет энергичность, становится неспособной к быстрому выполнению некоторых команд, иногда не желает надолго оставаться одна, страдает от нарушения сна. В одиночестве может долго выть или лаять, не соблюдает чистоплотность (воспалительные заболевания кишечника, мочевого пузыря и т. д.). Возможны ухудшения зрения и слуха. Некоторые собаки могут нервно реагировать на различные шумы. Вы должны быть готовы к этим изменениям, естественно их воспринимать и запастись пониманием и терпением. Необходим постоянный контакт с ветеринаром.
Определение характера щенка
Определение характера щенка
При выборе щенка следует внимательно отнестись к определению типа его характера. Ведь, несмотря на закрепленные в породе типичные признаки, каждая собака является личностью. Хозяину придется жить вместе со своим питомцем долгие годы, и если у него окажется не слишком хороший характер, который будет проявляться в дурных привычках и непредсказуемом поведении, то в конце концов это может привести к разочарованию не только в своей собаке, но и в породе в целом.
Существуют специальные тесты для щенков, которые могут повысить вероятность гармоничных отношений с питомцем. Ниже приводится один из таких тестов, признанный наиболее удачным для основных рабочих пород. Эта система отрабатывалась в течение нескольких лет на большом количестве собак. Она дает возможность с достаточной степенью точности определить характер щенка и его пригодность к определенному виду дрессировки.
Чтобы наладить общение со щенком, с ним можно провести специальные тесты
Тестирование нужно проводить не раньше, чем щенку исполнится 1,5 мес, но не позднее 2 мес.
Первое испытание проводится на социальное притяжение. Для этого щенка опускают на пол, отходят от него, приседают и молча хлопают в ладоши.
Щенок может отреагировать следующим образом:
А – подбегает сразу с поднятым хвостом, начинает прыгать и пытается играть, покусывая за руки;
Б – подбегает с поднятым хвостом и начинает царапать лапами;
В – подбегает сразу, но с опущенным хвостом;
Г – подбегает после некоторых сомнений и колебаний с растерянным и смущенным видом;
Д – совсем не подбегает.
Для получения верных результатов необходимо тихое пустое помещение, в котором щенок ни разу не был и где нет ничего, что могло бы отвлечь его внимание. Подбадривать испытуемого малыша нельзя ни ласками, ни разговорами.
Второе испытание проводится на способность следовать за человеком.
Для этого следует постоять немного рядом со щенком, потом спокойным шагом начать от него удаляться.
А – сразу же бежит следом с поднятым хвостом, веселится и пытается хватать за ноги;
Б – сразу бежит рядом, хвост поднят;
В – сразу бежит следом, но робко и с опущенным хвостом;
Г – несмело идет следом, хвост опущен, а сам щенок растерян;
Д – не идет следом, уходит в другую сторону.
Реакция щенка на задание многое говорит о его характере
Третье испытание выявляет степень подчиняемости щенка принуждению, а также его реакцию на физическое или психологическое принуждение. Щенка переворачивают на спину и примерно 25–30 сек удерживают его в этом состоянии.
А – проявляет резкий протест, сразу попытается вывернуться и освободиться;
Б – активно протестует, пытаясь выскользнуть из-под руки;
В – начинает протестовать, но быстро успокаивается;
Г – не протестует, пытается играть и лизать руки;
Д – пугается и лежит неподвижно.
Четвертое испытание показывает реакцию щенка на социальное превосходство. Щенка, находящегося в покое, гладят по спине.
Во время проведения тестирования желательно, чтобы в помещение не входили посторонние люди, иначе щенок будет постоянно отвлекаться.
А – радуется, активно начинает играть, прыгать, лизать руки;
Б – начинает прыгать, бить лапами, лизать руки;
В – поворачивается к вам и лижет руки;
Г – переворачивается на спину и лижет руки;
Д – убегает и не хочет подходить.
Пятое испытание выявляет реакцию на полное доминирование.
Щенка берут обеими руками под живот и держат его на весу примерно 30–40 сек.
Возможная реакция щенка:
А – сразу же начинает активно протестовать, рычит, кусается и пытается вырваться;
Б – усиленно вырывается, но не кусается;
В – после непродолжительного протеста успокаивается и начинает лизать руки;
Г – ведет себя спокойно, лижет руки;
Д – испуган и напряжен.
Проведение теста на выявление реакции на полное доминирование
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ
Характер щенка и прогноз его поведения при воспитании определяются по результатам тестирования при подсчете количества проявленных реакций (А, Б, В, Г, Д), соответствующих определенному типу.
Если щенок показал реакцию более двух А в сочетании с несколькими Б, то он будет стараться главенствовать практически во всех ситуациях, а также может проявлять агрессию в ответ на неприятное обращение с ним со стороны как его сородичей, так и людей.
Собаку, показавшую при тестировании больше двух А, не рекомендуется брать в семьи с маленькими детьми, для ее правильного воспитания требуется опытный дрессировщик, который сможет всегда сохранять спокойствие и не применять физические наказания. Оптимально использовать такую собаку для защитно-охранной работы.
Реакция более двух Б говорит о том, что щенок обладает склонностью к спокойному лидерству, основанному на уверенности в себе. Такие собаки прекрасно поддаются практически любым видам дрессировки и успешно выступают в самых разных соревнованиях. Собака с таким типом характера достаточно послушна и подходит для семей, где есть пожилые люди и маленькие дети. Если результат – более трех В, то собака может приспособиться к любым условиям, у нее очень высокая степень адаптации. С таким характером она походит для семей с любым составом. Единственный ее недостаток – возможные трудности в выработке защитно-охранных навыков.
Этот щенок обладет склонностью к лидерству
При результате более двух Г, особенно при наличии Д, можно утверждать, что щенок обладает склонностью к подчинению, но для спокойного и уверенного существования в семье ему потребуется постоянный контакт с хозяином и частые поощрения. Воспитывать такую собаку нужно лаской, проявляя любовь и чуткость. Животное с подобным характером может быть агрессивным и укусить только в ответ на плохое, жестокое обращение.
В случае, подобном предыдущему, но с Д за четвертое испытание, щенку потребуется специальная дрессировка, так как у него возможны трудности в привыкании к жизни с людьми. Если в результатах также присутствуют А и Б, то собака может нападать из-за боязни наказания. При воспитании за ней необходим постоянный контроль.
В случае наличия В и Г характер щенка будет неуравновешенным, а реакцией на стрессовые ситуации станут растерянность и паника. Такая собака может представлять опасность для детей. Дрессировать ее будет достаточно сложно.
Щенков с неуравновешенным характером лучше не брать в семьи, где есть маленькие дети
Более двух Д в результатах испытаний говорит о том, что щенка лучше не брать, так как воспитывать его будет крайне сложно. Собака с таким характером плохо поддается любому воздействию и может кусаться в стрессовых ситуациях. Справиться с ней может только очень опытный дрессировщик.
В том случае, если в результатах есть и А, и Д, то характер щенка с возрастом станет совершенно непредсказуемым. Его поведение будет более или менее стабильным только в привычной и знакомой обстановке. Брать такого щенка нежелательно.
Помимо описанных типов характера, которые можно отнести к промежуточным, тест может выявить ярко выраженные типы, когда реакция практически на все испытания будет соответствовать одной букве:
Д – непредсказуемый тип, почти не поддающийся воспитанию.
Для полной уверенности в результате тестирование нужно повторить в другой обстановке и только тогда решать, брать ли именно этого щенка.
Желательно проводить тестирование одновременно нескольких щенков, чтобы была возможность выбора и не было разочарований и потери времени. Среди щенков одного помета обязательно найдется такой, который удовлетворит всем требованиям будущего хозяина.
Тестирование рекомендуется проводить сразу с несколькими щенками
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ГЛАВА VII ТЕХНИКА ОТРАБОТКИ НАВЫКОВ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА (практические занятия)
ГЛАВА VII ТЕХНИКА ОТРАБОТКИ НАВЫКОВ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА (практические занятия) Отработка навыков вспомогательного характера направлена на развитие у собаки оборонительного инстинкта, который в ходе занятий проявляется по-разному в зависимости от применяемого
Тренировка по закреплению навыков, приобретенных при общей дрессировке и вспомогательного характера
Тренировка по закреплению навыков, приобретенных при общей дрессировке и вспомогательного характера Систематическая тренировка по закреплению навыков, приобретенных при общей дрессировке, совершенствует у собак дисциплину и общее послушание, укрепляет
Определение характера щенка
Определение характера щенка При выборе щенка следует внимательно отнестись к определению типа его характера. Ведь, несмотря на закрепленные в породе типичные признаки, каждая собака является личностью. Хозяину придется жить вместе со своим питомцем долгие годы, и если у
Определение пола
Определение пола Определение пола у крольчат при рождении и в первые несколько дней жизни — занятие трудное.Как правило, женские особи немного крупнее мужских, а у последних более широкая голова, но эти показатели не всегда оказываются верными.Между тем, различия между
Изменения характера и поведения
Изменения характера и поведения Итак, ваш любимец должен покинуть вас – это неизбежно. Некоторые загодя заводят молодую собаку – это смягчает горечь расставания. Но не всегда старая собака рада появлению щенка. Щенок с его безграничной энергией, неуважением к
Черты характера
Черты характера Прежде чем начать обучать собаку выполнять команды, чрезвычайно полезно сначала изучить основные черты характера собак. Это необходимо, потому что при обучении командам почти всегда приходится немного отклоняться от обычной процедуры, чтобы понять
III.1. Определение
III.1. Определение Обучение (дрессировка) практически ничем не отличается от процессов обучения животных в естественной среде обитания. Единственное различие заключается в том, что в процессе формирования навыков в естественной среде обитания преграды на пути достижения
Особенности характера и поведения
Особенности характера и поведения Одна из самых распространенных ошибок владельцев котят – неправильный подход к их воспитанию, основанный на заведомо ложной оценке психологии животных. Применять к поведению кошек те же критерии, что и по отношению к человеку,
Особенности характера и поведения
Особенности характера и поведения Одна из самых распространенных ошибок владельцев котят – неправильный подход к их воспитанию, основанный на заведомо ложной оценке психологии животных. Применять к поведению кошек те же критерии, что и по отношению к человеку,
Особенности характера и поведения
Особенности характера и поведения Одна из самых распространенных ошибок владельцев сиамских котят – неправильный подход к их воспитанию, основанный на заведомо ложной оценке психологии животных. Применять к поведению кошек те же критерии, что и по отношению к человеку,
Особенности характера и поведения
Особенности характера и поведения Чтобы правильно обучить и воспитать питомца, необходимо получить четкое представление о его психологии, которая не имеет ничего общего с психологией человека прежде всего потому, что основана главным образом на инстинктах. Завоевать
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛА У голубей значительно меньше, чем у других видов домашней птицы, развит половой диморфизм. Обычно самцы несколько крупнее самок, голова у них больше, клюв толще и тупее, восковицы мучнистее и лучше развиты, металлический блеск оперения на шее сильнее
Особенности характера и поведения
Особенности характера и поведения Одна из самых распространенных ошибок владельцев сиамских котят – неправильный подход к их воспитанию, основанный на заведомо ложной оценке психологии животных. Применять к поведению кошек те же критерии, что и по отношению к человеку,
Особенности характера и поведения
Особенности характера и поведения Чтобы правильно обучить и воспитать питомца, необходимо получить четкое представление о его психологии, которая не имеет ничего общего с психологией человека прежде всего потому, что основана главным образом на инстинктах. Завоевать
Определение возраста
Определение возраста При отборе собаки для племенной работы или охоты необходимо знать ее возраст. Если нет данных о происхождении собаки, ее возраст определяют по наружным признакам.Определение возраста по зубам основано на осмотре главным образом резцов и клыков. У
Выбор собаки по ее характеру
От чего зависит характер собаки
Заводчики и опытные владельцы утверждают, что для установления дружеских отношений между хозяином и собакой, их характеры должны быть похожи. Если опираться на эту рекомендацию, то первое, что должен узнать человек, планирующий завести четвероного друга — есть ли связь между породой и характером питомца?
Как влияет порода на характер собаки
Связь между породой и характером питомца есть, более того, породистые собаки тем и привлекательны для домашнего содержания, что их поведение в отношениях с взрослыми людьми, детьми, другими животными хорошо изучено, а значит, предсказуемо. Прогнозировать, как в той или иной ситуации поведёт себя бездомное животное, довольно сложно.
В процессе разведения заводчики развивают не только экстерьерные, но и поведенческие качества. Как правило, для получения потомства не используют собак, которые проявляют жестокость, склонны к агрессии и доминированию над человеком, плохо поддаются дрессировке и социализации. В зависимости от направления селекционной программы те или иные черты характера выражены ярче, например, представители сторожевых пород более уравновешенные и терпеливые, а питомцы-компаньоны привязываются к хозяину буквально с первых дней общения и нуждаются в «обратной связи».
Общим в характере всех породистых собак (за исключением питомцев примитивных пород) является дружелюбие по отношению к человеку. Но новый владелец всегда должен помнить о генетике животного, которая в отдельных ситуациях может дать неожиданные проявления характера.
Генотип и поведение домашнего питомца
Официально зарегистрировано более 400 пород собак. Среди них есть примитивные, которые сформировались без участия человека, и породы, полученные в результате селекции. С точки зрения поведенческих качеств, представители примитивных пород (хаски, самоедская собака, лайка, акита-ину, немецкий и померанский шпиц) отличаются большей независимостью, поэтому для социализации нуждаются в профессиональной дрессировке.
Генотип декоративных пород, собак-компаньонов формировался путём многолетнего отбора родителей. Нередко, в качестве одного из них выступали аборигенные животные — собаки примитивных пород, проживающие на ограниченной территории (в определённом регионе, стране). В результате заводчики получали потомство с определённым характером и набором поведенческих качеств. Питомцев из этих групп рекомендуют брать неопытным собаководам, поскольку они быстро усваивают базовые правила поведения, доверчивы и неагрессивны «от природы».
Может ли воспитание изменить характер домашнего питомца
Кинологи убеждены, что порода и генотип — это, своего рода, теоретическая база для понимания характера будущего питомца. Однако на практике, в конкретных условиях поведение собаки зависит от воспитания. Даже самые миролюбивые и неагрессивные животные, подвергаясь жестокому обращению, не будут подчиняться хозяину. Если же подобный формат общения будет применяться по отношению к питомцам, причисленным к опасным породам, то весьма вероятны и более серьезные последствия, вплоть до нападения на людей.
Опытные собаководы и кинологи могут развить в собаке породные черты характера, как положительные, так и отрицательные, поэтому ответственность за поведение домашнего питомца, его отношение к членам семьи и посторонним людям, целиком лежит на владельце.
Зависимость характера собаки от ее предназначения
Все породистые собаки обладают «комбинацией» способностей, которая и определяет их назначение. Наиболее распространёнными являются 4 группы:
комнатные/декоративные: бишон фризе, мопс, йоркширский терьер, мальтийская болонка, пекинес;
компаньоны/семейные собаки: лабрадор-ретривер, золотистый ретривер, шпицы (немецкий, японский, эскимосский, померанский);
служебные: немецкая овчарка, ротвейлер, алабай, ньюфаундлен, сенбернар, колли, самоедская собака;
охотничьи: бигль, английский сеттер, кокер-спаниель, бладхаунд.
Интересно, что чёткого разделения по назначению не существует, поскольку большинство собак обладают гибким характером и универсальными способностями. Например, комнатный пекинес — прекрасный компаньон, а известный своим дружелюбием лабрадор будет успешно нести службу в качестве спасателя и поводыря.
Темперамент собак
Предназначение домашнего питомца во многом определяется типом темперамента:
сангвиники — живые и подвижные собаки, легко обучаемые, стрессоустойчивые и в целом доброжелательные;
флегматики — спокойные и уравновешенные животные, с высоким интеллектом и способностями к обучению;
меланхолики — психологически неустойчивые питомцы, очень впечатлительные, поэтому тяжело переносят одиночество и грубость;
холерики — активные собаки, всегда ярко выражающие эмоции, в обучении требуется «твёрдая рука», чтобы держать внимание питомца и контролировать поведение.
Сангвиники и холерики склонны к доминированию, поэтому для воспитания собак владельцу надо обладать хорошими навыками дрессировки. Эти питомцы должны с первых дней общения почувствовать авторитет хозяина. В дальнейшем это поможет контролировать поведение животного и быстро научить его базовым командам.
Флегматики и меланхолики обычно не претендуют на роль лидера, но это не говорит о том, что их воспитание можно пустить на самотёк. Собака должна научиться правильно реагировать на различные жизненные ситуации, например: отсутствие хозяина дома или появление в доме чужих людей. Животные из этой группы на фоне психологического стресса могут заболеть.
Таким образом описание характера собаки определённой породы, подразумевает не только её способности, но и тип темперамента, который может как помогать, так и мешать воспитанию. По этой же причине существует условная классификация на те породы, представителей которых можно заводить неопытным собаководам, и те, с социализацией которых справится только человек с навыками профессиональной дрессировки.
Способы определения характера собак
Определить характер питомца однозначно за несколько минут общения практически невозможно. При выборе щенка принято проводить несколько тестов, которые помогают выявить склонность к лидерству, активность, стрессоустойчивость.
Как правило, люди сначала «удалённо» подбирают породу — по внешним данным, описанию характера собаки согласно стандарту, отзывам владельцев, и уже сделав предварительный выбор, отправляются к заводчику.
Нужно помнить о сходстве характеров хозяина и питомца, о котором говорилось в начале статьи. Человеку, ведущему активный образ жизни, лучше подбирать собаку с соответствующими темпераментом и физическими данными. Домоседам, в семьи с маленькими детьми стоит брать четвероного друга со спокойным характером и умеренной активностью.
Понаблюдайте за поведением щенка, когда увидите его впервые. Постарайтесь организовать первое общение на территории заводчика, чтобы иметь возможность оценить качество всех щенков из помёта.
Проверьте реакцию питомца с помощью громкого звука — хлопка в ладоши или «пищащей» игрушки. Нежелательно брать щенка, который испугается резкого звука. Звонкий лай — это не проявление агрессии, а признак смелости или любопытства (в зависимости от породы).
Имитируйте нападение — щенки со здоровой психикой и уравновешенным темпераментом обычно воспринимают такое «упражнение» как игру. Страх, бегство расцениваются как признак слабой стрессоустойчивости.
Оцените поведение питомца в обществе других щенков, при контакте с человеком. Животные с выраженными лидерскими качествами выглядят крупнее своих собратьев, если такого щенка взять на руки, то он будет либо спокойно выжидать, когда его опустят на пол, либо протестовать.
Правильное поведение – спокойствие, доброжелательность, бодрость.
Как определить характер взрослой собаки
Кинологи не рекомендуют брать в дом взрослую собаку из-за того, что в случае плохого воспитания, исправить ничего уже нельзя. Тем не менее, подобные ситуации встречаются очень часто.
Что надо сделать, чтобы общение с питомцем не переросло в противостояние двух противоположных характеров? Как и сo щенками, посмотрите на поведение собаки в различных ситуациях. Если при встрече с незнакомым человеком она проявляет интерес, но остаётся спокойной в ожидании команды, можно говорить о хорошем воспитании. На прогулке такой питомец не пытается вырывать поводок, не встаёт на задние лапы, не реагирует на других животных и людей, выполняет команды. Любая другая реакция должна насторожить, поскольку в возрасте 2-3 лет собаки — независимо от породы и темперамента — должны быть полностью социализированы и вести себя адекватно ситуации.
Если речь идёт о животном из группы опасных пород, то малейшие признаки агрессии и непослушания должны восприниматься как потенциальная угроза жизни. Скорее всего, причиной продажи питомца стало то, что первый владелец не смог научиться контролировать свою собаку и решил избавиться от проблемы самым простым способом.
Факторы, отрицательно влияющие на характер собаки
Заводчики, занимающиеся продажей породистых собак, обычно определяют в пэт-класс (самый низкий класс породистых животных) домашних питомцев, которые обладают дисквалифицирующими признаками. Нередко они касаются не только внешности, но и психики и физического здоровья щенка. Человеку, несведущему в кинологии, трудно определить такие дефекты, а между тем, нездоровая генетика очень негативно сказывается на характере собаки. Самое безобидное, что может ожидать владельца такого щенка — несоответствие его поведения стандарту породы.
Каждая порода имеет свои особенности физического развития. О них желательно узнать заранее, поскольку врождённые заболевания также не способствуют уравновешенности и дружелюбию питомца. Испытывая физический дискомфорт, питомец становится раздражительным, невнимательным, обучить его базовым командам очень сложно. Нужно отметить, что практически все породистые собаки склонны к тем или иным заболеваниям, но с помощью качественного питания и ухода влияние наследственности можно нивелировать.
Поскольку главным условием формирования дружелюбного покладистого характера является грамотное воспитание, владелец должен попытаться исключить негативные факторы.
Если питомец чувствует любовь и заботу хозяина, живёт в комфортных условиях, то его физическое и эмоциональное развитие происходит гармонично. Какие черты своего характера должен проявить владелец при воспитании питомца — настойчивость, требовательность, спокойствие или мягкость, зависит от породы и индивидуальных особенностей поведения животного.
Какую собаку выбрать
Кинологи уверены, что безответственные, неорганизованные люди — не лучшая компания для собаки, поскольку являются для неё примером для подражания. Применение грубой физической силы, жестокость, неуважительное отношение могут испортить характер питомца ровно так же, как попустительство плохому поведению и вседозволенность.
Если вы мягкий, неконфликтный человек, не берите немецкую овчарку или алабая, которые нуждаются в жёсткой дисциплине и постоянных физических тренировках. Подбирайте четвероного друга из семейных пород или собак-компаньонов, которые отличаются покладистым характером и хорошими способностями к обучению.
С первых дней появления животного в семье ему надо дать понять, что в их отношениях человек главный. Какой бы ни был у собаки характер, все его изъяны и достоинства — отражение личных качеств хозяина.