в каком возрасте ребенок нуждается в серьезном отношении и к вопросам и к нему самому

Консультация «Роль семьи в образовании детей дошкольного возраста»

Семья – это организованная структура, которая при скоординированных действиях, выполняет определенные функции в образовании детей: участвует в формировании ребенка как личности; закладывает основы нравственного поведения; формирует творческие интересы, обучает ребенка.

Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значении семьи в формировании личности, на ее воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе.

Всестороннее гармоничное развитие детской личности требует согласованной работы всей системы воспитательно – образовательных воздействий взрослых на ребенка. Семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него умений и навыков в образовательной стезе.

Взаимодействие педагогов учреждения с родителями предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, а также имеет целью повышение педагогической культуры родителей, то есть, сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам.

Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция семьи как социального института.

Наличие в семье сложного обогащающего образца, каковым выступают родители, значительно облегчает нормальное психическое и нравственное развитие ребенка, позволяет ему наиболее полно проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Оно Во время познавательного процесса ребенок задает множество вопросов – о животных, природе, планетах, что из чего сделано и как работает («возраст почемучек»). Взрослый воспринимается ребенком, прежде всего как эрудит, источник познания, партнер по обсуждению причин и связей в мире природы и техники. Ребенок нуждается в серьезном отношении и к вопросам, и к нему самому – нуждается в уважении. В такие моменты важным является правильное поведение членов семьи, умение правильно и доступно объяснить те или иные вещи.

Художественно-эстетическая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка-дошкольника. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Занятия рисованием и другими видами художественной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребенку подготовиться к школьному обучению. Значительный вклад в развитие интереса к творческой деятельности должны вносить не только на уровне дошкольного учреждения, но и не маловажный фактор вносит семья, которая способствует укреплению интереса к творчеству.

Ребенок лучше всего развивается, если родители читают ему, много разговаривают, занимаются сами или посещают развивающие занятия, а также активно участвуют в жизни дошкольного учреждения. Не менее важно, чтобы члены семьибыли направлены на амплификацию развития: учитывали возрастные возможности и особенности дошкольников, их образное мышление, не вполне сложившийся понятийный аппарат, ведущую игровую деятельность, недостаточно развитую волевую сферу. Если родители активно развивают ребенка и делают это в доступных и интересных для дошкольника формах, способности развиваются в наибольшей степени. Дети демонстрируют не только высокие достижения в интеллектуальной сфере, но и в воображении, в речи, памяти, внимании. Помимо этого у них высокая познавательная активность, что обеспечивает не только сегодняшние результаты, но и успехи в будущем, в школе, в дальнейшей жизни.

Если родители активны, но при этом направлены на акселерацию развития, стремятся раньше времени сделать из малыша школьника, читают с ним, учат писать, знакомят со сложными школьными задачами, проводят длительные занятия – способности развиваются хуже. Ребенок может демонстрировать высокий уровень осведомленности, много знать, уметь читать и считать, но его способности будут слабо развиваться. По-видимому, это связано с тем, что ребенок уже использует все свои возможности, опираясь на память, в то время как творческие задачи станут ему не по плечу и динамика его развития замедлится. В начальной школе такие дети хорошо успевают, но затем могут стать «твердыми середничками», а в старшей школе часто испытывают трудности.

Следовательно, наиболее благоприятной для развития способностей дошкольников является активная позиция родителей, учитывающая возрастные особенности ребенка и направленная на расширение возможностей дошкольника.

Таким образом, можно утверждать, что положительное отношение родителей к познавательному развитию ребенка, поддержка его познавательной и творческой активности, поощрение познавательной деятельности и признание успехов ребенка в этой области помогает дошкольнику развивать свои интеллектуальные и творческие способности, влияет на образование детей в раннем возрасте.

Консультация «Роль семьи в развитии речи детей» Роль семьи в развитии речи детей. Лингвистическое и литературное воспитание человека начинается в раннем детстве. Навык правильной речи,.

Консультация «Семья и её роль в формировании социализации детей дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 15 «Страна детства» комбинированного вида г. Кызыла Республики.

Консультация для родителей «Роль семьи в формировании речи у детей» Уважаемые родители! Всем известно, насколько важна роль речи в жизни каждого человека. Речь служит главным средством общения с другими людьми,.

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста» Для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки,.

Консультация для воспитателей «Роль музыки в духовном воспитании детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей «Роль музыки в духовном воспитании детей дошкольного возраста» Составила муз. руководитель: Мальцева В. Н.

Консультация «Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста» Консультация «Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста» «Игра – это огромное светлое окно, через который в духовный мир.

Презентация «Место и роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста» Презентация «Место и роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста» использована на родительском собрании, посвященному вопросу гендерного.

Работа по теме самообразования на 2018–2019 год «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста» Семья оказывает определяющее влияние на становление личности в дошкольные годы жизни ребенка. Справедливо утверждение, что в этот период.

Роль семьи и ДОУ в формировании и развитии духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста Роль семьи и ДОУ в формировании и развитии духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста Подготовила воспитатель первой квалификационной.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что.

Источник

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ И ГРУППОВОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Особенности общения в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте в жизнь ребёнка прочно и уже навсегда входят другие дети (сверстник). Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматическая картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, помогают друг другу, а иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций.

Опыт первых отношений со сверстниками является фундаментом для построения дальнейшего развития личности ребёнка. Но не всегда этот опыт складывается удачно, поэтому у многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные последствия.

Эмоциональная напряжённость и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослыми. Родители иногда могут даже не подозревать о широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети или не предавать этому особого значения. Что является ошибкой. Важнейшей задачей родителей является вовремя определить проблемы ребёнка и помочь ему решить их.

У ребенка дошкольного возраста М. И. Лисина выделяет две формы общения со взрослыми: внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная.

В трех-четырехлетнем возрасте главенствует познавательная форма общения. Разворачивается внеситуативно – познавательное общение. Ведущий мотив этой формы общения — познание. Оно включено в процесс совместного со взрослым ознакомления с физическим миром, в процесс «теоретического» сотрудничества. Ребенок задает множество вопросов — о животных, природе, планетах, что из чего сделано и как работает («возраст почемучек»). Теперь взрослый воспринимается ребенком прежде всего как эрудит, источник познания, партнер по обсуждению причин и связей в мире природы и техники. Ребенок нуждается в серьезном отношении и к вопросам, и к нему самому.

В пяти-семилетнем возрасте происходит переход к новой, высшей для дошкольного детства форме общения — внеситуативно – личностной. Личностный мотив общения проявляется в трансформации содержания вопросов, в новых темах для обсуждения, в расспрашивании взрослого о его работе, семье, детях. Взрослый выступает для старшего дошкольника как источник социальных познаний и как эталон поведения в различных ситуациях. И в то же время он воспринимается как особая, целостная личность. Личностное общение углубляет познание ребенком социального мира, приобщает его к моральным и нравственным общественным ценностям, прежде всего, конечно, к ценностям близких людей.

Потребность ребенка в общении со взрослым углубляется стремлением к сопереживанию и взаимопониманию, стремлением к общности взглядов. Поведенчески эта потребность обнаруживает себя, в частности, в феномене большого количества жалоб детей друг на друга. В этот период жалобы детей друг на друга выполняют специфическую функцию. Они связаны с активно идущим процессом усвоения бытовых правил и правил взаимоотношений. Поведение сверстников выделяется в сознании ребенка раньше, чем собственное поведение, и тем более само правило. Когда Петя сообщает воспитательнице: «А Витя рисует на столе!», это не значит, что он жаждет подвергнуть Витю осуждению или наказанию. Скорее, он хочет убедиться, что, действительно, на столе рисовать нельзя, и, кроме того, сообщить, что ему-то, Пете, это правило известно. Жалоба — это косвенная просьба подтвердить или опровергнуть то, что он для себя выделил как правило, его обязательность, это форма знакомства с правилами.

У ребенка дошкольного возраста (с 3-7 лет) М. И. Лисина выделяет три формы общения со сверстниками: эмоционально-практическую, ситуативно-деловую и внеситуативно-деловую.

Ребенок ждет от сверстника соучастия в своих шалостях, забавах и стремится к самовыражению. Общение сводится к беготне, веселым крикам, забавным движениям и отличается раскованностью и непосредственностью.

2. В возрасте с 4 до 6 лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловая форма общения с ровесниками. Бурно развиваются сюжетно-ролевая игра и другие виды деятельности, приобретая коллективный характер. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении. Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс, уступая друг другу игрушку, наиболее привлекательную роль в игре и т.д. Дети используют разнообразные средства общения, и несмотря на то, что они много говорят, речь остается по-прежнему ситуативной.

3. Внеситуативно-деловая форма общения наблюдается у старших дошкольников (6-7 лет), в основном четко намечается тенденция к ее развитию.

Особенности общения со сверстниками ярко проявляются в темах разговоров:

Младшие дошкольники разговаривают прежде всего о том, что они видят, или о том, что у них есть. Они стремятся поделиться впечатлениями, привлечь внимание сверстников с помощью предметов, которыми обладают.

Средние дошкольники чаще демонстрируют сверстникам то, что они умеют делать и как это у них получается.

Несмотря на развитие контактов со сверстниками, в любой период детства наблюдаются конфликты между детьми.

Особенности общения в младшем школьном возрасте.

В этот период происходит интенсивное установление дружеских отношений. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на данном возрастном этапе.

Если у ребёнка к 9-10 годам устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одноклассников, то значит, что ребёнок умеет наладить тесный социальный контакт со сверстниками.

С возрастом у детей повышается полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников.

Взаимоотношения со взрослыми.

Ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя. Так называемый эмоциональный голод (потребность в положительных эмоциях значимого взрослого (а учитель — именно такой взрослый) — во многом определяет поведение ребенка. Приобретая новые знания, слушая сказки и истории, которые читает учитель, созерцая явления природы, рассматривая иллюстрации в книжках и ориентируясь при этом на эмоциональное отношение учителя к тому, что разбирается на уроке, ребенок усваивает не только информацию, но и ее оценку взрослым. Он учится эмоционально-ценностному отношению к окружающему миру.

Вместе с тем, не чувствуя эмоциональной близости со своим учителем, ребенок бессознательно стремится компенсировать нереализованную потребность в положительных эмоциях. Как только, по мнению ребенка, возникает возможность обратиться к своему соседу по парте или еще к кому-нибудь, он тут же начинает общение по любому поводу. Не поощряемое взрослыми напряжение воли быстро утомляет и истощает ребенка, и он бессознательно стремится снять негативное напряжение. Рассудочное и аффективное отношение к правилам, нравственным нормам развивается у ребенка через эмоционально-оценочное отношение (переживание собственного отношения к правилам, морально-нравственным нормам) к нему взрослого. Именно взрослый своим аффективным отношением к ребенку в данный момент санкционирует определенный тип поведения. Новые грани чувств ребенка младшего школьного возраста развиваются прежде всего внутри учебной деятельности и в связи с ней.

Взаимоотношения со сверстниками.

Здесь в ситуациях формального равенства (все одноклассники и ровесники) сталкиваются дети с разной природной энергетикой, с разной культурой речевого и эмоционального общения, с разной волей и отличным чувством личности. Именно характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей.

Именно в условиях самостоятельного общения ребенок открывает для себя разнообразные стили возможного построения отношений:

Общение со сверстниками влияет на самооценку и помогает социализации детей.

Источник

Определить особенности развития личности в дошкольном возрасте.

17. Развитие личности дошкольника

Дошкольный возраст – период от 3-х до 7-и лет. Это период овладения социальным пространством через общения со взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых. Старая социальная ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым распадается. Отделение от взрослого создает новую социальную ситуацию, в которой ребенок стремится к самостоятельности. Ребенок впервые психологически выходит за рамки семьи, за пределы окружения близких людей. Взрослый начинает выступать не только как конкретное лицо, но и как образ. Взрослый в этот период очень авторитетен. Социальная ситуация развитияв дошкольном детстве: «ре­бенок – взрослый (обобщенный, общественный)». Обобщен­ный взрослый – это носитель общественных функций, т.е. води­тель, продавец, воспитатель, мама вообще.

На протяжении дошкольного детства происходит развитие мотивационно-потребностной сферы. В начале дошкольного детства мотивы имеют характер неосознанных, аффективно окрашенных желаний, связанных е наличной ситуацией. Регуляторами пове­дения ребенка на рубеже раннего и дошкольного возраста вы­ступают «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо» взрослого.

К концу дошкольного детства обнаруживаются самые разнооб­разные виды мотивов: игровые мотивы; мотивы, связанные с инте­ресом детей к миру взрослых; мотивы установления и сохране­ния положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми; познавательные, соревновательные, общественные, нрав­ственные мотивы; мотивы самолюбия и самоутверждения. Мо­тивы приобретают характер обобщенных намерений, начинают осознаваться. Появляется возможность исполнения обещания.

Произвольность поведения также связана с подчинением по­ступков ориентирующему образцу. Непосредственное, импульсивное поведение перерастает в опосредованное определенными внутренними нормами и правилами.

Самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника является соподчиненность мотивов (между «хочу» и «надо» побеждает «НАДО»).

Благодаря развитию механизма соподчинения мотивов старшие дошкольники легче ограничивают свои непосредственные желания.

К концу дошкольного возраста у детей формируется самосознание и самооценка, в содержание которой входят оценка собственных умений выполнять практическую деятельность и мораль­ных качеств, выражающихся в подчинении или неподчинении правилам, принятым в данной социальной группе.

Самосознание формируется благодаря интенсивному интел­лектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

Самооценка появляется во второй половине периода на осно­ве первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хоро­ший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приоб­ретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем – собственные действия, моральные качества и умения.

О моральных качествах ребенок судит главным образом по сво­ему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений. Его самооценка поэтому практически всегда со­впадает с внешней оценкой, прежде всего с оценкой близких взрослых.

Оценивая практические умения, пятилетний ребенок пре­увеличивает свои достижения. К 6 годам сохраняется завышенная самооценка, но в это время дети хвалят себя уже не в такой от­крытой форме, как раньше. К семи годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.

В целом самооценка дошкольника очень высока, что помога­ет ему осваивать новые виды деятельности, без сомнений и стра­ха включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе. В то же время более дифференцированные представления о себе могут быть более или менее верными. Адекватный образ «Я» фор­мируется у ребенка при гармоничном сочетании знаний, почерп­нутых им из собственного опыта (что я могу сделать, как я посту­пил) и из общения со взрослыми и сверстниками.

М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точными представлениями о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени, положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; про­гнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто по­ощряют, но не подарками; наказывают в основном отказом от общения. Дети с заниженными представлениями о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни. Детей с завышенными представлениями о себе в семьях считают более развитыми, чем их сверстников, часто поощряют, в том числе подарками, хвалят при других детях и взрослых и редко наказывают. Родители уверены в том, что в школе они будут отличниками.

Еще одна линия развития самосознания – осознание своих переживаний. Не только в раннем возрасте, но и в первой поло­вине дошкольного детства ребенок, имея разнообразные пережи­вания, не осознает их.

в каком возрасте ребенок нуждается в серьезном отношении и к вопросам и к нему самому. ha. в каком возрасте ребенок нуждается в серьезном отношении и к вопросам и к нему самому фото. в каком возрасте ребенок нуждается в серьезном отношении и к вопросам и к нему самому-ha. картинка в каком возрасте ребенок нуждается в серьезном отношении и к вопросам и к нему самому. картинка ha. Семья – это организованная структура, которая при скоординированных действиях, выполняет определенные функции в образовании детей: участвует в формировании ребенка как личности; закладывает основы нравственного поведения; формирует творческие интересы, обучает ребенка.

В этот период ребенок проявляет эмпатические переживания. Эмпатические переживания могут проявляться не только к близким. Ребенок в этом возрасте способен различать истинные и внешние проявления эмоций (лучше распознает отрицательные эмоции). Эта способность возникает в 4 года, отчетливо формируется к 6 годам.

В 5 лет ребенок способен воспроизвести переживания других людей, связать их с определенными действиями. Это проявляется и развивается в ролевой игре.

При недостаточных эмоциональных контактах вероятна задержка эмоционального развития, которая может сохраняться на всю жизнь.

Формируются многие высшие чувства (нравственные, эстетические, интеллектуальные, праксические).

Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Если взрослые внимательны, уважают личность ребенка, то он испытывает эмоциональное благополучие. Проявляются и закрепляются положительные качества ребенка, доброжелательное отношение к другим людям.

Если взрослые приносят огорчения, то ребенок остро переживает чувство неудовлетворения, перенося негативное отношение на окружающих.

Главным фактором гармоничного развития эмоций и чувств ребенка является семья. Чувства, эмоции постепенно формирует определенные черты личности будущего человека, становясь свойствами его характера и мотивируя во многом его поведение.

Для этого периода характерна половая идентификация: ребе­нок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения.

Большин­ство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужествен­ными, не плакать от боли или обиды; многие девочки – аккурат­ными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении. К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры – только для мальчиков и только для девочек.

Расширяются возможности общения дошкольников со взрос­лыми, углубляется его содержание, чему способствует достигну­тый уровень развития речи.

М.И. Лисина выделила две новые формы общения в дошколь­ном детстве, общим для которых является их внеситуативный ха­рактер (выход за пределы непосредственной наглядной ситуации общения).

В трех-четырехлетнем возрасте разворачивается внеситуативно-познавательное общение. Ведущий мотив этой фор­мы общения – познание. Оно включено в процесс совместно­го со взрослым ознакомления с физическим миром, в процесс «те­оретического» сотрудничества. Ребенок задает множество вопросов. Ребенок нуждается в серьезном отношении и к вопросам, и к нему самому – нуждается в уважении. Актуальность этой по­требности проявляется в феномене повышенной обидчивости, свойственной детям этого возраста.

В шести-семилетнем возрасте происходит переход к новой, высшей для дошкольного детства форме общения – внеситуативно-личностной. Личностный мотив общения проявляется в транс­формации содержания вопросов, в новых темах для обсуждения, в расспрашивании взрослого о его работе, семье, детях. Взрос­лый выступает для старшего дошкольника как источник соци­альных познаний, как эталон поведения в различных ситуациях и как наиболее компетентный судья. И в то же время он воспри­нимается как особая, целостная личность. Личностное общение углубляет познание ребенком социального мира, приобщает его к моральным и нравственным общественным ценностям, преж­де всего, конечно, к ценностям близких людей.

Потребность ребенка в общении со взрослым углубляется стремлением к сопереживанию и взаимопониманию, стремлени­ем к общности взглядов.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 31 ; Нарушение авторских прав

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *