в каком возрасте начинает формироваться способность к коллективной деятельности

Возрастные особенности развития детей. Ознакомление молодых педагогов с возрастной периодизацией ребёнка

в каком возрасте начинает формироваться способность к коллективной деятельности. 8d869d033363e03856b47b9bb338f9b7. в каком возрасте начинает формироваться способность к коллективной деятельности фото. в каком возрасте начинает формироваться способность к коллективной деятельности-8d869d033363e03856b47b9bb338f9b7. картинка в каком возрасте начинает формироваться способность к коллективной деятельности. картинка 8d869d033363e03856b47b9bb338f9b7. Эльвира Александровна Петрова Возрастные особенности развития детей. Ознакомление молодых педагогов с возрастной периодизацией ребёнка Эльвира Александровна Петрова
Возрастные особенности развития детей. Ознакомление молодых педагогов с возрастной периодизацией ребёнка

В соответствии с периодизацией:

Младенческий возраст (0 – 1 года);

Ранний детский возраст (1 – 3 года);

Дошкольный возраст (3 – 7 лет).

Возрастные особенности детей раннего возраста.

От 1 года до 3-х лет. В этот период происходит качественный скачок в развитии и формировании личности ребенка. Характерной особенностью этого периода жизни человека является быстрый темп физического и психического развития.

Еще одной отличительной особенности развития ребенка в раннем возрасте является тесная взаимосвязь и взаимовлияние физического и психического развития. Недостатки в развитии движений, например, сказываются на уровне умственного развития малыша, общее ослабление организма (из-за плохого питания, отсутствия закаливания и др.) приводит к снижению умственной активности, невнимание к развитию мелкой моторики пальцев рук влечет за собой замедление в развитии речи.

Важнейшим психическим новообразованием раннего возраста является возникновение речи и наглядно-действенного мышления, которое развивается оно на основе действий с предметами.

В этот период происходит формирование активной речи ребенка и понимание речи взрослого в процессе совместной деятельности. С развитием слушания и понимания сообщений, происходит использование речи как средства познания действительности, как способ регуляции поведения со стороны взрослого.

Внимание, восприятие и память детей раннего возраста носят непроизвольный характер. Развитие восприятия происходит на основе внешне-ориентированного действия (по форме, величине, цвету, при непосредственном соотношении и сравнении предметов. Узнать и запомнить ребенок может только то, что ему понравилось или заинтересовало.

Важнейшим механизмом развития ребенка в этом возрастном периоде является подражание. В раннем возрасте ребенок приобретает первоначальный социальный опыт. Постепенно общение малыша со взрослыми становится все более социальным, в том смысле что у ребенка появляются не только биологические, витальные потребности, но и социальные в общении, в овладении человеческими способами познания и действия.

Главным видом деятельности в раннем возрасте является предметная деятельность, но она тесно связана с общением и служит предпосылкой для появления самой важной для всего периода детства деятельности – игры. Игровая деятельность носит предметно-манипулятивный характер.

Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления.

К трем годам появляется первичная самооценка, осознание не только собственного «Я», но и того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой», сознание этого и появление личностных действий подвигает ребенка на новый уровень развития. Начинается кризис трех лет – граница между ранним и дошкольным детством. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений. По выражению Д. Б. Эльконина, кризис выделения своего «Я». Л. С.Выготский описал 7 характеристик кризиса 3-х лет: негативизм, упрямство, строптивость, протест-бунт, деспотизм, ревность, своеволие.

Формирование личности ребенка во время кризиса 3-х лет происходит во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Кризис 3-х лет напоминает маленькую революцию.

Реакции на «Я сам»бывают двух видов: первая – когда взрослый поощряет самостоятельность ребенка и как следствие происходит сглаживание трудностей во взаимоотношениях. Во втором случае если взрослый, несмотря на качественные изменения в личности ребенка продолжает сохранять прежний тип взаимоотношений, то происходит обострение отношений, проявление негативизма.

Следующий период – дошкольное детство. Дошкольное детство – большой период в жизни ребенка: он продолжается с 3 до 7 лет. Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этом возрасте по отношению к окружающим у ребенка формируется собственная позиция. Активность и неутомимость малышей проявляется в постоянной готовности к деятельности.

Особенности развития детей 3-4-х лет.

В этом возрасте ребенок воспринимает предмет без попытки его обследования.

Речь становится связной, словарный запас обогащен прилагательными. Преобладает воссоздающее воображение.

Память носят непроизвольный характер, и характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается то, что интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, все, что запомнилось, сохраняется надолго.

Ребенок не способен долго удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одного вида деятельности на другой.

Способ познания – экспериментирование, конструирование.

В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников.

Особенности развития детей 4-5 лет

Психическое развитие детей характеризуется использованием речи, как средства общения и стимуляции, расширением кругозора ребенка, открытием им новых граней окружающего мира.

Ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главный вопрос ребенка данного возраста «Почему? Активно развивается потребность в новых знаниях. Мышление – наглядно-образное.

Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации. В этот возрастной период заканчивается формирование активной речи детей.

Внимание и память продолжают носить непроизвольный характер. Сохраняется зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса.

Активно развивается фантазирование.

Способом познания окружающего мира являются рассказы взрослого, экспериментирование.

Игровая деятельность носит коллективный характер. Сверстники становится интересными как партнеры по сюжетной игре, складываются предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более устойчивыми.

Особенности развития детей 5-6 лет

В 5-6- летнем возрасте интерес ребенка направлен на сферу взаимоотношений между людьми.

Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными.

К этому периоду у ребенка накапливается довольно таки большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополнятся.

Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы ребенка-дошкольника.

Начинается формироваться образно-схематическое мышление, планирующая функция речи, происходит развитие целенаправленного запоминания.

Основной способ познания – общение со сверстниками, самостоятельная деятельность и экспериментирование.

Происходит дальнейшее углубление интереса к партнеру по игре, усложняется замысел в игровой деятельности.

Происходит развитие волевых качеств, которые позволяют ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

К концу дошкольного возраста ребенок знает, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также может оценить не только чужое, но и свое поведение.

Еще одна важная линия развития личности – становление самосознания. У ребенка к 7-ми годам появляется самоконтроль и произвольное поведение, самооценка становится более адекватной.

На основе наглядно-образного мышления у детей формируются элементы логического мышления.

Происходит развитие внутренней речи.

Способ познания – самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками. Сверстник воспринимается как собеседник, партнер по деятельности.

К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры – только для мальчиков и только для девочек.

Достижением дошкольного возраста является развитиеразных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться учебная деятельность.

Главной, ведущей деятельностью является игра. По сравнению с тем, как играл ребенок в раннем возрасте, можно отметить, что игра стала разнообразнее по сюжету, по ролям. Теперь она гораздо длительнее. Ребенок отражает в игре не только то, что видит непосредственно в своем окружении, но и то, о чем ему читали, что он услышал от сверстников и старших детей и т. п. Игра удовлетворяет потребность детей в познании мира взрослых и дает возможность выражать свои чувства и отношения.

Дошкольник способен к трудовому усилию, которое может проявляться в самообслуживании (сам одевается, сам ест, в уходе (под руководством взрослого) за растениями и животными, в выполнении поручений. Появляется и интерес к умственному труду. Постепенно фор-мируется готовность к обучению в школе.

Качественно меняется характер развития эмоциональной сферы: ребенок становится способен к осознанию, пониманию и объяснению собственных переживаний и эмоционального состояния другого человека.

Существенно изменяются отношения со сверстниками. Дети начинают ценить общество друг друга за возможность вместе играть, делиться мыслями, впечатлениями. Они учатся справедливо решать конфликты; проявляют друг к другу доброжелательность. Возникает дружба.

С течением времени ребенок становится все более само-стоятельным. У него формируется способность к проявлению волевых усилий для достижения желаемой цели.

Возникает новая форма общения, которую психологи называют внеситуативно-личностной. Ребенок начинает ориентироваться на других людей, на ценности в их мире. Усваивает нормы поведения и взаимоотношений.

Давая общую характеристику ребенку дошкольного возраста, следует отметить, что его развитие осуществляется по нескольким направлениям.

Можно выделить развитие физическое; умственное; эстетическое; нравственное; развитие эмоций, воли, интеллекта; развитие деятельности как формы жизненной активности. В каждом из названных направлений наблюдается динамика в становлении ребенка как существа социального.

Самый главный результат дошкольного периода – это готовность детей к обучению в школе.

На основе обобщения теоретических подходов в решении проблем готовности к школе можно выделить ряд признаков:

— Сильное желание учиться и посещать школу (созревание учебного мотива).

— Достаточно широкий круг знаний об окружающем мире.

Способность к выполнению основных мыслительных операций.

— Достижение определенного уровня психической и физической выносливости.

Развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств.

-Определенный уровень речевого и коммуникативного развития.

Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства, т. е. с 3 до 7 лет и является комплексным структурным образованием, включающим интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность.

Возрастные особенности развития детей младенческого и раннего возраста. Часть 2 1.3.1. Сензитивный период развития речи Длится в среднем от 0 до 6 лет, причем начинается еще до появления ребенка на свет (вспомним естественную.

Консультация для педагогов «Возрастные особенности физического развития детей» Для создания данной консультации использовались материалы из методички Шишкина В. А., Мащенко М. В. «Какая физкультура нужна дошкольнику?».

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 4–5-го года жизни» Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного.

Родительское собрание в младшей группе «Возрастные особенности детей 3–4 лет и ознакомление с режимными моментами» Повестка дня: 1. Возрастные особенности развития детей 3-4 лет. 2 Информирование о ФГОС ДО. 3. Выбор родительского комитета. 4. Ответы на.

Возрастные и индивидуальные особенности физического развития детей 3–7 лет ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИИ У ДЕТЕЙ 3-ГО Г. ЖИЗНИ. На 3-м г. жизни характерный для первых двух лет интенсивный темп физического развития.

в каком возрасте начинает формироваться способность к коллективной деятельности. detsad 204063 1539396028. в каком возрасте начинает формироваться способность к коллективной деятельности фото. в каком возрасте начинает формироваться способность к коллективной деятельности-detsad 204063 1539396028. картинка в каком возрасте начинает формироваться способность к коллективной деятельности. картинка detsad 204063 1539396028. Эльвира Александровна Петрова Возрастные особенности развития детей. Ознакомление молодых педагогов с возрастной периодизацией ребёнкаВозрастные особенности психического развития детей от 2-х до 3-х лет На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться понимание речи. Дети продолжают осваивать названия окружающих.

Консультация «Возрастные особенности развития детей 4–5 лет в средней группе» Возрастные особенности развития детей 4-5 лет (средняя группа) В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые.

Возрастные особенности развития внимания ребёнка Возрастные особенности развития внимания Возрастные особенности развития внимания Внимание – это выборочное и сосредоточенное направление.

Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста Дошкольный возраст – очень важный этап в жизни человека. Особенности развития.

Источник

Формирование начал коллективизма у детей в группе детского сада

в каком возрасте начинает формироваться способность к коллективной деятельности. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. в каком возрасте начинает формироваться способность к коллективной деятельности фото. в каком возрасте начинает формироваться способность к коллективной деятельности-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка в каком возрасте начинает формироваться способность к коллективной деятельности. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Эльвира Александровна Петрова Возрастные особенности развития детей. Ознакомление молодых педагогов с возрастной периодизацией ребёнка в каком возрасте начинает формироваться способность к коллективной деятельности. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. в каком возрасте начинает формироваться способность к коллективной деятельности фото. в каком возрасте начинает формироваться способность к коллективной деятельности-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка в каком возрасте начинает формироваться способность к коллективной деятельности. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Эльвира Александровна Петрова Возрастные особенности развития детей. Ознакомление молодых педагогов с возрастной периодизацией ребёнка в каком возрасте начинает формироваться способность к коллективной деятельности. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. в каком возрасте начинает формироваться способность к коллективной деятельности фото. в каком возрасте начинает формироваться способность к коллективной деятельности-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка в каком возрасте начинает формироваться способность к коллективной деятельности. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Эльвира Александровна Петрова Возрастные особенности развития детей. Ознакомление молодых педагогов с возрастной периодизацией ребёнка в каком возрасте начинает формироваться способность к коллективной деятельности. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. в каком возрасте начинает формироваться способность к коллективной деятельности фото. в каком возрасте начинает формироваться способность к коллективной деятельности-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка в каком возрасте начинает формироваться способность к коллективной деятельности. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Эльвира Александровна Петрова Возрастные особенности развития детей. Ознакомление молодых педагогов с возрастной периодизацией ребёнка

в каком возрасте начинает формироваться способность к коллективной деятельности. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. в каком возрасте начинает формироваться способность к коллективной деятельности фото. в каком возрасте начинает формироваться способность к коллективной деятельности-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка в каком возрасте начинает формироваться способность к коллективной деятельности. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Эльвира Александровна Петрова Возрастные особенности развития детей. Ознакомление молодых педагогов с возрастной периодизацией ребёнка

в каком возрасте начинает формироваться способность к коллективной деятельности. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. в каком возрасте начинает формироваться способность к коллективной деятельности фото. в каком возрасте начинает формироваться способность к коллективной деятельности-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка в каком возрасте начинает формироваться способность к коллективной деятельности. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Эльвира Александровна Петрова Возрастные особенности развития детей. Ознакомление молодых педагогов с возрастной периодизацией ребёнка

К концу дошкольного возраста при правильном воспитании в группе дошкольников проявляются такие коллективистические признаки, как сотрудничество, взаимопомощь, элементарная ответственная взаимозависимость и контроль.

Формирование детского коллектива проходит ряд этапов:

I этап. Небольшие по численности объединения детей (по 3-6 человек), возникающие в связи с общей деятельностью, чаще всего игрой. Эти объединения очень неустойчивы по составу, недлительны по времени, легко распадаются. Их организатором является воспитатель. При этом он учитывает индивидуальные особенности детей.

Успешному формированию детского коллектива способствуют следующие условия:

¾ коллективная деятельность детей;

¾ сплоченность коллектива работников детского сада.

Потребность в общении со сверстниками проявляется, у детей очень рано, в конце первого года жизни. Воспитатель организует их общение, налаживает взаимоотношения, основанные на симпатии друг к другу, поощряет и поддерживает проявления доброжелательности по отношению к сверстникам.

У детей младшего дошкольного возраста уже достаточно ярко выражена потребность в совместных играх со сверстниками, в общении с ними. Эта социальная потребность является предпосылкой развития коллективных взаимоотношений: в обществе детей ребенок учится соотносить свои желания с желаниями другого ребенка и всей группы ребят. Младшие дошкольники уже могут быть хорошими, отзывчивыми товарищами. Это обязывает воспитателя формировать у детей умение доброжелательно относиться к более младшим, по просьбе взрослого позаботиться о новичке, о детях, пришедших после болезни, научить другого тому, что он умеет сам. В играх, в повседневном общении со сверстниками ребята, подражая взрослым, проявляют взаимное внимание, заботу, вежливость.

Совместная деятельность, интересная и доступная детям среднего дошкольного возраста (совместная игра, общие занятия, участие в бытовых процессах, выполнение трудовых обязанностей), является главным условием, обеспечивающим формирование добрых детских взаимоотношений. Деятельность побуждает к положительным эмоциональным проявлениям, которые служат предпосылкой развития социальных чувств и содействуют образованию первых устойчивых навыков и привычек поведения среди сверстников.

Успешное формирование коллективных взаимоотношений зависит от целого ряда причин:

¾ от имеющегося у детей опыта общения, положительных или отрицательных впечатлений, полученных ими,

в каком возрасте начинает формироваться способность к коллективной деятельности. 640 1. в каком возрасте начинает формироваться способность к коллективной деятельности фото. в каком возрасте начинает формироваться способность к коллективной деятельности-640 1. картинка в каком возрасте начинает формироваться способность к коллективной деятельности. картинка 640 1. Эльвира Александровна Петрова Возрастные особенности развития детей. Ознакомление молодых педагогов с возрастной периодизацией ребёнка

¾ от благоприятных или неблагоприятных условий семейного воспитания,

¾ от умения воспитателя видать особенности развития каждого ребенка, опираться на его положительные качества.

Не менее важно учитывать и влияние детей друг на друга. Это влияние успешнее всего осуществляется в небольших детских объединениях, возникающих в совместной игре или труде. Воспитатель должен поддерживать общение детей, предоставлять им возможность для самостоятельных действий и решений.

Взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста становятся значительно сложнее. Приобретение опыта совместной практической деятельности, в процессе которой дети усваивают навыки организованного поведения, совместного труда и согласованных действий в игре на основе общего замысла, содействуют развитию активности, инициативы, уверенности в своих силах. Воспитатель формирует у детей организаторские умения, умения справедливо и спокойно разрешать споры и конфликты, считаться с мнением коллектива. Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, воспитатель использует литературные произведения, рассматривание картин и иллюстрация соответствующей тематики, проводит этические беседы.

Источник

Особенности развития коллективных взаимоотношений детей дошкольного возраста в игровой деятельности

1. Особенности развития коллективных взаимоотношений дошкольников

Дошкольный возраст — первый этап в формировании у детей чувства коллективизма. Применительно к детям трех — семи лет правильно говорить о воспитании у них коллективных взаимоотношений, характеризующихся ярко выраженным появлением у каждого ребенка определенных черт личности.

Конечно, есть определенная условность и в употреблении термина «детский коллектив» применительно к дошкольникам. Однако теория и практика свидетельствуют о том, что на данном возрастном этапе появляется возможность успешного воспитания коллективных взаимоотношений. Условием формирования таких взаимоотношений являются общение и общественно мотивированная деятельность.

Через общение ребенок познает мир, приобретает социальный опыт.

Доброжелательный тон, интерес к личности другого ребенка — важные стороны общения. Замечено, что уже младшие дошкольникипроявляют избирательное отношение к сверстникам: с определенными детьми чаще играют, разговаривают, делятся игрушками, хотя еще не могут объяснить свое тяготение к тому или другому ребенку, не предъявляют никаких требований к личным качествам сверстников. Объект дружбы в этом возрасте часто меняется, нет длительных дружеских группировок. Однако этот период дружбы важен и необходим, так как именно из него в среднем дошкольном возрасте вырастают вполне осознаваемые дружеские привязанности. Дети пятого года жизни уже не только имеют друзей,но и могут мотивировать выбор друга: «Мы с ним вместе играем», «Он никогда меня не обижает», «Он мне всегда игрушки дает». Конечно, такие объяснения носят поверхностный характер, дети отмечают не личные качества, привлекательные для них и друга, а лишь внешние проявления. Но это можно объяснить неумением ребенка анализировать собственные чувства.

На стыке среднего и старшего дошкольного возраста происходит значительная перестройка дружеских отношений. Дети уже пытаются объяснить само понятие «дружба»: «Это когда дети не ссорятся», «С другом можно обо всем говорить, можно вместе играть и делать что-нибудь интересное». Они придают большое значение нравственным качествам сверстников, проявляют постоянство, привязанность в дружбе. Дети начинают оценивать поступки друг друга,пытаются даже разобраться в их мотивах: «Сережа со мной дружит потому, что я никогда его не обижаю».

Для воспитания коллективных взаимоотношений дружба имеет большое значение. Особую педагогическую значимость приобретают содержание и формы общения детей.

Содержание общения свидетельствует о духовном богатстве личности, о развитии эмоциональной сферы, об умении и желании поделиться своими знаниями с другими.Психологи отмечают две формы общения: материальное (предметное, связанное с совместной практической деятельностью, и духовное — обмен впечатлениями, мыслями, чувствами. Содержание духовного общения дошкольников ситуативно и часто связано с практической деятельностью. Дети любят делиться впечатлениями о фильмах, книгах, событиях, которые наблюдали или в которых сами участвовали. Мимо внимания воспитателя не должно проходить содержание такого общения детей.

Чтобы дети содержательно общались, нужно наполнять их жизнь яркими впечатлениями, помогать развитию интересной совместной деятельности, учить культуре общения. Для этого воспитателю важно не только знать индивидуальные особенности каждого ребенка, но и создавать условия для развития этих особенностей. Различия между детьми одной возрастной группы могут проявляться в направленности и содержании интересов, разном уровне знаний об окружающем, форме выражения отношения к людям, степени развития нравственных качеств и др. Индивидуальный подход требует от педагога терпения, внимательного изучения причин поступков детей, умения опираться на лучшее в каждом воспитаннике.

В младшем и среднем дошкольном возрасте условием развития детского сообщества выступает коллективный образ жизни в детском саду, основанный на равенстве и партнерстве в совместных видах деятельности (игра, труд)

В совместных играх разворачивается инициатива ребенка, расширяется диапазон его эмоциональных состояний. Детскую деятельность еще нельзя назвать коллективной, но педагог стремится к тому, чтобы помочь ребенку согласовывать и планировать свои действия с другими детьми.

Для старших дошкольников свойствен коллективный характер большинства видов деятельности. Происходит освоение новых форм сотрудничества (совместное планирование, распределение ролей и обязанностей). Организация воспитателем коллективной деятельности создает благоприятные возможности для развития межличностных взаимоотношений детей. Начинают устойчиво проявляться чувства симпатии, доброжелательности, избирательные дружбы. Все это позволяет установить в группе общий эмоционально-положительный тон общения, атмосферу комфортности и раскрепощенности для каждого ребенка.

Развивая коллективные взаимоотношения, педагог показывает детям способы принятия общих решений, сотрудничества и взаимопомощи в совместной деятельности. Он помогает дошкольникам понять и эмоционально пережить чувство удовлетворения от результатов общих усилий.

Безусловно, в дошкольном возрасте детские объединения еще не могут быть коллективами высокого уровня развития. Однако этот возраст является важнейших этапом накопления и закрепления в реальном взаимодействии норм сотрудничества, опыта гуманных отношений, сотворчества.

Развивающий эффект совместной деятельности дошкольников в полной мере зависит о того, как проектируются педагогом задачи взаимодействия. Определение этих задач и позволяет сделать деятельность коллективной, привлекательной для каждого, но направленной на общий результат.

С приходом в школу в первое время отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми по сравнению с детским садом. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребенка учебной деятельностью.

2. Игра в жизни детей дошкольного возраста

Дошкольное детство – уникальный возрастной период, обладающий особой логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного детства?

Игра – центральная деятельность ребёнка, наполненная для него особым смыслом и значением, она – необходимая составляющая здорового развития ребёнка. Именно игра даёт возможность педагогам и родителям без лишней нагрузки преподать множество жизненных уроков, помочь справиться со страхами, неуверенностью, повысить самооценку.

А. С.Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…».

В жизни дошкольников игра занимает одно из ведущих мест. Воспитатели заботятся о том, чтобы детям было интересно играть. Для этого они заботливо подбирают игрушки, создают такую обстановку, при которой ребёнок мог бы поиграть с друзьями и один. Обогащая содержание детских игр, педагог стимулирует последующую активность ребёнка и выбор меры своего участия в играх сверстников. При этом необходимо продумывать индивидуальную стратегию обогащения игрового опыта дошкольников с учётом уровня игровых умений, интересов. Игровое сопровождение со стороны воспитателя представляет собой сложный механизм естественной помощи ребёнку. Оно включает как непосредственно игровое взаимодействие, так и наблюдение за игровыми действиями ребёнка, изучение возможностей его развития, так как активность, самостоятельность и творчество, формирующиеся в играх и проявляющиеся в игровой позиции ребёнка, проецируются на другие виды детскойдеятельности.

Игры, в которые обычно играют дети дошкольного возраста, можно разделить на несколько групп. Первая группа – подвижные игры. К ним относятся разнообразные игры со скакалками, мячами и многие другие. Подвижные игры – отличное средство физического воспитания дошкольников: играя, дети учатся подчиняться правилам, это некий дисциплинирующий и организующий момент. Любая игра существует с помощью правил, развивается и поддерживается ими. Есть игры, где правила неизменны, а также игры, где правила придумываются игроками.

Ко второй группе относятся настольные игры. У каждой такой игры своя образовательная задача. Эти игры дают возможность познакомиться с различными предметами и явлениями действительности. Такие игры имеют большое значение для умственного развития детей.

Третья группа – творческие, ролевые, режиссёрские игры. Когда ребёнок играет ту или иную роль, он не просто входит в образ, он расширяет, обогащает свою личность, свой внутренний мир новыми идеями, чувствами, представлениями. На уровне игрового общения со сверстниками дошкольники открывают новые возможности для самовыражения, творчества, коммуникации.

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельность. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения. В свою очередь только при хорошей организации детского коллектива можно успешно развивать творческие способности каждого ребенка, его активность.

Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя шофера, летчика, космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

3. Развитие отношения детей в коллективной игровой деятельности

Коллективная игровая деятельность сплачивает детей, способствует формированию товарищеских отношений между ними. В таких играх детям необходимо согласовывать свои действия с действиями других участников игры, выполнять общеустановленные правила, быть справедливыми к своим товарищам.Многие детские игры включают в себя элементы состязаний: кто самый меткий, самый ловкий, самый быстрый. В игре кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. Такие ситуации позволяют воспитателю формировать у дошкольников справедливое отношение и к проигравшим, и к собственным успехам, основанное на доброжелательности, желании помочь товарищу, научить его тому, что он еще не умеет делать.

Феномен коллективной игровой деятельности состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. В процессе коллективной игровой деятельности формируются представления о том, что хорошо и что плохо; ребенок начинает приобретать и открывать для себя доброту, сострадание, сочувствие, проявлять щедрость души. Игровая ситуация требует от ребенка проявления таких моральных качеств, как честность, смелость, товарищество, ответственность. У детей развивается чувство коллективизма, взаимопомощи. Соревновательный элемент коллективной игровой деятельности дает возможность тренировать волю, развивать способности к правильной оценке и самооценке своих возможностей, приучает считаться с интересами товарищей, учит подчинять свои действия правилам игры, воспитывает дисциплину, развивает у детей положительные эмоции.

Коллективная игровая деятельность развивает необходимые предпосылки для выработки поведения, регулируемого нравственными нормами. В игре ребенок имеет возможность проявлять активность, обдумывать и совершать поступки, видеть их последствия. В ходе реализации игрового сюжета дети усваивают нормы нравственного поведения, проявляются и формируются их нравственные качества. Дети не только воспроизводят реальные ситуации взаимоотношений, но и учатся понимать, чувствовать своих игровых партнеров, что является важным условием нравственного воспитания дошкольников через коллективную игровую деятельность.

И так, деятельность необходима для нравственного развития ребенка, формирования его нравственных чувств. Игровая деятельность является для детей хорошо освоенным и известным видом деятельности, а участие ребенка в коллективной деятельности является эффективным условием накопления у него личного опыта. Поэтому, именно, коллективная игровая деятельность, в которой осуществляется коллективное взаимодействие детей, способствует нравственному воспитанию дошкольников.

Сюжетно-ролевая игра, являясь ведущей деятельностью дошкольника обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка.

Условием нравственного развития является развитие произвольности психических процессов и поведения ребенка, а также развитие его самооценки.

Но нравственное развитие обуславливается и тем, как дошкольник усваивает нравственные отношения, существующие в обществе. Возникает вопрос, в какой мере игровая деятельность обеспечивает такое усвоение. Для того чтобы проанализировать проблему нравственного формирования в процессе игровой деятельности,рассмотрим строение игры:

Игра как единое целое. В ней не выделяют разные планы взаимоотношений детей: план сюжетно-ролевых отношений, и план отношений по поводу игры, обеспечивающих распределение ролей и игровых атрибутов, корректирующих выполнение роли. Считается, что ребенок, изображая в сюжете нравственные отношения между людьми, тем самым усваивает их.

Следовательно, в этом случае говорится об организации игр с хорошим нравственным содержанием, многократное повторение которых должно привести к закреплению гуманных чувств и отношений, то есть необходимо создавать специальные игровые ситуации, в которых ребёнок будет воспроизводить и закреплять этические представления. На наш взгляд, данный подход соответствует дидактическим играм.

Игра как средство активного, действенного проникновения ребенка в жизнь взрослых. Игра является условием открытия ребенком человеческих взаимоотношений.Эта необходимость осознания обуславливает наличие в игре двух типов отношений: отношений детей к предметам и отношений между действующими лицами. Принимая в игре на себя какие-либо роли, дети должны вступать в определенные взаимоотношения, не ограниченные действиями с предметами. Отсутствие способов таких взаимоотношений, с одной стороны, и необходимость их использования с другой, является движущей силой проникновения ребенка в мир человеческих отношений.

Именно через сюжет игры педагог должен вводить в сферу представления ребенка знания о нормах общественного поведения. Варьирование сюжета игры способствует более глубокому проникновению ребенка в нравственные нормы не только со стороны знаний, но и со стороны развития нравственных качеств самого ребенка. Значит, содержание игры выступает в качестве определяющего фактора для формирования нравственного облика ребенка. Соответственно, сюжетно-ролевая игра.

Сюжетно-ролевая игра не может возникнуть, если ребенок не знаком с взаимоотношениями людей, которые он изображает. Вопрос состоит в том, может ли в процессе разыгрывания детьми сюжетных взаимоотношений происходить присвоение ими нравственного содержания.

Если обратиться к процессу формирования нравственного поведения, т. е. Представления нравственного содержания, раскрытие нравственного смысла, реализация знаний в значимой ситуации, окажется, что одна вторая компонентов выступает в сюжетно-ролевых отношениях. В самом деле, одним из условий реализации какой-либо роли является выделение ребенком ее содержания. Принимая на себя различные роли, дети за счет изменения позиций могут научиться выделять переживания других людей. Поэтому у детей повышается стремление поступать нравственно.

Но полноценной и всесторонней координация становится возможной лишь в рамках высокоразвитой игровой деятельности. На более низких уровнях координация различных точек зрения осуществляется иначе, т. к. Сюжетно-ролевые отношения носят иной характер.

Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит явный ролевой характер, определяется и ролью говорящего и ролью того, к кому она обращена.

Некоторые исследователи основным источником нравственного развития детей, считают отношения, складывающиеся вокруг сюжета. Эти отношения понимаются как сложная система, включающая отношение каждого ребенка к роли, к выполнению ролей другими детьми, вместе с тем оценку этих отношений к личности других детей и оценку этой личности. Этот комплекс представляет собой реальные отношения в игре. Уровень развития этих взаимоотношений связан со структурными особенностями сюжета и со степенью развития игровой деятельности в данном коллективе.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

в каком возрасте начинает формироваться способность к коллективной деятельности. detsad 206951 1489595162. в каком возрасте начинает формироваться способность к коллективной деятельности фото. в каком возрасте начинает формироваться способность к коллективной деятельности-detsad 206951 1489595162. картинка в каком возрасте начинает формироваться способность к коллективной деятельности. картинка detsad 206951 1489595162. Эльвира Александровна Петрова Возрастные особенности развития детей. Ознакомление молодых педагогов с возрастной периодизацией ребёнкаФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *