в каком возрасте на руси ребенок назывался молодым
Малолетние невесты Древней Руси. Почему замуж отдавали даже 5-летних девочек, и что на это влияло
Фото © Public Domain
В истории разных народов случались периоды кровавых войн, потери населения и истощения наций, на что люди реагировали весьма своеобразно. Среди таких мер были, например, ранние браки. Не избежали такой необходимости и древние славяне. В «Повести временных лет» монах Нестор описывает брачные обычаи радимичей, вятичей и северян: «браков у них не бывало, но устраивались игрища между сёлами. И здесь умыкали себе жён по сговору с ними; имели же по две и по три жены».
У восточных славян долгое время существовал особый способ бракосочетания — кража невесты «от воды», когда девушка по предварительному сговору шла к реке, прихватив с собой узелок с вещами, а приглянувшийся ей жених «умыкал» её, позже откупаясь от недовольных родителей подарками. Часто новые пары образовывались по весне, начиная с праздника Лады — богини домашнего очага, а заканчивая Иваном Купалой.
В VIII веке девицы на Руси имели право выбирать мужа, и «умыкание» происходило по предварительному сговору. «И ту умыкаху жены собѢ, с нею же кто съвѢщашеся». При этом сговор мог носить и открытый характер, когда между собой договаривались не только молодые, но и их родители.
Фото © Public Domain
Несмотря на крещение Руси, у крестьян обычай кражи невест был в ходу до начала XVI века. Об этом в «Послании о купальской ночи» в 1505 году писал игумен Спасо-Елеазарова монастыря Памфил. Сколько же лет было этим девицам? По-разному: кому 13, кому 12, а кому и того меньше.
Сакральная обнажёнка. Чем занимались древние славяне для повышения урожая?
Если учесть, что устав князя Ярослава Мудрого, жившего в XI веке, законодательно запрещал выдавать девушек замуж ранее 13 лет, то следует признать, что проблема ранних браков на Руси существовала. Разумеется, это приводило к большой смертности среди юных матерей: ранние роды оканчивались осложнениями и молоденькие жёны умирали «от родильной горячки».
Обычай рано отдавать дочерей замуж оказался стойким. В XIV–XV веках Русской православной церкви пришлось не раз издавать запреты выдавать замуж девочек младше 12 лет.
Фото © Public Domain
Да, иногда такое действие можно было оправдать голодом, когда многодетная семья отдавала ребёнка чужому человеку, избавляясь от лишнего рта, но следует признать, что подобный обычай был распространён и в княжеской среде. Причём было это уже в христианские времена, когда появились новые традиции: обычай сговора родителей, обычаи сватовства и обручения; когда уже были известны понятия «суженый» или «обручённая».
По летописям известно, что малолетним княжеским невестам на Руси было не двенадцать, а восемь и даже пять лет! Впрочем, и женихи были им под стать: кому было восемь, а кому одиннадцать лет.
Сакральная обнажёнка. Чем занимались древние славяне для повышения урожая?
Например, в XII веке киевский князь Всеволод Большое Гнездо отдал замуж свою дочь Верхуславу за Ростислава Рюриковича, княжившего в Белгороде. Жениху в ту пору было 16 лет. За невесту дали богатое приданое — много золота и серебра; а отец жениха князь Рюрик Ростиславич дал Верхуславе «много даров и город Брягин». Сама же Верхуслава была «мила и молода — только осьми лет». Свадьбу сыграли столь пышную, какой на Руси ещё не было, — на ней веселились 20 русских князей.
Пять лет было Марии, дочери тверского князя Бориса Александровича, когда её обручили с Иваном III — семилетним сыном московского великого князя Василия II. На торжестве присутствовали тверские князья, бояре, епископ Илия и гости из Москвы. «И бысть радость велия, — писал о событии монах Фома, — и тверечи радовашася, что Тверь и Москва бысть одно, и два государя воедино совокупашися».
Фото © Public Domain
В Средние века возраст невест на Руси не сильно изменился. Девушек по-прежнему отдавали замуж, едва они успевали созреть. В XVII–XVIII веках среди крепостных крестьян это было нормой, ведь чем раньше девочку отдадут замуж, тем больше детей она родит и тем больше крепостных будет у барина. Известно, что даже такой, казалось бы, прогрессивный дворянин, как полководец Александр Суворов, штрафовал своих крепостных, если те до 15 лет не успевали отдать девушку замуж. Поэтому вплоть до XIX века 16-летняя девица в крестьянской среде считалась уже старой, а выйти замуж в 19 лет было уже невозможно — никто не брал «старуху».
Как викинги — мастера пыток и казней — добирались до Константинополя через Русь
Показательными в этом плане являются строки из пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин», в котором няня рассказывает Татьяне о своей судьбе:
«. — Да как же ты венчалась, няня?
— Так, видно, Бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет. «.
Положение поменялось только в XIX веке, когда в 1830 году император Николай I специальным указом установил брачный возраст девушек с 16 лет, а юношей — с 18 лет. После этого средний возраст невест в России поднялся до 17–20 лет. Позже всего замуж стали выходить на севере России, например в Архангельской губернии, а раньше всего — на юге страны, где невестами становились в 17–19 лет. Однако стоит помнить, что дворяне, купцы, богатые казаки и мещане выдавали дочек замуж довольно поздно — с 21 года до 24 лет. С 1874 года мужчин в 21 год стали поголовно призывать в армию. Служили тогда от трёх до шести лет, а женились и того позже — в 24–27 лет.
Ну а за современный законодательно закреплённый брачный возраст в 18 лет спасибо надо сказать санитарным врачам СССР, в 1920-х годах увлёкшимся наукой евгеникой. Они посчитали, что наиболее здоровые и крепкие дети будут рождаться у женщин и мужчин, чей организм к моменту бракосочетания уже полностью сформировался и не ослаблен ранними родами (у женщин), инфекциями и половой распущенностью.
Славянская система возрастных посвещений
Славянская система возрастных посвещений предназначена для того, чтобы гармонично перевести ребенка из одного возрастного этапа в другой, чтобы кризисы переходного возраста прошли безболезненно.
Посвещения также структурируют, ладуют детскую психику, помогая закрепить приобретенный на предыдущем этапе опыт и дать мощный энергетический толчок для следующих новообразований и закладывания правильных моделей поведения.
Внутренний огонь мужчин
Его раскрыть так сразу в один миг не получится. Это целый процесс, целый этап духовного роста на пути. У наших Предков эти этапы были гармонично выстроены и назывались они возрастные инициации (посвящения). Это были своего рода испытания, которые помогали гармонично, ладно перейти из одной возрастной категории в другую, перейти на новый уровень развития. В это время мужчина находится на грани между двумя состояниями. Славянская система возрастных посвящений и предназначена для того, чтобы гармонично перевести ребенка из одного возрастного этапа в другой, чтобы кризисы переходного возраста прошли безболезненно. Посвящения также структурируют, ладуют детскую психику, помогая закрепить приобретенный на предыдущем этапе опыт и дать мощный энергетический толчок для следующих новообразований и закладывания правильных моделей поведения.
Что значит «правильные модели поведения»?
Каждому возрастному этапу соответствует проявление определенного Бога или Богини. Наши Предки имели перед собой совершенные образы и модели поведения на каждом возрастном этапе, каждый член общества стремился соответствовать им, то есть уподобиться Богу (Богине). Наши Предки понимали, что проявление Божества – это энергия, призывание и общение с которой изменяет человека под свой образ.
У женщин: образу идеальной девочки соответствует Богиня Леля – нежная, любящая, трудолюбивая, послушная, терпеливая. Совершенный образ женщины – это Матушка Лада, Макошь – это прообраз пожилой женщины, мудрой берегини рода.
У мужчин: Ярило – образ юноши, Сварог – образ идеального мужчины, Велес – мудрый старец. Образы Богов как бы формируют модель поведения человека на каждом возрастном этапе. И женщина-мать никогда не позволит себе капризничать, как игривая Леля, чувствуя в себе божественную энергию Матушки Лады. Иначе, она просто будет выглядеть смешно. Пожилой мужчина, проявляя энергии своего возраста, то есть Велеса, вряд ли станет «лезть на рожон», как наполненный силой Ярилы юноша.
Какие есть возрастные посвящения и в каком возрасте
О возрастных посвящениях сохранилось очень много информации и такие обряды есть практически во всех родах как староверов, так и родноверов. И эта тема сейчас возрождается очень быстрыми темпами. Что не может не радовать. Рассмотрим и мы поближе её.
Возраст | Мальчики | Девочки |
с 9 по 40-й день | Имянаречение | Имянаречение |
1 год | Пострижины | Пострижины |
3 года | Сажание на коня | Зарница |
7-13 лет | Подпоясывание | 6-12 Закосычивание |
12-17 лет | Ярение | 13-16 лет Лельник |
17-20 лет | Перуновы Мечи | 16-20 Веста |
До трех лет ребенка называли «дитё», но подробно обозначению пола не уделяли сильного внимания. Только в 3 года поднимали на поверхность мужчкие и женские качества.
Эти возрастные посвящения утверждают на пути самостоятельного развития, переводят с уровня ребенка на уровень мальчика или девочки соответственно. Это новое положение давало новые права и обязанности, которым детки всегда радовались. Их это наполняло гордостью и осознанием себя: «я это могу!». Обряды символизируют переход мальчика (девочки) от обучения в роду к обучению в общине, группе сверстников. Укрепляется сила ребенка в овладении своими эмоциями. Созревало ментальное тело к этому возрасту.
6. Обряд Перуновы Мечи (от 17 до 20 лет) символизирует переход юноши в состояние мужчины-воина. Это обряд-состязание. Посвящение призвано помочь более глубокому утверждению мужской сути, силы и мощи. Это знакомство с энергиями Перуна.
Обряд Весты (от 16 до 20 лет) помогает девушке в принятии себя как будущей жены и матери, проявляет зрелые божественные качества стихий, наполняет душу, тело и ум еще большей силой любви, нежности и женственности. Посвящение также помогает осознать, кто такой мужчина и принять его в свой мир.
Мальчику, который не прошел этих посвящений, в жизни будет трудно даваться возможность проявить себя как мужчина, раскрыть свой внутренний огонь. Так же и девочке, которая не имеет нужных качеств и умений, а главное – понимания своей миссии в жизни, трудно будет найти того человека, который ей нужен для счастливой совместной жизни и реализации себя в обществе.
10. Прабабушка и прадедушка. Состояние вибраций Богини Мары, когда такая женщина или мужчина держат весь род. Получается они вроде как бы еще здесь, но уже и немного в состоянии навном.
И, после этих Знаний, возвращаемся к нашей теме, но теперь с уже новым пониманием этого вопроса: проходя возрастные посвящения в свое время ни у женщин, ни у мужчин не вставал вопрос о проявлении своей женственности и мужественности.
Есть много практик, когда мужчина должен добыть свою силу. И на это во время посвящения есть свои обряды. И когда мужчины проходят испытания эти, всё, они навсегда уже мужчины, они настоящие.
Как 200 лет назад на Руси «доделывали» младенцев
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Буквально вся жизнь женщины на Руси была сосредоточена на детях, потому как многодетность по тем временам была общественно необходима. И только она могла гарантировать воспроизводство населения после многочисленных эпидемий и кровопролитных войн, которые из века в век уносили десятки тысяч жизней.
Именно поэтому православная церковь на протяжении долгих столетий так настоятельно формировала идеальный образ женщины как многодетной матери. Было принято рожать часто, однако из десяти родившихся выжить доводилось немногим, потому как большая часть деток умирала при рождении или во младенчестве. В те времена говаривали: «Бог дал — Бог взял!»
Таинство рождения
К родам наши предки подходили с особыми традициями, основанными на древних поверьях. Считалось, что ребенок, появляясь на свет, «переходит из мира мертвых в мир живых».
Беременные деревенские женщины до самых родов находились в трудах и заботах, и рожать иногда им приходилось и в поле, и дома в одиночку, ну и конечно же с помощью бабок-повитух. Как правило, женщины рожали вне жилого дома. Чаще всего использовалась хорошо натопленная баня, или хлев. Чтобы женская плоть быстрее раскрылась и выпустила дитя, женщинам расплетали косы, распахивали сундуки и двери. Роженице обычно помогала бабка, знающая в этом толк.
Также было принято считать, что таинство рождения ребенка никто из посторонних видеть не должен. Но по славянским обычаям мужу разрешалось присутствовать при особых случаях, когда роды предвещали быть трудными и нужна была его поддержка. Он должен был кричать и стонать вместо жены, чтобы отвлечь на себя внимание нечистых сил, способных навредить роженице. При схватках женщина должна была интенсивно двигаться, а рожать ей приходилось, стоя на коленках или же на корточках.
Повитуха должна была принять младенца, перерезать и перевязать пуповину, обмыть и «подправить» ребенка и еще пару суток присмотреть за ним, пока мать отлеживалась и приходила в себя.
Обрезание пуповины
Обмывание
Немалое внимание уделялось первому омыванию ребенка, который должен был войти в мир людей. Повитуха в это время как бы пыталась «слепить» новорожденного. Она гладила его головку, придавая ей округлость, сжимала ноздри, формируя носик, равняла ручки и ножки. А после процедуры купания и формирования маленького тельца, дитя заворачивали в грязную отцовскую рубаху, так как считалось, что именно старая поношенная вещь будет служить связью между поколениями. Таким образом, ребенок пропитавшись духом отца, должен был быть приобщен к человеческому роду.
В некоторых регионах бытовал обычай после омывания трижды парить ребенка в бане вместе с матерью. А ежели не было бани, то роженицу с младенцем сажали на печь и парили «всухую».
И что удивительно, в последующем младенца могли не купать до шести недель. При том он покрывался красной сыпью, которую называли «цветением» и в это время мыть его было запрещено категорически. Да и в дальнейшем ребенка не особо купали, его мыли со всеми домочадцами раз в неделю.
Захоронение плаценты
Плацента, детское место и послед считался вторыми родами и к ним относились весьма почтительно. По старорусскому обычаю они омывались, заворачивались в чистые тряпки и закапывались в импровизированную могилку, куда ложилась еда, а сверху осыпалась зерном и поливалась водицей. Этот ритуал должен был послужить залогом нового рождения детей и обеспечивать непрерывную преемственность и обмен между предками и потомками
«Доделывание» ребенка
В народе считалось, что дитя из утробы матери рождается «сырым», отсюда и пошел обряд в некоторых регионах «доделывания» и «допекания». Малыша заворачивали в пресное ржаное тесто, привязывали к лопате и сажали в теплую печь подобно хлебу. Недоношенного или слабого малыша мать «перераживала», трижды протаскивая свое чадо через ворот сорочки сверху вниз, тем самым импровизируя возврат ребенка в иной мир и повторное его рождение.
Наречение именем
Приняв роды и омыв младенца, повитуха шла к священнику, который должен был окрестить ребенка и дать ему имя. И лишь в редких случаях, когда дите было очень слабое и вот-вот могло умереть, повитухе разрешалось окрестить ребенка, окунув его трижды в купель, и дать ему имя.
Новорожденному, как правило, давали имя по святцам на день рождения или день крещения, в честь святого почитаемого в тот день. В иных случаях ребенок получал имя своего родственника или уже умершего, или живого. Мальчикам часто доставались имена их дедов. Имя было предопределяющим не только поведение, но и физическое здоровье человека.
В древней Руси почти до XIV столетия была традиция давать некоторым детям не «отчества», а «матчества». К примеру, Настасьич, Маринич, так как родство по матери считалось не менее почетным, чем по отцу. Это еще были отголоски матриархата, ориентированного на проявление уважения к матери и женщине в повседневной жизни.
Крестины
Крестные родители должны были выкупить новорожденного младенца у бабки-повитухи на третий день после рождения и нести его в церковь. Согласно обычаю, по дороге к храму кумовьям запрещалось оглядываться и разговаривать. Само же крещение приравнивалось к рождению, которое уже было «настоящим», когда малыш должен был быть включен в мир людей. При этом крестные родители обязательно должны были подарить крестнику крестик, пояс и рубаху. Именно эти предметы отличали человека крещеного.
Однако зажиточные крестьяне, что бы избежать неприятных неожиданностей, приглашали священника домой, которого угощали после крестин праздничным обедом, что не могли себе позволить бедняки.
Получение доли
Немало интересным на Руси был ритуал получения ребенком его доли жизненных сил из общего запаса, который распределялся между всеми людьми. Хоть и считалось, что доля каждого предопределена свыше, однако ее еще и полагалось взять.
Очень часто доля получала свое воплощение в сваренной каше для «крестинного» обеда, на который приглашали всех глав семей деревни и после чего каждого наделяли частью каши, предназначенной для их детей. Таким образом каждый ребенок символически получал свою часть доли после очередного перераспределения.
Пеленание ребенка
«Хлеб насущный» для ребенка
Потом мать начинала кормить его грудью почти до двух лет, так как считалось, что кормить материнским молоком нужно три поста. Однако прикармливать дитя начинали очень рано и это было связано с тем, что мать, как правило, после родов шла на работу и вынуждена была оставлять свое чадо на старших детей или на пожилых своих матерей.
Малышу очень рано приходилось испробовать коровье молоко, хлеб, и каши, и все то, что ели взрослые члены семьи. А ежели он был рожден летом, то и вовсе рассчитывать на грудное молоко ему не приходилось. Больше везло тем у кого в семье была еще одна мать, кормящая ребенка, тогда женщины кормили детей поочередно.
На хрупких женских плечах держалось все хозяйство, полевые работы и домашние, связанные с приготовлением еды, стиркой, уборкой, а также рождение и воспитание детей. Все эти тяготы жизни очень быстро подрывали их здоровье и женщины умирали достаточно рано.
Не менее интересна история о том как обучали крестьянских детей в школах 200 лет тому назад.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Поле Чудес ответы 1 октября 2021
Ответы Поле Чудес за 1 октября 2021 года (1.10.21). Добрый вечер, дорогие читатели сайта Спринт-Ответ. Сегодня у нас на календарях пятница, а значит в эфире Первого канала можно смотреть капитал-шоу «Поле Чудес» от 1 октября 2021 года.
Перед началом игры с интересным музыкальным номером выступил Детский музыкальный театр «Домисолька». Сегодняшний выпуск телеигры Поле чудес посвящен Дню учителя. Поговорим мы сегодня об образовании и учителях.
Как обычно, ведущий передачи Поле чудес берет темы о нашем прошлом, о Руси-матушке, о традициях русского народа. Игроки приносят Леониду Якубовичу гостинцы и подарки, часто сделанные своими руками. И конечно же, выступают с творческими музыкальными номерами.
Победитель игры 1.10.2021 (sprintotvet.ru). Фото: Первый канал
Как на Руси назывался особый дом, в котором дети княжеских дружинников начинали учиться ратному делу?
Ответы Поле чудес 1.10.2021. Вот задание на первый тур. На Руси дети княжеских дружинников очень рано начинали учиться ратному делу. Ровно в 12 лет ребенка отправляли в особый дом, где он с товарищами познавал военное дело. Как такой дом назывался? (Слово из 8 букв)
Дети дружинников, например, учились ратному делу и уже с 12-летнего возраста жили в особых домах – гридницах, где познавали военное ремесло. Гридница (гридня) – в древнерусской архитектуре IX–XVII веков – большое помещение в княжеском дворце для дружинников.
Как сейчас называют азбуку древних славян?
Ответы Поле чудес 1.10.2021. Вот задание на второй тур. В древней Руси в языческих славянских племенах уже существовала письменность. Историки утверждают, что ею владело почти 100 % населения, sprintotvet.ru. Это письмо названо в честь древнерусского языческого бога. Древние славяне использовали письмо, которое в настоящее время называется … Как? (Слово из 10 букв)
Что за азбука была у древних славян? Мы её называем – велесовицей. Для написания этих манускриптов древние славяне использовали своеобразное письмо, которое уже в наше время получило название «велесовица», в честь древнерусского языческого бога Велеса.
Как на Руси называли учеников, обучавшихся у дьячка грамоте бесплатно?
Ответы Поле чудес 1.10.2021. Вот задание на третий тур. На Руси обучавшихся у дьячка грамоте детей, которые приходили за плату, называли маслаками, sprintotvet.ru. Тех, кто обучался бесплатно, помогали учителю по хозяйству, к примеру топили его печь. Слово это происходит от названия печи. Как таких учеников называли? (Слово из 7 букв)
Кроме приходящих учеников, которых называли «маслаками», у учителя были еще и живущие ученики – «грубники» обычно из бедных или сирот. Они находились на полном содержании мастера, обязаны были помогать по хозяйству, в частности топить печь – «грубу».
В 18 веке в русские семьи гувернера старались брать немолодого и женатого. А кого предпочитали брать в гувернантки?
Ответы Поле чудес 1.10.2021. Вот задание на финальный тур. После того как в 1737 году императрица Анна Иоанновна издала указ об образовании дворянских детей, из-за рубежа в Россию приехало огромное количество гувернеров, sprintotvet.ru. В русские семьи гувернера старались брать немолодого и женатого. А если нанимали гувернантку, то предпочитали немолодых или … Каких? (Слово из 8 букв)
Среди гувернанток более всего ценились особы немолодые, а из молодых – некрасивые и даже уродливые (довольно часто гувернантками были горбуньи), проще говоря дурнушки. Это (как и в случае с мужчинами), по мнению родителей, гарантировало серьезность, отсутствие матримониальных намерений и обеспечивало супружеский лад в доме.
Победитель сегодняшней игры набрал 3750 очков, сообщает Спринт-Ответ. В качестве призов он выбрал электросамокат и ноутбук. Победитель решил не испытывать удачу и отказался от участия в Суперигре.