в каком возрасте рукополагают в священники
Возраст кандидата и хиротония во священнослужители
Всем известны церковные правила, устанавливающие определенный возраст для хиротонии в священные степени. Эти правила созданы для того, чтобы кандидат во священнослужители достиг достаточного возраста, чтобы отдавать отчет в понимании ответственности священного служения и имел определенный жизненный опыт.
В частности, указывается, что во иереи можно рукополагать после 30-ти лет, а во диаконы после 25-ти лет. Однако в старообрядческих согласиях эта норма исполняется далеко не всегда. По разным, иногда весьма вынужденным обстоятельствам хиротония во священнослужители совершается ранее указанных возрастов. Подобная практика вызывает соблазны и пересуды. Некоторые «ревнители» договариваются до того, что отказываются признать действенность подобных хиротоний и совершенные поставленными священниками таинства. По этой причине мы публикуем размышление на эту тему архиепископа Тбилисского и всея Грузии Павла (Хорава, Грузинская Древлеправославная Церковь).
О правилах возраста хиротоний
Среди правил Вселенских Соборов есть таковые, которые не всегда выполнялись с одинаковой строгостью. Например, правила 14 и 15 VI Собора, 15 IV Собора и 16 (22) Карфагенского Собора повелевают рукополагать (во) пресвитера — 30-ти лет, (во) диакона — 25-ти лет, (во) диакониссу — 40-а и (в) иподиакона — 20-ти. Более того, сказанные правила VI Собора повелевают извергать тех, кои рукополагаются не достигши определенного возраста. То же самое говорит о возрасте пресвитера и 11 правило Неокесарийского Собора, которое буквально излагает и сказанное 14 правило VI Собора (М. Властарь. Альфавитная Синтагма. Начало буквы Н. Гл. 2. о возрасте рукополагаемых).
14 правило VI Вселенского Собора, к тому же и 15, определяющие возраст рукополагаемых, установляют, чтобы пресвитер был 30-ти лет, особенно если оказывается достойным и по жизни, ибо должно смотреть на первообразный пример Спасителя, который, именно тридцатилетним приняв крещение, тотчас начал учить. Этот Собор устанавливает возраст и для других кандидатов: диакон — 25 лет; диаконисса — 40 лет, а иподиакон чтобы был не менее 20 лет. А рукоположенного прежде сказанных лет без пощады извергать повелевают. Тот же самый возраст определяет для диакона и 16 (22) правило Собора Карфагенского, а для диакониссы — 15 правило IV Собора.
Вот правила VI Вселенского Собора:
Правило 14. «Правило святых и Богоносных отец наших да соблюдается и в сем: дабы во пресвитера прежде тридесяти лет не рукополагати, если бы человек и весьма достоин был, но отлагати до уреченных лет. Ибо Господь Исус Христос в тридесятое лето крестился, и начал учить. Подобно и диакон прежде двадцатипяти лет, и диаконисса прежде сорока лет да не поставляется».
Правило 15. «Иподиакон да поставляется не прежде двадцати лет возраста. Если же кто, в какую бы то ни было священную степень, поставлен будет прежде определенных лет: да будет извержен».
Однако практика и история Церкви говорит, что были многочисленные случаи, когда эти правила не исполнялись. Что вы на это скажете?
Известный новообрядческий канонист Никодим (Милаш) — использую его толкование, так как имеет много исторических ссылок — об этом пишет:
«Оба эти (14 и 15) правила Трулльского Собора говорят об одном и том же предмете, т. е. о возрасте, который должны иметь подлежащие лица, чтобы быть поставленными на священную службу церкви. В первом (14) правиле повторяется слово в слово и подтверждается 11 правило Неокесарийского Собора касательно возраста, который должно иметь подлежащее лицо, чтобы быть рукоположенным во пресвитера. Эти два трулльских правила предписывают возраст для диакона, иподиакона и диакониссы, причем для диакона требуется 25 лет, для иподиакона 20 и для диакониссы 40 лет; а кто будет поставлен раньше установленного возраста, отцы угрожают тому извержением.
