в каком возрасте формируется я концепция
Формирование «Я-концепции»
(по книге Л.Д. Столяренко и В.Е. Столяренко «Психология и педагогика для технических вузов»)
Формирование «Я-концепции» начинается с раннего детства, проходя ряд этапов.
1. Телесное выделение себя из окружающего мира начинается в младенчестве и завершается к двум годам, когда ребёнок понимает, что его тело существует независимо от внутреннего мира и принадлежит только ему. Двухлетний ребёнок способен узнавать себя в зеркале, устанавливает границы своих владений («мой ботинок», «моя кукла»), выделяя себя и другого ребёнка как отдельных существ.
2. Формирование отношения к себе происходит в течение дошкольного детства: ребенок, например, считает себя «хорошим» или признаёт себя «неумехой»; в основном такие самооценки ребёнка являются прямым отражением отношений к нему окружающих, прежде всего родителей, братьев, сестёр. Эти ранние отношения к себе со временем становятся базисными элементами «Я-концепции» человека, хотя их трудно выявить впоследствии, поскольку они приобретаются в то время, когда речевое развитие ребёнка ещё не позволяет их адекватно вербализовать. Дошкольники очарованы собой, и поэтому многие их занятия и мысли направлены на то, чтобы как можно больше узнать о себе. Они сравнивают себя с другими детьми, обнаруживая различия в росте, цвете волос, поле, происхождении, симпатиях. Они сравнивают себя с родителями, узнают, что у них есть общие с ними черты, и открывают новые для себя формы поведения, которые стараются перенять. Желая как можно больше узнать о себе, дошкольники задают множество вопросов: о том, откуда они появились, почему им становятся малы их ботинки, хорошие они дети, или плохие и т. д. По мере того как дети узнают, кто они и что собой представляют и начинают расценивать себя как активную силу в своём окружении, они создают из разрозненных знаний когнитивную теорию себя, или «личный сценарий», помогающий им интегрировать своё поведение. Наибольшее влияние на развивающийся у ребёнка «Я-образ» обычно оказывают родители, поскольку именно они снабжают детей определениями правильных или неправильных действий, образцами поведения и оценками поступков, и всё это кладётся в основу собственных представлений ребёнка. Происходит процесс ИНТЕРНАЛИЗАЦИИ, в ходе которого ребёнок делает социальные правила и нормы поведения частью самого себя, т. е. принимает их как собственные ценности. Как дети интернализуют эти ценности? Вначале ребёнок может просто копировать словесные формулировки родителей: например, рисуя мелком на стене, ребёнок говорит себе: «Нельзя, нельзя, нельзя!», т. е. ребёнок делает то, что ему хочется, и в то же время пытается сдержать себя, говоря, что этого делать не следует. Через несколько месяцев он, вероятно, сможет настолько контролировать себя, что не поддастся побуждению, которое сейчас ещё не способен перебороть. Развивающаяся «Я-концепция» и формирующиеся социальные понятия способствуют попыткам детей управлять своим поведением.
3. В школьном возрасте происходит существенное изменение «Я-образа» в зависимости от успехов/неудач в учёбе, от отношения учителей, родителей и сверстников к ребенку. Если ребёнок способен добиться успеха в учёбе, он включает трудолюбие в качестве составной части в свой «Я-образ». А дети, неуспевающие в школе, могут начать чувствовать себя неполноценными по сравнению со сверстниками, и это чувство может остаться у них на всю жизнь, особенно обостряясь в ситуациях оценивания. Если, однако, они всё же смогут преуспеть в чём-то, что ценится в их среде (в спорте, музыке, искусстве или иных занятиях), у них есть ещё шанс сохранить трудовой настрой, положительный «Я-образ» и желание доводить дела до конца. Способность видеть себя отличным от других людей, обладающих определёнными свойствами, составляют «Я-образ». Самоуважение означает видение себя человеком, обладающим положительными качествами, т. е. человеком, способным достигать успеха в том, что является для него важным. В младшем школьном возрасте самоуважение в значительной степени связано с уверенностью в своих академических способностях, которая соотносится со школьной успеваемостью. Дети, которые хорошо учатся в школе, имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие ученики. Если ребёнок принадлежит к социальной среде, где образованию не придаётся большого значения, его самоуважение может быть вообще не связано с достижениями в учёбе.
4. В отрочестве и юности самооценки принимают более отвлечённый характер, и у подростков появляется заметная озабоченность тем, как их воспринимают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность становится для подростков и юношей первостепенной задачей. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть. С обнаружением в себе этих новых познавательных способностей юноши и девочки развивают ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТЬ — целостное, связное представление о себе.
5. На протяжении всего взрослого периода жизни «Я-концепция» человека одновременно стремится сохранить преемственность и претерпевает изменения. Важные события жизни — смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, война, личные трагедии — заставляют нас пересматривать отношение к себе.
Факторы, влияющие на «Я-концепцию»:
ЗАДАНИЕ. Проанализируйте, как формировалась Ваша собственная «Я-концепция». Опишите этапы, факторы, результаты её формирования. В письменном виде, чтобы сдать работу на следующей лекции.
Рекомендации для «жертв ЕГЭ»:
1. Поскольку вы приучены всё делать «по образцу» (привилегия выпускников начальной школы), то образец описан выше, прямо по пунктам и возрастам. Периодизация возрастов в онтогенезе давалась на лекции.
2. Описывайте себя, факторы и примеры СВОЕГО становления, а не конспектируйте вышеизложенное.
3. Человек начинает смутно помнить себя с 4-5 летнего возраста. Поэтому для приличия, сочиняя события пунктов 1 и 2, добавляйте: «со слов моих родителей, я…».
4. Ни в коем случае не приводите пример: «когда я рисовал мелком на стене, я говорил себе — «нельзя»…». Во-первых этот пример авторы Столяренко придумали, а во-вторых вы мелком не рисовали. Разве что фломастерами на обоях, а скорее всего — лазили без спроса в папин ноутбук.
5. Кстати, о папах. Можно проанализировать и их (с мамами) влияние на Вашу «Я-концепцию». Они принадлежат в основном к поколению «детей перестройки» (мои студенты конца 1980-х годов). Их воспитывали ещё в СССР, в обстановке гуманизма, коллективизма, доброты и взамопомощи. Потом нехороший лысый пятнистый предатель устроил «горбостройку» (чем сейчас сильно гордится — обидно же признавать себя бездарью, упустившей власть, лучше сделать вид, что «так и задумано») и им, вашим родителям, сильно сменили социальную среду на «конкурентную», т. е. скотскую и звероподобную (хотя про зверей — я зря, там взаимоотношения более гуманные). Многие в том поколении просто погибли. Физически: спились, в «разборках», просто от тоски. Некоторые «приспособились», «преуспели». Большинство осталось «при своих», но попыталось «предостеречь» детей. Будучи сами добрыми и порядочными, учили: мир жесток, будь конкурентноспособным, не верь никому, бей первым. Интересно, что из этого «влезло» в Вашу «Я-концепцию»?
6. Работу желательно сдать именно на СЛЕДУЮЩЕЙ лекции. Сдадите — получите баллы. Не сдадите — Сергей Владимирович больше напоминать не будет, можете не беспокоиться. Вопрос этот вам добавится на экзамене или зачёте.
7. Несмотря на предупреждение пункта шесть — 80 процентов из вас работу вовремя не сдадут. Ну что поделаешь, такая у Вас «Я-концепция», «неконкурентноспособная».
8. Выполненная работа как минимум, поможет вам задуматься, а как правильно формировать «Я-концепцию» у Ваших будущих детей. Это очень важно. А то кому же я потом Россию передам? «Конкурентоспособным» и «успешным»? Тошнит уже от Ксюшади и Тиныкоекаки…
В каком возрасте формируется я концепция
Данные об устойчивости образа Я не совсем однозначны. В принципе она, как и устойчивость прочих установок и ценностных ориентаций, с возрастом увеличивается. Самоописания взрослых менее зависят от случайных, ситуативных обстоятельств. Однако в юношеском возрасте самооценки иногда меняются очень резко.
Что касается контрастности, степени отчетливости образа Я, то здесь также происходит рост: от детства к юности и от юности к зрелости человек яснее осознает свою индивидуальность, свои отличия от окружающих и придает им больше значения, так что образ Я становится одной из центральных установок личности, с которой она соотносит свое поведение. Однако с изменением содержания образа Я существенно меняется степень значимости отдельных его компонентов, на которых личность сосредоточивает внимание. В ранней юности масштаб самооценок заметно укрупняется: “внутренние” качества осознаются позже “внешних”, зато старшие придают им большее значение. Повышение степени осознанности своих переживаний нередко сопровождается также гипертрофированным вниманием к себе, эгоцентризмом. В ранней юности это бывает часто.
Исследования содержания образа Я, проведенные под руководством И.В.Дубровиной, показали, что на границе подросткового и раннего юношеского возрастов в развитии когнитивного компонента Я-концепции происходят существенные изменения, характеризующие переход самосознания на новый более высокий уровень.[7;23-26]
Возрастные сдвиги в восприятии человека включают увеличение количества используемых описательных категорий, рост гибкости и определенности в их использовании; повышение уровня избирательности, последовательности, сложности и системности этой информации; использование более тонких оценок и связей; рост способности анализировать и объяснять поведение человека; появляется забота о точном изложении материала, желание сделать его убедительным. Аналогичные тенденции наблюдаются и в развитии самохарактеристик, которые становятся более обобщенными, дифференцированными и соотносятся с большим числом “значимых лиц”. Самоописания в раннем юношеском возрасте имеют гораздо более личностный и психологический характер, чем в 12-14 лет, и одновременно сильнее подчеркивают отличия от остальных людей.
Наиболее заметные изменения в содержании самоописаний, в образе Я, обнаруживаются в 15-16 лет. Эти изменения идут по линии большей субъективности, психологичности описаний. Известно, что и в восприятии другого человека психологизация описания после 15 лет резко увеличивается.[9;47] Усиление субъективности самоописаний обнаруживается в том, что с возрастом увеличивается количество испытуемых, указывающих на изменчивость, ситуативность своего характера, на то, что они ощущают свой рост, взросление.
Юношеский возраст характеризуется сбалансированным развитием когни-тивного и эмоционального компонентов самооценки. Рост осознанного отношения к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся собственному «Я». Складываются относительно устойчивые представления о себе, как целостной личности, отличной от других людей.
Выполняя регулятивные функции, самооценка выступает необходимым внутренним условием организации субъектом своего поведения, деятельности, отношений. Она является важнейшим фактором мобилизации человеком своих сил, реализации скрытых возможностей, творческого потенциала. [1;241]
2. Становление нового уровня самосознания.
Мы уже отмечали, что, составляющие Я-концепции, поддаются лишь условному концептуальному разграничению, поскольку в психологическом плане они неразрывно взаимосвязаны. Потому когнитивный компонент самосознания, образ Я, его формирование в раннем юношеском возрасте, напрямую связан как с эмоционально-оценочной составляющей, самооценкой, так и с поведенческой, регуляторной стороной Я-концепции.
При переходе от детства к отрочеству и далее самокритичность растет. Так, в изученных Е.К.Матлиным сочинениях десятиклассников, описывающих собственную личность, в 3,5 раза больше критических высказываний, чем у пятиклассников.[9;32] Ту же тенденцию отмечают психологи ГДР. Чаще всего в ранней юности жалуются на слабоволие, неустойчивость, подверженность влияниям и т.п., а также на такие недостатки как капризность, ненадежность, обидчивость.
Одним из важных показателей поведенческой составляющей Я-концепции служит динамика уровня притязаний под влиянием успеха или неуспеха при выполнении заданий различной степени трудности. Начиная с классической работы Ф.Хоппе, уровень притязаний рассматривается как порождаемый двумя противоречивыми тенденциями: с одной стороны, поддерживать свое “я”, самооценку на максимально высоком уровне и, с другой, снижать свои притязания, чтобы избежать неудачи и тем самым не нанести ущерба самооценке.[7;29]
Некоторые исследователи (см.: Б.В.Зейгарник, Б.С.Братусь [15;23-28]) считают, что для подросткового возраста типично активное стремление различными путями реализовать лишь первую из названных тенденций, в то время как для зрелой личности, напротив, характерно умение развести эти тенденции в ходе деятельности, прежде всего за счет того, что успешность или неуспешность в конкретной деятельности воспринимается именно как конкретный неуспех, а не крах самооценки в целом.
В зарубежной психологии в качестве аналога понятия “личностное самоопределение” выступает категория “психосоциальная идентичность”, разработанная и введенная в научный оборот американским ученым Эриком Эриксоном.[17;64] Центральным моментом, сквозь призму которого рассматривается все становление личности в переходном возрасте, включая и его юношеский этап, является “нормативный кризис идентичности”. Термин “кризис употребляется здесь в значении поворотной, критической точки развития, когда в равной степени обостряются как уязвимость, так и возрастающий потенциал личности, и она оказывается перед выбором между двумя альтернативными возможностями, одна из которых ведет к позитивному, а другая к негативному его направлениям. Слово “нормативный” имеет тот оттенок, что жизненный цикл человека рассматривается как ряд последовательных стадий, каждая из которых характеризуется специфическим кризисом в отношениях личности с окружающим миром, а все вместе определяют развитие чувства идентичности. [17;69]
Главной задачей, которая встает перед индивидом в ранней юности, по Эриксону, является формирование чувства идентичности в противовес ролевой неопределенности личностного “я”. Юноша должен ответить на вопросы: “Кто я?” и “Каков мой дальнейший путь?” В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан также с осознанием собственной ценности и компетентности.
Поиск идентичности может решаться по-разному. Один из способов решения проблемы идентичности заключается в испытании различных ролей. Некоторые молодые люди после ролевого экспериментирования и моральных исканий начинают продвигаться в направлении той или иной цели. Другие могут и вовсе миновать кризис идентичности. К ним относятся те, кто безоговорочно принимает ценности своей семьи и избирает поприще, предопределенное родителями. Некоторые молодые люди на пути длительных поисков идентичности сталкиваются со значительными трудностями. Нередко идентичность обретается лишь после мучительного периода проб и ошибок. В ряде случаев человеку так и не удается достичь прочного ощущения собственной идентичности. [17;82]
Главной опасностью, которой, по мнению Эриксона, должен избежать молодой человек в этот период, является размывание чувства своего “я”, вследствие растерянности, сомнений в возможности направить свою жизнь в определенное русло.
Канадский психолог Марше (1966) выделил четыре стадии развития идентичности:
1. Неопределенность идентичности. Индивид еще не избрал для себя никаких определенных убеждений и никакого определенного профессионального направления. Он еще не столкнулся с кризисом идентичности.
2. Предварительная идентификация. Кризис еще не наступил, но индивид уже поставил для себя какие-то цели и выдвинул убеждение, которые в основном являются отражением выбора, сделанного другими.
3. Мораторий. Стадия кризиса. Индивид активно исследует возможные варианты идентичности в надежде отыскать тот единственный, который он может считать своим.
4. Достижение идентичности. Индивид выходит из кризиса, находит свою вполне определенную идентичность, выбирая на этой основе для себя род занятий и мировоззренческую ориентацию.
Эти стадии отражают общую логическую последовательность формирования идентичности, однако это не означает, что каждая из них является необходимым условием для последующей. Лишь стадия моратория, по существу, неизбежно предшествует стадии достижения идентичности, поскольку происходящий в этот период поиск служит предпосылкой для решения проблемы самоопределения. [4;155]
Идея типологии развития идентичности, вариантов взросления в раннем юношеском возрасте завоевывает все большую популярность в отечественной психологии. Показано, что этапы самоопределения (они же и уровни и типы развития личности) являются целостным образованием, где разные личностные переменные системно связаны друг с другим. Каждый из них характеризуется присущими именно ему психологическими трудностями.
4.Формирование выраженных социальных потребностей.
Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появлении любви. Юношеская любовь включает в себя дружбу, в то же время она предполагает большую степень интимности, чем дружба. Юношеские мечты о любви отражают, прежде всего, потребность в эмоциональном теле, понимании, душевной близости. В это время часто не совпадают потребность в самораскрытии, человеческой близости и чувственность, связанная с физическим взрослением.
Способность к интимной юношеской дружбе и романтической любви, возникающая в этот период, скажется в будущей взрослой жизни. Эти наиболее глубокие отношения определяют важные стороны развития личности, моральное самоопределение и то, кого и как будет любить уже взрослый человек. [2;289-290]
Юность-период, когда молодой человек продолжает рефлексировать на свои отношения с семьей в поисках своего места среди близких по крови. Он проходит через обособление и даже отчуждение от всех тех, кого любил, кто был ответственен за него в детстве и отрочестве. Это уже не подростковый негативизм, а часто лояльное, но твердое отстранение родных, стремящихся сохранить прежние непосредственные отношения с вырастающим сыном или дочерью. Хорошо для всех, если в конце своего борения юноша или девушка возвратятся обновленными духовно с любовью и доверием к своим близким.[2;293]
В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Юноша задает себе вопросы: Кто Я? Каким я должен быть? Что Я могу? [4;201]
5. Становление мировоззрения.
В это время начинает развиваться нравственная устойчивость личности. В своем поведении старшеклассник все более ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего, пусть не очень большого, жизненного опыта. Так самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения.
Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия оказываются в ранней юности той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды.
Как считает В.Э.Чудновский, старшеклассник, познавая окружающее, возвращается к себе и задается мировоззренческими вопросами: “А что я значу в этом мире?”, “Какое место я занимаю в нем?”, “ Каковы мои возможности?”, “Какой я?”. Он ищет четкие, определенные ответы и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Максимализм характерен не только для подросткового возраста, но и для юношеского.[2;295]
Потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл,- одна из важнейших потребностей личности. И в юности, когда человек становится перед сознательным выбором жизненного пути, эта потребность переживается особенно остро.[4;208-209]
В раннем юношеском возрасте в рамках становления нового уровня самосознания происходит становление относительно устойчивого представления о себе, Я-концепции. К 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином “самоопределение”.
Старший школьник находится на пороге вступления в самостоятельную трудовую жизнь. Перед ним встают фундаментальные задачи социального и личностного самоопределения. Юношу и девушку должны волновать многие серьезные вопросы: как найти свое место в жизни, выбрать дело в соответствии со своими возможностями и способностями, в чем смысл жизни, как стать настоящим человеком и многие другие. [2;297]
Психологи, изучающие вопросы формирования личности на данном этапе онтогенеза [19;9] связывают переход от подросткового к юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов, планов старшеклассников.
Юноша (девушка) стремится занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.
Практически стало общепринятым рассматривать личностное самоопределение как основное психологическое новообразование раннего юношеского возраста, поскольку именно в самоопределении заключается то самое существенное, что появляется в обстоятельствах жизни старшеклассников, в требованиях к каждому из них. Это во многом характеризует социальную ситуацию развития, в которой происходит формирование личности в этот период.
То, насколько престижной окажется выбранная профессия или вуз, в который старшеклассник собирается поступать, зависит от его уровня притязаний.
Несмотря на некоторые колебания в уровнях самооценки и тревожности и разнообразия вариантов личностного развития, можно говорить об общей стабилизации личности в этот период. Интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в юности становится более устойчивым. [2;298]
Представление о собственном будущем связано с ценностями. Ценности, будучи по своей природе социально-историческими, являются средством приобщения индивида к роду (родовым человеческим способностям), тем самым, позволяя преодолеть конечность (временность) человеческого существования. Ценности, в свою очередь, тесно связаны с представлением о смысле жизни, которое является одновременно и основание развития личности, и его результатом.[16;122-124]
Сам факт обобщенного характера юношеских устремлений, их связь с судьбами общества и человечества в целом отмечались исследователями
7. Поиск смысла жизни.
В поисках смысла своего существования, в наиболее общей форме проявляется ценностно-смысловая природа личностного самоопределения. Потребность в смысле жизни характеризует взрослые формы поведения и потому не может быть обойдена, когда мы имеем дело с процессом взросления личности, становлением человеческого “я”. Виктор Франкл рассматривает стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития взрослого человека. [16;129] Потребность в смысле жизни, считает К.Обуховский, образует тот “узел”, который позволяет человеку, во-первых, интегрировать многочисленные требования, идущие из разных сфер его жизнедеятельности, строя жизнь не как последовательность разрозненных случайностей, а как целостный процесс, имеющий цели и преемственность, и, во-вторых, помогает человеку интегрировать все его способности, максимально их мобилизовать, следуя тем задачам, которые ставятся им в соответствии с выработанной Я-концепцией и концепцией жизни.[24;156]
Таким образом, в ходе становления Я-концепции, нового уровня самосознания, идентичности, выработки мировоззрения и самоопределения юноша (девушка) приходит к вопросу смысла жизни.
Однако, несмотря на все субъективные трудности, эти искания содержат в себе высокий позитивный потенциал: в поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самим собой.
Развитие Я и Я-концепции
Кратко приведенные здесь литературные данные переформулированы так, чтобы лечь по возможности в основу последующего описания нарушений самовосприятия.
Ребенок, как известно, появляется на свет с уже достаточно развитыми психофизиологическими структурами, делающими его способным к стремительному развитию речи, мышления, восприятия, эмоций и сенсомоторики, а также к восприятию разных сторон своего бурно формирующегося Я. Способны к этому даже сильно недоношенные дети. Уже в период младенчества ребенок начинает понимать, что он — отдельное, единственное в своем роде и самостоятельное человеческое существо (Крейг, 2000). Он может со временем стать и ангелом, и дьяволом, и, как знать, не в детстве ли он делает этот самый главный в своей жизни выбор.
Начиная где-то с трех месяцев, младенец активно изучает свое тело. Сначала открывает для себя собственные руки и ноги, некоторые движения, которые ими можно производить. Тем самым он начинает воздействовать на окружающий мир и наблюдать, к чему это приводит. В 7–8 месяцев младенец отчетливым и понятным образом реагирует на незнакомых людей, проявляя настороженное к ним отношение. Этим он показывает, что знает о существовании внешнего мира и что этот мир делится для него на две части: привычную, свою и другую, для него чуждую. Научается откладывать свои действия, пусть и на короткое время, чем ясно обозначает активность своего внутреннего Я.
| Социальный психолог поможет гармоничному развитию Я-концепции Вашего ребенка |
Взаимодействуя с другими людьми, строит схемы отношений «Я — другой» и с помощью последних сам «ставит» свои социальные опыты, изучает при этом и свои реакции, их последствия. Видимо, неслучайно принято говорить: ребенок — не маленький взрослый, он — маленький ученый, самые важные открытия в этой жизни он делает самостоятельно. Наблюдая за поведением окружающих, учится тому, как ему следует себя вести, а подражая своим родителям, начинает «понимать», чего они от него ждут, давая знать, что у него закладываются структуры должного Я.
К девяти месяцам эмоциональные реакции на один и тот же объект становятся у него вполне определенными, устойчивыми и предсказуемыми. Это, возможно, означает следующее: ребенок уже имеет какое-то представление о постоянстве объектов, устойчивости внешнего мира и о том, что объекты могут быть похожими, но любой из них в силу определенного к нему отношения существует лишь в единственном числе, как и он сам. Вероятно, это означает также, что младенец ощущает свое единство с внешним миром и осознает себя его неотъемлемой частью.
В период от 12 до 18 месяцев дети активно изучают ожидания окружающих, на свой страх и риск исследуют устройство социального мира. В это время они начинают говорить. Несколько позже легко заметить, что дети часто разговаривают сами с собой, называют при этом свои желания, а также хвалят или порицают себя. Другими словами, они не только многое знают о себе, но так или иначе оценивают разные проявления своего Я. Похоже на то, что уже в период овладения речью складываются базисные параметры самооценки, о чем дети еще долго не смогут сказать ничего внятного.
В самооценку между тем они явно включают социальные и культуральные ожидания. В хорошо организованной взрослыми среде дети научаются предвидеть, что может произойти в том или ином случае. Они делаются способными структурировать свои представления о будущем, начинают понимать, что существует время. Еще и в пять лет дети путают слова «вчера» и «завтра», но хорошо и давно, тем не менее, знают, что есть прошлое, настоящее и будущее время. Чувство времени развивается много позже, когда появится способность соразмерять отрезки времени со своей собственной активностью.
По мере развития Я у детей появляются все более дифференцированные эмоциональные реакции, все отчетливее дети осознают свои чувства, острее реагируют на фрустрацию, обучаются контролировать свои эмоции. «Сознательные эмоции» — гордость, стыд, смущение, чувство вины — появляются уже на втором году жизни. Все это свидетельствует о раннем понимании сложных социальных норм и о том или ином к ним отношении.
С 18 до 30 месяцев дети многое узнают о себе как о части социального мира: они безошибочно и с ликованием узнают себя в зеркале, по фотографиям, имеют представление о своей роли в семье. Понимают, какими физическими возможностями реально обладают; осознают, что могут делать и что нет, что им позволяется и что запрещено, что делать хорошо и что — плохо.
Около 21 месяца, если не ранее, дети принимают свои гендерные роли. Мальчики при этом освобождаются от опеки матери довольно резко, делаясь вполне самостоятельными и громко заявляя о своих правах. Девочки дольше испытывают двойственное чувство к своему обособлению. К концу второго года в речи детей все чаще появляются упоминания о себе, они уже знают свое имя, но свои потребности и желания они где-то до трех лет выражают от третьего лица. Психологи полагают, что это связано с речевыми проблемами, но вовсе не с отсутствием сознания Я.
Слова «мое», «мне» в речи детей звучат постоянно. Рассерженный отказом мальчик садится, например, в центр комнаты, изображает руками круг, как бы охватывая им все видимые предметы, и говорит: «Все мое, никому ничего не дам». Подобными «собственническими замашками» дети вполне определенно заявляют о своих притязаниях на обладание разными вещами, последние для них — это уже как бы часть их Я. Между детьми часто возникают «ссоры на меже» — за право на власть и обладание чем-то. Появление на свет брата или сестры может породить острое чувство ревности.
Жестокие порой конфликты взрослых за права наследования и алчность вообще являются, вероятно, продолжением детской борьбы за собственность в лице родителей. В этом же возрасте у детей появляется то, что называют скупостью и жадностью: на самом деле так проявляется стремление детей контролировать часть присвоенного ими мира, т. е. оградить свое Я от посягательств извне. Если такая форма самозащиты не преодолевается здоровым образом, у взрослого она проявится поведением собственника в самом дурном, анормальном качестве. Когда дети твердо усваивают, что принадлежит им, а что — нет, т. е. границы их внешнего Я четко очерчиваются, делиться чем-то и сотрудничать с другими им становится значительно легче, они уже не испытывают пугающей их угрозы своему Я.
К 2,5–3 годам жизни начинается активный процесс усвоения или персонализации общественных норм поведения. Эти нормы могут соблюдаться, даже если поблизости нет взрослых, роль последних все эффективнее играют соответствующие представления. В целом в младенчестве формируется образ своего Я как активной, компетентной и принимаемой другими личности, завершается создание основ Я-концепции и механизмов самовосприятия. На это указывает помимо прочего возможность появления в этом возрасте разных нарушений самоосознавания, которые при всех трудностях выявления и идентификации удается все же обнаружить у психически больных детей.
В дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) образ своего Я становится более дифференцированным. Точнее, дети уже больше могут сказать о себе, чем ранее, и все же они могут сказать о себе много меньше, чем знают и тем более чувствуют. Некоторые свои качества дети воспринимают в сопровождении ярких эмоций, другие им явно не нравятся или остаются без внимания.
Тем не менее самооценка детей в значительной степени является прямым отражением отношения к ним со стороны взрослых, в первую очередь родителей и воспитателей, а также сверстников. Самооценка эта все более обретает черты устойчивости, и в таком качестве дети стараются ее сохранить независимо от того, какова она. Это говорит, по-видимому, о том, что у детей уже существует потребность ощущать стабильность своего Я. Если ребенок уже усвоил, например, что он «злой», «хулиган» или «драчун», то он может при любом удобном случае демонстрировать свою агрессивность, то и дело задирая своих сверстников. Ему будет даже приятно слышать замечания в свой адрес, что он такой «нехороший». Укоренившись, такой тип поведения впоследствии может стать и криминальным.
В этом возрасте продолжают быстро развиваться речь, мышление, коммуникативные навыки. Дети, в частности, начинают понимать, что говорить со взрослыми, сверстниками и детьми поменьше нужно по-разному, и в этом смысле они — врожденные полиглоты. Если ранее их представления, как и наглядные образы были тесно привязаны к конкретным объектам, то теперь они могут фантазировать. Им потребуется еще много времени и усилий, чтобы ясно понять, что плоды воображения и реальность есть разные вещи. А пока что собственные фантазии, сказки, фильмы они легко могут принять за действительность.
Отсюда проистекает их обостренная впечатлительность, с этим связано появление различных страхов воображаемого, возникают первые сновидения поначалу с ощущением их реальности. Иными словами, в мышлении детей появляется совершенно новое качество, которое Е.Блейлер определил как аутистическое мышление. Благодаря последнему дети могут легко включаться в разные игровые роли, перевоплощаться, на время менять свою идентичность и как бы проживать чужие жизни, что необходимо для быстрого и успешного развития Я. Это качество, сохраняясь у взрослых, бывает присуще выдающимся писателям и актерам. Отчетливо выражена потребность в самопознании.
Дети в этом возрасте очень пытливы, они задают множество вопросов, в том числе и касающихся собственной персоны. Им интересно знать, откуда они взялись, где были до рождения, что делали и как вели себя будучи совсем маленькими. Уже вполне понимая, что люди происходят только от людей, многие просят «родить» им брата, сестру или говорят, что скоро «сами родят себе ребенка», уточняя, что немного погодя они женятся или выйдут замуж. Их тянет к сверстникам, к совместным играм. Сравнивая себя с товарищами, они прежде всего стараются найти отличия между собой и ими и тем самым начинают осознавать свою индивидуальность. Сравнивают себя и с родителями, радуются чертам сходства с ними и воображают себя взрослыми, подражая им, примеряя, например, их одежду. Дети уже мечтают о том, кем они станут, когда вырастут, проявляя тем самым зародыш идеального Я. Начиная примерно с трех лет они уверенно пользуются местоимением «я», обозначая им то, что скрыто где-то в глубине их тела. К своему имени относятся так, будто оно присуще им от природы.
Точно знают, что их мысли, чувства, желания неразрывно связаны с их Я, что существует их внутренний мир и он всецело принадлежит им. Дети понимают, что этот мир скрыт от других людей и никто о нем ничего не знает. Ребенок объясняет, например, свою уверенность в интимности, закрытости собственных переживаний тем, что «голова обтянута кожей» или «в голове нет дырки». В этом возрасте уже развито чувство собственной активности, дети ощущают себя самостоятельными, сильными и независимыми. Они вполне могут поверить в свои фантазии о том, что им все подвластно и они способны победить кого угодно, что они могут ездить на велосипеде с невероятной скоростью, подпрыгивать на большую высоту, «до облаков», поднимать или перевозить огромные тяжести и т. п. Поэтому нормальные дети делаются «вредными», «упрямыми», «своевольными», «капризными».
Это то, что называется физиологическим негативизмом (в отличие от кататонического, болезненного). Поэтому же, подражая взрослым, дети перенимают от них не все без разбору, а лишь то, что отвечает их представлениям о себе и близко их ощущению «самости», т. е. то, чего хотят они сами. Иными словами, дети не только усваивают и включают в свое Я какие-то внешние влияния, но и отторгают, отчуждают некоторую их часть. Здесь хорошо видно, как в норме механизмы присвоения или персонализации функционируют совместно с процессами отчуждения или алиенации.
При этом дети воспринимают свое Я как нечто единое, целостное и гармоничное, так как интуитивно чувствуют, что разные его проявления находятся в их власти и под их контролем. Возможно, это объясняет, по крайней мере, отчасти, почему, воспитываясь в неблагоприятных условиях, некоторые дети вырастают вполне благополучными, а какая-то часть детей из хороших семей бывает весьма проблемной. Чувство собственной активности легко перерастает в ощущение собственного всемогущества, так как ребенок видит, как его желания исполняются взрослыми.
Дополненное фантазиями о своих возможностях, оно является, по-видимому, одной из причин детского эгоцентризма. То, что исходит от самого ребенка, естественно, кажется ему самым правильным, значительным, важным не только для него, а вот желания и мнения окружающих часто не имеют на него столь же огромной силы влияния, так что ребенка легко понять, когда он бунтует, бывает упрямым и не считается с тем, что от него требуют. Дети, добавим, часто любят «страшилки», им как бы нравится чувство страха. На самом деле им нравится не сам страх, а способность преодолевать его собственными усилиями. Когда взрослые пугают детей или оберегают детей от порождающих страх впечатлений, они поступают неправильно, так как не учат тому, как надо бороться со страхами. Такие дети особенно часто бывают пугливыми и беззащитными.
Постепенно из фрагментарных знаний о себе дети создают некую теорию или личный сценарий. Эта теория позволяет интегрировать весь предыдущий опыт самопознания, дает возможность совершать осмысленные поступки, предсказывать свое поведение в тех или иных гипотетических ситуациях. Нарушения самоосознавания в дошкольном возрасте выявляются чаще, чем ранее, они более дифференцированы и разнообразны. Например, это отказ от своего имени, досрочное или отсроченное употребление местоимения «я», неадекватное формирование привязанностей, игровые перевоплощения, устойчивые и связанные с фантазированием страхи, «заумные» вопросы (о смерти, небытии и т. п.), «странные» игры, бесконечное повторение одних и тех же вопросов, неспособность отличать живые существа от неодушевленных объектов, сновидения фантастического содержания, чрезмерная впечатлительность, аутизм. Встречаются также переживания открытости, бредоподобные идеи, обманы восприятия.
В среднем детстве (6–12 лет) продолжается дифференциация представлений детей о самих себе, соответственно этому преодолевается синкретизм в восприятии и других людей. В значительной степени смягчается эгоцентризм, возрастает способность наблюдать за собой как бы со стороны. Дети, сравнивая себя с другими людьми и в особенности со сверстниками, находят у себя все больше отличительных признаков. Они способны формулировать достаточно сложные суждения относительно себя и других.
Например: «Я лучше, чем Д., по математике, но хуже его разбираюсь в машинах». Дети не только констатируют свои отличия от других, но и задумываются о том, насколько важны те или иные индивидуальные особенности. Самооценка в значительной степени связана со школьной успеваемостью, если последняя поощряется окружающими. На самоуважение, однако, большое влияние продолжают оказывать оценки родителей и воспитателей, возрастает в этом плане и роль сверстников. Дети с низкой самооценкой чаще терпят неудачи, заранее настраивая себя на неуспех.
В поисках самоуважения (а может быть, для безболезненного для себя сохранения негативной самооценки) они часто примыкают к неблагополучным детям, замыкаются, общаются с детьми младше себя. Захваленные дети, «счастливчики» обнаруживают неадекватно завышенную самооценку и признаки «социального равнодушия». Дети 6–7 лет уже понимают, что окружающие судят о них более по внутренним качествам, но тем не менее внешние данные еще долгое время будут занимать видное место в их Я-концепции. В этот относительно спокойный период жизни способность воспринимать себя и свое растущее Я вполне соответствуют одно другому, ребенок не замечает в себе каких-либо особых перемен, но эта ситуация вскоре изменится самым решительным образом. Нарушения самовосприятия в этом возрасте имеют еще в основном «детский» характер.
В отрочестве (12–15 лет) окончательно преодолевается детский эгоцентризм, подростки расстаются с прежним представлением о себе как о центре, вокруг которого вращается мир. Они становятся намного более открытыми для влияния окружающих, в первую очередь своих сверстников. Подростки тяготятся одиночеством и вступают в разные группы, так как им важно ощущать свою общность с другими.
В группах они многое узнают о своих социальных качествах, социальной иерархии, им хочется занимать в последней достойное место. Появляются культовые фигуры, которым они пытаются подражать. Подростки много размышляют о себе, впервые задумываются о своем характере. Поведение окружающих они объясняют внутренними причинами, предпочитая свое собственное связывать с внешними обстоятельствами. Значительное усложнение структуры Я в этом возрасте опережает, по-видимому, развитие механизмов самовосприятия. Это обстоятельство может, вероятно, повлечь учащение нарушений самовосприятия, которые становятся к тому же более дифференцированными, их симптоматика приближается к той, которая свойственна пациентам в более старшем возрасте.
В юности (16–20 лет) развитие Я в основных чертах завершается. Это один из самых бурных периодов жизни, возраст «бури и натиска», этап развития с часто непредсказуемыми последствиями. Изменения Я происходят здесь столь стремительно, что развитие механизмов самовосприятия может не успевать за ними. На это указывают не только высокая частота и структурная сложность нарушений самовосприятия у пациентов в этом возрасте, но и тот не имевший ранее прецедентов факт, что эти нарушения могут приобретать доминирующий характер.
Психологи отмечают и то немаловажное обстоятельство, что именно в этом возрасте наблюдается т. н. юношеская деперсонализация в виде отстраненного восприятия перемен в своем Я, так что далеко не все происходящее с Я включается в итоге в его структуру. Указывается также, что события внутренней жизни в этот период как бы вытесняются из области сознания и поэтому плохо сохраняются в памяти; данный феномен тем самым напоминает столь загадочную детскую амнезию. Юношество — это возраст контрастов и противоречий.
Здесь соединяются благородный романтизм и вызывающая прямолинейность, приливы воодушевления и приступы жестокого разочарования, самоуверенность и терпимость, острый интерес к духовным аспектам жизни и грубая чувственность, самоотверженность и малодушие, коллективизм и индивидуализм. С появлением контуров зрелой личности дальнейшее развитие Я совершается более плавно, и механизмы самовосприятия уже не испытывают в дальнейшем чрезмерного напряжения. С этим, по-видимому, связан тот факт, что у взрослых пациентов и тем более в пожилом и старческом возрасте нарушения самовосприятия отступают в психопатологии на второй план, встречаясь реже, в фрагментарном или скрытом виде.