в каком возрасте мальчик становится мужчиной
Переходный возраст: как понять, что ваш мальчик становится мужчиной
Кризисный период во взрослении ребенка знаком каждому родителю. Специалисты называют это пубертатным периодом, а простому обывателю ближе понятие переходного возраста.
Когда начинается переходный возраст у мальчиков
Внешние признаки переходного периода у мальчиков
В возрасте от 11 лет в организме мальчиков начинаются перемены. Вы станете свидетелями того, как:
Признаки наступления переходного возраста у мальчиков
Если физиологические признаки видны невооруженным глазом, то внутренние переживания и перестройки понять удается не сразу. По каким признакам можно понять, что ваш сын вступил в переходный период:
*Подросток начинает громко и агрессивно отстаивать свои права. В силу взросления ему начинает казаться, что с ним не считаются.
*Ваш сын начинает часто говорить вам о том, что вы его не цените, не понимаете и не поддерживаете.
*Подросток настаивает на том, что не очень-то ему родители и нужны. Он пытается доказать всем и каждому. что он вполне самостоятельный и сам может со всем справиться.
*Появившаяся в жизни парня первая любовь поглощает все его внимание. Связь с родителями уступает место связи с противоположным полом.
Родителям стоит запастись терпением. Путь взросления мальчика труден, ему необходима будет помощь понимающих родителей, чтобы пройти его без особых проблем.
Несколько «нельзя» для родителей мальчиков, переживающих переходный возраст:
Взросление мальчиков
В нашем глубоко толерантном обществе, где гендерные границы уже практически размыты, а любая попытка на кого-либо “навесить стереотип” пресекается общественным порицанием, уже довольно трудно рассуждать об отдельных отличиях мужчин и женщин. Однако, когда дело касается проявления физиологических особенности у людей во время пубертатного периода, игнорировать индивидуальный подход, в зависимости от пола, нельзя. В этой статье обсудим процесс взросления, полового созревания у мальчиков и все тонкости, связанные с пубертатом.
На что обратить внимание во время взросления?
Ещё вчера под ногами бегал кроха, который откликался на слово “малыш”, а теперь перед вами подросток. Что делать? Всё бы ничего, если бы не изменения, которые ярко сказываются на внешности и характере мальчика. Это связано с гормональными процессами, происходящими в организме без-пяти-минут-мужчины.
Чтобы пройти этот нелёгкий путь как можно спокойнее и без лишних стрессов, стоит вооружиться всеми необходимыми знаниями. Вы скорее сможете помочь своему ребёнку, если сами будете знать больше о половом созревании.
Подробнее о пубертатном периоде
Пубертат — это период взросления мальчиков, во время которого изменяется тело в процессе полового созревания. Развитие у мальчиков вторичных половых признаков, способность к фертильности (продолжению рода) — всё это результат тех изменений.
Половое созревание, как правило, у мальчиков происходит в промежутке от девяти до шестнадцати лет. Но не стоит забывать, что все дети разные, а потому и половое созревание может наступать также в разное время. Начало его проявления зависит от многих факторов, таких как вес или генетические особенности, например.
Масса тела
Многие эксперты считают, что вес тела подростка способно сильно повлиять на время наступления полового созревания. То есть, изменения в организме могут начаться лишь тогда, когда тело ребёнка достигает нужной массы.
Лептин (гормон, который вырабатывается жировыми клетками) оказывает влияние на активность выброса гонадотропин-высвобождающего гормона, который возбуждает гипофиз производить фолликулостимулирующий и лютеинизирующий гормон — эти два, в свою очередь, приводят к сексуальному развитию.
Заметим, что на сегодняшний день подростки вступают в период полового созревания раньше, чем когда-либо в истории. Тут-то мы и можем заметить связь между этим и тем, что многие современные дети имеют проблему с избыточным весом.
Генетика
Генетика — ещё один из факторов, от которых зависит момент наступления полового созревания. Велика вероятность, что ваш сын придёт к половой зрелости в том возрасте, когда это сделал его отец. Более того, учёные обнаружили специфический ген, играющий большую роль в период полового созревания, — GPR54. Он влияет на секрецию гонадотропин-высвобождающего гормона и определяет время полового созревания.
Те, у кого этот ген повреждён, рискуют вступить в период полового созревания гораздо позже.
Стадии полового созревания и взросления у мальчиков
Половое созревание — это не внезапная трансформация, а достаточно постепенный процесс. Разные этапы полового созревания определяются шкалой Таннера (названа в честь профессора Джеймса Таннера — эксперта по развитию детей).
Итак, подробнее о каждой.
1-я стадия Таннера
Этап, когда ваш ребёнок ещё не достиг половой зрелости. Конкретного возраста не подразумевает, и у большинства мальчишек серьёзных физических изменений в это время не происходит.
2-я стадия Таннера
Начинается она примерно в двенадцатилетнем возрасте. Но не забывайте, что все организмы разные, а значит и момент вступления в эту фазу будет тоже индивидуален для каждого.
В это время мошонка мальчика становится более плотной, а её цвет — более красным. Яички могут увеличиваться в размере, а у основания пениса появляются лобковые волосы.
3-я стадия Таннера
Третий этап взросления приходится в среднем на 13 лет.
Размеры яичек и пениса увеличиваются, лобковые волосы становятся более твёрдыми и получают всё большее распространение в области гениталий.
Если сын замечает и рост тканей молочной железы в этом возрасте — успокойте его. Это нормально в его возрасте и в большинстве случаев проходит спустя несколько лет.
Однако больше всего подростков беспокоит и смущает другое изменение — “мокрые сны”. Это значит, что во время сна происходит выброс спермы (эякуляция). Пожалуйста, отнеситесь к этому явлению крайне деликатно, ведь оно совершенно не поддаётся контролю подростка.
В этот же период происходит изменение голоса — тоже довольно важный процесс. Ребёнок сам чувствует, как меняется тембр и тон его голоса, который становится более глубоким и кажется уже более взрослым.
Приятная особенность этого периода в жизни мальчика — физический рост. Большинство мальчиков во время полового воспитания вырастает на целых 7-8 сантиметров в год.
4-я стадия Таннера
Её начало обычно приходится на 14 лет.
Из изменений: пенис мальчика удлиняется, яички увеличиваются, мошонка начинает иметь более тёмный оттенок.
Лобковые волосы на данном этапе будут выглядеть “взрослее”, но находиться пока в области гениталий. Начинает появляться растительность подмышками, а с ней и неприятный запах пота. В этот момент многих начинает беспокоить акне.
5-я стадия Таннера
Наконец завершающий этап полового созревания. Он проходит примерно в возрасте пятнадцати и до восемнадцати лет.
Гениталии уже как у взрослого, лобковые волосы теперь распространяются и на внутреннюю часть бедра. Появляются волосы на лице.
Скачки роста продолжаются вплоть до шестнадцати лет, а вот мышцы только лишь вступают в активную стадию развития.
У большинства полная зрелость наступает к совершеннолетию.
Нужен ли специалист во время взросления?
Через пубертатный период предстоит пройти всем подросткам, и в большинстве случаев он заканчивается нормальным взрослением. Но всё-таки бывают обстоятельства, когда мальчика стоит показать врачу.
Разговаривайте с детьми и поддерживайте их в этот “трудный возраст”, а также старайтесь быть предельно компетентными в таких важных вопросах, касающихся пубертатного периода, или же не откладывайте обращение к специалистам. Будьте внимательны и заботливы — только так вы сможете безболезненно пережить это особенное время.
Переходный возраст у мальчиков: как происходит превращение в мужчину?
Всем родителям кажется, что их ребенок только недавно родился, произнес первые звуки и слова или сделал самостоятельные шаги.
А теперь перед ними подросток, который вступает в период переходного возраста. У него появились изменения не только во внешнем облике, но и в психике.
Изменения физиологических признаков у подростков в переходном возрасте
У девочек половое созревание связано с началом менструального цикла. У большинства этот процесс начинается в 10 лет, а месячные появляются примерно на 2 года позднее.
В данный период у них начинают развиваться груди, в области половых органов и подмышечных впадинах появляются волосы. Бедра расширяются, структура кожи меняется.
У мальчиков начало полового созревания наблюдается, в среднем, на 2 года позже. В этом возрасте, прежде всего, можно наблюдать интенсивность роста костей с мышцами.
Плечи у юноши становятся шире.
К 10-13 годам происходит увеличение полового члена и размера яичек, наблюдается рост волос на лобке и над верхней губой.
В этот период происходит ломка голоса, он становится грубым, низким, иногда могут быть проявления звуковых перепадов, потому что горловые хрящи развиваются вместе с мускулатурой, а также бывают изменения в голосовых связках. На теле волосяной покров тоже увеличивается. В возрасте 14-15 лет у многих мальчиков происходят поллюции — самопроизвольное извержение семени во время сна, которое считается на самом деле абсолютно нормальным явлением.
Изменения в психике у подростков
Как известно, проблемы начинаются с того, что подросток уже понимает то, что у него растет половая активность и физическая сила. Сначала он осознает, что у него сексуальное влечение к противоположному полу растет, а потом хочет доказать свою мужественность, показать, что он уже взрослый мужчина, который сформировался, а не мальчик.
Мальчики в этот период становятся мнительными, обидчивыми, легко ранимыми.
Поэтому юноши хотят доказать свою индивидуальность, стремятся к свободе.
В данном периоде сложность в том, что он подросток уже понимает жизнь, а реализовать силу нет еще возможности, в это время он проявляет эмоциональность, от любого слова может взорваться очень быстро.
Значение здорового образа жизни у подростков
Здоровый образ жизни у подростков способствует нормальному течению переходного возраста. Надо занимать подростка. Следует спросить, чем он хочет заниматься, танцами или пением, каким видом спорта. Родители должны обеспечить правильное и полноценное сбалансирование питание. Надо объяснять о вреде алкоголя, курения и пассивного образа жизни, что только активный образ жизни поможет стать здоровым и заняться любимым делом.
Все познается в сравнении
Только сформировавшийся взрослый человек понимает, как хорошо быть подростком, когда о тебе заботятся родители, и ничего тебе не надо делать.
Дети стремятся вырасти, стать взрослыми.
Надо дать им шанс, чтобы они почувствовали на себе все трудности жизни (конечно, в разумных пределах).
И не надо становиться врагом, и твердить «я тебе всегда говорил, а ты не прислушивался», наоборот, надо с ним советоваться и поддерживать детей во взрослых начинаниях.
Воспитание мальчиков: Когда начинать из сына растить мужчину
Рано или поздно почти каждый родитель, воспитывающий малыша мужского пола, вдруг задаётся вопросом: а когда же надо уже формировать из него мужчину. Когда надо начинать относиться к нему не просто, как к ребёнку, а как к мальчику, и воспитывать мужской характер, прививать какие-то мужские качества.
В разных источниках попадается разная информация. Кто-то говорит, что это возраст 3-х лет, потому что именно в этом возрасте дети начинают осознавать свою принадлежность к определённому полу. Кто-то говорит, что это примерно в возрасте от 5-ти и старше, когда мальчик из материнских рук переходит в отцовские, когда у мальчика происходит естественное желание отделиться от матери и примкнуть к папе, больше проводить с ним времени, когда у сына появляется активный интерес вообще к жизни папы, стремление участвовать в его мужских делах.
Я не претендую на истину в последней инстанции, но я не согласна ни с тем, ни с другим. Потому что воспитанием мальчика, как ни странно, нужно начинать заниматься, по сути, ещё до его рождения. Но, как правило, в ту пору мы никак об этом не задумываемся. Но, во всяком случае, начинать надо хотя бы с момента его рождения. Вы думаете, как же нужно воспитывать новорождённого мальчугана. А всё дело в том, что воспитывать нужно не его, а СЕБЯ. Будь вы хоть мама, будь вы хоть папа, но в первую очередь любое воспитание своего ребёнка нужно начинать с воспитания самого себя.
Воспитание детей начинается с воспитания родителей
Если время идёт, и ваш сынок уже далеко не новорожденный, а уже растущий, бегающий, играющий и радующий вас изо дня в день мальчуган, а вы только сейчас начинаете задумываться, а как же вырастить из него настоящего мужчину, а всё ли я правильно делаю, то это тоже хорошо. Главное, чтобы мысли об этом не остались так же мыслями, а перешли в конкретные действия, а именно в определённые усилия на своё развитие, на развитие своих родительских качеств, осознанности, понимания мужской психологии и работу над собой.
Самое интересное, что большинство усилий в воспитании наших детей должно быть направлено не на детей, а на нас родителей. Нам нужно меняться и развивать свой родительский подход, свои личностные качества и образ жизни, чтобы иметь возможность влиять на воспитание наших детей, наших сыновей.
Существует ли чёткий возраст, когда воспитание малыша переходит в воспитание мужчины?
Точно так же и родители подводят мальчика к выводам о том, что он мужчина, постепенно и ненавязчиво. Ни в один день, решив, что уже пора. А просто в общении. В сравнении с папой. Мальчикам часто говорят: «Кушай хорошо, и вырастешь большим и сильным, как папа». Ему всего ничего, только научился ходить, говорить, но он уже приобщается у миру мужчин. Причём ненавязчиво. Ему никто не вдалбливает, что он мужчина, и что он что-то теперь должен, раз он мужчина. Пока он ещё никому ничего не должен, но его ориентируют на самый главный авторитет – папу. Потому что именно с папы начинается восприятие себя, как мужчины. Если вдруг папы нет, то ориентировать нужно на самого близкого мужчину (дядя, дедушка), но только если этот близкий мужчина существует. Если же и такого нет, то ориентировать надо вообще на собирательный образ мужчины, на некий такой эталон. Например, просто «вырастешь большой и сильный мужчина».
Периоды развития мужской личности в мальчике
Ещё мне очень нравится японский принцип по воспитанию детей: «С рождения до 5 лет – ребёнок царь, с 5 до 15 – раб, с 15 – равный тебе, друг».
Часто сталкиваюсь с тем, что многие начинают воспринимать этот принцип буквально, чего делать, конечно же, нельзя. Вам же не придёт в голову понимать буквально наши русские пословицы и поговорки, мы просто читаем в них мудрость, скрытую за фразами. Так и здесь. Просто в ней заложена мудрость, которую раскрывать можно на много листов.
И опять же возраст здесь указан лишь для приблизительных ориентиров, и никак не означает чётких границ. Каждый родитель должен ориентироваться на своего ребёнка индивидуально, чувствовать его, наблюдать, ловить подходящие моменты.
Мудрость же этого японского выражения заключается в том, что с рождения ребёнка мы открываем для него весь мир, позволяя без ограничений его исследовать, исключая лишь реальную опасность для малыша. Важно постараться максимально снизить количество запретов и позволить ребёнку познавать окружающее пространство, людей, испытывать весь спектр эмоций. Точно так же и в воспитании мальчика: с рождения мы даём ему возможность познать окружающих людей, увидеть для себя мужчин и женщин, осознать себя как личность, потом ещё и как мужскую личность.
В начале мужского становления очень важно показать мальчику все преимущества того, что он мужчина: он сильный, умный, ловкий. Хвалить за каждое его проявление мужских черт, а не бояться этих проявлений. Мальчик лезет на турник. Не надо в панике кидаться: «Куда полез?! Сейчас упадёшь и разобьёшься». Нужно спокойно подойти и подстраховать, чтобы не упал, а ему позволить проявлять свои силы, тренировать свои физические навыки, да ещё и похвалить за это: «Какой ты смелый, у тебя так ловко получается забраться по лестнице» или «Ух, как ты высоко забрался! (даже если преодолено первый раз всего пара лесенок). У тебя так здорово получается». Т. е. важно поддержать любое проявление себя и исследование мира: полез на горку, схватил молоток, отвёртку. Не надо с криком вырывать: «Это опасно, пальцы отобьёшь». Создайте безопасную окружающую среду, где вы не будете волноваться за его пальцы, руки, глаза и т. д.
Недавно у нас был опыт с настоящими гвоздями и молотком. Папа принёс в дом пень, и сын тренировался вколачивать в него гвозди. Для этого ему просто слегка вбили длинные гвозди, чтобы они были укреплены в этом пне и торчали из него, а он сам доколачивал их до конца. Восторгу не было предела! Следующий этап будет, когда он уверенно будет всегда попадать по гвоздям, дать ему возможность вколачивать их уже полностью самому.
Потом были первые попытки что-то разрезать. Опять же первые разы я давала что-то маленькое и мягкое. Мягкие кусочки масла, сыра, хлеба. Теперь он может и яблоко пополам разрезать, и яйцо разбить. Разумеется, всегда под присмотром. Сейчас он даже омлет сам себе в 3 года делает, а я лишь рядом подсказываю и что-то придерживаю, подаю яйца, соль, и т. д. Сам поставит микроволновку, я скажу сколько раз на какую кнопку нажать, после сигнала достаём.
Просто потому что для меня никогда не было запретов, было только желание научить безопасно освоить элементарные навыки, к которым у ребёнка самого появился интерес и желание.
Вот именно это и означает, что до 5 лет ребёнок – царь. А вовсе не то, что, значит, ему все вокруг прислуживают. Просто ему все вокруг помогают познавать мир, себя, свои способности и возможности, осваивать всё то, в чём возникает потребность и желание.
Почему с 5 до 15 – раб? Потому что примерно к этому возрасту, к 5-ти годам (опять же индивидуально для каждого ребёнка, это должны чувствовать родители) мальчику постепенно, микродозами начинают передавать ответственность, какие-то обязанности. Сначала что-то очень маленькое и незначительное для вас, возможно даже хлопотное, но очень полезное для становления чувства ответственности и долга у сына. Например, я часто выношу мусор вместе с сыном. Для меня это в чём-то хлопотно, ведь я не могу поручить ему большой тяжёлый пакет, и для этого мне надо специально часть мусора складывать небольшой кучкой в маленький пакет, чтобы ноша была посильна для моего сына. И я могла бы сама вынести его буквально за минуту, но вместе с сыном приходится тратить гораздо больше времени, ведь, допустим, сейчас зимой для этого его надо одеть, идти приходится медленно. Но зато он чувствует себя частью семьи и участником семейных дел. И если бы его не взяли вынести мусор, для него это было бы обидой. Поэтому и надо начинать прививать обязанности так, как будто это особая привилегия, чтобы обязанности ребёнок хотел делать с радостью, а не так, будто на него их навесили и вынудили выполнять. В таком случае развивается отвращение к каким-либо обязанностям и стремление всячески от них уклониться. Родители начинают в ответ возмущаться, ворчать, ругать, читать нотации, чем ещё больше вызывают чувство сопротивления.
И в этот момент ребёнок реально доставляет хлопоты, если говорить честно, то мешает, усложняет нам задачу выполнения наших домашних дел, отвлекает. И часто случается так, что именно в такие моменты ребёнок слышит от родителей: «Не лезь!», «не мешай!», «не трогай!», «Сломаешь», «Разольёшь», «Поранишься», «Мне некогда», «Займись своими делами, иди поиграй».
Но это как раз и есть ТОТ САМЫЙ момент, когда нужно отбросить все свои желания сделать что-то быстро, чисто, без лишних помех. Этому моменту нужно радоваться, и благодарить ребёнка за то, что он вызвался помочь. Пусть он не столько помоет вам пол, сколько разольёт воду. Вы его поблагодарите за помощь, а всё, что не так, поправите. Пусть он поможет закинуть вещи в стиральную машинку и включит её. Он ничего не сломает, если вы покажете ему, как надо правильно включать.
Когда моему сыну было 1,5 года, то пока я чистила картошку, он бросал очищенную картошку в кастрюльку с водой. Сейчас ему 3 года и это занятие ему уже неинтересно. Теперь он уже режет очищенную картошку. Чтобы быть уверенной, что он справится и не поранится, я режу её предварительно на тонкие пласты, которые ему по силам прорезать, а он уже доводит их до состояния кубиков (чаще, конечно, неправильной формы, не кубики, а абстрактные кусочки), зато довоооольный. И гордый за то, что помогает. И за то, что ему доверяют такое ответственное поручение.
Вот именно в такие моменты складывается внутреннее удовольствие от того, когда поручают что-то ответственное. У ребёнка формируется позитивное отношение вообще к ответственным делам, к принятию ответственности, к обязанностям, к обычным бытовым делам.
А если ситуация складывается иначе, потому что родители не хотят создавать себе лишние хлопоты и помехи? В таком случае ребёнок отгоняется от домашних дел, ему ставят мультики, дают в руки игрушки и всё, что угодно, лишь бы не мешал. Ребёнок привыкает. Привыкает к тому, что пока все заняты домашними делами, он развлекается. И его за это поощряют. Правильно, что не лезешь и не мешаешь. Он привыкает получать удовольствие от другого. От каких-то развлечений, пока другие члены семьи трудятся. Потом наступает момент, когда родитель вдруг думает: «А чего это он развлекается, пока мы заняты? Пусть помогает!» И начинается: «Сделай это, сделай то!». А ребёнок в недоумении, точнее его подсознание в недоумении, ведь раньше его воспитывали совсем по-другому. У него уже сформировали определённый стереотип поведения, ценности, а потом вдруг резко решили, что теперь нужно всё поменять наоборот. Какой эффект будет? Прямо противоположный. Ребёнок справедливо будет в возмущении. Ведь его сами приучили, что, пока все занимаются домашними обязанностями, он развлекается, и его главная задача – не мешать.
Поэтому нужно изначально формировать в ребёнке позитивное и естественное отношение к домашним делам, т. е. чтобы для него это было само собой разумеющимся – принимать участие в домашних делах. Чтобы он с самого начала чувствовал, что родители поощряют его участие в домашних делах, а не отгоняют от них.
Когда ребёнок выходит из малышкового возраста, примерно как раз к 5-ти годам, то у него уже за плечами целый багаж бытовых навыков, которые он воспринимает, как что-то естественное, повседневное, не хлопотное, а часто даже приносящее моральное удовольствие.
Дальше можно поручать сыну более ответственные задания и поручать уже на постоянное исполнение, т. е. вверять исключительно в его обязанность определённую бытовую рутину: накормить кота, вынести мусор, помыть пол в одной из комнат. Т. е. это то дело, которое полностью будет лежать на его плечах, и которое он будет делать самостоятельно ежедневно или еженедельно или с другой установленной вами регулярностью. Опять же поручить эту обязанность можно так, что в ответ вызвать сопротивление: «Не хочу, не буду». Например, сказав в приказном тоне и безапелляционно: «Мы подумали и решили, что теперь ты будешь делать то-то…» А можно в другой манере, например: «Ты у нас такой самостоятельный парень, мы с гордостью смотрим, как ты справляешься с такими-то делами. Мы тут с папой подумали, что, пожалуй, сможем доверить тебе ещё одно ответственно поручение. Как ты оцениваешь свои силы – готов взвалить (с юмором) на свои мужские плечи важное семейное задание? Чувствуешь в себе силы?» Ну, какой же настоящий мужчина скажет в ответ, что он не достаточно силён. Конечно, он чувствует в себе силы и готов продемонстрировать вам всё, на что способен. Вы дальше: «Тогда подумай, какое из этих дел ты готов взять под свою ответственность?». И вы предоставляете сыну выбор из 2-3-х вариантов. Вы даёте ему возможность оценить свои силы и семейные интересы в том числе, и выбрать самостоятельно, опять же предоставляете право принятия решения самому, а не решая за него. После того как он сам сделал свой выбор, у него внутренне будет больше ответственности перед вами.
Если вдруг он забывает, спокойно напоминайте. А первое время после каждого раза, как он выполнит и не забудет про свою обязанность, обязательно отмечайте это. Не надо захваливать, достаточно просто заметить и оценить его ответственность.
И вот с этого возраста по японской мудрости мы начинаем вести себя с ребёнком, как с равным. Это значит, что примерно к этому возрасту вы воспитали человека, вырастили личность, и уже пора принять этого человека таким, какой он есть. Если вам что-то не нравится, что-то вас не устраивает, то знайте, что вы его таким УЖЕ вырастили. Дальше человека изменить нельзя. Вы же, как умный человек, не пытаетесь изменить других окружающих людей, встречаясь с их недостатками. Точно так же и с вашим повзрослевшим ребёнком.
Некоторые родители спохватываются в подростковом возрасте ребёнка, чувствуют, как он выходит из-под контроля, и пытаются всячески взяться за его воспитание. Тогда как в этот период, в подростковом возрасте, воспитательный процесс, по сути, заканчивается. У подростка уже мозг, сознание и подсознание забито собственным опытом, выводами, родительскими наставлениями, своими и чужими наблюдениями, всем, что он за свою жизнь увидел, узнал и познал. Теперь у него наступило время пережёвывания и осмысления. В этот момент он просто пытается во всём этом разобраться, найти себя, понять себя, осознать себя и определить своё место в жизни, в мире, обществе. Поэтому к этому времени надо передать вашему сыну ту картину мира во всей её широте, которая ценна для вас, родителей. Конечно, помимо вашей картины мира, у него будет целый набор и других положительных и отрицательных примеров и моментов своей жизни. Но если вы всё это время действовали правильно, то ему остаётся просто сделать определённые выводы. Возможно, в чём-то его выводы могут отличаться от ваших предпочтений, но это будет его выбор. Если вы, как родители, достойно относились к своему сыну, то он и сделает достойные выводы.
Если, вырастив человека, вы остались недовольны какими-то результатами, то дальше уже бесполезно воспитывать. Дальше вы можете только корректировать. Но это совсем другой подход. Согласитесь, в вашем муже вам тоже, наверняка, не всё нравится, и есть такие качества, которые хотелось бы перевоспитать, но вы, как мудрая женщина, понимаете, что перевоспитать мужчину нереально. Но можно понемногу что-то скорректировать, помочь ему развиваться. И делаете это уже не как воспитатель, а как женщина. Вот так же и с взрослым сыном. Наступает момент, когда уже не надо воспитывать. Надо сначала принять то, что есть, а потом помогать развиваться.
С какого возраста растить в мальчике мужчину?
И теперь можно подвести итог всего сказанного и сделать вывод, когда же надо начинать из сына растить мужчину. Начинать надо сразу с того момента, как только вы задумались об этом. Если задумались с момента появления мальчика на свет, значит, это и есть самое подходящее время. Воспитание мужчины начнётся с воспитания себя, родителей. Нужно наладить такой образ жизни и поведения, при котором оптимально развиться мужчине. Это значит, нужно быть для мальчика примером хороших качеств, правильной модели в семье, примером здоровых и гармоничных взаимоотношений. Это значит, что нужно продумать, как вы хотите воспитывать своего сына. Готовы ли вы принять на себя лишние хлопоты, связанные с тем, что придётся удовлетворять потребность ребёнка везде лезть, всё исследовать, совершать ошибки? Готовы ли перебороть свои тревоги, когда ваш мальчуган начнёт испытывать себя и раздвигать границы своих возможностей: лазить по турникам, гонять на велосипеде, разбивать коленки, вступать в драки, браться за молотки, ножи, отвёртки? Если вы готовы рискнуть и пойти на всё это, то сможете организовать своему сыну такую среду, в которой способен развиться мужчина.
Если же вам всё это не надо, и вы хотите, чтобы ваша жизнь была упрощена по максимуму, чтобы рядом с вами жил послушный, хороший, удобный ребёнок, поддающийся контролю, безропотно выполняющий ваши родительские приказы, подчиняющийся вашему мнению, то этого тоже можно достичь. И на выходе получить соответствующий результат: послушного, безропотного, зависимого, нуждающегося в постоянном контроле и надзоре, ведомого человека.
Если же родители готовы работать над собой, развивать себя, значит, и по отношению к сыну будет такое же желание: развивать и помогать становиться мужчиной. Дальше всё будет складываться просто и естественно. Потому что вы будете видеть и чувствовать своего ребёнка: когда и к чему он готов. Когда уже наступило время предоставить ему больше обязанностей, когда наступило время дать ему больше доверия, меньше контроля, больше самостоятельности в принятии решений и т. д. Вот тогда будет расти мужчина. Рядом с такими родителями, мальчик изначально уже будет мужчиной, потому что в нём увидели сразу мужчину. Мальчику просто останется развивать свои качества, обретать опыт, получать навыки, совершенствовать себя.