В Ветхом Завете предписано было, чтобы левиты начинали службу в скинии с 25-летнего возраста (Числ. 4:3; 8:24 и 25); это было общим правилом для всех в ветхозаветной церкви. В христианской же церкви для различных иерархических степеней должен был быть также установлен соответствующий канонический возраст (canonica aetas), когда подлежащие лица могут быть возведены в ту или другую иерархическую степень. Для апостольского века это трудно было еще установить в виду обстоятельств, в которых находилась церковь, бывшая тогда еще в зародыше.
Принимались на службу обыкновенно люди более зрелого возраста; если же мы и находим Тимофея, который поставлен был во епископа еще молодым (1 Тим. 4:12), то это был единичный случай, устроенный по Божьему Промышлению. О диакониссах в Св. Писании говорится, что они должны иметь 60 лет (1 Тим.5:9); это показывает, что в то время вообще считали, что только лица более зрелого возраста могут быть годны для служения церкви.
В первые века предоставлялось мудрости церковных предстоятелей принимать в клир и назначать на разные иерархические степени по своему усмотрению и согласно нуждам церкви; и лишь постепенно церковным законодательством установлены были в этой области постоянные нормы.
Первое каноническое предписание об этом находится в 11 правиле Неокесарийского Собора, согласно которому во пресвитера не следует поставлять никого, кто не достиг 30-летнего возраста, хотя бы он был во всех отношениях достойный человек. Как главное основание этого, правило указывает пример Христа, выступившего на проповедь по достижении 30-летнего возраста.
Этот возраст вообще имел значение и по отношению к епископу. В Апостольских постановлениях (II, 1) говорится, что кандидат во епископа должен иметь, по крайней мере, 50 лет от роду, однако свидетельством того, что этой нормы не придерживались и в самом начале церкви и считался достаточным 30-летний возраст для епископа, служат многие примеры из церковной истории, хотя даже и от этой нормы бывали отступления.
О Григории Богослове и брате его Афинодоре история повествует, что лишь после 5-летнего изучения наук у Оригена, правда, успешного изучения, они поставлены были во епископы, будучи еще молодыми (Euseb., Hist. eccl. VI,30 [Migne, s.g., t.20, col.589). В молодом возрасте поставлены были также Ахолий, епископ антиохийский (Ambros., Ep. 60. Migne, s.l., t.16, col.1183), Павел, епископ александрийский (Socrat., Hist. eccl. II,5. Mignе, s.g., t.67, col.192), Афанасий, епископ александрийский (Theodoret., Hist. eccl. I,26 [Migne, s.g., t.82, col.981) и многие другие того времени.
В каких именно летах были они, история с точностью не говорит; из сравнения хронологических данных относительно Афанасия видно, что в 326 году, когда избран был он в преемники Александру, то мог он иметь только 30 лет от роду. В VI веке греко-римским законодательством изданы были относящиеся к этому распоряжения. В одной из своих новелл Юстиниан предписывает, что никто не может быть избран во епископа, если не имеет, по крайней мере, 35 лет от роду (Nov. CXXIII, c.1). Однако другой новеллой требуется от кандидата во епископа 30-летний возраст (Nov. CXXXVII, c.2).
На этом потом и остановились; однако практика последующих веков показывает, что 30-летний возраст считался самым молодым, так как епископы редко были поставляемы в этом возрасте, — по обыкновению поставлялись во епископы лица в более зрелом возрасте. Для диакона правило (14) трулльское назначает 25-летний возраст. Это предписано было еще Карфагенским Собором 401 года. Для иподиакона 15 трулльское правило предписывает 20 лет. О таком же возрасте для кандидатов в иподиаконы говорят и две новеллы императора Льва Философа (Nov. XVI (Zаchаriae, Jus gr.-rom, III, 88). Nov. LXXV (там же, р.172-173).
Относительно возраста диакониссы правило повторяет предписание 15 правила IV Вселенского Собора, по которому диакониссой может сделаться женщина, имеющая от роду 40 лет. В толковании этого правила Вальсамон упоминает и о чтецах, и, ссылаясь на III, I, 28 Василик (что соответствует 13-й главе CXXIII новеллы Юстиниана), замечает, что чтецом может быть поставлен только тот, кто имеет 18 лет от роду (Аф. Синт., II,338)».
Однако надо заметить, что этих норм не придерживались и после VI Вселенского Собора. Например, протопоп Аввакум в сан диакона был рукоположен в 21-летнем возрасте, а в сан священника — в 25 лет. По правилам Собора его должны были извергнуть но, как мы видим, никто протопопа Аввакума и его рукополагателей не извергал. Рукоположение Аввакума до положенного возраста — не единичный случай, а распространенная практика Русской (и не только) Православной Церкви тех времен, а иногда и в наши дни.
Понравился материал?
Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!
ТРЕБОВАНИЯ К КАНДИДАТАМ В СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ И ПРЕПЯТСТВИЯ К РУКОПОЛОЖЕНИЮ
Священнослужитель как духовный пастырь, учитель и наставник народа Божия должен обладать определенными качествами и вести определенный образ жизни, соответствующий духу Церкви. Кандидат в священнослужители должен глубоко знать и понимать учение Православной Церкви и обладать крепостью христианской веры, вести безупречный образ жизни в соответствии с заповедями Господа Иисуса Христа и учения Церкви. Как показывает опыт Церкви далеко не все люди, считающие себя христианами, могут быть рукоположены в церковно- и священнослужители.
Неспособность к священству
В Православной Церкви существует понятие о двух видах неспособности к священнослужению: абсолютная неспособность, когда рукоположение недопустимо в любом случае; а если оно и было совершено, то считается Церковью недействительным. Существует еще относительная неспособность к священству, ввиду какого-либо недостатка, являющегося препятствием к священству, но допускающего возможность рукоположения, если на это будет дано разрешение (благословение) со стороны высшей церковной власти.
С точки зрения Церкви абсолютно неспособны к священству некрещеные лица и женщины. Некрещеный человек, по определению не может быть священнослужителем, так как он не является членом Церкви, а, следовательно, и не может быть духовным пастырем народа и выполнять священнодействия Церкви. Женщины, конечно же, могут исполнять различные обязанности в храме: хозяйственные дела, пение на клиросе, работа в церковных учреждениях, помощь в храме по различным вопросам. Но, с другой стороны, быть священнослужителями женщины не могут и в этом мнении Церковь основывается на свидетельстве Св. Писания. Во-первых, Сам Господь Иисус Христос, когда выбирал Себе учеников, остановился только на мужчинах, тем самым дав образец для подражания при выборе кандидатов в священнослужители. Во-вторых, Церковь отталкивается и от слов апостола Павла, который по поводу места женщины в храме писал: Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит (1 Кор. 14: 34). Стоит также отметить тот факт, что в древней Церкви существовали должности диаконисс и пресвитерисс, но данные лица все же не являлись членами церковной иерархии.
Что касается основных видов препятствий для священства, то в настоящее время, исходя из церковного права, все препятствия можно разделить на три группы: препятствия физического, духовного и социального характера.
Препятствия физического характера
Препятствия физического характера можно, в свою очередь, разделить на две группы: препятствия, связанные с возрастными ограничениями, и препятствия по состоянию здоровья или при наличии телесных недостатков.
В связи с тем, что священническое служение дело ответственное и серьезное, за исполнение которого священник будет давать ответ Самому Богу, то вполне естественно, что кандидат в священнослужители должен иметь определенный возрастной показатель. Именно возраст определяет в человеке наличие зрелого ума, крепости веры и определенного жизненного опыта.
