в каком возрасте рукополагают в священники

Возраст кандидата и хиротония во священнослужители

Всем известны церковные правила, устанавливающие определенный возраст для хиротонии в священные степени. Эти правила созданы для того, чтобы кандидат во священнослужители достиг достаточного возраста, чтобы отдавать отчет в понимании ответственности священного служения и имел определенный жизненный опыт.

В частности, указывается, что во иереи можно рукополагать после 30-ти лет, а во диаконы после 25-ти лет. Однако в старообрядческих согласиях эта норма исполняется далеко не всегда. По разным, иногда весьма вынужденным обстоятельствам хиротония во священнослужители совершается ранее указанных возрастов. Подобная практика вызывает соблазны и пересуды. Некоторые «ревнители» договариваются до того, что отказываются признать действенность подобных хиротоний и совершенные поставленными священниками таинства. По этой причине мы публикуем размышление на эту тему архиепископа Тбилисского и всея Грузии Павла (Хорава, Грузинская Древлеправославная Церковь).

О правилах возраста хиротоний

Среди правил Вселенских Соборов есть таковые, которые не всегда выполнялись с одинаковой строгостью. Например, правила 14 и 15 VI Собора, 15 IV Собора и 16 (22) Карфагенского Собора повелевают рукополагать (во) пресвитера — 30-ти лет, (во) диакона — 25-ти лет, (во) диакониссу — 40-а и (в) иподиакона — 20-ти. Более того, сказанные правила VI Собора повелевают извергать тех, кои рукополагаются не достигши определенного возраста. То же самое говорит о возрасте пресвитера и 11 правило Неокесарийского Собора, которое буквально излагает и сказанное 14 правило VI Собора (М. Властарь. Альфавитная Синтагма. Начало буквы Н. Гл. 2. о возрасте рукополагаемых).

14 правило VI Вселенского Собора, к тому же и 15, определяющие возраст рукополагаемых, установляют, чтобы пресвитер был 30-ти лет, особенно если оказывается достойным и по жизни, ибо должно смотреть на первообразный пример Спасителя, который, именно тридцатилетним приняв крещение, тотчас начал учить. Этот Собор устанавливает возраст и для других кандидатов: диакон — 25 лет; диаконисса — 40 лет, а иподиакон чтобы был не менее 20 лет. А рукоположенного прежде сказанных лет без пощады извергать повелевают. Тот же самый возраст определяет для диакона и 16 (22) правило Собора Карфагенского, а для диакониссы — 15 правило IV Собора.

Вот правила VI Вселенского Собора:

Правило 14. «Правило святых и Богоносных отец наших да соблюдается и в сем: дабы во пресвитера прежде тридесяти лет не рукополагати, если бы человек и весьма достоин был, но отлагати до уреченных лет. Ибо Господь Исус Христос в тридесятое лето крестился, и начал учить. Подобно и диакон прежде двадцатипяти лет, и диаконисса прежде сорока лет да не поставляется».

Правило 15. «Иподиакон да поставляется не прежде двадцати лет возраста. Если же кто, в какую бы то ни было священную степень, поставлен будет прежде определенных лет: да будет извержен».

в каком возрасте рукополагают в священники. DSC 1130. в каком возрасте рукополагают в священники фото. в каком возрасте рукополагают в священники-DSC 1130. картинка в каком возрасте рукополагают в священники. картинка DSC 1130. Всем известны церковные правила, устанавливающие определенный возраст для хиротонии в священные степени. Эти правила созданы для того, чтобы кандидат во священнослужители достиг достаточного возраста, чтобы отдавать отчет в понимании ответственности священного служения и имел определенный жизненный опыт.

Однако практика и история Церкви говорит, что были многочисленные случаи, когда эти правила не исполнялись. Что вы на это скажете?

Известный новообрядческий канонист Никодим (Милаш) — использую его толкование, так как имеет много исторических ссылок — об этом пишет:

«Оба эти (14 и 15) правила Трулльского Собора говорят об одном и том же предмете, т. е. о возрасте, который должны иметь подлежащие лица, чтобы быть поставленными на священную службу церкви. В первом (14) правиле повторяется слово в слово и подтверждается 11 правило Неокесарийского Собора касательно возраста, который должно иметь подлежащее лицо, чтобы быть рукоположенным во пресвитера. Эти два трулльских правила предписывают возраст для диакона, иподиакона и диакониссы, причем для диакона требуется 25 лет, для иподиакона 20 и для диакониссы 40 лет; а кто будет поставлен раньше установленного возраста, отцы угрожают тому извержением.

В Ветхом Завете предписано было, чтобы левиты начинали службу в скинии с 25-летнего возраста (Числ. 4:3; 8:24 и 25); это было общим правилом для всех в ветхозаветной церкви. В христианской же церкви для различных иерархических степеней должен был быть также установлен соответствующий канонический возраст (canonica aetas), когда подлежащие лица могут быть возведены в ту или другую иерархическую степень. Для апостольского века это трудно было еще установить в виду обстоятельств, в которых находилась церковь, бывшая тогда еще в зародыше.

Принимались на службу обыкновенно люди более зрелого возраста; если же мы и находим Тимофея, который поставлен был во епископа еще молодым (1 Тим. 4:12), то это был единичный случай, устроенный по Божьему Промышлению. О диакониссах в Св. Писании говорится, что они должны иметь 60 лет (1 Тим.5:9); это показывает, что в то время вообще считали, что только лица более зрелого возраста могут быть годны для служения церкви.

В первые века предоставлялось мудрости церковных предстоятелей принимать в клир и назначать на разные иерархические степени по своему усмотрению и согласно нуждам церкви; и лишь постепенно церковным законодательством установлены были в этой области постоянные нормы.

Первое каноническое предписание об этом находится в 11 правиле Неокесарийского Собора, согласно которому во пресвитера не следует поставлять никого, кто не достиг 30-летнего возраста, хотя бы он был во всех отношениях достойный человек. Как главное основание этого, правило указывает пример Христа, выступившего на проповедь по достижении 30-летнего возраста.

Этот возраст вообще имел значение и по отношению к епископу. В Апостольских постановлениях (II, 1) говорится, что кандидат во епископа должен иметь, по крайней мере, 50 лет от роду, однако свидетельством того, что этой нормы не придерживались и в самом начале церкви и считался достаточным 30-летний возраст для епископа, служат многие примеры из церковной истории, хотя даже и от этой нормы бывали отступления.

О Григории Богослове и брате его Афинодоре история повествует, что лишь после 5-летнего изучения наук у Оригена, правда, успешного изучения, они поставлены были во епископы, будучи еще молодыми (Euseb., Hist. eccl. VI,30 [Migne, s.g., t.20, col.589). В молодом возрасте поставлены были также Ахолий, епископ антиохийский (Ambros., Ep. 60. Migne, s.l., t.16, col.1183), Павел, епископ александрийский (Socrat., Hist. eccl. II,5. Mignе, s.g., t.67, col.192), Афанасий, епископ александрийский (Theodoret., Hist. eccl. I,26 [Migne, s.g., t.82, col.981) и многие другие того времени.

в каком возрасте рукополагают в священники. 1430136339.2672zgen mironosic 2015 19. в каком возрасте рукополагают в священники фото. в каком возрасте рукополагают в священники-1430136339.2672zgen mironosic 2015 19. картинка в каком возрасте рукополагают в священники. картинка 1430136339.2672zgen mironosic 2015 19. Всем известны церковные правила, устанавливающие определенный возраст для хиротонии в священные степени. Эти правила созданы для того, чтобы кандидат во священнослужители достиг достаточного возраста, чтобы отдавать отчет в понимании ответственности священного служения и имел определенный жизненный опыт.

В каких именно летах были они, история с точностью не говорит; из сравнения хронологических данных относительно Афанасия видно, что в 326 году, когда избран был он в преемники Александру, то мог он иметь только 30 лет от роду. В VI веке греко-римским законодательством изданы были относящиеся к этому распоряжения. В одной из своих новелл Юстиниан предписывает, что никто не может быть избран во епископа, если не имеет, по крайней мере, 35 лет от роду (Nov. CXXIII, c.1). Однако другой новеллой требуется от кандидата во епископа 30-летний возраст (Nov. CXXXVII, c.2).

На этом потом и остановились; однако практика последующих веков показывает, что 30-летний возраст считался самым молодым, так как епископы редко были поставляемы в этом возрасте, — по обыкновению поставлялись во епископы лица в более зрелом возрасте. Для диакона правило (14) трулльское назначает 25-летний возраст. Это предписано было еще Карфагенским Собором 401 года. Для иподиакона 15 трулльское правило предписывает 20 лет. О таком же возрасте для кандидатов в иподиаконы говорят и две новеллы императора Льва Философа (Nov. XVI (Zаchаriae, Jus gr.-rom, III, 88). Nov. LXXV (там же, р.172-173).

Относительно возраста диакониссы правило повторяет предписание 15 правила IV Вселенского Собора, по которому диакониссой может сделаться женщина, имеющая от роду 40 лет. В толковании этого правила Вальсамон упоминает и о чтецах, и, ссылаясь на III, I, 28 Василик (что соответствует 13-й главе CXXIII новеллы Юстиниана), замечает, что чтецом может быть поставлен только тот, кто имеет 18 лет от роду (Аф. Синт., II,338)».

в каком возрасте рукополагают в священники. 1464076478.2109krestnyi hod rogozgskoe. в каком возрасте рукополагают в священники фото. в каком возрасте рукополагают в священники-1464076478.2109krestnyi hod rogozgskoe. картинка в каком возрасте рукополагают в священники. картинка 1464076478.2109krestnyi hod rogozgskoe. Всем известны церковные правила, устанавливающие определенный возраст для хиротонии в священные степени. Эти правила созданы для того, чтобы кандидат во священнослужители достиг достаточного возраста, чтобы отдавать отчет в понимании ответственности священного служения и имел определенный жизненный опыт.

Однако надо заметить, что этих норм не придерживались и после VI Вселенского Собора. Например, протопоп Аввакум в сан диакона был рукоположен в 21-летнем возрасте, а в сан священника — в 25 лет. По правилам Собора его должны были извергнуть но, как мы видим, никто протопопа Аввакума и его рукополагателей не извергал. Рукоположение Аввакума до положенного возраста — не единичный случай, а распространенная практика Русской (и не только) Православной Церкви тех времен, а иногда и в наши дни.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Источник

ТРЕБОВАНИЯ К КАНДИДАТАМ В СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ И ПРЕПЯТСТВИЯ К РУКОПОЛОЖЕНИЮ

Священнослужитель как духовный пастырь, учитель и наставник народа Божия должен обладать определенными качествами и вести определенный образ жизни, соответствующий духу Церкви. Кандидат в священнослужители должен глубоко знать и понимать учение Православной Церкви и обладать крепостью христианской веры, вести безупречный образ жизни в соответствии с заповедями Господа Иисуса Христа и учения Церкви. Как показывает опыт Церкви далеко не все люди, считающие себя христианами, могут быть рукоположены в церковно- и священнослужители.

Неспособность к священству

В Православной Церкви существует понятие о двух видах неспособности к священнослужению: абсолютная неспособность, когда рукоположение недопустимо в любом случае; а если оно и было совершено, то считается Церковью недействительным. Существует еще относительная неспособность к священству, ввиду какого-либо недостатка, являющегося препятствием к священству, но допускающего возможность рукоположения, если на это будет дано разрешение (благословение) со стороны высшей церковной власти.

С точки зрения Церкви абсолютно неспособны к священству некрещеные лица и женщины. Некрещеный человек, по определению не может быть священнослужителем, так как он не является членом Церкви, а, следовательно, и не может быть духовным пастырем народа и выполнять священнодействия Церкви. Женщины, конечно же, могут исполнять различные обязанности в храме: хозяйственные дела, пение на клиросе, работа в церковных учреждениях, помощь в храме по различным вопросам. Но, с другой стороны, быть священнослужителями женщины не могут и в этом мнении Церковь основывается на свидетельстве Св. Писания. Во-первых, Сам Господь Иисус Христос, когда выбирал Себе учеников, остановился только на мужчинах, тем самым дав образец для подражания при выборе кандидатов в священнослужители. Во-вторых, Церковь отталкивается и от слов апостола Павла, который по поводу места женщины в храме писал: Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит (1 Кор. 14: 34). Стоит также отметить тот факт, что в древней Церкви существовали должности диаконисс и пресвитерисс, но данные лица все же не являлись членами церковной иерархии.

Что касается основных видов препятствий для священства, то в настоящее время, исходя из церковного права, все препятствия можно разделить на три группы: препятствия физического, духовного и социального характера.

Препятствия физического характера

Препятствия физического характера можно, в свою очередь, разделить на две группы: препятствия, связанные с возрастными ограничениями, и препятствия по состоянию здоровья или при наличии телесных недостатков.

В связи с тем, что священническое служение дело ответственное и серьезное, за исполнение которого священник будет давать ответ Самому Богу, то вполне естественно, что кандидат в священнослужители должен иметь определенный возрастной показатель. Именно возраст определяет в человеке наличие зрелого ума, крепости веры и определенного жизненного опыта.

По канонам Церкви, выработанным на Трулльском Соборе (14-е правило), для поставления в диаконы определяется возрастной ценз равный 25 годам, а в священника – 30 годам. Это связано с тем, что Сам Господь Иисус Христос вышел на Свою проповедь достигнув 30 лет. По 15-му правилу этого же Собора в иподиаконы можно поставлять не ранее достижения кандидатом 20 лет. Стоит, однако, отметить, что в опыте Церкви часто случается отступление от этих правил. Поставление во епископа не имеет четко определенных возрастных рамок. Так, например, по Апостольским постановлениям, возраст для епископского рукоположения определен в 50 лет. При патриархе Фотии в книге «Номоканон» был установлен минимальный возрастной ценз для поставления во епископы – в 35 лет, а в исключительных случаях – в 25 лет. Самое раннее служение в Церкви можно начать с чина чтеца, для которого нет жестких возрастных ограничений. По ныне действующему Уставу Русской Православной Церкви в чины диакона и пресвитера (священника) можно поставлять с 18 лет (гражданское совершеннолетие), в епископа можно поставлять кандидата не моложе 30 лет.

Что касается вопроса о физических недостатках, то здесь Церковь указывает на два обстоятельства. С одной стороны, сам по себе физический недостаток еще не может быть препятствием для рукоположения во священство. С другой стороны, не могут быть священнослужителями те лица, чьи физические недостатки могут непосредственно затруднить служение Богу. Так, например, по 77-му Апостольскому правилу священнослужителями могут быть лица имеющие повреждения ока (глаза), а также имеющие болезни ног. Но по 78-му правилу не могут быть священнослужителями лица страдающие глухотой или слепотой. По 1-му правилу Первого Вселенского Собора разрешено быть в клире людям, ставшим скопцами в результате не зависящих от них причин, но для тех, кто оскопился добровольно, предусмотрено исключение из состава клира. На основании 79-го Апостольского правила не могут быть рукоположены и душевнобольные, как лица несвободные в своем разуме и действиях.

Препятствия духовного характера

К препятствиям духовного характера относятся три вида обстоятельств: недостаточная вера у кандидата, отсутствие необходимых для служения знаний, наличие нравственных пороков.

Кандидат в священнослужители должен исповедовать строго православную веру в Господа Иисуса Христа и Его Церковь. Вера кандидата должна быть твердой и крепкой. Недостаток веры у кандидата может быть выявлен в результате следующих обстоятельств произошедших с ним.

Во-первых, не могут быть рукоположены лица уже отпадавшие от Церкви. 10-е правило Первого Вселенского Собора по этому поводу гласит: «Аще которые из падших произведены в клир, по неведению, или со сведением произведших: сие не ослабляет силы правила церковнаго. Ибо таковые, по дознании, извергаются от священнаго чина».

Во-вторых, лица обратившиеся к вере в результате крайних стечений обстоятельств, также не могут быть рукоположены во священство. Однако, по 12-му правилу Неокесарийского Собора, если данные лица после своего обращения доказали свою веру добродетельной жизнью и духовными подвигами и если нет других достойных кандидатов, то эти лица могут быть рукоположены во священство.

Еще две категории людей не могут быть рукоположены без особого на то позволения – это перешедшие из ереси и новокрещеные (неофиты). Так, например, апостол Павел писал в своем Послании к Тимофею по поводу требований к кандидату в епископы: Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом (1 Тим. 3: 6).

Церковь учит также о том, что только те лица, которые обратили ко Христу всю свою семью (всех своих домашних), могут быть рукоположены в священнослужители. В 45-м каноне Карфагенского Собора по этому поводу говорится: «Епископы и пресвитеры, и диаконы не прежде да поставляются, разве когда всех в доме своем соделают православными христианами». Также не могут быть рукоположены во священство невольные убийцы (43-е правило Василия Великого).

Необходимо также отметить, что сама жизнь кандидата в священнослужители должна быть наполнена добродетельными поступками, любовью к ближнему, крепкой верой во Христа и не должна быть запятнана порочными делами. Целый ряд порочных дел является препятствием для рукоположения в священническое служение. В данную группу препятствий для священнического служения Церковь относит: убийство, святотатство, кражу, гробокопательство (6-е правило св. Григория Нисского), блуд, прелюбодеяние, содомию (61-е Апостольское правило).

Необходимые качества, которыми должен обладать кандидат в священнослужители, включают в себя: смирение, кротость, миролюбивость, а также учительство и способность наставлять паству в вере. Об этом подробно писал апостол Павел: Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан (Тит. 1: 7 – 8).

Что касается вопроса об образовании, то в настоящее время кандидаты в священнослужители должны иметь соответствующее духовное образование, но, в крайнем случае, могут рукоположить и без него. Однако, в любом случае, кандидат в священство должен обладать знаниями о своей вере, разбираться в догматах и в литургических текстах, знать богослужебный устав.

Препятствия социального характера

Социальные требования к кандидату в священство в свою очередь делятся на три группы: семейное положение, ответственность перед государством и общественная репутация.

Происхождение кандидата во священство не может быть препятствием для его рукоположения (8-е правило Никифора Исповедника). Таким образом, лица являющиеся незаконнорожденными, или рожденными в результате второго и третьего браков имеют право быть рукоположенными. По поводу семейного положения стоит также отметить, что Церковь не рукополагает во священство второбрачных (и в целом всех тех, кто состоял более чем в одном браке) (17-е Апостольское правило). Таким образом, для кандидата во священство обязательным требованием является моногамия (единобрачие). Пассивная бигамия, т. е. женитьба на вдове или брошенной, также является препятствием для рукоположения в священнический сан (18-е Апостольское правило). По целому ряду церковных канонов препятствиями для рукоположения являются также следующие обстоятельства: жизнь с женой, уличенной в прелюбодеянии (8-е правило Неокесарийского Собора), брак с близкой родственницей – племянницей (19-е Апостольское правило), брак с нехристианками и с неправославными женами (36-е (45-е) правило Карфагенского Собора). При всем вышесказанном следует отметить, что все эти требования касаются только кандидатов в чины диакона и пресвитера, а для епископов (13-е правило Трулльского Собора) обязательным является безбрачие.

В отношении к государству кандидат в священнослужители также должен соответствовать определенным требованиям Церкви. Так, по канонам Церкви, не может быть рукоположено лицо, занимающееся «делами народного управления» (81-е Апостольское правило), а также лицо, состоящее на военной службе (83-е Апостольское правило). Лица, частично или полностью утратившие гражданскую свободу, также не могут быть рукоположены в священнические чины: рабы и крепостные (в различные исторические эпохи), лишенные свободы по приговору суда (в настоящее время).

Кандидаты в священнослужители должны обладать хорошей репутацией в обществе, а, следовательно, по канонам Церкви, не могут быть рукоположены, такие лица, как ростовщики (14-е правило Василия Великого и др.), актеры (55-е правило Карфагенского Собора), содержатели игорных домов и т. п.

В целом, следует заметить, что лишь требования, касающиеся крещения и пола, являются безусловными для исполнения их Церковью. По остальным моментам Церковью могут быть допущены отступления от правил (диспенсации), ввиду выдающихся качеств кандидата в священнослужители, и это не будет являться нарушением учения Церкви.

Источник

Канонические условия священства

Цер­ковь Хри­стова с первых веков своего устро­е­ния очень вни­ма­тельно сле­дила за избра­нием и постав­ле­нием на слу­же­ние в свя­щен­ном сане. Кано­ни­че­ские поста­нов­ле­ния Пра­во­слав­ной Церкви и учеб­ные посо­бия по кано­ни­че­скому праву боль­шое вни­ма­ние уде­ляют тре­бо­ва­ниям к кан­ди­да­там в свя­щен­ство. Этим вопро­сам кано­ни­сты при­дают пер­во­сте­пен­ное зна­че­ние, т. к. свя­щен­но­слу­жи­тель должен обла­дать опре­де­лен­ными каче­ствами, чтобы пред­сто­ять перед Богом от лица всей Церкви, зани­мать пер­вен­ству­ю­щее место в общине и быть ее духовно-нрав­ствен­ным лиде­ром. Тре­бо­ва­ния, предъ­яв­ля­е­мые Цер­ко­вью кан­ди­да­там в свя­щен­ство, направ­лены на то, чтобы скон­цен­три­ро­вать в клире лучшие силы хри­сти­ан­ского обще­ства. Апо­стол Павел тре­бо­вал, чтобы епи­скоп не воз­ла­гал поспешно рук ни на кого ( 1Тим. 5:22 ). В «Луге Духов­ном» повест­ву­ется о том, как свя­ти­тель Лев Вели­кий в тече­ние сорока дней пре­бы­вал в молитве к свя­тому апо­столу Петру, прося его, чтобы святой апо­стол своим пред­ста­тель­ством испро­сил ему отпу­ще­ние всех пре­гре­ше­ний. По про­ше­ствии этого срока апо­стол явился папе Льву и сказал: «Я молился о тебе и про­щены тебе твои грехи, кроме руко­по­ло­же­ния. В этом ты будешь давать ответ, пра­вильно ли ты руко­по­ла­гал постав­лен­ных тобою» 1) (т. е. епи­скоп несет ответ­ствен­ность за дея­тель­ность тех, кото­рых он мог посвя­щать в цер­ков­ные сте­пени, не озна­ко­мив­шись тща­тельно с их пове­де­нием и обра­зом жизни).

I. Физи­че­ские каче­ства.

В Ветхом Завете телес­ные недо­статки рас­смат­ри­ва­лись как нака­за­ние Божие, а потому к свя­щен­ству допус­ка­лись только те левиты, кото­рые не имели физи­че­ских недо­стат­ков ( Лев. 21:21-23 ). В Церкви ново­за­вет­ной физи­че­ское несо­вер­шен­ство не явля­лось пре­пят­ствием к постав­ле­нию в свя­щен­ные сте­пени. Основ­ное отно­ше­ние к этому вопросу выра­жено в двух апо­столь­ских пра­ви­лах: «Аще кто лишен ока, или в ногах повре­жден, но достоин быть епи­ско­пом, да будет. Ибо телес­ный недо­ста­ток его не осквер­няет, но душев­ная скверна» (77‑е пра­вило). «Глухий же и слепый да не будет епи­скоп, не аки осквер­нен был, но да не будет пре­пят­ствия в делах цер­ков­ных» (78‑е пра­вило).

Цер­ковь в своих кано­ни­че­ских актах ука­зы­вает и на воз­раст руко­по­ла­га­е­мого. Первое пред­пи­са­ние отно­си­тельно воз­раста содер­жится в поста­нов­ле­нии Неоке­са­рий­ского собора: «Во пре­сви­тера прежде три­де­сяти лет, аще и во всем достой­ный чело­век, да не постав­ля­ется, но да оста­вится в ожи­да­нии. Ибо Гос­подь в три­де­ся­тое лето кре­стился и начал учить» (11‑е пра­вило). Наи­бо­лее точное ука­за­ние на воз­раст кли­ри­ков оста­вил Трулль­ский собор. В своем 14‑м пра­виле он под­твер­ждает 11‑е пра­вило Неоке­са­рий­ского собора, пред­пи­сав постав­лять во пре­сви­теры лиц, достиг­ших 30-лет­него воз­раста. Кроме того, тем же пра­ви­лом уста­нав­ли­ва­ется мини­маль­ный воз­раст для постав­ле­ния диа­кона – 25 лет. В опре­де­ле­нии воз­раста диа­кона несо­мненно ска­за­лось вли­я­ние Вет­хого Завета: левиты начи­нали свою службу в храме по дости­же­нии 25-лет­него воз­раста ( Числ. 8:24 ). Однако зако­но­да­тель­ные пред­пи­са­ния отно­си­тельно воз­раста постав­ля­е­мых не были усво­ены цер­ков­ной прак­ти­кой. Фак­ти­че­ски все поста­нов­ле­ния о воз­расте не испол­ня­лись.

II. Духов­ные каче­ства

Цер­ковь постав­ляет на слу­же­ние тех, кто состоит в ней, то есть всту­пил в нее через пока­я­ние и веру. Вера явля­ется необ­хо­ди­мым усло­вием для при­зва­ния на слу­же­ние в Церкви. Однако, от при­зы­ва­е­мого на слу­же­ние тре­бу­ется такая вера, кото­рая могла бы слу­жить при­ме­ром для осталь­ных членов Церкви. Довольно тяжело судить о сте­пени и каче­стве веры. Но воз­можно опре­де­лить такого рода состо­я­ния веру­ю­щих, при кото­рых может явиться сомне­ние в доста­точ­ной твер­до­сти веры. В 1‑м посла­нии к Тимо­фею апо­стол Павел ука­зы­вает, что епи­скоп «не должен быть из ново­об­ра­щен­ных, чтобы не воз­гор­дился и не подпал в осуж­де­ние с диа­во­лом» ( 1Тим. 3:6 ). Первый Все­лен­ский Собор предал этой реко­мен­да­ции харак­тер цер­ков­ной нормы. Собор запре­щает «тотчас по кре­ще­нии воз­во­дить в епи­скоп­ство или пре­сви­тер­ство» (2‑е пра­вило). Воз­бра­ня­ется руко­по­ла­гать нео­фи­тов и 3‑м пра­ви­лом Лаоди­кий­ского Собора.

Цер­ков­ное право тре­бует, чтобы руко­по­ла­га­е­мый в свя­щен­ные сте­пени обла­дал в той или иной мере спе­ци­аль­ными бого­слов­скими зна­ни­ями. Это тре­бо­ва­ние не имеет харак­тера без­услов­ной кано­ни­че­ской нормы, так как отсут­ствие тре­бу­е­мых знаний не влечет за собой недей­стви­тель­но­сти руко­по­ло­же­ния. Апо­стол Павел пишет о том, что «епи­скоп должен быть… учи­те­лен» ( 1Тим. 3:2 ), то есть речь идет о спо­соб­но­сти поучать других, а это пред­по­ла­гает знание истин хри­сти­ан­ской веры. Однако, сам по себе обра­зо­ва­тель­ный уро­вень не дает право на постав­ле­ние в свя­щен­ство и не должен вызы­вать ослаб­ле­ния общих тре­бо­ва­ний, предъ­яв­ля­е­мых кан­ди­да­там в свя­щен­ство. Фак­ти­че­ски же, в боль­шин­стве слу­чаев, вопрос о досто­ин­стве постав­ля­е­мых именно так и решался: окон­ча­ние бого­слов­ской школы почти авто­ма­ти­че­ски давало право на руко­по­ло­же­ние.

III. Мораль­ные каче­ства

Очень рано в Церкви уста­нав­ли­ва­ется прин­цип, по кото­рому обли­чен­ный в явном грехе, а потому состо­я­щий в раз­ряде каю­щихся, не может быть допу­щен в клир. Цер­ков­ное зако­но­да­тель­ство глав­ным обра­зом гово­рило о такого рода мораль­ных каче­ствах, кото­рые явля­лись необ­хо­ди­мыми для кан­ди­да­тов в клир. Так в посла­нии к Тимо­фею апо­стол Павел научает, что «епи­скоп должен быть непо­ро­чен, одной жены муж, трезв, цело­муд­рен, бла­го­чи­нен, честен, стран­но­лю­бив, учи­те­лен» ( 1Тим. 3:2 ). Кроме того епи­скоп должен быть «хорошо управ­ля­ю­щий домом своим, детей содер­жа­щий в послу­ша­нии со всякою чест­но­стью; ибо, кто не умеет управ­лять соб­ствен­ным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» ( 1Тим. 3:4-5 ). В этом же посла­нии содер­жится другая группа тре­бо­ва­ний, кото­рая отно­сится к хоро­шей репу­та­ции кли­рика: «Епи­скоп должен быть… не пья­ница, не бийца, не свар­лив, не коры­сто­лю­бив, но тих, миро­лю­бив, не среб­ро­лю­бив» ( 1Тим. 3:23 ).

Миро­лю­бие, кото­рое тре­бу­ется от слу­жи­теля алтаря Гос­подня, исклю­чает не только убий­ство, но и вообще склон­ность к ссоре и драке. Это нашло свое кано­ни­че­ское выра­же­ние в том, что лица, име­ю­щие сте­пени свя­щен­ства, под­ле­жат извер­же­нию, если бьют верных (27‑е апо­столь­ское пра­вило).

Сле­ду­ю­щее тре­бо­ва­ние, кото­рое цер­ков­ные пра­вила предъ­яв­ляют к кан­ди­дату в свя­щен­но­слу­жи­тели, заклю­ча­ется в его неко­ры­сто­лю­бии и несреб­ро­лю­бии. Одним из выра­же­ний коры­сто­лю­бия, кото­рого не должно быть у став­лен­ника, явля­ется взы­ма­ние про­цен­тов, а осо­бенно ростов­щи­че­ство (44‑е апо­столь­ское пра­вило; 17‑е пра­вило Пер­вого Все­лен­ского Собора; 10‑е пра­вило Трулль­ского Собора). Необ­хо­димо также ска­зать о вели­чай­шем и страш­ном грехе симо­нии. «При­сут­ствие греха симо­нии при постав­ле­нии на свя­щен­ную сте­пень, согласно пра­ви­лам, явля­ется таким обсто­я­тель­ством, кото­рое упразд­няет дей­ствие бла­го­дати, делает руко­по­ло­же­ние недей­стви­тель­ным». 6) 29‑е апо­столь­ское пра­вило гласит: «Аще кто, епи­скоп или пре­сви­тер, или диакон, день­гами сие досто­ин­ство полу­чит, да будет извер­жен и он, и поста­вив­ший, и от обще­ния совсем да отсе­чется». Согласно 30-му апо­столь­скому пра­вилу, епи­скопы, кото­рые полу­чили свой сан через мир­ских началь­ни­ков, под­вер­га­ются извер­же­нию и отлу­че­нию.

Согласно ново­за­вет­ным писа­ниям, чело­век, гото­вя­щийся к пас­тыр­скому слу­же­нию, должен быть без­упреч­ным, то есть не давать осно­ва­ния ни для каких напа­док. Это отно­сится ко всему мораль­ному облику, но глав­ным обра­зом к цело­муд­рию. Оно должно про­яв­ляться как в браке, так и вне брака. Хри­сти­ан­ское созна­ние всегда рас­смат­ри­вало пре­лю­бо­де­я­ние, любо­де­я­ние и осталь­ные плот­ские грехи тяж­кими мораль­ными пре­ступ­ле­ни­ями, кото­рые влекли за собой дли­тель­ное пре­бы­ва­ние в состо­я­нии отлу­че­ния. Само собой разу­ме­ется, что лица, повин­ные в этих пре­ступ­ле­ниях, не могли быть кан­ди­да­тами на слу­же­ния свя­щен­ни­че­ские. Тяжкие грехи (блуд, пре­лю­бо­де­я­ние, содо­мия, гада­ние и чаро­дей­ство, двое­жен­ство, свя­то­тат­ство, отре­че­ние от веры), винов­ные в кото­рых в Древ­ней Церкви под­ле­жали пуб­лич­ному пока­я­нию, состав­ляют пре­пят­ствие к свя­щен­ству. 61‑е апо­столь­ское пра­вило поста­нов­ляет: «Аще верный обви­няем будет в любо­дей­стве, или в пре­лю­бо­дей­стве, или во ином каком запре­щен­ном деле, и обли­чен будет, да не вво­дится в клир».

В пас­тыр­ских посла­ниях упо­ми­на­ется еще об одном тре­бо­ва­нии, предъ­яв­ля­е­мом кан­ди­да­там в свя­щен­ство, а именно отсут­ствие неуме­рен­ного при­стра­стия к спирт­ному. Не осуж­дая упо­треб­ле­ние вина, апо­стол Павел несколько раз повто­рял в своих посла­ниях, что пья­ницы не насле­дуют цар­ствия Божия ( 1Кор. 6, 10 ; Гал. 5, 21 ; Еф. 5, 17-18 ). Среди апо­столь­ских правил име­ется два ука­за­ния, кото­рые под­вер­гают извер­же­нию или отлу­че­нию кли­ри­ков и верных, пре­дан­ных этому пороку (42‑е и 43‑е апо­столь­ские пра­вила). Есте­ственно, что миря­нин, стра­да­ю­щий этим поро­ком, не может быть кан­ди­да­том в свя­щен­ство.

Для того, чтобы хиро­то­ния была дей­стви­тель­ной и закон­ной, необ­хо­димо выпол­не­ние ряда усло­вий, кото­рые каса­ются не только став­лен­ника, но и руко­по­ла­га­ю­щего.

Власть совер­шать руко­по­ло­же­ния при­над­ле­жат епи­ско­пам, и только им, как пре­ем­ни­кам апо­сто­лов. Руко­по­ла­га­ю­щий архи­ерей должен быть пра­во­слав­ным, не ере­ти­ком, кано­ни­че­ски верно постав­лен­ным епи­ско­пом, и руко­по­ла­гать в соот­вет­ствии с кано­нами Церкви по уста­нов­лен­ному чину. Викар­ные архи­ереи и епи­скопы, ушед­шие на покой, могут руко­по­ла­гать лишь по бла­го­сло­ве­нию пра­вя­щего епи­скопа.

Сам чин хиро­то­нии непо­вто­ряем. Руко­по­ло­же­ние, еди­но­жды пра­вильно совер­шен­ное, не повто­ря­ется ни при каких усло­виях.

Все выше­при­ве­ден­ные тре­бо­ва­ния, выдви­га­е­мые кан­ди­дату в свя­щен­ство, явля­ются про­яв­ле­нием мате­рин­ской любви Церкви к своим чадам. Тот, кто реально не соче­тался со Хри­стом, не стал сооб­раз­ным Христу, не сможет при­ве­сти народ в Цар­ствие Божие. Из этого ясно сле­дует, что необ­хо­ди­мей­шим актом под­го­товки к руко­по­ло­же­нию явля­ется стрем­ле­ние к соот­вет­ствию тем пра­ви­лам и нормам, кото­рые Цер­ковь предъ­яв­ляет жела­ю­щему всту­пить в клир. Конечно, в совре­мен­ных усло­виях воз­ни­кают недо­уме­ния и затруд­не­ния. Можно ли в наше слож­ное время при­ме­нять эти пра­вила к тем, кого кре­стили в мла­ден­че­стве и потом не учили хри­сти­ан­ской жизни, кто лишь впо­след­ствии, уже успев согре­шить, пришел к осо­знан­ной вере и реши­тельно отри­нул от себя эти грехи? Можно ли при­ме­нять стро­гость цер­ков­ных кано­нов и к тем, кто хотя и кре­стился в зрелом воз­расте, но не был научен не только пра­ви­лам жизни, но даже и исти­нам веры? Без­условно, реше­ние подоб­ных вопро­сов при­над­ле­жит в каждом отдель­ном случае епи­скопу, кото­рый должен руко­по­ла­гать чело­века слож­ной жизни. Однако оче­видно, что хри­сти­ан­ская жизнь такого чело­века начи­на­ется только тогда, когда он обра­тился ко Христу созна­тельно и узнал в доста­точ­ной мере и о веро­уче­нии, и о пра­ви­лах Церкви. Под­твер­жде­ние этого нахо­дим в эпи­сто­ляр­ном насле­дии вели­чай­шего подвиж­ника бла­го­че­стия свя­ти­теля Игна­тия Брян­ча­ни­нова. В одном из своих писем он ука­зы­вает на то, что «… когда чело­век обно­вится пока­я­нием, тогда грехи юности его не пре­пят­ствуют ему забо­титься о душах ближ­них. Так пони­мала Цер­ковь издревле; и святой Нифонт, епи­скоп Кеса­рии Кипр­ской, по откро­ве­нию Божию, принял на себя обя­зан­но­сти пас­тыря, хотя в юности и под­вер­гался тяжким пре­ткно­ве­ниям. Житие его 23-го декабря…». 7)

Осо­бенно этой мыслью об обнов­ле­нии пока­я­нием необ­хо­димо про­ник­нуться пер­вей­шим кан­ди­да­там в свя­щен­но­слу­жи­тели – вос­пи­тан­ни­кам духов­ных школ. Позна­вая не только тео­ре­ти­че­ски, но и опытно Христа, уча­щи­еся духов­ных учеб­ных заве­де­ний должны осо­зна­вать, что снис­хож­де­ние к немо­щам чело­века не отме­няет кано­ни­че­ские усло­вия руко­по­ло­же­ния и даль­ней­шего слу­же­ния пас­тыря.

Вместе с соот­вет­ствием чело­века кано­ни­че­ским усло­виям руко­по­ло­же­ния есть еще неко­то­рые при­знаки Божьего избран­ни­че­ства. Прежде всего это некое глу­бо­кое чув­ство­ва­ние самого чело­века, под­ска­зы­ва­ю­щее ему, что он должен стать свя­щен­ни­ком. Иногда оно появ­ля­ется еще в раннем воз­расте, иногда в зрелом и неожи­данно. Нередко это чув­ство­ва­ние носит харак­тер непо­ко­ле­би­мой внут­рен­ней убеж­ден­но­сти.

Чело­век, искренне жела­ю­щий стать пас­ты­рем овец Хри­сто­вых, должен усво­ить, что только сер­деч­ное при­зва­ние и соот­вет­ствие Бого­уста­нов­лен­ным зако­нам жиз­не­де­я­тель­но­сти Церкви явля­ется зало­гом успеш­ного и пло­до­твор­ного про­хож­де­ния пас­тыр­ского пути.

При­ме­ча­ния:

1 Иоанн Мосх. Луг Духов­ный. Гл. 149: изда­тель­ство Свято-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой Лавры, 1896. С. 177.
2 Афа­на­сьев Н., прот. Еккле­зио­ло­гия вступ­ле­ния в клир. – Киев: това­ри­ще­ство «Зад­руга», 1997. С. 78.
3 Там же. С. 79.
4 Гри­го­рий Бого­слов, свт. Собра­ние тво­ре­ний. – Т. 1. – Сер­гиев Посад, 1994. С. 309.
5 Нико­дим (Милаш), еп. Пра­вила Пра­во­слав­ной Церкви с тол­ко­ва­ни­ями. – Т. 1 – репринт. – М.: Изд-во «Отчий дом», 2001. С. 144.
6 Цыпин В., прот. Цер­ков­ное право / Курс лекций. – М., 1994. С. – 140.
7 Игна­тий (Брян­ча­ни­нов), свт. Письма о подвиж­ни­че­ской жизни. – М.: Кру­тиц­кое Пат­ри­ар­шее подво­рье, 1995. С. 146.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *