в каком возрасте социальная идентичность занимает наибольшее место в самосознании личности

Формирование социальной идентичности у современных подростков

в каком возрасте социальная идентичность занимает наибольшее место в самосознании личности. eab7cd9447d2cbe274a81a485f9f795c. в каком возрасте социальная идентичность занимает наибольшее место в самосознании личности фото. в каком возрасте социальная идентичность занимает наибольшее место в самосознании личности-eab7cd9447d2cbe274a81a485f9f795c. картинка в каком возрасте социальная идентичность занимает наибольшее место в самосознании личности. картинка eab7cd9447d2cbe274a81a485f9f795c. Дата публикации: 19.05.2016 2016-05-19

Дата публикации: 19.05.2016 2016-05-19

Статья просмотрена: 2476 раз

Библиографическое описание:

Киселева, Е. В. Формирование социальной идентичности у современных подростков / Е. В. Киселева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1376-1378. — URL: https://moluch.ru/archive/114/30161/ (дата обращения: 31.10.2021).

Проблема формирования социальной идентичности личности в последние годы все чаще исследуется в зарубежной и отечественной психологии. Интерес к данной проблеме связан с усиливающимися в мировом сообществе процессами миграции, мобильности, расширением делового и межкультурного взаимодействия, развитием новых видов коммуникаций и т. п. В условиях стремительно изменяющегося общества постоянно подвергаются проверке сложившиеся представления человека о себе и своем месте в социальном мире и в конечном результате становятся вопросами социальной идентичности.

Г. М. Андреева, Н. М. Лебедева, В. С. Мухина, Т. Г. Стефаненко определяют, что социальная идентичность представляет собой один из факторов, составляющих психологическую основу сознательного поведения личности в различных социальных условиях, что еще раз подчеркивает значимость обращения к данной проблеме.

Исследования феномена социальной идентичности проводили представители различных направлений: психоанализ (Э. Уотерман, Э. Эриксон), символический интеракционизм (Д. Мид, Ш. Струкер), бихевиоризм (Д. Кэмпбелл, М. Шериф), когнитивный и конструкционистский подходы (А Тэшфел, Дж. Тернер). Однако впервые данное понятие было введено в трудах Э. Эриксона (1968), где идентичность рассматривается как важнейшая характеристика целостности личности, отождествление себя с определенными социальными группами данного социума.

В отечественной психологии феномен идентичности появился лишь в середине девяностых годов прошлого века в работах Н. В. Антоновой, Н. М. Лебедевой, В. Н. Павленко, Г. У. Солдатовой и Т. Г. Стефаненко. По определению отечественных авторов, социальная идентичность является результатом осознания человеком своей групповой принадлежности и принятия соответствующих в этой группе норм и правил [1].

Результаты современных исследований (Г. М. Андреева, Е. П. Белинская, Н. М. Лебедева, В. Н. Павленко, Т. Г. Стефаненко, Л. Б. Шнейдер) показали, что формирование социальной идентичности берет свое начало в дошкольном возрасте. По мере взросления ребенка расширяется спектр социальных отношений, в которых он включен.

Относительно своего пика развития социальная идентичность достигает в подростковом возрасте. В это время происходит активное осмысление подростком своей жизни в целом и своего места в системе общественных отношений в частности [4].

По утверждению Э. Эриксона, неспособность подростка достичь идентичности приводит к кризису идентичности, характеризующемуся депрессивностью, неприспособленностью к жизни, отсутствием стремления продолжить образование и выбрать карьеру [5].

Как условие развития и бытия социальное окружение играет важную роль при формировании социальной идентичности подростка. Семья, компания сверстников, школьный класс — это те социальные группы, которые составляют ближайшее окружение индивида и выступают в качестве носителей различных норм и ценностей.

Согласно Э. Эриксону, в раннем детстве в процессах идентификации с родителями и значимыми близкими людьми закладывается основа для успешного формирования идентичности [5]. Поэтому семья является одним из важных факторов благополучного достижения чувства социальной идентичности, влияние которого ребенок испытывает раньше всего.

Огромное воздействие на становление идентичности подростка имеет стиль взаимоотношения с родителями. При плохих отношениях у подростка чаще всего отсутствует четкое представление о выборе жизненного пути или какого-либо идеала. Однако излишняя привязанность, симбиотичность воспитания может быть причиной незрелости, инфантилизма суждений и выборов [2].

Важность фактора социальных связей со сверстниками подтверждается многими исследователями, так как эмоциональное благополучие подростка во многом зависит от места, которое он занимает в коллективе. Стремление ребенка направлено на принятие им группой сверстников, интересы которой он разделяет, это может быть и школьный класс, и компания одноклассников, и ребята со двора. Отвержение группой воспринимается как большая трагедия, поэтому подросток стремится получить признание среди сверстников своими действиями (в том числе и отрицательными), чтобы утвердиться в их глазах.

Также в этом возрасте происходит общественное принятие роли, заключающееся в понимании точки зрения другого человека, сравнении ее с оценками, поставленными референтной группой. Приспосабливаясь к социальным требованиям, подростку необходимо понять, какую социальную роль он сможет выполнить.

Л. С. Рубинштейн утверждает, что при выборе ролей индивид ориентируется на свои жизненные цели, одни из которых являются постоянными в социальных сценариях (роль дочери или сына, постоянного помощника и опоры матери), другие — преходящими (роль дежурного) и временными (староста класса, руководитель турпохода) [3].

В связи с этим может возникнуть проблема раздвоения, где подросток выполняет требования коллектива через силу. Говоря иными словами, чтобы завуалировать свое истинное лицо, скрыть свои истинные мотивы ребенок может надевать маску. Если играемая роль чужда подростку, то он еще как-то может противостоять «чужому лицу». Но если он очень эмоционален и не всегда сначала подумает, а потом сделает, то может стать объектом для манипуляций более сильных ребят. Ребенок становится безвольным, внушаемым, подчиняется толпе своих сверстников [3].

На наш взгляд, социальное окружение, а в частности, сверстники подростка, в первую очередь, способствуют становлению и развитию социальной идентичности. В общении с ними ребенок познает различные формы взаимодействий человека с человеком, учится рефлексии на возможные результаты своего и чужого поступка, высказывания, эмоционального проявления. Слабые социальные связи сверстниками или отсутствие таких связей могут привести к тому, что у подростка не сформируются необходимые социальные навыки взаимодействия, что, в свою очередь, может привести к отклонению в его поведении.

Для изучения сформированности социальной идентичности подростков нами было проведено исследование среди учащихся 13–14 лет МБОУ СОШ № 58 г. Арзамаса Нижегородской области в количестве 20 человек.

В целях диагностики нами были выбраны следующие методики: «Социометрия» Дж. Морено, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича.

В ходе социометрического исследования мы выяснили, что среди учащихся к ярко выраженным «лидерам» относятся 2 подростка (8 %), 5 подростков (20 %) имеют статус «предпочитаемых». С такими ребятами охотно общаются одноклассники, прислушиваются к их советам, стараются приглашать в свою компанию. Большинство «принятых» подростков — 11 человек (44 %) не оказывают существенного влияния на отношения в классе, чаще они подчинены влиянию «лидеров» и «предпочитаемых». В то время, как «непредпочитаемыми» и «отвергнутыми» среди испытуемых оказались 7 подростков (28 %), которые часто терпят постоянные насмешки и пренебрежение, что не дает им возможности проявить свои способности и наладить прочные отношения с одноклассниками. Данные результаты свидетельствуют о том, что у половины учащихся данной группы социальная идентичность сформирована слабо.

Анализ полученных результатов по методике диагностики межличностных отношений Т. Лири показал, что эгоистичный тип межличностных отношений типичен для 5 подростков (20 %). Такие подростки стремятся быть над всеми, но одновременно и в стороне от всех. Им свойственны самовлюбленность, расчетливость, хвастливость, заносчивость. Возникающие трудности преимущественно перекладывают на окружающих. У 7 подростков, что составляет 28 % класса, выявлен агрессивный тип межличностных отношений, для которого характерны прямолинейность, непримиримость, раздражительность, склонность во всем обвинять окружающих. 4 подростка (16 %) в отношениях с окружающими авторитарны. Они энергичны, уверены в себе, упорны и настойчивы, любят давать советы, требуют к себе уважения. Также среди испытуемых у 7 подростков выявлен зависимый тип межличностных отношений (28 %), в которых они не проявляют своего характера, их поведение часто зависит от поведения окружающих. Подозрительность, характеризующаяся стремлением держаться отдельно от сверстников, выявлена у 2 подростков (8 %). Такие результаты свидетельствуют о том, что наиболее часто встречаемыми типами межличностных отношений в данной группе учащихся являются агрессивный и зависимый, которые, на наш взгляд, мешают формированию социальной идентичности подростков.

Анализ результатов исследования терминальных ценностей по методике изучения ценностных ориентаций М. Рокича показал, что наибольшее значение подростки придают таким ценностям, как, активная деятельная жизнь (24 %), здоровье (56 %), любовь (36 %), свобода (32 %), счастье (44 %), уверенность (32 %). Наличие хороших друзей (20 % класса) и развитие (20 %) считаются важными ценностями, но число подростков, считающих так, сравнительно невелико. Малозначимыми ценностями были признаны: красота (12 %), удовольствия (16 %), счастье других (8 %) и творчество (16 %). Эти ценности многими подростками ставились на последнее место.

Такие результаты свидетельствуют о том, что учащиеся не рассматривают данные ценности как ориентиры своего ближайшего развития.

Анализ результатов исследования по инструментальным ценностям показал, что наиболее значимыми являются такие ценности, как воспитанность (36 %), образованность (56 %), ответственность (40 %), честность (48 %). Меньшее число выборов получили независимость (20 %) и широта взглядов (12 %), однако эти ценности также попали в число приоритетных. Низкой значимостью обладают: высокие запросы (16 %), нетерпимость к недостаткам других (16 %) и чуткость (8 %).

По результатам данной методики можно сделать вывод, что позиция подростков по отношению к социально-значимым ценностям является неустойчивой, поэтому в классе достаточно много подростков, не придающих таким ценностям первостепенное значение, что говорит о слабой сформированности социальной идентичности.

Подводя итоги, важно отметить, что важнейшим аспектом существования человека является проблема самоопределения, самоидентификации, причастности к другим. На протяжении всей жизни человек отождествляет себя с разнообразными социальными группами по разнообразным признакам, что выступает основой социального взаимодействия.

Результаты современных исследований позволяют говорить о том, что относительного пика своего развития социальная идентичность достигает в подростковом возрасте. В этот период происходит активное осмысление подростком своей жизни в целом и своего места в системе общественных отношений в частности. На формирование социальной идентичности подростков влияют несколько факторов, самым важным из которых, на наш взгляд, является взаимодействие со сверстниками.

Из полученных результатов проведенного исследования было обнаружено, что социальная идентичность у подростков сформирована слабо. Главными проблемами в подростковой среде оказались недостаточно развитая способность к установлению и поддержанию контактов, неумение подростков подчеркнуть свою индивидуальность конструктивными способами.

Изучение проблем формирования социальной идентичности подростков имеет важное практическое значение для разработки рекомендаций и программы работы педагога-психолога по развитию социальной идентичности подростков.

Источник

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СООТНОШЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Идентификация и самоидентификация

Понятия идентичности и идентификации особенно важно разграничивать при изучении межгрупповых отношений. Они близки по значению, однако существенно различаются как научные термины. Идентификация в общем смысле является уподоблением чего-либо чему-либо. В гуманитарных и социальных науках, в частности, в психологии, выделяют различные виды идентификации. К примеру, ее часто определяют как установление тождественности неизвестного материального объекта объекту уже известному на основании совпадения тех или иных значимых признаков. Существует и такое понятие, как личностная идентификация, или самоидентификация. Это сложившееся отношение личности к себе.

Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, впервые ввел понятие идентификации. Однако именно в социальной психологии оно получило наибольшее распространение. Фрейд первоначально рассматривал идентификацию в качестве бессознательного процесса подражания. Он считал, что это один из способов психологической защиты личности. В социальной психологии считается, что идентификация является важным условием социализации, усвоения человеком (прежде всего это касается детей) схем и образцов поведения в обществе. В результате социализации индивид принимает свои социальные роли. Он осознает, что принадлежит к определенной группе (возрастной, профессиональной, религиозной, политической, расовой, этнической), нормам которой нужно следовать.

Введение

Термин «идентификация личности», происходящий от средневекового латинского слова identifico – «отождествляю», обозначает механизм, работа которого основана на существовании эмоциональной связи индивида с другими людьми, прежде всего его родителями, приводящий к уподоблению, чаще всего неосознанному, этим значимым другим. Ориентация на другого человека как на образец существенно повышает показатели социального учения. За счет идентификации у маленького ребенка происходит формирование поведенческих стереотипов, образующих черты личности, определение ценностных ориентаций и полоролевой идентичности, — это установленный эмпирический факт.

Формирование и развитие личности

Формирование и развитие личности На формирование и развитие личности человека большое значение оказывают биологические факторы: наследственность, физиологические особенности пребывания в среде обитания, образа жизни. Однако все же человек личностью не рождается, а становится. Если предположить, что — к примеру — Михайло Ломоносов родился бы в восемнадцатом веке до нашей эры, он был бы …

Также идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Существует много экспериментальных исследований процесса идентификации и выяснения его роли в процессе общения. В частности, установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением — эмпатией.

Феномен идентификации впервые описан в работах 3. Фрейда в 1899 году и детально изучаем как психоаналитиками, так и бихевиористски или когнитивистики ориентированными исследователями. В советской психологической науке изучению данного феномена посвящено немало интересных теоретико-эмпирических исследований (Выготский Л. С., Кон И.С., Мухина В.С., и др.)

Цель настоящей работы – раскрыть понятие «идентификация личности». Указанная цель обуславливает решение следующих задач:

Система личности по Генри Тэджфелу

Генри Тэджфел, английский психолог, является создателем теории социальной идентичности. Он внес существенный вклад в изучение психологии отношений между группами. В соответствии с теорией Генри Тэджфела, можно представить «Я-концепцию» личности в виде системы, регулирующей всевозможные формы социального поведения. Данная система включает в себя две подсистемы. Первая из них – личностная идентичность. Она отвечает за то, как личность самоопределяется, является совокупностью индивидуальных интеллектуальных, физических, морально-нравственных и других характеристик человека. Вторая подсистема – групповая идентичность. Она отвечает за отнесение индивида к профессиональным, этническим и другим группам. Совершающийся в человеческом сознании переход от идентичности личностной к групповой соответствует переходу от различных форм межличностных социальных отношений к отношениям межгрупповым, и наоборот.

Работы Тэджфела получили большое распространение среди ученых. Кроме того, в социальной психологии они породили дискуссию о том, какое соотношение имеется между личностной и социальной идентичностью. Эта дискуссия продолжается и по сей день.

Социальная идентичность: понятие, характеристика, виды.

. Родоначальником постановки проблемы идентичности личности считают У.Джемса, который впервые упоминает о двух аспектах осмысления личностью своей самотождественности: личностной и социальной.

Однако, впервые психологическое понятие «идентичность» появилось в работе Э.Эриксона «Детство и общество». Эриксон понимал идентичность в целом как процесс «организации жизненного опыта в индивидуальное Я», что предполагало его динамику на протяжении всей жизни человека. Основная функция идентичности, по мнению Э.Эриксона –адаптация.

Роль идентичности состоит в регуляции поведения в соответствующих условиях. Идентичность можно разделить на личностную и социальную.

– это самоопределение различных личностных особенностей: физических, нравственных, интеллектуальных.

предполагает внутреннюю идентификацию человека с теми группами, членом которых он является.

М.Р.Битянова определяет социальную идентичность

как результат самоидентификации человека с различными социальными категорями (группами): большими социальными категориями (раса, национальность, класс, пол и т.д.) и малыми (референтные группы и группы реального членства). Наряду с личностной идентичностью, социальная идентичность является важным регулятором самосознания и социального поведения.

В социальной психологии наибольшее распространение получила теория социальной идентичности, разрабатываемой Г.Тэджфелом, Дж.Тернером и др. Важнейшие характеристики:

• Социальная идентичность складывается из тех аспектов «Я», которые являются следствием восприятия индивидом себя как члена определенных социальных групп.

• Индивиды стремятся к сохранению или повышению своей самооценки.

• Социальная идентичность может быть положительной или отрицательной. Например, во многих странах традиционно принадлежность к мужскому полу ценилась выше, чем к женскому.

• Оценка собственной группы человеком зависит от взаимоотношений с некоторыми другими группами. В зависимости от результатов сравнения определяется положительное или отрицательное отличие своей группы от чужой и своя группа приобретает высокий или низкий престиж.

Виды социальной идентичности:

В основании такого деления лежат те или иные виды социализации.

Ценностные ориентации личности как основания для принятия личностью решений о тех или иных действиях, формах и характере поведения. Система ценностей общества и ценностные ориентации личности.

— отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Понятие было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями до сих пор отсутствует. Сейчас более принятым и эвристичным является восходящее к К.Клакхону определение ценностей как аспекта мотивации, а ценностных ориентаций — как субъективных концепций ценностей или разновидностей аттитюдов (социальных установок), занимающих сравнительно высокое положение в иерархической структуре регуляции деятельности личности. Ценностные ориентации. личности формируются в процессе социализации через усвоение ценностей общества, референтных социальных групп и общечеловеческих ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры, в социальных нормах, обычаях, традициях, обрядах и др. Ценностные ориентации личности образуют устойчивую иерархически организованную систему, изменения в которой сопряжены с изменениями личности в целом.

Идентичность личностная и социальная

Самоидентификация — это понятие, которое в традиционном понимании является набором индивидуальных характеристик, отличающих конкретного человека от остальных людей. Что касается идентичности социальной, то ее часто рассматривают как результат осознания индивидом своей принадлежности к тем или иным социальным группам. В процессе этого осознания человек приобретает характеристики, свойственные данным группам. Следует отметить, что как на эмпирическом, так и на практическом уровнях порой бывает трудно разграничить такие понятия, как личностная и социальная идентичность. Исследователи часто вынуждены задумываться о том, с чем они имеют дело.

Типы социальной идентичности

Термин «идентичность» в современных гуманитарных и социальных науках используется очень широко. Следует понимать, что это не свойство, которое изначально присуще индивиду. Идентичность представляет собой отношение человека к себе в мире, формирующееся и развивающееся с течением времени в условиях взаимодействия с людьми. Целый ряд психологов полагает, что она присуща лишь отдельным субъектам. Они считают, что идентичность можно приписывать группам только в метафорическом смысле.

Ученые говорят об этнической, профессиональной, политической, региональной, возрастной, гендерной идентичности и т. д. Типы могут меняться, поскольку в структуре личности значение каждого из них бывает разным. Это зависит от временных и ситуативных факторов, таких как место проживания человека, род его деятельности, возраст, образование, мировоззрение и др.

Идентификация

ИДЕНТИФИКАЦИЯ (от позднелатинского identifico — отождествлять),

1) в социологии — процесс самоопределения индивида (или определения другого) в социальном пространстве, в социальных группах и сообществах, а также в системе их взаимодействий. Результатом идентификации является осознание человеком своей идентичности. Понятие было введено 3. Фрейдом («Групповая психология и анализ Эго», 1914). В социологии проблемой идентификации занимались американские социологи Ч. Х. Кули, Дж. Г. Мид, Т. Парсонс, французский социальный психолог С. Московичи, британский социолог 3. Бауман, немецкий философ и психолог Э. Фромм. Социальный и психологический механизмы идентификации — соотнесение и отождествление себя (самоидентификация) или другого с теми или иными людьми или группами (реальными или воображаемыми). Индивид в процессе самоидентификации «примеряет» на себя различные социальные образцы (модели поведения, оценки, взгляды, ценности, нормы, интересы, роли, статусы), определяя «свою» группу, в рамках которой он будет чувствовать себя наиболее комфортно. В результате групповые признаки, интересы, мнения и т.д. превращаются в компоненты самосознания личности (Г. Тажфель), она усваивает социальные стандарты мышления и деятельности (немецкий социолог Х. Абельс). Социальная идентификация может также реализовываться как эмоционально-когнитивное отождествление себя с каким-то реальным или выдуманным лицом, подражание ему и прямое копирование, что особенно свойственно детскому и юношескому возрасту.

Объективное назначение идентификации — включить индивида в систему групповых и межгрупповых взаимосвязей и взаимодействий. Её субъективная необходимость обусловлена стремлением индивида слиться с общностями и группами, которые обеспечат защиту его жизни, интересов, потребностей в развитии и самовыражении перед лицом реальной или мнимой опасности, исходящей от других общностей (В. А. Ядов).

В структурно-функциональных теориях решающее значение в процессе идентификации придаётся социализации (идентификация посредством социализации абсолютно доминировала в традиционном обществе, в котором человек практически не мог выйти за рамки сословия, местной общины, наследственного профессионального занятия.) В интерпретативной социологии, в частности в символическом интеракционизме, идентификация соотносится с осознанием своей социальной позиции через а) восприятие себя другими, б) противопоставление себя другим. «Перенимая роль другого, человек осмысливает самого себя» (Дж. Мид). В интегративных теориях (французский социолог П. Бурдье) идентификация понимается как взаимодействие социальных механизмов с процессами конструирования индивидом социальной реальности с помощью личностных ресурсов и предпочтений.

Идентификация выполняет интегрирующую (объединение со своей общностью) и дифференцирующую (дистанцирование от других) функции. Для стабильных социальных ситуаций характерна иерархическая идентификация, когда человек осознаёт себя членом сообществ различного уровня (человечества, народа, нации, среднего класса и т.д.). В трансформирующихся обществах идентификации могут быть нарушены, слабо коррелировать друг с другом. Человек может ощущать свою одновременную принадлежность к несовместимым группам. Поскольку процесс социальной идентификации приводит в конце концов к осознанию людьми своих интересов как членов группы, его можно рассматривать как один из механизмов социального развития, формирования гражданского общества.

Лит.: Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984; Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ / Под редакцией В. А. Ядова. М., 2005.

Для признания итогов криминалистической идентификации в качестве доказательств по делу они должны быть выражены в процессуальных актах (протокол предъявления для опознания, заключение эксперта).

Лит.: Потапов С. М. Введение в криминалистику. М., 1946; Колдин В. Я. Идентификация и ее роль в установлении истины по уголовным делам. М., 1969; Белкин Р. С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. М., 1987-1988. [Кн. 1-2].

Этническая идентичность

Она может активироваться или угасать в результате изменения отношения человека к национальной общности, к которой он принадлежит. Чаще всего этническая идентичность складывается не в результате «приписывания» другими людьми определенного национального признака (хотя и такое бывает). Она обычно появляется в процессе осознания, индивидуального самоопределения. К примеру, если фамилия человека имеет явные этнические признаки, это еще не означает его идентичности. Этого недостаточно для самоопределения индивида как представителя определенной национальности, хотя такое тоже встречается в обществе, характеризующемся явными этническими противоречиями.

Идентификация в философии фрейдизма?

Известный австрийский знаток психоанализа Зигмунд Фрейд создал собственную концепцию этого явления. Он был первым, кто выделил следующие категории идентификации:

1. Анаклитическая

Этот вид психической реакции характерен для детей, которые отождествляют себя с поддерживающими и помогающими им родителем. К примеру, если мать проявляет по отношению к своему ребенку максимум внимания и нежности, то чадо захочет в конечном итоге быть таким же, как она.

2. Идентификация с агрессором

Австрийский психолог рассматривал эту категорию как автоматическую реакцию, обусловленную потребностью в защите от воздействия человека, обладающего большей властью. Так, если чадо боится наказания отца, оно подсознательно стремится к тому, чтобы стать таким, как родитель. В таком случае, как думает ребенок, он будет обладать тем же влиянием и той же силой.

В психологической практике нередки случаи, когда пациент идентифицирует себя с лечащим его специалистом. Фрейд предостерегал своих коллег от нарциссического искушения представлять себя в роли всемогущих «спасителей» своих клиентов. Несмотря на это, данное табу продолжает нарушаться чаще, чем остальные терапевтические запреты.

Отождествление дает нам возможность лучше понимать других людей, ставя себя на их место. Многие явления окружающего мира с трудом поддаются индивидуальному восприятию. Человек нуждается в сопоставлении себя с конкретным образом, что и достигается посредством идентификации.

Гендерная идентичность

Она создается еще в раннем детстве в ходе биологического развития человека. По всей видимости, она может определяться не только биологическими факторами, но и социальными. К примеру, нетрадиционная сексуальная ориентация (сексуальная идентичность) – очень сложное для понимания явление, так как в обществе в наши дни происходит активная борьба за определение норм и условий гендерной идентичности. Данную проблему нельзя решить в рамках социальной психологии. Она требует проведения системного анализа с привлечением мнений большого числа специалистов – культурологов, биологов, психиатров, юристов и др. Индивид и группа в настоящее время вынуждены идти на компромисс, поскольку нетрадиционная социальная идентичность человека доставляет дискомфорт многим членам общества.

Профессиональная идентичность

Еще одна важнейшая задача, встающая перед индивидом на определенном этапе, — это формирование идентичности профессиональной. Часто ученые говорят о профессиональном самоопределении. Этот процесс не завершается в юности после выбора профессии или получения образования. Человек очень часто вынужден самоопределяться в своей деятельности в течение всей жизни. Это зависит не только от самого индивида, но и от внешних обстоятельств. В качестве примера можно привести экономические кризисы. Одни профессии в результате этих кризисов оказываются ненужными, а другие становятся более востребованными. Человек вынужден адаптироваться к изменившемуся рынку труда.

Социальные группы как субъекты и объекты социальной идентификации

Социальная идентичность – это понятие, которое в современной социальной психологии является центральным для понимания специфики межгрупповых отношений. Ведь это ключевой момент, который объединяет личность и ту группу, к которой она принадлежит. Следует отметить, что социальные группы общества – феномен крайне неоднородный. Поэтому важно определить, что мы подразумеваем под этим термином.

Данные объединения индивидов выделяются по самым разным характеристикам и параметрам, несмотря на то, что имеются общие признаки социальной группы. Поэтому было бы логично предположить, что процесс социальной идентификации в своей специфике определяется свойствами групп, к которым данная личность принадлежит.

Характерные признаки социальной группы следующие:

Список литературы

Статус группы и социальная идентичность

Ученые отмечают, что те, кто принадлежит к высокостатусным социальным группам, обычно меньше задумываются над групповым членством, чем относящиеся к низкостатусным. Дело в том, что членство в таких элитных объединениях индивидов является неким эталоном. Другие социальные группы сравнивают свою идентичность с этим эталоном.

Членство в стигматизируемых, дискриминируемых, низкостатусных группах ведет к появлению негативной социальной идентичности. Индивиды в этом случае часто прибегают к особым стратегиям. С помощью различных средств ими достигается позитивная социальная идентичность личности. Они либо стремятся покинуть эту группу и войти в более высоко оцениваемую, либо сделать так, чтобы их группа стала восприниматься более позитивно.

Как вы видите, формирование социальной идентичности — сложный и многоаспектный процесс. Безусловно, он требует дальнейшего изучения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *