в каком возрасте начал писать первые стихи с маршак
Самуил Маршак: «Сочинять стихи я начал еще до того, как научился писать»
«Сочинять стихи я начал еще до того, как научился писать»
Самуил Маршак родился в 1887 году в Воронеже. Семья несколько раз переезжала, в 1900 году они надолго поселились в Острогожске. Здесь Маршак поступил в гимназию, здесь же начал писать свои первые произведения. «Сочинять стихи я начал еще до того, как научился писать», — вспоминал поэт. Увлеченный древнеримской и древнегреческой поэзией, Маршак уже в младших классах гимназии перевел поэму Горация «В ком спасение».
Когда отец будущего поэта, Яков Маршак, нашел работу в Петербурге, вся семья переехала в столицу. В Острогожске остались лишь Самуил Маршак и его младший брат: еврейское происхождение могло помешать поступлению в столичную гимназию. Маршак приезжал к родителям на каникулы. Во время одного из приездов он случайно познакомился с Владимиром Стасовым — известным критиком и искусствоведом. Стасов помог будущему поэту перевестись в петербургскую гимназию — одну из немногих, где после реформы образования преподавали древние языки.
«Познакомившись с моими стихами, Владимир Васильевич подарил мне целую библиотечку классиков, а во время наших встреч много рассказывал о своем знакомстве с Глинкой, Тургеневым, Герценом, Гончаровым, Львом Толстым, Мусоргским. Стасов был для меня как бы мостом чуть ли не в пушкинскую эпоху».
В гостях у Стасова Самуил Маршак знакомился с творческой интеллигенцией дореволюционного Петербурга — c композиторами и художниками, писателями и профессорами. В 1904 году критик представил Маршака Федору Шаляпину и Максиму Горькому. Через месяц Горький устроил его в ялтинскую гимназию: со времени переезда в Петербург Самуил Маршак часто болел. Следующий год молодой поэт жил на даче Пешковых под Ялтой. После революции 1905 года семья писателя уехала из Ялты за границу, и Маршак вернулся в Петербург.
«Детский городок»
В 1911 году Самуил Маршак путешествовал по Турции, Греции, Сирии, Палестине. Поэт поехал в страны Средиземноморья как корреспондент петербургских изданий «Всеобщая газета» и «Синий журнал». Вернувшись из поездки, он написал цикл стихотворений «Палестина».
Шумят открытые харчевни,
Звучат напевы дальних стран,
Идет, качаясь, в город древний
За караваном караван.
Но пусть виденья жизни бренной
Закрыли прошлое, как дым,
Твои холмы, Иерусалим!
И будут склоны и долины
Хранить здесь память старины,
Когда последние руины
Падут, веками сметены.
Самуил Маршак, отрывок из стихотворения «Иерусалим»
В поездке Самуил Маршак познакомился со своей будущей женой Софьей Мильвидской. Вскоре после свадьбы молодые супруги поехали в Англию — учиться в Лондонском университете.
«Пожалуй, больше всего подружила меня с английской поэзией университетская библиотека. В тесных, сплошь заставленных шкафами комнатах, откуда открывался вид на деловитую, кишевшую баржами и пароходами Темзу, я впервые узнал то, что переводил впоследствии, — сонеты Шекспира, стихи Вильяма Блейка, Роберта Бернса, Джона Китса, Роберта Браунинга, Киплинга».
Во время каникул они путешествовали по Англии, поэт изучал английский фольклор и переводил баллады. Он писал: «Переводил я не по заказу, а по любви — так же, как писал собственные лирические стихи».
В 1914 году Самуил Маршак вернулся в Россию. Он публиковал свои переводы в журналах «Северные записки» и «Русская мысль». В военные годы семья часто переезжала с места на место, а после революции Маршаки осели в Екатеринодаре (сегодня — Краснодар): там служил отец поэта.
В 1920 году краснодарские писатели, художники и композиторы, среди которых был и Маршак, организовали один из первых в стране театр для детей. Скоро он превратился в «Детский городок» с садиком, школой, библиотекой и кружками.
«Раздвигается занавес. Мы готовы к тому, что Петрушка потянет детей к себе поближе — к ширме. Самуил Яковлевич — главный «ответственный» за этот момент — чувствует, что минута настала, что вот-вот дети поднимутся и побегут к ширме и этим сорвут ход действия. И тогда он встает и делает, привлекая к себе внимание, озорной жест — дескать, пойдем поближе, но тихо и молча. Петрушка вовлекает ребят в общую игру. Все зрители и актеры сливаются воедино. Хохот стоит могучий, фантазия детей разгорается. Все — всамделишное! Всем понятное!»
Актриса Анна Богданова
«Другая литература»
В 1920-х годах Самуил Маршак с семьей вернулся в Петербург. Вместе с ученым-фольклористом Ольгой Капицей он руководил студией детских писателей в Институте дошкольного образования. Маршак начал писать свои первые поэтические сказки — «Пожар», «Почта», «Сказка о глупом мышонке» — и переводить английский детский фольклор.
Поэт стал фактическим редактором одного из первых советских журналов для детей — «Воробей» (позже он стал называться «Новый Робинзон»). Журнал рассказывал о природе, технических достижениях тех лет и предлагал юным читателям ответы на множество вопросов. В издании выходила постоянная рубрика — «Бродячий фотограф» Бориса Житкова, «Лесная газета» Виталия Бианки, «В Лаборатории «Нового Робинзона» М. Ильина (Ильи Маршака, работавшего под псевдонимом). В одной из первых редакционных статей говорилось: «Волшебной сказкою, феями, эльфами и королями не заинтересуешь современного ребенка. Ему нужна другая литература — литература реалистическая, литература, черпающая свой источник из жизни, зовущая к жизни». В 30-х годах Самуил Маршак вместе с Максимом Горьким создал первое Издательство детской литературы (Детиздат).
В 1938 году поэт переехал в Москву. В годы Советско-финской и Великой Отечественной войн поэт сотрудничал с газетами: писал эпиграммы и политические памфлеты. За стихотворные подписи к плакатам и карикатурам в 1942 году Самуил Маршак получил первую Сталинскую премию.
В послевоенные годы вышли книги его стихов — «Почта военная», «Быль-небылица», энциклопедия в стихах «От А до Я». В театрах для детей ставили спектакли по произведениям Маршака «Двенадцать месяцев», «Кошкин дом», «Умные вещи».
В 1950-х годах Самуил Маршак путешествовал по Англии, он переводил сонеты Уильяма Шекспира, стихи Редьярда Киплинга, Джорджа Байрона, Перси Биши Шелли, произведения Алана Милна и Джанни Родари. За перевод шотландского поэта Роберта Бернса Самуил Маршак получил звание почетного гражданина Шотландии.
В 1963 году вышла последняя книга Самуила Маршака — «Избранная лирика». Писатель умер в Москве в 1964 году. Он похоронен на Новодевичьем кладбище.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Самуил Яковлевич Маршак
Фото Все
Видео Все
Самуил Маршак. Гении и злодеи.
Самуил Яковлевич Маршак. Передача «Будильник» с Симоновой, Броневым, Бортниковым (1984)
«Самуил Маршак. Обыкновенный гений»
Самуил Маршак — биография
Самуил Маршак – известный отечественный поэт, переводчик, драматург, сценарист, литературный критик. Автор многочисленных книг для детей. Четыре раза отмечен Сталинской премией, в 1973 году получил еще одну престижную премию – Ленинскую.
Самуил Маршак начал сочинять свои первые стихи задолго до того, как научился писать. Это потом, много лет спустя Корней Чуковский скажет, что Маршак был страстно одержим поэзией, что без нее он не представлял своей жизни. Самуил Маршак посвятил свою жизнь не только написанию поэзии ля взрослых и детей, но и общественной деятельности, результатом которой было создание детского театра, одного из первых в СССР, а также первого печатного детского издательства.
Детство
Родился Самуил Маршак 3 ноября (по новому стилю) 1887 года в воронежской слободе Чижовка. Родители мальчика – Яков Маршак и Евгения Гительсон, были евреями. Отец был родом из Койданова, получил образование инженера-химика, трудился в должности мастера мыловаренного завода, принадлежавшего братьям Михайловым. Мама родом из Витебска, занималась домом и растила детей. У Самуила было три сестры – Лия, Юдифь, Сусанна, и два брата – Илья и Моисей.
Самуил Маршак в детстве
Фамилия «Маршак» принадлежала представителям одного из древнейших родов-исследователей Талмуда. Отец семейства пытался реализовать свои знания и способности, раскрыть свой недюжинный потенциал в химической отрасли, и поэтому часто перевозил жену и детей на новое место жительства. Вначале Маршаки жили в Витебске, потом в Покрове, Бахмуте, и наконец-то, в 1900-м году поселились в Острогожске.
Детям из еврейских семей было трудно попасть на учебу в гимназию, места для них сильно ограничивались. Поэтому, когда вся семья засобиралась в Петербург, где отец нашел себе новую работу, Самуил остался в Острогожске.
Но все каникулы парень старался провести с родными, и приезжал к ним Петербург при первой же возможности. Во время одной из таких поездок Самуил и встретил человека, сыгравшего очень большую роль в его биографии. Его познакомили с известным в те годы критиком и искусствоведом Владимиром Стасовым.
Самуил Маршак в юности
Стоит отметить, что литература вошла в жизнь Маршака с ранних лет. По воспоминаниям самого поэта, свои первые стихотворные формы он создал, когда еще не умел писать, поэтому держал строчки своих произведений в уме. Еще в годы жизни в Острогожске в их доме собирались приятели Самуила, которые и были первыми слушателями его сочинений.
Поэтому, стоит ли удивляться, что Стасов, прочтя стихи, записанные в тетради, сумел оценить его поэтический талант и приложить максимум усилий для того, чтобы Самуил получил место в одной из питерских гимназий.
Маршак немедленно переехал в Петербург, протоптал дорожку в публичную библиотеку, где мог просиживать часами за изучением произведений классиков как российской, так и мировой литератур. Критик культивировал в Маршаке любовь к творчеству, особенно поддерживая его в области развития национальной еврейской культуры.
В 1904-м Стасов представил Самуила Максиму Горькому. Узнав о том, что у парня есть проблемы со здоровьем, пошатнувшемся после переезда в Питер, Горький пригласил его в Ялту, погостить на его собственной даче.
Самуил Маршак в молодости
В Ялте Маршак жил на протяжении двух лет. В 1906-м до него доходят слухи, что против евреев готовится заговор, и он срочно покидает этот красивый южный город и возвращается в Петербург.
Это было не последнее приключение в биографии поэта. В 1911-м Маршак и группа его товарищей предприняли поездку на Ближний Восток, в которой он выполнял обязанности корреспондента. Спустя год поэт отправился в Англию, чтобы стать студентом Лондонского университета.
После возвращения в Россию в 1914 году, Самуил еще несколько раз менял место своего жительства, пока окончательно не поселился в Петрограде в 1922-м.
Творчество
Первый раз произведения поэта увидели свет в 1907-м. Его дебютный сборник получил название «Сиониды», и был полностью посвящен волнующей его национальной теме – евреям. Помимо написания стихов Маршак вплотную занимается переводами. Его первые работы в этом направлении тоже имели непосредственное отношение к еврейской теме – он переводил стихи поэтов-евреев.
Джанни Родари и Самуил Маршак
Свои первые произведения Маршак писал для взрослых читателей. По мнению критиков, лучшим из того, что было создано в те годы, можно назвать сборник стихотворений под названием «Палестина», созданный во время его путешествия на Ближний Восток. В годы обучения в Лондоне, Самуила увлекло народное творчество Шотландии и Британии, он переводил баллады и произведения классиков.
Однако в годы правления большевиков, а потом во времена сталинских репрессий, поэты и писатели периодически ощущали немилость власти, их подвергали репрессиям и гонениям. Маршак придумал, как выйти из положения в этом случае, и начал писать детские стихи.
Самуил питал нежные чувства к подрастающему поколению. В 1920-м он приложил максимум усилий для организации первого детского театра, в репертуаре которого появились постановки на основе его пьес «Теремок» и «Двенадцать месяцев».
Самуил Маршак в творческом процессе
Начиная с 1923-го года, в Петрограде постоянно выходят книги Маршака, и не только его авторства («Вот такой рассеянный», «Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке», «Багаж»), но и переводы, к примеру, «Дом, который построил Джек».
Когда началась Великая Отечественная война, Маршака не взяли в действующую армию, у него было слишком слабое зрение. Поэт занимается написанием сатирических памфлетов и фельетонов, создает антифашистские плакаты.
За огромный вклад в развитие литературы Самуил Маршак получил четыре Сталинских и одну Ленинскую премии, он удостоился Ордена Трудового Красного Знамени и Ордена Ленина.
В 60-е годы, когда Самуил уже стал именитым писателем, и не боялся никаких репрессий, Маршак выпустил сборник произведений для взрослого читателя под названием «Избранная лирика». В 1960-м Самуил опубликовал свою автобиографию, которую назвал «В начале жизни».
Личная жизнь
Самуил Маршак оказался из той породы мужчин-однолюбов, которые, встретив однажды свою судьбу, остаются верны ей до конца дней. Со своей будущей женой – Софьей Мильвидской молодой человек встретился во время поездки на Ближний Восток. Когда он решил поступать в Лондонский университет, то Софья уехала с ним уже в качестве супруги. Они прожили вместе долгую и счастливую жизнь, Софья стала не только женой поэта, но и его музой.
Самуил Маршак с женой Софьей Мильвидской
Самуил обрел счастье в личной жизни, хотя они с Софьей имели очень разные темпераменты и сложные характеры. Но именно этим супруги отлично дополняли друг друга. Самуил имел вспыльчивый нрав, был импульсивный и взрывной, как и многие творческие люди. Софья, в противовес супругу, была настоящим «технарем», отличалась рассудительностью, взвешенностью и спокойствием.
Нужно отметить, что поэт был крайне рассеянным, и одного из своих самых популярных героев – человека с улицы Бассейной, он писал именно с себя.
Самуил Маршак с семьей
Были в личной жизни Маршака и трагедии, связанные с собственными детьми. В то время, как он веселил советскую детвору, его сердце обливалось кровью при мысли о безвременно умершей дочери Натанаэль, первом ребенке супругов. В 1915-м девочке исполнился год, и она каким-то образом сумела опрокинуть на себя самовар с кипящей водой. Ожоги были настолько масштабными, что спасти малышку не удалось.
В 1917 году супруга родила поэту сына Иммануэля, а в 1925 году их семья стала больше еще на одного человека, сына Якова. Самуил и Софья души не чаяли в своих детях, старались оберегать их от всяческих невзгод. «Сказку о глупом мышонке» Маршак создал в течение одной ночи, чтобы заработать нужную сумму. Иммануэля нужно было лечить в Евпатории, а денег не оказалось.
Самуил Маршак с женой и сыном Эммануэлем
Еще одна трагедия, связанная с детьми, случилась у Маршака. Его младший сын Яков умер в 21 год. Причина смерти – туберкулез. Из наследников поэта в живых остался только Иммануэль, который дожил до преклонного возраста, сделал карьеру физика. Его главное достижение – разработка методики аэрофотосъемки. Параллельно с основной деятельностью, старший сын поэта делал переводы.
Отличительными чертами характера Маршака были отзывчивость и доброта, именно они двигали поэтом, когда он выступал на защиту своих коллег по перу в годы сталинских репрессий. Самуил не боялся обращаться к высоким чинам из НКВД, по мере сил защищал творчество опальных писателей Солженицына и Бродского.
Периодически находились желающие обвинить и самого Маршака. Ему инкриминировали космополитизм, распускали сплетни о том, что в детских стишках поэт зашифровал каббалистические призывы. Для каждого еврея естественно изучать Талмуд, не стал исключением и Самуил Маршак, однако ни в одной из его детских книг нет даже намека на сионистские стихи.
Смерть
К концу жизни Самуил Яковлевич практически ничего не видел. Катаракта привела почти к полной слепоте. Сердце великого литератора остановилось 4 июля 1964 года, он умер в 76 лет. Поэт скончался от острой сердечной недостаточности, именно такую причину официально указали медики.
Памятник Самуилу Маршаку
Прощание с выдающимся поэтом проходило при скоплении тысяч людей, провести его в последний путь пришли родные, друзья и многочисленные поклонники. Местом его упокоения стало Новодевичье кладбище. На могиле Самуила Маршака всегда свежие цветы, их несут благодарные читатели, выросшие на творчестве поэта, подарившего им радость детства.
Произведения
Ссылки
Самуил Яковлевич Маршак (3 ноября 1887 – 4 июля 1964)
1. Самуил Яковлевич Маршак (3 ноября 1887 – 4 июля 1964)
Сочинять стихи я начал еще до того, как научился писать.
В нашей стране мало найдется людей, которым неизвестно имя Самуила Яковлевича Маршака: ведь его стихи, сказки и загадки знают даже маленькие дети. Самуил Яковлевич очень хорошо знал психологию детей и писал для них замечательные произведения.
Самуил Яковлевич Маршак происходит из древнего рода еврейских священнослужителей.
Он родился 22 октября (3 ноября) 1887 года в Воронеже, в еврейской семье, отец его, Яков Миронович (1855—1924), работал мастером на мыловаренном заводе. Мать — Евгения Борисовна Гительсон — была домохозяйкой. Жили бедно, часто переезжали: отец без конца искал работу.
В 1904 году на даче у Стасова Маршак познакомился с М. Горьким и два года жил в семье Пешковых в Ялте. Там он учился, лечился, много читал, видел разных интересных людей. Потом семья Горького была вынуждена уехать за границу, и Маршак вернулся в Петербург. Детство кончилось. Начилась трудовая бродячая молодость: хождение по урокам, писание стихов, сотрудничество в журналах «Стрекоза», «Сатирикон», а потом в альманахе «Жизнь» и газетах. Учился сначала в Политехникуме, а потом через несколько лет для завершения образования он едет в Англию, в Лондонский университет.
Сочиняя юмористические зарисовки, литературные пародии, сатирические отклики на злобу дня и печатая их в разных газетах и журналах, зарабатывая таким образом на хлеб насущный, С. Маршак не переставал мечтать о далеких странах, о другой, неизведанной жизни. Весной 1911 года он принимает смелое решение – наняться матросом на пароход, уходящий в заграничное плавание. И он отправляется в путешествие по Черному, Эгейскому и Средиземному морям. Оттуда он привез кучу впечатлений, стихи и красавицу-жену, с которой познакомился на корабле. Вместе с ней в 1912 году Маршак едет учится в Англию, в Лондонский университет.
Здесь, в Англии, в его жизни впервые появилось то, что позднее так тесно привязало его к книге, притом более всего к детской: первый ребенок в семье и любовь к английской поэзии, которой он не изменил до конца жизни.
Перед самым началом первой мировой войны С. Маршак возвратился в Россию, занимался частными уроками, переводами английской поэзии – некоторые из них увидели свет на страницах журналов. Когда началась война, он принял деятельное участие в судьбе детей-беженцев: эвакуировал из районов боевых действий, хлопотал об их устройстве. В годы военного лихолетья у С. Маршака возник особый интерес к детям, к вопросам воспитания подрастающего поколения. После Октябрьской революции поэт продолжал работать в различных учреждениях, занимаясь устройством в детские дома и колонии осиротевших ребят.
Сам Маршак говорил: « Я пришел в детскую литературу через театр». В 1920 – е годы в Краснодаре вместе с поэтессой он начал писать пьесы для ребят. Их ставили в местном театре, а потом в «Детском городке». В 1922 году они были опубликованы в сборнике «Театр для детей». Поэтому не случайно, вернувшись в Петроград, Маршак пришел работать в Театр юных зрителей. Поиск сюжетов для пьес привел его в библиотеку, где собирались детские писатели. С тех пор с книгой для детей он больше не расставался.
Первыми книжками Маршака, объединившими произведения для детей, стали «Дом, который построил Джек», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке» в 1923 году, были опубликованы переводы веселых английских песенок, написано стихотворение «Пожар». Потом им были написаны «Цирк», «Мороженое», «Вчера и сегодня» (все в 1925), «Багаж» (1926), «Пудель», «Почта» (обе в 1927), «Вот какой рассеянный» (1930) и др. Тогда же Маршак создал новый тип детской книги. Это книжки-картинки, которые можно не только читать, но и рассматривать рисунки-иллюстрации к тексту. Эти книжки были очень красиво оформлены.
Так Маршак стал детским поэтом. Последующие сорок лет он шел избранной дорогой, не отклоняясь и лишь набирая все новую высоту. В 20-е годы Маршак руководил детской редакцией государственного издательства в Ленинграде. Вся редакционная работа его, и по приемам, и по результатам, была глубоко новаторской, она привела в литературу для детей, новых замечательных писателей: В. Бианки, Б. Житкова, М. Ильина, Л. Пантелеева, Д. Хармса, Е. Чарушина и многих других. Начиная с 1924 года, С. Маршак на протяжении ряда лет руководил детским отделом Госиздата, позже – Ленинградским отделением Детгиза.
В течение многих лет С. Маршак был ближайшим помощником М. Горького по вопросам, связанным с литературой для детей, изучал письма детей перед созданием Детгиза, выступал с докладом на Первом съезде советских писателей.
Работа в издательстве и редакции занимала много времени, но Маршак все-таки находил возможность писать. У него был талант сатирика, и первые стихи, которые он опубликовал в журнале «Сатирикон», были сатирические. Потом он стал писать и лирические произведения. Среди довоенных произведений Маршака наиболее известны сатирический памфлет «Мистер Твистер» (1933) и «Рассказ о неизвестном герое» (1938).
В годы Великой Отечественной войны писатель активно работал в жанре сатиры, публикуя стихи в «Правде» и создавая плакаты в содружестве с Кукрыниксами. Он пишет крупные произведения и небольшие повести в стихах, работает в жанре политической сатиры. Одно из лучших стихотворений тех лет – «Почта военная», которое было создано в 1944 году. Вместе с героико-лирической балладой «Голуби», где рассказывалось о возвращении вывезенных с Украины голубей, и «Балладой о памятнике» оно образует своеобразную трилогию, адресованную маленьким читателям.
Во время войны Маршак берется за титанический труд – он переводит все 154 сонета Шекспира. Строго следуя законам поэтической формы, он блестяще передал тонкий, сложный духовный мир Шекспира.
По своим темам и жанрам послевоенное творчество Маршака очень разносторонне: разговор с читателями о времени, о Родине, о ремесле, о людях веселого и свободного труда по-прежнему занимает большое место в его стихах. Высокие гражданские чувства, свойственные поэзии Маршака, привели к сотрудничеству поэта с композитором С. Прокофьевым – на его стихи были написаны оратория «На страже мира», хоровая сюита «Зимний костер».
В это время он создает свои известные стихотворные циклы. В 1947 году он пишет сразу две книги: «Разноцветную книгу» и «Быль-небылица», а также книгу воспоминаний в стихах «Времена и люди». В 1948 году – книгу стихов «Круглый год», а через пять лет выходит его поэтическая энциклопедия «Веселое путешествие от А до Я». При этом поэт обновляет традиционную форму цикла и создает увлекательное повествование из разных стихотворений.
Тогда же поэт вновь обратился к драматургии – написал пьесы-сказки «Двенадцать месяцев» и «Горя бояться – счастья не видать», пьесу-притчу «Умные вещи», переработал ранние сочинения – «Кошкин дом».
Маршак всегда стремился сделать свои пьесы понятными для самых маленьких зрителей. Поэтому в каждой пьесе присутствует фигура рассказчика, который помогает понять происходящее, ведет зрителей за собой. Только в последней своей пьесе «Двенадцать месяцев» Маршак отошел от этого принципа.
На протяжении всей своей жизни Маршак занимался поэтическим переводом.
Сейчас его переводы стихов известных английских поэтов У. Шекспира, У. Блейка, Р. Бернса, У. Вордсворта, Р. Киплинга, Э. Лира по праву считаются классическими. Он также «открыл» русским читателям многих детских писателей – Дж. Родари, Я. Акима. В своих переводах поэт сохранял все своеобразие оригинала с его четкими рифмами, занимательным сюжетом, яркими образами. Особенно нравилось ему переводить стихи для детей, которые напоминают скороговорки, считалки, загадки, потешки, заклички, дразнилки.
В 1960 году Маршак публикует автобиографическую повесть «В начале жизни», в 1961 году – «Воспитание словом» (сборник статей и заметок о поэтическом мастерстве).
Практически во всё время своей литературной деятельности (более 50 лет) Маршак продолжает писать и стихотворные фельетоны, и серьёзную, «взрослую» лирику.
В 1963 вышла «Избранная лирика» — последняя книга писателя. Лирика Маршака, не предназначенная для детей, отличается простотой, конкретностью, ясностью. Его поэтический стиль консервативен и классичен, язык его произведений отличает близость к разговорной речи.
Книги Маршака переведены на многие языки мира. Писатель четыре раза был награждён Сталинской премией (1942, 1946, 1949, 1951), двумя орденами Ленина, другими орденами и медалями.
Он прожил долгую жизнь, с трагическими потерями и безоблачными счастливыми днями. Он написал много и о многом – от стихотворных подписей под картинками до философских раздумий о жизни.
Немало книжек выпущено мной,
Но все они умчались, точно птицы…
И разлетелись по всему свету. Их издавали бессчетное количество раз. Его книжки есть в каждой семье. А строчки его стихотворений сами запоминаются. И кажется, что их и не сочинял поэт – просто они были всегда.
Самуил Яковлевич Маршак скончался 4 июля 1964 года в Москве. На родине писателя в Воронеже имя писателя носит его улица.
2. О поэзии Маршака
И, раскрыв свою тетрадь,
Сел писать я для того,
Чтобы детям передать
Радость сердца моего!
Замечательный поэт Советского страны, великолепный мастер стиха, человек высокой культуры и самых разнообразных интересов и знаний – Самуил Яковлевич Маршак всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Он подружил их с малых лет с поэзией, с мажорной музыкой стиха, со звонкой рифмой, показал им чудесную силу родного языка, научил радоваться красоте поэтического слова. Он показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать.
Жанровое разнообразие поэзии Самуила Маршака (маленькая стихотворная новелла, баллада, загадка, сценка, песенка, сказка и присказка, считалка) сочеталось с удивительной легкостью, органическим изяществом, виртуозной простотой стиха, определенностью композиции, четкостью музыкального ритма, смысловой насыщенностью текста, мудрого для взрослых и понятного детям. Неслучайно многие строки Маршака – стихи, по выражению Чуковского, «алмазной чеканки» – вошли в культурный обиход Россиян как пословицы, поговорки и афоризмы.
Остановимся для примера на «Почте». Эта маленькая поэма, или рассказ в стихах, состоит из коротких, законченных, энергичных глав. Они, как считалки, чередуются одна за другой. Но каждая из них внушает уважение к «честным почтальонам». По сюжету письмо, догоняя адресата, облетает земной шар – из Ленинграда в Берлин, из Берлина в Лондон, из Лондона в Бразилию, из Бразилии опять в Ленинград. Ведь так мчится адресат, так мчится ему вдогонку письмо, и так, пересаживаясь с поезда на пароход, с парохода на самолет, совершает путешествие по белу свету маленький читатель. Это захватывает его, увлекает как интересная игра. Но в подобной игре он узнает много нового, поучительного.
Особую роль у С. Маршака играют легко запоминающиеся повторы, с которыми так широко пользуется народная сказка и с помощью которых поэт часто превращает свои произведения в шутливую игру. Эти повторы одновременно являются и юмористическими характеристиками персонажей, и своей четкостью, конкретностью и образностью они помогают лучше запоминать текст. Это мы видим, на примере «Сказки о глупом мышонке»:
Приходи к нам,
Нашу детку покачать.
В «Рассказе о неизвестном герое» поэт воспользовался приемом таинственности, нарочито не дав своему персонажу, совершившему настоящий подвиг, не только имени, но даже не нарисовав его лица. Все ищут плечистого неизвестного парня со значком ГТО на груди, но таких парней – тысячи в столице! И в этом заключен смысл баллады – к смелым поступкам, к отваге, к героическому подвигу готова была вся советская молодежь. А как это было важно подчеркнуть в грозное предвоенное время.
Продолжал он писать и для детей, работал над пьесой-сказкой «Двенадцать месяцев», но его гневное слово чаще проявлялось на страницах «Правды», в солдатской землянке, даже на броне уходящего в атаку танка, чем на страницах детских книг. Это было веление времени.
В произведениях, созданных в военное время и после войны, С. Маршак предстал перед своими читателями как поэт с ярко публицистической направленностью, заговоривший о всем том суровом и грозном, что сам увидел, услышал и пережил. Это прежде всего отразилось в таких произведениях, как «Почта военная», «Голуби», «Баллада о памятнике», «Ледяной остров», которые автор называл «повестями в стихах», подчеркнув тем самым их жизненное, реальное и суровое содержание. Продолжением этой линии в творчестве поэта стала «Короткая повесть», в которой рассказывалось о подвиге летчицы Кати Будановой.
Окончилась война – Маршак продолжает писать для детей. В эти годы вышли циклы детских стихов: «Разноцветная книга» (1948), «Круглый год» (1948), «Тихая сказка» (1956), «Вакса-Клякса, «Угомон» (1958) и другие.
Послевоенное творчество С. Маршака и по темам, и по жанрам многообразно. Здесь встречаемся с произведениями о Родине, о людях труда, о дружбе и товариществе, о школе и учебе, об окружающем мире. Эти произведения не утрачивают ни прежней звонкости, ни забавности, которыми поэт так радовал нас в ранних стихах. Присмотритесь, например, какой радугой красок сверкает мир в «Разноцветной книге»! Каким тонким лирическим чувством проникнуты «Лесная книга» и календарь природы «Круглый год!»
Лучшие поэтические произведения С. Маршака, изданные в одной книжке «Стихи для детей», были отмечены в 1951 году Государственной премией СССР. Этот однотомник много раз переиздавался впоследствии и переводился на другие языки в нашей стране и за рубежом.
Значителен вклад С. Маршака в развитие детской драматургии, где он выступил как сказочник. Ведь его пьесы «Кошкин дом», «Сказка про козла», «Двенадцать месяцев», «Горе бояться – счастья не видать» и другие в основе своей – сказки. Правда, как истинный сказочник, он, используя фольклорные сюжеты, придает им иной смысл, заключает в них новую идею. Так, пьеса «Кошкин дом» родилась даже не из сказки, а из двух строчек бесхитростной детской песенки: «Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом…» А под пером С. Маршака превратилась в веселую и остроумную комедию, в которой высмеивается эгоизм, чванство, мещанская любовь к вещам.
Чешскую народную сказку «Двенадцать месяцев», в свое время пересказанную чешской писательницей Боженой Немцовой, С. Маршак сначала пересказал по-русски в прозе. Уже тогда произведение звучало по-иному. А в драматизированном варианте оно стало лирической, фантастической пьесой-сказкой, в которой автор прославляет не смирение и терпение сироты, а ее трудолюбие, смелость и стойкость. Кроме того, в пьесу введен комедийно-сатирический элемент – линия маленькой Королевы, не знающей заботы и труда, и окружающих ее придворных, готовых потворствовать всем ее прихотям и капризам. Пьеса была отмечена в 1946 году Государственной премией СССР.
В пьесу «Горя бояться – счастья не видать» автор взял из народной сказки лишь образ Горя-Злосчастья, передачу Горя одним человеком другому. Это типичная бытовая комедия. Мы видим, как бедняк-дровосек, жадный купец, царь стараются сбыть Горе-Злосчастье с рук, не думая о последствиях, о том, кто будет после этого страдать от него. Не поддается Горю только один человек, солдат Иван Тарабанов. Бесстрашный и великодушный, он выходит из всех испытаний победителем, а все, кто рыл яму другому, сами попадают в нее. Такова абсолютно новая трактовка сказки о Горе-Злосчастье. Вот почему, написанные на основе фольклора, пьесы-сказки С. Маршака по праву считаются его оригинальными произведениями. Они привлекают читателей и зрителей остроумным и поэтическим диалогом, блеском реплик, часто доведенных до подлинной пословицы.
Переводы Маршака – это еще одно блестящее свидетельство огромного поэтического мастерства. Трудно разграничить, что из переводов Маршак предназначал детям, а что – взрослым. С удовольствием и теми, и другими читается старинная шотландская баллада «Вересковый мед» или «Баллада о королевском бутерброде» А. Милна, один из самых ярких переводов Маршака – стихи в сказке Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес».
Велик вклад поэта в историю и теорию советской детской литературы. Особый интерес представляют его статьи о поэзии, о мастерстве поэта, о мастерстве перевода. Все эти литературно-критические произведения собраны в книге «Воспитание словом».
Самуил Яковлевич Маршак был всегда в работе. Он не знал отдыха и перерыва. Корней Иванович Чуковский однажды весело сказал, что он знает не одного, а пятерых Маршаков: Маршака – детского поэта, Маршака – пишущего стихи для взрослых, Маршака – автора пьес для театра, Маршака-переводчика, который сделал понятными для русских читателей многих поэтов, писавших на английском, латышском, казахском, армянском, украинском, чешском, литовском, еврейском, абхазском, итальянском, венгерском, польском языках. И, наконец, Маршака-сатирика, который своими меткими беспощадными стихами в годы Великой Отечественной войны высмеивал врагов-фашистов. И в каждом из этих пяти совсем разных видов литературной работы Маршак стал изумительным мастером, в каждом завоевал заслуженную всенародную славу.
Но Самуил Яковлевич не только сам писал, а и других учил, как надо писать для детей. Недаром Маршака давно все признали одним из первых создателей большой литературы для ребят в нашей стране.
Огромный труд, светлый и мудрый талант, добрая слава Маршака признаны всем нашим народом. Родина высоко оценила литературные труды Маршака: он был награжден двумя орденами Ленина, орденом Отечественной войны 1-й степени и другими орденами и медалями, его книги отмечены Государственными премиями. В конце жизни он получил ленинскую премию за стихи для детей и книгу лирики.
Должно быть, очень многие из вас уже давно знают знаменитые стихи Маршака, читали или слышали их еще до того, как в ваших руках оказался этот указатель. Ну что ж, каждая новая встреча со стихами Маршака – это опять радость и удовольствие. Читайте стихотворения Маршака бережно и с благодарностью, ведь именно в нашей стране жил и трудился для вас этот замечательный человек – Самуил Яковлевич Маршак!
3. Произведения Самуила Яковлевича Маршака
Это самое полное из существующих ныне собраний сочинений Самуила Яковлевича Маршака.
В первый том Собрания сочинений вошли лучшие стихи и поэтические сказки, адресованные детям, а также пьесы-сказки, известные не только читателю, но и зрителю по многим постановкам у нас в стране и за рубежом.
Во второй том Собрания сочинений включены оригинальные произведения С. Маршака всех жанров – лирика, сатирические стихи, проза разных лет, страницы воспоминаний.
Третий том «Сочинений» представляет творчество Маршака-переводчика. Отобраны наиболее известные работы – переводы сонетов Шекспира, произведения Бернса, Блейка, Киплинга, Джанни Родари и других зарубежных авторов, а также образцы шотландской народной поэзии и английские эпиграммы разных времен.
Эта книга представляет собой собранные вместе самим автором статьи и заметки о литературе, написанные в разные годы, а также воспоминания о писателях, деятелях культуры, о своей работе в детской редакции.
Маршак – детям
13. Маршак / Самуил Яковлевич Маршак; худож. И. Панков. – М.: Век, 1995. – 15 с.: ил.
Это шутливая история о даме, которой вместо сбежавшей собачки железнодорожники вручили огромного пса. Сюжет развивается повторениями. Они и превращают стихи в словесную игрушку.
О тяжелой жизни народа до революции.
В подъезде дома укрылись от дождя два маляра, четыре пионера и старик, который начал разговор про дом, где надпись «Гастроном».
«Была владелицей его
До вашего рожденья
«Для нас, людей, был черный ход,
А ход парадный – для господ…»
Почему эта быль, рассказанная стариком, показалась ребятам небылицей?
Также в эту книгу вошли широко известные стихи: «Кто он?», «Вакса-Клякса», «Первый день календаря», «Дети нашего двора», «Ежели вы вежливы», «Кот и лодыри» и др.
15. Маршак мед: из Роберта Стивенсона / Самуил Яковлевич Маршак; рис. А. Харшака. – М.: Сов. Россия, 1981. – 32 с.: ил.
А был он слаще меда,
В котлах его варили
И пили всей семьей
В пещерах под землей».
Так начинается это сказание о карликах-пиктах. ИХ землю завоевал Шотландский король, но тайну меда так и не узнал.
16. Маршак путешествие от А до Я / Самуил Яковлевич Маршак; худож. В. Гальдяев. – М.: Дом, 1995. – 128 с.: ил.
Поэтическая познавательная азбука для малышей, которая поможет детям подготовиться к школе.
Это веселое стихотворение было написано в 1930 году в соавторстве Маршаком и Хармсом. В этом забавном, увлекательном стихотворении выразились могучие идеи времени о коллективности труда, о том, что в новом обществе человек не изолированная одиночка, а соединен дружбой, работой, отдыхом с другими людьми. А чем дружнее, тем веселее.
18. Маршак какой рассеянный: стихи / Самуил Яковлевич Маршак; худож. Д. Хайкин. – М.: РОСМЭН, 1994. – 127 с.: ил.
В этой книжке собрались и Рассеянный с улицы Бассеяной, и «Цирк», и «Про все на свете», и «Пудель» и другие малознакомые стихи этого замечательного поэта. Все они смешны и полны юмора.
19. Маршак и сегодня: стихи, сказки, прибаутки / Самуил Яковлевич Маршак; худож. В. Гальдяев. – М.: Дом, Просвещение, 1994. – 123 с.: ил.
Это поэтический познавательный рассказ о том новом, что вошло в быт российских людей. Но Маршак не просто говорит о преимуществе нового перед старым – он заставляет маленького читателя задуматься о том, что такое доброта, человеческая благодарность, о необходимости приносить людям пользу.
А также в эту книгу вошли циклы стихов «Хоровод» и «Дружная семейка».
20. Маршак тут Петя, где Сережа?: стихи / Самуил Яковлевич Маршак; худож. Г. Юдин. – М.: Детская литература, 1985. – 16 с.: ил.
Это веселые стихи о братьях-близнецах, которые так похожи друг на друга, что только «бабушка и мать их умеют различать». Много забавных случаев произошло с ребятами потому, что люди путали, где тут Петя, где Сережа, а однажды они здорово проучили Гришку, который любил обижать маленьких.
В книгу вошли две известные пьесы-сказки «Двенадцать месяцев» и «Умные вещи». Первая сказка рассказывает о том, как доброта, самоотверженность и дружба побеждают жадность и злобу.
Вторая сказка-комедия об удивительной лавке на ярмарке, в которой старик предлагает разный «умный» товар: шапку-невидимку, дудку-самогудку, скатерть-самобранку — обычных вещей тут не сыщешь. И главное, что продавец не ломит высокую цену — только бы покупатель смог с умом воспользоваться волшебной покупкой.
22. Маршак в клетке: стихи / Самуил Яковлевич Маршак; худож. В. Коркин. – М.: РОСМЭН, 1995. – 54 с.: ил.
Дали туфельку слону.
Взял он туфельку одну
И не две, а все четыре.
Вот какие забавные звериные детки живут в этой книжке и в клетках зоопарка. Жаль, что в клетках. Правда.
23. Маршак : стихи / Самуил Яковлевич Маршак; худож. В. Лебедев и др. – М.: Дет. лит., 1987. – 134 с.: ил.
Здесь собрались одни знаменитости. Почтальон «с толстой сумкой на ремне» из «Почты», и дама, сдавшая в багаж
И маленькую собачонку.
Веселые стихи про то, как друзья-товарищи
В первый теплый день…
А потом вприпрыжку,
Про горе-ученика, получившего шесть единиц из стихотворения «Про одного ученика и шесть единиц».
26. Маршак печатали вашу книгу: стихи / Самуил Яковлевич Маршак; рис. А. Шуриц. – Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1984. – 20 с.: ил.
27. Маршак рубанок сделал рубанок / Самуил Яковлевич Маршак; рис. В. Лебедева. – Л.: Художник РСФСР, 1974. – 12 с.:ил.
Исключительно ярким и плодотворным было содружество поэта Маршака и художника Лебедева. Ими создано немало книг для детей. И вот одна из них, в которой автор воспевает труд, а художником показаны одухотворенные орудия этого труда – рабочие инструменты. Вся книга убедительная и запоминающаяся.
28. Маршак дом: сказка / Самуил Яковлевич Маршак; худож. М. Драгуне. – Рига: Лиесма, 1988. – 62 с.: ил.
Был у кошки новый дом
Ставенки резные, окна расписные»
Здесь богатая кошка принимает знатных гостей: козла с козою длиннорогой, петуха с курицей, свинью-соседку. Только маленьких котят-сирот она не желает пускать. Внезапный пожар уничтожил чудесный дом. Кто же приютил кошку?
29. Маршак год: стихи / Самуил Яковлевич Маршак; худож. А. Борисов. – М.: ОНИКС, 2004. – 14 с.: ил.
В стихах рассказано о каждом месяце года что-нибудь примечательное.
30. Маршак остров: повесть в стихах / Самуил Яковлевич Маршак; рис. Т. Прибыловской. – М.: Дет. лит., 1980. – 24 с.: ил. – (Школьная библиотека).
Рассказ в стихах о дружной и самоотверженной работе советских людей, о том, как они в трудный момент приходят на помощь друг другу.
31. Маршак в кармане: стихи / Самуил Яковлевич Маршак; худож. Б. Малинковский. – М.: Малыш, 1986. – 24 с.: ил.
32. Маршак Твистер / Самуил Яковлевич Маршак.; рис. В. Лебедева. – М.: Дет. лит., 1972. – 36 с.: ил.
33. От одного до десяти: веселый счет / Самуил Яковлевич Маршак; рис. В. Конашевича. – М.: Дет. лит., 1988. – 19 с.: ил.
Книжка учит детей счету.
34. Маршак : стихи / Самуил Яковлевич Маршак; рис. Ф. Лемкуля. – М.: Дет. лит., 1989. – 16 с.: ил.
Удивительная история о том, как «Письмо за мной облетело шар земной. Мчалось по морю вдогонку, понеслось на Амазонку. Вслед за мной его везли поезда и корабли…»
В этот сборник вошли стихи «Как печатали вашу книгу», «Сказка о глупом мышонке», «Пожар», «Хороший день» и др., а также загадки и сказки разных народов.
36. Маршак книга: сборник сказок и стихов / Самуил Яковлевич Маршак; сост. и предисл. ; худож. П. Слепков. – Киев: Веселка, 1985. – 382 с.: ил. – (Школьная библиотека).
В сборник вошли стихи: «Чего боялся Петя», «Сказка об умном мышонке», «Война с Днепром», «Почта военная», «Голуби» и др., сказка «Кошкин дом», пьесы «Двенадцать месяцев» и «Горя бояться – счастья не видать».
37. Маршак о неизвестном герое: стихи / Самуил Яковлевич Маршак; худож. М. Зарецкий. – Переизд. – М.: дет. лит., 1988. – 32 с.: ил. – (Читаем сами).
Стихотворение Маршака «Рассказ о неизвестном герое» заучивали наизусть все, кто заканчивал школу в прошлом, 20-м веке. Оно было написано Маршаком в Петрограде в ранние годы Советской власти, и естественно, носит отпечаток социалистической идеологии. Тем не менее, большинство родителей и сегодня с чистой совестью могут читать замечательный стих «Рассказ о неизвестном герое» своим детям. Потому что это рассказ в первую очередь о настоящем человеке, на которого стоит быть похожим каждому из нас. Прочитайте и вы «Рассказ о неизвестном герое» своему малышу. И заодно вспомните картинки из своего детства.
38. Маршак сказка / Самуил Яковлевич Маршак; рис. В. Лебедева. – М.: Дет. лит., 1975. – 12 с.: ил.
Эту сказку ты прочтешь
Поэма—сказка о животных, в которой тихие ежики перехитрили волков. Стихотворение обращено к самым маленьким.
39. Маршак день: стихи / Самуил Яковлевич Маршак; рис. Д. Хайкина. – М.: Дет. лит., 1989. – 10 с.: ил.
Это стихотворение о любви мальчика к отцу, о том, как в выходной день ездили на прогулку в город. Только и всего, но для героя и маленького читателя – это целая эпопея. Сколько событий! Сам вылез из трамвая, спустился в метро, пил ситро, был в зоопарке…
40. В начале жизни: страницы воспоминаний / Самуил Яковлевич Маршак; рис. Г. Филипповског. – М.: Дет. лит., 1962. – 213 с.: ил.
В этой книге для вас откроется неизвестный Маршак. Да, он был не только автором веселых и добрых книг для малышей, но и автором едких эпиграмм, и нежных любовных стихотворений, и мудрых размышлений о жизни. Из этой автобиографической повести вы узнаете о годах детства самого автора, его страницы воспоминаний. В них «нет вымысла, но есть известная доля обобщения, без которой нельзя рассказать обо многих днях в немногих словах».
4. Литература о жизни и творчестве
42. Жизнь и творчество Самуила Яковлевича Маршака: сборник / сост. Б. Галанов и др.; оформл. Е. Ганнушкина. – М.: Дет. лит., 1975. – 495 с.: фот.
43. Скорбная муза детского поэта / Ольга Мариничева // Учительская газета. – 2006. – 14 ноября. – С. 28.
44. // Кто есть кто: новейший справочник школьника. – М.: Фил. о-во СЛОВО Изд-во Эксмо, 2006. – С. 655-657.
45. / РГДБ // Писатели нашего детства. 100 имен: биографический словарь в 3 частях. Ч. 1. – М.: Либерия, 1998. – С. 257 – 262.
48. Сарнов Маршак: очерк поэзии / Бенедикт Михайлович Сарнов; худож. Н. Крылов. – М.: Худож. лит., 1968. – 190 с.
49. Тимофеева Яковлевич Маршак (1887 – 1964) / // Что и как читать Вашего ребенка от года до десяти: энциклопедия для родителей по руководству детским чтением. – СПб., 2000. – С. 221 – 227.
50. Тубельская Самуил Яковлевич (1887 – 1964) / // Детские писатели России. Сто тридцать имен: биобиблиографический справочник. М.: Русская школьная библитечная ассоциация, 2007. – С. 204 – 207.
Алфавитный указатель произведений для детей
Багаж 13, 23 Быль-небылица 14 Веселое путешествие от А до Я 15 Веселые чижи 17 Война с Днепром 1, 9 Волга и Вазуза 9 Вот какой рассеянный 18
Вчера и сегодня 19 Горя бояться – счастья не видать 9 Детки в клетке 22 Двенадцать месяцев 21 Дом, который построил Джек 2, 24 Друзья-товарищи 25 Как печатали вашу книгу 26 Как рубанок сделал рубанок 27
Кошкин дом 28 Круглый год 29 Ледяной остров 30 Мистер Твистер 32 От одного до десяти 33 Пожар 1, 9 Почта 34 Почта военная 1, 9 Пудель 1 Радуга-дуга 35 Разноцветная книга 36
Рассказ о неизвестном герое 37 Сказка о глупом мышонке 1, 9 Сказка про умного мышонка 1, 9 Сказка про козла 2 Тихая сказка 38
Угомон 1, 9 Умные вещи 9 Усатый полосатый 1, 9 Хороший день 1, 39
Им написаны весёлые стихи о детях, об их играх, игрушках («Великан», «Мяч», «Ванька-встанька», «Усатый-полосатый», «Хороший день», «Дети нашего двора» и др.), и поэтические познавательные книги («Вчера и сегодня», «Весёлое путешествие от А до Я», «Круглый год», «Разноцветная книга», «Как рубанок сделал рубанок»), и героические рассказы для детей о подвигах и труде человека («Пожар», «Почта», «Рассказ о неизвестном герое», «Ледяной остров» и др.).
В произведениях Маршака отражены волнующие события жизни русского народа: «Война с Днепром» (о строительстве Днепрогэса), «Почта военная» (о людях, сражающихся за Родину), «Быль-небылица», написанная к тридцатилетию Октября (о тяжёлой жизни народа до революции). Союзе. Полны юмора книги «Человек рассеянный», «Багаж», «Пудель»
- Самуил Яковлевич Маршак (3 ноября 1887 – 4 июля 1964)…………2 О поэзии Маршака………………………………………………………… Произведения Самуила Яковлевича Маршака…………………………… Алфавитный указатель произведений для детей……..