По канонам Церкви, выработанным на Трулльском Соборе (14-е правило), для поставления в диаконы определяется возрастной ценз равный 25 годам, а в священника – 30 годам. Это связано с тем, что Сам Господь Иисус Христос вышел на Свою проповедь достигнув 30 лет. По 15-му правилу этого же Собора в иподиаконы можно поставлять не ранее достижения кандидатом 20 лет. Стоит, однако, отметить, что в опыте Церкви часто случается отступление от этих правил. Поставление во епископа не имеет четко определенных возрастных рамок. Так, например, по Апостольским постановлениям, возраст для епископского рукоположения определен в 50 лет. При патриархе Фотии в книге «Номоканон» был установлен минимальный возрастной ценз для поставления во епископы – в 35 лет, а в исключительных случаях – в 25 лет. Самое раннее служение в Церкви можно начать с чина чтеца, для которого нет жестких возрастных ограничений. По ныне действующему Уставу Русской Православной Церкви в чины диакона и пресвитера (священника) можно поставлять с 18 лет (гражданское совершеннолетие), в епископа можно поставлять кандидата не моложе 30 лет.
Что касается вопроса о физических недостатках, то здесь Церковь указывает на два обстоятельства. С одной стороны, сам по себе физический недостаток еще не может быть препятствием для рукоположения во священство. С другой стороны, не могут быть священнослужителями те лица, чьи физические недостатки могут непосредственно затруднить служение Богу. Так, например, по 77-му Апостольскому правилу священнослужителями могут быть лица имеющие повреждения ока (глаза), а также имеющие болезни ног. Но по 78-му правилу не могут быть священнослужителями лица страдающие глухотой или слепотой. По 1-му правилу Первого Вселенского Собора разрешено быть в клире людям, ставшим скопцами в результате не зависящих от них причин, но для тех, кто оскопился добровольно, предусмотрено исключение из состава клира. На основании 79-го Апостольского правила не могут быть рукоположены и душевнобольные, как лица несвободные в своем разуме и действиях.
Препятствия духовного характера
К препятствиям духовного характера относятся три вида обстоятельств: недостаточная вера у кандидата, отсутствие необходимых для служения знаний, наличие нравственных пороков.
Кандидат в священнослужители должен исповедовать строго православную веру в Господа Иисуса Христа и Его Церковь. Вера кандидата должна быть твердой и крепкой. Недостаток веры у кандидата может быть выявлен в результате следующих обстоятельств произошедших с ним.
Во-первых, не могут быть рукоположены лица уже отпадавшие от Церкви. 10-е правило Первого Вселенского Собора по этому поводу гласит: «Аще которые из падших произведены в клир, по неведению, или со сведением произведших: сие не ослабляет силы правила церковнаго. Ибо таковые, по дознании, извергаются от священнаго чина».
Во-вторых, лица обратившиеся к вере в результате крайних стечений обстоятельств, также не могут быть рукоположены во священство. Однако, по 12-му правилу Неокесарийского Собора, если данные лица после своего обращения доказали свою веру добродетельной жизнью и духовными подвигами и если нет других достойных кандидатов, то эти лица могут быть рукоположены во священство.
Еще две категории людей не могут быть рукоположены без особого на то позволения – это перешедшие из ереси и новокрещеные (неофиты). Так, например, апостол Павел писал в своем Послании к Тимофею по поводу требований к кандидату в епископы: Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом (1 Тим. 3: 6).
Церковь учит также о том, что только те лица, которые обратили ко Христу всю свою семью (всех своих домашних), могут быть рукоположены в священнослужители. В 45-м каноне Карфагенского Собора по этому поводу говорится: «Епископы и пресвитеры, и диаконы не прежде да поставляются, разве когда всех в доме своем соделают православными христианами». Также не могут быть рукоположены во священство невольные убийцы (43-е правило Василия Великого).
Необходимо также отметить, что сама жизнь кандидата в священнослужители должна быть наполнена добродетельными поступками, любовью к ближнему, крепкой верой во Христа и не должна быть запятнана порочными делами. Целый ряд порочных дел является препятствием для рукоположения в священническое служение. В данную группу препятствий для священнического служения Церковь относит: убийство, святотатство, кражу, гробокопательство (6-е правило св. Григория Нисского), блуд, прелюбодеяние, содомию (61-е Апостольское правило).
Необходимые качества, которыми должен обладать кандидат в священнослужители, включают в себя: смирение, кротость, миролюбивость, а также учительство и способность наставлять паству в вере. Об этом подробно писал апостол Павел: Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан (Тит. 1: 7 – 8).
Что касается вопроса об образовании, то в настоящее время кандидаты в священнослужители должны иметь соответствующее духовное образование, но, в крайнем случае, могут рукоположить и без него. Однако, в любом случае, кандидат в священство должен обладать знаниями о своей вере, разбираться в догматах и в литургических текстах, знать богослужебный устав.
Препятствия социального характера
Социальные требования к кандидату в священство в свою очередь делятся на три группы: семейное положение, ответственность перед государством и общественная репутация.
Происхождение кандидата во священство не может быть препятствием для его рукоположения (8-е правило Никифора Исповедника). Таким образом, лица являющиеся незаконнорожденными, или рожденными в результате второго и третьего браков имеют право быть рукоположенными. По поводу семейного положения стоит также отметить, что Церковь не рукополагает во священство второбрачных (и в целом всех тех, кто состоял более чем в одном браке) (17-е Апостольское правило). Таким образом, для кандидата во священство обязательным требованием является моногамия (единобрачие). Пассивная бигамия, т. е. женитьба на вдове или брошенной, также является препятствием для рукоположения в священнический сан (18-е Апостольское правило). По целому ряду церковных канонов препятствиями для рукоположения являются также следующие обстоятельства: жизнь с женой, уличенной в прелюбодеянии (8-е правило Неокесарийского Собора), брак с близкой родственницей – племянницей (19-е Апостольское правило), брак с нехристианками и с неправославными женами (36-е (45-е) правило Карфагенского Собора). При всем вышесказанном следует отметить, что все эти требования касаются только кандидатов в чины диакона и пресвитера, а для епископов (13-е правило Трулльского Собора) обязательным является безбрачие.
В отношении к государству кандидат в священнослужители также должен соответствовать определенным требованиям Церкви. Так, по канонам Церкви, не может быть рукоположено лицо, занимающееся «делами народного управления» (81-е Апостольское правило), а также лицо, состоящее на военной службе (83-е Апостольское правило). Лица, частично или полностью утратившие гражданскую свободу, также не могут быть рукоположены в священнические чины: рабы и крепостные (в различные исторические эпохи), лишенные свободы по приговору суда (в настоящее время).
Кандидаты в священнослужители должны обладать хорошей репутацией в обществе, а, следовательно, по канонам Церкви, не могут быть рукоположены, такие лица, как ростовщики (14-е правило Василия Великого и др.), актеры (55-е правило Карфагенского Собора), содержатели игорных домов и т. п.
В целом, следует заметить, что лишь требования, касающиеся крещения и пола, являются безусловными для исполнения их Церковью. По остальным моментам Церковью могут быть допущены отступления от правил (диспенсации), ввиду выдающихся качеств кандидата в священнослужители, и это не будет являться нарушением учения Церкви.
Канонические условия священства
Церковь Христова с первых веков своего устроения очень внимательно следила за избранием и поставлением на служение в священном сане. Канонические постановления Православной Церкви и учебные пособия по каноническому праву большое внимание уделяют требованиям к кандидатам в священство. Этим вопросам канонисты придают первостепенное значение, т. к. священнослужитель должен обладать определенными качествами, чтобы предстоять перед Богом от лица всей Церкви, занимать первенствующее место в общине и быть ее духовно-нравственным лидером. Требования, предъявляемые Церковью кандидатам в священство, направлены на то, чтобы сконцентрировать в клире лучшие силы христианского общества. Апостол Павел требовал, чтобы епископ не возлагал поспешно рук ни на кого ( 1Тим. 5:22 ). В «Луге Духовном» повествуется о том, как святитель Лев Великий в течение сорока дней пребывал в молитве к святому апостолу Петру, прося его, чтобы святой апостол своим предстательством испросил ему отпущение всех прегрешений. По прошествии этого срока апостол явился папе Льву и сказал: «Я молился о тебе и прощены тебе твои грехи, кроме рукоположения. В этом ты будешь давать ответ, правильно ли ты рукополагал поставленных тобою» 1) (т. е. епископ несет ответственность за деятельность тех, которых он мог посвящать в церковные степени, не ознакомившись тщательно с их поведением и образом жизни).
I. Физические качества.
В Ветхом Завете телесные недостатки рассматривались как наказание Божие, а потому к священству допускались только те левиты, которые не имели физических недостатков ( Лев. 21:21-23 ). В Церкви новозаветной физическое несовершенство не являлось препятствием к поставлению в священные степени. Основное отношение к этому вопросу выражено в двух апостольских правилах: «Аще кто лишен ока, или в ногах поврежден, но достоин быть епископом, да будет. Ибо телесный недостаток его не оскверняет, но душевная скверна» (77‑е правило). «Глухий же и слепый да не будет епископ, не аки осквернен был, но да не будет препятствия в делах церковных» (78‑е правило).
Церковь в своих канонических актах указывает и на возраст рукополагаемого. Первое предписание относительно возраста содержится в постановлении Неокесарийского собора: «Во пресвитера прежде тридесяти лет, аще и во всем достойный человек, да не поставляется, но да оставится в ожидании. Ибо Господь в тридесятое лето крестился и начал учить» (11‑е правило). Наиболее точное указание на возраст клириков оставил Трулльский собор. В своем 14‑м правиле он подтверждает 11‑е правило Неокесарийского собора, предписав поставлять во пресвитеры лиц, достигших 30-летнего возраста. Кроме того, тем же правилом устанавливается минимальный возраст для поставления диакона – 25 лет. В определении возраста диакона несомненно сказалось влияние Ветхого Завета: левиты начинали свою службу в храме по достижении 25-летнего возраста ( Числ. 8:24 ). Однако законодательные предписания относительно возраста поставляемых не были усвоены церковной практикой. Фактически все постановления о возрасте не исполнялись.
II. Духовные качества
Церковь поставляет на служение тех, кто состоит в ней, то есть вступил в нее через покаяние и веру. Вера является необходимым условием для призвания на служение в Церкви. Однако, от призываемого на служение требуется такая вера, которая могла бы служить примером для остальных членов Церкви. Довольно тяжело судить о степени и качестве веры. Но возможно определить такого рода состояния верующих, при которых может явиться сомнение в достаточной твердости веры. В 1‑м послании к Тимофею апостол Павел указывает, что епископ «не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал в осуждение с диаволом» ( 1Тим. 3:6 ). Первый Вселенский Собор предал этой рекомендации характер церковной нормы. Собор запрещает «тотчас по крещении возводить в епископство или пресвитерство» (2‑е правило). Возбраняется рукополагать неофитов и 3‑м правилом Лаодикийского Собора.
Церковное право требует, чтобы рукополагаемый в священные степени обладал в той или иной мере специальными богословскими знаниями. Это требование не имеет характера безусловной канонической нормы, так как отсутствие требуемых знаний не влечет за собой недействительности рукоположения. Апостол Павел пишет о том, что «епископ должен быть… учителен» ( 1Тим. 3:2 ), то есть речь идет о способности поучать других, а это предполагает знание истин христианской веры. Однако, сам по себе образовательный уровень не дает право на поставление в священство и не должен вызывать ослабления общих требований, предъявляемых кандидатам в священство. Фактически же, в большинстве случаев, вопрос о достоинстве поставляемых именно так и решался: окончание богословской школы почти автоматически давало право на рукоположение.
III. Моральные качества
Очень рано в Церкви устанавливается принцип, по которому обличенный в явном грехе, а потому состоящий в разряде кающихся, не может быть допущен в клир. Церковное законодательство главным образом говорило о такого рода моральных качествах, которые являлись необходимыми для кандидатов в клир. Так в послании к Тимофею апостол Павел научает, что «епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен» ( 1Тим. 3:2 ). Кроме того епископ должен быть «хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» ( 1Тим. 3:4-5 ). В этом же послании содержится другая группа требований, которая относится к хорошей репутации клирика: «Епископ должен быть… не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив» ( 1Тим. 3:23 ).
Миролюбие, которое требуется от служителя алтаря Господня, исключает не только убийство, но и вообще склонность к ссоре и драке. Это нашло свое каноническое выражение в том, что лица, имеющие степени священства, подлежат извержению, если бьют верных (27‑е апостольское правило).
Следующее требование, которое церковные правила предъявляют к кандидату в священнослужители, заключается в его некорыстолюбии и несребролюбии. Одним из выражений корыстолюбия, которого не должно быть у ставленника, является взымание процентов, а особенно ростовщичество (44‑е апостольское правило; 17‑е правило Первого Вселенского Собора; 10‑е правило Трулльского Собора). Необходимо также сказать о величайшем и страшном грехе симонии. «Присутствие греха симонии при поставлении на священную степень, согласно правилам, является таким обстоятельством, которое упраздняет действие благодати, делает рукоположение недействительным». 6) 29‑е апостольское правило гласит: «Аще кто, епископ или пресвитер, или диакон, деньгами сие достоинство получит, да будет извержен и он, и поставивший, и от общения совсем да отсечется». Согласно 30-му апостольскому правилу, епископы, которые получили свой сан через мирских начальников, подвергаются извержению и отлучению.
Согласно новозаветным писаниям, человек, готовящийся к пастырскому служению, должен быть безупречным, то есть не давать основания ни для каких нападок. Это относится ко всему моральному облику, но главным образом к целомудрию. Оно должно проявляться как в браке, так и вне брака. Христианское сознание всегда рассматривало прелюбодеяние, любодеяние и остальные плотские грехи тяжкими моральными преступлениями, которые влекли за собой длительное пребывание в состоянии отлучения. Само собой разумеется, что лица, повинные в этих преступлениях, не могли быть кандидатами на служения священнические. Тяжкие грехи (блуд, прелюбодеяние, содомия, гадание и чародейство, двоеженство, святотатство, отречение от веры), виновные в которых в Древней Церкви подлежали публичному покаянию, составляют препятствие к священству. 61‑е апостольское правило постановляет: «Аще верный обвиняем будет в любодействе, или в прелюбодействе, или во ином каком запрещенном деле, и обличен будет, да не вводится в клир».
В пастырских посланиях упоминается еще об одном требовании, предъявляемом кандидатам в священство, а именно отсутствие неумеренного пристрастия к спиртному. Не осуждая употребление вина, апостол Павел несколько раз повторял в своих посланиях, что пьяницы не наследуют царствия Божия ( 1Кор. 6, 10 ; Гал. 5, 21 ; Еф. 5, 17-18 ). Среди апостольских правил имеется два указания, которые подвергают извержению или отлучению клириков и верных, преданных этому пороку (42‑е и 43‑е апостольские правила). Естественно, что мирянин, страдающий этим пороком, не может быть кандидатом в священство.
Для того, чтобы хиротония была действительной и законной, необходимо выполнение ряда условий, которые касаются не только ставленника, но и рукополагающего.
Власть совершать рукоположения принадлежат епископам, и только им, как преемникам апостолов. Рукополагающий архиерей должен быть православным, не еретиком, канонически верно поставленным епископом, и рукополагать в соответствии с канонами Церкви по установленному чину. Викарные архиереи и епископы, ушедшие на покой, могут рукополагать лишь по благословению правящего епископа.
Сам чин хиротонии неповторяем. Рукоположение, единожды правильно совершенное, не повторяется ни при каких условиях.
Все вышеприведенные требования, выдвигаемые кандидату в священство, являются проявлением материнской любви Церкви к своим чадам. Тот, кто реально не сочетался со Христом, не стал сообразным Христу, не сможет привести народ в Царствие Божие. Из этого ясно следует, что необходимейшим актом подготовки к рукоположению является стремление к соответствию тем правилам и нормам, которые Церковь предъявляет желающему вступить в клир. Конечно, в современных условиях возникают недоумения и затруднения. Можно ли в наше сложное время применять эти правила к тем, кого крестили в младенчестве и потом не учили христианской жизни, кто лишь впоследствии, уже успев согрешить, пришел к осознанной вере и решительно отринул от себя эти грехи? Можно ли применять строгость церковных канонов и к тем, кто хотя и крестился в зрелом возрасте, но не был научен не только правилам жизни, но даже и истинам веры? Безусловно, решение подобных вопросов принадлежит в каждом отдельном случае епископу, который должен рукополагать человека сложной жизни. Однако очевидно, что христианская жизнь такого человека начинается только тогда, когда он обратился ко Христу сознательно и узнал в достаточной мере и о вероучении, и о правилах Церкви. Подтверждение этого находим в эпистолярном наследии величайшего подвижника благочестия святителя Игнатия Брянчанинова. В одном из своих писем он указывает на то, что «… когда человек обновится покаянием, тогда грехи юности его не препятствуют ему заботиться о душах ближних. Так понимала Церковь издревле; и святой Нифонт, епископ Кесарии Кипрской, по откровению Божию, принял на себя обязанности пастыря, хотя в юности и подвергался тяжким преткновениям. Житие его 23-го декабря…». 7)
Особенно этой мыслью об обновлении покаянием необходимо проникнуться первейшим кандидатам в священнослужители – воспитанникам духовных школ. Познавая не только теоретически, но и опытно Христа, учащиеся духовных учебных заведений должны осознавать, что снисхождение к немощам человека не отменяет канонические условия рукоположения и дальнейшего служения пастыря.
Вместе с соответствием человека каноническим условиям рукоположения есть еще некоторые признаки Божьего избранничества. Прежде всего это некое глубокое чувствование самого человека, подсказывающее ему, что он должен стать священником. Иногда оно появляется еще в раннем возрасте, иногда в зрелом и неожиданно. Нередко это чувствование носит характер непоколебимой внутренней убежденности.
Человек, искренне желающий стать пастырем овец Христовых, должен усвоить, что только сердечное призвание и соответствие Богоустановленным законам жизнедеятельности Церкви является залогом успешного и плодотворного прохождения пастырского пути.
Примечания:
1 Иоанн Мосх. Луг Духовный. Гл. 149: издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1896. С. 177.
2 Афанасьев Н., прот. Екклезиология вступления в клир. – Киев: товарищество «Задруга», 1997. С. 78.
3 Там же. С. 79.
4 Григорий Богослов, свт. Собрание творений. – Т. 1. – Сергиев Посад, 1994. С. 309.
5 Никодим (Милаш), еп. Правила Православной Церкви с толкованиями. – Т. 1 – репринт. – М.: Изд-во «Отчий дом», 2001. С. 144.
6 Цыпин В., прот. Церковное право / Курс лекций. – М., 1994. С. – 140.
7 Игнатий (Брянчанинов), свт. Письма о подвижнической жизни. – М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1995. С. 146.